В 2005 году
государство продолжает политику, направленную на снижение налогового бремени. С
нового года из 23 налогов и сборов останется всего 15. Отменены налоги на
рекламу, на операции с ценными бумагами, сборы за использование наименованием
«Россия», «Российская Федерация». В то же время с 6 до 9 процентов увеличиться
ставка налога на доходы физических лиц и налога на прибыль организаций, уплачиваемых
с дивидендов. Повысилась ставка налога на добычу полезных ископаемых. Кроме
того, с 1 января 2005 года введена в действие новая глава Налогового кодекса
«Водный налог». Он заменит ныне существующую плату, за пользование водными
объектами.
Государственной
пошлине предан налоговый статус, теперь ее ставки установлены в твердой сумме.
1.3. Юридическое лицо:
понятие юридического лица, специальные налоговые режимы, применяемые в РФ
Понятие «Юридическое лицо»
Юридическое
лицо - это субъект права, искусственно созданный для определенных целей по
правилам, установленным законом, и в соответствии с законом признаваемый
таковым государственной властью и всеми участниками гражданских правоотношений.
В соответствии со ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в
собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное
имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего
имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права,
нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны
иметь самостоятельный баланс или смету.
Рассматривая вышеприведенное определение
юридического лица, можно сказать следующее: основой структуры и хозяйствования
юридического лица является - имущественная обособленность. Под «обособленным
имуществом» подразумевается имущество в его широком значении, включающем вещи,
права на вещи и обязанности по поводу вещей. Данная норма предполагает, что
имущество юридического лица обособляется от имущества его учредителей, а если
речь идет об организации, построенной на началах членства, то есть корпорации,
от имущества ее членов. В том, что юридическое лицо, в зависимости от его вида,
должно иметь либо самостоятельный баланс (коммерческая организация), либо
самостоятельную смету (некоммерческая организация) находит конкретное выражение
имущественная обособленность. Самостоятельная имущественная ответственность
означает, что ни учредители, ни участники юридического лица не отвечают по его
долгам и точно так же юридическое лицо не отвечает по долгам учредителей
(участников) если иное не предусмотрено в законе или в учредительных
документах. Самостоятельное выступление в гражданском обороте от своего имени
означает, что «юридическое лицо может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные
неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде».
Организационное единство. Из него следует, что юридическое лицо обладает
соответствующей устойчивой структурой. Выступление юридического лица как
единого целого обеспечивается тем, что во главе соответствующего образования
стоят наделенные весьма определенной компетенцией органы, которые осуществляют
внутреннее управление юридическим лицом и действуют от его имени вовне.
Перечисленные
и многие другие связанные с юридическим лицом вопросы закрепляются в
учредительных документах юридического лица[4]. Следовательно, каждое юридическое лицо
должно создаваться и действовать на основе определенных, составленных в
соответствии с законом учредительных документов.
Юридическим
лицом является только такое образование, которое удовлетворяет всем указанным
выше требованиям. Для того чтобы облегчить положение участников гражданского
оборота, и, прежде всего тех из них, кто решает для себя вопрос о заключении
договора с соответствующим образованием, установлена обязательная государственная
регистрация юридических лиц. Включение того или иного образования в единый
реестр юридических лиц[5]
служит необходимым, достаточным и вместе с тем бесспорным доказательством того,
что данное образование признано в установленном порядке юридическим лицом.
Краткая характеристика юридического
лица.
Деление на коммерческие и некоммерческие организации
иногда весьма условно, т.к. всем некоммерческим организациям разрешено
заниматься предпринимательской деятельностью, при исполнении требования
законодателя о том, что эта деятельность должна служить достижению целей, ради
которых создана организация, и соответствовать этим целям[6].
Более того, в кодексе прямо записано, что доходы, полученные потребительским
(некоммерческим) кооперативом от предпринимательской деятельности, распределяются
между его членами[7].
Гражданский кодекс подразделяет юридические лица в
зависимости от правового режима их имущества на три категории: субъекты права
собственности (товарищества и общества, кооперативы и все некоммерческие
организации, кроме учреждений); субъекты права хозяйственного ведения
(государственные и муниципальные унитарные предприятия, дочерние предприятия) и
субъекты права оперативного управления (федеральные казенные предприятия,
учреждения). Некоторые виды культурных, образовательных и других учреждений
(театры, музеи, учебные заведения и т.д.) обладают также правом
самостоятельного распоряжения доходами, полученными от разрешенной
предпринимательской деятельности[8].
