p> Спектр имущества, передаваемого в лизинг российскими компаниями,
достаточно широк. Это легковые и грузовые автомобили, промышленное,
технологическое и строительное оборудование, вычислительная техника,
офисное оборудование, речные и морские суда, самолеты, подвижной
железнодорожный состав. В отличие от других стран в России пока нет данных
о том, какой вид имущества пользуется наибольшей популярностью при лизинге.
В Европе, например, это лизинг легковых автомобилей, на долю которого
приходится почти 40% объема всех лизинговых сделок, а с учетом грузовых
машин этот показатель превышает 50%. Наши компании пока определяют свою нишу в этом бизнесе. С каждой
лизинговой сделкой пополняется банк данных по видам оборудования и машин,
улучшаются связи с производителями. Все это позволяет лизинговым компаниям
закупать имущество для сдачи его в лизинг по более низким ценам, чем сделал
бы это сам пользователь, лучше ориентироваться в ценовой и маркетинговой
политике, проводимой производителями и поставщиками оборудования. Бурное развитие лизинга началось на Западе в 80-х годах прошлого века.
Тогда американская компания "Белл" стала сдавать в аренду свои телефонные
аппараты, что дало стимул быстрому развитию услуг связи. Спустя полвека
Генри Форд использовал аренду для расширения сбыта автомобилей. В 50-x годах в Соединенных Штатах, а через некоторое время и в
Западной Европе в лизинг стали активно передаваться средства производства,
и это произвело самую настоящую революцию в арендных отношениях. В настоящее время 25 - 30% инвестиций в развитых странах приходятся на
лизинговые операции. И около 80% новых видов продукции производятся как раз
на оборудовании, взятом в аренду. Больше всего "лизинговых инвестиций"
среди западноевропейских стран осуществляют Ирландия (46% от общего объема)
и Англия (35.8%), а среди стран Восточной Европы - Чехия. В каждой стране превалирует та или иная форма лизинговых компаний. В
США, например, это независимые и дочерние компании производителей.
Возможно, это связано с тем, что в США до 1963 г. банковскому капиталу было
запрещено участвовать в лизинговом бизнесе в качестве учредителей. В
настоящее время на первые роли в мировом лизинговом бизнесе выходят
компании, созданные производителями машин и оборудования. Не случайно в
первой десятке ведущих мировых лизинговых фирм находятся дочерние компании
таких известных производителей, как "Дженерал моторс", "Дженерал электрик",
"Ай-Ти энд Ти", "Ай-Би-Эм". А общей тенденцией в развитии всех лизинговых
компаний является то, что их функции существенно расширяются, и они от
простого финансирования сделки переходят к комплексному обслуживанию своих
клиентов, предлагая им широкий спектр специальных дополнительных услуг. При этом более двух третей этих капиталовложений приходится на
создание лизинговых активов промышленными отраслями, занятыми в
производстве индустриального оборудования, автомобилей неиндивидуального
пользования, а также компьютеров и офисной техники. Таким образом, эти
отрасли получают дополнительный стимул к развитию. В Европе чаще всего пользуются услугами лизинговых компаний частный
сектор (42.4%), промышленность и строительство (38.1%). В аренду чаще всего
берут магазины розничной торговли (27.1%), промышленные здания (25.6%) и
офисы (19.1%). А из оборудования предпочтение получают легковые автомобили
(38.8%), промышленное оборудование (24.3%), а также компьютеры и оргтехника
(13.9%). Популярность лизинга на Западе вполне объяснима. Его преимущество по
сравнению с другими способами инвестирования заключается в том, что
бизнесмен-лизингополучатель может начать дело, располагая лишь частью
(примерно 1/3) средств, необходимых для приобретения помещений и
оборудования. А инвестор-лизингодатель предоставляет не денежные средства,
контроль за обоснованным расходованием которых не всегда возможен, но
непосредственно средства производства. То же происходит и в случае, когда
лизингополучатель занимается обновлением и расширением своего
производственного аппарата. ВИДЫ ЛИЗИНГА В настоящее время используются три основных вида лизинга - финансовый,
оперативный и обратный. При финансовом лизинге лизингодатель изготавливает или приобретает в
собственность указанное лизингополучателем оборудование и передает ему его
за плату во владение и пользование. При этом срок, на который имущество
передается в лизинг, часто совпадает со сроком его полной амортизации.
