Налоговые льготы.
Это полное или частичное освобождение от налогов субъекта в
соответствии с действующим законодательством. Одним из видов налоговой льготы
является необлагаемый минимум — наименьшая часть объекта налогообложения,
освобожденная от налога.
Налоговые льготы могут также выступать в виде вычетов из
облагаемого дохода, уменьшения ставки налога вплоть до установления нулевой
ставки, скидки с исчисленной суммы налога.
Налоговый оклад.
Налоговый оклад представляет собой сумму налога, уплачиваемую
налогоплательщиком с одного объекта обложения. Взимание налогового оклада может
осуществляться тремя способами: у источника получения дохода, по декларации и
по кадастру.
Взимание налога у источника осуществляется в основном при
обложении налогом доходов лиц наемного труда, а также других в достаточной
степени фиксированных доходов. В частности, подобный способ взимания налогов в
России характерен для налога на доходы физических лиц, когда бухгалтерия
предприятия исчисляет и удерживает данный налог с доходов как работающих на
данном предприятии работников, так и лиц, получающих эти доходы по договорам и
другим актам правового и гражданского законодательства. Взимание налога у
источника является по своей сути изъятием налога до получения владельцем
дохода.
Взимание налога по декларации представляет собой изъятие части
дохода после его получения. Указанный порядок предусматривает подачу
налогоплательщиком в налоговые органы декларации — официального
заявления налогоплательщика о полученных доходах за определенный период
времени. Применение этого способа взимания налогового оклада практикуется, как
правило, при налогообложении нефиксированных доходов, а также в тех случаях,
когда доходы налогоплательщика формируются из множества источников.
Российское налоговое законодательство предусматривает подачу
деклараций, в частности, при уплате налогов физическими лицами, занимающимися
предпринимательской деятельностью без образования юридического лица
(нефиксированные доходы), при уплате акцизов.
Кадастровый способ взимания налогов предполагает использование
кадастра. Кадастр представляет собой реестр, содержащий перечень типичных
объектов (земля, имущество, доходы), классифицируемых по внешним признакам, к
которым относятся, например, размер участка, объем двигателя и т.д. С помощью
кадастра определяется средняя доходность объекта обложения. Указанный способ
взимания налогового оклада применяется, как правило, при обложении земельным
налогом, налогом с владельцев транспортных средств и некоторыми другими.
Экономическая сущность налога проявляется через его функции.
Каждая из выполняемых налогом функций имеет внутренние свойства, признаки и
черты данной экономической категории. Тем самым она показывает, каким образом
реализуется предназначение конкретного налога как инструмента стоимостного
распределения и перераспределения доходов в обществе.
Выделяют три важнейшие функции налогов:
1) фискальную (финансирование государственных расходов);
2) регулирующую, или распределительную (государственное
регулирование экономики);
3) социальную (поддержание социального
равновесия в обществе путем изменения соотношения между доходами отдельных
социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними).
Все функции налога не могут существовать независимо одна от
другой, они взаимосвязаны, взаимозависимы и в своем проявлении представляют
собой единое целое.
Разграничение функций налога носит в значительной мере условный
характер, поскольку они осуществляются одновременно. Отдельные черты одной
функции непременно присутствуют в других. Рассмотрим суть и механизмы
проявления налогом своих функций.
Фискальная функция является основной функцией налога. Она
изначально характерна для любого налога, для любой налоговой системы любого
государства. И это естественно, так как главное предназначение налога —
образование государственного денежного фонда путем изъятия части доходов предприятий
и граждан для создания материальных условий функционирования государства и
выполнения им собственных функций — обороны страны и защиты правопорядка,
решения социальных, природоохранных и ряда других задач, создания и поддержания
единой коммуникационной структуры.
Наиболее тесно связана с фискальной функцией налога его регулирующая,
или распределительная, функция, выражающая экономическую сущность налога
как особого централизованного фискального инструмента распределительных
отношений в обществе. Суть данной функции заключается в том, что с помощью
налогов через бюджет и установленные законом внебюджетные фонды государство
перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную,
осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих
общегосударственное значение. Система налоговых ставок, права органов
государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления по их установлению,
а также бюджетная система позволяют перераспределять финансовые ресурсы и по
регионам страны.
Устанавливая систему налогов с физических лиц, государство
осуществляет перераспределение доходов своих граждан, направляя часть
финансовых ресурсов наиболее обеспеченной части населения на содержание
малоимущих. В этом заключена социальная функция налогов.
