Монополизм в экономике, его формы и последствия
Федеральное агентство по
образованию
Тюменский государственный
архитектурно-строительный университет
Кафедра экономической теории
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по
дисциплине: Экономическая теория
на
тему: Монополизм в экономике, его формы и последствия.
Выполнил:
студент группы ГМУ 05-2
Шембергер
О.С.
Проверил:
Крыжановский
О.А.
Тюмень 2007
Содержание:
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. История рассмотрения вопроса
монополий…………………………….5
1.1.
Теория
монополистической конкуренции Э. Чемберлина…………5
1.2.
Взгляды
В.И. Ленина на монополизм……………………………….14
Глава 2. Монополии и социальная цена
их власти………………………………18
2.1. Сущность, формы и
виды монополий………………………………...18
2.2. Поведение фирмы –
монополиста на рынке………………………….27
2.3. Государственное
влияние в деятельности монополий ……………...39
Глава 3. Динамика становления
монополизма в современной России…………42
3.1. История развития
монополий в России……………………………….42
3.2. Российские монополии
и перспективы их развития…………………46
Заключение………………………………………………………………………….53
Список литературы……………………………………………………………........54
Введение.
Проблема
монополизма в экономике вызывает интерес экономистов на протяжении почти всего
двадцатого столетия. Эта тема была и останется актуальной до тех пор, пока
существуют мировые экономические гиганты, прочно занимающие монополистическое
место в производстве.
Целью моей
курсовой работы является изучение и рассмотрение явления монополизма, его форм
и последствий. Исходя из цели, можно выделить следующие задачи работы: изучить
историю рассмотрения учеными вопроса монополий, рассмотреть общие понятия
монополий, их поведение на рынке, сущность монополий, их виды и т.д., и,
наконец, проследить динамику становления монополизма в России.
К монополиям
можно относиться по-разному, общество борется с ними более ста лет, однако
нельзя видеть в монополиях все мировое зло или считать только их основой
экономического благосостояния.
Отношение
общественности и государства к различным формам несовершенной конкуренции
всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике. С
одной стороны, монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более
высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает
нерациональное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства
доходов. Монополия, безусловно, снижает жизненный уровень населения. Далеко не
всегда фирмы-монополисты используют в полной мере свои возможности для
обеспечения роста научно-экономического потенциала. Дело в том, что вследствие
существования ограничений для вступления в отрасль монополии не имеют
достаточных стимулов для повышения эффективности за счет НТП, так как нет
конкуренции.
С другой стороны,
существуют весомые аргументы в пользу монополий. Продукция монополистических
компаний отличается высоким качеством, что и позволило им завоевать
господствующее положение на рынке. Монополизация воздействует на повышение эффективности
производства: только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными
средствами для успешного проведения исследований и разработок.
Вместе с тем, не
следует преувеличивать роль монополий в обеспечении НИОКР (научных
исследований и опытно-конструкторских разработок). Практика свидетельствует,
что многие крупные открытия в технике осуществляются сравнительно небольшими,
так называемыми венчурными компаниями. На этой основе подчас возникают крупные
фирмы.
Кроме того,
крупные масштабы производства позволяют снижать издержки и в целом экономить
ресурсы. Так, повышение цен на нефть в результате действий стран ОПЕК крайне
негативно сказалось на издержках во многих отраслях американской промышленности.
Лишь использование крупными компаниями результатов НИОКР позволило перейти к
топливосберегающим технологиям и снизить издержки. Не следует также забывать и
того, что крупные монополистические объединения играют роль своеобразного
«буфера», сдерживая падение производства и, следовательно, увеличение
безработицы во время кризиса. Образно говоря, крупные монополии – это опорные
узлы всей конструкции национального хозяйства.
Учитывая двойственный
характер монополистических объединений, правительства стран с развитой рыночной
экономикой стараются в какой-то мере противостоять монополизму, поддерживая и
поощряя конкуренцию.
Глава 1
1.1.
Теория
монополистической конкуренции Э. Чемберлина.
Автор одноименной
книги Эдвард Хейстингс Чемберлин (1899-1967) — уроженец штата Вашингтон (США),
из семьи протестантского пастора. В 1921 г. закончил университет Айовы. Через
год в Мичиганском университете получил степень магистра, а еще через пять лет,
будучи докторантом в Гарвардском университете, защитил диссертацию по
проблематике монополистической конкуренции. Вся последующая деятельность с 1927
г. и до кончины в 1967 г. связана с преподаванием в университете Гарварда, не
считая годичной работы в Бюро стратегической службы США и специального турне в
западноевропейские страны для разъяснения положений своих теоретических
нововведений в 1951 г.
Важной вехой в
творческой и научной биографии Э. Чемберлина явилось избрание главой отделения
экономической теории Гарвардского университета (1939—1943), включавшего тогда
в свой состав таких именитых ученых, как В. Леонтьев, Э. Хансен, И. Шумпетер и
др., а также назначение на пост редактора гарвардского «Куортели джорнел оф
экономикс» (1948-1958). В 1965 г. он был избран заслуженным членом
Американской экономической ассоциации. В 1967 г. в память о нем был издан
сборник трудов экономистов под названием «Теория монополистической конкуренции:
исследования взаимодействия».
