Меню
Поиск



рефераты скачать Арендные отношения

p> Спектр имущества, передаваемого в лизинг российскими компаниями, достаточно широк. Это легковые и грузовые автомобили, промышленное, технологическое и строительное оборудование, вычислительная техника, офисное оборудование, речные и морские суда, самолеты, подвижной железнодорожный состав. В отличие от других стран в России пока нет данных о том, какой вид имущества пользуется наибольшей популярностью при лизинге.
В Европе, например, это лизинг легковых автомобилей, на долю которого приходится почти 40% объема всех лизинговых сделок, а с учетом грузовых машин этот показатель превышает 50%.

Наши компании пока определяют свою нишу в этом бизнесе. С каждой лизинговой сделкой пополняется банк данных по видам оборудования и машин, улучшаются связи с производителями. Все это позволяет лизинговым компаниям закупать имущество для сдачи его в лизинг по более низким ценам, чем сделал бы это сам пользователь, лучше ориентироваться в ценовой и маркетинговой политике, проводимой производителями и поставщиками оборудования.

Бурное развитие лизинга началось на Западе в 80-х годах прошлого века.
Тогда американская компания "Белл" стала сдавать в аренду свои телефонные аппараты, что дало стимул быстрому развитию услуг связи. Спустя полвека
Генри Форд использовал аренду для расширения сбыта автомобилей.

В 50-x годах в Соединенных Штатах, а через некоторое время и в
Западной Европе в лизинг стали активно передаваться средства производства, и это произвело самую настоящую революцию в арендных отношениях.

В настоящее время 25 - 30% инвестиций в развитых странах приходятся на лизинговые операции. И около 80% новых видов продукции производятся как раз на оборудовании, взятом в аренду. Больше всего "лизинговых инвестиций" среди западноевропейских стран осуществляют Ирландия (46% от общего объема) и Англия (35.8%), а среди стран Восточной Европы - Чехия.

В каждой стране превалирует та или иная форма лизинговых компаний. В
США, например, это независимые и дочерние компании производителей.
Возможно, это связано с тем, что в США до 1963 г. банковскому капиталу было запрещено участвовать в лизинговом бизнесе в качестве учредителей. В настоящее время на первые роли в мировом лизинговом бизнесе выходят компании, созданные производителями машин и оборудования. Не случайно в первой десятке ведущих мировых лизинговых фирм находятся дочерние компании таких известных производителей, как "Дженерал моторс", "Дженерал электрик",
"Ай-Ти энд Ти", "Ай-Би-Эм". А общей тенденцией в развитии всех лизинговых компаний является то, что их функции существенно расширяются, и они от простого финансирования сделки переходят к комплексному обслуживанию своих клиентов, предлагая им широкий спектр специальных дополнительных услуг.

При этом более двух третей этих капиталовложений приходится на создание лизинговых активов промышленными отраслями, занятыми в производстве индустриального оборудования, автомобилей неиндивидуального пользования, а также компьютеров и офисной техники. Таким образом, эти отрасли получают дополнительный стимул к развитию.

В Европе чаще всего пользуются услугами лизинговых компаний частный сектор (42.4%), промышленность и строительство (38.1%). В аренду чаще всего берут магазины розничной торговли (27.1%), промышленные здания (25.6%) и офисы (19.1%). А из оборудования предпочтение получают легковые автомобили
(38.8%), промышленное оборудование (24.3%), а также компьютеры и оргтехника
(13.9%).

Популярность лизинга на Западе вполне объяснима. Его преимущество по сравнению с другими способами инвестирования заключается в том, что бизнесмен-лизингополучатель может начать дело, располагая лишь частью
(примерно 1/3) средств, необходимых для приобретения помещений и оборудования. А инвестор-лизингодатель предоставляет не денежные средства, контроль за обоснованным расходованием которых не всегда возможен, но непосредственно средства производства. То же происходит и в случае, когда лизингополучатель занимается обновлением и расширением своего производственного аппарата.

ВИДЫ ЛИЗИНГА

В настоящее время используются три основных вида лизинга - финансовый, оперативный и обратный.

При финансовом лизинге лизингодатель изготавливает или приобретает в собственность указанное лизингополучателем оборудование и передает ему его за плату во владение и пользование. При этом срок, на который имущество передается в лизинг, часто совпадает со сроком его полной амортизации.
Имущество может перейти в собственность лизингополучателя как по истечении срока лизинга, так и ранее после внесения им всей установленной выкупной суммы.

При ОПЕРАТИВНОМ ЛИЗИНГЕ срок пользования имуществом значительно короче срока его амортизации, что позволяет арендодателю многократно передавать имущество в лизинг. При этом и арендаторы часто имеют право досрочно возвратить взятое в лизинг имущество и тем самым получают возможность постоянно использовать в производстве самое современное оборудование. Это объясняет тот факт, что в зарубежной практике число договоров аренды в десятки раз превышает число договоров финансового лизинга.

