Многие крупные инвесторы, реально сознавая все негативные
последствия региональной дезинтеграции России, отрицательно относятся к
сепаратистским настроениям, которые присущи некоторым руководителям регионов,
краев и областей
Весьма негативным фактором, влияющим на инвестиционный
климат, являются коррупция и криминализация отдельных сфер коммерческой
деятельности, которые поразили многие звенья внешнеэкономических связей России.
Неблагоприятно
на состояние инвестиционного климата в России влияют следующие факторы:
-
отсутствие научно-обоснованной экономической
и социальной концепции развития страны;
-
правовая нестабильность, сопровождающаяся
постоянным принятием новых законодательных актов;
-
неэффективное земельное законодательство;
-
высокий уровень инфляции, нестабильность
обменного курса рубля;
-
низкий уровень развития рыночной
инфраструктуры;
-
изношенность производственной и транспортной
инфраструктуры;
-
непрогнозируемость таможенного режима;
-
слабое информационное обеспечение
иностранных инвесторов о возможных объемах, отраслевых и региональных
направлениях инвестирования;
-
сильная бюрократизация страны, коррупция,
преступность и др.
Также следует заметить, что весьма негативное влияние на
инвестиционный климат в России оказал финансовый кризис, который разразился
после 17 августа 1998 г. и подорвал доверие к России со стороны многих
инвесторов капитала.
Оценивая инвестиционный климат России в целом по
международным стандартам, используя такие критерии, как политическая и
социальная стабильность, динамизм экономического роста, степень либерализации
внешнеэкономической сферы, наличие развитой промышленной инфраструктуры,
банковской системы и системы телекоммуникаций, наличие рынка относительно
дешевой квалифицированной рабочей силы и др., можно констатировать, что
практически по всем этим параметрам Россия уступает большинству стран мира.
Глава 2. Иностранные
инвестиции в экономике РФ
2.1. Необходимость
привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику
Иностранные
инвестиции - это все виды вложений имущественных (денежных) и интеллектуальных
ценностей иностранными инвесторами, а также зарубежными филиалами российских
юридических лиц в объекты предпринимательской и других видов деятельности на
территории России с целью получения последующего дохода.
В Российской
Федерации инвестиции могут осуществляться путем создания предприятий с долевым
участием иностранного капитала (совместных предприятий);
-
создания предприятий, полностью принадлежащих
иностранным инвесторам, их филиалов и представительств;
-
приобретения иностранным инвестором в собственность
предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений, долей участий в
предприятиях, акций, облигаций и других ценных бумаг;
-
приобретение прав пользования землей и иными
природными ресурсами, а также иных имущественных прав;
-
предоставления займов, кредитов, имущества и
имущественных прав и т.п.
Проблема состоит
в стимулировании эффективного притока иностранного капитала. В этой связи
встает два вопроса: во-первых, в какие сферы приток должен быть ограничен, а
во-вторых, в какие отрасли и в каких формах следует в первую очередь его
привлекать. Иностранный капитал может привлекаться в форме частных
зарубежных инвестиций - прямых и портфельных, а также в форме
кредитов и займов.
Под прямыми
инвестициями принято понимать капитальные вложения в реальные активы
(производство) в других странах, в управлении которыми участвует инвестор.
Инвестиции могут считаться прямыми, если иностранный инвестор владеет не менее
чем 10% акций предприятия, или их контрольным пакетом, величина которого может
варьироваться в достаточно широких пределах в зависимости от распределения
акций среди акционеров.
Прямые зарубежные
инвестиции - это нечто большее, чем простое финансирование
капиталовложений в экономику, хотя само по себе это крайне необходимо России.
Прямые зарубежные инвестиции представляют также способ повышения
производительности и технического уровня российских предприятий. Размещая свой
капитал в России, иностранная компания приносит с собой новые технологии, новые
способы организации производства и прямой выход на мировой рынок.
Портфельными
инвестициями
принято называть капиталовложения в акции зарубежных предприятий, которые не
дают права контроля над ними, в облигации и другие ценные бумаги иностранного
государства и международных валютно-финансовых организаций.
Существуют и реальные
инвестиции. Это - капитальные вложения в землю, недвижимость, машины и
оборудование, запасные части и т.д. Реальные инвестиции включают в себя и
затраты оборотного капитала.
Инвестиции, не
подпадающие под определение прямых и портфельных, указываются как прочие
- торговые кредиты, кредиты правительств иностранных государств под гарантии
Правительства Российской Федерации (кредиты международных финансовых
организаций и т. п.), банковские вклады. В теории и государственной
статистике выделяют инвестиции в основной капитал (в основные фонды) и
финансовые инвестиции (инвестиции в ценные бумаги и уставный капитал).
Политика
Правительства РФ направлена ныне на привлечение иностранных инвестиций в
экономику России.
Необходимость
привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику объясняется
следующими основными обстоятельствами:
1.