Полное название
упоминавшегося уже главного труда Э. Чемберлина состоит не из привычной
широкому кругу читателей одной фразы, а из двух, а именно: «Теория
монополистической конкуренции (Реориентация теории стоимости)». В результате
дальнейшей проработки проблем второй части наименования данного сочинения
гарвардский профессор в 1957 г. издал еще одну книгу — «На путях к более общей
теории стоимости», выпущенную в форме сборника из 16 статей и очерков автора.
Характерно, что, оставаясь верным своим теоретико-методологическим принципам,
в вводной статье сборника Э. Чемберлин утверждает: «Чистая конкуренция,
монополистическая конкуренция, чистая монополия — такова классификация,
которая представляется мне по природе дела исчерпывающей».
В течение
1933—1962 гг. это произведение переиздавалось в США восемь раз, являясь одним
из популярных учебных пособий в преподавании курса экономической теории многих
стран. В нем содержится всесторонняя характеристика сущности монополии, приводится
убедительный анализ образования монопольной цены и монопольной прибыли.
Одно из основных
теоретических положений книги состоит в том, что главным условием овладения
рынка или, говоря словами гарвардского профессора, сутью монополий является
контроль над предложением, а значит, и ценой, который достигается усилением взаимозаменяемости
соперничающих товаров, т.е. «дифференциацией продукта». Э. Чемберлин по этому
поводу пишет: «Вместе с дифференциацией появляется монополия, а по мере
усиления дифференциации элементы монополии становятся все значительнее. Везде,
где в какой-либо степени существует дифференциация, каждый продавец обладает
абсолютной монополией на свой собственный продукт, но вместе с тем подвергается
конкуренции со стороны более или менее несовершенных заменителей». Исходя из
этого, он полагает, что о положении всех продавцов правомерно говорить как о
«конкурирующих монополистах» в условиях действия сил «монополистической
конкуренции».
Рынки, на взгляд
Э. Чемберлина, взаимосвязаны между собой, поскольку на каждом из них, не
зависящие друг от друга продавцы, вынуждены взаимодействовать для реализации
близкой по своему назначению продукции. При этом ученый убежден, что «рынки в
реальной действительности более или менее несовершенны», а «наивное
умозаключение, гласящее, что фактическим результатам свойственно «стремиться»
к равновесию, не имеет под собой оснований». В результате каждый продавец
рассматривается им в качестве монополиста, формирующего собственный круг
покупателей, т.е. свой субрынок, за счет обладания своим «уникальным» товаром,
и уровень «дифференциации продукта» которого отражает, в какой мере продавец
регулирует цену и выступает на рынке монополистом. Это означает также, что
реальный объем предложения товаров и услуг окажется меньше, а цены на них будут
выше, чем в условиях «чистой» конкуренции. И поскольку монополия продавца на
свой продукт и монополисты, конкурирующие между собой в условиях монополистической
конкуренции, невозможны, по мысли Чемберлина, без главного условия —
дифференциации продукта, последней в книге посвящены по существу четвертая и
пятая главы, а отчасти и остальные вплоть до заключительной девятой. В чем же
состоит суть этой категории и почему она увязывается ученым с теорией стоимости
(ценности)? Какое отношение к дифференциации продукта имеет реклама? На эти и другие
вопросы мы можем почерпнуть достаточно полные ответы, обратившись вновь к
содержанию рассматриваемой работы американского исследователя.
В частности, в
четвертой главе, названной «Дифференциация продукта», Э. Чемберлин, раскрывая
сущность этой категории, отмечает, что основным признаком дифференцированного
продукта является наличие у товара (или услуги) одного из продавцов какого-либо
существенного отличительного признака. Этот признак для покупателя может быть
как реальным, так и воображаемым, лишь бы он привел к тому, чтобы было отдано
предпочтение разновидности именно данного продукта. «Там, где существует такого
рода дифференциация, — уточняет он, — покупатели будут группироваться попарно
с продавцами не по воле случая и не беспорядочно (как это происходит при чистой
конкуренции), а в соответствии с выбором, основанным на предпочтении». Значит,
продавец-монополист, по логике Э. Чемберлина, может и увеличивать объем
продаваемой продукции, прибегая посредством дополнительных затрат к снижению ее
цены и полагая, что остальные продавцы одноименной «группы» товаров не смогут
сразу поступить также, т.е. повысить уровень издержек производства. В этом, на
его взгляд, основная причина того, что фирма-конкурент данной марки товара,
снижая на него цену или осваивая выпуск нового конкурирующего товара, по сути,
не обеспокоена тем, что аналогичные меры будут предприняты другими
конкурентами.
Далее, в развитие
своей идеи о процессе «дифференциации продукта» как о естественной реакции
конкурентов на не менее естественное проявление самой конкуренции, Э.
