Меню
Поиск



рефераты скачать Инвестиционный климат России

            Еще слабее финансовые институты, ориентированные на долгосрочные инвестиции. Инвестиционные фонды, мобилизирующие ресурсы в первую очередь мелких частных инвесторов, также чрезвычайно слабы и немногочисленны. В значительной мере их рост сдерживается отсутствием адекватного законодательства (в части пенсионных и страховых сбережений), требуемого количества профессиональных управляющих компаний, а также низкой эффективностью деятельности управляющей компании.

             В российском законодательстве не упоминаются и кредитные союзы, являющиеся основными кредиторами мелких и средних предпринимателей в добольшевистской России и играющие существенную роль в современных Германии, Франции, Голландии, США. Естественно, что кредитных союзов в нашей стране нет.

             Валютное регулирование, реализуемое в настоящее время банком России, предполагает лицензирование ввоза капитала в полном соответствии с российским законодательством, которое зачастую создает запретительный режим для иностранных инвестиций. В то же время не разработаны эффективные механизмы, препятствующие вывозу капитала из страны. Механизмы же, которые используются для ограничения вывоза капитала, существенно осложняют торговлю с иностранными партнерами, так как приводят к повышению трансакционных издержек и снижению скорости оборота капитала. По сути, действующий порядок контроля над движением капитала “работает” наоборот – стимулирует  утечку и препятствует ввозу.

             Для иностранных инвесторов неблагоприятны отдельные аспекты таможенного регулирования, в частности такие, как режим временного ввоза, режим продажи авиабилетов и др. В последнее время для иностранных граждан введены ограничения на вывоз валюты суммами, продекларированными при въезде, причем об изменениях никто не был предупрежден, и многие люди потеряли деньги.

Такого рода факты порой сводят на нет эффективность более важных мер правительства по улучшению инвестиционного климата.

            Проблемы в области внешней торговли часто связаны с такими факторами, как сертификация, стандарты и различные требования к маркировке. Число наименований ввозимых товаров, подлежащих сертификации, многократно превышает соответствующие сертификационные требования, действующие в странах ЕС.

            Для экономики России принципиально важно завоевать прочные позиции на мировых рынках. Учитывая низкую конкурентоспособность большей части продукции нашей обрабатывающей промышленности, для начала надо закрепиться на тех рынках, где Россия имеет свои позиции, прежде всего на рынках СНГ. Иностранные инвестиции могли бы способствовать росту российского экспорта, но при условии, что инвесторы смогут рассчитывать на рынки СНГ. В связи с этим следует признать крайне нежелательным сохранение в долгосрочной перспективе нынешнего порядка обложения НДС продукции, экспортируемой в страны СНГ, особенно на Украину. Двойное обложение НДС при поставках на украинский рынок подталкивает отечественных экспортеров на различные схемы обхода существующего порядка, например, путем экспорта через Польшу.

             Один из существенных факторов инвестиционного климата – политика местных властей. Важность инвестиций осознается во многих регионах, поэтому там инвесторам предоставляются налоговые освобождения и другие льготы. Основным типом стимулов, предусмотренных этим законодательством, являются фискальные льготы (по  уплате налогов, подлежащих зачислению в региональный бюджет). Однако порой создается впечатление, что Россия представляет собой не единое государство. А состоит из ряда феодальных княжеств со своими собственными порядками. Этому есть ярд подтверждений:

·        желание захватить собственность (или участвовать в ней) как условие содействия инвестициям (Москва, Башкирия, Татарстан, Красноярск и др.);

·        стремление строить барьеры на пути вывоза или ввоза продукции (Краснодарский край, Белгородская, Курская, Тульская область и др.);

·        особые отношения с рядом предпринимателей, ограничения конкуренции, поддержка отдельных предприятий;

·        необоснованный отказ в регистрации хозяйствующих субъектов;

·        прямой запрет на осуществление отдельных видов деятельности;

·        не предусмотренные законодательством поборы и лицензии;

·        коррупция при выдаче лицензий и регистрации;

·        противоречие федеральному законодательству. Особенно в налоговой сфере (подавляющее большинство субъектов РФ);

·        излишняя бюрократизация административных процедур;

·        создание препятствий для миграции рабочей силы;

·        совмещение функций хозяйствующих субъектов с функциями органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления.

