Положение о лицензировании устанавливает порядок лицензирования и
условия выдачи лицензий на осуществление оценочной деятельности и определяет,
что лицензирование оценочной деятельности осуществляет Министерство
имущественных отношений Российской Федерации (лицензирующий орган). Оценочная
деятельность в соответствии с выданной лицензией может осуществляться на всей
территории Российской Федерации.
Согласно Положению, лицензирующий орган вправе по согласованию с
органами государственной власти субъектов Российской Федерации делегировать
часть своих полномочий по лицензированию оценочной деятельности органам
исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Такие полномочия в
настоящее время переданы более половине субъектов Российской Федерации.
Лицензия выдается на осуществление следующих работ (услуг) в
области оценочной деятельности:
а) оценка стоимости права собственности, иных вещных прав,
обязательств (долгов) и работ (услуг) в отношении недвижимого имущества, за
исключением предприятий как имущественных комплексов, подлежащих
государственной регистрации воздушных и морских судов, судов внутреннего
плавания, космических объектов;
б) оценка стоимости права собственности, иных вещных прав,
обязательств (долгов) и работ (услуг) в отношении движимого имущества (за
исключением денег и ценных бумаг), а также подлежащих государственной
регистрации воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, космических
объектов;
в) оценка стоимости права собственности, иных вещных прав,
обязательств (долгов) и работ (услуг) в отношении результатов интеллектуальной
деятельности, в том числе исключительных прав на них (интеллектуальной
собственности), а также конфиденциальной информации, имеющей коммерческую
ценность;
г) оценка стоимости права собственности, иных прав, обязательств
(долгов) и работ (услуг) в отношении ценных бумаг, паев, долей (вкладов) в
уставных (складочных) капиталах, а также предприятий как имущественных
комплексов.
Согласно Положению лицензионными основными требованиями и
условиями осуществления оценочной деятельности являются:
а) соблюдение лицензиатом законодательства Российской Федерации и
законодательства субъектов Российской Федерации об оценочной деятельности;
б) предоставление по запросу лицензирующего органа информации,
необходимой для контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и
условий;
в) осуществление страхования гражданской ответственности оценщиков
путем заключения договора страхования по указанным в лицензии работам (услугам)
в области оценочной деятельности либо по каждому заключаемому договору об
оценке;
г) для лицензиата - юридического лица - наличие в штате работника,
имеющего документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных
знаний по указанным в лицензии (заявлении на выдачу лицензии) работам (услугам)
в области оценочной деятельности;
д) для лицензиата - индивидуального предпринимателя - наличие
документа об образовании, подтверждающего получение профессиональных знаний по
указанным в лицензии (заявлении на выдачу лицензии) работам (услугам) в области
оценочной деятельности.
Для получения лицензии ее соискатель представляет в лицензирующий
орган следующие документы:
а) заявление о выдаче лицензии с указанием:
для юридического лица - наименования, организационно-правовой
формы и места его нахождения, идентификационного номера налогоплательщика,
реквизитов расчетного счета в банке;
для индивидуального предпринимателя - фамилии, имени, отчества,
данных документа, удостоверяющего личность;
лицензируемой деятельности (с перечислением работ (услуг);
срока, в течение которого будет осуществляться лицензируемая
деятельность;
б) копии учредительных документов со всеми изменениями и
дополнениями к ним и копия свидетельства о государственной регистрации
соискателя лицензии в качестве юридического лица;
копия свидетельства о государственной регистрации соискателя
лицензии в качестве индивидуального предпринимателя;
в) копии документов об образовании работников (для юридических
лиц) или индивидуального предпринимателя, подтверждающих получение
профессиональных знаний по указанным в заявлении работам (услугам) в области
оценочной деятельности в соответствии с образовательными программами,
согласованными с лицензирующим органом;
г) справка о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом
органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика;
д) сведения о ранее полученных лицензиях на осуществление
оценочной деятельности;
е) документ, подтверждающий внесение соискателем лицензии платы за
рассмотрение заявления.
В России история
развития оценочной деятельности распадается на два периода: дореволюционный и
современный. Уже в 1992-93 гг. отдельные специалисты начали заявлять о себе как
о профессиональных оценщиках. В 1993 году была создана первая общероссийская
профессиональная организация оценщиков – Российское Общество Оценщиков.
Оценка
в современных условиях развивалась первоначально усилиями частных лиц, потом
добавились стандарты профессиональных организаций, появились специальные законы
и акты регулирующие.
В
новейший период четко определились два направления оценки:
· для государственных
нужд
· для нужд частных
собственников и других частных юридических и физических лиц.
