Малое предпринимательство в Костанайской области
Оглавление
Введение 3
Глава 1.
Понятие и сущность малого предпринимательства 4
1.1.Понятие
малого бизнеса 4
1.2. Малые
предприятия, их роль в экономическом прогрессе 8
Глава 2. Малое предпринимательство в Костанайской области 13
2.1. Состояние и проблемы развития малого бизнеса в
Костанайской области 13
2.2.
Перспективы развития малого предпринимательства
в Костанайской области 17
Заключение 21
Список
использованных источников 23
Введение
Предприятие – организация, созданная в порядке, установленном действующим
законодательством, и осуществляющая производство продукции, выполнение работ,
оказание услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения
прибыли.
Основной задачей хозяйственной
деятельности предприятия является выпуск конкурентоспособной продукции, и
получение максимального объема прибыли.
В условиях рыночной системы
хозяйствования предприятие становится основным звеном ее реализации. Создавая
продукцию, пользующуюся спросом на рынке, оно также создает рабочие места,
обеспечивая занятость населения. Выплачивая республиканские и местные налоги,
оно участвует в содержании государственных органов и поддержке социальных
программ (образование, здравоохранение, культура и просвещение). Поэтому
деятельность предприятий всегда на поверхности общественного интереса и любые
возникающие у них проблемы или достигнутые успехи всегда актуальны.
В этой связи актуальна и выбранная автором тема, поскольку она
предполагает главной целью данной курсовой работы рассмотрение роли и
места предприятия в современных условиях.
Исходя из данной цели, задачами
курсовой работы являются:
- изучение
теоретических аспектов работы хозяйственных товариществ, т.е. определение самой
их сущности и общепринятой классификации, анализ их значения в решении основных
экономических проблем, а также отдельное рассмотрение места и роли малых
предприятий в условиях рыночной экономики;
Глава 1. Понятие и сущность малого
предпринимательства
1.1.Понятие
малого бизнеса
Прежде всего,
следует сказать, что под предпринимательством (зачастую, наряду с термином
предпринимательство употребляется английский аналог- бизнес) в Республике
Казахстан понимается инициативная деятельность граждан и юридических лиц,
независимо от формы собственности, направленная на получение чистого дохода
путем удовлетворения спроса на товары (работы, услуги), основанная на частной
собственности (частное предпринимательство) либо на праве хозяйственного
ведения государственного предприятия (государственное предпринимательство).
Предпринимательская деятельность осуществляется от имени, за риск и под
имущественную ответственность предпринимателя (ст. 10 ГК РК).
В свою
очередь, субъектами малого предпринимательства являются физические лица
без образования юридического лица и юридические лица, занимающиеся
предпринимательской деятельностью, со среднегодовой численностью работников не
более 50 человек и общей стоимостью активов за год не свыше
шестидесятитысячекратного расчетного показателя.
Среднегодовая
численность работников субъектов малого предпринимательства определяется с
учетом всех работников, в том числе работающих по контракту и договорам
подряда, по совместительству, работников филиалов, представительств и других
обособленных подразделений данного субъекта.
В случае
превышения субъектом малого предпринимательства этих ограничений, он лишается
льгот, предусмотренных действующим законодательством Республики Казахстан.
Субъекты
малого предпринимательства могут осуществлять любые виды предпринимательской
деятельности в соответствии с действующим законодательством Республики
Казахстан.
Однако,
коммерческие организации, осуществляющие банковскую деятельность и деятельность
на страховом рынке (кроме деятельности страхового агента), работающие в сфере
игорного и шоу-бизнеса, а также организации, осуществляющие профессиональную
деятельность на рынке ценных бумаг, не могут быть признаны субъектами малого
предпринимательства.
Субъекты
малого бизнеса не могут также заниматься и некоторыми другими видами
деятельности, для которых предусмотрены специальные организационно-правовые
формы, в которых не могут существовать субъекты малого предпринимательства.
Например,
накопительные пенсионные фонды создаются в форме закрытых акционерных обществ.
Государство
постоянно расширяет перечень видов деятельности, которыми могут заниматься
предприниматели.
Так, Постановлением
Правительства Республики Казахстан от 31 марта 1999 года N 343 "О развитии
рынка отдельных видов работ и услуг" предписано Агентству Республики
Казахстан по поддержке малого бизнеса с учетом требований законодательства
принять меры по привлечению малого бизнеса в сферу оказания работ и услуг,
предусмотренных утвержденным перечнем.
