Например, в США накопленный объем прямых иностранных
инвестиций, составлявший в 1976 г. порядка 30 млрд. долларов, возрос к концу
80-х годов более чем в 10 раз; общий же объем иностранных активов в экономике
превысил к этому времени 1,5 трлн. долларов. При наличии в США развитой
системы законодательного регулирования инвестиционной деятельности такой мощный
приток иностранного капитала в большой мере способствовал дальнейшему подъему
экономики страны на основе прежде всего повышения производительности труда и
развития конкурентоспособного экспортного потенциала.
Весьма активная роль иностранного капитала в подъеме
экономики отчетливо видна и в новых индустриальных странах Юго-Восточной Азии.
При его непосредственном участии (общий объем прямых иностранных инвестиций в
эти относительно небольшие страны к концу 80-х годов превысил 20 млрд.
долларов),они ускоренно прошли ставшие уже классическими этапы современной индустриализации:
развитие импортозамещающих отраслей (60-е годы), создание экспортного
потенциала (70-е годы) и развитие наукоемких отраслей (80-е годы и начало 90-х)
. В результате по производству некоторых видов продукции, включая наукоемкие,
новые индустриальные страны вышли на передовые рубежи в мировом
хозяйстве.
Рекордной величины в последнее время достигли
иностранные инвестиции в Индонезии. На долю иностранных вложений приходится
около 22% всех инвестиций в индонезийскую экономику.
Иностранному капиталу во многом обязана в своем
развитии и Бразилия. Здесь к началу 1990 г. сумма прямых инвестиций составила
порядка 30 млрд. долл., причем на долю совместных и иностранных предприятий
приходилось около ЗО% промышленного производства и, главным образом, в
важнейших его отраслях - машиностроении, металлургии, химии и нефтехимии. С
привлечением иностранных инвестиций в Бразилии, как и в новых индустриальных
странах Азии, в первую очередь решались задачи развития импортозамещающих
производств и последовательного наращивания экспортного потенциала. При этом
крупнейшее южноамериканское государство стремилось не к получению иностранных
кредитов и займов, которые обычно становится кабальными для развивающихся
стран, а к привлечению прямых иностранных инвестиций для создания современных
промышленных производств на взаимовыгодных условиях. Одновременно экономическое
сотрудничество с зарубежными корпорациями организовывалось по возможности так,
чтобы использовать уже сложившиеся их фирменные каналы и рынки сбыта
бразильской продукции.
В конечном счете, привлечение иностранного капитала
позволило Бразилии модернизировать многие действующие производства, а также
заново создать такие современные отрасли, как электроника, робототехника,
биотехнология, аэрокосмическая промышленность, получить дополнительный приток в
страну иностранной валюты для удовлетворения внутренних нужд и обслуживания
внешнего долга.
Как видно из приведенных примеров, разные страны,
при всей их дифференциации по возможностям и условиям экономического развития в
отношениях с иностранным капиталом действительно обнаруживают много общего. И
главное здесь в том, что иностранные инвестиции в экономику той или иной страны
становятся своего рода катализатором ускоренного экономического и социального
развития. При этом было бы неоправданно сводить все дело к созданию на основе
иностранных инвестиций какого-то нового производства, хотя это, разумеется,
тоже очень важно. Но еще важнее роль таких инвестиций как фактора,
активизирующего включение в хозяйственный процесс ранее плохо
использовавшегося природного, производственного, трудового потенциала.
Иностранный капитал, органично соединяясь с национальными усилиями и
ресурсами, генерирует по принципу цепной реакции высокий интегральный эффект
на основе применения более прогрессивных средств труда, повышения квалификации
работников и улучшения использования имеющихся производственных ресурсов. [8]
2.
Инвестиционный
климат в условиях переходной экономики России.
2.1.
Современное
состояние инвестиционного климата в России.
Вопрос об инвестиционном климате в России в
настоящее время выходит на передний план. От его решения, может быть, больше
чем от всех других
факторов, зависит будущее российской экономики. В настоящее время
инвестиционный климат в стране весьма неблагоприятен: приток прямых иностранных
инвестиций примерно в пять раз меньше оттока капитала. В области прямых
инвестиций сравнительные позиции России выглядят довольно скромно. По
накопленной за период 1989-1998 гг. сумме прямых иностранных инвестиций (ПИИ)
на душу населения Россия занимает лишь 21-е место среди 25 стран Центральной
и Восточной Европы и СНГ. Объем иностранных инвестиций к ВВП даже в 1997г.,
когда приток ПИИ был в стране максимальным, составил 0,8 %. Максимальные
объемы иностранных вложений были достигнуты в 1997 году, когда они составили
12295 млн. долларов, в том числе прямые инвестиции – 5333 млн., портфельные –
681 млн. и прочие – 6281 млн. долларов.
Наиболее активно в экономику России инвестировали: Германия,
США, Великобритания, Кипр, Франция, Нидерланды, Италия, Швейцария, Швеция и
Япо6ния (они дали 89,3% объема всех накопленных инвестиций и около 83,6%
-накопленных ПИИ).
