Меню
Поиск



рефераты скачать Конкуренция и монополия

Функционирование экономики совершенной конкуренции связано с рядом проблем. В такой системе существует проблема распределения доходов. Изменение структуры распределения доходов между различными слоями населения приводит к изменению структуры совокупного спроса, а затем и к изменению структуры совокупного производства. Негативное со­циальное последствие изменения совокупного производства, будет заклю­чаться в том, что поставщики будут ориентироваться на платежеспособные потребности, т.е. производство будет направлено на удовлетворение тех, ко­торые получают доход. Если лица получают доходы, не покрывающие их на­сущные потребности, то часть таких потребностей будет не удовлетворена. Это значит, что могут производиться предметы роскоши для богатых и в не­достаточном количестве предметы первой необходимости для бедных.

В системе совершенной конкуренции в процессе производства могут возникать побочные издержки в виде загрязнения окружающей среды.  Так  как поставщики будут стремиться избегать тех издержек производства, которые не окупаются (если цены полностью не отражают общественную оценку продукции).

По той же причине поставщики не будут производить обществен­ные блага (поддержание обороноспособности, безопасности, бесплатное здравоохранение, наука и т.д.).

В некоторых отраслях производства достижение технического оптимума выпуска продукции предполагает существование небольшого количества предприятий или даже одного (естественная монополия), что противоречит модели совершенной конкуренции. К тому же сомнительно, чтобы небольшие по своим размерам предприятия были заинтересованы (из-за отсутствия барьеров распространения информации) и в состоянии осуществлять техническое развитие (по своим незначительным финансовым возможностям).

В модели совершенной конкуренции предполагается, что поставщики поставляют идентичную продукцию, что приводит к стандартизации по­требления и не соответствует психологическому стремлению к разнообра­зию потребительского выбора. С другой стороны, недостаточная мотивация к техническому развитию не способствует появлению новых видов  продукции.

3. Равновесие предприятия-монополиста


По-иному формируется равновесие предприятия в условиях монополии. Спрос в условиях монополии падающий, ибо монополист в состоянии влиять на цену посредством изменения собственных объемов производства, так как продажа дополнительной единицы продукции оказывает понижаю­щее влияние на цену. Тогда предельный доход падает быстрее, чем цена. Предельный доход n-ой единицы может быть подсчитан как разница в ва­ловом доходе при переходе от производства (n- 1) к n-ой единице продук­ции или же как цена n-ой единицы за вычетом убытка на предыдущих еди­ницах продукции, вызванного уменьшением цены. Рассмотрим на примере числовой таблицы:


Количество

Цена (д.е.)

Валовой доход

(д.е.)

Предельный

доход   (д.е.)

1

134

134

134

2

124

248

114

3

114

342

94

4

104

416

74

5

94

470

54

6

84

504

34


МR3 = 114 – 2´10 = 94

МR3 = 342 – 248 = 94


В целом можно сказать, что чем менее эластичен спрос, тем больше производство дополнительной единицы продукции приводит к снижению цены и большему падению предельного дохода. Поэтому на тех участках  спроса, где спрос становится неэластичным, т. е. значения предель­ного дохода становятся отрицательными, монополист не будет понижать цену, так как это будет приводить к снижению валового дохода при росте издержек, что означает сокращение экономической прибыли.

Более значительное снижение предельного дохода по сравнению со снижением цены означает, что достижение монополистом равновесного объема производства, при котором MR = MC , сопровождается превышением цены Рm уровня предельного дохода MR и предельных издержек MC. Валовая прибыль монополиста составит ( Рm – АТС ) ´ Q.

Следует подчеркнуть особо то, что монополист назначает не самую высокую цену так как он заинтересован в максимизации не удельной , а совокупной прибыли Существование чистой монополии не означает автоматически , что монополист присваивает экономические прибыли. Монополист может нести и убытки. Все зависит от состояния спроса и издержек .

По сравнению с совершенной конкуренцией в условиях чистой монопо­лии будут меньше объемы производства, но продаваться продукция будет по более высокой цене Рm. Из этого следует, что в условиях монополии обще­ство будет платить более высокую цену за меньшие объемы продукции. Все это означает, что в условиях монополии не достигается ни технический оп­тимум производства (продукция производится не самым дешевым спосо­бом), ни эффективное распределение ресурсов (цена не совпадает с предель­ными издержками, она выше их, что предполагает недостаточность объемов производства монополизированной продукции для общества).