При ОБРАТНОМ ЛИЗИНГЕ собственником имущества изначально является будущий лизингополучатель. Именно он продает его лизингодателю, а затем заключает с ним договор аренды на это имущество. Такая схема лизинга может оказаться чрезвычайно распространенной именно в российских условиях, поскольку позволяет предприятиям получить оборотные средства.

Лизинговый “бум” на пороге?!

(перспективы и проблемы развития)

Нынешнего количества лизинговых компаний, которые работают на российском рынке, явно недостаточно. Их как минимум должно быть на порядок больше.

С 20 июля 1996 года Министерство экономики приступило к выдаче российским компаниям лицензий на предоставление лизинговых услуг. Стоит отметить, что министерство проводит целенаправленную политику, дабы
"привить" эту форму бизнеса в России - практически все нормативные и законодательные документы по этому вопросу принимались по инициативе
Минэкономики.

Реализация всех положений доктрины министерства в этой области способна привести к настоящему "лизинговому буму". Предполагается, в частности, что к 2000 году значительно возрастет число как компаний, предоставляющих эту услугу (лизингодателей), так и компаний-пользователей
(лизингополучателей).

Определение новой для России формы бизнеса, взятое из подготовленного
Минэкономики Федерального закона о лизинге, звучит следующим образом:
"Лизинг - это вид обязательств в предпринимательской деятельности, направленной на инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств в имущество, передаваемое по договору физическим или юридическим лицом во временное пользование на определенный срок за определенную плату".

Российские компании, правда, еще далеки от того, чтобы использовать все разнообразие лизинговых операций в полной мере. В 1996 году объем инвестиций, которые будут направлены на лизинг, оценивается в 1% от общероссийского. По мнению заместителя начальника инвестиционного управления Минэкономики Вячеслава Соколова, приближение к мировым стандартам произойдет не раньше чем в начале следующего тысячелетия (в 2000 году объем "лизинговых" капиталовложений в России составит 20% от общего).

Переоценить значение подобного факта вряд ли возможно.

Если в России структура распределения лизинговых средств последует западному образцу - а по мнению экспертов Министерства экономики, так и произойдет, то большая их часть будет направлена в объекты производственного назначения.

При этом доля инвестиций в топливно-энергетический комплекс в период до 2000 года будет снижаться, а в машиностроение, лесную и химические отрасли возрастать. Эти отрасли, по-видимому, и будут основными субъектами лизинга при условии его стремительного развития. Машиностроение при этом станет основным производителем оборудования, закупаемого лизингодателями, а лесной и химический комплексы выступят как главные лизингополучатели.

Минэкономики наряду с другими заинтересованными ведомствами проводит работу по правовому и нормативному обеспечению условий для грядущего
"лизингового бума" - за последние 2 года на эту тему было принято 4 законодательных и около десятка нормативных документов. В завершающей стадии разработки находятся закон о лизинге и федеральная программа развития лизинга на 1996 - 2000 годы.

Одно из принципиальных решений для развития этого рынка в России уже принято и используется - все платежи лизингополучателей по использованию взятого оборудования включаются в себестоимость, а не выплачиваются, как ранее, из прибыли (постановление правительства №1133 от 20 ноября 1995 года). Лизингополучатель находится также в привилегированном положении и в части выплаты налогов - по существующему законодательству, он освобожден от необходимости выплаты налога на имущество по объектам лизинга.

Ситуация с лизингодателями сложнее. Ведь эти компании закупают оборудование у производителей, так сказать, на свой страх и риск и за полную стоимость. Учитывая, что приобретаемая лизингодателем техника зачастую стоит довольно дорого (нефтехимическое оборудование, самолеты, другие транспортные средства и т. д.), лизинговой компании ничего не остается, как брать деньги в кредит. Оптимальный срок погашения кредита на закупку техники лизинговой компанией составляет три года.

При сохраняющейся в России банковской практике (краткосрочные кредиты предпочтительнее средне- и долгосрочных) получение ссуды на такой срок весьма проблематично. Найдется не так много банков, которые будут согласны
"заморозить" свои деньги на 3 года и даже дольше. Правда, Минэкономики уже выступило с предложением, которое позволит поставить "лизинговые" кредиты в более выгодные по отношению к остальным условиям.

Предполагается, что банки-кредиторы будут освобождены от уплаты налога на прибыль с процентов по этим ссудам. Однако Министерство финансов, по словам г-на Соколова, это предложение пока не поддерживает, несмотря на то что, если его одобрят, "объем лизинговых операций возрастет сразу во много раз".

Минэкономики утверждает, что лизингодателями в России могут быть только частные фирмы, а "государственные лизинговые компании - это крайне вредно", поскольку они будут оттягивать средства из федерального бюджета. А вот "здоровым частникам" министерство намерено оказывать всяческую поддержку и содействие. Предполагается, в частности, что ряду существующих и вновь создаваемых лизинговых компаний будет присвоен статус "образцовых"
(или "модельных"). У самих компаний, которые получат такое дополнение к названию, помимо всеобщего почета и уважения будет еще ряд важных преимуществ, вплоть до привилегированного положения при рассмотрении их заявок в инвестиционных конкурсах и возможности получения льготных государственных кредитов.

