Меню
Поиск



рефераты скачать Муниципальный заем

p>Развитие рынка волгоградских областных облигаций. Становление рынка.

Период с апреля 1995 по январь 1996 года можно назвать этапом становления рынка волгоградских областных облигаций. Финансовая обстановка влияла на развитие рынка областных ценных бумаг. Ставка рефинансирования составляла 200% годовых, средняя ставка на рынке ГКО по всем выпускам – 133-
140% годовых, ставка по централизованным кредитам превышала 200% годовых.
Эмитент, создавая отлаженную схему привлечения и размещения заемных средств и приняв на себя обязательства на рынке долговых ценных бумаг, предложил инвесторам конкурентную доходность 100% годовых на срок вложения 127% дней
(эффективная доходность для инвестора составляла 137% годовых, Сбербанк предлагал тогда 100% годовых на срок вложения 1 год.

По словам начальника областного финансового управления С.П. Сазонова, генеральный агент займа преследовала цель создать финансовый инструмент, не только сглаживающий неравномерность бюджетных платежей, но и дающий возможность бюджету получать «живые» деньги. Принимая во внимание все эти факты и учитывая емкость финансового рынка области, общий размер эмиссии первого займа был определен в 30 млрд. руб. (30 млн. руб. «новыми»).
Оценивая результаты займа, начальник департамента ценных бумаг и финансового рынка Г.В. Чкалова сказала, что уже первый займ позволил отладить систему первичного размещения и обращения на вторичном рынке облигаций и показал жизнеспособность областных ценных бумаг.

На 1 марта 1997 года общий размер зарегистрированных эмиссий облигаций составил 470 млн. руб. деноминированными). Средняя стоимость обязательств, обращавшихся на тот момент времени на рынке (дюрация) составила 220 дней.

Всего было зарегистрировано семь займов, полностью погашено два.

Средства, полученные от размещения 1-государства и 5-го займов, направлены на финансирования ряда социальных программ и развитие транспортной инфраструктуры. Средства, привлеченные при размещении других зарегистрированных займов, будут использованы для пополнения доходной части бюджета области.

В проспектах эмиссий 3, 4 и 7-го выпусков предусмотрена возможность досрочного погашения путем зачета сумм налоговых платежей.

Все зарегистрированные займы администрации Волгоградской области гарантированы доходной частью бюджета области.

Рынок ВОДО в 1997 г.
Первичное размещение.

В 1997 г: эмитент – администрация Волгоградской области – выпусти 31 транш долговых обязательств. Число профессиональных участников рынка ценных бумаг, принимавших участие в процедуре первичного размещения варьировало от
4 до 11, но, как правило уполномоченными дилерами ВДО становились 6-8 организаций. При этом максимальную активность они проявили с середины лета и до конца сентября: именно в этот период наибольшее число организаций выкупали ВДО (5-8-й выпуски седьмого займа, 1-4 восьмого и 1-3 транши девятого) в больших объемах.

Уполномоченными дилерами в основном выступали участники, активно оперирующие областными долговыми обязательствами на вторичном внебиржевом региональном фондовом рынке. Время от времени к их числу присоединились инвестиционные и кредитные учреждения из других регионов, прежде всего, столичные компании. Это было в период повышенной активности, указанной выше.

Финансовый кризис осени 1997 года не оставил и следа от прежних достижений. И объемы выпуска, и число участников первичных размещений радикально изменялись даже в течение недели. Стремительно возросла лишь предлагаемая эмитентом доходность для уполномоченных дилеров, или другими ловами, цена обслуживания долга.

За год был погашено 19 траншей и выплачен доход по 8 купонами пятого займа ВДО.

Таким образом, в обращении на начало 1998 года находилось долговых обязательств на сумму 228082,6 тыс. руб.

Важным достижением стало то, что в 1997 г. эмитенту удалось добиться увеличения срока заимствования средств. В 1996 г. в обращении доминировали короткие бумаги первых трех «пилотных» займов, предназначенных скорее для обкатки механизма выпуска, обращения и погашения ВДО, чем для пополнения бюджета. В прошлом же году их место заняли длинные бумаги с периодом обращения год и более. Увеличилось и многообразие форм и видов предлагаемых потенциальному инвестору обязательств. На графике представлена структура рынка ВДО в 1997 году.

