Меню
Поиск



рефераты скачать Малый бизнес

Малый и средний бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта (ВНП). Во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП.

Критериями отнесения предприятия к малым являются численность работающих и доля государственной, муниципальной собственности и собственности общественных объединений в уставном капитале этих предприятий, которая должна составлять не более 25%. Численность работающих в малом бизнесе определяется по среднесписочной численности основного производственного персонала и сотрудников, работающих по договорам и совместительству. К малому бизнесу относятся предприятия с численностью работающих не более 200 человек в промышленности и строительстве, до 100 человек — в науке и научном обслуживании, до 50 человек — в других отраслях производственной сферы, до 15 человек — в непроизводственной сфере.

Российское малое предпринимательство в своем становлении прошло четыре этапа.

Первый и наиболее яркий из них наблюдался еще в условиях командно – административной экономики в конце 80-х годов. Огромные льготы всех видов, в том числе за счет средств госбюджета, в целом более благоприятное положение дел в экономике обусловили отношение ветеранов к данному периоду как к "золотому веку" малого предпринимательства. Действительно, происходило очень быстрое и легкое накопление капиталов, развивались производство дефицитных товаров широкого потребления и сфера всевозможных и столь же дефицитных тогда бытовых услуг, розничной торговли, общественного питания и пр.

Изнанкой "золотого века" было, однако, то, что малые предприятия выполняли роль канала перекачки ресурсов командно-управляемых госпредприятий в теневую экономику, в пользу полукриминального и просто криминального псевдорыночного предпринимательства.

Конечно, в развитии МП имели место не только негативные процессы. В годы перестройки малый бизнес включился в общий, всячески поддерживаемый правительством процесс бурного развития кооперативного движения. И разгосударствление, и обучение широких масс населения основам предпринимательства происходили через развитие кооперации и малого бизнеса.

1992 год - год шоковой терапии - характеризовался самыми высокими с середины 80-х годов темпами роста числа малых предприятий (в 2,1 раза) и численности занятых в них. Начался новый, второй, этап в развитии российского малого предпринимательства.

Этот факт носит феноменальный характер, поскольку осуществленная тогда либерализация цен и введение налогового прессинга сильно подорвали финансовую базу малого предпринимательства. Бурная инфляция привела, с одной стороны, к обесценению сбережений населения, а с другой - к резкому увеличению процентных ставок банковского кредита. Это вызвало настоящий паралич инвестиционной деятельности.

Статистические данные показывают, что абсолютным лидером по увеличению числа малых предприятий стала тогда сфера науки и научного обслуживания. В ней число малых предприятий возросло в 3,4 раза. Количество малых предприятий в сфере сельского хозяйства увеличилось в 3,1 раза. Затем следуют материально-техническое снабжение и общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка (2,9 раза). К ним тесно примыкает сфера на­родного образования (2,8 раза).

В то же время в 1992 г. в общей структуре российского малого предпринимательства произошло резкое уменьшение доли МП в сфере материального производства.

Важнейшими функциями МП в условиях шоковой терапии стали соци­альное демпфирование, обеспечение выживания значительных слоев населения в условиях острого кризиса через самозанятость, предоставление возможности получения дополнительных (помимо основной, часто формальной занятости) средств к существованию.

Феноменальный рост числа МП в 1992 г. имеет свое объяснение. Бурное развитие торгово-посреднического малого предпринимательства стало ответной реакцией на подрыв первоначальной финансовой базы. Либерализация внешней торговли еще в условиях бывшего СССР и снятие запретов на частную торговлю внутри страны создали благоприятные условия для любой торговой деятельности.

Падение потребительского платежеспособного спроса торговое малое предпринимательство тогда активно компенсировало импортом товаров, хотя и не очень качественных (типа продукции китайского производства), но пользовавшихся ажиотажным спросом у российского потребителя. Быстрая оборачиваемость мелких торговых капиталов превращала их в капиталы средних размеров.

Малое предпринимательство было составным элементом массового процесса учредительства. Биржи, банки, страховые фирмы, крупные частные и полугосударственные акционерные предприятия возникали по всей России в невероятных количествах. Люди впервые в жизни получили свободу для самостоятельной предпринимательской деятельности, право заниматься финансовым планированием, что ранее было абсолютной монополией государственных структур и их чиновников. Такие мотивации в сочетании с развалом государственных, прежде всего бюджетных предприятий и организаций, с надеждой на получение высоких доходов от достаточно простых видов работ и услуг не могли не породить массовое развитие предпринимательства. Это объясняется и экономическими причинами и общими законами социальной психологии в их приложении к очевидной для России ситуации кардинального общественного перелома.

