p> Переход экономики на путь рыночных отношений в истекшие четыре года
внес свои коррективы, уточнил цели и приоритеты практически во всех сферах
деятельности предприятия. В области производства комбинат не обошла
стороной полоса резкого сокращения заказов от традиционных потребителей
внутри России и стран СНГ, что особенно проявилось в 1991 — 1993 годах. В
связи с приостановкой инвестиционных процессов и строительства резко
сократились заказы на широкополочные балки. Уменьшился объем заказов на металлопрокат транспортного назначения
(рельсы, колеса, профильный прокат). В этих условиях потребовалось осуществить неординарные меры по
обеспечению должного уровня производства и сохранению коллектива, что
давало возможность решать неотложные задачи социального и технического
развития в трудный период перестройки экономики. Использование в качестве
рудного сырья чистых по вредным примесям качканарских ванадий содержащих
руд и применение специальных технологий в доменном и конвертерном цехах
обеспечивают производство особо чистой, так называемой первородной стали и
высококачественного проката, конкурентоспособного на рынке металлов. Около
50% проката комбината предназначено для работы в условиях низких
температур, значительная доля проката характеризуется повышенной
коррозионной стойкостью. Большая часть производимой металлопродукции имеет
сертификаты качества международных организаций. При сокращении внутренних заказов комбинат на основе изучения рынка
металлов с 1992 г. выступает крупным экспортером металла на внешний рынок.
Доля экспорта достигла в 1993 — 1994 годах 50 % всего объема производства.
При этом освоено производство проката по стандартам стран покупателей, в
частности стандартам Японии, стран Западной Европы, Америки, освоены новые
профили проката. Это позволило сохранить общее производство на уровне около
70 % от достигнутых ранее объемов. В результате комбинат сохранил и
продолжает развивать социальную сферу (жилье, транспорт, дошкольные
учреждения), приступил к коренному техническому перевооружению основного
производства. Период работы с 1992 г., когда предприятия получили хозяйственную и
финансовую самостоятельность, а рыночные отношения стали реальностью,
подтвердил неизменность принципов устойчивой работы: продукция предприятия
должна пользоваться спросом на рынке и отличаться высоким качеством;
продукция должна быть конкурентоспособной не только по качеству, но и по
стоимости, т.е. должна производиться с минимальными затратами и
обеспечивать необходимый уровень рентабельности и прибыли. В условиях
последовательного вхождения в мировой рынок обеспечение отмеченных
принципов необходимо всем, в том числе и предприятиям монополистам, в
производстве той или другой продукции. Металлопродукция НТМК, отличающаяся повышенными свойствами, пользуется
спросом на рынке, и потребность в ней будет расти. После временного
снижения уже в 1994 1995 гг. практически на обычный уровень вышли заказы
на объемнозакаленные рельсы, железнодорожные колеса. Инвестиционные
процессы, которые, по нашему убеждению, в ближайшие годы будут набирать
темпы, восстановят уровень заказов на широкополочные балки и колонные
профили универсальнобалочного стана, обеспечивающего производство балок
номеров от 15 до 100 в объеме до 1,5 млн т в год. Вместе с тем затраты на производство продукции комбината пока остаются
весьма большими, что связано с эксплуатацией устаревших агрегатов и
присущих им технологий. Так, по состоянию на 1994 г. около 50% стали
выплавляется мартеновским способом, разливка всей стали производится в
изложницы. В результате за конвертерным и мартеновским цехами работают два
крупных обжимных стана. При этом расход стали на готовый прокат, а также
энергоемкость производств на 20—30% выше в сравнении с использованием в
сталеплавильном переделе непрерывной разливки. Комбинат производит средне и
высокоуглеродистые флокеночувствительные стали для железнодорожного
транспорта. Для удаления водорода применяются специальные технологии в
прокатном переделе, удорожающие продукцию, так как в сталеплавильных цехах
нет агрегатов для вакуумирования. Ряд несовременных технологий используется
и в других переделах металлургического цикла. Поэтому дальнейшее развитие комбината по всем разработанным ранее
проектам предусматривалось только по пути реконструкции и технического
перевооружения с использованием лучших отечественных и зарубежных
разработок. Ход перестройки экономики, непрерывный рост цен на основные
энергоносители (уголь, природный газ, электроэнергия) и их приближение к
уровню мировых, особенно ощутимые в 1994 г., привели к резкому росту затрат
на производство, снижению уровня рентабельности до минимальных размеров. В
связи с ростом транспортных издержек (железные дороги, порты) с учетом
географического расположения комбината в центре Уральского региона
снизилась эффективность экспорта. Поэтому вопросы обеспечения эффективности производства на основе
использования малозатратных технологий на всех стадиях металлургического
цикла стали определяющими в вопросах выживаемости предприятия в современных
условиях. Мероприятия по реконструкции комбината являются наиболее срочным
и неотложным делом, от которого зависит будущее коллектива. Все это в общем
было понятно с начала перехода к перестройке экономики. Поэтому в 1992 г.