Имущество может перейти в собственность лизингополучателя как по истечении
срока лизинга, так и ранее после внесения им всей установленной выкупной
суммы. При ОПЕРАТИВНОМ ЛИЗИНГЕ срок пользования имуществом значительно короче
срока его амортизации, что позволяет арендодателю многократно передавать
имущество в лизинг. При этом и арендаторы часто имеют право досрочно
возвратить взятое в лизинг имущество и тем самым получают возможность
постоянно использовать в производстве самое современное оборудование. Это
объясняет тот факт, что в зарубежной практике число договоров аренды в
десятки раз превышает число договоров финансового лизинга. При ОБРАТНОМ ЛИЗИНГЕ собственником имущества изначально является
будущий лизингополучатель. Именно он продает его лизингодателю, а затем
заключает с ним договор аренды на это имущество. Такая схема лизинга может
оказаться чрезвычайно распространенной именно в российских условиях,
поскольку позволяет предприятиям получить оборотные средства. Лизинговый “бум” на пороге?! (перспективы и проблемы развития) Нынешнего количества лизинговых компаний, которые работают на
российском рынке, явно недостаточно. Их как минимум должно быть на порядок
больше. С 20 июля 1996 года Министерство экономики приступило к выдаче
российским компаниям лицензий на предоставление лизинговых услуг. Стоит
отметить, что министерство проводит целенаправленную политику, дабы
"привить" эту форму бизнеса в России - практически все нормативные и
законодательные документы по этому вопросу принимались по инициативе
Минэкономики. Реализация всех положений доктрины министерства в этой области
способна привести к настоящему "лизинговому буму". Предполагается, в
частности, что к 2000 году значительно возрастет число как компаний,
предоставляющих эту услугу (лизингодателей), так и компаний-пользователей
(лизингополучателей). Определение новой для России формы бизнеса, взятое из подготовленного
Минэкономики Федерального закона о лизинге, звучит следующим образом:
"Лизинг - это вид обязательств в предпринимательской деятельности,
направленной на инвестирование временно свободных или привлеченных
финансовых средств в имущество, передаваемое по договору физическим или
юридическим лицом во временное пользование на определенный срок за
определенную плату". Российские компании, правда, еще далеки от того, чтобы использовать
все разнообразие лизинговых операций в полной мере. В 1996 году объем
инвестиций, которые будут направлены на лизинг, оценивается в 1% от
общероссийского. По мнению заместителя начальника инвестиционного
управления Минэкономики Вячеслава Соколова, приближение к мировым
стандартам произойдет не раньше чем в начале следующего тысячелетия (в 2000
году объем "лизинговых" капиталовложений в России составит 20% от общего). Переоценить значение подобного факта вряд ли возможно. Если в России структура распределения лизинговых средств последует
западному образцу - а по мнению экспертов Министерства экономики, так и
произойдет, то большая их часть будет направлена в объекты
производственного назначения. При этом доля инвестиций в топливно-энергетический комплекс в период
до 2000 года будет снижаться, а в машиностроение, лесную и химические
отрасли возрастать. Эти отрасли, по-видимому, и будут основными субъектами
лизинга при условии его стремительного развития. Машиностроение при этом
станет основным производителем оборудования, закупаемого лизингодателями, а
лесной и химический комплексы выступят как главные лизингополучатели. Минэкономики наряду с другими заинтересованными ведомствами проводит
работу по правовому и нормативному обеспечению условий для грядущего
"лизингового бума" - за последние 2 года на эту тему было принято 4
законодательных и около десятка нормативных документов. В завершающей
стадии разработки находятся закон о лизинге и федеральная программа
развития лизинга на 1996 - 2000 годы. Одно из принципиальных решений для развития этого рынка в России уже
принято и используется - все платежи лизингополучателей по использованию
взятого оборудования включаются в себестоимость, а не выплачиваются, как
ранее, из прибыли (постановление правительства №1133 от 20 ноября 1995
года). Лизингополучатель находится также в привилегированном положении и в
части выплаты налогов - по существующему законодательству, он освобожден от
необходимости выплаты налога на имущество по объектам лизинга. Ситуация с лизингодателями сложнее. Ведь эти компании закупают
