Гэлбрейт, одним из первых,
сделал попытку теоретически обобщить опыт регулирования экономики США во время
второй мировой войны. Он пришел к выводу, что олигополистический по своей
природе рынок лучше поддается регулированию и планированию, чем рынок свободной
конкуренции. В своих последующих работах Гэлбрейт делит американскую экономику
на две качественно разнородные системы - "планирующую" и
"рыночную".
Основными критериями деления
экономики на две системы являются технико-организационные факторы производства:
наличие передовой техники и сложной организации. "Имеется глубокое
концептуальное различие, - 'утверждает Гэлбрейт, - между предприятием,
находящимся полностью под контролем отдельного лица... и фирмой, которая не
может существовать без организации". Это различие стеной отделяет
"двенадцать миллионов мелких фирм" (т.е. рыночную систему) от тысячи
гигантов, входящих в планирующую систему.
В характеристике различий
между планирующей и рыночной системами Гэлбрейт большое внимание уделяет
категории экономической власти, то есть контролю над ценами, издержками,
потребителями, над экономической средой. Он считает, что в современном обществе
такая власть сосредоточивается только в крупных корпорациях. Неравномерное
развитие секторов экономики порождает большие различия "во власти и,
следовательно, в социальных последствиях".
Рыночная система, включающая
в себя мелкие фирмы и индивидуальных предпринимателей, несовершенна по
сравнению с планирующей системой, - считает Гэлбрейт. Она не может влиять на
цены или на политику правительства; здесь нет мощных профсоюзных организаций;
рабочие здесь получают более низкую заработную плату. Рыночная система
представляет, таким образом, некую зону отчуждения, отделенную от
привилегированной планирующей системы.
Главным в концепции Гэлбрейта
является анализ планирующей системы и ее основного звена - "зрелой
корпорации". По его мнению, именно эта система определяет лицо
современного западного общества и основные тенденции его развития.
Основой крупной корпорации,
по Гэлбрейту, служит "соединение передовой техники с массированным
применением капитала". Он выделяет две стадии в развитии корпорации:
первую стадию он связывает с господством "предпринимательской
корпорации", "которая по времени своего возникновения, размеру и
простоте операций еще позволяет отдельному лицу, контролирующему ее капиталы,
пользоваться единоличной властью...".
В послевоенный период
развитие западной экономической мысли двигалось прежде всего по пути, открытому
"кейнсианской революцией". Как и все экономисты реформистского толка,
институционалисты связывали с государственным регулированием надежды на
создание стабильной и эффективной системы, в которой увязывались бы частные и
общественные интересы. Идеи Кейнса о регулирующем воздействии государства на
рыночную систему были им весьма близки.
Однако институционализм
отнюдь не растворился в кейнсианстве. Институционалисты всегда подчеркивали
значение социального контроля над экономикой, связывая его с проблемой
общественного интереса, содержательных критериев общественного благосостояния.
Поэтому многие из них видели узость кейнсианства, оправдывающего
государственное регулирование необходимостью корректировки рыночных
неравновесии. Институционалисты, доказывая необходимость позитивной роли
государственного регулирования, прежде всего стремились выйти за пределы сугубо
рыночного подхода.
Вместе с тем послевоенный
институционализм отличался от институционализма 30-х гг. как в области
методологии, так и в области теории. Основная проблематика 30-х гг. -
монополизация экономики и конфликты интересов - после окончания второй мировой
войны отодвинулась на второй план. Эволюция институционализма на новом этапе
выразилась в явном преобладании индустриалистско – технократического подхода.
Корни индустриалистских
концепций легко прослеживаются в основных работах Т. Веблена; однако в 50-60-х
гг. эти концепции утратили прежнее критическое звучание; у многих
институционалистов это проявилось в теоретической реабилитации большого
бизнеса, поскольку с ним связывали научно-технический прогресс.
Согласно институционалистской
концепции, научно-техническая революция - это величайшая революция, способная
решать фундаментальные общественно-политические проблемы. В качестве основного
носителя рациональности и движущей силы экономического прогресса выступают
крупные корпорации, которые функционируют на основе императивов индустриализма.
В 50-60-е гг. особо
популярной становятся идеи о происходящей спонтанной трансформации капитализма
прежде всего за счет изменения природы крупных корпораций. Эти идеи были
связаны, во-первых, с концепцией "революции управляющих" и,
во-вторых, с учением демократизации собственности на капитал. Решающую роль
приобрели понятия, представляющие социально-экономическую систему капитализма
как качественно новый этап - "народный капитализм", "общество
всеобщего благосостояния" и др.
