Малый бизнес место и роль в экономике
Содержание Введение ………………………………………………………………………………..3
1. Характеристика малого бизнеса и необходимость его развития
в России 1. Этапы развития малого бизнеса …………………………………………..………4 1.2 Виды малых предприятий………………………………………………………….10 1.3 Правовые основы малого бизнеса …………………………………………...……11 1.4 Особенности и функции малого предприятия …………………………………...12 1.5 Сфера деятельности малых предприятий и их взаимодействие с большой промышленностью..……………….………….……………………………………13
2. Проблемы развития малого бизнеса в России на современном этапе
и пути их решения 2.1 Анализ текущего состояния развития малого бизнеса в России
……..………15 2.2 Основные проблемы малого бизнеса ….…………………………………………28 2.3. Инвестиционная политика ……………………………….………………………35
3. Взаимодействие малого бизнеса с государством 3.1. Государственная поддержка малого бизнеса ………………………………...…36 3.2. Система налогообложения………………………………………………………..38 3.3. Финансово-кредитные механизмы регулирования малого бизнеса……………40 Заключение……….…………………………………………………………………….45 Список литературы…..…………………………………………………………………46 Введение Современное российское общество переживает чрезвычайно сильный
кризис, который проявляется в политике, экономике, идеологии и других
сферах жизни общества. Россия в очередной раз стоит перед необходимостью
выбора ориентиров для своего дальнейшего развития, и здесь нельзя
ошибиться. Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет
необходимость организационно-экономических преобразований во всех областях
хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических
реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению
потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест,
формирование широкого круга собственников является развитие малых форм
производства. Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает
необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и
эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение
России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного
сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который
буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие. Хозяйственная практика в малом бизнесе находится в причинно-
следственной зависимости углубляющейся специализацией общественного
производства и дифференциацией товаров и услуг. Экономическая
маневренность, гибкость принятия решений, территориально-пространственная
мобильность делает малый бизнес необходимым в современном,
постиндустриальном обществе. Недостаточно внимания уделено изучению влияния малого
предпринимательства на структурные преобразования региональной экономики;
формированию рациональной структуры индустриальных центров на основе
развития малого бизнеса; разработке экономического взаимодействия
территориальных органов власти и малого бизнеса; методологии комплексной
оценки предпринимательских проектов и проведению их экспертизы в отдельных
городах и регионах нехарактерных для промышленно развитых стран условиях,
условиях переходного периода, переживаемого Россией. Развитие мелкого предпринимательства необходимо потому, что они дают
жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают
значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Об
этом говорят следующие цифры: в США на малый бизнес приходится 34,9%
чистого дохода, а в Японии 56,6% всей продукции в обрабатывающей
промышленности производят предприятия малого бизнеса. Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать
малый бизнес в России на современном этапе его развития, выявить его роль,
специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы стоящие
перед российским малым бизнесом. 1. Необходимость развития малого бизнеса в России, его характеристика. 1.1 Этапы развития малого бизнеса. Изучая сущность малого бизнеса, необходимо знать его истоки и процесс
развития. Малый бизнес играл основную роль в распространении цивилизации,
но его история никогда не занимала общественное сознание. Но теперь малый
бизнес все больше признается как созидательная сила экономики. В течение 1980-х годов престиж малого бизнеса в мире начал повышаться
в немалой степени благодаря его способности изобретать новые товары и
создавать новые рабочие места. Вследствие этого в последние годы все чаще
стали обращать внимание на его достижения и возможности, перспективы и
проблемы. В реформировании российской экономики еще со времен перестройки малые
предприятия (МП) взяли на себя роль создателя почвы для новой системы
хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в
сфере малого бизнеса. И вполне закономерно, что к настоящему времени, по
официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в
общем количестве частных, государственных и муниципальных, общественных МП
приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4% стоимости основных
средств экономики России и 14% числа занятых, производят 12% ВВП и дают 1/4
всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко
не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого
предпринимательства. Расширение масштабов и изменение структуры малого предпринимательства
потребовало внесения изменений в его законодательную базу, устанавливающую
такие статусы принятых в международной практике понятий, как микрофирма (до
10-15 занятых), малое предприятие (от 15 до 100 занятых), среднее
