Более
доступным и распространенным является путь соглашения нескольких крупных фирм.
Он дает возможность быстро создать ситуацию, когда продавцы (производители)
выступают на рынке «единым фронтом», когда сводится на нет конкурентная борьба,
прежде всего ценовая, покупатель оказывается в безальтернативных условиях.
Различают
пять основных форм монополистических объединений. Монополии монополизируют все
сферы общественного воспроизводства: непосредственно производство, обмен,
распределение и потребление. На основе монополизации сферы обращения возникли
простейшие формы монополистических объединений – картели и синдикаты.
Картель
– это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники
которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный
продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о
доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта.
Синдикат
– это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники
которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность
на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют
коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей
сбытовой конторой.
Более
сложные формы монополистических объединений возникают тогда, когда процесс
монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства. На
этой основе появляется такая более высокая форма монополистических объединений
как трест.
Трест
– это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей
промышленности, участники которого теряют собственность на средства
производства и произведенный продукт (производственную и коммерческую
самостоятельность). То есть объединяются производство, сбыт, финансы,
управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий
получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и
присваивать соответствующую часть прибыли треста.
Многоотраслевой
концерн — это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей
промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность
на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет
над другими участниками объединения финансовый контроль.
В
60-х годах в США и некоторых странах капитала появились и начали развиваться
конгломераты, то есть монополистические объединения, образованные путем поглощения
прибылей разноотраслевых предприятий, не имеющих технического и
производственного единства.
Опыт
показывает, что монополии, монополизировав определенную отрасль и захватив
прочные и монопольные позиции, рано или поздно теряют динамику развития и эффективности.
Объясняется это тем, что преимущества крупного производства не являются
абсолютными, они приносят увеличение прибыльности только до определенных пор.
Вообще
любая монополия может существовать лишь при несовершенной конкуренции. Рынок
монополии предполагает, что данный продукт производится только одной фирмой
(отрасль состоит из одной фирмы) и она обладает очень высоким контролем над
ценами.
Более
лоялен рынок олигополии, которая может подразделяться на два типа: олигополия
первого вида – это отрасли с совершенно одинаковой продукцией и большим
размером предприятий. Олигополия второго вида – положение, когда есть несколько
продавцов, продающих дифференцированные товары. В таком случае существует
частичный контроль над ценами. Рынок монополистической конкуренции с
дифференциацией продукта предполагает, что покупатель предпочитает товар
определенного вида: его привлекает именно данный сорт, качество, упаковка,
торговая марка, уровень обслуживания и т.п. Признаки такого рынка: множество
производителей, много действительных или воображаемых различий в продукции,
очень слабый контроль над ценами[5].
Особый
вид монополий – международные монополии. Экономической основой возникновения и
развития международных монополий является высокая степень обобществления
капиталистического производства и интернационализация хозяйственной жизни.
Существуют
две разновидности международных монополий.
Первая
– транснациональные монополии. Они национальны по капиталу и контролю, но
международные по сфере своей деятельности. Например: американский нефтяной
концерн «Стандард ойл оф Нью-Джерси», имеющего предприятия более чем в 40
странах, активы за рубежом составляют 56% общей их суммы, объем продаж 68%,
прибыли 52%. Подавляющая часть производительных мощностей и сбытовых
организаций швейцарского пищевого концерна «Нестле» размещена в других странах.
Только 2-3% всего оборота приходится на Швейцарию.
Вторая
разновидность – собственно международные монополии. Особенность
международных трестов и концернов – международное рассредоточение акционерного
капитала и многонациональный состав ядра треста или концерна. Например:
англо-голландский химико-пищевой концерн «Юнилевер», германо-бельгийский трест
фотохимических товаров «Агфа-Геверт». Их число значительно не велико, поскольку
объединение капитала разной национальной принадлежности сопряжено с большими
сложностями: различие в законодательстве стран, двойное налогообложение,
противодействие какого-либо правительства и т.д[6]. Основные формы
объединения:
–
учреждение монополиями разных стран совместной
компании в форме самостоятельно существующего треста или концерна;
–
приобретение одной монополией доли контрольного
пакета акций иностранной монополии;
–
непосредственное слияние активов фирм разных
стран (слияние де-юре);
–
объединение компаний различных национальностей
посредством «квазислияний».
Последнее
осуществляется путем обмена акциями между фирмами, сохраняющими юридическую
независимость, либо посредством взаимного назначения администраторов, либо через
коллективное владение акциями совместных компаний. Слияние такого типа –
наиболее распространенная форма образования международных трестов и концернов.