Структура вторичного рынка ВДО в 1997 году.

Структура рынка ВДО в 1997 году.

Вторичный рынок.

В течение года на вторичном региональном рынке субфедеральных ценных бумаг его субъекты заключили с ВДО 5891 сделку на сумму 959,94 млрд. руб.
(959,94 млн. руб.). На долю дилеров пришлось 38,13% общего объема сделок –
366,048 млрд. руб. (366,048 млн. руб.), на долю прочих юридических лиц
-–56,71% (544,393 млрд. руб.(544,393 млн. руб.)). Физические лица заключили в 1997 году сделок на 49,498 млрд. руб. (49,498 млн. руб.), или 5,16%. На вторичном рынке обращались ВДО всех видов, форм выпуска и периодов обращения. Структура оборотов, которая здесь сложилась, представлена на графике:

Динамика доходности ВДО в 1997 г.

| |фев-март |апр.-май |июнь-июль |октябрь |ноябрь |
|ставка |42,00 |36,00 |24,00 |21,00 |28,00 |
|рефинансирова| | | | | |
|ния | | | | | |

Интенсивность операций с областными долговыми обязательствами постоянно менялась. Развитие событий на вторичном рынке ВДО в 1997 году определял комплекс факторов.

Прежде всего, курс на снижение ставки рефинансирования ЦБ РФ взятый годом ранее и исправно воплощавшийся в жизнь вплоть до 11 ноября, когда отечественные фондовые рынки воочию ощутили последствия своей интегрированности в мировой рынок, а следовательно – зависимости от него.
При постоянном снижении ставки рефинансирования становятся весьма эффективными вложения в ценные бумаги с фиксированной доходностью на длительный период. Именно такие ВДО, как было отмечено выше, в основном и прелагались инвесторам.

Второй фактор – выбранная эмитентом тактики привлечения средств.
Уровень доходности ВДО вплоть до осени заметно превышал аналогичных параметр рынка ГКО, при тенденции к их сближению.

В-третьих, положительную роль сыграл климат на смежном с рынком госбумаг сегменте – региональном рынке корпоративных ценных бумаг. Широкий спектр обращающихся на нем инструментов позволял потенциальному инвестору выбирать приемлемое соотношение между риском, доходностью и ликвидностью объектов портфельных инвестиций. Так что корпоративные ценные бумаги составили конкуренцию государственным, пусть и не в полной мере и не для всех участников рынка.

Влияли на рынок ВДО и сезонные колебания поведения субъектов рынка.
Одним (профессиональным участником РЦБ) необходимо было привести в соответствие с нормативами структуру своих активов, другим (потенциальным инвесторам) – провести отпуска.

Следует отметить, что закономерность развития рынка в конце осени были куда менее заметны. В этот период наиболее значимым фактором выступала неопределенность как дальнейших тенденций развития фондового рынка, так и перспектив экономики страны в целом. Естественно, что не могли не отразиться и на региональном рынке ценных бумаг. В результате интенсивность сделок с ВДО стала снижаться. Это видно на графике динамики объемов сделок:

Диаграмма.

Физические лица и иногородние инвесторы.

Доля физических лиц в общем объеме инвестиций в ВДО в течение года колебалась в пределах 3-5%, за исключением февраля-марта 1997 года, когда она достигла 10,77% и 18,35% соответственно. Этот всплеск объяснялся низкими объемами сделок других участников вторичного рынка. Абсолютное значение объема вложение частных инвесторов в ВДО, за исключением летних месяцев, составляло немного более 4 млрд. руб. (4 млн. руб.) ежемесячно.

Большую активность на рынке проявляла иногородние инвесторы. Так, за год они заключили сделок на сумму 63,04 млрд. руб. (63,04 млн. руб.), или
6,57% общего объема.

Всего в годовом обороте ВДО 37,95% пришлось на долю юридических лиц,
60,83% - на кредитные учреждения, 1,22% - на частных лиц.

Рынок ВДО в первом квартале 1998 года.

В течение этого периода эмитент разместил обязательств на сумму
51797500 руб. В среднем уполномоченными дилерами выступали от 7 до 9 профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Доходность к погашению обязательств при размещении составляла: в январе – 34,31%, феврале – 41,16%, марте – 36,44% годовых.