         В течение 1997-1998 гг. в России были предприняты определенные усилия по реформированию бухгалтерского учета. Однако реформа осуществляется очень медленно, часть принимаемых российских правил бухгалтерского учета основана на устаревших подходах. Поэтому новые правила бухгалтерского учета сегодня не удовлетворяют требованиям ни одной категории заинтересованных внешних пользователей: иностранных инвесторов и кредиторов больше интересует либо отчетность по стандартам, соответствующим МСФО (международные стандарты финансовой отчетности), либо US GAAP; российских – инсайдерская информация, которая менее всего видна из отчетности; налоговые органы – отчетность в соответствии с требованиями налогового законодательства.

         Всем категориям инвесторов необходима не только адекватная информация о положении предприятия, но и уверенность в том, что полученный (или неполученный) ими дивиденд (процент) – это результат финансово-хозяйственной деятельности предприятия. А не его учетной политики, “подстроенной” под интересы налоговых органов и не учитывающей потребности инвесторов.

         Формально существует национальный режим, общий для российских и иностранных инвесторов. Но в действительности равенства нет. С одной стороны, есть преимущества у иностранцев: доступ к капиталу и кредиту, опыт управления, технологии. С другой – российские предприятия уходят от налогов, используют денежные суррогаты и в целом их положение, вероятно, предпочтительнее. Они более влиятельны в “коридорах” власти, с большей готовностью идут на подкуп государственных чиновников, в результате чего получают реальные преимущества.

          Инвестиционную привлекательность России в глазах иностранных инвесторов существенно снижает отсутствие того режима благоприятствования по отношению к иностранным инвестициям, который они имеют в других странах с переходной экономикой.

В последнее время положение на мировых рынках стало более благоприятным для России, но главным образом за счет стабилизации мирового финансового рынка и появления свободных ресурсов. Внутренние российские условия пока не становятся более привлекательными. Иностранные компании размещают в России лишь производство основных потребительских товаров. В стратегическом плане ситуация сложилась критическая. Кризис доверия губителен, прежде всего, для прямых инвестиций, так как они предполагают специфированную и менее ликвидную форму капитала. По пальцам одной руки можно пересчитать крупнейшие мировые компании, разместившие свое производство в России, несмотря на популярность их товарных знаков на российском рынке и высокий потенциальный спрос. Это является серьезным негативным сигналом более мелким инвесторам, идущим на новые рынки в фарватере мировых гигантов.

           В рейтинги конкурентоспособности на 1999 год, составляемом International Institute for Management and Development для 47 стран на основании анализа 288 критериев, Россия занимает “почетное” 47 место.  Журнал Institutional Investor определяет кредитный рейтинг России в 20 баллов из 100 возможных (максимум символизирует наименьшую вероятность дефолта по суверенному долгу), что ставит ее на 104-е место в списке из 133 стран.  [4]


В последние годы в народном хозяйстве России сложились уникальные возможности для выхода из кризиса на основе роста инвестиций и производства. Норма валовых национальных сбережений в ВВП к настоящему времени значительно возросла. Превысив его треть (см. рис. 1)


   Норма валового сбережения

  Норма валового накопления  основного капитала    

  Использование сбережений на накопления


Рис. 1. Норма сбережения и накопления ВВП в России.


Это значительно превышает относительные величины валовых сбережений в составе ВВП в большинстве промышленно развитых стран мира (см. рис. 2)




Франция       Германия       Италия         США         Россия

 




Рис. 2. Норма сбережения в России (1996-2001 гг.) и других странах мира (1980-1992 гг.)


Рис. 3.  Динамика инвестиционного потенциала российской экономики в 1995-2000 гг.