Государство, с точки зрения
институционалистов, претерпело кардинальные изменения, вследствие чего основной
целью его стало обеспечение "благоденствия для всех членов общества".
На этой основе получили развитие различные теории "социального
контроля", что наряду с идеей трансформации капитализма было характерно
для институционалиститеского направления послевоенного периода.
Представители современного
институционализма стремятся дать определенные оценки и прогнозы будущему
развитию капиталистического общества. Они разработали разнообразные
"сценарии будущего". Д.Гэлбрейт предсказал переход власти к
"технократам" - инженерно-технической и управленческой элите,
способной организовать рациональное производство в масштабах всего общества.
Р.Хейлбронер считает возможным как наступление эры господства технократии, так
и гибель цивилизации в результате необратимых изменений, вызванных дальнейшим
развитием техники. О.Тоффлер возлагает надежды на благотворное и
"революционизирующее" воздействие НТП в условиях капитализма
"супериндустриальную революцию", которая позволит человечеству
покончить с голодом, болезнями и жестокостью без переворота в способе
производства. Все эти сценарии имеют общую основу - технологический
детерминизм; все они предполагают "трансформацию" капитализма, а с
точки зрения идеологической роли представляют как альтернативу социализму.
2.3. технократические идеи
Гелбрейта
Гэлбрейт стремится соединить
политэкономию и экономическую политику с социологией. Политэкономия, как
доказывают сторонники институционально-социологического направления, не должна
сводить цели общества к увеличению валового национального продукта, структуру
которого определяет рыночный спрос. Необходимо, подчеркивают они, учитывать и
потребности людей, определяемые системой моральных ценностей и требующие
реформы системы образования, здравоохранения, социального обеспечения,
реконструкции городов, охраны окружающей среды. Гэлбрейт считает, что эти цели
могут быть достигнуты без социальной революции при решающей роли крупных
корпораций. Крупная корпорация, по Гэлбрейту, усиливает планирующее начало и
способствует постепенному выравниванию доходов. В условиях научно-технической
революции, все более широкого использования мощных
информационно-кибернетических систем произошли изменения в механизме принятия
экономических решений крупных корпораций. Эти решения принимаются уже не
собственниками средств производства в узкой группе близких к ним менеджеров, а
так же не акционерами, численность которых слишком велика, а новым слоем —
техноструктурой (специалистами по торговле и рекламе, экспертами в области
общественных связей, юристами). Техноструктура - целая совокупность ученых,
инженеров и техников, специалистов по реализации, рекламе и торговым операциям,
экспертов в области отношений с общественностью, лоббистов, адвокатов и людей,
хорошо знакомых с особенностями вашингтонского бюрократического аппарата и его
деятельности, а также посредников, управляющих, администраторов. Техноструктура
становится командной силой корпорации. Крупные корпорации, по Гэлбрейту,
образуя «планирующую систему» внутри государства, переступают затем границы
национального государства, чтобы создать «Международное планирующее сообщество».
Многонациональные корпорации являются «островами сознательной силы в океане
стихийного соперничества». Вместо теории «невидимой руки» Гэлбрейт проповедовал
теорию сознательного регулирования экономики. Главной положительной целью
техноструктуры, по мнению Гэлбрейта, служит рост фирмы, который в свою очередь
становится важнейшей целью индустриальной системы и всего общества, где ведущую
роль играют крупные корпорации. Кроме того, основным ориентиром для крупной
фирмы является минимизация риска, то есть достижение минимума зависимости от
рынка: "Фирма должна осуществлять контроль над продукцией, которую она
продает, и над продукцией, которую она покупает. Она должна поставить на место
рынка планирование". Гэлбрейт приходит к выводу, что планирование -
объективная потребность современной промышленности. Потребность в планировании
он объясняет усложнением технологии производства, значительным увеличением
капиталовложений в новую технику, повышением требований к организации
производства.
Главным в теории Гэлбрейта
является понятие "индустриальной системы" - та часть экономики,
которая характеризуется наличием крупных корпораций. В истории американской
корпорации Гэлбрейт отмечал несколько этапов:
1. Предпринимательская
корпорация (предприниматель сам же и управляющий, и инженер, например Г.Форд);
2. Революция управляющий.
Корпорация становится менеджериальной;
3. Корпорация техноструктуры.
Производство настолько усложняется, что ни один управляющий в нем не
разбирается. Он лишь подписывает бумаги, которые готовят специалисты,
представляющие техноструктуру. Это широкая социальная группа (конструкторские
бюро, ученые, инженеры, экономисты, психологи, мастера, отдельные
квалифицированные рабочие). Эти люди компетентны принимать решения и к ним
переходит власть.
