p> Введение плавающих вместо фиксированных валютных курсов в
большинстве стран в марте 1973 г. не обеспечило их стабильности,
несмотря на огромные затраты на валютную интервенцию. Этот режим
оказался неспособным обеспечить выравнивание платежных балансов,
покончить с внезапными перемещениями «горячих денег», с валютной
спекуляцией. Ямайская валютная реформа не обеспечила валютной
стабилизации. Кредитные возможности МВФ, несмотря на увеличение
кредитов, остались скромными по сравнению с огромными международными
финансовыми потоками и дефицитом платежных балансов. 2.3.5. Европейский экономический союз В ответ на нестабильность Ямайской валютной системы ЕЭС
создали собственную международную (региональную) валютную систему в
целях стимулирования процесса экономической интеграции. 13 марта
1979 г. была создана Европейская валютная система (ЕВС). ЕВС базировался на ЭКЮ – европейской валютной единице. Новый этап в развитии западноевропейской интеграции
начался с Единого европейского акта, принятого в 1987 г., и с
программы создания валютного и экономического союза, разработанной
комитетом Ж. Делора в апреле 1989 г. На основании «плана Делора» к
декабрю 1991 г. был выработан Маастрихтский договор о Европейском
союзе. Договор подписан 12 странами ЕС в Маасстрихте (Нидерланды) в
феврале 1992 г., ратифицирован и вступил в силу с 1 ноября 1993 г.
Договор предусматривает поэтапное формирование валютно-
экономического союза. 2.3.5.1.Цели создания валютного союза. Основные цели создания валютного союза и введения евро
заключаются в следующем: . создание крупнейшего мирового экономического и финансового центра, ключевым инструментом которого становится новая валюта евро. По замыслу своих создателей ЕВС является мощным стимулом для ликвидации барьеров между западноевропейскими финансовыми рынками и должен способствовать их интеграции. В результате в Европе должен возникнуть крупнейший в мире финансовый рынок, и евро в перспективе будет претендовать на место ведущей мировой валюты. . облегчение обменов: нестабильность обменных курсов внутри действующей европейской валютной системы приводит к тяжелым последствиям для экономик стран-участниц, которые вынуждены страховаться от обменных рисков. По мнению экспертов, евро позволит гражданам и предприятиям ежегодно экономить 8 млрд. долларов благодаря исчезновению этого риска в Западной Европе. . создание зоны экономической стабильности. При исключении фактора риска, связанного с обменными курсами предприятия получат уверенность при произведении расчетов, следствие этого явится наличие большей транспарентности и более острой конкуренции. В условиях все более жесткой глобальной конкуренции это создаст предпосылки для более низких процентных ставок, стабильности цен и — тем самым — для обеспечения надежных рабочих мест. . согласование экономических политик. . создание противовеса влиянию США, долларизации мировой экономики . усиление политических позиций ЕС на мировой арене. Сроки введения единой валюты были одобрены главами государств
или правительств 15 стран ЕС на заседании Европейского совета в
Мадриде в декабре 1995 г. Тогда же было принято решение о ее названии
("евро"). В мае 1998 года главы государств и правительств 15 стран-
участниц, отталкиваясь от экономических показателей за 1997 г.,
приняли решение о том, какие из них удовлетворяют критериям
конвергенции для вступления в Валютный союз: • уровень инфляции не может превышать 1,5 % от уровня трех
стран с наименьшими темпами инфляции, • дефицит госбюджета не должен превышать 3 %, . совокупный государственный долг — 60 % стоимости валового внутреннего продукта (ВВП) соответствующего государства, • доходные процентные ставки могут лишь на 2 % превышать
процентные ставки по госзаймам в трех странах с самыми стабильными
ценами, • национальные валюты должны в течение двух лет — без больших
колебаний курса — быть частью европейской валютной системы, С 1 января 1999 г. начался процесс введения единой валюты в
странах, отвечающих критериям конвергенции: • были устанавлены не подлежащие пересмотру курсы валют стран-
