·
заблаговременное
информирование предпринимателей о намечаемых изменениях правовых норм;
·
отработка
процедур и механизмов, защищающих инвесторов от неправомерных действий органов
управления.
В 1996 году намечается выход
проекта федерального закона “О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР
“Об инвестиционной деятельности в РСФСР”.
Из числа отсутствующих
законов, тормозящих рост инвестиций, в первую очередь приходится назвать
земельный кодекс, поскольку без гарантированного права пользования землей
нельзя рассчитывать на приток иностранного капитала. Ряд законопроектов
находится на рассмотрении в Государственной Думе и, можно надеяться, будет
принят. До конца 1995 года следовало бы рассмотреть законопроекты, направленные
на защиту вкладов населения и на пресечение незаконного вывоза капитала за
границу. Защита вкладов необходима как обязательная предпосылка к
аккумулированию сбережений населения, объем которых оценивается примерно в 20
млрд. долларов США. Важность сокращения оттока отечественного капитала за
границу является очевидной.
Предлагаемые к принятию в
1995-1997 годах законодательные и нормативные акты рассматриваются в качестве
инструмента создания в России благоприятного инвестиционного климата по таким
направлениям, как целевое использование амортизации, налоговые стимулы для
капитализации прибыли, развитие вторичного рынка ценных бумаг и перелив
капитала, страховое дело и гарантии, ипотека, предотвращение утечки и
стимулирование возврата отечественного капитала из-за рубежа, привлечение
иностранных инвесторов. Организационно-правовое обеспечение программы
стимулирования отечественных и иностранных инвестиций формируется в рамках
действующей системы принятия законодательных и нормативных актов.
Необходимы ограничения на
вывоз капитала за рубеж и возможность оставлять в заграничных банках на счетах
российских юридических и физических лиц ценовой разницы экспортируемых по
заниженным ценам и импортируемых по завышенным ценам товаров и услуг, проекты
которых должен подготовить Центральный банк Российской Федерации. Для
действенности принимаемых мер целесообразно ввести дополнительные статьи в
Уголовный кодекс Российской Федерации, предусматривающие, наряду со штрафными
санкциями. уголовную ответственность должностных и частных лиц за нарушение
закона.
В связи с предоставлением
налоговых льгот инвесторам необходимо внести дополнения в налоговое
законодательство и нормативные документы, регулирующие отношения
налогоплательщика с налоговыми органами, установить порядок рассмотрения апелляций
для защиты налогоплательщика. Будет принят налоговый кодекс, регламентирующий
процессуальные отношения при налоговых проверках, поскольку современная
практика регулирования приводит к спорам об обоснованности и предметах санкций
со стороны налоговых органов.
В действующее
законодательство для улучшения ситуации с регистрацией акционеров вероятно
введут понятие — номинальный держатель ценных бумаг. В Российской Федерации
будет осуществляться программа гарантийной подписи, возлагающей на брокеров
ответственность за проверку личности своих клиентов, будут утверждены стандарты
ведения реестра акционеров.
Среди основополагающих
законопроектов в области международного инвестиционного сотрудничества
разработаны проекты федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в
Закон РСФСР “Об иностранных инвестициях в РСФСР”, “О свободных экономических
зонах”, “О концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными
инвесторами” и “О соглашениях о разделе продукции”.
При разработке указанных
законопроектов предусматривались следующие принципы:
а) необходимость активизации
инвестиционного процесса как главного фактора стабильного развития экономики;
б) содействие вхождению российской
экономики в мировую хозяйственную систему через производственно-инвестиционное
сотрудничество;
в) предоставление концессий
отечественным и иностранным инвесторам по итогам конкурсов и аукционов;
г) обеспечение национальной
безопасности при допуске иностранного капитала в экономику России.
Указанные проекты
федеральных законов находятся на рассмотрении в Государственной Думе, при этом
проект федерального закона “О соглашениях о разделе продукции принят
Государственной Думой и направлен на рассмотрение в Совет Федерации
Федерального собрания.
Неотложные вопросы создания
экономических условий активизации отечественных и иностранных инвестиций в 1995
— 1997 годах решаются подготавливаемых указах Президента Российской Федерации.
В настоящее время подготавливается
проект указа Президента Российской Федерации “Об использовании амортизации для
инвестиционного обеспечения структурной перестройки экономики”.
Сохраняет актуальность
проблема страховой защиты имущественных интересов отечественных и иностранных
инвесторов в Российской Федерации. Необходимо определить общие принципы страхования
инвестиций:
·
перечень
страховых случаев невозврата целевых средств в зависимости от причин, повлекших
за собой невозможность их возврата, при наступлении которых страховщик обязан
возместить инвестору нанесенный его интересам ущерб;
·
размеры
страхового взноса;
·
порядок
заключения страховых договоров;
·
круг прав
и обязанностей сторон в течение действия договора и при наступлении страхового
случая.
Должно быть также предусмотрено
участие государства в деятельности страховых учреждений.
