p> Крупнейшим шагом в научной трактовке политэкономии явилось и то, что
Рикардо была намечена попытка выделить производственные отношения людей в
отличие от производительных сил общества и объявить эти отношения
собственным предметом политэкономии. Но производственные отношения он
отождествляет с отношениями распределения и этим ограничивает рамки
предмета политэкономии. Он не раскрыл производственные отношения людей в
качестве особого социального явления, не увидел зависимости системы
производственных отношений от уровня развития производительных сил. Рикардо впервые в истории политэкономии в основу экономической теории
сознательно положил теорию трудовой стоимости, отражающую товарные
отношения. Такой подход позволил во многом преодолеть противоречия
экономической теории Смита, не сумевшего правильно решить проблему
исходного пункта политэкономии капитализма. Он сделал шаг в направлении к концепции двойственного характера
труда, положил начало методу восхождения от абстрактного к конкретному.
Фактически Рикардо пришел к заключению о труде как единственном источнике
стоимости. Он подошел к пониманию эксплуататорской природы
капиталистической прибыли, рассматривая ее как результат труда рабочего,
безвозмездно присвоенный капиталистом, но не открыл прибавочной стоимости. 7.Дайте краткую характеристику экономических взглядов Ж.Б.Сея - представителя экономической мысли начала XIX в. во Франции. Жан Батист Сэй (1767-1832) родился во французском городе Лионе в семье
купца. Одной из его ранних, но значимых работ под названием «Трактат
политической экономии, или простое изложение способа, которым образуются,
распределяются и потребляются богатства» (1803) была книга, лишь на первый
взгляд повторявшая и интерпретировавшая идеи А.Смита. Как признанный ученый
в 1816 г. в Атене Ж.Б.Сэй открыл курс лекций по политической экономии. В
1817 г. выпустил в свет свой «Катехизис политической экономии». За
несколько лет до своей смерти (1928-1929) Ж.Б.Сэй издал как бы итоговую в
своей жизни работу «Полный курс практической политической экономии». В ней
он попытался отразить прежде всего практическую значимость экономической
теории, базирующейся на принципах экономического либерализма,
невмешательства в экономику извне. Оценивая творческое наследие Ж.Б.Сэя, следует отметить, что, по словам
К.Маркса, он якобы не более чем вульгаризировал Смитовское учение и
политическую экономию. Но если утопический социализм, а затем и марксизм
«извлекли» из учения А.Смита прежде всего положение об эксплуатации
рабочего класса капиталистами и землевладельцами (посредством вычета в свою
пользу из полного продукта труда и его стоимости), то «школа Сэя» во
Франции, также строившая свое «мышление» на трудах А.Смита, одним из
главных извлечений сделала положение о взаимосвязи и взаимообусловленности
труда, капитала и земли как основных факторов общественного производства и
создания стоимости общественного продукта. Необходимо отметить, что Ж.Б.Сэй аналогично другим классикам объяснял
конструирование политической экономии по образцу точных наук, таких,
например, как физика. В методологическом плане это означает признание
законов, категорий и теорий, имеющих универсальное и первостепенное
значение. Но нельзя не сказать также о том, что, по Сэю, назначение
политической экономии всего лишь теоретическое и описательное. Ж.Б.Сэй снискал себе несомненный авторитет смитианца, безоговорочно
приняв принципы свободы рынков, ценообразования, внутренней и внешней
торговли (фритредерство), неограниченной свободной конкуренции
предпринимателей н недопустимости никаких проявлений протекционизма и
возведя эти принципы в ранг абсолюта. В случае их принятия он предвещал
человечеству объективную невозможность ни перепроизводства, ни
недопотребления общественного продукта, т.е. экономических кризисов.
