| Малый бизнес |
Малый бизнес
Содержание
Введение
.................................................................................................. 2
Глава 1.
Экономическое содержание понятия “малый бизнес”........... 3
Глава 2. Этапы
развития малого бизнеса в РФ .................................. 11
Глава 3. Проблемы
и перспективы развития малого бизнеса в РФ ..17
Заключение ............................................................................................
22
Список литературы
...............................................................................
25
Введение
Актуальность темы
исследования определяется значением малого бизнеса в любой национальной
экономике. Поскольку данный вид бизнеса характеризуется достаточно быстрой
оборачиваемостью незначительного по объему капитала, он составляет основу
существования среднего класса в развитых экономиках. В связи с этим, проблема
развития малого предпринимательства в России может рассматриваться, в том числе
в аспекте формирования стабильного и значительного среднего класса.
Целью работы
явилось изучение экономического содержания понятия малый бизнес, осмысление
этапов развития малого бизнеса в постадминистративной экономике России и
попытка оценки некоторых проблем и перспектив развития малого бизнеса в РФ.
Целям работы
соответствует ее структура. В работе использованы основные законодательные
акты, регламентирующие функционирование малого бизнеса, учебная литература,
монографии, периодические издания по теоретическим и практическим проблемам
функционирования малого бизнеса.
1.
Экономическое содержание понятия «малый бизнес».
Как
явствует из самого определения, «малое предпринимательство — это
предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики
при определенных, установленных законами, критериях (показателях),
конституирующим сущность этого понятия» (Лапуста М. Г. Предпринимательство.-М.:
ИНФРА-М, 2004. – 534 с.). Как правило, наиболее общими критериальными
показателями, на основе которых субъекты рыночной экономики относятся к
субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (занятых
работников), размен уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли,
дохода) и др. По данным Всемирного банка, общее число показателей, по которым
предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса),
превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие:
средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот,
полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов. Почти во всех
развитых странах первым критерием отнесения предприятий к малым является
численность работающих.
В
Европейском союзе принята такая классификация малых и средних предприятий: к
микропредприятиям относят предприятия с числом работающих не более 9 человек; к
малым — с числом работающих от 10 до 49 человек; к средним - с числом
работающих от 50 до 249 человек. Для всех категорий предприятий товарооборот
должен быть менее 40 млн. евро либо общий баланс менее 27 млн. евро. Важным
критерием является экономическая независимость предприятий. В Австрии,
например, к малым относят предприятия с числом работающих не более 50 человек,
у них должен быть годовой доход не более 5 млн. евро либо балансовая стоимость
активов не более 2 млн. евро. Доля внешних собственников в собственности малого
предприятия должна составлять не более 25%. В Италии к микропредприятиям
относят предприятия с числом работающих не более 19 человек, к малым - с числом
работающих от 20 до 99 человек, к средним предприятиям (малым) — с числом
работающих от 100 до 199 человек, к средним предприятиям (большим) — с числом
работающих от 200 до 499 человек.
Международная
организация экономического сотрудничества развития (ОЭСР), в которую входят
экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом до 19
человек как «весьма малые», до 99 человек — как «малые», от 100 до 499 человек
— как «средние» и свыше 500 — как «крупные».
В
российской практике малое предпринимательство было разрешено в 1988 г. Поначалу
к числу малых относили государственные предприятия, на которых среднее число
ежегодно занятых не превышало 100 человек. Так, в соответствии с постановлением
Совета Министров СССР, принятым в августе 1990 г., к числу малых стали относить
предприятия с числом ежегодно занятых, не превышающим: в промышленности — 200
человек, в науке и научном обслуживании — 100, в других отраслях
производственной сферы — 50, в отраслях непроизводственной сферы 25, в
розничной торговле — 15 человек. Наряду с этим учитывался и объем
хозяйственного оборота, право, на определение количественного значения которого,
предоставлялось союзным республикам. Однако величина хозяйственного оборота
практически так и не была установлена. Принцип отнесения предприятий к малым по
численности работников сохранился и в современном российском законодательстве.