Техноструктура, стоящая у
власти, уже по Гэлбрейту, не ставит своей целью получение максимальной прибыли,
что по его мнению, обуславливает принципиальное отличие "зрелой
корпорации" от предпринимательской. Материальное стимулирование
техноструктуры осуществляется через оклады, продвижения по службе, а это
достижимо по мере расширения масштабов производства. Гэлбрейт подчеркивает
миролюбивый характер техноструктуры. Она идет навстречу другим слоям и
группам. Акционеры получают повышенные дивиденды, рабочие - повышенную
зарплату. Техноструктура налаживает связи не только внутри корпорации, но и за
ее пределами. Здесь Гэлбрейт имеет ввиду планирование как внутрифирменное, так
и "планомерное развитие" производства в "пределах индустриальной
системы".
Гэлбрейт считает, что
техноструктура воплощает "организованные занятия", "мозг
корпорации", и таким образом, по праву обладания самым дефицитным
фактором производства - знанием - она имеет все основания для гипотетического
"перехода власти". Гэлбрейт отрицает противоречие капитализма и
считает, что внутри индустриальной системы интересы рабочих все в большей
степени согласуются с интересами корпорации, а "классовые конфликты - лишь
предмет страстной мечты революционеров старого склада". Гэлбрейт считает,
что рабочие в "зрелой корпорации" не нуждаются даже в защите со
стороны профсоюза. По его мнению, "профсоюзы существуют только потому,
что прочно уселись на плечи рабочего, которому приходится их терпеть ..."
Разрабатывая "сценарий
будущего", Гэлбрейт представляет переход к "новому
социализму", включающий три главных звена:
1. Всесторонняя поддержка
"рыночной системы".
2. Буржуазная национализация
отдельных корпораций и расширение государственного сектора в экономике.
3. Создание системы
"национального планирования".
Понятие "социализм"
он использует "в качестве меры, направленной на исправление положения
там, где существует общий низкий уровень развития, и как средство контроля над
гипертрофированным развитием. Программа реализации сценария "нового
социализма" Гэлбрейта предполагает воздействие современного буржуазного
государства на два основных объекта: рыночную и планирующую системы:
"Проблема состоит в том, чтобы управлять не одной экономикой, а двумя:
одна из них подчинена рынку, другая планируется фирмами, из которых она
состоит". Он предлагает различные стратегии для этих двух секторов
капиталистической экономики. По его мнению государство должно относиться к
рыночной системе как к отсталому сектору экономики и оказывать ей всестороннюю
помощь. Формулируя условия, необходимые для ликвидации отставания рыночной
системы, он называет многие аспекты деятельности правительства в отношении
данного сектора: повышение зарплаты, гарантированный минимум доходов
предпринимателей и фермеров; правительственное регулирование цен и
производства, предоставление льгот по капиталовложениям; меры по оказанию
научно-технической помощи мелким предприятиям и содействию сельскому хозяйству,
в часности его централизованное обеспечение электроэнергией и оборудованием;
национализация важных для населения сфер деятельности. При переходе к
"новому социализму" Гэлбрейт предполагает национализацию таких сфер
рыночной системы, как городской транспорт, медицинское обслуживание, жилищное
строительство.
Фактически
буржуазно-реформистская концепция Гэлбрейта означает осуществление ряда
мероприятий, направленных на дальнейшее развитие
государственно-монополистического капитализма. Огосударствление ряда отраслей
инфраструктуры позволит переложить тяжесть финансирования малодоходных или
убыточных отраслей на госбюджет, т.е. прежде всего на
трудящихся-налогоплательщиков.
2.4. «новый социализм»
Гэлбрейт ввел термин «новый
социализм», «респектабельный социализм»; Он считает, что такой социализм уже
утвердился в Западной Европе и Японии, и призывает внедрить его в США. Гэлбрейт
не предлагает менять форму собственности, т. к. крупные формы несут планирующее
начало.
Если старый социализм был
идеологическим, то новый социализм, по мнению Гэлбрейта, результат
обстоятельств.
Одновременно с мероприятиями
по развитию рыночной системы предлагаются меры для реформы плановой системы:
введение прогрессивного налогообложения с целью сокращения разрыва вдоходах,
мероприятия по стабилизации цен и заработной платы, межотраслевая координация,
национализация крупных военных фирм, борьба с загрязнением среды, воды и т.д.
Политика в отношении плановой системы, подчеркивает Гэлбрейт, состоит в том,
чтобы дисциплинировать ее цели и поставить на службу общественным задачам.
Таким образом, Гэлбрейт конкретизировал содержание своей реформаторской
программы, выявив одновременно толкование понятия "социализм" как
средство управления и контроля (без коренной и тем более насильственной ломки
современной системы западной экономики).