участниц (взаимные и по отношению к "евро"); • "евро" стал полноправной валютой и официальная "корзина"
валют, по которой исчисляется ЭКЮ, прекратила свое действие; • была выработана и начала применяться единая денежная политика
со стороны Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ), в которую
входят центральные банки стран-участниц и Европейский центральный банк
(его учреждение намечено на 1998 г.), страны-участницы стали
исчислять размер своего нового государственного долга в "евро"; • финансовые рынки также были переведены на "евро". На завершающем этапе с 2002 года начнется выпуск наличных
банкнот и монет евро. Они будут печататься Европейским Центральным
Банком (ЕЦБ) и национальными центральными банками следующих
достоинств: 5, 10, 20, 50, 100, 200 и 500 евро. 2.1.5.2.Перспективы функционирования Евро. Введение "евро" прежде всего, должно проявиться в государствах,
поддерживающих тесные экономические, торговые и финансовые отношения с
ЕС (страны Центральной и Восточной Европы, Россия, некоторые
средиземноморские и африканские страны). Так, государства Центральной и Восточной Европы, которые
привязывают свои национальные валюты к немецкой марке, в
действительности окажутся привязанными к "евро", и можно ожидать, что
частный сектор будет использовать его в своих торговых и финансовых
отношениях с ЕС. На международном уровне подобные тенденции могут проявляться
более постепенно в силу инерционного эффекта, который продлил роль
доллара после окончания действия Бреттон-Вудской системы. Широкое
использование "евро" сокращает соответствующие трансакционные и
информационные издержки. Международная роль "евро" проявляется в четырех основных
аспектах. Первый касается коммерческих сделок. Использование "евро" в
самом Европейском союзе, как уже отмечалось, сократит информационные и
трансакционные издержки. Компании, ведущие торговлю главным образом со странами ЕС, будут
заинтересованы в том, чтобы выставлять счета и оплачивать их в "евро".
При широком использовании "евро" в международных торговых операциях
европейские экспортеры не будут более нести курсовые риски или сами
страховаться от них. "Евро" можно было бы также применять в качестве валюты в
коммерческих сделках, в которых не участвуют страны - члены
Европейского валютного союза. Например, если бы новая валюта была
задействована так же, как сегодня немецкая марка, то 30% мирового
экспорта фактурировалась бы в "евро". Применительно к России, около
40% внешней торговли которой приходится на страны ЕС, это означает,
что более половины ее импорта и экспорта исчислялось и оплачивалось бы
в "евро". Второй аспект затрагивает международный рынок государственных
облигаций. Европейский валютный союз сформирует один из самых широких
в мире рынков государственных облигаций и можно ожидать его дальнейшее
быстрое развитие. С созданием Валютного союза любая эмиссия
государственных облигаций стран-участниц будет осуществляться в
"евро". Поскольку Россия в ближайшие годы закрепит свое возвращение на
международные финансовые рынки, ее руководящие финансовые институты
должны будут обратиться к проблеме баланса между "евро", долларом и
другими валютами в новых эмиссиях долговых обязательств. Третий аспект связан со структурой активов инвесторов. Простой
пересчет в "евро" активов, выраженных в европейских валютах, приведет
к тому, что более трети мирового портфеля данных активов будет
деноминирована в "евро" (доля, сопоставимая с удельным весом подобных
активов в долларах). Наконец, "евро" должно получить развитие и в качестве резервной
валюты. Диверсификация резервов в иностранных валютах и переход на
"евро" будут связаны с растущим использованием его как инструмента
интервенции на рынках иностранных валют и расчетной валюты в мировой
торговле. В основном это будет зависеть от присущих "евро"
характеристик и его использования в международных финансовых
операциях. Перевод валютных резервов в "евро", по-видимому, продолжит
уже очевидную тенденцию. В период с 1973 по 1995 г. доля иены в
официальных валютных резервах выросла с 0,1 до 7,4%, а немецкой марки
- с 7 до 14,2%, в то время как доля доллара снизилась с 76 до 61,5%.