В
соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной
поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» под субъектами
малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном
капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской
Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений),
благотворительных и иных Фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному
или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого
предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников
за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:
•
в
промышленности, строительстве, на транспорте — 200 человек;
•
в
сельском хозяйстве и научно-технической сфере — 100 человек;
•
в оптовой
торговле — 50 человек;
•
в
розничной торговле и бытовом обслуживании населения 30 человек;
•
в
остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.
Средняя
за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с
учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам
гражданско-правого характера; и по совместительству с учетом реально
отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других
обособленных подразделений указанного юридического лица.
В
случаях превышения малым предприятием вышеназванной численности работников
данное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим
законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение,
и на последующие три месяца. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов
деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критерию того вида
деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или в
годовой объеме прибыли.
В
Российской Федерации по федеральному закону, к субъектам малого предпринимательства
относятся и индивидуальные предприниматели, т.е. физические лица, занимающиеся
предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Для
экономики в целом деятельность малых фирм является важным фактором повышения ее
гибкости. По уровню развития малого предпринимательства специалисты даже судят
о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.
Для России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно
создание и развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой
социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и
переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Несмотря на трудности и
неудачи, малое предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая
экономические, социальные, научно-технические проблемы. Отрицательное влияние
на развитие малого предпринимательства оказали последствия разразившегося в
августе 1998 г. финансового кризиса. По роли в развитии экономики, решении социальных
задач малое предпринимательство России значительно уступает малому
предпринимательству в таких развитых странах, как США, Япония, ФРГ, Франция и
др. Доля малых предприятий в основных экономических показателях России в 2001
г., по данным Госкомстата РФ, представлена в табл. 1. (Российский
статистический ежегодник: Стат. сб.- М., 2002.- С.320)
Табл.
1
Удельный
вес малых предприятий в основных экономических показателях, %
|
Показатели
|
1997 г.
|
1998 г.
|
1999 г.
|
2000 г.
|
2001 г.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
"средняя численность работников
|
12,0
|
12,1
|
12,8
|
13,6
|
17,9
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
"средняя численность внешних совместителей
|
43,7
|
44,5
|
42,7
|
40,4
|
38,9
|
Средняя численность работников, выполняющих работы по
договорам гражданско-правового характера
|
48,4
|
36,4
|
31,5
|
30,2
|
26,4
|
Выпуск товаров и оказание услуг
|
8,0
|
6,5
|
6,2
|
5,9
|
5,6
|
Инвестиции в основной капитал
|
5,4
|
5,5
|
2,7
|
2,5
|
2,7
|
Объем платных услуг населению
|
3,3
|
4,2
|
4,8
|
4,9
|
4,8
|
На
1 января 2004 г. число малых предприятий по отраслям экономики распределялось
следующим образом (от общей численности всех предприятий, %): торговля и
общественное питание — 46,0; строительство — 14,5; промышленность — 14,8; наука
и научное обслуживание — 3,4; общая коммерческая деятельность по обеспечению
функционирования рынка — 4,1; другие отрасли экономики — 17,2.
За
последние годы число малых предприятий не увеличилось. Если на конец 1994 г. их
численность составляла 896,9 тыс., то на начало 2004 г. — 890,9 тыс. (Россия в
цифрах. 2004: Крат. стат. сб.-М., 2004. – С. 164). Снизилось число малых
предприятий в строительстве, информационно-вычислительном обслуживании, науке и
научном обслуживании и других отраслях. К сожалению, за последние годы
сократилась численность работающих на малых предприятиях. Если в 1997 г.
средняя численность работников, занятых на малых предприятиях, составила 8639,2
тыс., то на начало 2002 г. — 7435,8 тыс. человек. Из них среднесписочная
численность работников составляла 6483,5 тыс. человек, средняя численность
совместителей — 607,0 тыс. и средняя численность работающих по договорам
гражданско-правового характера - 345,3 тыс. человек. Характерно, что за
последние годы сократилась средняя численность работающих на одном малом
предприятии страны - с 10 человек в 1996 г. до 9 человек на начало 2002 г.