предприятие (от 100 до 300-500 занятых). В российской истории малого бизнеса можно выделить следующие этапы: Первый этап (1985-1987 гг.) характерно зарождение и деятельность
центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов
при общественных организациях, распространение бригадных подрядов,
малочисленность участников предпринимательства и его экспериментальный
характер, формирование эмоционально-психологических основ
предпринимательской деятельности на базе частной собственности. Этот этап
можно назвать экспериментальным. Второй этап (1987-1988 гг.) сфера деятельности малого бизнеса
расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается;
предпринимательство приобретает характер активного многочисленного
движения. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего
рынка потребительскими товарами. Этот этап назвали этапом "кооперативного
движения". Он послужил акселератором в накоплении и перераспределении
капиталов, позволил обрести начальные знания, навыки работы малого
предприятия. Третий этап (1989-1990 гг.) связан с принятием законодательных
актов, направленных на активизацию малых предприятий. Началась подготовка к
проведению так называемой малой приватизации. Она создавала необходимую
базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической
эффективности российской экономики. Именно в это время было узаконено
частное предпринимательство. Особую значимость в этот период имело развитие
арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность
малого предпринимательства. Четвертого этапа (1991-1992 гг.) характерны коммерциализация и
появление среднего бизнеса. Произошли коренные изменения в отношении
государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы,
открывшие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства. 1992 год - год шоковой терапии - характеризовался самыми высокими с середины 80-х годов темпами роста числа малых предприятий (в 2,1 раза) и численности занятых в них. Этот факт носит феноменальный характер, поскольку осуществленная тогда либерализация цен и введение налогового прессинга сильно подорвали финансовую базу малого предпринимательства. Бурная инфляция привела, с одной стороны, к обесценению сбережений населения, а с другой - к резкому увеличению процентных ставок банковского кредита. Это вызвало настоящий паралич инвестиционной деятельности, не преодоленный до сих пор. Статистические данные показывают, что абсолютным лидером по увеличению
числа малых предприятий стала тогда сфера науки и научного обслуживания. В
ней число малых предприятий возросло в 3,4 раза. Количество малых
предприятий в сфере сельского хозяйства увеличилось в 3,1 раза. Затем
следуют материально-техническое снабжение и общая коммерческая деятельность
по обеспечению функционирования рынка (2,9 раза). К ним тесно примыкает
сфера народного образования (2,8 раза). В то же время в 1992 г. в общей структуре российского малого
предпринимательства произошло резкое уменьшение доли МП в сфере
материального производства. По широко распространенному мнению, модель шоковой терапии была
малоконструктивна для быстрого и эффективного развития экономики страны и,
в частности, сферы малого предпринимательства. Но следует признать, что в
условиях активизации рыночных реформ МП продемонстрировали и свои
позитивные возможности. Важнейшими функциями МП в условиях шоковой терапии
стало обеспечение выживания значительных слоев населения в условиях острого
кризиса через самозанятость, предоставление возможности получения
дополнительных (помимо основной, часто формальной занятости) средств к
существованию. Вместо своего рода кормушки с сильным криминальным оттенком, что было
присуще периоду перестройки, в сфере МП стала образовываться нормальная
конкурентная прорыночная среда, характеризующаяся борьбой малых предприятий
за выживание на основе повышения качества и разнообразия товаров и услуг.
Сказанное, правда, не означает, что криминальные структуры оставили малый
бизнес в покое. Феноменальный рост числа МП в 1992 г. имеет свое объяснение. Бурное
развитие торгово-посреднического малого предпринимательства стало ответной
реакцией на подрыв первоначальной финансовой базы. Либерализация внешней
торговли еще в условиях бывшего СССР и снятие запретов на частную торговлю
внутри страны создали благоприятные условия для любой торговой
деятельности. Падение потребительского платежеспособного спроса торговое малое
предпринимательство тогда активно компенсировало импортом товаров, хотя и
не очень качественных (типа продукции китайского производства), но
пользовавшихся ажиотажным спросом у российского потребителя. Быстрая
оборачиваемость мелких торговых капиталов превращала их в капиталы средних
размеров. Более того, мелкая торговля быстро реагировала на нарастающую
социально-экономическую дифференциацию российского общества, группируясь в
нишах обслуживания как массовых потребителей, так и потребителей с высоким
уровнем доходов. Достаточно быстро рядом с мелкими торговыми палатками
стали возникать элитные магазины, владельцы и работники которых нередко
начинали с "челночной" деятельности. К позитивной роли торговой и посреднической деятельности МП следует
отнести и их участие в создании новых хозяйственных связей. Инициированная
либерализацией цен и рядом других факторов (сдача позиций военно-
промышленного комплекса {ВПК}, утрата рынков стран Восточной Европы и пр.)