Центральный банк РФ должен будет оценить структуру своих валютных
резервов в свете появления единой европейской валюты. Возможные недостатки введения евро. . Спекулятивная атака на евро. Так как введение евро будет сопровождаться определенными трудностями, в частности необходимостью четкой координации действий ЕЦБ и национальных центральных банков, что в условиях перехода на одну валюту подвергается сомнению западными специалистами, то вероятна попытка проведения спекулятивных операций с евро. Кроме этого спекуляции возможны и по следующим причинам: o Возможное проведение спекулятивных атак для снижения курса евро, с последующей скупкой евро, это может быть связано с тем, что евро потенциально считают одной из сильнейших валют мира. o Возможное проведение спекулятивных атак, с последующей скупкой государственных бумаг стран, входящих в ЕВС. . Возможна массовая безработица и экономический спад общеевропейского масштаба. Главным фактором конкурентной борьбы станет стоимость труда. Единая валюта, приведет к тому, что ставки зарплаты в разных странах зоны евро будут легко сравнимы. Рабочие и их профсоюзы будут инстинктивно давить на работодателей с целью повысить зарплаты до высшего уровня. И единственный выход для работодателей, пытающихся сохранить свои цены конкурентоспособными на мировых рынках, - дальнейшее сокращение рабочей силы. (Уровень безработицы в ЕС уже превысил 10,6%, достигая в новых землях ФРГ 25%.) . Недееспособность ЕЦБ, вследствие противоречивых интересов представителей разных стран в его руководстве. Подтверждением этого может служить процедура выбора президента ЕЦБ. По результатам голосования на этот пост был выбран представитель Голландии В.Дуйзенберг, который сложит свои полномочия, отработав только половину положенного по уставу срока, т.е. только 4 года. . Недовольство той или иной страны-нарушителя по поводу установленных критериев штрафных санкций. Несмотря на необыкновенно низкий уровень процентных ставок в течение последних лет, ключевые страны не могут удержать бюджетный дефицит стабильно ниже 3- % планки Преимущества введения евро. . Достижение большей степени интеграции в рамках Европейского Союза. . Повышение эффективности валютной системы и монетарной политики ЕС. При наличии одного Центрального банка вместо пятнадцати сегодня, будет намного проще проводить общую политику в области организации кредитования, расчетов, ценообразования, налогов и др. Ожидается, что это позволит эффективно бороться с инфляцией, снизить процентные ставки и уровень налогов. . Имея полный контроль над национальной валютой, отдельные европейские страны сегодня склонны к проведению ее девальвации с целью повышения конкурентоспособности национальной продукции, оказывая негативное влияние на единый рынок товаров и услуг. . Достижение большей эффективности торговых сделок между странами европейского Союза. Во-первых, это произойдет, как упоминалось выше, за счет устранения издержек по конвертации средств и сокращения сроков их перевода в другие страны ЕС. Это даст возможность сокращения размеров оборотного капитала или ускорения его оборачиваемости в рамках отдельных компаний. Во- вторых, устраняется возможность потерь, связанных с колебаниями курсов валют за время осуществления сделок. Таким образом, заключая долгосрочный контракт, предприниматель может быть уверен, что его прибыль по сделке не будет "съедена" за счет изменения обменного курса. . Возможен более быстрый экономический рост. . Устранение неопределенности при осуществлении сделок, упрощение межстрановой торговли в рамках ЕС, повышение предпринимательских ожиданий, более эффективная денежная и экономическая политика должны привести к более высоким темпам роста экономики ЕС в долгосрочной перспективе. . Евро как единая валюта облегчит процесс сравнивания цен. Более высокая ценовая прозрачность и более серьезная конкуренция должны привести к пересмотру цен по более низкому уровню. В настоящее время одни и те же товары предлагаются по очень разным ценам в разных странах, даже с учетом различных ставок налога с продаж. Наряду с тем, что более не понадобятся утомительные пересчеты при конвертации валют, потребители теперь будут экономить на затратах, которые они несли при обмене одной валюты на другую. . С точки зрения компаний главное преимущество евро - опять-таки исчезновение колебаний обменных курсов, что значительно облегчит им планирование своего бизнеса и инвестиций. Это откроет новые возможности для компаний и вместе с тем предоставит их конкурентам более легкий доступ на рынок. . С появлением евро появится возможность создания единого рынка ценных бумаг, охватывающего все крупные европейские страны. Издержки эмиссии и подписки резко снизятся, что вызовет настоящий взрыв на этом рынке. Спрос на ценные бумаги может достичь таких же размеров, как бывало в случаях предоставления кредитов на очень выгодных для получателя условиях. Евро, несомненно, выведет внутриевропейские интеграционные
процессы на новые более высокие качественные и
количественные уровни. Перспективы евро в РФ. Девяносто восемь процентов общего биржевого валютного оборота в
