Меню
Поиск



рефераты скачать Арендные отношения

p> Для ограждения лизингового рынка от случайных и ненадежных участников предусмотрено лицензирование деятельности лизинговых компаний. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1994 г. №1418 "О лицензировании отдельных видов деятельности"
Министерство экономики РФ разработало Положение о лицензировании деятельности лизинговых компаний, которое утверждено Постановлением
Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1996 г. №167. Этим
Положением предусмотрена выдача Министерством экономики Российской
Федерации лицензий лизинговым компаниям и другим организациям на срок до 5 лет.

Известно, что западные лизинговые компании высказывали негативное мнение о необходимости лицензирования компаний-нерезидентов. Поэтому в настоящее время предусмотрена уведомительная практика, которая заключается в следующем: лизингополучатель обязан в месячный срок уведомить комиссию, что он заключил лизинговый договор с компанией-нерезидентом.

Такой шаг связан с желанием создать благоприятные условия для привлечения западных инвестиций. Ну а если у лизинговой компании- нерезидента бизнес в России будет развиваться успешно и она решит открыть у нас филиал или дочернюю компанию, то тогда уже ей придется пройти лицензирование.

В перспективе, в процессе развития лизинговой деятельности и роста числа лизинговых компаний, Минэкономики России предполагает делегировать право лицензирования подобной деятельности исполнительным органам власти субъектов Российской Федерации. Однако при этом следует иметь в виду, что компании, получившие региональные лицензии, смогут вести лизинговую деятельность только в этом регионе.

Стоит также отметить, что ни банкам, ни компаниям, занимающимся оперативным лизингом, получать лицензию не надо.

Лизинг в период становления и развития нуждается в государственной поддержке, необходимость которой обусловлена экономической ситуацией в стране - инфляцией, высокими ставками рефинансирования, низкой платежеспособностью потенциальных лизингополучателей.
"Федеральной программой развития лизинга в Российской Федерации на 1996-
2000 гг." предусматривается инвестирование за счет государственного бюджета около 8 трлн. руб., а также привлечение капитальных вложений за счет негосударственных источников инвестирования до 30 трлн. руб. При этом как правило, государственная поддержка (в размере 20-50% от стоимости проекта) будет осуществляться на конкурсной основе среди коммерческих инновационно- инвестиционных проектов с использованием лизинга.

С учетом существующей в настоящее время в Российской Федерации нормативно-правовой базы лизинга и ее дальнейшего развития предусматривается увеличение доли лизинга к 2000 г. в общем объеме инвестиций до 20% со следующей разбивкой по годам:

1996 г. - 1%, 1997 г. - 5%, 1998 г. - 12%, 1999 г. - 19%, 2000 г. -
20%.

В сравнении с опытом развитых стран это половина достигнутого ими в настоящее время. Лизинг в большинстве стран в общем объеме инвестиций составляет более 30 - 40%. В обозримом будущем лизинг внесет необходимый вклад в Российскую экономику.

На московской международной конференции по развитию лизинга в РФ одной из главных проблем нормального существования этого рынка было признано отсутствие надежной нормативной базы.

Подготовка проекта закона ведется уже два года, однако он пока не принят. Впрочем, за это время были созданы предпосылки для формирования правовой базы лизинговых операций. Год назад предпринималась попытка правительственным постановлением создать необходимое правовое поле. Но многие правильные порученческие пункты того постановления опять же не выполнены.

Так, не были внесены изменения и дополнения в действующее налоговое законодательство в части освобождения хозяйствующих субъектов- лизингодателей от уплаты налога на прибыль, полученную ими от реализации договоров финансового лизинга со сроком действия не менее трех лет, банков и других кредитных учреждений от уплаты налога на прибыль, получаемую ими от предоставления кредитов на срок три года и более для реализации операций финансового лизинга, освобождения лизингодателей от уплаты налога на добавленную стоимость при приобретении имущества, являющегося объектом лизинга. Не было также введено частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввозимых товаров, являющихся объектом международного финансового лизинга.