оборудование у производителей, так сказать, на свой страх и риск и за
полную стоимость. Учитывая, что приобретаемая лизингодателем техника
зачастую стоит довольно дорого (нефтехимическое оборудование, самолеты,
другие транспортные средства и т. д.), лизинговой компании ничего не
остается, как брать деньги в кредит. Оптимальный срок погашения кредита на
закупку техники лизинговой компанией составляет три года. При сохраняющейся в России банковской практике (краткосрочные кредиты
предпочтительнее средне- и долгосрочных) получение ссуды на такой срок
весьма проблематично. Найдется не так много банков, которые будут согласны
"заморозить" свои деньги на 3 года и даже дольше. Правда, Минэкономики уже
выступило с предложением, которое позволит поставить "лизинговые" кредиты в
более выгодные по отношению к остальным условиям. Предполагается, что банки-кредиторы будут освобождены от уплаты налога
на прибыль с процентов по этим ссудам. Однако Министерство финансов, по
словам г-на Соколова, это предложение пока не поддерживает, несмотря на то
что, если его одобрят, "объем лизинговых операций возрастет сразу во много
раз". Минэкономики утверждает, что лизингодателями в России могут быть
только частные фирмы, а "государственные лизинговые компании - это крайне
вредно", поскольку они будут оттягивать средства из федерального бюджета. А
вот "здоровым частникам" министерство намерено оказывать всяческую
поддержку и содействие. Предполагается, в частности, что ряду существующих
и вновь создаваемых лизинговых компаний будет присвоен статус "образцовых"
(или "модельных"). У самих компаний, которые получат такое дополнение к
названию, помимо всеобщего почета и уважения будет еще ряд важных
преимуществ, вплоть до привилегированного положения при рассмотрении их
заявок в инвестиционных конкурсах и возможности получения льготных
государственных кредитов. Со своей стороны, Минэкономики намерено отрабатывать на этих компаниях
методические и нормативные документы - предполагается, что "отличники"
будут работать в различных отраслях. А осуществление лизинговых операций в
машиностроении, авиации и, скажем, в сельском хозяйстве - совершенно разные
вещи. На начало 1996 года количество наиболее активных лизинговых компаний
составляло порядка 25. Из них министерство уже выделило ряд компаний,
которые считает старейшими и сильнейшими в области лизинга. Не исключено,
что они будут и первыми образцовыми лизинговыми компаниями. Как заявил Вячеслав Соколов, это компании "Балтлиз" (поначалу
специализировавшаяся на передаче в лизинг судов), "Лизингбизнес",
"Московская лизинговая компания" (лизинговые услуги в области малого
бизнеса) и "Росагроснаб" (аграрно-промышленный комплекс). Последней
компании, впрочем, предоставляет льготы при закупке оборудования для
лизинга уже другое министерство - Минсельхозпрод. Лизинг, как новое направление в предпринимательской деятельности
России, требует постоянного обслуживания принимаемых нормативно-правовых
актов и их систематической корректировки, с учетом постоянного мониторинга
за действительностью системы нормативно-законодательных документов,
выявления положений, препятствующих развитию лизинга и их своевременного
устранения. В России в настоящее время основными нормативными документами,
создающими правовые предпосылки развития лизинговой деятельности, являются: •Указ Президента Российской Федерации от 17 сентября 1994 г. №1929 "О
развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности"; •Постановление
Правительства РФ от 29 июня 1995 г. №633 "О развитии лизинга в
инвестиционной деятельности" и утвержденное им "Временное положение о
лизинге"; •Постановление Правительства РФ от 20 ноября 1995 г. №1133 "О
внесении дополнений в Положение о составе затрат по производству и
реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции
(работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов,
учитываемых при налогообложении прибыли; •Федеральный закон РФ от 26 января
1996 г. №l5-ФЗ " О введении в действие второй части Гражданского кодекса
РФ; •Распоряжение Правительства РФ от 12 марта 1996 г. №336-Р о проведении
Международной конференции по развитию лизинга в РФ; •Постановление
Правительства РФ от 26 февраля 1996 г. №167 "Об утверждении Положения о
лицензировании лизинговой деятельности в РФ". В стадии разработки находится Закон РФ "О лизинге" и проект
постановления Правительства РФ "О фонде содействию развития лизинга в РФ".
