Меню
Поиск



рефераты скачать Корпоративные облигации как финансовый инструмент инвестиций

 Деятельность маркет-мейкера по операциям с ценными бумагами, ликвидность которых он поддерживает, требует наличие средств для осуществления операций и поддержания котировок. Поэтому эмитент, заинтересованный в наличии ликвидного рынка своих облигаций, должен сформировать фонд поддержания ликвидности, средства которого поступают в распоряжение маркет-мейкеров. Размер такого фонда может быть определен опытным путем в ходе торгов. По мнению специалистов размер такого фонда должен составлять порядка 3-4% от общего объема размещенных облигаций, причем в дальнейшем эта величина может быть снижена до 1-2%.

Для поддержания вторичного рынка предприятие должно осуществлять программы по взаимосвязям с инвесторами. Чем больше новостей от эмитента имеют инвесторы, вне зависимости от того, как их оценивает рынок (негативные они или позитивные), тем активнее рынок.  Более того, именно поток таких новостей и обеспечивает апериодическое изменение такого качественного параметра фондового рынка как "волатильность" (изменчивость), что привлекает на рынок спекулянтов и число участников торговых операций растет.  Это, в свою очередь, еще больше увеличивает ликвидность рынка.

Работа с облигационными займами - это длительный процесс.   И формирование имиджа хорошего заемщика с публичной кредитной историей может стать ценным нематериальным активом предприятия, за счет которого предприятие в дальнейшем сможет значительно снизить стоимость заемных средств.   При этом самый высокий имидж (и самая низкая процентная ставка) будет у тех предприятий, которые вышли на рынок облигационных заимствований первыми.

Вторичный рынок корпоративных облигаций в основном осуществляется на биржах.

Рассмотрим  возможности обращения корпоративных облигаций на биржевом рынке, а именно на ММВБ и МФБ.
В общем виде ценные бумаги, допущенные к обращению на бирже, состоят: из ценных бумаг, прошедших процедуру листинга и включенных в котировальные листы 1-го или 2-го уровня; из ценных бумаг, допущенных к обращению на бирже без включения в котировальные листы биржи (внесписочные ценные бумаги); из ценных бумаг, допущенных к размещению на бирже.

Включению ценных бумаг в котировальные листы биржи предшествует процедура листинга, которая устанавливает жесткие требования к эмитенту, к его облигациям и др. (см. таблицу 3).

Таблица 3. Требования предъявляемые при  прохождении листинга.

Параметры

Котировальный лист 1-го уровня

Котировальный лист 2-го уровня

ММВБ

МФБ

ММВБ

МФБ

Чистые активы эмитента

Не менее 3 млрд руб.

Не менее 20 млн евро

Не менее 50 млн руб.

Не менее 2 млн евро

Срок осуществле-ния деятельности эмитентом, лет

Не менее 3

Не менее 3

Не менее 1

Не менее 1

Количество акционеров или участников общества, чел.

Не менее 1000

Не менее 1000

Не менее 500

Не менее 500

Безубыточность баланса

В течение любых 2 из 3 лет, пред-шествующих подаче заявления на листинг

-

-

-

Наличие маркет-мейкеров, чел.

Не менее 3

Не менее 2

Не менее 2

Не менее 2

Объем эмиссии корпоративных ценных бумаг, млн руб.

Не менее 200

-

-

-

Средний объем продаж за месяц по итогам отчетного квартала

Не менее 1,5 млн. руб.

Не менее 50 тыс. евро*

Не менее 300 тыс. руб.

Не менее 10 тыс. евро*

Источник: НечаевВ. Корпоративные облигации: Проблемы и решения//Рынок ценных бумаг 2000, №14.с20

Как видно из таблицы, включение облигаций в котировальные листы биржи под силу, пожалуй, только крупным предприятиям-эмитентам, которые в принципе и сами должны быть заинтересованы в этом, так как это повышает ликвидность их облигаций и позволяет разместить их большие объемы среди широкого круга инвесторов.

