Лизинг в России и странах Запада
смотреть на рефераты похожие на "Лизинг в России и странах Запада" РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ НЕФТИ И ГАЗА им. И. М. Губкина Реферат по предмету «ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ»
на тему: «ЛИЗИНГ В РОССИИ И В СТРАНАХ ЗАПАДА» Работу выполнила: Студентка группы ЭН-97-2 Работу проверила: Масленникова Л. В. Москва 2000 План: 1. Введение
2. Лизинг в России
3. Лизинг в странах Запада
4. Мировая практика применения лизинга
5. Заключение Введение 29 октября 1998 г. принят Федеральный закон Российской Федерации 164-ФЗ
«О лизинге». Лизинг – это форма долгосрочного договора аренды. Договор лизинга
характеризуется определенными условиями использования арендованного
имущества. По существу, это нечто среднее между договором аренды и
договором о предоставлении кредита; в общем виде он имеет и те другие
признаки. По истечении срока договора арендатор может:
1. вернуть объект аренды арендодателю;
2. заключить новый договор на аренду данного имущества;
3. выкупить объект лизинга по остаточной стоимости. Лизинг рассматривается как эффективный способ финансирования, который
обычно выгоден предприятию, когда оно не располагает необходимыми
средствами для капиталовложений в оснащение производства. Лизингодатель физическое или юридическое лицо, которое за счет
привлеченных или собственных денежных средств приобретает в ходе реализации
лизинговой сделки в собственность имущество и предоставляет его в качестве
предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный
срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с
переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на
предмет лизинга. В настоящее время используются три основных вида лизинга - финансовый,
оперативный и обратный. При финансовом лизинге лизингодатель изготавливает или приобретает в
собственность указанное лизингополучателем оборудование и передает ему его
за плату во владение и пользование. При этом срок, на который имущество
передается в лизинг, часто совпадает со сроком его полной амортизации.
Имущество может перейти в собственность лизингополучателя как по истечении
срока лизинга, так и ранее после внесения им всей установленной выкупной
суммы. При оперативном лизинге срок пользования имуществом значительно короче
срока его амортизации, что позволяет арендодателю многократно передавать
имущество в лизинг. При этом и арендаторы часто имеют право досрочно
возвратить взятое в лизинг имущество и тем самым получают возможность
постоянно использовать в производстве самое современное оборудование. При обратном лизинге собственником имущества изначально является
будущий лизингополучатель. Именно он продает его лизингодателю, а затем
заключает с ним договор аренды на это имущество. Такая схема лизинга может
оказаться чрезвычайно распространенной именно в российских условиях,
поскольку позволяет предприятиям получить оборотные средства. Таким образом можно выделить следующие привлекательные стороны лизинга:
4. финансовый лизинг предусматривает предоставление малым предприятиям оборудования, а не средств для его приобретения. Таким образом, можно быть уверенным, что затраченные средства будут использоваться по своему назначению;
5. применение лизинга позволяет резко снизить риск потери предоставленных финансовых средств. Ведь в соответствии с принятыми нормативными актами собственником приобретаемого по лизингу оборудования является лизинговая компания или лизингодатель, который в случае краха заемщика получает свою собственность обратно, хотя и с некоторым износом;
6. использование лизинга дает возможность пользователю оборудования гибко варьировать график выплат лизинговых платежей. Тем самым часть высвобождаемого капитала тратится на оборотные цели, а при полной покупке оборудования эти деньги были бы связаны в основном капитале.
Лизинг в России Начало современного развития лизинговых операций на отечественном
внутреннем рынке можно определить 1988-89 годами в связи с внедрением
арендных форм хозяйствования. Так, в 1988 г. было создано советско-финское
лизинговое предприятие СП «Арендмаш» по сдаче в аренду стройтехники
инофирмам, работающим в СССР. В том же году было образовано, а с 1989 г.
