Для
обеспечения единого правового и методологического пространства на всей
территории Российской Федерации нормативные акты органов управления субъектов
Российской Федерации, затрагивающие оценочную деятельность, должны проходить
согласование в Мингосимуществе России.
Законодательство
по оценочной деятельности в последнее время было обновлено. Комитет
Государственной Думы по собственности рассмотрел три законопроекта "О
внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об оценочной
деятельности в РФ", предложенных депутатами Иваном Грачевым, Николаем
Арефьевым и членом Совета Федерации Владимиром Яковлевым.
Как
сообщила пресс-служба Государственной Думы, заключение Комитета - рекомендовать
Госдуме отклонить законопроекты Н.Арефьева и В.Яковлева, а проект И.Грачева
принять в первом чтении. По оценке Комитета, законопроект И.Грачева
"содержит ряд новых и важных положений". В них предлагается
привести Федеральный закон "Об оценочной деятельности в РФ" в
соответствие с законодательством об образовании; предоставить заказчикам права
на привлечение оценщиков без цели совершения сделок с объектами оценки,
например, в целях приведения балансовой стоимости активов (в том числе основных
производственных фондов) в соответствие с их рыночной стоимостью для отражения
результатов оценки в системе бухгалтерского учета, принятой на предприятии.
Законопроект Грачева поддержан
правительством, на законодательные инициативы Арефьева и Яковлева правительство
дало отрицательные отзывы.
18
января 2002 года Государственная дума 334 голосами приняла в первом чтении
законопроект об изменениях и дополнениях в закон "Об оценочной
деятельности в Российской Федерации" в части приведения этого закона в
соответствие с иными законами РФ.
Законопроект касается,
в частности, проблем подготовки специалистов-оценщиков в высших учебных заведениях,
стандартов оценки и критериев независимости действий оценщика. Два других
законопроекта, тоже уточняющие закон об оценочной деятельности, за авторством
губернатора Санкт-Петербурга Владимира Яковлева и депутата-коммуниста Николая
Арефьева, Дума отклонила, посчитав их, соответственно, устаревшими и слишком
одиозными, и меняющими всю концепцию оценочной деятельности в России.
Законодательство, регулирующее оценочную деятельность в
Российской Федерации, основывается на этом Федеральном законе, принимаемых в
соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов
Российской Федерации, а также из международных договоров Российской Федерации.
Федеральный закон № 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в
Российской Федерации” был принят Государственной Думой 16 июля 1998 года,
одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 года. Этот Федеральный закон определяет
правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов
оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или
муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей
совершения сделок с объектами оценки.
Законодательство, регулирующее оценочную деятельность в городе
Москве, состоит из Закона города Москвы “Об оценочной деятельности в городе
Москве” и принимаемых в соответствии с ним иных законов и нормативных правовых
актов Москвы.
Московский Закон об оценочной деятельности был принят 11 февраля
1998 года Московской городской Думой.
Этим законом определяются правовые основы оценочной деятельности в
отношении объектов оценки, расположенных на территории города Москвы,
принадлежащих Российской Федерации, городу Москве, муниципальным образованиям
города Москвы, юридическим лицам и физическим лицам.
Согласно распоряжению мэра г.Москвы Ю.Лужкова от 12 июля
1999 г. N 723-PM “О развитии системы регулирования оценочной деятельности в
г.Москве” составными частями
комплексной системы государственного контроля за осуществлением оценочной
деятельности в городе Москве являются:
система добровольной государственной аттестации и
аккредитации профессиональных оценщиков стоимости бизнеса, стоимости
недвижимости, стоимости иных видов объектов оценки;
система лицензирования оценщиков, являющихся юридическими
лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими оценочную
деятельность в качестве предпринимательской деятельности;
система добровольной государственной аккредитации
лицензированных оценщиков для целей проведения оценок стоимости объектов
оценки, принадлежащих полностью или частично городу Москве или муниципальным
образованиям города Москвы;
система правил проведения оценок по различным видам
объектов оценки.
“Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной
деятельности” были утверждены 6 июля 2001 г. Постановлением Правительства Российской
Федерации № 519. Согласно этому Постановлению разработка и утверждение
методических рекомендаций по оценочной деятельности применительно к различным
объектам оценки (по согласованию с федеральными органами исполнительной власти,
осуществляющими регулирование в соответствующей сфере деятельности), видам
стоимости объекта оценки, проведению оценки, а также экспертизы отчетов об
оценке, было возложено на Министерство имущественных отношений Российской
Федерации (Минимущество России).