полная "закупорка" ранее сложившихся каналов взаимосвязей между
производителями, поставщиками и торговлей открыла широкое поле для
деятельности малых фирм по снабжению и сбыту продукции. Конечно, для новых
хозяйственных связей в полном объеме нужен новый технологический каркас
экономики с соответствующими рыночными, высокоэффективными каналами
движения товаров от производителей к потребителям. В стратегическом плане
задача создания такого каркаса малому бизнесу не по силам, так как требует
многих лет и огромных капитальных вложений. Однако малый бизнес смог сыграть роль катализатора первых шагов движения
к новой системе внутрикооперационных связей в российской экономике. Кроме
того, он выполнял роль демпфера, спасающего многие предприятия от
немедленного краха из-за разрыва прежних, хотя и неэффективных, но все же
работавших хозяйственных связей. Рывок малого предпринимательства в сторону торговой и посреднической
деятельности стал также закономерной реакцией на введенный правительством
налоговый прессинг. В бывшем СССР не было и в принципе не могло быть
налоговой системы, адекватной рыночным условиям. Поэтому введение в
практику хозяйственной жизни даже элементов нормальной налоговой
ответственности должно было вызвать у не привыкших к этому предпринимателей
естественную реакцию отторжения. Но дело в том, что на эту реакцию
наложился явный экстремизм правительственной налоговой политики,
направленной на изъятие до 70-90% доходов малых предприятий. При этом
правительство и не рассчитывало на то, что кто-либо будет сразу же платить
налоги в полной мере. Предпринимателей тем самым подталкивали к тому, чтобы
искать и находить способы сокрытия доходов от налогообложения. Торговля и
посредничество, ориентированные на работу с трудноконтролируемыми наличными
средствами, открывали большие возможности для ухода от налогов. В целом ситуация 1992г. может быть охарактеризована общепринятым
термином "грюндерство". Малое предпринимательство было составным элементом
этого массового процесса учредительства. Биржи, банки, страховые фирмы,
крупные частные и полугосударственные акционерные предприятия возникали по
всей России в невероятных количествах. Люди впервые в жизни получили
свободу для самостоятельной предпринимательской деятельности, право
заниматься финансовым планированием, что ранее было абсолютной монополией
государственных структур и их чиновников. Такие мотивации в сочетании с
развалом государственных, прежде всего бюджетных предприятий и организаций,
с надеждой на получение высоких доходов от достаточно простых видов работ и
услуг не могли не породить крупномасштабного грюндерства. Подобное
грюндерство объясняется не столько экономическими причинами, сколько общими
законами социальной психологии в их приложении к очевидной для России
ситуации кардинального общественного перелома. Иллюстрацией к вышесказанному может служить массовое появление эфемерных
фермерских хозяйств в суровых климатических зонах и на низкокачественных
почвах, где с точки зрения экономической целесообразности таких хозяйств в
принципе не может быть даже в самой развитой рыночной стране. Многие малые
предприятия появлялись на свет не в силу экономической целесообразности, не
имея какой-либо программы долговременного развития, а только из общей
надежды, мечты их организаторов на достаточно абстрактную "лучшую жизнь" (в
основном в стиле привлекательных трафаретов общества свободного
предпринимательства и всеобщего потребления). В определенном смысле
психологические ожидания скорого процветания доминировали над трезвым
экономическим расчетом и даже здравым смыслом. Именно этим объясняется феномен бурного появления многочисленных частных
мелких фирм в условиях очень быстрого свертывания какого-либо спроса на
научную продукцию из-за острейшего инвестиционного кризиса, спада
инновационной активности и фантастического дефицита бюджетов всех уровней. Пятый этап (1993-1994 гг.) стал полосой широкомасштабной приватизации
и развития всех видов предпринимательства, появления множества
собственников и интенсивного участия малого бизнеса в сфере услуг,
торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары
массового потребления и длительного пользования. Однако на этом этапе ещё
не обеспечено стимулирование производства товаров и услуг. Шестой этап. К 1995 г. оказались практически исчерпаны ниши и
возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности. Многие из
возникших ранее малых предприятий преимущественно торгово-посреднической
или, например, научно-консультационной ориентации либо прекратили свое
существование, либо меняли направление своей деятельности. Такая ситуация
закономерно должна была генерировать новые тенденции в развитии российского
малого предпринимательства. Обозначился очередной этап качественных
изменений в динамике и структуре малого предпринимательства,
сопровождавшийся, как было отмечено выше, значительным сокращением прироста
числа МП. Главными причинами приостановки роста числа малых предприятий являлись
резкое сужение границ сфер, характеризовавшихся легко достигаемой высокой
доходностью, исчерпание психологических ожиданий беспредельных финансовых
возможностей самостоятельной предпринимательской деятельности. В нормальной
рыночной экономике малое предпринимательство в большинстве случаев и по
доходности, и по границам потенциальных возможностей уступает среднему и
крупному бизнесу. Оно идет вслед за ними в роли хотя и вполне достойного,
но все же аутсайдера. Если в России еще в 1992-1994 гг. вся экономика, включая малый бизнес,
жила по законам первоначального накопления капиталов, то к 1995 г. все
четче стали действовать закономерности цивилизованной рыночной системы.
Реже встречались случаи, когда какое-либо малое предприятие легко скупало
дорогостоящие здания и даже средние производственные предприятия. Нормой
становился доход на одного занятого в МП на уровне, колеблющемся вокруг
средней заработной платы по стране.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|