6. Установлена обязательность
постановки всех субъектов предпринимательской и хозяйственной деятельности на
учёт в налоговых органах, с правом открытия расчётного счёта в банках только
после регистрации в налоговых органах.
7. Определена первоочерёдность
направления имеющихся у предприятий на счетах средств на уплату налогов по
сравнению с остальными расходами предприятия.
Для
налогоплательщиков предусмотрена возможность получения по их просьбе отсрочек и
рассрочек платежей в пределах текущего года, а также финансовых санкций, если
их применение может привести к банкротству и прекращению дальнейшей
производственной деятельности налогоплательщика.
1.3
Структура действующей налоговой системы Российской Федерации.
Законом “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”
впервые в России вводится трехуровневая система налогообложения. Налоги и сборы
были подразделены на федеральные, региональные и местные.
1. Федеральные
налоги взимаются по всей территории России.
В настоящее время
к федеральным относятся следующие налоги:
а) налог на
добавленную стоимость;
б) акцизы на
отдельные группы и виды товаров;
в) налог на
доходы банков;
г) налог на
доходы от страховой деятельности;
д) налог от
биржевой деятельности;
е) налог на
операции с ценными бумагами;
ж) таможенные
пошлины;
з) отчисления из
производства материально-сырьевой базы, зачисляемые в спец. внебюджетный фонд
РФ;
и) платежи за
пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет, в
республиканский бюджет республик в составе РФ, в краевые, областные бюджеты
краёв, областей, обл. бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных
округов и районные бюджеты районов в порядке и на условиях, предусматриваемых
законодательными актами РФ;
к) подоходный
налог с физических лиц;
м) налоги,
служащие источниками, образующие дорожные фонды;
н) гербовый сбор;
о)
государственная пошлина;
п) налог с
имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;
р) сбор за
использование наименований "Россия", "Российская Федерация"
и образовываемых на их основе слов и словосочетаний;
с) налог на
покупку иностранных денежных знаков и платёжных документов, выраженных в
иностранной валюте.
Все суммы
поступлений от налогов указанных в подпунктах "а"-"ж" и
"р" зачисляются в федеральный бюджет. Налоги, указанные в подпунктах
"к" и "л" являются регулирующими доходными источниками, а
суммы отчислений по ним, зачисляемые непосредственно в республиканский бюджет
республики в составе РФ, в краевые, областные бюджеты краёв и областей, областной
бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и бюджеты др.
уровней, определяются при утверждении республиканского бюджета республики в
составе РФ, краевого, областного бюджета автономной области, окружных бюджетов
автономных округов.
Все суммы
поступлений от налогов, указанных в подпунктах "н" - "п"
зачисляются в местный бюджет в порядке, определяемом при утверждении
соответствующих бюджетов, если иное не установлено Законом. Федеральные налоги
(в т. ч. размеры их ставок) объекты налогообложения, плательщики налогов и
порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются
законодательными актами РФ и взимаются на всей её территории.
Суммы поступлений
от налога, указанного в подпункте "с" зачисляются в соответствующие
бюджеты в порядке, определенном законодательным актом Российской Федерации об
этом налоге.
2. Налоги республик в составе РФ и налоги краёв, областей,
автономных областей, автономных округов. К этим налогам относятся:
а) налог на имущество предприятий, сумма платежей по налогу
равными долями зачисляется в республиканский бюджет республики в составе РФ,
краевые, областные бюджеты краёв и областей, областной бюджет автономной
области, окружные бюджеты автономных округов и в районные бюджеты районов,
городские бюджеты городов по месту нахождения плательщиков;
б) местный доход;
в) плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из
водохозяйственных систем;
г) республиканские платежи за пользование природными
ресурсами.
Налоги, указанные в подпунктах "а", "б" и
"в", устанавливаются законодательными органами (актами) РФ и
взимаются на всей её территории. При этом конкретные ставки определяются
законами республик в составе РФ или решениями органов государственной власти
краёв, областей, автономной области, автономных округов, если иное не
установлено законодательными актами РФ.
Сборы, указанные в подпункте "г", Зачисляются в
республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, краевые,
областные бюджеты краёв и областей, областной бюджет автономной области,
окружные бюджеты автономных округов и используются целевым назначением на
дополнительное финансирование образовательных учреждений. Ставки этого сбора не
могут превышать размера одного процента от годового фонда заработной платы
предприятий, учреждений и организаций. Они устанавливаются законодательными
актами республик в составе Российской Федерации, решениями органов
государственной власти краёв, областей, автономной области и автономных
округов.
