Налогообложение России
     Сибирский институт финансов и банковского дела  Кафедра Экономики  Курсовая работа По дисциплине: Экономическая теория  
На тему: Налогообложение в России
 Выполнила студентка Руководитель: 
Шиян
группы БШ-111  Елена Ивановна Сенотрусова Ирина  Новосибирск  2000 г.  Содержание  
Введение…………………………………………………………………………………………………………….3
  
Глава 1. Основы налоговой системы Российской Федерации 
1.1. Принципы налогообложения и сущность налогов…………………………….4
  2. Классификация налогов………………………………………………………………………….6  3. Функции налогов……………………………………………………………………………………….9  4. Налоги как инструмент государственного регулирования………….11 Глава 2. Налоги Российской Федерации 
2.1. Налоги на добавленную стоимость, на прибыль предприятий, объединений и
организаций…………………………………………………………….…………….14 
2.2. Акцизы и другие федеральные налоги………………………………………………..19 
2.3. Налоги республик в составе РФ и местные налоги с юридических
лиц………………………………………………………………………………………………………………………….21 
2.4. Налоги с физических лиц………………………………………………………………………..26 
2.4.1. Подоходный налог………………………………………………………………………………….28 
2.4.2. Налоги на имущество……………………………………………………………………………30 
2.4.3. Другие налоги с физических лиц………………………………………………………32 Глава 3.Перспективы развития налоговой системы Российской 
Федерации……………………………………………………………………………….…………………………35  
Заключение……………………………………………………………………………………………………43
 Список литературы………………………………………………………………………………….45 Введение В течение ряда последних лет Российская Федерация переживает величайший
экономический эксперимент - переход от планового управления народным
хозяйством к использованию рыночных механизмов экономического развития. 
Новые экономические инструменты сосуществуют с остаточными элементами
предыдущей экономической системы и укоренившимися традициями в сознании
субъектов экономических отношений. Процесс усложняется тем обстоятельством,
что в стране с переходной экономикой необходимо одновременно осуществлять
реформы в области права, политики и экономики. В настоящее время
практически всеми признается, что эффективная реформа налоговой политики и
системы налоговых органов в стране - ключевой фактор успеха в деле перевода
экономики на рыночные рельсы. 
Проблема налогов - одна из наиболее сложных в практике осуществления
проводимой в нашей стране экономической реформы. Пожалуй, нет сегодня
другого аспекта реформы, который подвергался бы такой же серьезной критике
и был бы предметом таких же жарких дискуссий и объектом анализа и
противоречивых идей по реформированию. С другой стороны, налоговая система 
— это важнейший элемент рыночных отношений и от неё во многом зависит успех
экономических преобразований в стране. Поэтому к выдвигающимся предложениям
о серьезной ломке созданной к настоящему времени налоговой системы
необходимо подходить весьма осторожно, просчитывая не только сиюминутную
отдачу от этих преобразований, но и их влияние на все стороны экономики и
финансов.  Целью моей работы является изучить действующую налоговую систему в 
Российской Федерации.  Задачами данной курсовой работы является, во-первых, рассмотрение основ
налоговой системы РФ, принципы и сущность налогов, их классификация и
функции, а также изучение налогов как инструмент государственного
регулирования.  Второй задачей является непосредственно анализ существующих налогов в 
РФ. Среди них рассмотрение таких важных как налоги на прибыль предприятий,
акцизы, налоги на добавленную стоимость и другие налоги с юридических и
физических лиц.  Наиболее же важной задачей моей работы является анализ и прогноз
налогообложения РФ. Изучить мнения известных экономистов по поводу
налоговой реформы. А также анализ Налогового кодекса РФ. Глава 1.Основы налоговой системы Российской Федерации  1.1.Принципы налогообложения и сущность налогов  Государство, выражая интересы общества в различных сферах
жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику –
экономическую, экологическую, демографическую и др. При этом в качестве
средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования
социально-экономических процесс- 
-ов используются финансово-кредитный и ценовой механизмы.  Финансово-бюджетная система охватывает отношения по поводу
формирования и использования финансовых ресурсов государства –
бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективную
реализацию социальной, экономической, оборонной и
других функций государства. Важной «кровеносной артерией» финансово-
бюджетной системы являются налоги.  Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества
на классы и появлением государства, которому требовались
средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды. 
