p> Фонд MAP для сокращения долгов (Debt-Reduction Facility-Fund)
предоставляет беднейшим странам льготные кредиты для уменьшения внешней
задолженности (общая величина кредитов не может превысить 100 млн. дол.).
Деятельность Каждый финансируемый МАР проект подвергается политико-экономической
экспертизе с целью наиболее эффективного использования финансовой помощи. MAP обычно предоставляет беспроцентные кредиты на срок 35—40 лет при
льготном периоде в 10 лет, взимая комиссионные на покрытие административных
расходов. Кредиты предоставляются в национальной валюте государства или его
территории. Право на кредит и участие в MAP имеет только член МБРР. В
последние 5 лет предоставлено около 40% от общей суммы кредитов MAP. В 1993 финансовом году новые кредитные обязательства в отношении
развивающихся стран со стороны МБРР и MAP достигли рекордного уровня — 23,7
млрд. дол. (в 1992 г.—21,7 млрд. дол.). МБРР выделил в 1993 финансовом году
на осуществление 122 проектов 16,9 млрд. дол.; MAP на 123 проекта
ассигновал 6,8 млрд. дол. (в 1992 г. эти суммы составляли соответственно
15,2 млрд. и 6,5 млрд. дол.). Кредиты МБРР и MAP странам Восточной Европы и
Центральной Азии в 1993 финансовом году составили 3,8 млрд. дол., резко
увеличившись с 2,1 млрд. дол. в 1992 г. Часть этого увеличения связана с
первыми кредитами, достигшими 1,63 млрд. дол., восьми странам СНГ. В рамках программы специальной помощи (Special Programm of Assistance)
осуществляется поддержка стран южнее Сахары с низкими доходами и высокими
долгами. Директора-исполнители публикуют нормы и условия предоставления кредитов
MAP. Таким образом, MAP содействует социальному обеспечению развития рыночных
отношений в развивающихся государствах. > Международная финансовая корпорация
М
еждународная финансовая корпорация (МФК) создана по инициативе США в 1956
г. для поощрения инвестиций частного капитала в промышленность
развивающихся стран. МФК — член группы Всемирного банка, является юридически и финансово
независимой организацией, в качестве специализированного учреждения входит
в систему ООН. Местопребывание МФК — Вашингтон (США), Бюро — Франкфурт-на-
Майне (Германия), Лондон (Великобритания), Париж (Франция), Токио (Япония). В МФК в настоящее время входит 161 государство-член. Членство в МФК
предполагает и членство в МБРР. МФК имеет отделения во Франкфурте-на-Майне, Лондоне, Париже и Токио.
Действуют представительства в Африке (Абиджан, Аккра, Дуала, Хараре, Каир,
Лагос, Найроби), Азии (Бангкок, Пекин, Джакара, Исламабад, Стамбул, Манила,
Дели), Латинской Америке (Буэнос-Айрес, Мехико, Сан-Паулу) и Европе
(Будапешт, Москва, Прага, Варшава, Вена), а также консультативные бюро по
разработке проектов (Project Development Facilities) в Вашингтоне,
Абиджане, Аккре, Дуале, Хараре, Найроби, Бриджтауне, Сан-Хосе, Варшаве,
Познани, Сиднее.
Цель МФК Содействие экономическому росту развивающихся стран путем поощрения
частных предприятий в производственном секторе.
Структура Высшим органом МФК является сoвет управляющих, состоящий из управляющих
и его заместителей. Он может передавать большинство своих полномочий (за
исключением приема новых членов, исключения какого-либо члена, повышения
или снижения уставного капитала, изменения соглашения о МФК) директорам-
исполнителям. Каждый управляющий Всемирного банка (с заместителем)
автоматически является управляющим МФК (если его страна является ее
членом). Ежегодное собрание МФК проводится одновременно с собранием
Всемирного банка. Директорат направляет текущую деятельность МФК. Он состоит из 24
директоров Всемирного банка, страны которых одновременно являются членами
МФК. Президент МФК по должности является председателем Директората МФК. МФК
была реорганизована в 1993 г. в соответствии с новыми требованиями
(региональные стратегии, совершенствование экспертной работы, особенно в
отраслях инфраструктуры, химии и нефтехимии, нефти и газа, горнодобывающей
промышленности и сельского хозяйства). За текущую деятельность отвечает
исполнительный президент.