3. К местным относятся следующие налоги:
а) налог на имущество физических лиц. Сумма платежей по
налогу зачисляется в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта
налогообложения;
б) земельный налог. Порядок зачисления поступлений по налогу
в соответствующий бюджет определяется законодательством о Земле;
в) регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся
предпринимательской деятельностью, сумма сбора зачисляется в бюджет по месту их
регистрации;
г) налог на строительство объектов производственного
назначения в курортной зоне;
д) курортный сбор;
е) сбор за право торговли: сбор устанавливается районными,
городскими (без районного деления), районными (в городе), коллективными,
сельскими органами исполнительной власти. Сбор уплачивается путём приобретения
разового талона или временного патента, и полностью зачисляются в
соответствующий бюджет;
ж) целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений,
организаций, независимо от их организационно - правовых форм, на содержание
милиции, на благоустройство территорий и другие цели;
Ставка сборов в год не может превышать размера 3% от 12-ти
установленных Законом минимальной месячной оплаты для физического лица, а для юридического
лица - размера 1% от годового фонда заработной платы, рассчитанного, исходя из
установленного Законом размера минимальной месячной оплаты труда. Ставки в
городах и районах устанавливаются соответствующими органами государственной
власти, а в посёлках и сельских населённых пунктах на собраниях и сходах
жителей;
з) налог на рекламу: уплачивают юридические и физические
лица, рекламирующие свою продукцию по ставке, не превышающей 5% стоимости услуг
по рекламе;
и) налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и
персональных компьютеров. Налог устанавливают юридические и физические лица, перепродающие
указанные товары по ставке, не превышающей 10% суммы сделки;
к) сбор с владельцев собак. Сбор вносят физические лица,
имеющие в городах собак (кроме служебных), в размере, не превышающем 1/7
установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда в год;
л) лицензионный сбор за право торговли винно-водочными
изделиями. Сбор вносят юридические и физические лица, реализующие
винно-водочные изделия населению в размере: с юридических лиц - 50
установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда год, с
физических лиц - 20 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты
труда в год. При торговле этими лицами с временных точек, обслуживающих вечера,
балы, гуляния и другие мероприятия - половины установленного законом размера
месячной оплаты труда за каждый день торговли;
м) лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и
лотерей. Сбор вносят их устроители в размере, не превышающем 10% стоимости
заявленных к аукциону товаров или суммы, на которую выпущены лотерейные
билеты;
н) сбор за выдачу ордера на квартиру, сбор вносится
физическими лицами при получении права на заселение отдельной квартиры, в
размере, не превышающем 3/4 установленного законом размера минимальной месячной
оплаты труда в зависимости от общей площади и качества жилья;
о) сбор за парковку автотранспорта. Сбор вносят юридические и
физические лица за парковку автомашин в спец. оборудованных для этого местах в
размере, установленном местными органами государственной власти;
п) сбор за право использования местной символики. Сбор вносят
производители продукции, на которой используется местная символика (гербы, виды
городов и прочее) в размере, не превышающем 0.5% стоимости реализуемой
продукции;
р) сбор за участие в бегах на ипподромах. Сбор вносят
юридические и физические лица, выставляющие своих лошадей на состязания
коммерческого характера, в размерах, устанавливаемых местными органами
государственной власти, на территории которых находится ипподром;
с) сбор за выигрыш в бегах. Сбор вносят лица, выигравшие в
игре на тотализаторе на ипподроме в размере, не превышающем 5% суммы выигрыша;
т) сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на
ипподроме. Сбор вносится в виде процентной надбавки к плате, установленной за
участие в игре, в размере, не превышающем 5% этой платы;
у) сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением
сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с
ценными бумагами. Сбор вносят участники сделки в размере, не превышающем 0.1%
суммы сделки;
ф) сбор за право проведения кино и телесъёмок. Сбор вносят
коммерческие кино и телеорганизации, производящие съёмки, требующие от местных
органов государственного управления осуществления организационных мероприятий,
в размерах, установленных местными органами государственной власти;
х) сбор за уборку территорий населённых пунктов. Сбор вносят
юридические и физические лица, в размере, установленном органами
государственной власти;
ц) сбор за открытие игорного бизнеса. Плательщиками сбора
являются юридические и физические лица - собственники указанных средств и
оборудования независимо от места их установок. Ставки сборов и порядок его
взимания устанавливается местными органами власти;
ч) налог на содержание жилищного фонда и объектов
социально-культурной сферы в размере, не превышающем 1,5 процента объёма
реализации продукции (работ, услуг), произведённой юридическими лицами,
расположенными на соответствующей территории.