Для мелких и средних предприятий более удобным и менее трудоемким является включение облигаций во внесписочный список ценных бумаг, обращающихся на бирже. Это связано с тем, что, во-первых, у таких предприятий, как правило, объем эмиссии небольшой и круг инвесторов заранее известен, а во-вторых - появляется основание отнести проценты (дисконт) по облигациям по установленному нормативу на затраты. Единственная, пожалуй, сложность (как, впрочем, и по ценным бумагам, включенным в котировальный лист 2-го уровня) может возникнуть при привлечении кредитных организаций в качестве инвесторов.

Основанием для рассмотрения вопроса о допуске облигаций к обращению на МФБ в качестве внесписочных ценных бумаг является заявление установленного образца от эмитента или участника торгов.
На ММВБ требуются два таких заявления: от эмитента и участника торгов. Особенность в последнем случае в том, что дирекция ММВБ вправе принять решение о допуске облигаций к обращению и без указанных заявлений.

Дополнительно на биржу должны быть предоставлены нотариально заверенные копии: учредительных документов эмитента; документа, подтверждающего присвоение ценной бумаге государственного регистрационного номера; проспекта эмиссии или решения о выпуске облигаций; отчета об итогах выпуска облигаций; анкеты облигации (на ММВБ); анкеты заявителя (на МФБ).

Основанием для принятия биржей решения о прекращении обращения внесписочных ценных бумаг является: аннулирование государственной регистрации ценной бумаги; ликвидация эмитента ценной бумаги; признание эмитента ценной бумаги несостоятельным; истечение срока обращения ценной бумаги.

Проблемы, препятствующие обращению корпоративных облигаций на вторичных рынках, в частности проблема включения затрат на выплату дохода по облигациям в себестоимость и «неразумный» эмиссионный налог, будут рассмотрены в следующей главе.

3.Рынок корпоративных облигаций в России и Республике Коми

3.1.Состояние и предпосылки развития рынка корпоративных облигаций в России и Республике Коми

Своим появлением на рынке корпоративные облигации российских эмитентов во многом обязаны финансовому кризису 1998 г. Крах системы государственных заимствований на внутреннем рынке, серьезные потрясения в банковском секторе и последовавшее за этим резкое сокращение финансовых инструментов явились мощным стимулом для развития новых для российского рынка долговых обязательств. Таким образом, появление на авансцене финансового рынка крупнейших российских корпораций выглядело абсолютно естественным и логичным.

В настоящее время рынок корпо­ративных облигаций в России дает инвесторам определенную возмож­ность выбора. В то же время круг облигации и особенно вторичный рынок остаются крайне узкими.

Корпоративные облигации, об­ращающиеся на российском рынке, условно можно разделить на три ос­новные группы:

• среднесрочные валютно-индексированные облигации (срок обра­щения 2—5 лет);

• краткосрочные(3—9 мес.) рубле­вые облигации;

• небольшие займы региональных компаний,  предусматривающие плавающую ставку процента, обыч­но привязанную к ставке рефинан­сирования ЦБР или ставкам по де­позитным счетам Сбербанка РФ.

Первая группа облигаций ста­ла самой значительной в номиналь­ном выражении, на нее пришлось более 80% объемов размещенных средств на рынке корпоративных инструментов. К этой группе отно­сятся облигации Газпрома, Тюмен­ской нефтяной компании (ТНК), ЛУКОЙЛа, РАО «ЕЭС России», СУАЛа, Самараэнерго, Ростовэнерго и Ми­хайловского ГОКа (2 с.23). Срок их обращения составляет 3—5 лет с возмож­ностью досрочного погашения для ряда бумаг, как правило, через два года с начала размещения. Купон­ные платежи и номинальная стои­мость данных облигаций индекси­руются в соответствии с изменени­ем курса доллара.

Валютно-индексируемые облига­ции не представляли интереса для широкого круга инвесторов и были в своем большинстве куплены узкой группой нерезидентов, пока риск де­вальвации рубля был существенным. Основная доля этих бумаг была раз­мещена с июня 1999 г. до начала президентских выборов в России(1 с.20).