стало действовать, АО «Совфинтрейд», в уставе которого предусматривались
лизинговые операции. В конце 1989 г. для проведения лизинга была образована
компания «Рыбкомфлот». В 1990 г. было создано четыре лизинговых компании. Во Владивостоке –
«Дальлизинг» (лизинг рыболовецких судов, шахтного оборудования). В Нижнем
Новгороде было учреждено Торгово-лизинговое объединение «Россия» (операции
со станочным оборудованием, прокатными станами, электронными системами). В
Ярославле образовалась лизинговая компания «Ярославтехлизинг», а в Санкт-
Петербурге - компания «Балтийский лизинг». В июне 1991 г. была создана, а с декабря приступила к работе,
международная советско-французско-немецкая лизинговая компания
«Евролизинг». В 1992 г. в Москве появились компании «Лизингбизнес»,
«Межсбер-Юраско лизинг», «Промстройлизинг», образовалось Русское
акционерное лизинговое общество РАЛИО. В 1993 г. зарегистрированы Русско-
германская лизинговая компания (РГ-лизинг), компании «Лизинком», (г.
Пенза), «Аэролизинг». Наиболее крупные в настоящее время российские лизинговые компании такие
как «Интеррослизинг», МЕНАТЕП-лизинг, РТК-лизинг, Инкомлизинг (холдинг), с
общим годовым объемом почти на треть миллиарда долларов, сформировались
только в 1995-1997 годах. Стоящие за этими компаниями мощные финансово-
промышленные структуры в течение нескольких лет присматривались к
возможностям российского лизинга. И, когда они получили уверенность в его
успешном будущем, то создали мощные, претендующие на лидирующее положение
на рынке, лизинговые компании с высококвалифицированным персоналом,
способные эффективно решать проблемы технического перевооружения крупных
предприятий, входящих в финансово-промышленные группы, учредившие эти
лизинговые компании. В октябре 1994 г. был создан Рослизинг. В его состав вошли 15 компаний.
К июню 1998 г. в Рослизинг входили 56 компаний. Причем, 29 из них относят к
активно работающим, т.е. участвующим в формировании статистической
информации о результатах своей лизинговой деятельности. Объемы приобретенного в 1994-1997 годах оборудования для лизинговых
операций компаниями, входящими в Рослизинг, были следующими:
| |1994 |1995 |1996 |1997 |
|млн. руб. |9178,5 |107608,0 |641213,2 |2800750,7 |
|млн. долл. |2,6 |23,2 |115,3 |469,9 | К началу 1998 г. были выданы лицензии на право ведения лизинговой
деятельности 408 российским и 43 зарубежным компаниям, к маю 1998 г.
лицензирование прошли 536 резидентов и 51 нерезидент из Австрии,
Великобритании, Германии, Италии, Нидерландов, США, Швеции и других стран.
В июне общее число лицензиатов достигло 702. Все компании которые присутствуют на российском лизинговом рынке можно
разделить на следующие группы лизингодателей:
7. коммерческие лизинговые компании - дочерние компании крупных банков: РГ- Лизинг (Сбербанк), Промстрой-лизинг (Промстройбанк), Лизингбизнес (Мосбизнесбанк), Инкомлизинг (Инкомбанк);
8. коммерческие лизинговые компании, созданные по отраслевому или производственному признаку (Аэролизинг, Лукойл-лизинг);
9. полукоммерческие лизинговые компании, созданные при участии государственных или муниципальных органов (Агропромлизинг, Московская лизинговая компания, Ликострой), финансируемые за счет соответствующих бюджетов;
10. лизинговые компании, созданные торговыми компаниями, и прочие лизинговые компании, не имеющие связи ни с банковскими, ни с промышленными, ни с государственными ресурсами (Крейт-лизинг, Петролизинг);
11. иностранные фирмы - поставщики оборудования, автотранспортных средств и технологий (IVECO, Scania, DAF). Лизинговые компании, созданные банками, ориентируются на оказание
стандартных лизинговых услуг широкому кругу клиентов, что не исключает, с
другой стороны, преимущественного обслуживания клиентов "собственного"
банка. Обычно банки не только финансируют деятельность дочерних компаний,
но и активно поставляют им клиентов из числа тех, кто обращается напрямую в
банк за получением кредита на приобретение основных средств. Но тем не
менее лизинговые операции не пользуются популярностью в банках из-за
необходимости долговременного отвлечения существенных финансовых средств с
перспективой относительно низкодоходной отдачи. Компании, входящие в структуру крупных банков, как уже говорилось выше,
являются наиболее крупными на рынке, имеющими большой портфель заказов,
схожие с западными современные методы работы и квалифицированный персонал.