Не прибавил ясности Гражданский кодекс (часть вторая), в котором финансовой аренде (лизингу) уделено всего шесть статей. Они касаются гражданско-правового регулирования. По мнению руководителей ряда лизинговых компаний, Гражданский кодекс нечетко регламентирует взаимоотношения субъектов финансового лизинга. Вот почему необходим закон, который бы определял экономико-правовые и организационные рамки в области налоговой политики, таможенных режимов, учета и отчетности, амортизационных отчислений, вопросов лицензирования и обязательного страхования лизинговых операций. Закон о лизинге должен иметь максимальное количество норм прямого действия.

В частности, на конференции предлагалось дать возможность лизингодателям и лизингополучателям решать самостоятельно, в рамках договора о лизинге, вопрос о постановке лизингового имущества на баланс одного из них. Дело в том, что вышедший в сентябре прошлого года приказ
Минфина имел благие намерения упорядочить, в соответствии с мировой практикой, бухгалтерский учет лизинговых операций. Однако этот локальный нормативный акт внес большую сумятицу в деятельность лизинговых компаний, т.к. усугубил проблемы переоценки стоимости имущества и порядка начисления амортизации.

Рекомендовано разработать комплекс мер по налоговому стимулированию инвесторов и лизингодателей, осуществляющих операции финансового лизинга с техникой российского производства. Эту протекционистскую меру нужно ввести в дополнение к ранее предусмотренным, но не реализованным правительством льготам участникам лизинговых операций.

Серьезным стимулом может стать введение права самостоятельно определять сторонами в лизинговом договоре сроки амортизации оборудования и накопления амортизационных отчислений. При этом следует предоставить возможность применения механизма ускоренной до трех раз амортизации при реализации договоров финансового лизинга ко всем видам движимого имущества, относимым к активной части основных фондов. Такой законодательный принцип реализуется в Белоруссии, на Украине да и у нас в России в финансово- промышленных группах.

Масштабы развития лизинга в мире впечатляют. Так, по информации президента Европейской ассоциации лизинговых компаний Марка Баерта, в прошлом году объем лизинговых контрактов в США составил около $130 млрд. в
Европе - $123.5 млрд. в Японии - $39 млрд.

Естественно, что Россия не может и не должна оставаться в стороне от высокоэффективного инвестиционного лизингового бизнеса. Необходимо снять преграды для развития международного финансового лизинга через механизм таможенного налогообложения. В фокусе внимания таможенников должен находиться не субъект лизинга лицензированный российский лизингодатель, как предлагает ГТК, а объект лизинга оборудование, которое может быть поставлено в Россию для модернизации и технического перевооружения отечественных предприятий. И если при этом западная лизинговая компания будет находиться не в равном положении с российской компанией, то сделки попросту не состоятся.

Одной из форм решения этой проблемы может стать специальное регулирование механизма сублизинга, т.е. когда западная и отечественная компании работают совместно над проектами и при этом российский участник получает генеральную лицензию ЦБ, такую же, как при лицензировании других банковских операций.

Неплохим подспорьем для регулирования таможенного налогообложения мог бы стать старый нормативный акт, принятый постановлением правительства в декабре 1990 г. "О развитии лизинговых операций и деятельности совместной советско-французско-германской компании "Евролизинг". В нем предусматривалось "установить, что в процессе осуществления лизинговых операций с компанией налог на экспорт и импорт и таможенные пошлины со стоимости машин и оборудования, ввозимых в CCCP согласно заключенным лизинговым контрактам, взимаются в установленном размере в момент перехода права собственности к советским юридическим лицам с остаточной стоимостью оборудования, исчисленной на момент перехода права собственности".