на основе выполненных ранее проектов на комбинате разработана конкретная
программа реконструкции и развития на период до 2000 года, в которой
выделены главные приоритетные направления для концентрации ресурсов и
ускоренного выполнения работ. Программа одобрена и поддержана специальным
распоряжением Правительства РФ от 27 октября 1992 г. "О мерах по
социальноэкономическому развитию Нижнетагильского металлургического
комбината". Основные мероприятия по комбинату вошли в Федеральную программу
технического перевооружения и развития металлургии России на период до 2000
года. При сохранении специализации комбината программа реконструкции и
развития комбината имеет главные цели: . внедрение современных ресурсе и энергосберегающих технологий, агрегатов и технических средств; . обеспечение экологических и санитарных требований в производственных подразделениях комбината и в г. Н. Тагиле; . обеспечение выпуска конкурентоспособной продукции; . развитие социальной инфраструктуры комбината. Центральным звеном программ является реконструкция сталеплавильного
передела и обеспечивающих производств, что в наибольшей степени отвечает
достижению поставленных целей. В составе программ: Реконструкция конвертерного цеха № 1 со строительством отделения
непрерывной разливки стали, агрегатов внепечной обработки и вакуумирования
металла. Строительство конвертерного цеха № 2, оснащенного наиболее
современными агрегатами. В результате выводится из эксплуатации
мартеновский цех № 1 мощностью 3,0 млн т стали. В связи с переходом на
непрерывную разливку стали выводятся из работы по перекату слитков обжимные
станы (блюминги). Строительство цеха по производству качественной извести. Реконструкция огнеупорного производства с установкой современного
прессового оборудования, строительством участков подготовки шихт,
реконструкцией печей для обжига новых огнеупоров. Реконструкция прокатных цехов, в том числе с целью перехода на прокат
заготовок из непрерывнолитой стали: Колесопрокатный цех — замена прессопрокатной линии и
колесообрабатывающих станков на современное оборудование. Установка станков
(пил) "Вагнера" для резки круглой литой заготовки. Рельсобалочный цех — строительство новых методических печей для приема
заготовок из непрерывнолитой стали конвертерных цехов № 1 и 2. Замена и
установка нового оборудования по отделке рельсов. Организация участка для
производства рельсов скоростных железных дорог. Цех прокатки широкополочных балок — замена клетей прокатной линии на
новые более жесткой конструкции, автоматизация контроля проката. Крупносортный цех — модернизация и замена оборудования прокатной
линии. Реконструкция участков отделки проката. Для обеспечения программ реконструкции, жилищного строительства
предусмотрено увеличение мощности завода железобетонных изделий,
строительство цехов по изготовлению комплектующих для жилья, кирпичного
завода и др. Программой предусмотрено удвоить объем строительства жилья и
довести их до 80 тыс. млн в год. С момента принятия программ на комбинате развернуто активное
строительство объектов современного технического уровня с выводом из
эксплуатации неэффективных производств. При поддержке Правительства и