Вторичный рынок по этим обли­гациям фактически отсутствует, не­смотря на то, что их подавляющее количество было внесено в листинг ММВБ. Единственными эпизодиче­ски торгуемыми бумагами из этой группы являются облигации Газпро­ма и ТНК, однако, и по ним сделки в настоящее время проходят крайне редко.

Наиболее крупные облигацион­ные займы по подобной схеме сде­лали ТНК (9 млрд. руб.), ОАО «Газ­пром», ОАО «ЛУКОЙЛ» и РАО «ЕЭС России» (по 3 млрд. руб.). Сам факт того, что облигации со сроком пога­шения в 5 лет были размещены под достаточно низкую доходность (око­ло 10% в долларах), однозначно свидетельствовал о том, что новый рынок стартовал весьма успешно(2.с.24).

Подавляющее количество корпо­ративных облигаций этой группы было приобретено нерезидентами, чьи средства после августа 1998 г. «зависли» на счетах типа С. Однако этот ресурс по целому ряду причин вскоре был исчерпан, и даже ко II кв. 2000 г. стало понятно, что риск возможной девальвации рубля значительно снизился, а потому на­добность в размещении рублевых средств под нерыночную ставку да­же при условии валютного хеджи­рования пропала.

К первой группе облигаций ус­ловно можно отнести и обязатель­ства компании «ТАИФ-Телеком» (оператора сотовой связи г. Ка­зани). Вторичный рынок этих бумаг организован в РТС. Несмотря на то, что облигации данного эмитента имеют довольно высокую (15—18% годовых) валютную доходность, их ликвидность также очень низка(2.с24).

Вторая группа облигаций со II кв. 2000 г. была самым быстро растущим сегментом рынка корпоративных облигаций.

Первыми среди облигаций данного вида были бумаги компаний «АЛРОСА», консультантом по размещению которых стала ИГ «Русские фонды». Потом были размещены краткосрочные облигации (6 траншей) Магнитогорского металлургического комбината (ММК) и еще два транша облигаций АЛРОСы. По сходной схеме были размещены об­лигации МДМ-Банка(2 с.24).

Наиболее совершенной схемой в размещении облигаций воспользо­вался Внешторгбанк РФ (ВТБ), кон­сультантом которого в вопросе размещения его облигаций стал ИБ «Флеминг». Облигации ВТБ, фор­мально имея двухгодичный срок по­гашения, позволяют инвесторам определять сроки заимствования самостоятельно, так как в проспек­те эмиссии облигаций ВТБ предус­мотрены схема досрочного погашения с периодом в три месяца, а так­же возможность реинвестирования средств под доходность, предлагаемую эмитентом(2с.24)

Именно на облигации второй группы приходится большая часть новых размещений, и вторичный рынок этих облигаций (на ММВБ) также является наиболее актив­ным. Эти займы, в отличие от облигаций первой группы, получили сре­ди операторов фондового рынка название «рыночные займы». Облигации второй группы оказались на­иболее интересными для широкого круга инвесторов. Среди облигаций этой группы в настоящее время на­иболее активно торгуются облига­ции ВТБ. В 2000 г. на долю бумаг Внешторгбанка РФ пришлось около 60% числа всех сделок с корпора­тивными облигациями в фондовой секции ММВФ, среднедневной обо­рот этих облигаций на бирже превышал 10 млн. руб.(2с.25)

К третьей группе облигацион­ных займов, размещенных в течение последних полутора лет, относят­ся облигации компаний «МАКФА» (макаронная фабрика, г Челябинск), «Таттелеком» (г. Казань), «Каравай» (хлебозавод, г Ангарск), «Морион» (г. Пермь) и ряда других.(2с.27)

Облигации этой группы в основном размещаются среди частных ин­весторов — жителей соответствую­щего региона. Для частных инвесторов они могут быть неплохой альтер­нативой банковским вкладам.

Таблица 4. Размещенные эмиссии корпоративных  облигаций


Эмитент

Номер госрегистрации

Дата окончания размещения

Объем, млн. руб.

Дата погашения

 

АО «Газпром»

4-01-00028-А

12.07.1999г.

