Меню
Поиск



рефераты скачать Корпоративные облигации как финансовый инструмент инвестиций

Корпоративные облигации как финансовый инструмент инвестиций

Министерство общего и профессионального образования РФ

Сыктывкарский государственный университет


Факультет управления


Кафедра  экономической теории и корпоративного управления.




Допустить к защите

зав. кафедрой  экономической теории

и корпоративного управления

д.э.н., профессор


Шихвердиев А. П._________________


«    » сентября 2001



Выпускная квалификационная работа

Корпоративные облигации - как финансовый инструмент привлечения инвестиций.







Исполнитель:                                              Попова Ирина Александровна студентка гр.4400




Руководитель :                                                    Шихвердиев Ариф Пирвелеевич д.э.н., профессор






Сыктывкар 2001

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................................................................................................... 3

1. Понятие и виды корпоративной облигации............................................................................................. 5

1.1.Сущность корпоративной облигации.......................................................................................................... 5

1.2.Классификаия корпоративных облигации........................................................................................... 11

1.3.Преимущества корпоративной облигаций перед другими финансовыми инструментами привлечения  инвестиций ......................................................................................................................................... 15

2 Выпуск, регистрации и обращение корпоративной облигации............................................. 21

2.1.Эмиссия корпоративных облигаций......................................................................................................... 21

2.2. Обращение корпоративных облигаций на вторичном рынке.................................................. 28

3.Рынок корпоративных облигаций в России и Республике Коми.......................................... 33

3.1.Состояние и предпосылки развития рынка корпоративных облигаций в России и Республике Коми...................................................................................................................................................................................................... 33

3.2. Проблемы  развития рынка корпоративных облигаций в России и возможные пути их решения.   38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................................................................................................... 47

Список литературы......................................................................................................................................................... 52




ВВЕДЕНИЕ



До настоящего времени серьезнейшей проблемой российского фондового рынка  является нехватка надежных финансовых инструментов. Наиболее актуальной эта проблема стала после проведения реструктуризации рынка гособлигаций. Ограничения, которые государство ввело на репатриацию средств иностранных инвесторов, породили вопрос: куда эти средства вкладывать? Кроме того, после известных потрясений рынок госбумаг и рынок акций утратили доверие российских инвесторов. Поэтому сейчас как никогда актуально использование такого финансового инструмента как корпоративная облигация.

Введение в обращение корпоративных облигаций способно оказать помощь реальному сектору экономики. Выпуск облигаций открывает для российских предприятий прямой источник привлечения инвестиций, в то же время не затрагивает отношения собственности.

Тем не менее на российском рынке ценных бумаг корпоративные облигации играют пока незначительную роль.

В связи с этим, целью дипломной работы является рассмотрение корпоративной облигации как финансовый инструмент и определить пути активизации инвестиционной деятельности на рынке корпоративных облигаций.

Для достижения этой цели были поставлены следующие основные задачи:

Изучить  экономическую сущность  корпоративной облигации

Изучить основные положения по выпуску, размещению и обращению корпоративных  облигаций.

 Проанализировать состояние рынка корпоративных облигаций в России и Республики Коми

Выявить и проанализировать проблемы эмиссии и обращения облигаций на российском рынке.

Выработать предложения по устранению проблем, препятствующих развитию рынка корпоративных облигаций.

Предметом исследования в данной работе стала проблемы, препятствующие использованию корпоративной облигации в качестве инструмента привлечения инвестиций, а объектом - рынок корпоративных облигаций..

В первой главе рассматриваются  основные характеристики корпоративной облигации, преимущества ее использования перед другими финансовыми инструментами как для инвестора, так и для эмитента, представлен сравнительный анализ кредита банка и облигационного займа, дана  классификация корпоративной облигации.

 Во второй главе  на основе действующей законодательной базы приведены основные положения выпуска, регистрации и обращение корпоративных облигаций, в том числе на фондовых биржах.

В последней главе анализируется состояние и предпосылки развития рынка корпоративных облигаций в России и Республике Коми, выявляются проблемы, препятствующие  выпуску, регистрации и обращению корпоративных облигаций, и определяются возможные пути решений этих проблем.

При написании данной темы использовались монографии и нормативные акты, регулирующие рынок ценных бумаг, а также  различные статьи из журналов.


1. Понятие и виды корпоративной облигации.

1.1.Сущность корпоративной облигации.

Действующее российское законодательство  определяет облигацию как эмиссионную ценную бумагу, закрепляющую право ее держателя на полу­чение от эмитента облигации в предусмотренный условиями выпуска срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента (27,28,32)

Корпоративная облигация - это ценная бумага, удостоверяющая отношения займа между ее владельцем (кредитором) и лицом, ее выпустившим (заемщиком), в качестве последнего выступают акционерные общества, предприятия и организации других организационно-правовых форм собственности.

К основным характеристикам облигаций относят: стоимостную оценку, купон, период обращения.

Корпоративные облигации имеют нарицательную цену (номинал) и рыночную цену. Номинальная стоимость облигации  обозначает сумму, которая берется взаймы и подлежит возврату по истечении срока ее обращения. Номинальная цена является базовой величиной для расчета принесенного облигацией дохода.