«В налогах воплощено экономически выраженное существование государства», -
подчеркивал К. Маркс[12, 308]. В эпоху становления и развития
капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для
содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий –
рынков сырья и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные
средства.  Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости
валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет
сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства
валового внутреннего продукта:  . работники, своим трудом создающие материальные и нематериаль-
ные блага и получающие определенный доход;  . хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в
сфере предпринимательства.  За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей
формируется финансовые ресурсы государства. Экономическое соде-
ржание налогов выражается, таким образом, взаимоотношениями хозяйствующих
субъектов и граждан, с одной стороны, и государства,
с другой стороны, по поводу формированию государственных финансов.  А. Смит в своем знаменитом сочинении «Исследование о природе и
причинах богатства народа» считал основными принципами налогообложения
всеобщность, справедливость, определенность и удобность. Со временем этот
перечень был дополнен принципами обеспечения достаточности и подвижности
налогов (налог может быть увеличен или сокращен в соответствии с
объективными нуждами и возможностями государства), выбора надлежащего
источника и объекта налогообложения, однократности обложения.  Перечисленные принципы налогообложения учитывались и при формировании
новой налоговой системы России, адекватной рыночным преобразованиям. В
конце 1991 г. был принят Закон РФ «Об основах налоговой системы Российской 
Федерации». Впоследствии в закон вносились изменения и дополнения,
корректирующий механизм налогообложения и структуру налогов. При этом,
однако, неоднократно нарушался принцип справедливости: вносимые изменения
утверждались законодательными актами «задним числом».  Всеобщим исходным источником налоговых отчислений, сборов, пошлин и
других платежей независимо от объекта налогообложения является валовой
внутренний продукт (ВВП). ВВП образует первичные денежные доходы основных
участников общественного производства и государства как организатора
общественной жизни в национальном масштабе: оплата труда работников,
прибыль хозяйствующих объектов и централизованный доход государства (налоги
в бюджет, а социальные отчисления – во внебюджетные фонды). Образованием
первичных денежных доходов не ограничивается процесс стоимостного
распределения валового продукта. Он продолжается в распределении денежных
доходов основных участников общественного производства в пользу
государства: от работников – в форме подоходного налога (12 % и более) и
отчислений в пенсионный фонд (1 %), а от хозяйствующих субъектов – в форме
налога на прибыль и других налоговых платежей и сборов.  Законодательством установлено, что объектами налогообложения являются:  . прибыль (доход);  . стоимость определенных товаров;  . добавленная стоимость продукции, работ, услуг;  . имущество юридических и физических лиц;  . передача имущества (дарение, наследование);  . операции с ценными бумагами;  . отдельные виды деятельности;  . другие объекты установленные законом.  Один и тот же объект облагается налогом данного вида только один раз
за установленный период налогообложения (месяц, квартал, полугодие, год).  Общее количество налогоплательщиков определяется количеством
юридических лиц (коммерческих и некоммерческих), численностью граждан,
зарегистрированных в налоговых органах в качестве предпринимателей без
образования юридического лица, численностью граждан, уплачивающих
подоходный налог по месту получения заработной платы.  По данным Госналогслужбы РФ на 1 января 1997 г. в России
зарегистрировано более 2625 тыс. налогоплательщиков – юридических лиц, из
которых две трети (66,4) действующие предприятия, остальные – «неживые»
налогоплательщики (не представляют отчетность, не платят налоги, находятся
в розыске).  Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов,
пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков 
– юридических и физических лиц на территории страны. Все налоги, сборы,
пошлины и другие платежи «питают» бюджетную систему РФ.  1.2. Классификация налогов  Вся совокупность законодательно установленных налогов, сборов, пошлин
и других платежей подразделяется на группы по определенным критериям,
признакам, особым свойствам.  Первая классификация налогов была построена на основе критерия
перелагаемости налогов, которые первоначально еще в ХVII в. был привязан
к доходам землевладельца (поземельный налог – это прямой налог, остальные –
косвенные). Впоследствии А. Смит, исходя из факторов производства (земля,
труд, капитал), дополнил доход землевладельца доходами с капитала и труда и
соответственно двумя прямыми налогами – на предпринимательскую прибыль
владельца капитала и на заработную плату наемного работника. Косвенные же
налоги, считал А. Смит, - это те налоги, которые связаны с расходами и
перелагаются таким образом на потребителя.  Классификация налогов на прямые и косвенные исходя из подоходно-
расходного критерия, не утратила своего значения и используется для оценки
степени переложения налогового бремени на потребителя товаров и услуг.  К числу прямых налогов относятся: налог на прибыль (доходы)
предприятий и организаций, земельный налог, подоходный налог с физических
лиц, налоги на имущество юридических и физических лиц, владение и