Главные
моменты взаимодействия заказчика и оценщика были законодательно закреплены в
1998 году федеральным законом об оценочной деятельности. Наряду с федеральными
и местными законами в систему государственного регулирования оценочной
деятельности входят и соответствующие подзаконные акты.
Цели, задачи, направления и принципы государственного
регулирования системы оценочной деятельности в стране определяет Концепция
развития оценочной деятельности в Российской Федерации. Согласно этой
Концепции, вопросы создания и развития правового государства включают в себя
целый комплекс мер по обеспечению равных прав всем членам общества, включая и
имущественные права. Необходимыми гарантиями при этом является справедливая
оценка этих прав.
Исследуя мировой опыт развития оценки в современной России
возможно развивать национальную систему оценки. Нельзя слепо копировать опыт
других стран или создавать принципиально новых подходов, не учитывающих
общемировые тенденции в развитии оценочной деятельности.
Формирование оценки возможно только на основе создания общего
правового, методологического и информационного пространства на всей территории
Российской Федерации. Создание изолированных региональных или ведомственных
нормативных и инструктивных актов или иных документов, не связанных с общей
системой оценки в РФ, является недопустимым.
Оценка как профессиональный вид деятельности должна отвечать
текущим потребностям проводимых экономических реформ, а также учитывать как
региональные, так и отраслевые особенности.
Основной функцией государства в формировании оценки должно
явиться, в первую очередь, создание системы правового регулирования этого вида
деятельности.
Перспективная
цель - создание в Российской Федерации саморазвивающейся и адаптивной к внешним
условиям системы оценочной деятельности, обеспечивающей качественные услуги по
оценке стоимости. Реализация перспективной цели во многом зависит от хода
развития рыночных отношений в экономике России, вместе с этим основные
институты, обеспечивающие реализацию перспективной цели, предполагается
сформировать до 2005 года. Для реализации перспективной цели необходимо решить
следующие задачи:
- обеспечить эффективный
государственно-общественный контроль качества оценочных работ;
- создать условия для
становления и развития саморегулируемых организаций оценщиков;
- максимально
унифицировать понятийный аппарат и терминологию, применяемую в оценочной
деятельности, с понятийным аппаратом и терминологией бухгалтерского и
первичного учета, налогообложения, регистрации объектов оценки в
Российской Федерации, а также с понятийным аппаратом и терминологией
международных стандартов оценки;
- создать систему
подготовки и переподготовки кадров в области оценки;
- организовать комплексные
научные исследования в области оценочной деятельности;
- устранить на
законодательном уровне пробелы, связанные с оборотом результатов
интеллектуальной деятельности, земельных ресурсов;
- создать систему информационного
обеспечения оценочной деятельности.
В
основу государственного регулирования оценочной деятельности положены следующие
принципы:
- оценочная деятельность
является самостоятельным видом предпринимательской деятельности;
- оценка является самостоятельным
научным направлением, со своей методологией, терминологией, принципами
исследований;
- становление и развитие
оценки возможно только в условиях рыночных отношений и правового
регулирования предпринимательской деятельности;
- базируясь на мировом опыте
оценочной деятельности, в современных условиях России необходимо создавать
и развивать национальную систему оценки. Недопустимо как копирование
зарубежного опыта, так и создание "принципиально новых"
подходов;
- развитие оценочной
деятельности возможно только на основе общего правового, методологического
и информационного пространства на всей территории Российской Федерации.
- создание изолированных
региональных или ведомственных нормативных и иных документов, не
основанных на общероссийском законодательстве об оценке, является
недопустимым;
- мероприятия по развитию
оценочной деятельности должны отвечать текущим потребностям проводимых
экономических реформ;
- эффективным развитие
оценочной деятельности может быть только при соблюдении принципа баланса
прав, обязанностей и ответственности всех участников оценочного процесса,
при наличии добросовестной конкуренции независимых оценщиков.
Обеспечение взаимодействия и координации деятельности органов
государственной власти по вопросам оценочной деятельности является необходимым
условием эффективного государственного регулирования рынка оценки. Для
реализации этой задачи в соответствии с постановлением Правительства Российской
Федерации от 20 августа 1999г. № 932 Мингосимуществом России создан Межведомственный
совет по вопросам регулирования оценочной деятельности в Российской Федерации.