           В результате в России сформировался значительный потенциал ресурсов для инвестирования. На рис. 3 представлены данные, характеризующие рост ресурсов валовых национальных сбережений в 1999 – 2000 гг. Они показывают, что в 2001 году потенциал валовых сбережений превысил додевальвационный (1997 г.) уровень в 1,8 раза. Проблема, однако, в том, что данные ресурсы  значительной своей части не используются на цели накопления и инвестирования в основной капитал, а экономика в последнее время теряет темпы инвестиционного оживления (см. рис.1), в итоге норма валового накопления основного капитала практически не растет, “балансируя” на уровне 16-18 % ВВП (см. рис.1).

           Причины такой ситуации кроются в особенностях сформировавшейся   воспроизводственной модели российской экономики,    характеризующейся, в частности:

·        усилением ее зависимости от конъюнктуры мировых рынков сырья и поддержанием роста посредством высокоинтенсивной эксплуатации производственного аппарата  экспортоориентированного сектора, приближающейся к предельно возможному уровню загрузки мощностей;

·        накоплением в стране масштабного потенциала сбережений, в значительной своей части не используемого на инвестиции в реальные активы;

·        высокой концентрацией этого потенциала в отраслях экспортоориентированного сектора промышленности на фоне обострения дефицита инвестиционных капиталов в обрабатывающем комплексе, увеличением разрыва в прибыльности производств в этих секторах;

·        ростом масштабов финансирования зарубежных экономик за счет ресурсов экспортного сектора (вывоз капитала, накопление валютных резервов в государственном и частном секторах экономики;

·        неразвитостью каналов межотраслевого перетока капиталов из капиталодостаточных в капиталодефицитные отрасли промышленности;

·        невозможностью поддерживать устойчивую и высокую динамику экономического роста только за счет экспортоориентированного сектора

     экономики.

Последний получил максимальный выигрыш от девальвации рубля и благоприятной ценовой конъюнктуры мировых рынков. Этот сектор формирует сегодня подавляющую часть всех национальных сбережений. Валовые сбережения предприятий за последние годы увеличились наиболее значительно: с 12% ВВП в преддевальвационный  период (1997 г.) до 22-23% в настоящее время. Именно на эти ресурсы опирается рост инвестиций в промышленности. Однако они оказались “замкнутыми” в топливно-сырьевом секторе и не перетекают в обрабатывающие производства, остро нуждающиеся в инвестиционной реконструкции.

             Сегодня экспортный сектор концентрирует примерно три четверти валовой прибыли промышленности и инвестиций в основной капитал.

             Значительно выросли сбережения и в секторе государственных учреждений: с 1% в 1997 году до 7-9% в 2001 году. Эти ресурсы также оказались во многом исключенными из сферы инвестиционной деятельности и используются для расчетов государства по долгам, на цели роста потребления в рамках бюджетной системы и наращивания бюджетного профицита.

             Таким образом, на фоне избытка инвестиционных капиталов в одних секторах (преимущественно экспортоориентированных) другие по-прежнему испытывают острый инвестиционный голод. Причем зачастую это касается отраслей, имеющих четкое позиционирование, устойчивый сбыт на внутреннем рынке и перспективы развития (пищевая промышленность и др.).

              В результате  внутренне ориентированный сектор экономики России сегодня остается наиболее рисковой сферой приложения капитала, значительно уступая по прибыльности инвестициям в экспортоориентированные отрасли. Причем, улучшение финансового положения второго сектора слабо сопряжено с успехами в производственной деятельности, а во многом обусловлено благоприятной конъюнктурой мировых рынков.

             Острая проблема на ближайшую перспективу связана с тем, что потенциал макроэкономических факторов, на которые ранее опирался инвестиционный подъем (импортозамещение на основе вовлечения в хозяйственный оборот незагруженных мощностей) к настоящему времени во многом оказался исчерпанным. Дальнейшее увеличение  дозагрузки мощностей все в большей степени упирается в объективные ограничения – высокий уровень физического и морального износа производственного капитала, причем, как и в экспортных, так и во внутренне ориентированных отраслях.