Определенный интерес
представляют постановления Правительства Российской Федерации, в которых
определены мероприятия по проведению инвестиционной политики, подготавливаются
именно для реализации Закона “О залоге” в части регламентации процедур оценки
реальной стоимости собственности и передачи новому владельцу, в том числе
иностранному инвестору, в случае неисполнения заемщиком принятых на себя
обязательств.
В 1996 году для подготовки
постановления Правительства Российской Федерации намечается предоставить
предложения по совершенствованию рынка ценных бумаг, регистрационной
депозитарной деятельности. В настоящее время Федеральная комиссия по ценным
бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации совместно с
некоторыми российскими банками и брокерскими фирмами осуществляет работу по
созданию депозитарно-клиринговой компании. Эта организация будет отвечать за
отработку операций с ценными бумагами, контроль за осуществлением расчетов по
сделкам купли-продажи ценных бумаг , а также ответственное их хранение.
Эффективная и надежная деятельность компании будет одним из факторов
привлечения иностранных инвесторов на российский рынок. Предусматривается
утвердить также стандарты депозитарной деятельности на рынке ценных бумаг.
Если затронуть вопрос о
мобилизации внутренних инвестиций, то в постановлении правительства Российской
Федерации от 23 мая 1994 года “О привлечении внебюджетных инвестиций” одобрено
предложение Минэкономики России и Минфина России о создании инвестиционного
финансового консорциума, участникам которого — коммерческим и инвестиционным
банкам — разрешен выпуск гарантированных государством ценных бумаг для
финансирования инвестиционных проектов. Подготовлен проект постановления
Правительства Российской Федерации об условиях предоставления государственных
гарантий под выпуск ценных бумаг частным инвесторам, что будет способствовать
росту доверия населения к этим ценным бумагам.
В целях же более активного
использования иностранного капитала необходимо выделение приоритетных
направлений, вложения в которые должны поощряться. Предусматривается утвердить
постановлением Правительства Российской Федерации конкретный перечень
приоритетных отраслей и производств. Стимулы и мероприятия по привлечению
капитала могут быть дифференцированны исходя из специфики отраслей и видов
деятельности, их экспортного потенциала.
В соответствии с мировой
практикой должны быть также установлены ограничения при размещении иностранных
инвестиций на территории Российской Федерации как страны, принимающей иностранный
капитал. Необходимо разработать перечни отраслей и регионов, закрытых для
иностранных инвестиций или таких, где их деятельность ограничивается, и
утвердить их в законодательном порядке.
Создание инвестиционного
поля на котором протекает процесс усиливает актуальность принятия необходимого
числа подзаконных актов, дающих более детальные разъяснения и толкования
действующих законов.
До конца 1995 года
представляется необходимым подготовить и утвердить шесть
организационно-методических материалов. Важное значение имеет определение до
принятия налогового кодекса порядка подачи апелляций налогоплательщиков и
быстрого разрешения споров, на чем особенно настаивают иностранные инвесторы.
Обязательным для российской
практики должно стать выполнение условий, предусмотренных в заключенных и
намечаемых к подписанию международных договоров в части, относящейся к
привлечению иностранных инвестиций в Россию (Договор к Европейской
энергетической хартии, Генеральное соглашение о торговле и тарифах Всемирной
торговой организации, связанные с ними документы, относящиеся к торговым
аспектам инвестиционных мер, соглашения с Европейским сообществом о партнерстве
и сотрудничестве, соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений,
соглашения об избежании двойного налогообложения и другие).
Таким образом, в стране
имеется правовая база для иностранных капиталовложений. Однако, сегодняшнее
неблагополучие в области привлечения иностранных инвестиций свидетельствует,
что ряд юридических норм все еще нуждается в определенной коррекции, то есть
необходимо частичное обновление законодательной базы с тем, чтобы она отвечала
современным экономическим требованиям.
Современная ситуация в
инвестиционной сфере создает условия для поиска путей обновления
законодательства по иностранным инвестициям (и в первую очередь основной
юридической нормы в данной сфере — Закона РСФСР от 4 июля 1991 г. "Об
иностранных инвестициях в РСФСР" (с изменениями от 24 декабря 1993 г., 19
июня 1995 г.)). Здесь существуют два различных варианта дальнейшего развития:
1. Строительство национального
режима, то есть равные — прежде всего налоговые — возможности для российских и
иностранных предпринимателей.
2. Создание привлекательных для
инвесторов из-за рубежа условий.
Сергей Глазьев, предложивший
одну из версий новой редакции закона об иностранных инвестициях, оставляет
иностранным инвесторам только тарифные льготы при ввозе товаров (кроме
подакцизных) в счет вклада в уставный капитал на срок не более года и снятие
каких-либо количественных ограничений при вывозе продукции собственного
производства. Более того, в перечень отраслей, где могут применяться ограничения
на деятельность иностранных инвесторов Глазьев включил, например, нефтедобычу.