Субъект
малого предпринимательства может осуществлять свою деятельность в форме
индивидуального предпринимателя без образования юридического лица или в форме
юридического лица.
Индивидуальное
предпринимательство, как вид частного предпринимательства - это инициативная
деятельность граждан, направленная на получение дохода, основанная на
собственности самих граждан и осуществляемая от имени граждан за их риск и под
их имущественную ответственность.
Субъектами
индивидуального предпринимательства являются физические лица, занимающиеся
предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и при
отсутствии признаков юридического лица (о признаках смотри ниже).
Видами
индивидуального предпринимательства являются личное предпринимательство и
совместное предпринимательство.
Личное предпринимательство осуществляется одним гражданином самостоятельно на
базе имущества, принадлежащего ему на праве собственности, а также в силу иного
права, допускающего пользование и(или) распоряжение имуществом.
Совместное
предпринимательство осуществляется группой граждан (индивидуальных
предпринимателей) на базе имущества, принадлежащего им на праве общей
собственности, а также в силу иного права, допускающего совместное пользование
и(или) распоряжение имуществом.
Формами совместного предпринимательства являются:
1) предпринимательство супругов, осуществляемое на базе общей совместной
собственности супругов;
2)
семейное предпринимательство, осуществляемое на базе общей совместной
собственности крестьянского (фермерского) хозяйства или общей совместной
собственности на приватизированное жилище;
3) простое товарищество, при котором предпринимательская деятельность
осуществляется на базе общей долевой собственности.
Простое
товарищество образуется на основе договора о совместной хозяйственной деятельности.
По
договору о совместной хозяйственной деятельности (договору простого
товарищества) стороны (индивидуальные предприниматели) обязуются совместно
действовать для осуществления индивидуального предпринимательства.
Например,
граждане, получившие в собственность земельные участки для садоводства и
дачного строительства, вправе в общих интересах объединиться в простые
товарищества.
Для
осуществления индивидуального предпринимательства участники простого
товарищества вносят взносы имуществом или иными имущественными правами, включая
право на результаты интеллектуальной деятельности, либо путем трудового вклада.
Взносы
участников предполагаются равными по стоимости, если иное не предусмотрено
договором простого товарищества. Денежная оценка имущественного или трудового
взноса производится по соглашению между участниками товарищества.
Денежные
или иные имущественные взносы участников договора, а также имущество, созданное
или приобретенное в результате совместного осуществления предпринимательской
деятельности, являются их общей долевой собственностью.
Порядок
покрытия общих расходов по совместной предпринимательской деятельности и
возможных в ее результате убытков определяется договором участников. Если
договором такой порядок не предусмотрен, общие расходы и убытки покрываются за
счет общего имущества участников договора, а недостающие суммы раскладываются
между ними пропорционально их долям в этом имуществе.
Доход
(прибыль), полученный участниками товарищества в результате совместной
предпринимательской деятельности, распределяется пропорционально их долям в
общем имуществе, если иное не предусмотрено договором простого товарищества.
Соглашение об отстранении кого-либо из участников в распределении прибыли
является недействительным.
Участники товарищества не вправе распоряжаться своей долей в общем имуществе и
соответственно передавать право на участие в товариществе без согласия
остальных участников.
Участник
товарищества имеет право по своему усмотрению отказаться от участия в
совместной деятельности. Убытки участников, вызванные отказом кого-либо из них
от участия в товариществе, взыскиваются в полном объеме, если договором
простого товарищества не предусмотрено иное.
1.2. Малые предприятия, их роль в экономическом прогрессе
Значение малого бизнеса в рыночной
экономике, очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни
функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его
является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода
от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Малый
бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы
экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во
всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП. Поэтому
абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность
малого бизнеса.
Каковы же преимущества малого бизнеса? Во-первых, он
обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую
специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность.
Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в
потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, -
создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное),
он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика
невозможна. Несмотря на то, что большая часть научного потенциала сосредоточена
в крупных компаниях, малые и средние фирмы по широкому кругу продукции чаще начинают
коммерциализацию новых товаров.
Все эти и многие другие свойства малого бизнеса делают его развитие
существенным фактором и составной частью реформирования экономики Казахстана.
По подсчетам
экономистов-экспертов, от 25 до 35 % активов и ресурсов экономического роста,
включая малый и средний бизнес, находятся в нелегальном обороте. Их включение в
рыночный оборот даст огромный эффект для всей экономики страны.