Формирование налогового режима, приемлемого для лизингодателей, определяют
в основном: •Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 1995 г. №746 "О
первоочередных мерах по совершенствованию налоговой системы Российской
Федерации"; •Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 г.
№633 "О развитии лизинга в инвестиционной деятельности"; •Приказ Минфина России от 25 сентября 1995 г. №105 "О отражении в
бухгалтерском учете и отчетности лизинговых операций. При этом в Постановлении №633 предусматривается выполнение некоторых
положений о налоговых льготах: •освобождение хозяйствующих субъектов - лизингодателей от уплаты
налога на прибыль, полученную ими от реализации договоров финансового
лизинга со сроком действия не менее 3 лет; •освобождение банков и других кредитных учреждений от уплаты налога на
прибыль, полученную ими от предоставления кредитов на срок 3 года и более
для реализации операций финансового лизинга; •освобождение хозяйствующих субъектов - лизингодателей от уплаты
налога на добавленную стоимость при выполнении лизинговых услуг с
сохранением действующего - уплаты налога на добавленную стоимость при
приобретении имущества, являющегося объектом финансового лизинга. Основными задачами Фонда содействия развитию лизинга в Российской
Федерации являются: •участие в разработке и реализации государственной политики и
государственных программ в области лизинга в России; •создание оптимальных условий для развития конкуренции в различных
сферах производства путем финансовой поддержки лизинговых проектов,
направленных на развитие предпринимательства, малого бизнеса и производства
конкурентоспособной продукции; •осуществление совместно с государственными, общественными и другими
организациями экспертизы и конкурсного отбора инновационно-инвестиционных
программ, проектов и мероприятий, связанных с лизинговой деятельностью,
направленных на решение проблем содействия развитию лизинга в России и
участие в их инвестировании; •международное сотрудничество в области лизинга; •участие в разработке законодательных и правовых актов по вопросам
развития лизинга в России; - участие в организации и инвестирование
проведения коммерческих выставок, ярмарок новой техники и технологий,
конференций, симпозиумов, лекций, семинаров по вопросам, связанным с
лизингом; •организация подготовки и повышения квалификации специалистов по
лизингу. При этом в процессе своей деятельности Фонд сможет предоставлять
инвестиционные гарантии субъектам лизинга, кредитовать лизинговые компании
и лизингополучателей, оказывать консультационные услуги по лизинговой
деятельности, в том числе по подбору необходимых технологий и средств
производства по юридическим, инвестиционным и другим вопросам лизинговых
сделок, а также представлять зарубежные фирмы при осуществлении ими деловых
контактов с лизинговыми компаниями и участвовать в работе федеральных
органов власти при обсуждении вопросов, от носящихся к развитию лизинга. Для обеспечения контроля за деятельностью Фонда предусматривается
коллегиальный орган Попечительский совет Фонда.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|