Уже к 1995 г. оказались практически исчерпаны ниши и возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности. Многие из возникших ранее малых предприятий преимущественно торгово-посреднической или, например, научно-консультационной ориентации либо прекратили свое существование, либо диверсифицировались. Такая ситуация закономерно должна была генерировать новые тенденции в развитии российского малого предпринимательства. Обозначился очередной, третий этап качественных изменений в динамике и структуре малого предпринимательства, сопровождавшийся, как было отмечено выше, значительным сокращением прироста числа МП.

Главными причинами приостановки роста числа малых предприятий являлись резкое сужение границ сфер, характеризовавшихся легко достигаемой высокой доходностью, исчерпание психологических ожиданий беспредельных финансовых возможностей самостоятельной предпринимательской деятельности.

Если в России еще в 1992-1994 гг. вся экономика, включая малый бизнес, жила по стохастическим законам первоначального накопления капиталов, то к 1995 г. все четче стали действовать закономерности цивилизованной рыночной системы. Реже встречались случаи, когда какое-либо малое предприятие легко скупало дорогостоящие здания и даже средние производственные предприятия. Нормой становился доход на одного занятого в малом предприятии на уровне, колеблющемся вокруг средней заработной платы по стране.

В экономике России стала прослеживаться тенденция к началу новой, рыночной концентрации и централизации капиталов, а также самой хозяйственной деятельности. Получил развитие процесс поглощения предприятий. Часто наиболее рентабельные малые предприятия оказываются первой жертвой таких поглощений.

Замедление роста числа новых малых предприятий объясняется еще и тем, что не проявил свою силу - и в экономическом, и в социальном плане - такой мощный фактор увеличения малых предприятия, как рост безработицы. Несмотря на все прогнозы ее бурного увеличения, вплоть до 1996 г. официальная безработица оставалась на уровне 2-3% экономически активного населения.

С 2000 года в стране стала формироваться принципиально новая экономическая ситуация, в которой МП начали играть роль, характерную для малого предпринимательства в нормальной рыночной экономике.

Малые предприятия в борьбе за выживание научились самостоятельно приспосабливаться к сложностям рынка.

Для закрепления и дальнейшего развития позитивных тенденций роста российского малого предпринимательства, кардинального расширения поля его деятельности требуется активизация государственной поддержки МП на всех уровнях. В первую очередь в поддержке нуждается сфера кредитования и страхования малого бизнеса, стимулирования его инвестиционной активности. Чрезвычайно важно также расширение инновационной и научной деятельности МП в интересах развития всех сфер российской экономики. Начало реального подъема в экономике позволило перейти к четвертому этапу по-настоящему рыночного развития российского малого предпринимательства.

3. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в РФ.


В соответствии с федеральным законодательством государственная поддержка малого предпринимательства должна осуществляться по следующим направлениям:

• формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

• создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

• установление упрощенной системы порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления статистической и бухгалтерской отчетности;

• поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

• организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий и др.

Формами государственной поддержки малых предприятий являются оказание финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе; финансирование федеральных программ поддержки и развития малого предпринимательства; предоставление налоговых льгот малым предприятиям, осуществляющим приоритетные виды деятельности; льготное кредитование и страхование субъектов малого предпринимательства; предоставление малым предприятиям на конкурсной основе государственных заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и услуг для государственных нужд и другие формы поддержки. К сожалению, из-за сложившейся экономической ситуации не все формы под­держки реализуются на практике.

Наиболее активная помощь малым предприятиям оказывается органами власти Москвы, что способствует развитию малого предпринимательства и повышению роли малых предприятий в экономике Москвы. Так, на начало 2002 г. численность малых предприятий, расположенных на территории Москвы, составляла 21,6% общей численности малых предприятий страны. На них было занято более 1,3 млн. человек. Они обеспечивали около 40% поступлений финансовых средств в городской бюджет.

Важную роль в механизме поддержки малых предприятий должны сыграть общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства, создаваемые для аккумулирования денежных средств его участников, пожертвований и иных поступлений. Для оказания взаимной финансовой помощи и предоставления льготных кредитов. В состав общества взаимного кредитования могут входить другие юридические и физические лица при условии, что Доля уставного (складочного) капитала, принадлежащая входящим в общество субъектам малого предпринимательства, составляет не  менее 51 % от общего размера капитала.