              По ряду системных рыночных признаков инвестиционный климат в стране по-прежнему столь же неблагоприятен, как и в преддевальвационный период. Причины состоят в институциональной и законодательной неурегулированности инвестиционной деятельности, в том числе относительно обеспечения прав собственности; незащищенности инвесторов; высоких трансакционных и налоговых издержках; запретительно высоких барьерах для “входа” инвесторов на рынок; исключительно низкой роли государства как создателя правового режима инвестиционной деятельности.  [6]

2.2.         Пути улучшения инвестиционного климата в России.

 

 

               Прежде чем определять долгосрочную стратегию политики улучшения инвестиционного климата в России, следует ответить на несколько фундаментальных вопросов:


·        Есть ли иной выход, кроме ставки на частные инвестиции?


Попытки оживить государственные инвестиции, в том числе на основе бюджета развития и Банка развития, предпринимались правительством  Примакова – Маслюкова. Они, очевидно, будут предприниматься и впредь. Государственные инвестиции особенно важны, когда речь идет об инфраструктуре и поддержке потенциально конкурентоспособных секторов экономики с высокими технологиями. Однако объемы необходимых ресурсов и уровень их эффективности таковы, что государственные капиталовложения в лучшем случае могут играть второстепенную роль. Отсюда – ставка  на частные инвестиции. Отсюда – безальтернативность самых серьезных усилий по улучшению инвестиционного климата.

·        Что мы предпочитаем: эффективность инвестиций или их объем?

Недостаток инвестиций толкает нас прежде всего к увеличению их объемов. В пользу этого  подхода “работают” и советские традиции. Однако на самом деле мы должны отдавать предпочтение эффективности, в том числе и потому, что еще не завершился процесс смены инвестиционных режимов, сопровождающий переход от планового к рыночному хозяйству. Не все инвестиции одинаково полезны. Многие объемы инвестиций предприятий, в том числе естественных монополий и региональных (местных) властей, даже при нынешней жалкой величине, остаются “советскими” по показателям эффективности. При жестком отборе и качественном исполнении проектов важно, чтобы первые места в этом списке занимали самые эффективные. Сегодня это не так.

·        Что мы будем стимулировать – потребительский спрос или сбережения?

В последнее время появилась точка зрения, что сейчас для экономического роста нужно стимулировать потребительский спрос и увеличивать денежные доходы населения. Есть даже предложение сразу удвоить зарплату. Однако не стоит забывать, что доходы населения могут реально повышаться только по мере роста производства и производительности труда. Альтернатива – печатать деньги и ожидать роста цен, “съедающего” номинальные денежные доходы, или брать взаймы.

Другой способ стимулирования спроса – поощрять его в ущерб сбережениям. Следует подчеркнуть, что российское пореформенное общество не нуждается в поощрении потребления:  все слои общества, как бы стремясь вознаградить себя за многие десятилетия принудительного воздержания  советскую эпоху, хотят увеличить потребление. Вопреки официальны данным реальные национальные сбережения крайне низки, может быть, только за исключением очень узкого слоя наиболее состоятельных граждан. Поэтому в стимулировании нуждаются именно сбережения, именно вложения в инвестиции, для чего должны быть предложены достаточно доходные и надежные инструменты. Они стали бы важным элементом улучшения инвестиционного климата.


·        Как предпочтительнее поощрять или привлекать инвестиции:    

за счет или предоставления каких-либо льгот и привилегий приоритетным проектам или инвесторам, или же создания равных благоприятных условий для всех?

Вопрос более чем уместен, ибо конкретные льготы, особые условия предоставлять легче и эффект от них можно получить быстрее. Для нас более характерна именно такая практика. Примеры – указ президента РФ об особых условиях для инвесторов в автомобильной промышленности; пониженная вдвое ставка налога на прибыль для расходов из прибыли на производственные инвестиции. Между тем подобный образ действий искажает нормальные мотивы сбережений и инвестиций: предпочтение одних оборачивается ущемлением интересов других (как правило, большинства инвесторов). В сложившейся ситуации, видимо, нельзя избежать применения некоторых льгот для инвесторов, например, предоставления инвестиционного налогового кредита, предусмотренного Налоговым кодексом. Но, как правило, более эффективно общее улучшение условий для инвестиций: вместо льгот по налогам целесообразнее общее снижение налогового бремени.