Они помогают разно национальным фирмам, объединяющим оперативную деятельность,
не только избежать двойного налогообложения, но и сохранить формальную
самостоятельность, корпоративную структуру, индивидуальные особенности
производства и сбыта, собственные торговые знаки, прежнее место расположение
штаб-квартир материнских компаний и принадлежность к национальному
законодательству своей страны.
Особого внимания требует вопрос ценовой политики
монополистических образований. Последние, как уже говорилось выше, используя
свое монополистические положение, имеют возможность влиять на цены, а иногда и
устанавливать их. Вследствие этого появляется новая разновидность цены –
монопольная цена, которая устанавливается предпринимателем, занимающим
монопольное положение на рынке, и приводит к ограничению конкуренции и
нарушению прав потребителя. К этому следует добавить, что эта цена рассчитана
на получение сверхприбылей, или монополистических прибылей. Именно в цене
реализуется выгода монопольного положения.
Особенность монопольной цены заключается в том, что она
сознательно отклоняется от реальной рыночной, которая устанавливается в
результате взаимодействия спроса и предложения. Монопольная цена является
верхней или нижней в зависимости от того, кто ее формирует – монополист или
монопсонист. В обоих случаях обеспечивается выгода последних за счет
потребителя или мелкого производителя: первый переплачивает, а второй не
получает надлежащей ему части продукта. Таким образом, монопольная цена являет
собой определенную “дань”, которую общество вынуждено платить тем, кто занимает
монопольное положение.
Отличают монопольную высокую и монопольную низкую цены.
Первую устанавливает монополист, оккупировавший рынок, и с ней вынужден
мириться потребитель, лишенный альтернативы. Вторую формирует монопсонист по
отношению к мелким производителям, которые тоже не имеют выбора. Следовательно,
монопольная цена осуществляет перераспределение продукта между хозяйственными
субъектами, но такое перераспределение, которое основывается на
внеэкономических факторах. Но сущность монопольной цены этим не исчерпывается —
она отражает и экономические преимущества крупного, высокотехнического
производства, обеспечивая получения сверхизлишнего продукта.
Структура монопольной цены может быть представлена формулой:
Р мон.= Р1 + Р2 +Р3 где
Р1 – средняя прибыль, получаемая предпринимателями в условиях
свободного перемещения капитала в результате действия межотраслевой
конкуренции;
Р2 – обычная сверхприбыль, получаемая предпринимателями,
которые осуществляют нововведения;
Р3 – монопольная сверхприбыль от использования
(злоупотребления) монопольного положения.
Монопольная цена — это верхняя цена, за которую монополист
может продать товар или услугу и которая содержит в себе максимальную Р3.
Однако, как показывает опыт, удержать такую цену в течение длительного времени
невозможно. Сверхприбыли, как мощный магнит, притягивают в отрасль других
предпринимателей, которые в результате “ломают” монополию[7].
Следует учитывать
и то, что монополия может регулировать производство, но не спрос. Даже она
вынуждена учитывать реакцию покупателей на увеличение цен. Монополизировать
можно только товар, на который существует неэлластичный спрос. В такой ситуации
подорожание продукции приводит к ограничению ее потребления. Монополист имеет
две возможности: или применить небольшой дефицит для удержания высокой цены,
или увеличить объем продажи, но уже по сниженным ценам.
Фирма-монополист
обычно имеет высокую прибыль и это привлекает в отрасль других производителей.
Существуют барьеры, препятствующие вступлению в отрасль, например:
1. Эффект
масштаба. Высокоэффективное производство с низкими издержками
достигается в условиях крупного производства, обусловленного монополизацией
рынка. Новым конкурентам трудно войти в такую отрасль, т.к. это требует крупных
капиталовложений. Доминирующая фирма, имея более низкие издержки производства,
в состоянии на время снизить цену продукции, чтобы уничтожить конкурента.
2. Исключительные
права. В ряде стран Европы и Америки правительство предоставляет фирмам
статус единственного продавца (транспортные услуги, связь, газоснабжение). Но
взамен на эти привилегии правительство сохраняет за собой право регулировать
действие таких монополий, чтобы исключить злоупотребление властью, защитить
интересы немонополизированных отраслей и население.
3. Патенты и
лицензии. Правительство гарантирует патентную защиту новым продуктам и
производственным технологиям, что обеспечивает производителям монопольные
позиции на рынке и на определенный промежуток времени гарантирует их
исключительные права.
4. Собственность
на важнейшие виды сырья. Некоторые компании являются монополистами благодаря
безраздельному владению источниками производственного ресурса, необходимого для
производства монополизированного продукта. Так, "Алюминиум компани оф
Америка" является владельцем всех основных источников бокситов. Довольно
длительное время канадская компания "Инко" контролировала около 90%
известных мировых запасов никеля. Большинство алмазных рудников контролируется
южноафриканской компанией "Де Бирс"[8].
