p> Исходя из интересов развития малого предпринимательства в процессе
пересмотра и обновления указанных законодательных норм, следует
сосредоточить внимание не на отдельных видах налогов, пошлин, лицензионных
и аналогичных запретов и ограничений, а на ряде общих положений,
ликвидирующих сегодняшний законодательный произвол. Представляется принципиально важным установить в качестве общих
принципов налогового законодательства положения, согласно которым, во-
первых, не допускается дифференциация налогов с целью ограничения или
стимулирования отдельных видов деятельности и, во-вторых, запрещается
установление чрезмерно обременительных налогов, исключающих получение
налогоплательщиком доходов от своей деятельности, сдерживающих экономически
оправданный оборот товаров, услуг и капиталов. Вопросы льготного налогообложения субъектов малого предпринимательства
нашли отражение в принятом Законе РФ "О государственной поддержке малого
предпринимательства в РФ" и в Законе "О6 упрощенной системе налогообложения
и учета для субъектов малого предпринимательства". Согласно этим актам, упрощенная система налогообложения и учета вводится
параллельно с действующими условиями налогообложения и регулирования
деятельности субъектов малого бизнеса, не заменяя их. Выбор используемой
системы налогообложения осуществляется на добровольной основе самими
субъектами малого предпринимательства. Данный порядок предлагается ввести для субъектов малого
предпринимательства, являющихся юридическими лицами, с численностью занятых
в производственной деятельности до 15 человек, в сферах розничной торговли,
бытового обслуживания населения, услуг до 10 человек. Не допускается
переход на эту систему предприятий, занятых производством подакцизной
продукции. Вводимая упрощенная система налогообложения и учета предполагает, что
вся совокупность установленных законодательством для юридического лица -
субъекта малого бизнеса - федеральных, региональных и местных налогов,
контроль за взиманием которых возложен на налоговые органы, а также
платежей во внебюджетные фонды заменяется единым налогом на доход.
Предусматривается сохранение для этой категории плательщиков платежей,
контроль за взиманием, которых возложен на таможенные органы, обязательных
отчислений в социальные внебюджетные фонды, уплаты государственных пошлин и
лицензионных сборов за занятие определенными видами деятельности. Документом, подтверждающим право на ведение упрощенного учета и
налогообложения, является патент, выдаваемый органами Государственной
налоговой службы Российской Федерации по месту постановки налогоплательщика
на налоговый учет предприятия. Базой для обложения единым налогом становится доход предприятия,
исчисляемый как разница между полученной выручкой от реализации товаров и
суммарной стоимостью использованных в производстве сырья, материалов,
топлива, эксплуатационных расходов, текущего ремонта, затрат на аренду
производственных помещений и транспортных средств, налогов на добавленную
стоимость, уплаченных поставщикам, отчислений в социальные внебюджетные
фонды, а также уплаченных предприятием таможенных платежей. Однако до сих пор субъекты Федерации, особенно органы местного
самоуправления, пытаются устанавливать произвольные налоги. Конечно, проще
забрать у начинающих малых предпринимателей средства для латания дыр в
бюджете. Это тоже своего рода передел, перераспределение. По сути будет
происходить перераспределение средств от малых предприятий и регионов,
которые не получали государственную поддержку, к малым предприятиям и
регионам, которые уже включены в такую систему. На "опоздавших" и
"раскачивающихся" налоговое давление усилится. Такой механизм формирует у "успевших на поезд" иждивенческие настроения
и не стимулирует легальное расширение производства. Этот механизм не
освобождает частных товаропроизводителей от вмешательства государства, а
ставит их в еще большую зависимость. В результате наблюдается массовое
выбивание денег и все новых и новых льгот в государственных и региональных
структурах. Параллельное существование в сознании каждого предпринимателя
одновременно двух экономик - легальной и нелегальной ("черный нал") ведет к
одновременному сочетанию двух жизненных философий - честной и нечестной.
(При этом человек и государство остаются как бы врагами.) Поэтому вопрос об
отношении государства и общества к предоставлению налоговых и кредитных
льгот малым предприятиям приобретает политическое значение. По мнению большинства предпринимателей, целесообразно законодательно
установить для малых предприятий единый налог в размере 25-30%. Это
позволит создать благоприятную среду для функционирования предпринимателей,
снизит степень социально-политической нестабильности в обществе. 3.3. Финансово-кредитные механизмы регулирования малого бизнеса Финансирование малых предприятий в странах с развитой рыночной
экономикой осуществляется за счет как внутренних, так и внешних источников.