За это же время областное финансовое управление погасило обязательства 6-ти траншей на сумму 69395500 руб. Порядка 17,5 млн. руб. с рынка ВДО было выведено.

16 января 1998 года состоялся дебют облигаций очередного, тринадцатого займа. Обязательства с периодом обращения один год будут размещаться семнадцатью траншами. Объявленный объем их эмиссии 200 млн. руб.

По сообщению областного финансового управления уполномоченными дилерами по ВДО – 13.1. Стали не только стабильно работающие в данном сегменте фондового рынка профессиональные участники: Волго-донской инвестиционный банк, Волгопромбанк, НОСКССбанк, РусЮгБанк, банк «Савва»,
ФБ «Август» и Волгоградская инвестиционная компания, но и менее известная широкой общественности организация – Волжский филиал АКБ «Московский
Индустриальный банк». С предложенным эмитентам дисконтом обеспечивающим
34,5% годовых, они выкупили обязательства на сумму 6,14 млн. руб. по номиналу.

Тенденции и перспективы выпуска волгоградских областных обязательств

Ситуация такова, что подавляющее большинство выпущенных администрацией Волгоградской области облигаций носит краткосрочный характер. Оценим плюсы и минусы такого положения.

С одной стороны, выпуск краткосрочных обязательств позволил отработать механизма привлечения реальных денег и создать финансовый инструмент, доступный как профессиональным участникам, так и частным инвесторам.

С другой стороны, выпуск краткосрочных обязательство позволил отработать механизм привлечения реальных денег и создать финансовый инструмент, доступный как профессиональным участникам, так и частным инвесторам.

С другой стороны, существует ряд отрицательных моментов, способных свести на нет все достижения в развитии рынка ценных бумаг области.

Так, текущее финансирование бюджета (привлеченные по займам средства расходуются на это решает только сиюминутные проблемы и не улучшает положения региона в перспективе.

Волгоградские областные обязательства являются ценными бумагами общего покрытия, гарантированны бюджетом области, а значит правом эмитента собирать налоги. Положение же с налоговыми поступлениями неважное. Основные налогоплательщики – крупные промышленные предприятия и организации находятся в глубоком кризисе, некоторые из них признаны банкротами (завод
«Баррикады»), а их доля в налоговой базе может достигать 40%.Следовательно особо рассчитывать на этот источник погашения облигаций не стоит. Также отсутствует окупаемый инвестиционный проект, финансируемый за счет эмиссии.
Все это заставляет задуматься о неизбежном строительстве «долговой пирамиды». Динамика величины заимствований подтверждает опасения.

|№ займа |Сумма заимствования, руб. |Количество |год выпуска |
| | |траншей | |
|1 |30 млрд. (30 млн.)* |3 |1995 |
|2 |80 млрд. (80 млн.) |8 |1996 |
|3 |100 млрд. |8 |1996 |
|4 |100 млрд. |8 |1996 |
|5, 6, 7 |общ. сумма 160 млрд. |3, 3, 8 |1997 |
|8 |100 млрд. (100 млн.) |10 |1997 |
|9 |80 млрд. (80 млн.) |8 |1997 |
|10, 11, |304 млрд. (304 млн.)** |- |1997 |
|12 | | | |
|13 |200 млрд. (200 млн.) |17 |1998 |


* в скобках указана сумма после деноминации
** в счет погашения товарного кредита предприятиями агропромышленного комплекса 1996 года.

Величина займов возрастает, как и количество траншей, период между их размещениями уменьшается. То есть эмитент испытывает все большую потребность в средствах и форсирует события. Ко всему прочему финансовый кризис 1997 года резко ухудшил ситуацию на рынке ВДО (упала доходность обязательств, снизилось количество дилеров, работающих с ВДО), в результате стоимость обслуживания займов значительно возросла. Растет и долговое бремя бюджета, все больше средств отвлекается от актуальных программ социально- экономического развития региона. В конце концов может наступить момент, когда эмитент будет не в состоянии ответить по своим обязательства, тогда пострадают инвесторы, упадет доверие к администрации области, окажется под угрозой будущее Волгоградского фондового рынка.

Этого пока еще не случилось только потому, что суммы заимствований не так уже велики и не все обязательства были размещен (только 8-й займ полностью размещен), целиком погашено всего 3 займа из 13. Необходимо кардинально менять политику заимствований, начать работать на перспективу.