При сравнении эффективности чистой монополии и совершенного конкурента обычно предполагается, что у них идентичные сред­ние издержки. В действительности это значительное упрощение. Спрос мо­жет быть недостаточным для того, чтобы поддерживать большое число конкурирующих предприятий, каждое из которых реализовывало бы при этом технологический оптимум производства. В такой ситуации недоста­точный спрос удовлетворялся бы совершенными конкурентами, которые производили продукцию не самым дешевым способом. В сравнении с их уровнем издержек монополист, используя свое положение единственного поставщика, может достичь технологического оптимума при недостаточ­ном спросе. Тогда продукция в условиях монополии производилась бы де­шевле. Возможно, что это привело бы к установлению более низкой про­дажной цены (даже при присвоении монополистом экономической прибы­ли) и более высоким объемам производства.

Хотя эффект масштаба производства может свидетельствовать в поль­зу монополии, существуют и другие противоположные аргументы.

Монополистам приписывается стремление к «спокойной жизни» (X –неэффективность). Отсутствие конкуренции может объяснить тот факт, что вместо максимизации экономической прибыли монополист может отдать предпочтение реализации других целей: уклонение от риска, отказ от со­вершенствования производства, снижение интенсивности работы, трудо­устройство некомпетентных родственников и т.д. Это означает, что факти­ческие издержки монополиста при любом уровне объема производства мо­гут быть выше минимальных.

Монополист, стремясь сохранить или завоевать монопольное положе­ние может тратить значительные средства для реализации этих целей: об­работка общественного мнения, расходы на рекламу, лоббирование в орга­нах государственного управления. Это увеличивает издержки монополиста. Существует мнение, что монополии менее склонны к техническому развитию, поскольку конкуренция не угрожает их положению, позволяю­щему присваивать экономические прибыли. Однако такое мнение является достаточно спорным, так как можно привести противоположные аргумен­ты. Технологическое развитие приводит к снижению издержек и укрепляет барьеры входа в отрасль.

Монополии обычно являются акционерными обществами, капитал ко­торых в значительной степени сконцентрирован в руках небольших групп держателей акций, что предопределяет получение ими высоких доходов от распределения монопольных прибылей. Это усиливает социальное неравен­ство в распределении доходов.

В разных сферах хозяйственной деятельности монополии часто приме­няют дифференцированные цены на одну и ту же продукцию, при чем сте­пень дифференциации цен не обусловлена различием в издержках произ­водства. Например, различаются цены на электроэнергию для промышлен­ных предприятий и домашних хозяйств, по времени суток (разные тарифы днем и ночью). Дифференцированы тарифы за пользование телефонными услугами в зависимости от расстояния и времени суток. Дифференцирова­ны цены на авиабилеты, турпоездки и т.д.

Ценовая дискриминация возможна тогда, когда осуществимо сегмен­тирование рынка (разделение покупателей на разные группы). Такая про­цедура основывается на разной эластичности спроса разных групп покупа­телей. Еще одним условием осуществимости ценовой дискриминации вы­ступает невозможность перепродажи монополизированной продукции по­купателями одной группы покупателям другой.

Рассмотрим последствия ценовой дискриминации на примере выше­приведенной числовой таблицы. Предположим, что у монополиста имеют­ся условия для осуществления идеальной ценовой дискриминации. Это означает, что исходя из различной потребности разных покупателей в мо­нополизированной продукции монополист в состоянии установить макси­мальную цену для каждого покупателя, которую тот готов заплатить, не­жели отказаться от потребления продукции. Покупатель первой единицы готов заплатить 134 денежной единицы, покупатель второй соответственно 124, третьей – 114 и т.д. Если предположить, что до ценовой дискримина­ции равновесный объем производства монополиста составлял 4 единицы, а равновесная цена 104 д.е., то теперь ситуация будет иной. Во-первых, осу­ществляя ценовую дискриминацию монополист увеличит свой валовый до­ход и вследствие этого свою экономическую прибыль. Валовый доход мо­нополиста составит: 134+124+114+104 = 476 д.е., что на 60 д.е. больше, чем до того момента, когда монополист не осуществлял ценовую дискри­минацию. Во-вторых, можно сделать вывод, что при идеальной ценовой дискриминации  предельный доход совпадает с ценой. Тогда равновесный объем производства монополиста будет определяться совпадением предельных издержек с ценой. Это означает, что монополист, осуществляющий ценовую дискриминацию, будет произ­водить больше продукции, а покупатель, чья потребность в продукции наименее настоятельна приобретет ее за более низкую цену.