Требования Стандартов являются обязательными к применению
субъектами оценочной деятельности при определении вида стоимости объекта
оценки, подходов к оценке и методов оценки, а также при проведении оценки.
Согласно требованиям Стандартов при составлении отчета об оценке оценщик обязан
использовать информацию, обеспечивающую достоверность отчета об оценке как
документа, содержащего сведения доказательственного значения.
В Стандарте оценки дается определение основных видов стоимости
объекта оценки, подходов к оценке и методов оценки. Помимо определения рыночной
стоимости объекта оценки в Стандарте дается определение видов стоимости,
отличных от рыночной. К таким видам относятся:
·
стоимость объекта оценки с ограниченным рынком товаров;
·
стоимость замещения объекта оценки;
·
стоимость воспроизводства объекта оценки;
·
стоимость объекта оценки при существующем использовании;
·
инвестиционная стоимость объекта оценки;
·
стоимость объекта оценки для целей налогообложения;
·
ликвидационная стоимость объекта оценки;
·
утилизационная стоимость объекта оценки;
·
специальная стоимость объекта оценки.
В Стандарте дается определение трех основных подходов к оценке:
затратного, сравнительного и доходного. Согласно требований Стандартов, оценщик
при проведении оценки обязан использовать (или обосновать отказ от
использования) данные подходы к оценке. При этом оценщик вправе самостоятельно
определять в рамках каждого из подходов конкретные методы оценки, определяемые
в Стандарте как способ расчета стоимости объекта оценки в рамках одного из
подходов к оценке. Оценщик на основе полученных в рамках каждого из подходов к
оценке результатов определяет итоговую величину стоимости объекта оценки, при
этом согласно требованию Стандартов итоговая величина стоимости объекта оценки
должна быть выражена в рублях в виде единой величины, если в договоре об оценке
не предусмотрено иное.
Раздел III Стандартов определяет основные требования к проведению
оценки, этапы проведения оценки, порядок сбора и обработки информации.
Оценка объекта оценки может проводится оценщиком только при
соблюдении требования к независимости оценщика, предусмотренного
законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случае если
он не отвечает указанному требованию, оценщик обязан сообщить об этом заказчику
и отказаться от заключения договора об оценке. При заключении договора об
оценке оценщик обязан предоставлять заказчику информацию о требованиях
законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе о
порядке лицензирования оценочной деятельности, обязанностях оценщика,
требованиях к договору об оценке и отчету об оценке, а также о стандартах
оценки. Факт предоставления такой информации фиксируется в договоре об оценке.
Статья 20 Стандарта устанавливает шестимесячный срок действительности
итоговой величины стоимости объекта оценки для целей совершения сделок.
В различных странах профессиональные
организации оценщиков присваивали профессиональный статус тем, кто имел необходимое
образование и достаточный опыт. Постепенно возникла потребность в формулировке
общих для мировой экономики принципов, идей и правил, что нашло свое отражение
в Стандартах оценки, Кодексах профессиональной этики оценщика и других
документах, разработанных в 60-70-х годах. В 1981 году был образован
Международный комитет по стандартам оценки имущества (МКСОИ). Задачей Комитета
стала корректировка стандартов с учетом мнений разных стран и выявление
различий в формулировках или в применении Стандартов. Особенно важно для МКСОИ,
чтобы международные Стандарты оценки были признаны в международной
бухгалтерской и другой финансовой отчетности. Поэтому МКСОИ поддерживает
постоянные связи с Международным комитетом по стандартам бухгалтерского учета,
Международной федерацией бухгалтеров, Международным комитетом по аудиторской
деятельности, Международной организацией комиссий по ценным бумагам.
Каждый Стандарт (их четыре) соответствует некоторому классу
ситуаций, относящихся к процессу оценки, и содержит следующие разделы:
Введение; Область применения; Определение; Взаимосвязь со Стандартами
бухгалтерского учета; Формулировка Стандарта; Замечания; Требования,
предъявляемые к структуре отчета; Условия отступления от Стандарта; Дата
вступления в силу.
Лицензирование
оценочной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством
Российской Федерации. Порядок лицензирования оценочной деятельности
утверждается Правительством Российской Федерации. Орган, выдающий лицензию на
осуществление оценочной деятельности, осуществляет контроль за соблюдением
требований к осуществлению этой деятельности оценщиками в соответствии с
федеральным законом об оценочной деятельности и законодательством Российской
Федерации о лицензировании.