Налоги, указанные в пунктах "а" - "в"
устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей её территории.
При этом конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами
республик в составе РФ или решением органов государственной власти краёв,
областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных
административно - территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным
актом РФ.
Налоги, указанные в пунктах "г" и "д"
могут вводится гор. органами власти, на территории которых находится курортная
местность. Суммы налоговых платежей зачисляются в районные бюджеты и городские
бюджеты городов. В сельской местности сумма налоговых платежей равными долями
зачисляется в бюджеты сельских населённых пунктов, посёлков, городов районного
подчинения и в районные бюджеты районов, краевые, областные бюджеты, бюджеты
краёв и областей, на территории которых находится курортная местность.
Налоги и сборы, предусмотренные пунктами "з" -
"х" могут устанавливаться решениями районных и городских органов
власти. Суммы платежей по налогам и сборам зачисляются в районные бюджеты,
бюджеты районов, городов, либо по решению районных и городских органов власти -
в районные бюджеты районов (в городах), бюджеты посёлков и сельских населённых
пунктов.
Расходы предприятий и организаций по уплате налогов и сборов,
указанных в пунктах "ж", "з", "о", "ф",
"х" и "ч" относятся на финансовые результаты деятельности
предприятий, земельного налога на себестоимость продукции (работ, услуг).
Остальные местные налоги и сборы уплачиваются предприятиями и организациями за
счёт части прибыли, остающейся после уплаты налога на прибыль (доход).
По объекту налогообложения,
существующие налоговые платежи и сборы можно разделить на:
-
налоги с
доходов (выручки, прибыли, заработной платы);
-
налоги с
имущества (предприятий и граждан);
-
налоги с
определённых видов операций, сделок и деятельности (налог на операции с ценными
бумагами, лицензионные сборы).
По механизму
формирования налоги подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые налоги - налоги на доходы и имущество: подоходный
налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд
заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные
взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая
землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и
другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица.
Косвенные налоги - налоги на товары и услуги: налог на
добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или
услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие.
Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.
Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче
всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются
в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.
Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в
зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими
налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается
на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается
на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность
предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть
косвенных налогов.
В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных
налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности
предложения - к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение
капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.
1.4 Основные
налоги собираемые на территории России.
В
настоящее время основу налоговой системы РФ составляют такие налоги, как налог
на прибыль с юридических лиц, подоходный налог на граждан, и два косвенных
налога – на добавленную стоимость и акцизы. Вест состав налогов и сборов
отечественной системы налогообложения распадается на две взаимодействующие
подсистемы:
- прямого налогообложения;
- косвенного налогообложения.
Эти подсистемы
тесно взаимодействуют не только при обеспечении потребностей бюджета в доходных
источниках, но и в процессах конкретного исчисления налогооблагаемой базы.
Взимание одних налогов может снизить или увеличить стоимостную базу исчисления
других.
Классическое
требование к соотношению систем косвенного и прямого налогообложения таково,
что фискальную задачу выполняют преимущественно косвенные налоги, а на прямые
налоги возложена роль экономического регулятора доходов корпораций и граждан.
Система прямого налогообложения в России не выполняет своего стимулирующего
предназначения не только по причине несовершенства методических основ этих
налогов. Напротив, схемы формирования налога на прибыль, подоходного налога с
физических лиц и других прямых налогов содержат множество налоговых льгот,
призванных играть роль экономических стимулов.
В настоящее
время наиболее существенные налоговые доходы закрепляются за республиканским
бюджетом РФ. Наиболее весомыми являются налоговые суммы, взимаемые на таможне в
виде акцизов, пошлин, налога на добавленную стоимость (НДС). Примерно 1/3 из
суммы прямых налогов остается в распоряжении центральной власти, а в
распоряжении субъектов РФ направляется 2/3 налога на прибыль, НДС в пользу
центра: около 3/4 сумм зачисляется в республиканский бюджет РФ, а 1/4
направляется субъектам РФ. Данное соотношение прямых и косвенных налогов
объясняется тем, что при сохранении государственной монополии на природное
богатство страны все суммы НДС, акцизов по нефтепродуктам, нефти, углю являются
собственными доходами федерального бюджета.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|