Таким образом, с точки зрения некоторых последствий ценовой дис­криминации, поведение монополиста, который ее применяет, приближается к поведению предприятия, испытывающего конкуренцию. В ряде случаев ценовая дискриминация способствует сглаживанию социального нера­венства, поскольку монополист может продавать свою продукцию по более высокой цене более состоятельным покупателям , а по низким ценам менее состоятельным

Существуют различные варианты контроля монополий:

- политика, направленная на определение законных рамок конкуренции;

- политика регулирования рыночной деятельности монополий;

- политика прямого руководства хозяйственной деятельности монополий со стороны государства.

Политика, направленная на определение законных рамок развития конкуренции, предусматривает контроль поведения, имеющего целью установление монополии и применение монопольных цен. Она представлена тремя формами регулирования: контроль за соглашениями, слияниями (горизонтальными, вертикальными, конгломеративными), контроль за злоупотреблением монопольным положением на рынке (монополистическое ценообразование, ограничительные договора о поставках). К разновидности этой политики можно отнести и запрет коммерческой деятельности, не являющейся формой монополистической практики, но преследуемой по закону (коррупция, фальсификация товаров, промышленный шпионаж, недобросовестная реклама и т.п.). В большинстве случаев реализация такой политики наталкивается на значительные препятствия. Например, иногда очень трудно доказать, что одинаковые действия рыночных поставщиков являются результатом заключенного между ними соглашения, а не общей реакцией на изменившиеся условия хозяйствования на данном рынке. Также бывает подчас весьма сложно определить соотношение между положительными и отрицательными последствиями монополистической деятельности, прежде чем принять решение о ее запрете.

Политика регулирования рыночной деятельности монополиста направлена не на предотвращение возникновения монопольного положения, а на установление отдельных правил поведения для монополиста с целью ограничения его власти и устранения неблагоприятных последствий при размещении ресурсов. Эта политика направлена на то, чтобы заставить монополиста вести себя так, как если бы он находился в конкурентном секторе. Она представлена следующими формами: налогообложение, контроль за уровнем цен. Обе формы весьма осторожно применяются на практике в связи с тем, что их применение требует такого объема объективной информации, который очень затруднительно получать для каждого отдельного случая. Негативные последствия такой политики могут выражаться в развитии новой бюрократии, неопределенности финансовых последствий при налогообложении (на кого упадет тяжесть налога), значительных издержках при проведении подобной политики, необходимости в некоторых случаях выделения дотаций на производство.

Политика прямого руководства хозяйственной деятельностью монополий со стороны государства направлена на предприятия, находящиеся в собственности государства (административная монополия). Методы управления административными предприятиями зависят от цели их хозяйственной деятельности, поставленной государством (например, максимизация прибыли, обеспечение условий функционирования другим хозяйствующим субъектам и т.д.). В случае использования косвенных методов управления административные предприятия, приобретая статус рыночных производителей, работают с меньшими издержками, чем тогда, когда они управляются директивными методами. Однако в обоих случаях эффективность хозяйствования административных предприятий, как правило, уступает эффективности частных монополий. Это объясняется действием причин управленческого характера: способностью органов хозяйственной власти отразить в своих планах перспективы развития экономики, корректировать систему экономических нормативов с учетом изменяющейся хозяйственной среды, стремлением предприятий к «спокойной жизни» и т.д.

4. Равновесие предприятия в условиях монополистической конкуренции и олигополии

 

Как отмечалось ранее, помимо совершенной конкуренции и монополии существуют такие рыночные структуры как монополистическая конкуренция и олигополия.

Монополистическая конкуренция подразумевает такую рыночную ситуацию, при которой относительно большое число небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию. Различие между монополистической и чистой конкуренцией весьма значительное. Для монополистической конкуренции не требуется присутствия сотен или тысяч фирм, достаточно сравнительно большого их числа, скажем 25, 35, 60 или 70.

Из наличия такого числа фирм вытекает несколько важных признаков монополистической конкуренции:

1. Дифференциация продукта, которая может принимать ряд различных форм:

а) Качество продукта. Продукты могут различаться по своим физическим, или качественным, параметрам (функциональные особенности, применяемые материалы, дизайн).

б) Предпродажное и послепродажное обслуживание продукта. Услуги и условия, связанные с продажей продукта, являются важными аспектами его дифференциации (упаковка, транспортировка, гарантийный ремонт);

в) Размещение и доступность продукта (удачное географическое положение, круглосуточная торговля, близость бензозаправочной станции);

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.