Вследствие кризиса 1998 года макроэкономические показатели
ухудшились, однако достигнутая ранее финансовая стабилизация не сорвана.
Инфляция возросла, составив за
первые восемь месяцев 1999 года около 30 %, но не вышла за допустимые рамки.
Обеспечена относительная стабильность рубля. Наблюдается устойчивое
положительное сальдо внешнеторгового баланса (13,3 млрд. долларов за первое
полугодие, за аналогичный период 1998 года – 2,5 млрд. долларов.). Существенно
улучшился платежный баланс. Наблюдается рост промышленного производства (в
августе 1999 года – на 14,2 % по сравнению с августом 1998 года, за
январь-август 1999 года _ на 5,9 % по сравнению с аналогичным периодом 1998
года)1.
Вместе с тем еще в 1996 году стало ясно, что только макроэкономической
стабилизации и даже снижения процентных ставок будет недостаточно для
возобновления экономического роста и повышения инвестиционной активности.
Кризис 1998 года это подтвердил. Нужны серьезные и комплексные
институциональные изменения. Россия остро нуждается в реструктуризации своей
экономики на современной технологической основе. Для этого потребуется за 20
лет более 2 трлн. долларов инвестиций из всех источников.
Сегодня
износ основных фондов российских предприятий составляет более 50 %. Объем
инвестиций в основной капитал падает уже в течение 12 лет и в мае 1999 года
составил 22 % уровня 1991 года. Наблюдается значительный отток капитала, а
всего за годы реформ, по наиболее взвешенным оценкам, он достиг 130-140 млрд.
долларов. [4]
________________
1 Социально-экономическое положение России. Янв. _
август 1999. М.: Росстатагенство, с.14.
Традиционно принято считать, что главные
конкурентные преимущества России – это богатые природные ресурсы, высокий
уровень образования и высокий интеллектуальный потенциал. Но в отношении
качества трудовых ресурсов надо трезво оценивать нашу конкурентоспособность.
Сравнительная интегральная оценка качество рабочей силы, которую швейцарский
институт Beri ежегодно определяет для 49
стран, ставит Россию близко к группе стран, не подходящих для размещения
какого-либо производства1. Трудовая дисциплина оценивается в ⅓
возможного максимального уровня.
Что касается инфраструктуры, то она
обычно оценивается как явно слабая. Необъятные просторы страны оборачиваются
значительными транспортными издержками, что снижает привлекательность регионов,
удаленных от рынков сырья и сбыта. Из-за отсутствия современной инфраструктуры
многократно возрастают необходимые первоначальные затраты.
Политическая нестабильность и
непредсказуемость
– одно из самых уязвимых мест российского инвестиционного климата.
Объем государственного долга несопоставим с источниками
обеспечения, временная структура платежей по его обслуживанию крайне
неблагоприятна. В настоящее время внешний долг правительства РФ составляет
более 150 млрд. долларов, что эквивалентно приблизительно 90% ВВП 1999 г.
Состояние государственного долга предопределяет низкий
кредитный рейтинг России и высокие процентные ставки, поэтому без решения
проблемы задолженности нельзя рассчитывать на значительный приток капитала на
приемлемых условиях.
Государственное управление является
критически важным фактором в период трансформации экономики. Одна из
характерных черт переходного периода в России – слабое государство. С
советских времен сохраняется тенденция приносить экономические интересы в
жертву политике. Нет четкого разделения функций между властью и бизнесом, что
приводит к сращиванию капитала и государства, чрезмерному влиянию частных лиц
на выработку государственной политики и к личной заинтересованности федеральных
чиновников в определенных решениях.
Дефолт и девальвация 1998 года явились
следствием безудержного наращивания государственного долга в 1995-1996 гг. ради
достижения политических целей. Олигархи, искусственно поддержанные государством
в 1993-1996 гг. исходя из текущего видения политических потребностей, в
дальнейшем стали сильным тормозом на пути эффективных преобразований.
В течение последних лет в России так и не был
достигнут социальный консенсус. Экономические трудности, ломка общественных
отношений, реформы и противостояние им – все это поддерживало острый конфликт
на политической сцене, подрывало политическую стабильность.
_______________
1Подмастерья. –
Эксперт, 1999, №15.
Можно понять неизбежность подобных
явлений в процессе становления новой демократической России. Но до тех пор,
пока они продолжаются, инвестиционный рейтинг страны будет оставаться низким.
Радикальное преобразование
собственности в России не сопровождалось созданием адекватных механизмов корпоративного
управления и контроля. Большинство российских компаний не воспринимают
создание инвестиционной привлекательности в качестве приоритетной задачи. В
последние 3-4 года произошло множество нарушений прав инвесторов, особенно в
компаниях, где контрольный пакет акций принадлежит одной из
финансово-промышленных групп. Портфельные инвесторы, среди которых много
иностранных, лишаются возможности влиять на решения и получать информацию по
основным вопросам деятельности предприятий и вытесняются из компаний. Весь
контроль, позволяющий, в частности, распоряжаться денежными и материальными
активами компании. Переходит к ФПГ. Такие действия создают высочайший риск для
инвестиций, в первую очередь портфельных, обладатели которых обычно выступают в
роли младших акционеров, что делает инвестиции бессмысленными. Захват контроля
над предприятием, как правило, создает предпосылки для разворовывания имущества
предприятия, перевода финансовых потоков в специально созданные компании,
доведения предприятия до банкротства.
