p> Другая функция налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функцией. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики. Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной мере зависят от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги. Практика работы налоговых органов показывает, что нарушения сроков и полноты уплаты налогов – явление частое. Распределительная функция налогов обладает рядом свойств, характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе. Это, прежде всего то, что изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальный характер: наполнять государственную казну, чтобы иметь возможность содержать армию, чиновничий аппарат, а со временем и социальную сферу (просвещение, здравоохранение и т. д.). Но с тех пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у функции появилась регулирующее свойство, которое осуществляется через налоговый механизм. В налоговом регулировании возникло стимулирующая подфункция, которая реализуется через систему льгот, преференций (предпочтений). В Законе РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» предусмотрены следующие виды льгот: необлагаемый минимум объекта налога; изъятие из обложения определенных элементов объекта; освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков; понижение налоговых ставок; целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочки взимания налогов), прочие налоговые льготы. Так, льготы по налогообложению прибыли предприятия направлены на стимулирование: . финансирования затрат на развитие производства и жилищное строительство; . малых форм предпринимательства; . занятости инвалидов и пенсионеров; . благотворительной деятельности в социально-культурной и природоохранной сферах; Установленные законом налоговые льготы учитываются при ежегодной
разработке областного бюджета. Преференции, как правило, устанавливаются в виде скидок (отмены)
таможенных пошлин на ввозимые в страну товары определенной номенклатуры,
которые на отечественных предприятиях не производят либо изготовляются в
недостаточных объемах. Преференциональный импортный режим распространяется
и в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран определяется
федеральным правительством. Функцию воспроизводственного назначения несут в себе платежи за
пользование природными ресурсами, налоги, взимаемые в дорожные фонды, на
воспроизводство минерально-сырьевой базы. Эти налоги используются для
финансирования расходов из соответствующих бюджетных фондов, где они и
аккумулируются. 1.4.Налоги как инструмент государственного регулирования Федеративный характер Российского государства, включающего 89
национально-государственных и административно-территориаль-
ных образований, существенные различия в социально-экономическом развитии
субъектов Федерации демографической ситуации и экологической обстановке
объективно требуют учета этих особенностей в финансово-бюджетном механизме.
Расширение самостоятельности и ответственности субъектов РФ в социально-
экономических вопросах должно сопровождаться укрепления финансовой базы
регионов. Именно поэтому часть налоговой массы, аккумулируемой в
федеральном бюджете, путем бюджетного регулирования перераспределяется
между нижестоящими бюджетами – региональными и местными. Взаимодействие бюджетов всех уровней и единство бюджетной системы
страны обеспечивается посредством налоговой политики. Часть федеральных
налогов и один региональный (на имущество предприятий) имеют статус
закрепленных доходных источников. Доходы по этим налогам полностью или в твердо фиксированной доле (в
процентах) на постоянной либо долговременной основе поступают в
соответствующий бюджет, за которым они закреплены. Федеральный транспортный
налог полностью закреплен за бюджетом субъекта РФ. По трем федеральным
налогам – гербовому сбору, государственной пошлине, налогу с наследуемого и
даруемого имущества, имеющим статус закрепленных доходных источников, все
суммы поступлений зачисляются в местный бюджет. Другая группа федеральных налогов – НДС, акцизы, налог на прибыль
предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц – являются
регулирующими доходными источниками. Доходы по этим налогам используются
для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных
отчислений от налогов либо по ставкам (нормативам), утвержденным в
законодательном порядке. Отчисления по регулирующим доходам зачисляются
непосредственно в региональные бюджеты, а ставки отчислений определяются