Налоги оказывают существенное воздействие и на сам процесс
воспроизводства. Здесь проявляется стимулирующая функция налогов. Ее
практическая реализация осуществляется через систему налоговых ставок и льгот,
налоговых вычетов и налоговых кредитов, финансовых санкций и налоговых
преференций. Немаловажное значение в реализации этой функции имеет и налоговая
система сама по себе: вводя одни налоги и отменяя другие, государство
стимулирует развитие определенных производств, регионов и отраслей одновременно
сдерживая развитие других. С помощью налогов государство целенаправленно влияет
на развитие экономики и ее отдельных отраслей, на структуру и пропорции
общественного воспроизводства, накопление капитала. При этом проявляется тесная
связь стимулирующей функции налогов с распределительной.
С регулирующей и фискальной функциями тесно связана контрольная
функция налогов. Механизм этой функции проявляется, с одной стороны, в проверке
эффективности хозяйствования и, с другой — в контроле за действенностью
проводимой экономической политики государства. Так, в условиях острой
конкуренции, свойственной рыночной экономике, налоги становятся одним из
важнейших инструментов независимого контроля за эффективностью
финансово-хозяйственной деятельности. При прочих равных условиях из
конкурентной борьбы выбывает в первую очередь тот, кто не способен рассчитаться
с государством. Одновременно с этим нехватка в бюджете финансовых ресурсов
сигнализирует государству о необходимости внесения изменений или в саму
налоговую систему, или в социальную политику, или в бюджетную политику.
1.2. Налоговая политика государства в отношении юридических
лиц.
Налоговая
политика – комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий
целенаправленное применение налоговых законов. Это также правовые нормы
осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле
государственных доходов. Налоговая политика является частью финансовой
политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены
социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у
власти. Экономическая обоснованная налоговая политика преследует цель
оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.
В условиях высокоразвитых рыночных отношений налоговая
политика используется государством для перераспределения национального дохода в
целях изменения структуры производства, территориального экономического
развития, уровня доходности населения.
Задачи налоговой
политики сводятся к:
·
обеспечению
государства финансовыми ресурсами;
·
созданию
условий для регулирования хозяйства страны в целом;
·
сглаживанию
возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов
населения.
Можно выделить три
типа налоговой политики.
Первый тип – политика
максимальных налогов, характеризующаяся принципом «взять все, что можно». При
этом государству уготовлена «налоговая ловушка», когда повышение налогов не
сопровождается приростом государственных доходов. Предельная граница ставок
определена и зависит от множества факторов в каждом конкретном случае.
Зарубежные ученые называют предельную ставку в 50%.
Второй тип –
политика разумных налогов. Она способствует развитию предпринимательства,
обеспечивая ему благоприятный налоговый климат. Предприниматель максимально
выводится из-под налогообложения, но это ведет к ограничению социальных
программ, поскольку государственные поступления сокращаются.
Третий тип –
налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но
при значительной социальной защите. Налоговые доходы направляются на увеличение
различных социальных фондов. Такая политика введет к раскручиванию инфляционной
спирали.
При сильной
экономике все указанные типы налоговой политики успешно сочетаются. Для России
характерен первый тип налоговой политики в сочетании с третьим.
Налоговая
политика как совокупность научно обоснованных и экономически целесообразных
тактических и стратегических правовых действий органов власти и управления
способна обеспечить потребности воспроизводства и рост общественного богатства.
Исходной установкой при проведении налоговой политики служит не только
обеспечение правового порядка взыскания с налогоплательщиков налоговых
платежей, но и проведение всесторонней оценки хозяйственно-экономических
отношений, складывающихся под влиянием налогообложения. Следовательно,
налоговая политика – это не автоматическое выполнение предписаний налоговых
законов, а их совершенствование.
Налоговая
политика, проводимая с расчетом на перспективу, – это налоговая стратегия, а на
текущий момент – налоговая тактика. Тактика и стратегия незаменимы, если
государство стремится к согласованию общественных, корпоративных и личных
экономических интересов. Нередко тактические шаги, предпринимаемые руководством
государства по координации налогообложения на текущий момент, экономически не
обоснованы. Это не только препятствует реализации налоговой стратегии, но и
деформирует весь экономический курс государства. Исходя из этого, с учетом
прогнозов ученых, касающихся тенденций экономического развития, объективной
действительности, состояния социального положения в обществе, разрабатываемая
государством налоговая стратегия преследует следующие задачи:
·
экономические
– обеспечение экономического роста, ослабление цикличности производства,
ликвидация диспропорций в развитии, преодоление инфляционных процессов;
·
социальные
– перераспределение национального дохода в интересах определенных социальных
групп путем стимулирования роста прибыли и недопущения падения доходов
населения;
·
фискальные
– повышение доходов государства;
·
международные
– укрепление экономических связей с другими странами, преодоление
неблагоприятных условий для платежного баланса.