Банковская консультативная комиссия (Banking Advisory Panel) восемь
представителей ведущих международных институтов регулярно встречается с
руководством МФК для обсуждения деловых и политических проблем и будущей
стратегии корпорации. Деловой консультативный совет (Business Advisory
Council), в который входят ведущие промышленники, банкиры и государственные
деятели, встречается с руководством МФК для обмена мнениями об интересующих
их экономических и финансовых вопросах.
Источники финансирования К источникам финансирования МФК принадлежат взносы членов в уставный
капитал (1,4 млрд. дол.), кредиты МБРР, отчисления от прибылей, средства от
возвращения кредитов и привлекаемые на международных финансовых рынках.
Деятельность МФК предоставляет кредиты сроком от 5 до 15 лет высокорентабельным
частным предприятиям, но в отличие от МБРР — без гарантии правительства.
Таким образом, МФК содействует до- полнительному финансированию проектов,
создаваемых частным сектором. В последние годы МФК наряду со своей основной задачей поощрения частных
капиталовложений (участие в инвестициях в акционерный капитал частных
компаний и помощь им при эмиссии акций и долговых обязательств путем
предоставления гарантий (до 25%) активизировала деятельность в сфере
технической помощи. Общий объем кредитов и инвестиций составляет 7 млрд.
дол. В 1986 г. МФК основала Консультативную службу по иностранным
инвестициям (Foreign Investment Advisory Service) для оказания помощи
правительствам развивающихся стран в наиболее эффективном использовании
иностранных инвестиций (капиталы, технология, менеджмент) в рамках
долгосрочных программ развития. Деятельность службы контролируется
специальным комитетом (руководство: исполнительный президент МФК, вице-
президент МАИГ, вице-президент МБРР по развитию частного сектора). > Европейский банк реконструкции и развития(ЕБРР)
Е
БРР — международная организация, созданная на основании соглашения от 29
мая 1990 г. Учредителями ЕБРР были 40 государств — все европейские
государства (кроме Албании), США, Канада, Мексика, Марокко, Египет,
Израиль, Япония, Новая Зеландия, Австралия. Южная Корея, а также ЕЭС и
Европейский инвестиционный банк (ЕИБ). Правопреемниками СССР, Чехословакии
и СФРЮ впоследствии стали государства СНГ, Чехия и Словения, Хорватия и
Македония. В связи с объединением Германии ГДР прекратила свое членство в
ЕБРР. Членами ЕБРР являются 59 государств. Они разделены на группы стран:
группа А — ЕЭС, государства-члены ЕЭС; группа В — другие европейские
государства (а также Израиль); группа С— государства Центральной и
Восточной Европы; группа D — неевропейские государства (США и Япония).
Цели ЕБРР Целью ЕБРР является содействие государствам Центральной и Восточной
Европы в развитии национальной экономики посредством предоставления
кредитов, финансирования инвестиционных проектов в государственном и
частном секторах, обеспечения гарантий их реализации.
Особенности ЕБРР ЕБРР совмещает в себе следующие черты:
1) межгосударственной организации (членами ЕБРР являются независимые
государства; в соответствии с главой VIII Соглашения ЕБРР обладает
правосубъектностью (полной правоспособностью и дееспособностью
международной организации); ЕБРР имеет право заключать международные
договоры; сотрудники банка, а также их семьи обладают дипломатическим
иммунитетом и не привлекаются к гражданской, уголовной и иной
ответственности; имущество и активы ЕБРР освобождены от налогообложения,
таможенных и иных пошлин и обладают иммунитетом от досмотра и обыска,
ареста, реквизиции, конфискации, экспроприации до вступления в законную
силу соответствующего судебного решения); 2) инвестиционного банка (т.е. ЕБРР гарантирует размещение выпуска ценных
бумаг предприятий, в случаях если иные методы финансирования являются менее
приемлемыми; ЕБРР является генеральным инвестором в рамках банковских
консорциумов или синдицированных кредитов, кроме того, он выступает в
качестве консультанта и советника при подготовке инвестиционных проектов;
ЕБРР оказывает также техническое содействие по инвестиционным проектам); 3) коммерческого банка (ЕБРР вправе привлекать финансовые средства с
мировых финансовых рынков, с последующим финансированием финансово-
кредитных и иных коммерческих институтов; предусматривается статус ЕБРР как
гаранта инвестиционных проектов и займов).
