Меню
Поиск



рефераты скачать Монополизм в экономике, его формы и последствия

Ценовая дискриминация может проводиться при следующих условиях:

покупатель, приобретя продукцию, не имеет возможности ее перепродать;

существует возможность разделить всех потребителей дан­ной продукции на сегменты, спрос на которых имеет разную степень эластичности.

Действительно, если фирма, производящая любую продук­цию, которая может быть перепродана, например телевизоры, холодильники, сигареты и       т. п., решила прибегнуть к ценовой дискриминации, она столкнется со следующей ситуацией. Сни­жение цены на эти товары для пенсионеров и сохранение ее на первоначальном уровне для всех остальных категорий на­селения приведет к тому, что, покупая эти товары, пенсионеры тут же будут их продавать. К тому же такая ценовая политика может вызвать недовольство покупателей1.

Иная ситуация складывается, если продукция не может пе­репродаваться; сюда относятся прежде всего отдельные виды услуг. В этом случае для групп потребителей, спрос со стороны которых является более эластичным, устанавливаются различ­ные виды скидок с цены. Иными словами, разные группы потребителей представляют собой разные рынки, эластичность спроса на которых различная.

Предположим, что какая-то авиакомпания Y продавала 100 тыс. авиабилетов по цене 500 тыс. руб. за билет. Такая цена была установлена исходя из равенства предельного дохода и предельных издержек. Ежемесячный валовой доход компа­нии составлял 50 млрд. руб. Однако в результате произошед­ших изменений (выросли цены на топливо, работникам бы­ла повышена заработная плата) издержки компании возросли, и цена билета была повышена вдвое. Вместе с тем количест­во проданных билетов сократилось в два раза и составило 50 тыс. шт. Несмотря на то, что общий валовой доход сохра­нился на уровне 50 млрд. руб., существуют возможности полу­чить дополнительный доход, привлекая пассажиров, отказав­шихся от полетов из-за высокой цены, через предоставление скидок.

v    Монополия и эффективность.

Современные экономисты считают, что распространение монополии снижает эко­номическую эффективность по крайней мере по трем основным причинам.

Во-первых, объем производства, максимизирующий прибыль монополиста, ниже, а цена – выше, чем в условиях совер­шенной конкуренции. Это приводит к тому, что ресурсы об­щества используются не в полном объеме, и при этом часть продукции, необходимая обществу, не производится. Количе­ство выпускаемой продукции не доходит до точки минимальных средних валовых издержек, тем самым производство осущест­вляется не с минимально возможными при данном уровне тех­нологии издержками. Иными словами, максимальная произ­водственная эффективность не достигается.

Во-вторых, являясь единственным продавцом на рынке, мо­нополист не стремится к снижению производственных издер­жек. У него не существует стимула использовать наиболее про­грессивную технологию. Обновление производства, снижение издержек, гибкость не являются для него вопросами выжива­ния. По тем же причинам монополист слабо заинтересован в научно-исследовательских разработках и использовании новых достижений НТР.

В-третьих, барьеры для вступления новых фирм в монопо­лизированные отрасли, а также огромные силы и средства, которые монополисты тратят на сохранение и укрепление соб­ственной рыночной власти, оказывают сдерживающее воздей­ствие на экономическую эффективность. Мелким фирмам с новыми идеями трудно пробиться на монополизированные рынки.

Другая точка зрения на проблемы монополии и эффектив­ности представлена позицией Дж. Гэлбрейта и И. Шумпетера. Не отрицая негативные стороны монополии (например, более высокие цены на продукцию), они выделяют и ее преимущества с точки зрения научно-технического прогресса. Эти преиму­щества, по их мнению, состоят в следующем:

1. Совершенная конкуренция требует от каждого произво­дителя использовать наиболее эффективную технику и технологию из уже существующих. Однако разработка новых про­грессивных технических решений не под силу отдельной кон­курентной фирме. Необходимы значительные средства для фи­нансирования НИОКР, которых не может быть у мелкой фир­мы, не получающей стабильную экономическую прибыль. В то время как монополии или олигополии, имеющие высокую экономическую прибыль, располагают достаточными финан­совыми ресурсами для инвестиций в научно-технический прогресс.

2. Высокие барьеры, которые существуют для входа новых фирм в отрасль, дают олигополиям и монополиям уверенность в том, что экономическая прибыль, которая является резуль­татом использования в производстве научно-технических до­стижений, сохранится долгое время и инвестиции в НИОКР дадут долговременную отдачу.

3. Получение монопольной прибыли за счет более высоких цен является стимулом инновационной деятельности. Если бы вслед за каждым нововведением, снижающим издержки, сле­довало понижение цен, то причин для развития инновационных процессов не существовало бы.

4. Монополия стимулирует конкуренцию, так как монополь­но высокие прибыли являются крайне привлекательными для других фирм и поддерживают стремление последних войти в отрасль.

5. В отдельных случаях монополия способствует снижению издержек и реализации эффекта масштаба (естественная мо­нополия). Конкуренция в таких отраслях привела бы к росту средних затрат и снижению эффективности.