Серьезным гарантом лизинговых операций может стать Фонд содействия развитию лизинга. Организовав его с участием государства, лизинговых, страховых компаний, банков, фонд следует нацелить не на вспомоществование отдельных лизингодателей, т.е. на финансирование отдельных лизинговых проектов, а на страхование лизингуемого имущества и возврата лизинговых платежей. Фонд сможет расширить возможности покрытия страховых рисков и увеличить период предоставления средств. Федеральные власти будут выступать в качестве гаранта по возмещению доли ущерба, что повысит защищенность проекта. При этом следует определить, какую федеральную и региональную собственность для этого можно использовать.

Страхование рисков строится на основе статистики наступления страховых случаев, т.е. правила страхования основаны на исследованиях невыполнения обязательств и на опыте анализа финансовых экспертов.

Правительство стремится сейчас привлечь 15 млрд. инвестиций в техническое перевооружение предприятия. Около $3-4 млрд. пойдет через лизинг. Эта пропорция апробирована в мировой практике (доля лизинга в инвестициях в Великобритании составляет 30%, в других европейских странах -
15 -17%). Необходимо аргументировано проиллюстрировать мировому финансовому сообществу высокую надежность российских партнеров.

К сожалению, статистика нарушения финансовых обязательств по кредитным или лизинговым операциям внутри России или при международных сделках малоизвестна. Целесообразно, чтобы правительство (Минфин, Госбанк,
Минэкономики, МВЭС) опубликовало информацию о выполнении обязательств по возврату предприятиями кредитов под закупку оборудования и возврату лизинговых платежей, где гарантом перед иностранными инвесторами за последние годы выступали федеральное и региональные правительства.

По информации Московской лизинговой компании, за два года у них не было вообще потерь, связанных с возвратом лизинговых платежей лизингополучателями, и только в 5% случаев имели место задержки по оплате.
Такие показатели свидетельствуют о высоком уровне предварительной юридической проработки лизинговых проектов и умении оперативно оказать помощь лизингополучателям в ходе реализации самих проектов. Такой результативностью вряд ли сможет похвалиться большинство европейских лизинговых компаний.

На конференции был детально обсужден проект федеральной программы развития лизинга в РФ на 1996 - 2000 гг. В нем сконцентрированы направления господдержки лизинговому бизнесу. Важно, чтобы правительство быстрее рассмотрело и утвердило этот документ. "Главное, - как было сказано в приветствии конференции президента России, - не упустить время. Поддержка лизинга - это наш долговременный курс".

Вот некоторые факты, свидетельствующие о положительных тенденциях.
Управляющий Международным промышленным банком Сергей Веремеенко отметил, что его банк намерен участвовать в проведении лизинговых операций по поставкам высокотехнологичных машин и оборудования из Тайваня. Это, по его словам, позволит российским предприятиям выпускать конкурентоспособную продукцию при отсутствии собственных источников для реконструкции производства, при этом нет необходимости сразу оплачивать стоимость импортного оборудования.

Вице-президент Мосбизнесбанка Алексей Иващенко сообщил, что банк намерен в текущем году в три раза увеличить объем кредитования лизинговых операций. Средства будут предоставлены дочерним лизинговым компаниям, поставляющим на российский рынок технику для офисных помещений. По его мнению, кредитование лизинговых операций сводит к нулю риск невозврата вложений, поскольку клиент получает товарный кредит. В свою очередь заместитель начальника управления инвестиционных проектов банка "Российский кредит" Алексей Струнилин отметил, что "банк уже заключил соглашения с итальянским автомобильным концерном "ИВЕКО" (IVECO), немецким концерном
"Мерседес-Бенц" (Mercedes-Benz), австрийской фирмой "Шаллер" (Schaller) и турецкой фирмой "Хурмак" (Hurmak) для проведения лизинговых операций. Сумма подобных соглашений уже превысила $100 млн.".

Вместе с тем банкиры отмечают, что развитию данного сегмента рынка все же мешают объективные факторы, в том числе реально существующее двойное налогообложение, а также целый ряд неурегулированных моментов с точки зрения бухгалтерского учета.