Комитета РФ по металлургии к работам по реконструкции привлечены ведущие
инофирмы, в частности Австрии, Германии, Италии, Японии, Франции, в
основном для проектирования и поставок оборудования, не выпускаемого в
стране. Первые машины и агрегаты отделения непрерывной разливки стали в
конвертерном цехе № 1 ввелись в 1995 г. С учетом социальных нужд для насыщения рынка товарами потребительского
назначения в период 1992 — 1994 гг. построены и введены в эксплуатацию
новые цехи, в том числе видеотехники, современной мебели, сантехнических
изделий из полимербетонов, по производству обуви, трикотажа и др. С января 1993 г. комбинат функционирует как акционерное общество
открытого типа "Нижнетагильский металлургический комбинат". На первом общем
собрании акционеров, состоявшемся в апреле 1994 г., единогласно поддержана
и принята к ускоренному осуществлению программа реконструкции и
технического перевооружения. Реализация программ работ с участием инофирм
оценивается в 1,8 млрд долл. и в таком же размере в рублевом покрытии — с
участием отечественных предприятий. Средства должны быть заработаны путем
сбыта продукции на внутреннем и внешнем рынках. Такие крупные проекты во
всех странах мира всегда получали поддержку в виде кредитов, а в СССР в
виде бюджетного (централизованного) финансирования. Для ускорения
реконструкции комбинату необходима поддержка правительства в виде льготного
налогообложения и получения кредитов на цели реконструкции. В зависимости
от обстановки первоочередными объектами реконструкции рассматриваются
комплексы в сталеплавильном производстве. Часть работ по переделам перейдет
за 2000 г. Программа реконструкции и развития комбината до 2000 года
обеспечивает: 1. Вывод комбината на современный технический уровень в
сталеплавильном производстве и существенное повышение технического уровня
во всех переделах с выпуском высококачественной конкурентоспособной
продукции. 2. Оптимизацию и сокращение состава металлургических цехов и
обеспечивающих подразделений с выводом из эксплуатации всех участков
мартеновского цеха № 2, мартеновского цеха № 1, обжимных цехов № 1, 2,
участков железнодорожного транспорта, соответствующее уменьшение числа
агрегатов в смежных подразделениях. 3. Снижение на 15—20% производства кокса, чугуна, стали при сохранении
объемов выпуска готового проката с обеспечением следующих показателей, млн
т: чугун — 6,0; сталь — 6,0; готовый прокат — 4,7; заготовка товарная —
0,9. 4. Сокращение расхода около 800 тыс. т стали в год на производство
проката и в целом снижение материалоемкости на 20 %, энергоемкости — на
30%. 5. Решение экологических вопросов с достижением предельно допустимых
выбросов по пылегазовым составляющим и организацией замкнутых водооборотных
циклов. 6. Развитие инфраструктуры (строительные подразделения, цехи товаров
народного потребления, объекты соцкультбыта) для создания новых рабочих
мест и обеспечения потребностей трудящихся в товарах и услугах. За небольшой срок работы в условиях рыночной экономики на комбинате
осуществлены значительные организационные преобразования, что позволило
обеспечить необходимый уровень производства и приступить к реализации
программ коренной реконструкции и технического перевооружения предприятия.