Организационная структура ЕБРР Главным органом ЕБРР является Совет управляющих, в котором каждый член
ЕБРР представлен одним управляющим (как правило, министром финансов или
председателем центрального банка), который осуществляет свои функции без
вознаграждения. Совет имеет в своем составе 118 членов (59 управляющих и их
заместители). Председатель Совета избираются ежегодно. Исключительной
компетенцией Совета являются: определение условий и прием новых членов,
приостановка членства; изменение и толкование Соглашения о ЕБРР; избрание
директоров-исполнителей и президента ЕБРР, установление размера
вознаграждения директоров-исполнителей и их заместителей; увеличение или
уменьшение уставного капитала; предоставление полномочий на заключение
международных договоров; утверждение общего баланса и счета прибылей и
убытков ЕБРР, определение размера резервов, распределение прибыли;
ликвидация ЕБРР. Заседания Совета проводятся не реже 1 раза в год. Решения
принимаются большинством голосов; при рассмотрении вопросов особой важности
— квалифицированным большинством голосов (2/3, или 85% от общего количества
голосов). Совет директоров (23 директора-исполнителя) представляют 11
директоров-исполнителей (директора от стран группы А) и 12 директоров-
исполнителей (по 4 директора от стран групп В, С, D). Следует отметить, что
в ЕБРР существует следующая практика: директор и его заместитель не должны
быть гражданами одного государства. Совет директоров имеет в своем составе
ревизионный комитет, комитет по оплате труда персонала и административным
вопросам, а также финансовый комитет, которые работают в Лондоне. В функции
Совета директоров входит подготовка материалов для Совета управляющих,
определение политики в отношении деятельности ЕБРР, утверждение бюджета
ЕБРР, представление финансовых отчетов после аудиторской проверки. Решения
на заседаниях принимаются большинством голосов или квалифицированным
большинством голосов (2/3, или 85% от общего количества голосов). Президент, избираемый Советом управляющих на 4 года, является
официальным представителем ЕБРР и возглавляет его и постоянно действующий
исполнительный орган. Президент председательствует на заседаниях Совета
директоров и не участвует в голосовании, но при одинаковом количестве
голосов его голос является решающим.
Уставный капитал ЕБРР Акционерный капитал ЕБРР составляет 10 млрд. ЭКЮ (ЭКЮ является
официальной валютной единицей Банка, все его активы, обязательства и
финансовые отчеты выражаются в ЭКЮ) и разделен на 1 млн. акций номинальной
стоимостью в 10 000 ЭКЮ. Минимальное количество акций, на которые должен
подписываться каждый член, — 100, из них 3/10 (3 млрд. ЭКЮ) подлежит оплате
простыми векселями, а 7/10 подлежит оплате по требованию, в случае если у
ЕБРР возникнет такая необходимость. Оплата акций должна производиться
равными долями один раз в год в течение 5 лет с момента вступления в силу
соглашения о создании ЕБРР. Акционерный капитал банка должен
пересматриваться не реже чем один раз в 5 лет. ЕЭС и ЕИБ (они имеют 2/3
акций ЕБРР) совместно с промышленно развитыми государствами Европы должны
иметь не менее 50% акций. Доля акций иных членов может изменяться без
ограничений. Следует отметить, что 125 акций распределению между членами не
подлежат.
Источники финансирования Обычные ресурсы ЕБРР составляют собственные средства; привлеченные
заемные средства (60%); средства, полученные в счет погашения займов или по
гарантиям: иные средства, не являющиеся частью ресурсов специальных фондов.