Процент по облигации устанавливается к номиналу, прирост (уменьшение) стоимости облигации за соответствующий период рассчитывается как разница между номинальной стоимостью, по которой облигация будет погашена и ценой покупки облигации.

Как правило, облигации выпускаются с высокой номинальной стоимостью. Они ориентированы на богатых инвесторов, как индивидуальных, так и институциональных. Этим они отличаются от акций, номинальную стоимость которых эмитент устанавливает в расчете на приобретение их  широкими слоями инвесторов. Следует при этом отметить, что  для акций номинальная стоимость — величина довольно условная, они и продаются, и покупаются преимущественно по цене, не привязан­ной к номиналу, то для облигаций номинальная стоимость является очень важным параметром, значение которого не меняется на протяжении всего срока облигационного займа. Именно по изначально зафиксированной величине номинала облигации будут погашаться по окончании срока их обращения.

С момента их эмиссии и до погашения они продаются и покупаются по установившимся на рынке ценам. Рыночная цена в момент размещения облигации может быть ниже номинала, равна номиналу и выше номинала. В дальнейшем рыночная цена облигаций определяется исходя из ситуации, сложившейся на рынке облигаций и финансовом рынке в целом к моменту продажи, а также двух главных элементов самого облигационного займа. Этими элементами являются:

• перспектива получить при погашении номинальную стоимость об­лигации (чем ближе в момент покупки облигации срок ее погашения, тем выше ее рыночная стоимость);

• право на регулярный фиксированный доход (чем выше доход, прино­симый облигацией, тем выше ее рыночная стоимость).

Рыночная цена облигаций зависит и от ряда других условий, важнейшим из которых является надежность (степень риска) вложений.

Поскольку номиналы у разных облигаций существенно различаются между собой, то часто возникает необходимость в сопоставимом измери­теле рыночных цен облигаций. Таким показателем является курс.

Курсом облигации называется значение рыночной цены облигации, вы­раженное в процентах к ее номиналу. Например, если облигация с номиналом 100000 руб. продается за 98 500 руб., то ее курс 98,5. В зарубежной литературе помимо перечисленных (номинальной и ры­ночной) приводится еще одна стоимостная характеристика облигаций — их выкупная цена, по которой эмитент по истечении срока займа погашает облигации. Выкупная цена может совпадать с номинальной, а может быть выше или, наоборот, ниже ее. Российское законодательство исключает существование выкупной цены, так как Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» закрепляет право держателя на получение от эмитента ее номиналь­ной стоимости. Это означает, что облигации могут погашаться (выкупать­ся) только по номинальной стоимости.

На рынке различные облигации предлагают и различ­ные проценты по купону. В целом уровень купона будет зависеть от двух параметров: надежности эмитента и сро­ка, на который выпущена облигация. Чем менее надежен эмитент, тем более высокий уровень купона он долен пре­доставить по облигации, чтобы компенсировать потенци­ально более высокий риск повышенным доходом. Чем на более длительный период выпускается облигация, тем более высокий купон она должна нести, поскольку для инвес­тора растет риск, связанный с владением такой бумагой.

Крупная компания, если она стремится сделать свои облигации привлекательными для инвесторов, должна обес­печить более высокий уровень купона, чтобы компенсиро­вать риск вложения денег в эти бумаги. Кроме того, она столкнется с более жесткими ограничениями срока, на ко­торый могут быть выпущены ее облигации, поскольку с продлением жизни облигации возрастает и риск возможных потерь для инвестора. Какой бы крупной и надежной ни была компания в момент эмиссии бумаг, в перспективе для нее, увеличивается риск неплатежей, риск ликвидности ее ценных бумаг. Поэтому она вряд ли сможет разместить на рынке долгосрочный займ, хотя в каждом конкретном случае такая возможность будет зависеть от складывающейся конъ­юнктуры рынка.

Небольшая, стабильно работающая фирма выпустит облигации под еще больший процент и на более короткий срок. Поскольку риск приобретения бумаг такой компании довольно высок, вкладчики вряд ли согласятся приобре­тать ее бумаги на период более года. Конечно, данная ком­пания могла бы привлечь средства вкладчиков, например, на 5 лет, однако в этом случае ей пришлось бы предло­жить купон порядка 40%, но подобное финансовое бремя оказалось бы для нее чрезмерным. Крупная компания в кри­зисном состоянии может рассчитывать на реализацию своего займа только под высокий процент и на непродолжительное время.

Приобретая корпоративные облигации, инвестор дол­жен оценить их инвестиционные качества и взвесить риск и доходность по этим ценным бумагам.

К факторам риска, которые должны приниматься инвестором во внимание при решении и приобретении облигаций эмитента можно отнести:

1.Экономические факторы.

-         Изменение законодательства (таможенного, налогового, рынка ценных бумаг и др.)