Положение Ж.Б.Сэя о реализации общественного продукта позже получило
название «закона рынков» или просто «закона Сэя», и разделяли этот «закон»
не только столпы классической политической экономии Д.Рикардо, Т.Мальтус и
др., но и экономисты многих других школ экономической мысли вплоть до
начала XX в. Ж.Б.Сэй, задавшись целью популяризировать учение
А.Смита, ввел в научный оборот так называемую теорию трех главных факторов
производства, которая стала тем не менее одной из самых значимых теории
классической политической экономии на всем протяжении XIX в. Суть этой
теории состоит в том, что в общественном производстве взаимодействуют три
главных фактора - труд, капитал земля. Причем степень участия каждого из
названных факторов в создании стоимости С появлением теории трех главных факторов производства Ж.Б.Сэя стало
очевидным, что она стала по существу одним из полярных «извлечений»,
сделанных последователями творческого наследия А. Смит. Однако что касается теории стоимости Ж.Б.Сэя, то к сказанному выше
следует добавить, что у него на этот счет, как и у его учителя А.Смита,
имели место несколько определений. Причем и здесь Ж.Б.Сэй не столько
повторял своего кумира, сколько импровизировал в поисках новых «открытий».
Например, памятуя положение А.Смита, что любой товар имеет два неразрывных
свойства - меновую стоимость и потребительную стоимость, Ж.Б.Сэй оттенил
особое значение взаимосвязи полезности и ценности предметов (товаров). В
этой связи он писал, в частности, что «ценность есть мерило полезности
предмета. Тем самым Ж. Б.Сэй допускал возможность измерения стоимости не
только количеством затраченного труда, но и степенью полезности продукта
труда. У Ж.Б.Сэя отвергается всякая мысль о возможности в условиях ничем не
ограниченной свободной конкуренции предпринимателей эксплуатации факторов
производства и классов общества. Ж.Б.Сэй и его ученики, таким образом,
пытались вывести весьма упрошенное положение о гармонии экономических
интересов всех слоев общества, строя свои суждения на известной идее
А.Смита о том, что личный интерес «экономического человека», направляемый
«невидимой рукой», обязательно совпадает с общественным.
Вопрос о пропорциях, в которых созданная главными факторами производства
стоимость общественного продукта распределяется на доходы владеющих этими
факторами классов общества, по мнению Ж.Б.Сэя, самостоятельного значения не
имеет. Квинтэссенция «закона Сэя» состоит в том, что при достижении и
соблюдении обществом всех принципов экономического либерализма производство
(предложение) будет порождать, адекватное потребление (спрос), т.е.
производство товаров и услуг в условиях смитовского «естественного порядка»
обязательно порождает доходы, на которые эти товары и услуги свободно
реализуются. Подобным образом «закон Сэя» воспринимался всеми сторонниками
концепции экономического либерализма, полагавшими, что гибкое и свободное
ценообразование на рынке будет приводить к почти мгновенной реакции на
изменения в конъюнктуре хозяйства, являясь гарантией саморегулируемости
экономики. 8.Дайте краткую характеристику экономических взглядов Т.Мальтуса - представителя экономической мысли начала XIX в. во Франции. Томас Роберт Мальтус (1766-1834) – видный представитель классической
политической экономии Англии. Творчество этого ученого формировалось в
основном в первой четверти XIX в., но результаты его научных изысканий
ценны и для современной экономической теории.
Родился Томас Мальтус в сельской местности вблизи Лондона в семье помещика.
Его отец был человеком образованным, водил знакомство с философами и
экономистами своего времени.
Т.Мальтус, как и другие классики, основную задачу политической экономии
видел в приумножении, благодаря прежде всего развитию сферы производства,
материального богатства общества. Вместе с тем определенной особенностью
его воззрений в этой связи явилась впервые принятая попытка увязать
проблемы экономического роста народонаселения, ибо до него в экономической
науке считалось как бы «бесспорным», что в условиях либеральной экономики,
чем больше численность населения и темпы его роста, тем якобы благотворнее
это скажется на развитии национального хозяйства, и наоборот. Своеобразие методологических принципов Т.Мальтуса очевидно из того,
что он, безоговорочно принимая концепцию экономического либерализма, смог в
то же время с научных позиций обосновать свое предвидение взаимосвязи
темпов роста экономики и народонаселения. Ведь его теория народонаселения
стала, как об этом признавали они сами, неотъемлимой частью
методологической базы и Ч.Дарвина, и Д.Рикардо, и многих других ученых с
мировым именем. Причем с точки зрения новизны методологии ценность
мальтусовской теории народонаселения состоит в том, что она позволяет
изучить важные аналитические выводы для выработки соответствующей
национальной экономической политики по преодолению причин бедности,
обусловленных простым соотношением темпа прироста жизненных благ,
определяемых так называемым прожиточным минимумом. Теория народонаселения, изложенная Т.Мальтусом в книге «Опыт о законе
народонаселения», из краткого памфлета в первом издании во всех остальных
представляла емкое исследование. Как полагает А.Маршалл, в ее первых
изданиях ход рассуждений Т.Мальтуса был направлен на доказательство того,
что «все народы, об истории которых имеются достоверные данные, были столь
плодовиты, что увеличение их
численности оказалось бы стремительным и непрерывным, если бы оно не
задерживалось либо нехваткой средств существования, либо…болезнями,
войнами, убийствами новорожденных или, наконец, добровольным воздержанием».