Межведомственный совет по вопросам регулирования оценочной
деятельности в Российской Федерации:
·
обеспечивает взаимодействие федеральных органов исполнительной
власти по вопросам оценочной деятельности;
·
готовит предложения по совершенствованию законодательных и иных
нормативно-правовых актов в области регулирования оценочной деятельности;
·
предварительно рассматривает проекты рекомендаций законодательным
и исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации по вопросам
принятия законодательных и нормативных правовых актов субъектов Российской
Федерации, регулирующих оценочную деятельность;
·
рассматривает и высказывает мнение по представляемым на утверждение
Министру государственного имущества Российской Федерации проектам инструкций и
методических материалов, обязательных для применения органами, лицензирующими
оценочную деятельность;
·
проводит анализ практики применения действующего законодательства
и ведомственных актов, а также предложений заинтересованных федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, организаций и граждан по вопросам, относящимся к компетенции Совета;
·
инициирует проведение исследований по вопросам оценочной
деятельности; Для разработки и/или экспертизы нормативно-методических
документов при Межведомственном совете создаются рабочие группы.
В
становлении и развитии оценочной деятельности в Российской Федерации активное
участие принимают саморегулируемые организации оценщиков. Законом предусмотрено
помимо государственного регулирования саморегулирование деятельности оценщиков.
За рубежом саморегулируемые организации оценщиков играют важную роль в
регулировании оценочной деятельности. В связи с этим государственное
регулирование оценочной деятельности в Российской Федерации должно быть тесно
увязано с саморегулированием оценщиков.
Основными
направлениями развития оценочной деятельности как инструмент эффективного
управления собственностью в России являются:
·
Оценка инвестиционных проектов.
·
Оценка для целей залога имущества и ипотечного кредитования.
·
Оценка убытков.
·
Оценка для целей исполнительного производства и судопроизводства.
·
Оценка недвижимости и земельных ресурсов.
·
Оценка (переоценка) основных фондов.
·
Оценка интеллектуальной собственности.
·
Оценка долгов предприятий.
Оценка является неотъемлемой частью рынка финансовых услуг и
поэтому необходима унификация понятийного аппарата и терминологии оценочной
деятельности с понятийным аппаратом и терминологией бухгалтерского и первичного
учета, налогообложения. В целях создания благоприятных условий для анализа
данных, прогнозирования, решения вопросов инвестиционной, амортизационной и
налоговой политики на региональном и федеральном уровнях, осуществляемых, как
правило, с привлечением статистических данных, целесообразно принять меры к
гармонизации оценки и статистического учета.
Изначально в России не существовало собственных методических
материалов для проведения оценочных работ, поэтому применялись западные
методики. Однако использовать их в условиях неразвитого и “непрозрачного”
российского рынка зачастую невозможно без соответствующей адаптации, а нехватка
практических навыков в решении этих вопросов приводит не только к значительным
ошибкам при определении стоимости оцениваемых объектов, но и просто к абсурдным
ситуациям.
В настоящее время наработанный и обобщенный опыт уже позволяет
адаптировать западные методики к российским условиям и ведет к повышению
качества оценочных услуг. Вследствие этого управленческие решения, основанные
на результатах квалифицированной оценки, более обоснованны и снижают
вероятность ошибочных действий руководителя в нестабильной рыночной среде.
Это обстоятельство является основой того, что грамотно проведенная
оценка становится неотъемлемым инструментом ведения бизнеса, в частности,
основой эффективного управления системой активов предприятия.
Квалифицированная оценка бизнеса позволяет выявить недооцененные,
а часто и неучтенные активы, и должным образом их оптимизировать. Проведение
независимой оценки также способствует формированию привлекательного
инвестиционного облика компании, повышению кредитного рейтинга и становится
одним из важнейших рычагов в построении партнерских отношений с потенциальными
инвесторами и кредиторами.
Развитие
оценочной деятельности является необходимым условием для укрепления рыночных
отношений и дальнейшего продвижения страны по пути реформ.
1.
Федеральный закон от 29.07.98 г. № 135-ФЗ “Об оценочной
деятельности в Российской Федерации”
2.
Постановление Правительства Российской Федерации от 11.04.2001 г №
285 “Положение о лицензировании оценочной деятельности”.
3.
Постановление Правительства Российской Федерации от 6 июля
2001 г. № 519 “Об утверждении стандартов оценки, обязательных к применению
субъектами оценочной деятельности”.
4.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 апреля
2000 г. № 369-p “О Концепции развития оценочной деятельности в
Российской Федерации”.
5.
Закон г. Москвы от 11.02.98г. № 3 “Об оценочной деятельности в
городе Москве”
6.
Распоряжение мэра г.Москвы от 12 июля 1999 г. N 723-PM “О развитии системы
регулирования оценочной деятельности в г.Москве”
7.
Алешин А.
Знай себе цену. “Знание – сила”, №3, 2001 г.
8.
Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и инноваций. М., 1997.
9.
Григорьев В.В., Островкин И.М. Оценка предприятий:
Имуществен-ный подход: Учеб.-практ. пособие - М.: Дело, 2000.
10. Григорьев В.В., Федотова М.А.