3а годы
экономических (рыночных) реформ промышленное производство в Российской
Федерации значительно сократилось. Продолжительное время наблюдается упадок. В
2005 году промышленное производство сократилось и составило 66% того объема,
который был до реформ (в 1990 г.), а легкая промышленность (выпускающая товары
для народа) - лишь I5% производства от того уровня, который был до реформ.
Сокращение промышленного производства произошло почти по всем отраслям
экономики России.
2.
С помощью
иностранных инвестиций государство намерено приостановить упадок промышленного
производства в стране, возникший проведением непродуманных темпов рыночных
реформ.
3.
Одной из
главных причин упадка промышленного производства в ряде отраслей стала большая
степень износа основных производственных фондов, упадка их производительности.
4.
Основные
фонды отраслей промышленности России по состоянию на начало 2003 года оказались
изношенными на 44%, при этом происходит снижение коэффициента обновления.[1]
Как и другие
страны, Россия рассматривает иностранные инвестиции как фактор:
1) ускорения технического и
экономического прогресса;
2) обновления и
модернизации производственного аппарата;
3) овладения
передовыми методами организации производства;
4) подготовки
кадров, отвечающих требованиям рыночной экономики.
Для
нормализации российской экономики в ближайшие 5-7 лет, по оценке американской
консалтинговой компании «Энрют и Янг», нужно привлечь 200-300 млрд. долл., для
преодоления кризисных явлений потребуется 100-140 млрд. долл.
По
оценкам некоторых российских экспертов, в реальности России придется
конкурировать за более скромный объем инвестиционного капитала - где-то в
пределах 10 млрд. долл. Готовность инвесторов к вложению капитала в экономику
той или иной страны зависит от существующего в ней инвестиционного климата.
Политическая
и экономическая нестабильность, разгул преступности и другие «приметы»
переходного периода предопределяют крайне низкий рейтинг России у западных
организаций, занимающихся сравнительным анализом условий для инвестиций и
степеней их риска во всех странах мира.
2.2. Динамика иностранных
инвестиций
в экономику Российской Федерации
Создаваемые в
России благоприятные условия для иностранных инвестиций в экономику Российской
Федерации позволили привлечь инвесторов со своими капиталами. За последние
годы иностранные инвестиции в экономику Российской Федерации достигли заметных
размеров. Правда, по качеству вкладов они разнятся. Однако одно дело -
вложения прямых инвестиций непосредственно в создание промышленных предприятий
по выпуску продукции и товаров народного потребления, и совсем другое дело -
скупка по дешевке ваучеров и акций у рабочих действующих предприятий. Сделаем
анализ. Сначала по видам инвестиций.
Объемы иностранных инвестиций
в экономику России по видам показаны в таблицах № 2 и 3 (см. Приложение)
В таблицах приведены все виды
вложения имущественных и интеллектуальных ценностей иностранными инвесторами
в объекты предпринимательской и других видов деятельности на территории России
с целью получения последующего дохода.
Прямые
инвестиции - инвестиции, сделанные юридическими или физическими лицами,
полностью владеющими предприятием или контролирующими не менее 10% акций или
акционерного капитала предприятия.
Портфельные
инвестиции - это покупка нерезидентами акций векселей и других долговых ценных
бумаг у российских рабочих с целью завладения предприятием, и, как правило,
такая покупка акций заканчивается скандалом, в котором разбираются судебные
органы.
Конечно, как
видно из таблицы, прямые инвестиции резко сократились и занимают по I полугодию 2006 г. лишь 27,5%, в то
время как в 2000 г. на них приходилось - 40,4% всех инвестиций. Иностранные
инвесторы стремятся вложить капитал главным образом в форме кредитов с процентами
и в ценные бумаги.
Основной
приток прямых инвестиций в Россию следует ожидать в 2006-2007 годах. Такие
прогнозы содержатся в сценарных условиях социально-экономического развития и
основных показателях сводного финансового баланса России на 2006 год и на
период до 2008 года.
По
мнению Минэкономразвития, разработчика документа, общий рост инвестиций в
2006-2008 годах прогнозируется темпами около 10% в год. В 2006 году рост
инвестиций составит 11%, благодаря направлению на инвестиции части средств,
оставляемых у предприятий в результате осуществления налоговых новаций с 2006
года. Кроме того, решение о реализации стратегий отраслей и участия государства
в их финансировании явится сигналом для частных инвесторов и положительно
повлияет на инвестиционный климат, что в свою очередь будет способствовать
приросту как отечественных, так и прямых инвестиций, отмечается в документе.
Присвоение
России инвестиционного рейтинга тремя ведущими рейтинговыми агентствами (Россия по итогам 2006 года
заняла 15 место по размеру принимаемых прямых инвестиций и 16 место по вложению
капитала за рубеж) является мощным стимулом для
прихода в страну наиболее консервативных инвестиционных фондов с портфельными
инвестициями, - отмечается в основных направлениях развития. - Ожидаемое
вступление России в ВТО должно оказать значительное позитивное влияние уже на
стратегических, а не портфельных инвесторов и увеличить приток прямых
инвестиций.