Потому в случае принятия его варианта закона инвестиционный рейтинг России явно
не повысится, а важность притока иностранных инвестиционных ресурсов для страны
нельзя отрицать.
Но если встать на
противоположную позицию алгоритм привлечения инвесторов сразу не проясняется.
Ясно, что льготы под отдельные проекты — путь возможный, но приводящий не
столько к притоку инвестиций, сколько к возможности коррупции в сфере
распределения льгот. Поэтому необходимо найти вариант вполне адресный, но не
индивидуальный. Кроме того, представление налоговых льгот требует внесения
изменений в соответствующие законодательные акты, что отдаляет время введения
закона в силу и усложняет процесс его принятия. В тарифном регулировании
действует также антильготный закон.
У этой непростой задачи вес
же можно найти решение:
1. Обеспечение общей для всех
иностранных инвесторов стабильности законодательства за счет легализации
временной оговорки — то есть срока, в течение которого иностранные инвесторы
пользуются иммунитетом по отношению к могущим нанести им материальный ущерб
актам российских властей.
2. Создание системы привлечения
инвестиций для крупных, прежде всего сборочных производств. Под этим
подразумеваются преференциальные ввозные пошлины на готовую продукцию фирм,
реализующих проекты общей стоимостью не менее $100 млн. при собственном вкладе
в российское производство не менее $10 млн.
3. Легализация разделения
продукции, прежде всего для проектов в добывающих отраслях.
Рассмотрим третий пункт. Он
связан в первую очередь с законом “О соглашениями о разделе продукции”.
Отношение к данному закону во многом определяет общую готовность к
массированному привлечению иностранных инвестиций, но при первом голосовании 10
октября в Государственной думе указанный законопроект не прошел, хотя
сохранилась возможность для проведения повторного голосования. Кроме того, в
1995 были ликвидированы все тарифные льготы по вывозу нефти, а в 13 октября
запрещен беспошлинный вывоз нефти даже добывающим ее СП. Поэтому главный
нефтяной компонент российской привлекательности для иностранных инвесторов пока
не востребован.
Таким образом, серьезные
изменения в области законодательства, регулирующей взаимоотношения с иностранными
инвесторами давно назрели. И сейчас предложены три варианта поправок к закону
“Об иностранных инвестициях в РСФСР”. Первый из них — версия Глазьева —
зарубежным инвесторам не дает практически никаких новых привилегий, а
следовательно, к повышению инвестиционной активности не приведет.
Правительственный вариант является наиболее продуманным с юридической точки
зрения. Его разработчики параллельно предлагают и внесение необходимых
изменений в законы “О налоге на прибыль”, “О НДС”, “О таможенном тарифе”.
Но только проект,
подготовленный депутатами Мельниковым и Михайловым из фракции “Яблоко” содержит
четко прописанную временную оговорку. Между тем для иностранных инвесторов
основной смысл обновления закона состоит именно в обеспечении гарантий стабильности
экономического законодательства России. Теперь свое решение должна принять
согласительная комиссия Государственной думы (см. приложение 2).
Обязательным условием роста
капитальных вложений является наличие в российской экономике благоприятного
инвестиционного климата.
В 1994 — 1995 годах Правительтством
Российской Федерации были предприняты важные меры, направленные на улучшение
инвестиционного климата для отечественных и иностранных инвесторов. В их числе
снижение темпов инфляции, льготы при налогообложении прибыли коммерческих
организаций с иностранными инвестициями; освобождение от налога на добавленную
стоимость и спецналога на импортируемое технологическое оборудование и запасные
части к нему, а также предоставление льготных кредитов в иностранной валюте,
полученных от иностранных банков и кредитных учреждений. Отменено ограничение
количества расчетных (текущих) и бюджетных счетов предприятий, учреждений,
организаций в банках или иных кредитных учреждениях. Решен вопрос учета суммы
курсовых разниц, возникающих в связи с изменением курса рубля к иностранным
валютам, при определении предприятием налогооблагаемой прибыли. Принято решение
об отмене с 1 января 1996 года налога на сверхнормативное превышение расходов
на оплату труда.
В 1995 — 1997 годах решающее
значение приобретает улучшение макроэкономической конъюнктуры в результате
подавления инфляции и, как следствие, снижение процентной ставки долгосрочного
кредита для инвестиционных целей.
Действующие законодательные
акты в области налоговой политики предоставляют ряд льгот по налогообложению
прибыли для предприятий и организаций в части финансирования капитального
строительства. В ближайшие годы необходимо сформировать оптимальный уровень
налогов, тарифов и льгот, сопоставимый с условиями инвестирования, сложившимися
в странах-конкурентах России на рынке инвестиционных капиталов.
Решение проблемы
стимулирования инвестиций в российскую экономику во многом зависит от
становления российского рынка ценных бумаг, развитие которого будет
осуществляться по мере преодоления инфляционных процессов в и стабилизации
производства.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|