при утверждение федерального бюджета. В свою очередь представительный орган
субъекта РФ устанавливает ставки отчислений по регулирующим налоговым
доходам в местные бюджеты при утверждении своего регионального бюджета. Из налогов субъектов РФ один – налог на имущество юридических лиц –
равными долями зачисляется в региональный и местный бюджеты. Остальные
налоги распределяются в порядке, определяемом представительным органом
власти субъекта РФ. И, наконец, поступления по местным налогам
аккумулируются в местных бюджетах по месту нахождения (регистрации)
плательщика объекта налогообложения. Три местных налога – на имущество
физических лиц, земельный и регистрационный сбор за предпринимательскую
деятельность, устанавливаются законодатель-ными актами РФ и взимаются
представительным органом субъекта РФ. Остальные местные налоги вводятся
решениями местных органов самоуправления. В 1994 г. бюджетные взаимоотношения между федеральным и региональным
уровнями реформируются на основе разделения ответственности за развитие
экономики и социальной сферы и распределения налоговых поступлений в
соответствующие бюджеты. Учитывая, что собственных доходных источников для финансирования
бюджетных расходов на уровне, обеспечивающем минимальные социальные
потребности, многим субъектам РФ не хватает в федеральном бюджете создан
фонд финансовой поддержки регионов за счет отчислений 25 % от НДС (из доли,
подлежащей зачислению в федеральный бюджет). Средства нового фонда
распределяются между регионами с учетом налогового потенциала субъекта РФ,
соотношение доходов регионального бюджета на одного жителя в сравнении со
средним уровнем по России в целом и данному экономическому району. Это
позволяло менее субъективно подходить к определению потребности того или
иного региона в финансовой поддержке и возможности ее удовлетворения. Начиная с 1998 г. введена новая схема формирования и распределения
средств ФФПР субъектов РФ. Доходная часть этого фонда образуется в размере
14% от суммы налоговых поступлений федерального бюджета, за исключением
доходов от таможенных пошлин, таможенных сборов и иных таможенных платежей,
а также доходов целевых бюджетных фондов. Для обеспечения более объективного распределения финансовых ресурсов
субъекта РФ по уровням бюджетов целесообразно и в регионах создавать свой
фонд финансовой поддержки городов и районов с выделением среди нуждающихся
и особо нуждающихся. Однако, так как при формировании ФФПР используется процедура
согласования ожидаемых поступлений по основным видам налогов с
представителями регионов, то такой подход приводит к тому, что в настоящее
время субъекты Федераций в большей степени заинтересованы в сокрытии
собственной финансовой базы и выбивании у Центра дополнительной финансовой
помощи, нежели повышении уровня общей налогоспособности региона. Таким
образом, возникает своеобразный порочный круг, в котором 11 субъектов
Федерации не получают финансовой помощи из ФФПР , однако, являются
основными субъектами формирования доходов федерального бюджета. Построение рационального механизма формирования и использования
средств ФФПР зависит от решения проблемы разделения бюджетных полномочий и
расщепления основных бюджетно формирующих налогов по уровням бюджетной
системы. Глава 2.Налоги Российской Федерации 2.1.Налоги на добавленную стоимость и на прибыль предприятий,
объединений и организаций. Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой форму изъятия
в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях
производства и обращения и определяемой как разница между стоимостью
реализованной продукции (товаров), работ, услуг, и стоимостью материальных
затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. При ввозе товаров на территорию Российской Федерации их обложение НДС
производится в соответствии с таможенным законодательством РФ. При реализации товаров объектом налогообложения являются обороты по
реализации всех товаров, как собственного производства, так и приобретенных
на стороне. В целях налогообложения товаром считаются предмет, изделие, продукция,
в том числе производственно-технического назначения, недвижимое имущество,
включая здания и сооружения, а также электро - и теплоэнергия, газ. При исчислении облагаемого оборота по товарам, с которых взимаются
акцизы, в него включается сумма акцизов. Предприятия и организации розничной торговли, получающие доход в виде
наценок, надбавок, вознаграждений, исчисляют налог с суммы этого дохода.