Разумно обратиться к выпуску подоходных займов. При этом следует оценить окупаемость и рентабельность тех проектов, которые будут осуществляться. Не надо делать стандартную ошибку, полагая, будто самый высокоокупаемый проект немедленно даст отдачу и обеспечит адекватное процентное покрытие суммы долга. Лучше быть готовым к тому, сто какое-то время обслуживание подоходного займа придается так или иначе вести из средств бюджета, т.е. опять же с помощью налоговых поступлений. Весь вопрос в том, как долго такое положение продлится и сможет ли бюджет его выдержать.

Необходимо рассчитать динамику потока доходов от осуществляемого проекта, объективно оценить свои возможности (эмитенту).

Теоретически приемлемой схемой надо считать такую, при которой обслуживание займа происходит за счет бюджета, а погашение – из средств, полученных в результате эксплуатации того проекта, под который мобилизовывались финансовые ресурсы.

И, как следствие – долговая нагрузка на бюджет меньше, чем при выпуске общих займов, а значит ниже риск банкротства эмитента и реализуется значимый для региона инвестиционный проект.

Волгоградский городской муниципальный займ 1997 года.

В соответствии с решениями органов законодательной и исполнительной власти г. Волгограда 11 ноября 1997 года состоялось первичное размещение ранее не выпускавшихся Волгоградских муниципальных облигаций ВМО – именных документарных долговых ценных бумаг с переменным купоном.

Эмитент – финансовое управление администрации города – определил продолжительность срока обращения ВМО в 1 год.

С интервалом в 3 месяца будет погашаться купон, принося доход владельца этих ценных бумаг. Генеральным агентом, обслуживающим процедуры размещения, погашения и выплат купонного дохода ВМО является волгоградский филиал АКБ «Инкомбанк».

Общий объем выпуска ВМО установлен в размере 10 млн. руб. по номиналу или 100000 штук сторублевых облигаций. Определена и процентная ставка первого купона – 19% годовых.

Уполномоченными дилерами стали КБ «Кор». РосТрансбарк, Волго-Донской банк, Сбербанк, ФБ «Август» и Московская финансовая компания «Протон». Их заявки на общую сумму 4,36 млн. руб. эмитентом были полностью удовлетворены.

11 февраля состоялись первые в истории ВМО выплаты купонного дохода, сопровождающие смену облигациями купонного периода. По второму купону ставка процентного доход была определена в 36% годовыъ и впоследствии увеличена до 39% годовых.

На вторичном рынке с ВМО пока работает только ФБ «Август».

По мнению и эмитента и дилеров, ВМО созданы в наиболее подходящий форме для привлечения средств физических лиц.

Во-первых, именной документарный вид этих ценных бумаг призван рассеять всякие сомнения потенциальных инвесторов в их надежности.

Во-вторых, небольшая номинальная стоимость облигаций позволяет покупать их гражданам, имеющим даже незначительные сбережения. В третьих, владельцы таких бумаг ежеквартально будут стричь купоны, получая соответствующие проценты.

Явное отличие этого муниципального займа – наделение обслуживающего размещения, обращение и погашение ВМО генерального агента – волгоградского филиала АКБ «Инкомбанк» - функциями маркет-мейкера, который поддерживает на вторичном рынке определенный уровень ликвидности и доходности облигаций. К выполнению своих обязанностей он приступил с 46 дня от даты размещения.

Первый займ ВМО не рассматривается как источник пополнения доходной части бюджета города, он является экспериментальной моделью, на которой будет отработана схема размещения, обращения купонных выплат и погашения облигаций. А отработать есть что. Счета депо уполномоченных дилеров были открыты только на вторую неделю после размещения выпуска. Операции с ними на вторичном рыке осложняются необходимостью присутствия инвестора непосредственно в Инкомбанке. Произошла неувязка с размером бланков муниципальных облигаций, поэтому генеральный агент по согласованию с горфинуправлением ввел плату за их пересчет и проверку подлинности. Причем стоимость этих услуг превышает сумму купонного дохода по облигациям. Но выход найден. Для купли-продажи ВМО можно воспользоваться выпиской со счета, что формально сделало их бездокументарными.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.