На сегодняшний день в Казахстане
насчитывается свыше 400 тысяч субъектов малого предпринимательства, из которых
действующими являются 91%, на них занято 1,5 млн. казахстанцев, а доля их в ВВП
республики составляет около 13%.
Анализ
тенденций в малом предпринимательстве свидетельствует, что развитие данного
сектора экономики имеет динамично-поступательный характер и приносит свои
положительные плоды, став фактором снижения социальной напряженности и основой
обеспечения занятости населения. Таким образом, предпринимательский уклад все
более придает экономике должную гибкость, становится решающим фактором ее
развития. Путем создания новых предприятий и рабочих мест малое
предпринимательство обеспечивает занятость населения, насыщает рынок
разнообразными товарами и услугами.
К основным проблемам, сдерживающим развитие малого предпринимательства в
Казахстане можно отнести:
- недостаточная
развитость инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
- слабая дисциплина
по исполнению действующего законодательства на местном уровне;
- чрезвычайная
усложненность систем налогообложения и налоговых проверок;
- ограниченность
доступа к кредитам на приобретение основных и пополнение оборотных средств;
- сложность
процедуры приобретения незадействованных производственных помещений,
находящихся в коммунальной собственности, субъектами малого предпринимательства,
занятыми в реальном секторе экономики и крайне высокая арендная плата;
- отсутствие
целостной системы подготовки кадров и информационной поддержки малого
предпринимательства;
- организационные
проблемы взаимодействия малого предпринимательства с государственными
структурами;
- административные
барьеры на пути развития малого предпринимательства.
Одним из направлений
формирования благоприятной среды для развития предпринимательства является
преодоление препятствий в организации и осуществлении предпринимательской
деятельности, вызванных актами, действиями и бездействиями органов
государственной власти, квалифицируемыми как административные барьеры. Во
многом данные препятствия связаны с действиями исполнительной власти на местах.
Важнейшим фактором ускорения
развития малого предпринимательства и упорядочения взаимоотношений с бюджетом
должно стать максимальное упрощение системы налогообложения. Здесь самой острой
проблемой являются неупорядоченность налоговых проверок. Каждый субъект малого
предпринимательства уплачивает в среднем 6-8 видов официальных налогов и
сборов, причем по каждому из них существует своя методика расчета,
налогооблагаемая база, порядок и сроки уплаты, реквизиты и формы отчетности.
Слабо еще используются преимущества
малого предпринимательства при проведении реструктуризации отраслей и
реформировании предприятий. Одной из действенных мер поддержки государства в данной сфере является размещение
государственного заказа среди субъектов малого предпринимательства, работающих
в сфере производства и оказания услуг. Дальнейшее развитие подобной практики
поддержки малого предпринимательства возможно путем расширения взаимодействия крупных компаний с субъектами малого
предпринимательства в плане размещения у
последних заказов по производству определенных видов продукции (работ,
услуг).
Одним из наиболее часто
встречающихся административных барьеров является несовершенство системы
регистрации и лицензирования предпринимательской деятельности. Упрощение
системы регистрации и лицензирования позволит:
- уменьшить операционные издержки ведения бизнеса,
делая субъекты малого предпринимательства более конкурентоспособными, а
организацию бизнеса менее дорогостоящей;
- обеспечить создание благоприятной атмосферы для
предприятий малого бизнеса и увеличить количество создаваемых субъектов малого
предпринимательства;
- упростить процедуру оформления земельных участков,
документации в центрах недвижимости, сертификации продукции, перепланировки и
реконструкции помещений. Особенно требует упорядочения стоимость оплаты и сроки
оформления документов.
Зарубежный опыт демонстрирует, что особенно велика роль государственной
поддержки малого предпринимательства в кризисных и пост кризисных условиях. С
1992 по 2002 годы в Казахстане было принято множество указов и программ,
нацеленных на развития МСБ в стране. Самым последним на сегодняшний день
является Указ Президента РК от 28 марта 2002 г. об утверждении Программы
Правительства по поддержке и развитию предпринимательства на 2002-2004 годы.
Основной целью программы является формирование «среднего класса», являющегося
основой стабильности общества, за счет создания социально-экономических условий
для развития МСБ.
Реализация государственных мер
позволит увеличить количество действующих предприятий МСБ до 500 тысяч, численности
занятых на них до 2 млн. человек, долю объемов произведенной ими продукции
(работ, услуг) в ВВП до 25%.
Глава 2. Малое предпринимательство
в Костанайской области
2.1. Состояние и проблемы развития
малого бизнеса в Костанайской области
Страницы: 1, 2
|