Противоречия
между тактическими действиями управленческих структур и общей стратегией
налогообложения, утвержденной конституциональными правовыми актами государства,
приводят к разбалансированности бюджета, сбоям в хозяйственном механизме,
торможению воспроизводственных процессов и в конечном тоге – к экономическому
кризису.
Обоснованность
тактических действий при проведении налоговой политики играет огромную роль в
формировании доходов бюджета. Бюджетные задания на очередной финансовый год
должны согласовываться с общей стратегией налогообложения. Этого требуют
положения Конституции РФ о разграничении полномочий федерального центра и
регионов. Конституционные права субъектов РФ определяют характер их отношений с
федеральной властью при установлении правовых норм разграничения налогов по
звеньям бюджетной системы.
Налоговая
политика осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой
совокупность организационно-правовых норм и методов управления
налогообложением, включая широкий арсенал различного рода надстроечных
инструментов (налоговых ставок, налоговых льгот, способов обложения и др.).
Государство придает своему налоговому механизму юридическую форму посредством
налогового законодательства и регулирует его. Именно это создает видимость
изолированности налогов от производственных отношений.
Налоговый
механизм, рассматриваемый через призму реальной практики, различен в конкретном
пространстве и времени. Так, неоднозначны налоговые действия на разных уровнях
управления и власти, а также существенны различия и во временном отношении.
Налоговый механизм как свод практических налоговых действий есть совокупность
условий и правил реализации на практике положений налоговых законов. Любое
налоговое действие, не базирующееся на объективной основе, выступает как
субъективистское вмешательство в воспроизводственные процессы, что неминуемо
ведет к их деформации. Налоговый механизм позволяет упорядочить налоговые
отношения, опираясь на налоговое право, основы управления налогообложением.
Налоговый механизм
– это область налоговой теории, трактующей это понятие в качестве
организационно-экономической категории, а, следовательно, как объективно
необходимый процесс управления перераспределительными отношениями,
складывающимися при обобществлении части созданного в производстве
национального дохода. Всю сферу отношений, складывающихся в этом процессе,
можно разграничить на три подсистемы: налоговое планирование, налоговое
регулирование и налоговый контроль.
Налоговый
механизм, так же как и хозяйственный, соединяет два противоположные начала:
·
планирование,
т.е. волевое регулирование экономики центральной властью с учетом объективно
действующих экономических законов путем сбалансирования развития всех отраслей
и регионов народного хозяйства, координации экономических процессов в
соответствии с целевой направленностью развития общественного производства;
·
стихийно-рыночная
конкуренция, где свободно на основе прямых и обратных связей взаимодействуют
производители и потребители. Вследствие обособленности производителей и
противоречивости их интересов неизбежно возникают разрушительные явления. Таким
образом, рыночные отношения приводят, с одной стороны, к развитию производства
отдельных субъектов в условиях жесткой конкуренции, а с другой, – к разрыву
хозяйственных связей между обособившимися предприятиями в результате
несовпадения производственной массы товара с его сбытом. Отсюда вытекает
необходимость государственного регулирования рыночных отношений для
предотвращения сбоев в производстве и кризисных тенденций рынка. Таким
регулятором в настоящее время стал налоговый механизм, который признан во всех
странах.
Эффективность
использования налогового механизма зависит от того, насколько государство
учитывает внутреннюю сущность налогов и их противоречивость.
В налоговой
политике проявляется относительная самостоятельность государства. Изменяя
налоговую политику, манипулируя налоговым механизмом, государство получает
возможность стимулировать экономическое развитие или сдерживать его. Налоговое
регулирование охватывает хозяйственную жизнь страны, поскольку налоговые
мероприятия являются наиболее универсальным инструментом воздействия надстройки
на базисные отношения. Цель такого регулирования – создание общего налогового
климата для внутренней и внешней деятельности компаний, особенно
инвестиционной, и обеспечение преференциальных налоговых условий для
стимулирования приоритетных отраслевых и региональных направлений движения
капитала.
Налоговая
политика и налоговый механизм определяют роль налогов в обществе. Эта роль
постоянно меняется в зависимости от изменения деятельности государства. В
отличие от функций роль налогов более подвижна и многогранна, она отражает в
концентрированном виды интересы и цели определенных социальных групп и партий,
стоящих у власти.
В основе
налоговой политики и налогового механизма обычно заложена господствующая
концепция. Правильность концепции проверяется практикой. Если налоговая теория
не пользуется популярностью и приносит отрицательные результаты при ее
реализации, то ее заменяют новой.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|