Все некоммерческие организации, а также унитарные
предприятия и юридические лица, осуществляющие специфические виды деятельности,
(например, банки, страховые компании и т.д.), могут осуществлять только такие
виды деятельности, которые соответствуют целям их создания[9].
Кроме того, субъекты права хозяйственного ведения и оперативного управления
могут осуществлять права владения, пользования и распоряжения этим имуществом
только в пределах, установленным законом, целями деятельности, заданиями
собственника и назначением имущества[10]. В частности, государственное предприятие
или учреждение не вправе распоряжаться находящимся на его балансе недвижимым
имуществом (сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в
совместную деятельность и т.д.) без согласия собственника этого имущества[11].
В зависимости от их вида юридические лица создаются по воле
либо собственников (например, учреждения и унитарные предприятия), либо их будущих
членов (например, хозяйственные товарищества и общества), либо тех, кто вносит имущественные
вклады, не становясь участниками юридического лица (например, фонды). Несмотря на
существенное различие отдельных видов юридических лиц, при их создании государство
всегда осуществляет контроль над этой процедурой. Указанная функция государства
реализуется в ходе государственной регистрации юридических лиц, которой посвящена
ст. 51 Кодекса.
Эта статья воспроизводит п. 3 ст. 13 Основ. Она устанавливает
общий для всех юридических лиц порядок регистрации. Соответственно предусмотрено,
что, во-первых, все юридические лица должны пройти государственную регистрацию в
органах юстиции; во-вторых, вводится единый для всей страны государственный реестр
юридических лиц; в-третьих, органы, осуществляющие государственную регистрацию,
должны проверять соблюдение установленного порядка создания юридического лица, а
также соответствие его учредительных документов закону; в-четвертых, отказ в государственной
регистрации может быть оспорен в суде.
Что
касается регистрации юридических лиц зарегистрированных на территории России
иностранными предпринимателями, они должны быть зарегистрированы
Государственной Регистрационной палатой по месту нахождения юридического лица
(например, Регистрационной палатой Санкт-Петербурга). Если сумма иностранных
вложений превышает 100000 руб. (4000 ЕВРО), то такое юридическое лицо вне
зависимости от места его нахождения должно быть зарегистрировано Московской
Государственной Регистрационной палатой.
Учредительными документами являются учредительный договор
и устав (либо только учредительный договор). При этом учредительный договор заключается
учредителями, а устав утверждается учредителями (участниками). Если юридическое
лицо создается одним учредителем, оно действует на основе утвержденного этим учредителем
устава. В виде исключения некоммерческие организации в предусмотренных законом случаях
могут действовать на основе общего положения об организациях данного вида (например,
средние специальные учебные заведения<81>).
В случаях, когда в состав учредительных документов входит
учредительный договор, в нем должны содержаться указанные в ч. 2 п. 2 комментируемой
статьи условия (имеются в виду обязательство образовать юридическое лицо, определение
порядка совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему имущества
учредителями и участия в его деятельности, а также условия и порядок распределения
прибыли и убытков между участниками, управления им и выхода учредителей (участников)
из его состава). Перечисленные условия относятся к числу существенных для данного
договора, а потому в силу п. 1 ст. 432 ГК учредительный договор должен считаться
заключенным лишь с момента, когда стороны достигнут согласия по этим, а также всем
другим условиям, относительно которых по заявлению хотя бы одного из учредителей
должно быть достигнуто согласие, либо их необходимость предусмотрена в законе (в
частности, в законе, посвященном данному виду юридических лиц).
Независимо от вида юридического лица в учредительных документах
нужно указать его наименование и место его нахождения, а также порядок управления
им. В отличие от Основ ГК предполагает, что указание предмета и целей необходимо
только для юридических лиц, чья правоспособность признается Кодексом специальной,
то есть для некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных
законом случаях и других коммерческих организаций. Вместе с тем предмет и цели могут
содержаться также в учредительных документах всех других организаций, в частности
хозяйственных товариществ и обществ, если учредители (участники), как уже отмечалось,
захотят ограничить правоспособность юридического лица. Однако такое ограничение
должно быть определенным образом выражено в учредительных документах. Необходимость
во включении в учредительные документы указания на предмет и цели деятельности юридического
лица может быть предусмотрена в законе.
Наименование юридических лиц служит необходимым средством
их индивидуализации, позволяя тем самым отличить одно из них от другого.
ГК устанавливает два требования к наименованию[12]. Первое общее:
в наименовании должна быть предусмотрена организационно-правовая форма юридического
лица (хозяйственное товарищество или хозяйственное общество определенного вида,
унитарное предприятие, учреждение, фонд и т.п.). Другое относится только к организациям,
на которые распространяется принцип специальной правоспособности, необходимо определить
характер деятельности организации.