Московское правительство, понимая выгоду лизинга для города, уже открыло счет в швейцарском банке "ЮНЕК-СИМ" (UNEXIM). "Окно в Европу" позволит привлекать средства на мировых финансовых рынках для кредитования столичных инвестиционных программ. Счет будет своего рода гарантом выполнения условий лизинговых и других проектов, сообщила представитель департамента внешних связей мэрии Светлана Лохтина.

Столичные власти оказались не единственными, кто активно поддерживает лизинговые операции. Руководители Татарии и Башкирии, а также администрация
Пермской области в начале июня подписали соглашение о поддержке предприятий авиационно-технического комплекса. По словам губернатора Пермской области
Геннадия Игумнова, уже подписан документ, который предусматривает разработку комплексной программы поддержки региональных авиакомпаний и производителей авиационной техники, таких, как АО "Пермские моторы", АО
"Авиадвигатель", Казанское авиационное производственное объединение им.
Горбунова, посредством внедрения лизинга. Этим предприятиям планируется предоставить специальные льготы, в том числе налоговые, а также рассмотреть возможность реструктуризации их бюджетных долгов.

Заключение

Основным условием выхода России из кризиса является активизация инвестиционных процессов, переход к устойчивому росту инвестиций при повышении эффективности их использования. В первую очередь для развития инвестиционной сферы надо создать благоприятную среду, прежде всего, для инвестиций частного сектора экономики.

В настоящее время разработан комплекс нормативных документов, регулирующих инвестиционную деятельность в условиях рынка. Наряду с правовым регулированием формирования за счёт прибыли и амортизационных отчислений, разрабатываются и внедряются новые подходы к стимулированию инвестиционной деятельности, в частности, лизинг и конкурсное размещение государственных средств в инвестиционные проекты.

Но существенные изменения в инвестиционной сфере возможны только на основе комплексного подхода, а не форсированного развития какого-либо одного из факторов активизации инвестиционной деятельности.

Однако успешному развитию лизинга в России препятствует ряд обстоятельств:

•не хватает стартового капитала для организации лизинговых компаний, поскольку они должны приобрести оборудование (имущество) у производителя за полную стоимость и передать его лизингополучателю;

•двойное обложение налогом на добавленную стоимость, который взимается за приобретенное лизингодателем оборудование (имущество). При этом его величина, равно как и выплаты процентов за взятый лизингодателем для покупки оборудования (имущества) кредит, переносится на лизинговые платежи. Согласно существующему порядку налог на добавленную стоимость дополнительно начисляется на лизинговые платежи, т.е. на один и тот же продукт он начисляется дважды (в проекте федерального закона о лизинге предусмотрено единожды);

•отсутствие инфраструктуры лизингового рынка, развитой сети лизинговых компаний, консалтинговых фирм, которые обслуживали бы всех участников лизингового рынка;

•недостаточное понимание сущности лизинга, его достоинств как у потенциальных лизингодателей, так и предпринимателей потенциальных лизингополучателей;

•отсутствие системы информационного обеспечения лизинга, которая обеспечивала бы наличие постоянно восполняемой и доступной информации о предложениях лизинговых услуг;

•отсутствие опытных кадров для лизинговых компаний.

Список использованной литературы

1. Аренда и акционерные отношения в промышленности. Материалы семинара. М.: МДНТП, 1990 г.

2. Лизинг в России: правовые основы (комментарии, официальные документы). Экономико-правовой бюллетень, вып.9/1996г. М.: АКДИ “Экономика и жизнь”, 1996 г

3. "Интерфакс-АиФ" №34-35, 19 августа-1 сентября 1996 г.

4. "ИТО" №2, 1996 г.

5. "Коммерсантъ" №26, 16 июля 1996 г.

6. "Коммерсантъ" №25, 9 июля 1996 г.

7. "Финансовые известия" №98, 17 октября 1996 г.

8. "Финансовые известия" №70, 11 июля 1996г.

9. "Экономика и жизнь" №20, май 1996 г.

10. "Экономика и жизнь" №12, 22 марта 1996 г.


Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.