Согласно российскому законодательству, в качестве внешних источников
финансирования могут использоваться целевые банковские вклады, паи, акции,
технологии, машины, кредиты, товарные знаки, интеллектуальные ценности.
Основными внутренними источниками привлечения средств являются финансовые
ресурсы и внутрихозяйственные резервы предпринимателя-инвестора, то есть
прибыль, а также амортизационные отчисления, денежные накопления и
сбережения предпринимателей, средства от страхования деятельности, денежные
суммы, получаемые в качестве неустоек, штрафов и т.п. К неформальному рынку
ссудных капиталов (внутренний источник финансирования) относится заем денег
у родных и знакомых. Этим источником пользуются свыше 1/6 предпринимателей
в нашей стране. Согласно Федеральной программе поддержки предпринимательства, принятой в
апреле 1994 г., финансирование и развитие инфраструктуры малого бизнеса
должны осуществляться через Фонд поддержки предпринимательства и развития
конкуренции при Государственном комитете РФ по антимонопольной политике и
поддержке новых экономических структур. Участие Фонда в финансировании
-долевое. Один из главных принципов его деятельности - условие возвратности
средств. Фонду дано право выступать залогодателем, поручителем, гарантом по
обязательствам предприятий. Кратко опишем механизм кредитования малых предприятий. Вначале
производится отбор представленных в Фонд проектов и программ. На этом этапе
главная задача - выявить проекты, которые отвечают государственным
экономическим приоритетам. В дальнейшем операции непосредственно по
кредитованию и контроль за их использованием осуществляются Фондом
совместно с Межэкономсбербанком и его банками-агентами на местах.
Межэкономсбербанк взял на себя определенные обязательства, позволяющие:
предоставлять банковские гарантии малым предприятиям для получения кредитов
в коммерческих банках; увеличивать ресурсы для кредитования малого бизнеса
за счет средств генерального банка; управлять банковской системой поддержки
предпринимательства; получать дивиденды на вложенный капитал. Банк-агент выделяет кредитные ресурсы строго в соответствии с перечнем
проектов, утвержденным в установленном порядке Фондом, и в пределах средств
кредитной линии, открытой Межэкономсбербанком. Размер маржи, взимаемой
банком-агентом, устанавливается в межбанковском договоре с
Межэкономсбербанком и не может превышать 5%. Временное положение от 25 ноября 1993 г. содержит основные требования,
которые будут предъявляться при рассмотрении заявок на получение кредита. В
частности, предусмотрено, что удельный вес кредита в общей сумме
финансирования проекта должен, как правило, составлять 50% (но не более
70%). Остальную часть средств изыскивает предприниматель за счет других
источников, в первую очередь собственных. Чем больше доля инвестора в
финансировании проекта, тем ниже процентная ставка по кредиту. Максимальный
срок реализации проекта и погашения кредита - 1,5 года (для отдельных
проектов - до 2 лет). Заключая договоры с банками-агентами на предоставление кредитных
ресурсов. Межэкономсбербанк в целях обеспечения своевременного возврата
кредита и уплаты процентов запрещает использовать полученные банком-агентом
кредитные ресурсы для зачисления на депозитные счета, осуществления
операций по межбанковскому кредитованию, покупки свободно конвертируемой
валюты, а также отвлекать средства на другие цели, не предусмотренные
договором. Для получения кредита субъекты малого предпринимательства
предоставляют соответствующие документы в региональные органы, которые в
месячный срок, проведя независимую экспертизу проекта, выносят заключение о
целесообразности выделения на него средств. Затем на их основе формируется
региональная программа, которая направляется в исполнительную дирекцию
Фонда. Недостатком системы предоставления кредитов через Фонд является ее
громоздкость. Целесообразно, на наш взгляд, создать при Фонде совещательно-
рекомендательный совет из представителей общественных объединений малых
предприятий в лице Торгово-промышленной палаты РФ, банковских структур,
заинтересованных министерств и ведомств. Учитывая общее состояние российской экономики и значительный дефицит
государственного бюджета, единственным реальным внешним источником
финансирования малого бизнеса в настоящее время является банковский кредит.