Иногда дуэт "банк - лизинговая компания" превращается в трио за счет
присоединения к нему страховой фирмы. Лизинговые компании, созданные государственными и муниципальными
структурами, жестко ориентированы на осуществление лизинговых сделок с
определенными типами клиентов. Условия лизинговых сделок, предлагаемые
этими компаниями, а они обычно используют льготное бюджетное
финансирование, являются более привлекательными для клиентов, по сравнению
с условиями, предлагаемыми коммерческими лизинговыми компаниями, однако
доступность их услуг сильно ограничена. Часто перед такими компаниями
вопрос эффективности или хотя бы надежности реализуемых лизинговых проектов
стоит не так остро, как для коммерческих лизинговых компаний. Например, за два года функционирования Московской лизинговой компании
было зарегистрировано и рассмотрено около 1250 заявок предприятий. Из этого
числа только 20% предоставили комплект документов, необходимый для
получения оборудования в лизинг, и всего лишь 2% проектов получили
положительное экспертное заключение, на основании чего и был сформирован
портфель перспективных проектов для финансирования. До стадии реализации
дошли и нашли своих хозяев в 24 малых предприятиях 8 мини-пекарен, 4
комплекта деревообрабатывающего оборудования, оборудование по упаковке
соков, профессиональная видеотехника и фотолаборатория, стоматологическое и
прочее оборудование. На все эти проекты и дальнейшую деятельность
правительство Москвы выделило в общей сложности за два года 2.4 млрд. руб.
Средний срок лизинга оборудования составил 12 месяцев, что соответствует
реальному сроку окупаемости оборудования. Отраслевые лизинговые компании ориентируются на обслуживание
предприятий определенной отрасли. По состоянию на начало 1996 г.
практически все существующие такие компании деятельности не вели. Во многом
"отраслевые" лизинговые компании ориентируются на господдержку. Не ведут
деятельности и прочие лизинговые компании, дочерние предприятия различных
торговых домов, фирм-производителей, а также созданные частными лицами. Не
имея доступа к достаточным финансовым ресурсам, эти компании лизинговых
сделок не заключают. Ряд иностранных фирм-производителей (в основном это
касается рынка большегрузных автомобилей) используют лизинг в качестве
инструмента сбыта своей продукции. Лизинговые сделки, заключаемые ими,
обычно предусматривают участие российского банка, приемлемого для
иностранной фирмы, выдающего гарантию за своего клиента конечного
лизингополучателя. Отраслями, наиболее привлекательными для развития российского лизинга,
эксперты считают сельское хозяйство, строительство, тяжелое машиностроение,
транспорт (авиа- и судоперевозки), а также малое и
микропредпринимательство. Именно здесь, по их мнению, следует ожидать
активизации лизинговой деятельности. Лизинг в странах Запада Бурное развитие лизинга началось на Западе в 80-х годах прошлого века.
Тогда американская компания "Белл" стала сдавать в аренду свои телефонные
аппараты, что дало стимул быстрому развитию услуг связи. Спустя полвека
Генри Форд использовал аренду для расширения сбыта автомобилей. В 50-x годах в Соединенных Штатах, а через некоторое время и в Западной
Европе в лизинг стали активно передаваться средства производства, и это
произвело самую настоящую революцию в арендных отношениях. В настоящее время 25 - 30% инвестиций в развитых странах приходятся на
лизинговые операции. И около 80% новых видов продукции производятся как раз
на оборудовании, взятом в аренду. Больше всего "лизинговых инвестиций"
среди западноевропейских стран осуществляют Ирландия (46% от общего объема)
и Англия (35.8%), а среди стран Восточной Европы - Чехия. В Европе чаще всего пользуется услугами лизинговых компаний частный
сектор (42.4%), промышленность и строительство (38.1%). В аренду чаще всего
берут магазины розничной торговли (27.1%), промышленные здания (25.6%) и
офисы (19.1%). А из оборудования предпочтение получают легковые автомобили
(38.8%), промышленное оборудование (24.3%), а также компьютеры и оргтехника
(13.9%).