Развитие малого предпринимательства во многом зависит от материально-технической поддержки субъектов малого предпри­нимательства, предоставления органами местного самоуправления на льготных условиях в аренду нежилых помещений, в лизинг оборудования. Так, в Москве для обеспечения условия аренды приобретения в собственность нежилых помещений исключительно для нужд субъектов малого предпринимательства правительство столицы организует и проводит для них открытые целевые конкурсы по продаже прав на аренду нежилых помещений и земельных участков; открытые конкурсные торги по продаже незавершенных строительством объектов, чтобы субъекты малого предпринимательства могли на основе объединения средств совместно приобретать указанные объекты в собственность. В столице создан целевой фонд нежилых помещений для размещения субъектов малого предпринимательства, развития его инфраструктуры.

Заслуживает всемерной поддержки механизм финансирования программ и проектов развития и поддержки малого предпринимательства в Москве. Финансирование осуществляется за счет средств городского бюджета, средств от приватизации имущества, принадлежащего Москве, средств Фонда занятости, средств Московского фонда поддержки малого предпринимательства, других внебюджетных источников финансирования, добровольных взносов юридических и физических лиц и других незапрещенных источников.

Субъекты малого предпринимательства, заинтересованные в реализации городских программ и проектов и претендующие на финансовую поддержку своих проектов, представляют следующие документы:

• заявку на получение финансовой поддержки по установленной форме;

• следующие приложения к заявке по установленной форме: паспорт предприятия; личная анкета руководителя предприятия-заявителя; описание предпринимательского проекта;

• бизнес-план проекта в соответствии с установленными ме­тодическими рекомендациями;

• копию регистрационной карты Реестра малых предприятий г. Москвы; копию учредительных документов предприятия-заявителя; копию бланков и отчетов о финансовых результатах предприятия-заявителя за последний год и последний отчетный период, завизированные налоговой инспекцией; перечень основного имущества предприятия-заявителя; документы, подтверждающие наличие производственных помещений; допол­нительные документы, имеющие отношение к проекту /по усмотрению заявителя).

В современных экономических условиях важное значение для развития предпринимательства имеет предоставление его субъектам оборудования в лизинг на определенный срок с последующим выкупом на льготных условиях.

Как показывает зарубежный опыт, устойчивое развитие малого предпринимательства во многом зависит от функционирования разветвленной инфраструктуры поддержки малых предприятий, как на уровне государства, так и на региональных уровнях. Например, важную роль в достижении успехов предприятиями малого бизнеса США играют Администрация по делам малого бизнеса в США, органы конгресса США по делам малого бизнеса министерство торговли, Федеральная торговая комиссия, торговые ассоциации, торгово-промышленные палаты, банки, фе­деральные фонды и другие организации.

В Российской Федерации сложилась определенная инфраструктура поддержки развития малого предпринимательства на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации. К федеральным органам, осуществляющим регулирование развития малого предпринимательства, его поддержку (в том числе функциональную), относятся Президент РФ и его Администрация, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, федеральные министерства, службы, государственные комитеты. Так, в реализации федеральных комплексных программ поддержки и развития малого предпринимательства принимают участие следующие федеральные министерства: экономического развития и торговли, финансов, по налогам и сборам, труда и социального развития, развития конкуренции и поддержки предпринимательства, юстиции, образования и др. Важное место в инфраструктуре предпринимательства занимают Конституционный суд РФ, Арбитражный суд РФ, Верховный суд РФ, Генеральная прокуратура РФ и их органы на местах.

Большую роль в механизме поддержки развития малого пред­принимательства ранее играл Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, однако указом президента РФ в сентябре 1998 г. комитет был ликвидирован.

В настоящее время на федеральном уровне непосредственное участие в поддержке и развитии малого предпринимательства осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, который фактически организует финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого предпринимательства. Большую роль в развитии малого инновационного предпринимательства играет Фонд (федеральный) содействия развития малых форм предприятия в научно-технической сфере, который создан постановлением Правительства РФ 3 февраля 1994 г. Значительное место в инфраструктуре предпринимательства принадлежит Российской торгово-промышленной палате, ассоциациям (союзам) предпринимателей.