пользование которым служат основанием для обложения.  Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов,
финансовых операций, целевых сборов: налог на добавленную стоимость, акцизы
на отдельные товары, таможенная пошлина, налог на операции с ценными
бумагами, транспортный налог, налог на содержание жилищного фонда и
объектов социально-культурной сферы и др.  Во многих развитых странах в структуре налоговых доходов превалируют
прямые налоги: США – 91,1 %, Япония – 71,2 %, однако в ФРГ этот показатель
составлял 44,1 %. В России на долю прямых налогов приходится примерно 45 % 
(1995 г.).  Бюджетное устройство государства определяет организацию бюджетной
системы, включающую целостную совокупность бюджетов всех уровней. В
федеративном государстве (России, США, ФРГ и др.) бюджетная система
представлена федеральным, региональным и местным уровнями. В Российской 
Федерации вся совокупность налогов и сборов подразделяется на три группы 
(вида): 1) федеральные; 2) налоги республик, краев, областей и автономных
образований, Москвы и Санкт-Петербурга; 3) местные.  К федеральным относятся следующие налоги и сборы: 
1. налог на добавленную стоимость; 
2. акцизы на отдельные группы и виды товаров; 
3. налог на прибыль (доходы) предприятий и организаций; 
4. налог на операции с ценными бумагами; 
5. таможенная пошлина; 
6. отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; 
7. платежи за пользование природными ресурсами (в том числе платежи за загрязнение окружающей природной среды и другие виды вредного воздействия); 
8. подоходный налог с физических лиц; 
9. налоги, служащие источниками образования дорожных фондов в том числе: налог на реализацию горюче-смазочных материалов, налог на пользователей автодорог, налог с владельцев транспортных средств, налог на приобретение транспортных средств; 
10. транспортный налог; 
11. сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образование на их основе слов и словосочетаний; 
12. лицензионный сбор за право производства, разлива и хранения алкогольной продукции; 
13. лицензионный сбор за право оптовой продажи алкогольной продукции; 
14. гербовый сбор; 
15. государственная пошлина; 
16. налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения.  Налоги субъектов РФ включают:  1. налог на имущество предприятий;  2. лесной налог;  3. плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем;  4. сбор на нужды образовательных учреждений (с юридических лиц).  К местным налогам относятся следующие налоги:  1. налог на имущество физических лиц;  2. земельный налог;  3. регистрационный налог за предпринимательскую деятельность;  4. налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;  5. курортный сбор;  6. сбор за право торговли (уплачивается путем приобретения разового талона или временного патента);  7. целевые сборы на содержание милиции, на благоустройство территории, на нужды образования и другие цели;  8. налог на рекламу;  9. налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров;  10. лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей;  11. сбор за парковку автотранспорта;  12. сбор за право использования местной символики;  13. сбор за участие в бегах на ипподроме;  14. сбор со сделок, совершаемых на биржах;  15. сбор за уборку территорий населенных пунктов (с юридических и физических лиц – владельцев строений);  16. сбор с владельцев собак (кроме служебных);  17. сбор за право проведения кино- и телесъемок;  18. лицензионный сбор за право торговли спиртными напитками;  19. сбор за выдачу ордера на квартиру (с физических лиц);  20. сбор за выигрыш на бегах;  21. сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме.  В общей сложности налоговым законодательством РФ предусматривается
перечень, включающий 41 конкретный налог разного уровня. Однако в 1994 – 
1996 гг. благодаря Указу Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2270 «О
некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях различных
уровней», налоговое творчество региональных и местных властей довело этот
перечень до 200 (в каждом субъекте РФ было принято по 1 – 2 местных
налога). В правительственном проекте Налогового кодекса РФ предлагается
установить закрытый перечень налогов и сборов – 12 федеральных, 8
региональных и 12 местных.  Оценивая классификацию налогов по уровневому критерию, следует
отметить, что такое деление не имеет логического смысла и носит статусный
характер. Одни федеральные налоги в качестве доходных источников полностью
закреплены за бюджетами нижестоящих уровней, другие – лишь частично (по
нормативам либо путем расщепления ставки). Учетно-экономическая
целесообразность диктует иную группировку налогов, взимаемых с предприятий
и организаций:  . налоги, вносимые на издержки производства и обращения;  . налоги, включаемые в продажную цену продукции (работ, услуг);  . налоги, относимые на финансовые результаты (до налогообложения прибыли);  . налоги на прибыль и за счет прибыли, остающейся в распоряжении плательщика.  1.3. Функции налогов  Функция налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов. Отсюда возникает главная распределительная функция налогов, выражающая их сущность как особого централизованного (фискального) инструмента распределительных отношений в обществе.  Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления для собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и пр.). Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта. 
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5 
   
 |