Со своей стороны, Минэкономики намерено отрабатывать на этих компаниях методические и нормативные документы - предполагается, что "отличники" будут работать в различных отраслях. А осуществление лизинговых операций в машиностроении, авиации и, скажем, в сельском хозяйстве - совершенно разные вещи.

На начало 1996 года количество наиболее активных лизинговых компаний составляло порядка 25. Из них министерство уже выделило ряд компаний, которые считает старейшими и сильнейшими в области лизинга. Не исключено, что они будут и первыми образцовыми лизинговыми компаниями.

Как заявил Вячеслав Соколов, это компании "Балтлиз" (поначалу специализировавшаяся на передаче в лизинг судов), "Лизингбизнес",
"Московская лизинговая компания" (лизинговые услуги в области малого бизнеса) и "Росагроснаб" (аграрно-промышленный комплекс). Последней компании, впрочем, предоставляет льготы при закупке оборудования для лизинга уже другое министерство - Минсельхозпрод.

Лизинг, как новое направление в предпринимательской деятельности
России, требует постоянного обслуживания принимаемых нормативно-правовых актов и их систематической корректировки, с учетом постоянного мониторинга за действительностью системы нормативно-законодательных документов, выявления положений, препятствующих развитию лизинга и их своевременного устранения.

В России в настоящее время основными нормативными документами, создающими правовые предпосылки развития лизинговой деятельности, являются:

•Указ Президента Российской Федерации от 17 сентября 1994 г. №1929 "О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности"; •Постановление
Правительства РФ от 29 июня 1995 г. №633 "О развитии лизинга в инвестиционной деятельности" и утвержденное им "Временное положение о лизинге"; •Постановление Правительства РФ от 20 ноября 1995 г. №1133 "О внесении дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции
(работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли; •Федеральный закон РФ от 26 января
1996 г. №l5-ФЗ " О введении в действие второй части Гражданского кодекса
РФ; •Распоряжение Правительства РФ от 12 марта 1996 г. №336-Р о проведении
Международной конференции по развитию лизинга в РФ; •Постановление
Правительства РФ от 26 февраля 1996 г. №167 "Об утверждении Положения о лицензировании лизинговой деятельности в РФ".

В стадии разработки находится Закон РФ "О лизинге" и проект постановления Правительства РФ "О фонде содействию развития лизинга в РФ".
Формирование налогового режима, приемлемого для лизингодателей, определяют в основном:

•Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 1995 г. №746 "О первоочередных мерах по совершенствованию налоговой системы Российской
Федерации";

•Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 г.
№633 "О развитии лизинга в инвестиционной деятельности";

•Приказ Минфина России от 25 сентября 1995 г. №105 "О отражении в бухгалтерском учете и отчетности лизинговых операций.

При этом в Постановлении №633 предусматривается выполнение некоторых положений о налоговых льготах:

•освобождение хозяйствующих субъектов - лизингодателей от уплаты налога на прибыль, полученную ими от реализации договоров финансового лизинга со сроком действия не менее 3 лет;

•освобождение банков и других кредитных учреждений от уплаты налога на прибыль, полученную ими от предоставления кредитов на срок 3 года и более для реализации операций финансового лизинга;

•освобождение хозяйствующих субъектов - лизингодателей от уплаты налога на добавленную стоимость при выполнении лизинговых услуг с сохранением действующего - уплаты налога на добавленную стоимость при приобретении имущества, являющегося объектом финансового лизинга.

Основными задачами Фонда содействия развитию лизинга в Российской
Федерации являются:

•участие в разработке и реализации государственной политики и государственных программ в области лизинга в России;

•создание оптимальных условий для развития конкуренции в различных сферах производства путем финансовой поддержки лизинговых проектов, направленных на развитие предпринимательства, малого бизнеса и производства конкурентоспособной продукции;

•осуществление совместно с государственными, общественными и другими организациями экспертизы и конкурсного отбора инновационно-инвестиционных программ, проектов и мероприятий, связанных с лизинговой деятельностью, направленных на решение проблем содействия развитию лизинга в России и участие в их инвестировании;

•международное сотрудничество в области лизинга;

•участие в разработке законодательных и правовых актов по вопросам развития лизинга в России; - участие в организации и инвестирование проведения коммерческих выставок, ярмарок новой техники и технологий, конференций, симпозиумов, лекций, семинаров по вопросам, связанным с лизингом;

•организация подготовки и повышения квалификации специалистов по лизингу.

При этом в процессе своей деятельности Фонд сможет предоставлять инвестиционные гарантии субъектам лизинга, кредитовать лизинговые компании и лизингополучателей, оказывать консультационные услуги по лизинговой деятельности, в том числе по подбору необходимых технологий и средств производства по юридическим, инвестиционным и другим вопросам лизинговых сделок, а также представлять зарубежные фирмы при осуществлении ими деловых контактов с лизинговыми компаниями и участвовать в работе федеральных органов власти при обсуждении вопросов, от носящихся к развитию лизинга.

Для обеспечения контроля за деятельностью Фонда предусматривается коллегиальный орган Попечительский совет Фонда.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.