США Как уже отмечалось в США лизинг появился в 50-х годах. На долю США
приходится половина мирового оборота товаров, поставляемых по лизингу.
Одной из причин быстрого развития лизинга в США являлись налоговые льготы:
ускоренная амортизация и инвестиционная налоговая льгота (до 10% стоимости
новых инвестиций вычиталось из суммы налога). Например, если расходы по
покупке оборудования составляли $100000, а инвестиционная льгота - 10%, то
$10000 вычитали из суммы налога. Но право на налоговые льготы возникало
только тогда, когда договор соответствовал следующим правилам,
установленным Управлением внутренних доходов Министерства финансов США:
продолжительность лизинга должна быть меньше 30 лет;
лизинг не должен предусматривать возможность покупки имущества по цене ниже
разумной рыночной - например, за $1;
лизинг не должен предусматривать графика платежей, где они вначале будут
больше, а затем меньше. Это было бы свидетельством того, что лизинг
используется как средство уйти от налога;
лизинг должен обеспечить арендодателя нормальным рыночным уровнем прибыли;
возможность продления лизинга должна учитывать нормальную рыночную
стоимость оборудования. До 1977 года фирмы могли брать оборудование в аренду, не отражая его
стоимость в своих балансах, то есть имел место забалансовый учет, поэтому
фирмы, уже имеющие солидный долг, могли дополнительно брать оборудование,
не показывая возросшую сумму задолженности. В результате подлинный долг был
скрыт от инвесторов и экспертов. С 1986 года климат для лизинга на налоговой основе изменился, так как
правительство увидело в нем «субсидию на благо другого государства»
(«экспорт налоговых льгот»). Налоговые льготы, введенные в 60-х и 70-х
годах в период высокой инфляции, больше не рассматривались как эффективный
инструмент стимулирования капиталовложений в более стабильной экономической
обстановке 80-х годов. Реформа налоговой системы в США сократила
доступность налоговых льгот через отмену налоговой инвестиционной льготы и
изменение профиля амортизации. Налоговая реформа значительно снизила
экономическую выгоду лизинга, но тем не менее его развитие не остановилось,
т. к. погашение лизинговых сделок все-таки обладает большей гибкостью, чем,
например, погашение обычных ссуд. В последнее время растет значение соглашений возвратного лизинга
(нефтяные танкеры, железнодорожные контейнеры, компьютеры, самолеты),
оперативного лизинга (транспорт, печатное оборудование). Особенно наглядно
просматривается рост оперативного лизинга без наличия особых налоговых
льгот в авиации. Международная лизинговая финансовая корпорация (ILFC) с
местом нахождения в США была основана в 1973 году и стала государственной
компанией в марте 1983 года. Вместе с ирландской Gyness Peat Aviation Group
(GPA) она определяет ситуацию на рынке. В ее портфеле более 150 самолетов.
Доходы за первое полугодие 1992 года составили $94,8 млн., активы - $1,65
млрд. на 31 мая 1992 года. Она предлагает клиентам самолеты на 3-15 лет,
снимая необходимость брать на себя огромные начальные расходы. Мировой
рынок оперативного лизинга самолетов вырос практически от нулевой отметки в
1982 году до 10% всего лизингового рынка сегодня. Наиболее крупными
американскими лизинговыми компаниями являются: Bank Amerilase Group,
Golodefz Trading Corp., Security Pacific Consider Corp.
Франция Лизинг во Франции получил большое распространение. В апреле 1967 года
была создана первая французская компания «Локафранс». В настоящее время во
Франции развивается лизинг самолетов и вертолетов, судов и барж, подъемно-
транспортного оборудования, контейнеров, вычислительной техники,
медицинского оборудования, полиграфического, крупного промышленного
оборудования.
Страницы: 1, 2
|