Серьезной опасностью для прав инвестора
является и недостаточная регламентация оснований для инициирования процедуры
банкротства и ее проведения. Наблюдается парадоксальная ситуация: те
предприятия. Которые имеют достаточный запас прочности, вовлекаются в процедуры
банкротства (так как существует благоприятная возможность для захвата
контроля над ними со стороны конкурентов), а безнадежные предприятия избегают
этой процедуры (не находится желающих приобрести такие предприятия, а шансы
получить долги в ходе процедуры банкротства невелики).
Существенный ущерб наносит инвесторам непредоставление им информации
менеджерами компаний, предусмотренной действующим законодательством, о
деятельности предприятия и его финансовом состоянии. Кроме того, отчеты,
составленные по отечественным канонам бухгалтерского учета, зачастую
бесполезны, так как содержащиеся в них данные не позволяют получить
достоверную оценку состояния предприятия.
Основные
барьеры на пути развития эффективной системы корпоративного управления в России
состоят в:
·
отсутствии
действенных механизмов перераспределения собственности в пользу эффективных
собственников. (Происходящие сдвиги связаны, как правило, с перераспределением
капитала от работников к менеджерам без повышения доли внешних акционеров,
заинтересованных в эффективном корпоративном управлении.);
·
наличии
высокой доли аффилированных лиц в структуре собственности многих предприятий;
·
низких
стандартах качества информации о деятельности компаний, что не способствует
привлечению внешних инвесторов, в первую очередь иностранных;
·
игнорировании
и ущемлении прав меньшинства акционеров. (Органы государственного регулирования
и правовая система неспособны пока обеспечить их права.);
·
отсутствии
понимания многими руководителями приватизированных предприятий того, что их
ответственность связана с удовлетворением интересов собственников (акционеров),
а не прочих заинтересованных сторон – местных властей, трудового коллектива.
Для инвестора самое важное – стабильность
законодательной базы, соблюдение правовых норм и возможность обеспечить их
принудительное исполнение. Законы же, регламентирующие инвестиционную
деятельность в России, страдают серьезными недостатками: заимствование норм,
применяемых в государствах с иным уровнем институционального и культурного
развития; наличие взаимоисключающих норм и т.д.
Практика внесения поправок в действующие законодательные
акты не продумана и нередко для решения сиюминутной проблемы вносятся такие
изменения, которые разрушают уже существующую концепцию правового
регулирования.
Дестабилизирующим фактором предпринимательской
деятельности является несоответствие федерального и региональных
законодательств. Однако самая главная проблема – плохое исполнение законов.
Серьезным фактором неисполнения законов является
неэффективность судебной защиты в случае нарушения норм права. У инвесторов нет
уверенности в том, что их права и интересы будут защищены в соответствии с
духом и буквой закона.
Масштабы преступности и коррупции в России
чрезвычайно велики и оказывают крайне негативное влияние на инвестиционный
климат. По наиболее вероятным оценкам, теневая экономика охватывает около ¼
ВВП.
Организованная преступность стала реальным конкурентом
государства в “сборе” налогов. Кроме того, она объективно препятствует переходу
предпринимателей из теневой экономики в легальную.
Когда говорят о неблагоприятном инвестиционном
климате в России, то чаще всего имеют в виду непосильное налоговое бремя.
На самом деле оно немногим тяжелее, чем в большинстве европейских стран.
Проблемы кроются не столько в высоких ставках, сколько в определении
налогооблагаемой базы. Существенные пробелы в налоговом законодательстве и
противоречивость ряда установлений создают зоны правовой неопределенности.
Однако дело не только в налоговом бремени.
Предприятия не защищены от произвола налоговых и таможенных органов. Поскольку
налоговые отношения могут регулироваться лишь государством, то в условиях
хронического дефицита бюджета налогоплательщики оказываются под усиленным
давлением фискальных служб. Сложность получения необходимой информации о
трактовке изменений в законодательстве, частота нововведений неоправданно
увеличивают издержки по мониторингу законодательства и повышают фискальные
риски, которые являются одной из главных составляющих неблагоприятной оценки инвесторами
положения в российской экономике.
Слабость банковской системы –
существенный тормоз для инвестиций и один из важнейших факторов инвестиционного
риска. Кроме сложности получить кредит по доступной цене, агентам экономики
трудно проводить расчеты, получать деньги со счета, что замедляет скорость
трансакций и увеличивает их стоимость. Широко применяется “черный нал”, то есть
проведение операций помимо банков. Значительная их часть в целях выживания
переориентировалась на операции по “отмыванию” денег и обналичиванию, на
обслуживание иных полукриминальных и криминальных операций.
Страницы: 1, 2, 3
|