РФ приходится на доллар и порядка двух процентов на все остальные
валюты. Опираясь на эту статистику, приходится констатировать, что
появление расчетов в евро вряд ли существенно скажется на отношениях российского доллара и рубля, сузит сферу их взаимодействия. Будущее евро в России зависит от многих факторов. В частности,
важными окажутся решения национальных банков разных стран, а
значит, и Банка России, размещать часть своих резервов в новой
валюте или нет. Большое значение будет иметь выбор валют при
номинировании ценных бумаг, эмитированных как российскими
корпорациями, так и государством. Пока не вполне понятно, какую
часть своих резервов отечественные компании и коммерческие банки
готовы перевести в новую европейскую валюту. В настоящее время российские экспортеры, получающие выручку в
отличных от доллара валютах, вынуждены конвертировать эти средства в
американскую валюту, чтобы выполнить свои обязательства по продаже
семидесяти пяти процентов валютной выручки на специальной торговой
сессии. Следует отметить то, что совершенно нереально, чтобы все страны-
члены ЕС достигли намеченных критериев конвергенции до 2000. Самая важная и трудноразрешимая проблема для большинства
западноевропейских стран лежит в области бюджетного дефицита. Здесь
положение скорее ухудшается, чем улучшается. Таким образом,
практическим следствием Маастрихтского договора является
запрограммированность раскола стран-членов ЕС. При этом может
возникнуть опасность того, что более слабые страны еще сильнее
отстанут в развитии от своих партнеров по ЕС, если последние
действительно извлекут выгоду от участия в ЕВС. Кроме того, валютные
связи в рамках ЕС могут стать полностью непредсказуемыми. III.ЗАКЛЮЧЕНИЕ В целом же представляется, что мировая валютная система стоит
перед реальной перспективой полномасштабного валютного кризиса, и от
того насколько адекватными и согласованными будут шаги,
предпринимаемые основными государствами, зависит возможность смягчения
формы его проявления и предотвращения разрушительных последствий для
мировой экономики в целом. Предпосылкой осуществления эффективной макроэкономической
политики выступает не только достоверное знание об ожидаемых
изменениях валютного курса, но и выбор оптимальной с точки зрения
достижения полной занятости и стабильного уровня цен системы валютного
курса. Выбор системы валютного курса какой-либо страной, выступая
важнейшей составляющей макроэкономической стабильности и
экономического роста, определяется уровнем развития и размерами
экономики, степенью ее открытости, состоянием финансовых рынков,
степенью диверсифицированности производства, состоянием платежного
баланса, уровнем конкурентоспособности, величиной резервов иностранной
валюты, степенью зависимости экономики от внешней торговли,
общественно-политическим климатом в обществе, состоянием национальной
денежной системы, природой и характером экономических потрясений, с
которыми сталкивается та или иная страна. Результаты экономических исследований, анализирующих
эффективность систем валютных курсов в различных странах, в том числе
в развивающихся и в странах с переходной экономикой, с точки зрения их
влияния на совокупный выпуск, реальное потребление, уровень внутренних
цен и другие макроэкономические показатели, свидетельствуют о том, что
гибкий валютный курс наиболее предпочтителен для больших относительно
«закрытых» экономик с высоко диверсифицированной структурой
производства с относительно высоким уровнем экономического и
финансового развития, а также в тех случаях, когда причиной
экономических неурядиц выступают так называемые «внешние номинальные
шоки» (например, повышение мировых цен на импорт, ухудшение условий
торговли) или «реальные шоки» независимо от природы их происхождения
(например, изменение в структуре спроса на отечественные товары). В то же время фиксированный валютный курс в его различных формах
оказывается более предпочтительным для небольших открытых экономик,
сильно зависимых от внешней торговли с высокой долей отдельных стран в
их внешнеторговом обороте, а также в том случае, когда страна
сталкивается с «внутренними номинальными шоками» (например, с
изменениями в спросе на деньги). Опыт промышленно развитых, развивающихся стран и стран с
переходной экономикой свидетельствует также о том, что, если выбранная
стратегия валютного курса не отвечает реально складывающейся
экономической ситуации, она может усугубить переживаемые страной
экономические трудности. Успех валютной политики зависит от того,
насколько тесно она скоординирована с другими направлениями
макроэкономической политики. IV.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 1. К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю. Экономикс. М.: Республика,1993,т.2. 2. Н. А. Миклашевская, А. В. Холопов. Международная экономика. М.:Дело и Сервис.,1998. 3. Миклашевская Н..//МэиМО.-1998.-№2-с.52-66 4. Жуков Н.И. Из истории мировых валютных систем//ЭКО.-1997.-№9.- с.199-209 5. Павлович В. Евро выходит на арену. // Вечерний Минск. - 1999. - №30.-с.3
Страницы: 1, 2, 3, 4
|