За
последние годы увеличился объем продукции работ, ус-ч произведенной малыми
предприятиями. Так, в 2001 г. малые предприятия произвели продукции (работ,
услуг) на сумму 852705,2 млн. руб. (Российский статистический ежегодник: Стат.
сб.- М., 2002.- С.320), в том числе в промышленности —214571,1 млн., я
строительстве - 220 419,7 млн., в торговле и общественном питании - 197 940,3
млн. руб. К сожалению, медленно уменьшается количество убыточных малых
предприятий, удельный вес которых к общему числу малых предприятий составил в
2000 г. 33,8%, но нужно отметить, что убыточных крупных и средних предприятий
было несколько больше (в 1997 г. -50,1%, в 1998 г. - 53,2, в 2001 г. - 37,9%).
Говоря
о роли малого предпринимательства, опираясь на опыт развитых стран, можно
сформулировать вывод, что поступательное развитие малого предпринимательства
является важнейшим фактором успешного решения следующих проблем:
•
формирование
конкурентных цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему
удовлетворению потребностей населения и общества в товарах (работах, услугах);
•
расширение
ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к
удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению
качества товаров (работ, услуг) и культуры обслуживания;
•
приближение
производства товаров и услуг к конкретным потребителям;
•
содействие
структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике
гибкость, мобильность, маневренность;
• привлечение
личных средств населения для развития производства. Партнеры на малых
предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем
на
крупных;
•
создание
дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;
•
более
эффективное использование творческих способностей людей, раскрытие их талантов,
освоение различных видов ремесел, народных промыслов;
•
вовлечение
в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное
производство налагает определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры,
инвалиды, учащиеся);
•
формирование
социального слоя собственников, владельцев предприятий (фирм, компаний);
•
активизация
научно-технического прогресса;
•
освоение
и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;
•
содействие
деятельности крупных предприятий путем изготовления и поставки комплектующих
изделий и оснастки, создания вспомогательных и обслуживающих производств;
•
освобождение
государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и
выкупа.
Все
эти и другие экономические и социальные функции малого предпринимательства
ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его
неотъемлемой частью реформирования экономики России.
Практика
показывает, что технический прогресс, наиболее полное удовлетворение
потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы
небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведений, мобильность
технологических изменений, внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг и
занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к
снижению цен, а с другой, к тому, что потребитель получает продукцию и услуги
высокого качества, возможность для государства получать большие средства в
форме налоговых поступлений — все это и составляет вклад малых предприятий в
экономику страны.
2.
Этапы развития малого бизнеса в России.
Теории о предпринимательстве зародились еще в XVIII.
Первым ученым-экономистом, разработавшим одну из первых концепций
предпринимательства, является Ричард Кантильон, по определению которого
предприниматель – это человек, действующий в условиях риска. Значительный вклад
в разработку теории предпринимательства внес А. Смит. Предприниматель, по
Смиту, - это собственник капитала, который ради реализации какой–то
коммерческой идеи и получения прибыли идет на экономический риск. Интерес
представляет мнение Ж. Бодо о том, что предприниматель – это лицо, совмещающее
функции собственника капитала и управляющего им. Й. Шумпетер определяет
предпринимателей как хозяйствующих субъектов, функцией которых является
осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активный элемент. Из
вышесказанного можно сделать вывод, что предпринимательство – это рискованное
дело добровольно осуществляемое гражданами. Также предпринимательство трактуют как
свободное экономическое хозяйствование в различных сферах деятельности,
осуществляемое субъектами рыночных отношений в целях удовлетворения
потребностей конкретных потребителей и общества в товарах (работах, услугах) и
получения прибыли, необходимых для саморазвития собственного дела и обеспечения
финансовых обязательств перед бюджетом и другими хозяйствующими субъектами.
Страницы: 1, 2
|