Во всех странах с рыночной экономикой действуют анти­монопольные законодательства, контролирующие и ограничи­вающие монопольную власть.

2.3. Государственное влияние в деятельности монополий.

 

Важнейшим средством регулирования деятельности монополий является антимонопольное законодательство, основы которого заложены в законодательных актах Верховного Совета Российской Федерации.

Антимонопольное законодательство представляет собой пакет за­конов, который выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией, как средство установ­ления официальных «правил игры» на рынке.

Начало антимонопольному законодательству было положено в США и Канаде, что явилось реакцией на усиление власти союзов монополистов в экономике. В 1880 г. был принят первый закон – закон Шермана, который запрещал монополизацию рынка, призна­вал незаконными любые объединения и сговоры, направленные на ограничение производства и торговли. Позднее, в 1914 г., был принят еще один важный законодательный акт – закон Клейтона. Этот закон был направлен в первую очередь против различных видов монополистической практики. Он объявлял вне закона цено­вую дискриминацию, запрещал исключительные или «принудитель­ные» соглашения, формирование взаимопереплетающихся директо­ратов, приобретение акций конкурирующих корпораций. В 1914 г. была образована Федеральная торговая комиссия, предназначенная для борьбы с антиконкурентными слияниями компаний. В 1938 г. на эту комиссию была возложена дополнительная ответственность по защите общественности от вводящей в заблуждение или ложной рекламы. Акт Целлера–Кефовера 1950 г. дополнил закон Клейтона о слияниях запретом на слияние путем приобретения активов, ре­зультатом чего могло явиться ослабление конкуренции.

Первые антимонопольные законы США представляли собой по­пытку борьбы против крупного производства за выживание мелкого. В дальнейшем практика антимонопольного законодательства неодно­кратно менялась на протяжении XX столетия, периоды его ужесто­чения и либерализации чередовались.

В последние десятилетия наблюдается смягчение действий статей законодательства. В этом проявилось влияние представителей чикаг­ской школы. По их мнению, основной задачей антимонопольного законодательства является не защита интересов отдельных компа­ний, а предотвращение ухудшения условий конкуренции.

В Западной Европе антимонопольное законодательство было при­нято в послевоенный период и имеет ряд особенностей. С одной стороны, оно формально направлено на защиту интересов потреби­телей, а с другой – призвано поощрять процесс концентрации про­изводства и образования крупных корпораций, если это связано с научно-техническим прогрессом.

Хотя конкретный характер и содержание антимонопольного зако­нодательства в различных странах имеют свои особенности, можно выделить общие для всех стран основы этого законодательства: охрана и поощрение конкуренции, контроль над фирмами, занима­ющими господствующее положение на рынке, контроль над ценами, защита интересов потребителей, защита интересов и содействие развитию среднего и мелкого бизнеса.

Современное антимонопольное законодательство имеет два прин­ципиальных направления – контроль за ценами и контроль за сли­яниями компаний. Антимонопольное законодательство в первую оче­редь запрещает соглашения по ценам. Незаконным является любой сговор между фирмами в целях установления цен. Законом также преследуется демпинговая практика продаж, когда фирма умышлен­но устанавливает более низкие цены, с тем чтобы вытеснить из отрасли конкурентов. Например, в деле против «IBM» мини­стерство юстиции США обвинило компанию в демпинге при уста­новлении цен на аренду компьютеров ее собственного производства.

Слияние компаний происходит, когда одна фирма приобретает акции другой. В результате вторая компания становится составной частью первой. Со второй половины 80-х гг. усиление этого процес­са наблюдается практически во всех странах. Так, в США в 1987 г. более 2000 фирм были поглощены в процессе слияний.

Правительство обычно предпринимает меры, когда в результате горизонтального слияния (объединение сходных компаний) фирм их рыночная доля значительно увеличивается. Исключение может быть сделано, когда одна из фирм находится на грани банкротства.

В случае вертикального слияния (объединение последовательно связанных производств типа угольных, сталелитейных и автомобиль­ных компаний) закон также устанавливает верхний предел доли фирм на соответствующих рынках. Ведь слияние бывших поставщи­ков и потребителей лишает возможности другие фирмы продавать свои товары фирме-покупателю.

Конгломератные слияния (объединение компаний из разных от­раслей) обычно разрешаются. Если нефтяная или страховая компа­ния приобретает фирму по производству мороженого, то в резуль­тате их позиции на соответствующих рынках практически не ме­няются.

Глава 3. Динамика становления монополизма в современной России.

3.1. История развития монополий в России.