Кредитно-инвестииионная политика В своей деятельности ЕБРР использует следующие формы операций для
предприятий с государственной и частной формами собственности: — предоставление кредитов на развитие производства (в частный сектор —
60%, в государственный сектор — 40%); — финансирование и техническое обеспечение инвестиционных проектов (не
более 35% от стоимости инвестиционного проекта); . гарантирование размещения ценных бумаг; . — предоставление гарантий при заимствовании средств на международных финансовых рынках; . — размещение ресурсов специальных фондов в соответствии с соглашениями. ЕБРР не финансирует торговые фирмы и проекты, не выдает гарантий по
экспортным кредитам и не занимается страхованием. Наиболее важные
направления кредитно-финансовой политики: финансовый сектор, энергетика,
телекоммуникации, транспорт, сельское хозяйство, приватизация, экология.
Деятельность ЕБРР Большинство проектов, реализуемых ЕБРР в Восточной Европе, направлено
на развитие инфраструктуры и телекоммуникаций. В Венгрии, Чехии, Словении,
Польше и Румынии деятельность ЕБРР сосредоточена на оказании содействия
приватизации, развитии кредитно-финансового сектора, решении экологических
и транспортных проблем, совершенствовании систем телекоммуникаций. На 1995
г. ЕБРР одобрил около 150 инвестиционных проектов на сумму свыше 11 млрд.
дол.
На начато 1995 г. ЕБРР заключил 35 договоров о фондах сотрудничества по
оказанию технического содействия, общий объем средств по которым составил
263,4 млн. ЭКЮ, из которых 220 млн. ЭКЮ было распределено на оказание
технического содействия по 872 проектам.
По оценкам экспертов ЕБРР, для достижения стандартов охраны окружающей
среды в государствах Центральной и Восточной Европы понадобятся финансовые
средства ЕБРР на сумму в 100— 108 млрд. ЭКЮ. ЕБРР участвует в региональных экологических программах — по Черному
морю и Дунаю ("Дунайская программа"— 700 млн. ЭКЮ), а также по Балтийскому
морю ("Балтийская программа" — 3,2 млрд. ЭКЮ), содействует внедрению
эффективных систем очистки в национальных отраслях экономики: топливо и
энергетика, производство энергии, транспорт. Экологический консультативный
совет ЕБРР содействует проведению экологического анализа, оценки и аудита
экологических проектов. ЕБРР содействует повышению ядерной безопасности (на специальном счете
имеется 154 млн. ЭКЮ для этой цели): производится модернизация ядерных
реакторов на АЭС в Козлодуе (Болгария; 24 млн. ЭКЮ), на Игналинской АЭС
(Литва; 33 млн. ЭКЮ), на АЭС в Сосновом бору (Ленинградская область; 30
млн. ЭКЮ). * Список использованной литературы. V Авдокушин Е.К. Международные экономические отношения. - М., 1996. V Красавина Л.Н. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения V Федоров М.В. Валюта, валютные системы и валютные курсы. - М., 1995. V О валютном регулировании и валютном контроле в Российской Федерации. V Положения международного валютного фонда. E-mail: rdc@centro.ru V "Валютный рынок и валютное регулирование". Учебное пособие/Под ред. И.Н.Платоновой. - Издательство "БЕК", 1996. V А.Эрлих "Технический анализ товарных и финансовых рынков". И-во "Инфра - М" 1996. V Т.Демарк "Технический анализ, новая наука". Москва, "Диаграмма", 1997. V Экономика зарубежных стран: капиталистические и развивающиеся страны. Учебное пособие для экон. спец. вузов. Ред. кол. В. П. Колесов и др. Москва, Высш. шк. , 1990. V Алексеев М. Ю. Рынок ценных бумаг. Москва: Финансы и статистика, 1992. V Толковый словарь экономических терминов “Это - бизнес”. Киев, “Альтерпрес”, 1996г. V "Валютный рынок и валютное регулирование". Учебное пособие/Под ред. И.Н.Платоновой. - Издательство "БЕК", 1996.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|