Наименование юридического лица, занимающегося предпринимательской
деятельностью, называется фирмой (фирменным наименованием). Фирменное наименование
юридического лица составляет объект особого права - права на фирму. Право на определенное
фирменное наименование возникает с момента его регистрации.
Регистрация фирменного наименования осуществляется одновременно
с государственной регистрацией самого юридического лица путем внесения данных о
фирме в единый государственный реестр юридических лиц.
Право на фирму относится к категории исключительных прав
и защищается от нарушений. Пункт 4 ст. 54 ГК устанавливает, что лицо, которое неправомерно
использует чужое зарегистрированное фирменное наименование, обязано по требованию
организации, обладающей соответствующим правом, прекратить пользование им. Кроме
того, потерпевшему предоставляется в таких случаях возможность требовать возмещения
причиненных убытков (например, в связи с потерей части клиентуры).
Юридическое лицо может выбрать любое фирменное наименование
при условии, если оно уже не используется кем-либо иным. Однако приведенное правило
знает определенные исключения. Прежде всего, это относится к наименованиям «Россия», «Российская Федерация» и образованным на их основе словам и словосочетаниям в названиях
государственных предприятий, учреждений и организаций. Все такие образования (за
исключением профессиональных союзов и религиозных объединений) могут использовать
указанные словосочетания только с согласия Правительства РФ и в установленном порядке.
Некоторыми названиями могут пользоваться только соответствующие
специализированные организации. Так, Закон о товарных биржах предусматривает, что
предприятия, учреждения и организации, не отвечающие требованиям, предъявляемым
к «биржам» и «товарным
биржам», а также филиалы и другие обособленные
подразделения указанных предприятий, учреждений, организаций не вправе использовать
в своем названии слова «биржа» или «товарная
биржа». Соответственно не допускается
их государственная регистрация под наименованием, которое включает указанные слова
в любом словосочетании.
Закон о банках установил, что термин «банк» может содержаться
в фирменном наименовании лишь таких юридических лиц, которые имеют лицензию на право
совершения банковской деятельности. Словосочетание «финансово-промышленная группа» можно включать в наименование только такого юридического
лица, которое выбрано участниками группы в качестве представителя ее интересов после
внесения в установленном порядке этого словосочетания в ее учредительные документы.
Место нахождения юридического лица имеет ключевое значение
при решении ряда вопросов материального и процессуального права. Так, в частности,
местом, в котором должно быть исполнено обязательство, в зависимости от характера
последнего признается место нахождения кредитора или место жительства должника[13].
Место нахождения юридического лица определяет, какой именно
суд вправе разрешать конкретный спор (общее правило о подсудности гражданских дел
состоит в том, что споры разрешаются по месту нахождения юридического лица-ответчика),
какое именно законодательство должно применяться к возникшему спору в случаях, когда
отношения спорящих сторон «осложнены
иностранным элементом», что должно считаться
местом заключения договора[14]
или местом исполнения обязательств[15]
и др.
Специальные налоговые режимы
В Российской
Федерации в процессе реформирования бухгалтерского и налогового учета на основе
программы реформирования бухгалтерского учета на международные стандарты
финансовой отчетности (МФСО) планомерно вводятся и адаптируются на бухгалтерский
учет в РФ специальные режимы налогообложения:
1. Система
налогообложения для сельскохозяйственных производителей (единый
сельскохозяйственный налог).
Налогоплательщиками
единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные
предприниматели, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога в
порядке, установленном гл.261 НК РФ.
Сельскохозяйственными
товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели,
производящие сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающие рыбу,
осуществляющие ее первичную и последующую переработку и реализующие эту
продукцию и (или) рыбу, при условии, что в общем доходе от реализации товаров
(работ, услуг) таких организаций или индивидуальных предпринимателей доля
дохода от реализации этой продукции составляет не менее 70 процентов.
Сельскохозяйственные
товаропроизводители имеют право перейти на уплату единого
сельскохозяйственного налога, если по итогам девяти месяцев того года, в
котором организация подает заявление о переходе на уплату единого
сельскохозяйственного налога, в общем доходе от реализации товаров (работ,
услуг) таких организаций от реализации произведенной ими сельскохозяйственной
продукции и (или) выращенной рыбы, составляет 70 процентов.
Не вправе
перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога:
1) организации, занимающиеся
производством подакцизных товаров;
2) организации, переведенные
на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для
отдельных видов деятельности;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|