3000

15.04.2003 г.

РАО «ЕЭС России»

4-01-00034-А

17.02.2000 г.

3000,из них 982

(1-й транш),

2 018

(2-й транш)

20.12.2002 г. (1-транш) 14.02.2003 г. (2-транш)

АО «НК"ЛУКОЙЛ"»

4-01-00077-А

13.08.1999 г.

3000

22.07.2003 г.

АО «Тюменская нефтяная компания»

4-01-00168-А

09.08.1999 г. (1-й транш),

20.09.1999 г. (2-й транш)

2500,из них 1157

(1-й транш),

1343

(2-й транш)



09.07.2004 г.—1-й транш, 20.08.2004 г.—2-й транш, (возможно досрочное погашение: 24.07.2001 г.— 1-й транш, 06.09.2001 г.— 2-й транш)

АО «Тюменская нефтяная компания»

4-02-00168-А

31.12.1999 г. (1-й транш),

07.02.2000 г. (2-й транш)

2500, из них 1307 (1-й транш), 1193 (2-й транш)



08.12.2004 г.—1-й транш, 18.01.2005 г.—2-й транш, (возможно досрочное погашение: 10.12.2000 г.— 1-й транш, 20.01.2001 г.— 2-й транш)




























АО «Тюменская нефтяная компания»

4-03-00168-А

12.07.2000 г.

4000

26.06.2003 г., (возможно досрочное погашение 26.06.2000 г. и 26.06.2002 г.)

АО «Ростовэнерго»

4-01-00125-А

30.05.2000 г. (1-й транш), 08.09.2000 г. (2-й транш)

2200

(2транша)

30.05.2003 г.—1-й транш,

08.09.2003 г.—2-й транш

АО «Михайловский ГОК»

4-01-00081-A

29.05.2000 г.

1500

29.05.2003 г. (возможно досрочное погашение через 1 —2 года)

ЗАО ИК «МДМ-Траст»

4-01-55361-Р

21.08.2000 г.

1500

11.08.2004г.

АО «Мостотрест»

4-01-02472-А

Н.Д.

1050

10.12.2002 г. (возможно досрочное погашение)

АО «СУАЛ»

4-01-30141-D

28.02.2000 г.

1000

14.02.2003 г.

АО Самараэнерго»

4-01-00127-А

24.03.2000 г.

1000

22.03.2003 г. (возможно досрочное погашение через 3,6,12,18,24,30 месяца)

ЗАО «АЛРОСА»

4-02-40046-N

14.06.2000 г.

500

11.03.2001 г.

ЗАО «АЛРОСА»

4-03-40046-N

08.08.2000 г.

500

04.02.2001 г.

000 «ГУТА-Инвест»

4-01-00001-R

30.08.2000 г.

450(2 транша)

Июнь—август 2003 г. (возможно досрочное погашение)

АО «Магнитогорский мметаллургический комбинат»

4-05-00078-A

12.04.2000 г.

50

29.10.2000 г.

АО «Магнитогорский металлургический комбинат»

4-06-00078-A

30.05.2000 г.

50

03.12.2000г.

АО «Казанская ГТС»

4-05-55110-D

Август 2000 г.

30(3 транша)

Май — июль 2002 г.

ГУП «Таттелеком »

4-03-28003-R

Сентябрь 2000 г.

30

13.08.2002 г.

АО «ТАИФ-Телеком»

4-01-55301-D

23.11.1999г.

26.98

09.09.2002 г.

ГУП «Таттелеком »

4-02-28003-R

23.12.1999г.

16

27.11.2001г.

ао «НК "Таркосале-

4-01-00035-Р

10.03.1999 г.

81

02.10.2001 г.

АО 'Донской табак»

4-01-30863-Е

22.09.1999 г.

70

15.12.2009 г.

АО 'Уралсвязьинформ»

4-12-00175-А

05.02.1999г.

9,66

Ноябрь 2000 г. — февраль 2001 г.

АО «Морион»

4-02-30493-D

27.01.2000 г.

4

01.11.2000г.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.