Планомерную деятельность по подготовке кадров для субъектов малого предпринимательства осуществляют высшие учебные заведения страны, например Российская академия предпринимательства, Государственный университет управления и др. так в Государственном университете управления впервые в России образована и действует кафедра предпринимательства, разработан учебный план подготовки специалистов с высшим образованием по специализациям «предпринимательство», созданы современные учебные и учебно-методические материалы. В июне 2007 г. осуществлен уже одиннадцатый выпуск специалистов с высшим образованием по предпринимательству.

Как показывает опыт, малое предпринимательство успешно раз­вивается, если в регионах страны создана и функционирует действенная инфраструктура малого предпринимательства, так как малые предприятия являются активными субъектами рыночной экономики в первую очередь на территории субъектов Федерации, которые имеют право применять законодательные акты по поддержке и развитию малого предпринимательства, формировать органы поддержки малых предприятий, направлять собственные материально-технические, финансово-кредитные и другие ресурсы для поддержки малых предприятий. Важной функцией местных органов самоуправления является разработка и реализация региональных программ поддержки и развития малого предпринимательства.

По данным бывшего Государственного комитета РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, почти во всех регионах Российской Федерации созданы государственные органы поддержки и развития малого предпринимательства, в 70 регионах действуют региональные фонды поддержки малого предпринимательства, а также другие институты инфраструктуры малого предпринимательства (бизнес-инкубаторы, информационно-аналитические центры, лизинговые компании, консалтинговые организации и др.). Однако наиболее развитая система государственных органов поддержки и развития малого предпринима­тельства функционирует в Москве, которая в 2008 г. торжественно отметила 20-летний период развития малого предпринимательства. Особенностью опыта развития малого предпринимательства в Москве является комплексный, системный подход в процессе как развития, так и реализации городских программ развития малого предпринимательства.

Заключение.


Малое предпринимательство занимает определенную нишу в системе экономических отношений современного общества. С одной стороны оно является всеобщей основой развития свободных рыночных отношений, с другой - наиболее действенной формой повышения эффективности всего общественного производства, поскольку его применение в отдельных сферах дает ощутимый хозяйственный результат. Оно существует и развивается как относительно самостоятельный, отдельный, но не изолированный сектор экономики, обладающий как преимуществами, так и недостатками перед крупным бизнесом. В то время как крупный бизнес обеспечивает базовые потребности национальной экономики, малые предприятия занимают свою нишу и удовлетворяют локальный спрос или специфические потребности в специализированной продукции и услугах.

Экономическая сущность малого предпринимательства проявляется в том, что это особый тип предпринимательской деятельности, направленной на получение дохода. Его особенность и основное преимущество перед крупным бизнесом заключается в гибкости и оперативности в принятии решений, перестройке организационной структуры, быстром усвоении происходящих перемен и соответствующая реакция на них. Его недостатки происходят из самой природы малого бизнеса. Однако основной функцией малого предпринимательства является создание конкурентной среды на рынках товаров и услуг за счет реализации потенциала и хозяйственной инициативы наиболее активной части трудоспособного населения.

Десятилетие реформ по переходу к рыночной экономике в России привело к тому, что становление рыночных отношений в посткоммунистическом периоде заново возродило частное предпринимательство. Благодаря малому бизнесу изменился менталитет человека, появилась возможность максимально проявить свои способности. Однако на сегодняшний день, достигнутый уровень развития малого предпринимательства в России, измеряемый по общепринятым в промышленно развитых странах показателям, явно недостаточен. Количество малых предприятий, приходящихся на тысячу жителей в России, меньше в 6 раз, чем в Германии, в 7,5 раз, чем в Великобритании, в 13 раз, чем в США. Роль малого бизнеса в общественном производстве России также существенно разнится: от 10-11% ВВП в России до 50-60% в развитых странах мира, где, кроме этого, малые предприятия являются основными создателями дополнительных рабочих мест. В России на 1000 жителей приходится в среднем лишь 6 малых предприятий, тогда как в странах-членах Европейского Сообщества - 45.

Малое предпринимательство от этапа зарождения и развития в борьбе с внешними неблагоприятными факторами перешло к этапу выживания. Усиливающаяся роль государства в регулировании рынка, особенно потребительского, еще более усложняет его положение. До настоящего времени принято более 160 законодательных актов по защите прав предпринимателей, но существенного влияния на развитие малого бизнеса это не оказало.

Для претворения больших задач, стоящих перед экономикой России, необходимо обеспечить эффективную систему государственной поддержки малого бизнеса. Необходимо ужесточить правовое регулирование взаимоотношений между производителями товаров и услуг и их потребителями. В цивилизованном рынке не должно быть места недобросовестному предпринимательству.