Но уже во втором и последующих изданиях, уточняет он, «Мальтус строит свое
исследование на таком большом количестве и на столь тщательном подборе
фактов, что он может претендовать на место в ряду основателей историко-
экономической науки.
В самом деле, центральная идея мальтусовской теории о влиянии численности и
темпов прироста населения на благосостояние общества в принципе верна и
актуальна. Т.Мальтус определяет закон народонаселения как проявление во всех
живых существах постоянного стремления «размножаться быстрее, чем это
допускается находящимся в их распоряжении количеством пищи». И именно
исследованию последствий этого «великого и тесно связанного с человеческой
природой закона, действовавшего неизменно со времени происхождения
обществ», Мальтус посвящает свой труд «Опыт о законе народонаселения». По существу, сама теория состоит из трех положений: 1) биологическая
способность человека к продолжению рода превосходит его физическую
способность увеличить свои продовольственные ресурсы; 2) те или иные
ограничения роста населения - принудительные или предупредительные -
действуют всегда; 3) конечный предел воспроизводственной способности
населения определяется ограничением по продовольственным ресурсам. Первое
из этих положений - ключевая первичная аксиома; второе и третье -
фактически выводятся из первого. Недостаток средств существования есть
конечный ограничитель не в том смысле, что он действует после всех
остальных, но в том, что остальные ограничители рассматриваются как
проявление нехватки продовольствия. Это относится и к предупредительным
факторам, так как Мальтус не сумел объяснить добровольное ограничение
численности населения никакими иными мотивами, кроме страха перед голодом. Отождествляя "средства существования" с пищевыми продуктами, он хотел
показать согласно логике того времени, что быстро увеличивать производство
продовольствия просто не представляется возможным, так как ресурсы земли
ограниченны, а агрономические усовершенствования в сельском хозяйстве идут
слишком медленно. Для подтверждения своей правоты у него была магическая
формула: закон убывающего плодородия почвы. Но Мальтус не только утверждал,
что приращение земельного фонда обходится все дороже, он еще полагал, что
накопление капитала и изменения технологиях никогда не смогут
компенсировать ограниченность природных ресурсов. Однако для технического
прогресса не существует закона убывающей эффективности. В первом издании
своего "Опыта" Мальтус не упоминал тенденцию убывающего плодородия почвы, а
в шести последующих изданиях и даже в своей последней публикации на эту
тему — "Общем взгляде на проблему народонаселения" — он показал, явно
предпочитает обращаться напрямую к интуиции читателей вопреки строгой
формулировке своего закона. По существу, Мальтус противопоставил гипотетическую способность
населения к росту в определенном темпе фактической невозможности
увеличивать продовольственные ресурсы тем же темпом. 9.Дайте характеристику экономических взглядов С.Сисмонди - родоначальника экономического романтизма; Н.Ж.Прудона - идеолога мелкобуржуазной политической экономии.
Жан Шарль Леонард Сисмонди .