·        Что делать для прекращения оттока капитала?

Ясно, что без ответа на этот вопрос не удастся мобилизовать инвестиции в объемах, требуемых для реструктуризации российской экономики. Здесь также два принципиально разных пути, однако, в известной мере дополняющие друг друга. Путь первый – административные ограничения и усиление государственного контроля. Путь второй, более важный и перспективный, - создание экономических и правовых условий, при которых вывозить капитал будет невыгодно.

Необходимой предпосылкой инвестиционной деятельности является низкий уровень инфляции, равно как и предсказуемость поведения цен в экономике. Поэтому важнейшей задачей остается проведение политики, направленной на устойчивое снижение инфляции и инфляционных ожиданий. Требуются ужесточение контроля над доходами и расходами бюджета, завершение в кратчайшие сроки создание централизованной казначейской системы исполнения бюджета. Полученная правительством РФ небольшая отсрочка по выплате внешних долгов должна быть эффективно использована для реструктуризации накопленных обязательств.

             Необходимо создать простую и понятную систему налогообложения, которая отвечала бы чаяниям налогоплательщиков и позволяла бы соблюсти государственные интересы.

              Нужно пересмотреть и резко сократить налоговые и таможенные льготы, а их предоставление должно носить не индивидуальный, а формализованный характер. Но важное место среди возможных фискальных стимулов предпринимательской деятельности занимают льготы, связанные с преференциальным режимом поставок импортного оборудования, сырья и комплектующих, используемых на предприятиях с прямыми иностранными инвестициями (полное или частичное освобождение от импортных пошлин), а также экспорта продукции этих предприятий (освобождение от экспортных пошлин, льготы по доходам от экспортных операций или полное освобождение их от налогов). Следует определить соответствующие российским реалиям критерии выделения прямых инвестиций и особенности их правового режима.

              Требуются реальная жесткая регламентация перечня налогов, которые могут вводить субъекты Федерации и местные органы власти, а также ограничение суммарного налогового бремени по этим налогам. Критически важно прекратить практику хаотичного внесения поправок в налоговое законодательство, увеличив период действия стабильных правил хотя бы до года.

              В кратчайшие сроки следует реализовать программу реструктуризации банковской системы, завершить введение новой системы бухгалтерского учета, базирующейся на международных принципах. [4]

             Активизации инвестиционного процесса будут способствовать также: сокращение доли средств, отвлекаемых с внутреннего рынка для покрытия дефицита государственного бюджета; предоставление государством гарантий по возврату части заемных средств с целью расширения источников финансирования; участие государства в кредитовании инвестиционных проектов на основе разделения риска с инвестором и другими кредиторами; применение механизма санации и банкротства предприятий для наиболее эффективного использования накоплений.

             Улучшению инвестиционного климата способствовало бы создание банковской структуры, которая аккумулировала бы финансовое обеспечение государственных гарантий; такое структурное подразделение может быть выделено в составе Российского банка развития. Важной мерой представляется отмена действующего ограничения на применение льготы по выведению       из-под налогообложения расходов предприятий на осуществление инвестиций в развитие производства, его модернизацию и внедрение новой техники. Улучшению инвестиционной деятельности предприятий способствовало бы, далее, сокращение НДС по линии постепенного снижения основной ставки с одновременным ростом собираемости налога с продаж, а также совершенствование механизма возврата НДС экспортерам.

               Облегчение доступа иностранных инвесторов к информации об инвестиционных возможностях как российской экономики в целом, так и регионов также способствовало бы улучшению инвестиционного климата. В этой связи актуальна задача создания отвечающей международным стандартам федеральной информационной системы, предоставляющей зарубежным предпринимателям сведения об инвестиционных проектах.

               Необходимо, наконец, устранить (очевидно, на основе совершенствования федерализма) негативно влияющую на инвестиционный климат в стране регионализацию рынка инвестиций. Она выражается в том, что региональные органы власти вводят запреты и ограничения на ввоз и вывоз товаров, устанавливают местные пошлины на поставку товаров из других регионов России, задействуют особые торговые режимы, создают региональные торговые структуры, которым предоставляется монопольное право на торговлю отдельными товарами.