Список использованной литературы


1.                 Гражданский кодекс Российской Федерации (части I, II, III) – Официальный текст.-М.: “Издательство ЭЛИТ”, 2004.-384 с.

2.                 Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”.

3.                 Собрание законодательства Российской Федерации: Еженедельное официальное издание Администрации Президента Российской Федерации.- Изд. с 1992 г. – М.: Юрид. лит. – 2004. - № 45.-Ст. 4377.

4.                 Аборнева О. Государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства (региональный аспект) / О. Аборнева / / Проблемы теории и практики управления. – 2004.- №2. – С.111-113.

5.                 Валигурский Д.И. Предпринимательство: развитие, государственное регулирование, перспективы: учебное пособие / Д.И. Валигурский. – М.: Дашков и К’ , 2002. – 331 с.

6.                 Волконский В.А. О роли малого и среднего бизнеса в России и мире / В.А. Волконский, Ю.К. Крюков // Экономика и математические методы. – 2005. – Т.41, №1. – С. 20-36.

7.                 Ершова И.В. Льготы для субъектов малого предпринимательства: что нового?/И. В. Ершова//Закон. – 2005. - №4. – С. 94-96.

8.                 Клеева Л.П. Микроэкономика: Учеб. пособие. – Жуковский: МИМ ЛИНК, 2004. – 143 с.

9.                 Константинова Л.Ф. Проблемы малого бизнеса: учебное пособие.- Иркутск: издательство БГУЭП, 2004.- 123 с.

10.             Макконнелл К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и поитика: учебник: пер. с англ. / К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю. – 16-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2002. – XXXV – 945 с.

11.             Малое предпринимательство в России  прошлое, настоящее и будущее. Фонд “Либеральная миссия”; под ред. Ясина Е.Г.-М.:Либер. миссия, 2003. – 220 с.

12.             Малое предпринимательство в России, 2006: статистический сборник / Федер. служба гос. статистики (Росстат). – М.: Федерал. служба гос. статистики, 2006. – 134 с.

13.              Малое предпринимательство в Чувашии: статистический сборник / Территор. орган Федер. службы гос. статистики по Чуваш. Республике. – Чебоксары: [б.и.], 2006. – 90 с.

14.             Маркс К. Капитал. Критика политической экономики. Т.3. Процесс апиталистического производства.-М.: Политиздат, 1985.- 508 с.

15.             Ослунд А. Условия развития малого предпринимательства / А.Ослунд // Человек и труд. – 2005. - №12. – С. 71-76

16.             Предпринимательство: социально-экономическое управление: учебное пособие / Н.В. Родионова [и др.], ред. Н.В. Родионова, О.О. Читанава. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 383 с.

17.             Предпринимательство: учебник для экономических вузов / ред. В.Я. Горфинкель, Г.Б. Поляк, В.А. Швандар. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. -  581 с.

18.             Предпринимательство: учебник для вузов / М. Г. Лапуста, [и др.]. – 3-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 533 с.

19.             Присоединение к ВТО: сомнения и надежды малого торгового бизнеса: // Современная торговля. – 2005. - №1. – С. 38-40.

20.             Прудон П.Ж. Что такое собственность?: сборник / П.Ж. Прудон, подгот. текст, авт. коммент. В.В. Сапо. – М.: Республика, 1998. – 367 с.

21.             Россия в цифрах, 2004: краткий статистический сборник / Федер. служба гос. статистики (Росстат). – М.: Федерал. служба гос. статистики, 2004. – 431 с.

22.             Словарь руского языка / Сост. С.И. Ожегов. –М.:Гос.издат. иностранных и национальных  словарей, 1953.- 848 с.

23.             Титов Д. Чиновники вместо криминала: [проблемы малого бизнеса] / Д. Титов // Экономика и жизнь. – 27/ 9/2005. – 2005. - №9. – С. 59-65.

24.             Хантингтон С. Политический порядок в меняющихся обществах.- М.: Прогресс-Традиция, 2004. – 473 с.

25.             Чуриков Г. Возможно ли ускоренное развитие малого бизнеса в России? / Г. Чуриков // Предпринимательство. – 2003. - №3. – С.70-77.

26.             Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия: Пер. с англ./ - М.: Экономика, 1995 .-540 с.

27.             Шумпетер Й. Теория экономического развития (Исслед. предпринимат. прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры); Пер. с нем. В. С. Автономова и др.- М.: Прогресс, 1982.-455 с.


Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.