Для объектов малого предпринимательства из-за высоких рисков, связанных с
предоставлением кредита, кредитные сделки следует оформлять под какой-либо
залог: недвижимости, товаров, ценных бумаг. Нужно более широко использовать и нетрадиционные виды финансовых услуг.
Приблизительная схема финансирования малого предприятия при помощи
лизингового кредита заключается в следующем: предприятие хочет приобрести
новое оборудование; банк оплачивает эту услугу, то есть 100% стоимости
оборудования; предприятие либо берет его у банка в аренду, либо использует
лизинговый кредит с последующим выкупом. Срок подобного кредита составляет
от 2 до 6 лет. Существует также лизинг недвижимости: строительство здания
банком и сдача его в аренду предприятию с условием его последующего выкупа.
При факторинговых операциях при неоплате требований плательщиком они
переуступаются факторинговому отделу банка, и последний платит определенный
в договоре процент от суммы требований. Таким образом, в данном случае
происходит переуступка просроченной задолженности. Функционирование малых предприятий и кредитных учреждений в рыночной
экономике, с одной стороны, требует решения проблемы выработки критериев
платежеспособности заемщика, а с другой проведения анализа условий
предоставления кредитов и принципов их использования. Кредитное учреждение
должно быть уверено в наличии у кредитуемого предприятия средств для
расчетов, в его способности к своевременному погашению кредита. На
основании данных бухгалтерского баланса можно оценить, насколько прибыльна
деятельность предприятия и каков размер риска, принимаемого на себя банком. При расчете кредитоспособности предприятия используются следующие
показатели его финансово-хозяйственной деятельности: V коэффициент финансового покрытия - он характеризует общую кредитоспособность предприятия - отношение текущих активов к текущим обязательствам; V коэффициент текущей ликвидности - отношение денежных средств, средств в расчетах и оборотных активов предприятия к текущим обязательствам; V коэффициент абсолютной ликвидности - отношение денежных средств предприятия к текущим обязательствам; V коэффициент соотношения собственных средств и привлеченного капитала - он характеризует финансовую устойчивость предприятия; V коэффициент оборотных средств - отношение собственных средств к итогу баланса. Класс кредитоспособности клиентов определяется путем сопоставления
значений финансовых коэффициентов, полученных на основе показателей
баланса, с критериальным уровнем, характерным для данного класса их
рейтинга. В качестве показателей таких уровней должны использоваться
среднеотраслевые значения финансовых коэффициентов. На основании представленных досье клиентов и их гарантий коммерческим
банкам последним необходимо разрабатывать собственные планы финансирования
мелких и средних предприятий, устанавливая объем и сроки их кредитования.
Возможен следующий порядок предоставления им кредитов: V составление досье клиента; V разработка плана финансирования; V сопоставление кредита с результатами деятельности предприятия, если ссудой покрывается 50-80% его расходов; V определение класса кредитоспособности предприятия; V выбор ставки процента за кредит (она может быть постоянной или переменной); V расчет срока окупаемости кредита; V принятие решения о сроке кредитования; V определение регулярности возмещения кредита; V составление контракта (договора о возврате); V проверка и контроль различных этапов выполнения контракта; V в случае задержки выполнения или невыполнения условий контракта - совместные действия по исправлению ситуации. Создание специальной сети коммерческих банковских структур для
финансирования малых предприятий - одна из насущных проблем. Для повышения
заинтересованности банков в такой деятельности необходимо предусмотреть,
помимо общих (уменьшение ставки процента в 1,5 раза согласно указу
президента РФ от 22 декабря 1993 г.), дополнительную систему льгот и
приоритетов, например, рекомендовать полное или частичное освобождение от
налогов прибыли банков, полученной от вложения средств в малый бизнес, а
также определить совместно с Центральным банком России порядок компенсации
коммерческим банкам льгот по целевым кредитам для предприятий малого
бизнеса. Стимулировать коммерческие банки к посредничеству и предоставлению
кредитов малому бизнесу будет появление организации по переучету займов.