Выполнение этой программ — главное условие эффективной работы коллектива. 2.2. Перспективы снижения себестоимости, повышения качества и
конкурентоспособности металлопродукции АО НТМК Развитие Нижнетагильского металлургического комбината до 1990 г. шло в
направлении последовательного наращивания объемов выпуска всех видов
продукции при сохранении в основном оборудования и технологий 1940— 1970
годов. Годовые объемы производства достигли 7,0 млн т чугуна, 8,0 млн т
стали, 6,5 млн т проката в год. Замедление темпов обновления оборудования и
реконструкции цехов привело к недопустимому старению и износу основных
фондов, который в целом по комбинату оценивается в 65 %. Направление
основных средств и ресурсов на наращивание прежде всего объемов
производства привело к негативным последствиям не только в техническом, но
и в социальном плане, к резкому ухудшению экологической обстановки. Переход к рыночным отношениям, падение спроса на металлургическую
продукцию в стране и неплатежеспособность потребителей, усиление
конкуренции поставили перед руководством комбината, его инженерными
службами задачи по ускоренному техническому перевооружению комбината и
определению стратегических направлений его дальнейшего развития. После тщательного анализа положения дел, изучения отечественного и
мирового опыта, проработки различных вариантов комплексных программ
ускоренной реконструкции была выработана стратегия технического
перевооружения комбината, основные направления которой заключаются в
следующем: 1. Сохранение специализации комбината по производству основных
дефицитных видов продукции: металлопроката для железнодорожного транспорта (железнодорожные
рельсы, колеса и бандажи, прокат и осевая заготовка для вагоностроения); широкополочных двутавров и колонных профилей для строительства и
машиностроения; ванадия в виде товарного ванадиевого шлака. 2. Обеспечение экологических и санитарных требований в
производственных подразделениях комбината и в целом в г. Нижнем Тагиле. 3. Обеспечение выпуска продукции, конкурентоспособной на мировом
рынке. В первой половине 1994 г.. начато и успешно продолжается освоение
железнодорожных рельсов из заготовки сечением 300 х 360 мм, отлитой из
вакуумированной стали на МНЛЗ Оскольского электрометаллургического
комбината. В комплексе с первой МНЛЗ устанавливаются агрегаты внепечной
обработки стали: вакууматор циркуляционного типа и установка печь — ковш. В 1996 г. планируется ввести в эксплуатацию вторую МНЛЗ мощностью 1100
тыс. т в год для отливки слябовой заготовки для толстолистового стана и
прямоугольной для универсальнобалочного стана. Заканчивается проработка
строительства третьей машины, где намечается отливка фасонной заготовки для
прокатки крупных двутавровых профилей. На втором этапе реконструкции запланировано строительство
конвертерного цеха № 2, современного комплекса мощностью 3,5 млн т стали с
полной ее разливкой на МНЛЗ в заготовки для рельсобалочного it
крупносортного цехов. Кроме МНЛЗ, в комплексе нового конвертерного цеха
планируется строительство установок десульфурации чугуна, агрегатов
комплексной обработки стали, установок вакуумирования. Ввод цеха в
эксплуатацию запланирован в 2000г. На комбинате успешно решен вопрос снижения удельного расхода
феррованадия на выплавку стали путем его замены ванадиевым чугуном или
ванадиевым шлаком специального состава. Уникальная технология такого
легирования применяется при производстве рельсовой и колеснобандажной
стали. В результате реальная экономия ванадия при легировании ванадиевым
шлаком составляет 10—11%, а при использовании ванадиевого чугуна —29—30%.
Освоена технология производства двутавровых профилей по американскому
(ASTM), японскому и немецкому (DIN) стандартам. Впервые в мировой практике
производство шпал для железнодорожных путей, швеллера № 28 освоено на
универсальнобалочном стане, предназначенном исключительно для прокатки
двутавровых профилей. Однако приоритетным направлением для комбината является производство
рельсового металла, история которого в Н. Тагиле берет свое начало с 1836
г., когда Черепановыми был построен первый в России паровоз. В настоящее
время каждый третий рельс, уложенный в сети железных дорог бывшего СССР, —
тагильский. Высокие потребительские свойства рельсов НТМК неоднократно
подтверждались испытаниями в нашей стране (экспериментальное кольцо ВНИИЖТ)
и за рубежом (Канадская национальная железная дорога). За последние годы достигнут очевидный прогресс в совершенствовании
технологии рельсового передела. Так, комбинат еще в 1990 г. первым в стране
перешел на выпуск рельсов 1 группы качества из стали, микролегированной
ванадием, в полном объеме производства. Для работы в условиях Крайнего Севера специалистами комбината созданы
хладостойкие рельсы из стали, микролегированной ванадием и азотом для МПС
(ТУ 142Р288—93) и скоростных магистралей (ТУ 142Р290—93). Ударная вязкость
рельсов регламентирована нормой 15Дж/см3 при -40 оС, в то время как для
серийных рельсов по ГОСТ 18286—82 этот показатель качества установлен для
+20 °С, т.е. порог низкотемпературной надежности рельсов смещен на 60 °С.
Страницы: 1, 2, 3
|