Порядок лицензирования и условия
выдачи лицензий на осуществление оценочной деятельности устанавливает Положение
“О лицензировании оценочной деятельности” от 11 апреля 2001 г. N 285,
утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации 11 апреля 2001
г. N 285 .
Лицензия
выдается на осуществление следующих работ (услуг) в области оценочной
деятельности:
а)
оценка стоимости права собственности, иных вещных прав, обязательств (долгов) и
работ (услуг) в отношении недвижимого имущества, за исключением предприятий как
имущественных комплексов, подлежащих государственной регистрации воздушных и
морских судов, судов внутреннего плавания, космических объектов;
б)
оценка стоимости права собственности, иных вещных прав, обязательств (долгов) и
работ (услуг) в отношении движимого имущества (за исключением денег и ценных
бумаг), а также подлежащих государственной регистрации воздушных и морских
судов, судов внутреннего плавания, космических объектов;
в) оценка стоимости права
собственности, иных вещных прав, обязательств (долгов) и работ (услуг) в
отношении результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных
прав на них (интеллектуальной собственности), а также конфиденциальной
информации, имеющей коммерческую ценность;
г)
оценка стоимости права собственности, иных прав, обязательств (долгов) и работ
(услуг) в отношении ценных бумаг, паев, долей (вкладов) в уставных (складочных)
капиталах, а также предприятий как имущественных комплексов.
Требования
к лицензированию оценочной деятельности для физических лиц:
·
государственная регистрация в качестве индивидуального
предпринимателя;
·
наличие документа об образовании, подтверждающего получение
профессиональных знаний в области оценочной деятельности в соответствии с
согласованными с уполномоченным органом образовательными программами;
·
уплата сбора за выдачу лицензии на осуществление оценочной
деятельности.
Требования
к лицензированию оценочной деятельности для юридических лиц:
·
государственная регистрация в качестве юридического лица;
·
наличие в штате юридического лица не менее одного работника,
имеющего документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных
знаний в области оценочной деятельности;
·
уплата сбора за выдачу лицензии на осуществление оценочной
деятельности.
Отзыв
лицензии на осуществление оценочной деятельности осуществляется на основании:
·
признания в установленном законодательством Российской Федерации
порядке недействительным факта государственной регистрации индивидуального
предпринимателя или юридического лица;
·
признания в установленном законодательством Российской Федерации
порядке индивидуального предпринимателя или юридического лица банкротом;
·
признания в установленном законодательством Российской Федерации
порядке недействительным имеющегося у оценщика, являющегося индивидуальным
предпринимателем, документа об образовании, подтверждающего получение
профессиональных знаний в области оценочной деятельности; если оценщиком
является юридическое лицо - признания недействительным документа об образовании
работника этого юридического лица при условии, что он один имеет документ об
образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний в области
оценочной деятельности;
·
выхода данным оценщиком в своей деятельности за пределы прав,
предоставленных ему лицензией на осуществление оценочной деятельности;
·
несоблюдения требований, установленных законодательством
Российской Федерации;
·
решения суда, арбитражного суда, третейского суда.
Ходатайство об отзыве
лицензии на осуществление оценочной деятельности может быть представлено
уполномоченным органом, саморегулируемыми организациями, а также иными
заинтересованными лицами.
В соответствии с
Положением о лицензировании оценочной деятельности[9] на Минимущество
России возлагаются функции по лицензированию оценочной деятельности, в том
числе по контролю за соблюдением лицензионных требований юридическими лицами и
индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление оценочной
деятельности (лицензиатов).
Объектом контроля
является соблюдение лицензиатами лицензионных требований и условий при
осуществлении ими оценочной деятельности. Лицензионные требования и условия
установлены в п.5 Положения о лицензировании оценочной деятельности:
а) соблюдение
лицензиатом законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов
Российской Федерации об оценочной деятельности[10];
б) предоставление по
запросу лицензирующего органа информации, необходимой для контроля за
соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий;
в) осуществление
страхования гражданской ответственности оценщиков путем заключения договора
страхования по указанным в лицензии на осуществление оценочной деятельности
работам (услугам) в области оценочной деятельности либо по каждому заключаемому
договору об оценке;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|