 

Появление монополий в России было своеобразным. Первые монополии образовались в 80-х годах 19 века (Союз рельсовых фабрикантов и др.). Своеобразие развития заключалось в непосредственном вмешательстве государственных органов в создание и деятельность монополий в отраслях, обеспечивавших нужды государственного хозяйства, или имевших особое значение в его системе (металлургия, транспорт, машиностроение, нефтяная и сахарная промышленность). Это привело к раннему возникновению государственно-монополистических тенденций. В 80-90 годах действовало не менее 50 различных союзов и соглашений в промышленности и на водном транспорте. Монополистическая концентрация происходила и в банковском деле. Ускоряющее воздействие на процесс монополизации оказал иностранный капитал. До начала 20 века роль монополий в экономике была не велика. Решающее воздействие на их развитие оказал экономический кризис 1900-03 г.г. Монополии постепенно охватывали важнейшие отрасли промышленности и чаще всего образовывались в виде картелей и синдикатов, в которых был монополизирован сбыт при сохранении их участниками производственной и финансовой самостоятельности. Возникали и объединения трестовского типа (Товарищество «Бр.Нобель», ниточный трест и др.). Отсутствие законодательных и административных норм, регулирующих порядок оформления и деятельности монополий, делало возможным использование против них государством законодательства формально запрещавшего деятельность монополий. Это привело к распространению официально не регистрируемых монополий, часть которых, однако, действовала с согласия и при прямой поддержке правительства («Продпаравоз»,  военнопромышленные монополии). Нелегальное положение создавало неудобства (ограничение коммерческой и юридической деятельности) и поэтому они стремились к правовой легализации, используя разрешенные формы промышленных объединений. Многие крупные синдикаты – «Продамет», «Продуголь», «Продвагон», «Кровля», «Медь», «Проволока», РОСТ и др.  – по форме были акционерными предприятиями, действительные цели и деятельность которых определялись особыми негласными контрагентскими договорами. Нередко одни и те же предприятия участвовали одновременно в нескольких соглашениях. В период промышленного подъема (1910-14г.г.) происходил дальнейший рост монополий. Число торговых и промышленных картелей и синдикатов составило 150-200. Несколько десятков их было на транспорте. В банковские монополии превратились многие крупнейшие банки, проникновение которых в промышленность, наряду с процессами концентрации и комбинирования производства, способствовало укреплению и развитию трестов, концернов и  т.п. (Русская нефтяная генеральная корпорация, «Треугольник», «Коломна-Сормово», «Россуд-Новаль», военнопромышленная группа Русско-Азиатского банка и др.). Уровень концентрации сбыта и производства монополий был очень неравномерен. В одних отраслях народного хозяйства ( металлургия, транспорт, машиностроение, нефте- и угледобыча, сахарное производство) монополии концентрировали основную часть производства и сбыта и почти безраздельно господствовали на рынке, в других (металлообработка, легкая и пищевая промышленность) -  уровень монополизации был невысок.

         В годы первой мировой войны 1914-18 г.г. в России прекратилась деятельность ряда локальных монополий, но в целом война увеличила число монополий и их мощь. Возникли крупнейшие концерны Второва, Путилова-Стахеева, Батолина, бр.Рябушинских. Особенно развивались монополии связанные с военным производством. Российский монополистический капитализм существовал на основе сращивания монополий с государственными органами (металлургический комбинат, Джутовый синдикат и др.), а также в форме «принудительных объединений» по инициативе и при участии правительства (организации Ванкова, Ипатьева, Киевская организация производства колючей проволоки и др.). Монополии были ликвидированы в результате октябрьской революции в ходе национализации промышленности и банков.

         Советское государство частично использовало учетные и распределительные органы монополий при создании органов управления народным хозяйством.

В ходе перестройки 1985-1991 гг. вопросы антимонопольной поли­тики и механизмов регулирования конкурентных отношений так и не вошли в число приоритетных направлений экономических реформ. Од­нако именно монополизм является одним из ведущих звеньев механиз­ма торможения реформ, препятствием на пути достижения позитивных результатов проводимых мер.

Либерализация российской экономики была предпринята без сколь­ко-нибудь существенной трансформации экономических основ монополь­ных структур, при отсутствии налаженной системы антимонопольного регулирования и контроля. Либерализация цен и внешней торговли сняла административные ограничения с монополий, но не смогла обеспечить адекватную развернутую систему антимонопольной защиты рынка, так как не были предусмотрены соответствующие меры по проведению кон­курентной политики. Оказалось, что для возникновения конкуренции недостаточно введения свободных цен и формального разгосударствле­ния производства и управления.

Поведение большинства производителей-монополистов в ходе либе­рализации цен сводилось к их взвинчиванию, что при снижении объемов производства позволяло им добиваться роста прибыли. Более того, в условиях продолжающихся кризиса и роста инфляции российские моно­полисты находят новые способы для извлечения монопольно высоких прибылей, используя кризис неплатежей. Следует отметить, что подоб­ные действия не находят должного отклика антимонопольных органов.

Кризис российской экономики осложняет проведение последовательной конкурентной политики. Согласно одной из точек зрения, спад и высокая инфляция в сочетании с заработавшими спросовыми ограни­чениями сокращают возможности монопольного диктата, в известной мере ослабляют остроту проблемы. Однако при этом совершенно не учитываются новые возможности для извлечения монопольных выгод и недобросовестной конкуренции.

Таким образом, экономические реалии сегодняшнего дня услож­няют проблему демонополизации и развития конкуренции, ставя ее в контекст выживаемости самой российской экономики, сохранения ее ресурсного, производственного и научно-технического потенциалов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.