Особого рассмотрения требует соотношение конкуренции и
монополии в современной экономике. Конкуренция принадлежит к основным понятиям
рынка, то есть к таким, без которых он не может функционировать. Можно сказать,
что развитие рынка было одновременно и развитием конкурентных отношений.
Конкурентный рынок предусматривает наличие неограниченного
числа продавцов, а также ситуацию, в которой каждый из них не имеет возможности
влиять на цену. Здесь также существует свободный, безпрепятственный доступ
хозяйственных объектов к любому виду деятельности, наглядная и доступная
каждому информация о состоянии рынка и возможных альтернативах, здесь имеет
место диктат потребителя над производством. Все это свидетельствует о
господстве свободной конкуренции.
Но небезопасность конкуренции подталкивает предпринимателей к
попыткам уклониться от нее, а это возможно только при завоевании монопольного
положения.
Монополия – это понятие, противоположное конкуренции. Это
хорошо видно на примере абстрактной категории «чистая монополия», которая
характеризует ситуацию абсолютной монополизации рынка одной формой.
Естественно, что это полярно противоположная ситуация, где для конкуренции
совсем не остается места.
Конкуренции в конце прошлого столетия нанесен значительный
удар со стороны монополий. Стремительная монополизация хозяйственной жизни
спровоцировала сворачивание и модификацию конкурентных отношений, возникла
угроза существования конкуренции как таковой. Однако общество быстро оценило
пагубность такой ситуации и своими решительными действиями не допустило
перехода ее состояния в критическое положение.
Современная рыночная экономика характеризуется
сосуществованием, переплетением конкуренции и монополии. Очень важной является
проблема их соотношения. Можно вести речь о диалектическом единстве монополии и
конкуренции. К. Маркс говорил: «В практической жизни мы находим не только
конкуренцию, монополию и их антагонизм, но также и их синтез, который является
не формулой, а движением. Монополия создает конкуренцию, конкуренция создает
монополию. Синтез заключается в том, что монополия может удержаться благодаря
тому, что она постоянно вступает в конкурентную борьбу». В
таких условиях конкуренция перестает быть единым регулятором производства.
Современный хозяйственный механизм представляет собой
объединение стихийного рыночного регулирования с сознательным управлением со
стороны монополий и государства. Одну из его основ составляет конкуренция, но в
современных условиях это преимущественно несовершенная конкуренция.
Можно выделить следующие особенности несовершенной
конкуренции:
1. Это конкуренция, которая возникает при условиях
существования монополистических образований, соревнующихся как между собой, так
и с предпринимателями среднего и малого бизнеса. В ней тон задают продавцы и
покупатели, которые имеют определенную монопольную власть над продуктом, имеют
возможность манипулировать ценами.
2. Если совершенная конкуренция происходила прежде всего за
обеспечение сбыта продукции, то монополистическая имеет значительно больший
диапазон целей. Здесь конкурентная борьба ведется за монополизацию рынков
сбыта, источников сырья, результатов научно-технического прогресса, кредитных
ресурсов,
3. Конкуренция все больше перемещается из сферы обращения,
где происходит реализация товаров, в сферу непосредственного производства, с
отраслевого на межотраслевой, общехозяйственный уровень. Несовершенная
конкуренция основывается прежде всего на нововведениях в средства производства,
технологию, которые снижают затраты на единицу товара. Инновации в руках монополистов
становятся методом конкурентной борьбы.
4. Значительно расширяется арсенал способов такой борьбы.
Рядом с ценовой конкуренцией, использовавшейся ранее, применяются и другие
способы. Отличают три основные формы конкурентной борьбы: ценовая, неценовая и
неэкономическая (нечестная). Ценовая конкуренция — это соревнование
производителей путем уменьшения затрат производства, снижения цен на товары и
услуги без существенного изменения их ассортимента или качества. Производители
используют манипулирование ценами, теневые цены, тайные уменьшения,
маневрирование ценами на разных рынках. Неценовая конкуренция — это завоевание
конкурентного преимущества за счет лучшего использования достижений
научно-технического прогресса. Здесь применяется продажа товаров более высокого
качества, предложение новых товаров для удовлетворения тех же потребностей,
оказание большего объема услуг, увеличение сроков гарантийного обслуживания,
лучшие условия выделения потребительского кредита, проведение рекламных
кампаний и т.д. И, наконец, широко практикуются так называемые неэкономические
методы конкурентной борьбы. Это подкупы служебных лиц для улаживания дел,
технический шпионаж, переманивание на свою сторону лучших специалистов и т.д.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|