В центре экономического учения Сисмонд ставил распределение, от
которого якобы зависятпотребление и производство. Он правильно фиксировал
внимание на противоречии между потребительной стоимостью и стоимостью, но
не понимал его основы. В отклонении цены от стоимости он видел нарушение
закона стоимости и ратовал за пропорциональное распределение труда на
основе частной собственности. Прибыль и ренту он рассматривал, как вычеты
из продукта труда рабочего , заостряя внимание на «ограблении труда
рабочего». Сисмонди заявлял, что заработная плата должна быть равна всей
стоимости продукта труда рабочего, капиталист должен иметь право на прибыль
благодаря «первоначальному труду». Он считал, что для накопления капитала необходимо наличие в качестве
покупателей «третьих лиц», мелких производителей , которые вследствие их
разорения внутри страны могут появиться лишь за счет внешней торговли, но
только до тех пор, пока цивилизованный мир не образует единого рынка. На
основании этого Сисмонди утверждал, что капитализм нежелателен и
невозможен. В своей «теории кризисов» Сисмонди отмечал, что кризисы должны
были бы носить хронический характер и иметь место в докапиталистических
классово-антагонистических формациях. Он не понимал, что противоречия
капитализма толкают буржуазное общество вперед, с развитием которого
происходит созревание предпосылок пролетарской революции. Практически пожелания Сисмонди сводились к тому, чтобы государство
взяло под свою защиту мелких производителей , восстановило средневековые
цехи , ограничило технический прогресс узкими рамками мелкого производства.
В этом проявились черты экономического романтизма. ПРУДОН (Proudhon) Пьер Жозеф (15.1.1809— 19.1.1865), французский
мелкобуржуазный социалист, теоретик анархизма. Родился в бедной
крестьянской семье. Не имея возможности получить систематического
образования, занялся самостоятельно изучением истории, политической
экономии и философии. Прудон приобрёл известность, сочинив "Что такое собственность?" в 1840
году, где доказывал, что "собственность — это кража". В 1844—45 Прудон
познакомился в Париже с немецкими эмигрантами-младогегельянцами, а также с
К. Марксом. В беседах и спорах с Прудоном Маркс пытался разъяснить ему
принципы материалистической диалектики и научного коммунизма, однако Прудон
остался на позициях утопического мелкобуржуазного реформаторства. В 1845—46
Прудон изложил свои идеи о мирном переустройстве общества посредством
реформы кредита и обращения в сочинении "Система экономических
противоречий, или Философия нищеты", в котором он выступил также против
коммунизма и рабочего движения. Для Прудона характерны идеализм и эклектизм. Опираясь на концепцию
Платона о первичности мира идей, Прудон пытался построить свое учение, в
основе которого лежит мистическая идея абсолютного разума, управляющего
миром и осуществляющего "вечные законы справедливости". Эта идеалистическая
основа воззрений Прудона впитала в себя разнообразные влияния буржуазной
политэкономии, утопического социализма и философии. По существу, разделяя
"догму Смита", определявшего стоимость доходами, Прудон давал её
мелкобуржуазного трактовку. Считал, что стоимость равна заработной плате, к
которой относил и прибыль. Разделял ошибочный тезис С. Сисмонди о
невозможности реализации прибавочной стоимости (последнюю он сводил к
проценту) без "третьих лиц". ПРУДОНИЗМ, доктрина мелкобуржуазного социализма, основу которой
составляют экономические, философские и социологические взгляды П. Ж.
Прудона. Прудон и его последователи считали крупную капиталистическую
собственность "кражей", но отвергали коммунизм и отстаивали "владение" -
мелкую собственность, не связанную с эксплуатацией чужого труда.
Рассматривая антагонизм труда и капитала сквозь призму жизненных условий и
интересов мелких товаропроизводителей и не понимая действительных
источников классовой эксплуатации, они объясняли ее существующим в
буржуазном обществе неэквивалентным обменом. В результате, по их мнению,
крупные денежные капиталисты, финансисты и банкиры, монопольные владельцы
средств обращения, грабят все трудящиеся классы, в т. ч. "трудящуюся
буржуазию", взимая со всех дань, - ссудный процент и вычеты из заработной
платы производителей. Отсюда делался вывод о возможности уничтожения
классовой эксплуатации посредством экономической реформы в сфере обращения,
организации безденежного обмена товаров и беспроцентного кредита при
сохранении частной собственности на средства производства и наёмного труда.
Прудонисты доказывали, что такая реформа приведёт к преобразованию
капиталистического общества в строй равенства, т. к. превратит всех людей в
работников, обменивающихся равными количествами труда, и откроет каждому
возможность стать самостоятельным производителем. Прудонисты делали вывод о
том, что противоречия и антагонизмы буржуазного общества могут быть
разрешены только посредством их уравновешивания. Они отказались от всякого
ограничения частной собственности, в вопросе о социальном преобразовании
переносили центр тяжести на осуществление идеи справедливости и моральное
совершенствование личности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|