                Предусматриваемый на ближайшие годы комплекс мер по дальнейшему улучшению инвестиционного климата, созданию благоприятных условий для иностранных инвесторов направлен на то, чтобы благодаря притоку иностранных инвестиций в российскую экономику ускорить решение таких проблем социально-экономического развития страны, как продвижение конкурентоспособных российских товаров и технологий на внешний рынок, расширение и диверсификация экспортного потенциала, развертывание импортозамещающих производств, развитие реального сектора в депрессивных регионах, освоение рыночных отношений в сфере предпринимательства. [5]

 




 

 





 

 

Заключение



        Привлечение в широких масштабах национальных и  иностранных

инвестиций в  российскую  экономику  преследует  долговременные

стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного  общества,  характеризующегося  высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию   рынка   товаров,  рабочей  силы  и  капитала. А иностранный  капитал  может     привнести  в  Россию  достижения  научно-технического прогресса и     передовой  управленческий  опыт. Поэтому включение России  в мировое    хозяйство и  привлечение иностранного капитала - необходимое условие    построения в  стране современного гражданского общества. Привлечение    иностранного капитала в материальное  производство гораздо выгоднее,  чем    получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают государственные    долги.

Приток иностранных инвестиций жизненно важен  и для достижения

среднесрочных целей - выхода  из  современного общественно-экономического кризиса, преодоление спада производства и ухудшения качества    жизни россиян. При этом необходимо иметь в виду, что интересы    российского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов – с другой, непосредственно не совпадают. Россия   заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего  экспортного потенциала,  проведении антиимпортной политики, в привнесении в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные  инвесторы  естественно  заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет  обширного  внутреннего рынка России,  ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники.

Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача:  привлечь  в страну иностранный капитал,  не лишая его собственных стимулов и направляя его мерами  экономического регулирования на достижение общественных целей. Привлекая иностранный капитал, нельзя допускать дискриминации в отношении национальных инвесторов. Не следует предоставлять предприятиям с иностранными инвестициями налоговые льготы,  которых не имеют российские,  занятые в той же сфере деятельности. Как показал опыт,  такая мера практически не влияет на инвестиционную  активность иностранного  капитала,  но приводит к возникновению на месте бывших отечественных производств  предприятий  с  формальным иностранным участием,  претендующих на льготное налого-

обложение.

        Нужно стремиться  создать благоприятный инвестиционный климат не только для иностранных инвесторов,  но и для своих собственных. И  речь не о том,  чтобы найти им средства на осуществление инвестиций.  Российскому частному капиталу  также  нужны гарантии от принудительных изъятий и произвола властей, система страхования от некоммерческих рисков,  а также стабильные условия работы при осуществлении долгосрочных капиталовложений.




































Список литературы


1.     Зименков Р.И. Прямые инвестиции США в экономику России.//США. Канада. Экономика. Политика. Культура. – 1999. – с. 3-13.


2.     Безруков В., Сафронов Б., Марковская В. Конъюнктура инвестиционного рынка.//Экономист. – 2001. – № 7. – с. 3-7.


3.     Инвестиции и инновации. Словарь справочник под ред. Бора. – М., 1998. – 172 с.


4.     Инвестиционный климат в России. Доклад экспертного института. //Вопросы экономики. – 1999. –№ 12. – с. 4-25.


5.     В. Лебедев. Привлечение иностранных инвестиций: фактология, проблемы, подходы к решению.//Российский экономический журнал.-2000. – № 5-6. – с. 69-79.


6.     Смирнов А., Водянов А. Инвестиционная политика: каким методам госрегулирования отдать  предпочтение?//Российский экономический журнал. – 2001. – № 11-12. – с. 3-7.


7.     Теория и практика накопления и инвестиций в переходной экономике России. Под ред. Ю. В. Матвеева, В. Н. Строгова. – Самара: СГЭА, 1999. – с. 218.


8.     Шумпетер И. А. Теория экономического развития. – М.: Прогресс, 1995. – с. 312.

 











Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.