Учитывая это,
Минэкономразвития ожидает основного притока прямых инвестиций в 2006 и 2007
годах, благодаря чему уровень инвестиций относительно ВВП может повыситься с
1,6% в 2004 году, до примерно 2,5% ВВП в 2008 году. При этом критически
отмечают разработчики документа, несмотря на увеличение прямых инвестиций в
долларовом выражении за четыре года более чем вдвое, их относительный уровень
по-прежнему значительно уступает параметрам стран Восточной Европы и
Юго-Восточной Азии.[2]
В I полугодии
2006г. в экономику России поступило 23,4 млрд. долларов иностранных инвестиций,
что на 41,9% больше, чем в I полугодии 2005 года.[3]
Два
вида инвестиций (прямые и портфельные) движимы аналогичными, но не
одинаковыми мотивами. В обоих случаях инвестор желает получить прибыль за
счет владения акциями доходной компании. Однако при осуществлении портфельных
инвестиций инвестор заинтересован не в том, чтобы руководить компанией, а в
том, чтобы получать доход за счет будущих дивидендов. Предпринимая прямые
капиталовложения, иностранный инвестор (как правило, крупная компания)
стремится взять в свои руки руководство предприятием. Вкладывая капитал, он
считает, что Россия - самое подходящее место для выпуска его продукции,
которая будет реализовываться либо на российском потребительском рынке
(пример ресторанов Макдоналдс), либо на мировом рынке (как в случае с
некоторыми зарубежными инвестициями в российскую авиационно-космическую
промышленность). России необходимо прилагать все усилия к привлечению обоих
видов инвестиций, ибо каждая из них способствует будущему увеличению
производительной мощи экономики.
Иностранный
капитал может иметь доступ во все сферы экономики (за исключением тех, которые
находятся в государственной монополии) без ущерба для национальных интересов.
Отраслевые ограничения должны распространяться только на прямые иностранные
инвестиции. Их приток следует ограничить в отрасли, связанные с
непосредственной эксплуатацией национальных природных ресурсов (например, добывающие
отрасли, вырубка леса, промысел рыбы), в производственную инфраструктуру
(энергосети, дороги, трубопроводы и т.п.), телекоммуникационную и спутниковую
связь. Подобные ограничения закреплены в законодательствах многих развитых
стран, в частности США. В перечисленных отраслях целесообразно использовать
альтернативные прямым инвестициям формы привлечения иностранного капитала.
Это могут быть зарубежные кредиты и займы. Несмотря на то, что они увеличивают
бремя государственного долга, привлечение их было бы оправданным, во-первых, с
точки зрения соблюдения национальных интересов и, во-вторых - быстрая
окупаемость капиталовложений в названные сферы.
Однако для этого
необходимо создать эффективную систему управления использованием зарубежных
иностранных кредитов. Зарубежный капитал в форме предприятий со 100-процентным
иностранным участием целесообразно привлекать в производство и переработку
сельскохозяйственной продукции, производство строительных материалов,
строительство (в том числе жилищное), для выпуска товаров народного
потребления, в развитие деловой инфраструктуры, стимулировать приток
портфельных инвестиций следует во все отрасли экономики. Они обеспечивают
приток финансовых ресурсов без потери контроля российской стороны над объектом
инвестирования. Это преимущество важно использовать в отраслях, имеющих
стратегическое значение для страны, и в первую очередь связанных с добычей
ресурсов.
Федеральным законом «Об
иностранных инвестициях в Российской Федерации» установлен приоритетный инвестиционный
проект, суммарный объем иностранных инвестиций, в который составляет не менее 1
млрд. руб. (не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу
Центрального банка РФ на день вступления в силу федерального закона), или
инвестиционный проект, в котором минимальная доля (вклад) иностранных
инвесторов в уставном (складочном) капитале коммерческой организации с
иностранными инвестициями составляет не менее 100 млн. руб. (не менее эквивалентной
суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка Российской Федерации).
Проанализируем далее, из
каких государств преимущественно привлекаются иностранные инвестиции в Российскую
экономику, инвесторы каких государств предпочитают использовать благоприятные
условия инвестирования в России.
Об объемах
инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов в экономику Российской
Федерации, свидетельствуют данные, приведенные в таблице № 7 (см. Приложение)
В
2006 г. в России были зарегистрированы иностранные инвестиции из 108 стран
мира. Основными инвесторами капитала в экономику России являются промышленно
развитые страны, среди которых доминируют немецкие, американские и
западноевропейские компании. Основные страны-инвесторы в I полугодии 2006г. - Великобритания,
Нидерланды, Кипр, Франция, Люксембург, Германия, Швейцария, Индия, США. На долю
этих стран приходится 83,6% от общего объема иностранных инвестиций, в том
числе на долю прямых - 84,7% от общего объема накопленных прямых иностранных
инвестиций.[4]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|