При этом размер наценки, вознаграждения, сбора применяется к стоимости
товаров, включающей сумму налога. Действующим законодательством установлен перечень оборотов, не
облагаемых налогом на добавленную стоимость, а также перечень продукции
(товаров), работ и услуг, освобождаемых от обложения этим налогом. Данный
перечень является единым на всей территории РФ, и не может быть изменен
решениями местных органов государственной власти. Плательщиками налога являются: . предприятия и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие статус юридических лиц, включая предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность; . филиалы, отделения и другие обособленные подразделения предприятий, находящиеся на территории РФ, имеющие расчетные счета в учреждениях банков и самостоятельно реализующие за плату товары (работы, услуги); . международные объединения и иностранные юридические лица, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность на территории РФ. Плательщиками НДС в отношении товаров, ввозимых на территорию РФ,
являются предприятия и другие лица, определяемые в соответствии с
таможенным законодательством РФ. Не оплачивают налог физические лица, осуществляющие
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. В настоящее время ставки НДС установлены в следующих размерах: а) 10 % - по продовольственным товарам (кроме подакцизных), товарам
для детей по перечню, утвержденному Правительством РФ; б) 20 % - по остальным товарам (работам, услугам), включая подакцизные
продовольственные товары. При реализации товаров по государственным регулируемым ценам и
тарифам, при уплате НДС с суммы разницы между ценой реализации и
приобретения товаров, а также при реализации услуг, в стоимость которых
включен налог (при осуществлении торгово-закупочной, посреднической
деятельности и т. д.), вместо ставок 10 и 20 % применяются расчетные ставки
соответственно 9,09 и 16,67 %. Контроль за полнотой исчисления и своевременностью перечисления НДС в
бюджет осуществляется налоговыми органами на основании данных, сообщаемых
налогоплательщиками в налоговых расчетах, представляемых в сроки,
установленные действующим законодательством. Налог на прибыль наряду с НДС является составным элементом налоговой
системы России и служит инструментом перераспределения национального
дохода. Однако в отличие от НДС данный налог является прямым, т.е. его
окончательная сумма целиком и полностью зависит от конечного финансового
результата хозяйственной деятельности предприятия и организации. Плательщиками налога на прибыль является предприятия и организации, их
филиалы и другие аналогичные подразделения, имеющие отдельный баланс и
расчетный счет. Объектом обложения налога является валовая прибыль, которая
представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работы,
услуг), основных фондов, иного имущества предприятия и доходов
внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим
операциям. Решение проблем, связанных с правильным применением действующего
законодательства по налогообложению прибыли предприятий и организаций,
следует начинать с ответа на следующий вопрос: какие средства полученные
предприятием при его создании и в процессе осуществления финансово-
хозяйственной деятельности, как в денежной, так и в материально-
вещественной форме, следует считать доходами, подлежащие обложению налогом
на прибыль, а какие не подлежат включению в состав объекта налогообложения. Для этой цели предприятия следует разделить на две основные группы: 1)
осуществляющие деятельность с целью получения прибыли (дохода); 2) не
преследующие в своей деятельности цели получения дохода. К первой группе относятся практически все предприятия, созданные для
осуществления предпринимательской деятельности. Ко второй группе предприятий следует отнести бюджетные организации,
т.е. предприятия, расходы которых, связанные с осуществлением основной
деятельности полностью или частично покрываются из бюджетов всех уровней, а
также некоммерческие организации (общественные организации и фонды,
концерны, объединения и союзы предприятий, международные некоммерческие
организации и фонды), деятельность которых согласно условиям, определенным
в их уставах, финансируется главным образом за счет средств учредителей. Состав доходов предприятий относящихся ко второй группе не включаются
средства, полученные как в денежно, так и в вещественно-материальной форме
(основные средства, нематериальные активы, материалы, фактически
произведенные затраты и т.п.) в результате целевых отчислений на содержание
таких предприятий от других предприятий и организаций (так называемые
спонсорские взносы), членские вступительные взносы, долевые (паевые и
целевые) вклады участников этих предприятий. К этой же группе средств
относятся «гранты», которые следует понимать как целевые средства
предоставляемые безвозмездно иностранными благотворительными организациями
предприятиям и организациям в денежной или натуральной форме на проведение
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, обучение, лечение
и другие средства с последующим отчетом об их использовании. Для всех без исключения предприятий не включается в состав
налогооблагаемой прибыли следующие средства: . внесенные участниками предприятия доли в уставный фонд в размерах, предусмотренных учредительными документами. Средства, направленные на пополнение уставного фонда сверх вышеназванных размеров, в полном объеме включается в состав облагаемой прибыли. . объединяемые предприятиями для осуществления совместной деятельности без образования юридического лица на балансе одного из участников такой деятельности, который в соответствии с достигнутыми соглашениями выполняет обязанности поведения учета доходов и расходов, возникающих при осуществлении совместной деятельности, в пределах размеров, установленных договором о совместной деятельности. Не подлежат обложению налогом на прибыль также средства: . от добровольных пожертвований и взносов граждан (кроме банков); . полученные от учреждений банков, других кредитных учреждений, предприятий и организаций во временное пользование в виде ссуд, займов, финансовой помощи (в том числе и по договорам совместной деятельности). Если по истечении установленного договорами срока пользования временно полученными средствами, а также установленного законодательством срока исковой давности (в настоящее время срок давности составляет 3 года) такие средства не будут возвращены кредитору, они в полном размере включаются в состав внереализационных доходов; . поступившие предприятия либо филиалы или структурному подразделению, не имеющему статуса юридического лица, от других филиалов или структурных подразделений, входящих в состав данного предприятия, в порядке перераспределения средств, оставшихся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|