-         Изменение финансово-хозяйственной деятельности эмитента

-         Нестабильность экономической ситуации в народном хозяйстве, уровень инфляции

-         Размер конкуренции в целом по основной деятельности, на рынке ценных бумаг и перспективы развития эмитента

-         Развитие инфраструктуры рынка ценных бумаг.

2. Политические факторы

-         изменение законодательства РФ

 Оценка инвестиционных качеств облигаций производится по следующим направлениям.:

Во-первых, определяется надежность компании по осущест­влению процентных выплат. С этой целью производится сопо­ставление дохода, получаемого компанией в течение года, с сум­мой процентных платежей по всем видам займов. Величина до­хода в 2—3 раза должна превышать размер процентных выплат, что свидетельствует об устойчивом финансовом состоянии кор­порации. Анализ целесообразно производить в динамике за ряд лет. Если тренд возрастающий, то фирма наращивает свои воз­можности для покрытия процентных платежей. Если же тренд понижающийся, то это свидетельствует о нестабильности дея­тельности компании и с течением времени она не сможет в полном объеме обеспечить процентные выплаты.

Во-вторых, оценивается способность компании погасить имеющуюся задолженность по всем основаниям. Инвестор дол­жен учитывать, что, кроме облигационного долга, у фирмы мо­гут быть и другие долговые обязательства. Поэтому в процессе анализа производится сопоставление потока поступлений де­нежных средств в компанию с общей суммой задолженности. Приемлемым уровнем считается, если сумма дохода по отноше­нию к величине долга составляет не менее 30%.

В-третьих, оценивается финансовая независимость компа­нии. С этой целью общая сумма долга сопоставляется с собст­венным капиталом фирмы. Обычно считается, что предприятие находится в хорошем финансовом состоянии и не зависит от внешних источников финансирования, если величина долга не превышает 50% ее собственного капитала. Кроме перечисленных показателей, производится оценка платежеспособности фирмы, ликвидности активов, рентабель­ности функционирования и других качественных параметров деятельности компании. Рядовому инвестору провести качест­венный анализ облигаций практически невозможно. Крупные инвестиционные компании имеют в своем штате службы анали­за, рекомендации которых обеспечивают принятие обоснован­ных решений.

В западных странах действуют специальные аналитические агентства, которые производят оценку долговых обязательств компаний и присваивают им определенные категории надежно­сти. В США такими агентствами являются «Мооdу's investor Sегviсе» (Мооdу's) и «Standart & Роог's Согроration» (S&Р), в Канаде — «Dоminion Bond Rating Sегviсе» и «Canadian Bond Rating Sегviсе». Ведущими агентствами являются «Мооdу's» и «S & Р», рейтингом которых пользуются крупнейшие операторы фондо­вого рынка во всем мире. Компания, которая предполагает осу­ществить публичное размещение облигаций, обращается в агентство, с тем чтобы оно оценило финансовое состояние фир­мы и включило облигации в свой рейтинг. Как правило, в тече­ние всего периода обращения облигаций производится оценка их инвестиционных качеств и обновляется рейтинг.     Обычно рейтинг — это информация для инвесторов; однако российский фондовый рынок выдвигает новые задачи перед эмитентом — добиться такого рейтинга, который обеспечивал бы эффективность размещения его облигационного займа. Сле­дует учитывать, что рейтинг - это не формула, а качественная интерпретация количественных показателей. Рейтинг — это мнение, суждение эксперта об объективных показателях рынка; суждение относительно вероятности оплаты основной суммы долга и процента. Рейтинг — это точка зрения эксперта на качество той или иной фондовой ценности. Создание рейтинговых оценок — один из способов охаракте­ризовать рынок. Высокий рейтинг, установленный для ценных бумаг данного эмитента, помогает повысить ликвидность цен­ной бумаги и снизить цену займа. Действительно, на развитом рынке, где практически все долговые обязательства имеют рейтинговую оценку, трудно продать какую-либо облигацию, если отсутствует ее рейтинг. Цивилизованный рынок ценных бумаг вынуждает эмитента обратиться с заказом в известные рейтинговые агентства, уплатив определенную сумму денег, для того, чтобы специалисты-анали­тики проверили качество ценной бумаги и присвоили ей рейтинговую категорию. Таким образом, на эффективном фондовом рынке только долговые обязательства, которые прошли процеду­ру рейтинга могут обеспечить доступ к получению заемных средств. При этом цена займа для эмитента определяется кате­горией, которую присваивает рейтинговое агентство. Градация рейтингов двух наиболее известных агентств приведена в табли­це1. По данным таблицы видно как рейтинг обеспечивает диффе­ренциацию эмитентов, выявляя наиболее слабых из них, гарантирующих погашение задолженности, создавая объективную основу для оценки кредитного риска, стандарты открытости и прозрачности на фондовом рынке. В данной таблице отражено ранжирование облигаций в зави­симости от степени кредитоспособности их эмитентов. «ААА» (Американская арбитражная ассоциация) — означает очень вы­сокую степень кредитоспособности. «Р» — отказ от погашения облигаций. Например, облигации, относящиеся к классу «ВВ» и ниже, носят название Junk Bonds (мусорные, бросовые облига­ции).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.