Оценка предприятия: теория и практика: Учеб.пособие - М.: Инфра-М, 1996.
11. Даниленко Д. “Из
истории оценочной деятельности”. Журнал “Квартира, дача, офис”, № 219,
25.11.99
12. Кошкина М. О
рыночном подходе к оценке приватизируемого предприятия. //Консультант директора.-1997.-N
16.-С. 3-12.
13. Кузин Н.Я.
Рыночный подход к оценке стоимости зданий и сооружений: Для вузов. - М.: Изд-во
Ассоциация строительных вузов, 1998.
14. Лаврухина Н.В.,
Кручинин И.А., Коробкин Ю.Н. Оценка бизнеса. Учебно-практическое пособие. – М.:
МЭСИ, 2000
15. Становление
оценочной деятельности в России - М.: Институт оценки природных ресурсов, 2001
16.
Таль Г.К., Григорьев В.В.,
Бадаев Н.Д., Гусев В.И., Юн Г.Б. Оценка предприятий: доходный подход. Гильдия
специалистов по антикризисному управлению. М., 2000.
17. Яценко А. Оценка недвижимости: затратный подход. Журнал “Экономист”,
май-июнь 2001.
18. Яценко А.,
Лукашик П. Оценка недвижимости: доходный подход. Финансовая газета № 14, 2001
год
19. Верхозина А.В. О
контроле за соблюдением лицензионных требований. Публикация Российского
общества оценщиков #"#">#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Докучаев Василий Васильевич
(1846—1903), естествоиспытатель, профессор Петербургского университета (с
1883). В классическом труде “Русский чернозём” (1883) заложил основы
генетического почвоведения. Создал учение о географических зонах. Дал научную
классификацию почв (1886). В книге “Наши степи прежде и теперь” (1892)
изложил комплекс мер борьбы с засухой. Основал первую в России кафедру
почвоведения (1895). Идеи Докучаева оказали влияние на развитие физической
географии, лесоведения, мелиорации и др.
[2] Витте Сергей Юльевич (1849—1915), граф (1905), государственный
деятель, действительный тайный советник (1899), почетный член Петербургской
Академии наук (1893). С февраля 1892 министр путей сообщения, с августа
1892 министр финансов. С 1903 председатель Кабинета министров. В 1905-06
председатель реформированного Совета министров. Инициатор введения винной
монополии (1894), проведения денежной реформы (1897), укрепившей внутренний и
внешний курс рубля, строительства Транссибирской железной дороги. В начале
1900-х гг. выступал против обострения отношений с Японией; одновременно
стремился к сближению с Китаем. От имени России подписал Портсмутский мир с
Японией (1905), завершивший русско-японскую войну 1905.
[3] Труды IX Съезда Русских Естествоиспытателей и
Врачей", 1894 г.
[4] Чупров Александр Иванович
(1842—1908), экономист, статистик и публицист, член-корреспондент Петербургской
Академии наук (1887). Один из основоположников отечественной статистической
науки, основатель железнодорожной статистики, автор учебников по статистике,
многочисленных работ по политэкономии, аграрному вопросу, железнодорожному
хозяйству. Чупров организовал Общество распространения технических знаний
(1869), Статистическое отделение при Московском юридическом обществе (1882, его
бессменный председатель), ставшее центром земских статистиков. В 1882 организовал
перепись населения Москвы. 35 лет сотрудничал в газете “Русские
ведомости”.
[5] Алешин А. Знай себе цену. “Знание – сила”, №3, 2001 г.
[6] Федеральный закон от 29.07.98 г. № 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в
Российской Федерации”, статья 3.
[7]
Федеральный закон от 29.07.98 г. № 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в
Российской Федерации”, статья 9
[8] Концепция
развития оценочной деятельности в Российской Федерации. Одобрена
Межведомственным советом по вопросам регулирования оценочной деятельности в
Российской Федерации. Утверждена Распоряжением Правительства Российской
Федерации № 369-p 6 апреля 2000 г.
[9] Положение
о лицензировании оценочной деятельности утверждено постановлением Правительства
Российской Федерации от 11.04.2001 г. № 285.
[10] Федеральный закон от 29.07.98 г. № 135-ФЗ “Об оценочной
деятельности в Российской Федерации”; Положение о лицензировании оценочной
деятельности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от
11.04.2001 г. № 285; постановление Правительства Российской Федерации от
06.07.2001 г. № 519 “Об утверждении стандартов оценки”.
[11] Федеральный закон от 29.07.98 г. № 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в
Российской Федерации”, статья 11
[12] Федеральный закон от 29.07.98 г. № 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в
Российской Федерации”, статья 12
[13] Федеральный закон от 29.07.98 г. № 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в
Российской Федерации”, статья 13
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|