Программы такого переучета привлекательны тем, что они приводят к росту
портфеля займов без излишней нагрузки на собственные ресурсы банков. Внешним внебюджетным источником финансирования малого бизнеса, помимо
коммерческих банков, является частное или спонсорское финансирование. На
Западе нередко за малой фирмой стоит крупная частная корпорация,
заинтересованная в результатах работы тех или иных предприятий, например,
венчурных компаний, которые берут на себя риск конструкторской,
технологической и проектной разработки принципиально новых технологий,
опытного и промышленного их освоения. Главный стимул венчурного инвестирования - прибыль от прироста стоимости
акций компании. Кредитор рассчитывает на то, что последняя, быстро
достигнув стадии серийного производства новой оригинальной продукции,
станет приносить повышенную прибыль. В этом случае финансист,
предоставивший кредит в обмен на акции новой фирмы, сможет с большой
выгодой реализовать свою долю ее ценных бумаг. Несмотря на то, что многие
венчурные фирмы терпят неудачу (и соответственно средства, предоставленные
им, приходится списывать в убытки), прибыль, полученная от успешных
проектов, с лихвой оправдывает риск. Использование венчурного капитала пока
не получило широкого распространения в российской предпринимательской
практике, хотя отечественное законодательство предусматривает возможность
участия в инвестиционной деятельности как частных лиц, так и предприятий
различных организационно-правовых форм. Еще одним внешним внебюджетным источником финансирования малых
предприятий может служить совместное инвестирование. Совместное
инвестирование в нашей стране возможно через договоры-подряды по
финансированию какой-либо разработки. В зависимости от характера
выполняемых работ и достигнутых между сторонами договоренностей
финансирование производится путем частичной предварительной оплаты
(авансирования) или предоплаты. Особый интерес представляет такой внешний источник финансирования, как
привлечение капиталов с помощью выпуска и размещения акций и иных ценных
бумаг при посредничестве инвестиционных институтов. Существенным
недостатком акционирования в качестве способа привлечения дополнительных
средств является возможность частичной или полной утраты финансируемым
предприятием-эмитентом самостоятельности. Коммерческие банки могли бы организовывать сотрудничество между
отечественными финансово-промышленными группами и малым и средним бизнесом
с помощью контрактных, субподрядных, арендных отношений. Это позволило бы
соединить мобильность, гибкость, инициативу малого производства, а также
мощь и влияние крупных предприятий. В результате возрастет конкуренция в
сфере малого и среднего бизнеса за контракты с корпорациями. Финансированию малого бизнеса могут содействовать кредитные программы и
многочисленные региональные, городские, целевые фонды. Поскольку
деятельность самих малых предприятий ориентирована главным образом на
местный рынок, многие финансовые вопросы необходимо решать с участием
местных органов власти. Последние должны определить основные направления
поддержки предпринимательства, разработать комплекс необходимых
мероприятий, изыскать материально-технические и финансовые ресурсы для их
реализации за счет региональных источников. Согласно Федеральной программе государственной поддержки малого
предпринимательства в РФ на 1996-1997 гг. (утвержденной правительством РФ
18 декабря 1995 г.) и Закону РФ "О государственной поддержке малых
предприятий" от 14 июня 1995 г., доходы от деятельности Федерального фонда
поддержки малого предпринимательства, преобразованного из Фонда поддержки
предпринимательства и развития конкуренции и находящегося в ведении
Государственного комитета РФ по поддержке и развитию малого
предпринимательства (создан в соответствии с указом президента РФ от 6 июня
1995 г.), государственных и муниципальных фондов остаются в их
распоряжении, не подлежат налогообложению и направляются на реализацию
целей и задач, предусмотренных федеральным законом. Большую роль в организации финансирования малого бизнеса в регионах
могли бы сыграть общества взаимного кредита и торгово-промышленные палаты,
выступающие в качестве гарантов кредита. Общество взаимного кредита -
объединение страховой организации и банка для финансирования малых
предприятий. Ему предоставляется право производить все краткосрочные
банковские операции, кроме выдачи целевых кредитов, прежде всего товарно-
комиссионные, учет и обеспечение векселей. Названные общественные структуры
должны также давать коммерческим банкам или городским фондам свои
рекомендации по кредитованию отдельных предприятий после соответствующей
проверки их финансового состояния. В этих случаях кредит может выдаваться
без залога. Заключение В данной работе сделана попытка охарактеризовать малое
предпринимательство в России в настоящее время, выделить особенности малого