Чемберлин обосновывает растущее на этот процесс влияние неценовых факторов
конкуренции, имея в виду обусловленное особыми свойствами и индивидуальными
особенностями качество товаров и рекламу. При этом он пишет: «Дифференциация
может базироваться на определенных особенностях самого продукта, вроде таких,
как особые свойства — фабричные марки, фирменные названия, своеобразие упаковки
или тары (если таковые имеются), или же таких, как индивидуальные особенности,
относящиеся к качеству, форме, цвету или стилю». Увязывая сказанное с розничной
торговлей, к обозначенным факторам неценовой конкуренции на базе дифференциации
им прибавлены еще и такие, как «удобство местонахождения продавца, общая
атмосфера или общий стиль, свойственные его заведению, его манера ведения дел,
его репутация как честного дельца, любезность, деловая сноровка и все личные
узы, которые связывают его клиентов либо с ним самим, либо с теми, кто у него
работает».
Совокупность
названных факторов, по мнению Э. Чемберлина, должна учитываться в рамках
истинной теории стоимости. Поэтому неверно, полагает он, чтобы монополия и
конкуренция рассматривались как антитезы и взаимоисключающие начала, считая,
что «учет обеих является в большинстве случаев непременным условием
рационального объяснения цен». И, несмотря на то, что по сложившемуся
стереотипу «даже само выражение «монополистическая конкуренция» кажется многим
парадоксом, жонглированием словами», необходимо, пишет он, понимать следующее:
«При чистой конкуренции рынок каждого продавца сливается с рынками его соперников:
при условиях же, с которыми мы имеем дело сейчас (условия монополистической
конкуренции. — Я.Я.), приходится считаться с тем, что этот рынок в известной
мере обособлен от других, так что все в совокупности представляют собой не
единый рынок многих продавцов, а сеть взаимосвязанных рынков, распределенных
между продавцами по одному на каждого». Если принять первое условие,
соглашается Э. Чемберлин, тогда в соответствии с теорией чистой конкуренции
рынок отдельного продавца сливается с общим рынком и любой продавец сможет
сбыть столько товаров, сколько ему заблагорассудится, но только по действующей
цене. По второму условию, когда в силу монополистической конкуренции рынок отдельного
продавца в известной степени обособлен от рынков его соперников, объем сбыта
товаров «лимитирован и определяется тремя новыми факторами: 1) ценой, 2) особенностями
продукта и 3) затратами на рекламу».
Гарвардский
профессор убежден, что в предложенной классификации факторов монополистической
конкуренции на базе дифференциации продукта имеют место такие факторы, которые
инициируются продавцами для влияния на потребительские решения покупателей. В
числе такого рода факторов он особо выделяет факторы, препятствующие снижению
цены, и как пример называет, в частности, присущую потребителю склонность
рассматривать более низкую цену как показатель более низкого качества продукта.
Однако и в таких случаях, утверждает автор «Теории монополистической конкуренции»,
конкурентная борьба продавцов-монополистов не исчерпывает себя, ссылаясь при
этом на обычные жизненные наблюдения.
Именно к
специфической особенности монополистической конкуренции относит Э. Чемберлин то
обстоятельство, что она устраняет ценовую конкуренцию, из-за чего постоянным и
обычным явлением становится феномен избытка мощности, который (избыток)
«безнаказанно» нарастает в течение длительных периодов благодаря покрытию
ценами, всегда превышающими издержками.
Резюмируя
достигнутые теоретико-методологические построения, гарвардский профессор в
конце пятой главы своей книги приходит еще к одному серьезному выводу: «Проблема
цены дифференцированного продукта не может быть втиснута в рамки конкурентных
кривых спроса и издержек, ибо это приводит к заведомым ошибкам в выводах; цена
получается слишком низкой, масштабы производства—слишком крупными, а число
предприятий слишком малым. Помимо этого, два дополнительных аспекта конкуренции
—дифференциация и издержки сбыта — выпадают совершенно». Вот почему, объясняет
здесь же Э.Чемберлин, неполное знание цен уменьшает эластичность спроса на
продукты подобно тому, как реклама, парализуя действие этого фактора, делает
спрос более эластичным, а ценовую конкуренцию — более широкой, покрывая требующиеся
дополнительные издержки ценой.
По мысли ученого,
эволюция конкурентной борьбы повышает качество товаров (о чем могут
свидетельствовать патенты, авторские права, защитные знаки, фирменная упаковка
и даже стремление к выгодному местонахождению фирмы с целью качественного улучшения
продукции), а реклама в отличие от условий свободной конкуренции не допускает
слияния рынков. Очевидно, что факторы неценовой конкуренции побуждают фирмы
искать новые «ниши» потребностей покупателей, прививая им как бы «денежные
каноны вкуса». В частности, привычка судить о качестве товара по ее цене будет
всякий раз вносить коррективы во вкусы потребителей, если будет происходить ее
изменение.
Более
основательно мысль о кажущемся противоречии своей теории стоимости и классической
и неоклассической версий теории стоимости Э. Чемберлин пытается развеять в
шестой главе книги, где дается аргументация положения о не тождественности,
во-первых, издержек производства и отпускной цены производителя и, во-вторых,
издержек по сбыту с разницей между конечной розничной ценой и ценой
производителя.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|