предпринимательства и обозначить основные и наиболее острые его проблемы. Необходимо отметить, что малый бизнес в России уже имеет довольно
широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что
она однобока и принятые правовые аспекты не реализуются, что делает
абсурдным принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов. И как
следствие – несовершенство налоговой системы. Что же касается сферы деятельности, то малый бизнес имеет свою нишу в
экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачу от работы, как
с целыми предприятиями-гигантами, так и с отдельным человеком. Данная
позиция обусловлена особенностями и функциями малого предприятия. На данном этапе развития малого бизнеса в качестве основных проблем
выделяют: бюрократизм и коррупцию, которые поразили всю Россию; развитие
среди субъектов малого бизнеса в основном торгово-посреднических фирм;
неравномерность и непредсказуемость развития всей экономики, как в
территориальном плане, так и во временном; недостаточность и
недоработанность правовой базы, которая является однобокой; несовершенство
налоговой системы. Можно сказать, что малый бизнес в России - уже реальность, от его
развития, от отношения общества и государства к этой сфере экономики
зависит и развитие всей России в целом. Динамизм, развитие и диверсификация форм малого бизнеса дают основания
предполагать, что в обозримом будущем этот сектор хозяйствования в странах
Запада будет развиваться. Хотелось бы надеяться, что в ближайшее время и наша страна, учитывая
обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации предприятий малого
бизнеса к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в России. Тем
более, что имеющий глубокие корни в экономической истории нашей страны
малый и средний бизнес не используется в полной мере, как в увеличении
объемов производства, так и в повышении его эффективности и
сбалансированности. Малое предпринимательство ведет к оздоровлению
экономики в целом, что наглядно видно из данной работы. Следовательно,
лучшим выходом из создавшейся в России кризисной ситуации была бы
государственная политика правительства, направленная на расширение и
развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране. Хотелось бы заметить, что несомненная перспективность сектора малого
и среднего предпринимательства в современной экономике и, следовательно,
большой интерес к нему не следует рассматривать лишь как очередную компанию
в системе антикризисных мер, но и как долговременное направление
структурной политики, естественным образом обеспечивающей органическую
смычку воспроизводственных и рыночных процессов в российском хозяйстве,
реализацию современной стратегии экономического роста в течение
долговременного перехода. Ибо, именно малые предприятия, особенно в случае
удовлетворительной разработки новой государственной политики в области
малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих
отраслях, обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного
приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и
формирование всероссийского рынка. Список литературы: 1. Бабаева Л.Б. Малый бизнес в России.-М.: «Наука»,1993.
2. Горфинкель В.Я., Швандар В.А. Экономика предприятия.-М.:"Банки и биржи", 1998.
3. Дороженко С.В. Малое предпринимательство: Развитие в условиях старопромышленного района.-Екатеринбург.: «Нева»,1994.
4. Иванова М. Малый инновационный бизнес в странах с развитой рыночной экономикой. // Российский экономический журнал.1995, № 12.
5. Клейменов М.А., Дмитриев О. В. Рэкет в Сибири.// Социологические исследования. 1995, №3.
6. Краева Н.М., Минеев В.Н. Социально-экономические особенности российского предпринимательства. // Общество и экономика. 1996, № 9-10
7. Малое предпринимательство (нормативные документы, комментарий, информационные материалы по финансово-кредитной поддержке).-М.:Фонд «Правовая культура»,1994.
8. Малый бизнес: методика и результаты анализа.//Вопросы статистики.1999,№8.
9. Матвеев В.В. Особенности предпринимательства в сфере коммерции.- г.Ижевск, 1996.
10. Полянский А. Выше "крыши".// Эксперт. 1996, № 2.
11. Радаев В. Малый бизнес и проблемы деловой этики: надежды и реальность. // Вопросы экономики. 1996, № 7.
12. Радаев В. Новое российское предпринимательство в оценках экспертов.//Мир России.1994,№1.
13. Ровенский Ю.А. Эволюция малого предпринимательства в России.// Социально-политический журнал.1996, № 2.
14. Романюк В. Малый бизнес и большая промышленность должны взаимодействовать.// Бизнес для всех. 1998, № 6.
15. Российское предпринимательство: приоритеты национальной экономики в 1995 г. Годовой доклад Торгово-промышленной палаты.- М.: «Наука»,1995.
16. Чепуренко А. Проблема финансирования в российском малом бизнесе.// Вопросы экономики.1996, №7.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|