Большую роль он отводит
программе налоговых реформ. Он предлагает урезать высокий доход наиболее
богатых лиц, увеличить доходы более бедной части населения. Для этого
предлагается не только прогрессивное налогообложение, но и повышение
минимальной зарплаты с помощью профсоюзов. Он призывает поощрять объединение в
профсоюзы трудящихся, занятых в мелком бизнесе в сфере услуг и в сельском
хозяйстве. Все эти реформы Гэлбрейт призывает осуществить без классовой борьбы,
обращаясь к здравому смыслу предпринимателей «Новый социализм не имеет
идеологического характера, он навязывается обстоятельствами»
Есть сферы, где приоритет
государства должен быть бесспорным Такие отрасли, как медицина и жилищное
строительство, например, не могут функционировать в рыночной системе «Особенно
это относится к искусству При отсутствии государственной поддержки нужно
предполагать недостаточный уровень его развития. Общество, в котором
отсутствует государственное вмешательство в интересы наук, называемых
гуманитарными, и искусства, будет прискорбно несбалансированным» Необходимы
государственные заказы на произведения искусства «Значительные и растущие
заказы и поддержка искусства являются не только нормальной, но и существенной
обязанностью современного государства».
Еще одна сфера, где
необходимо государственное вмешательство — это сельское хозяйство Регулирующие
меры сводятся к поддержанию сельскохозяйственных цен, кооперативным закупкам
удобрений, горючего и оборудования, государственному снабжению электроэнергией,
субсидиям в поддержку новых методов. При отсутствии таких мер поступление
продуктов питания и натуральных волокон было бы недостаточным, а стоимость
подобно стоимости жилья и медицинской помощи, очень высокой.
Гэлбрейт критикует
капиталистическое общество потребления. «Чем же объясняется тогда
жизнеспособность капитализма? Ведь недостатки налицо Прежде всего тем, что ему
удалось добиться отождествления экономического успеха и процветания с изобилием
самых различных товаров личною потребления» Он сумел превратить производство
этих товаров и услуг в высшую цель общества, заполнить потребительской
деятельностью досуг, духовную жизнь людей и даже, в известной мере, сферу
искусства».
«Успех капитализма, который
не предвидели ни Маркс, ни Энгельс, ни Ленин, кроется не только в изобилии
товаров и подъеме покупательной способности населения, но и в создании общества
массового спроса, делающего приобретение товаров главной целью жизни человека
Капитализм сумел подойти к этому рубежу развития благодаря превращению тех,
кого он эксплуатировал, в своих главных покупателей.
Но как убедить людей в
ложности идеалов «общества потребления», подменяющего собой истинную ценность
досуга, свободного времени, духовного развития? У меня нет простых решений. В
вышедшей три десятилетия назад книге «Общество изобилия» я писал о том, что
такого рода общество все в меньшей степени удовлетворяет действительные
жизненные потребности. Кроме того, его воздействие на окружающую среду
негативно».
Гэлбрейт — сторонник мирной
социализации общества. «Существует ли реальная социалистическая альтернатива?
Для меня вполне очевидно, что революционная динамика в развитом
капиталистическом мире полностью утрачена. От радикальной перспективы следует
отказаться сохранится стремление к тому, что можно назвать «реальной социальной
демократией», т. е. к строю, в котором интеллигенция и государственный аппарат
действуют в интересах всех без исключения членов общества, в том числе и вновь
прибывших иммигрантов. Следует избегать применения доктрин о необходимости
большей оплаты богатых и меньшей — бедных, чтобы те и другие работали лучше.
Важно отказаться от нынешней политической ориентации на интересы зажиточных
классов. Надеюсь на поиск более справедливой налоговой системы. С одной
стороны, она бы взимала более высокий подоходный налог. С другой, вижу
необходимым значительное повышение налога на продажу всех потребительских
товаров. Это нужно в целях получения достаточных средств на образование,
повышение уровня жизни бедных слоев, решение ряда социальных проблем: большей
доступности библиотек, школ, стадионов, улучшение состояния улиц и работы
общественного транспорта. При капитализме государство может сыграть намного
большую роль в тех областях, где он еще не сумел добиться успеха. Разумеется,
его военная сфера должна сокращаться».
Теория Гэлбрейта и его
сторонников в большей степени нацелена на будущее, отличается социальной
ответственностью за сохранение окружающей среды, за социальную гармонию и мир.
Заключения
В свой курсовой я постаралась
раскрыть тему институциолизма. Подводя итоги, можно сказать, что
институционализм представляет собой качественное новое направление экономиической
мысли. Они поддерживают идею государственного регулирования экономики,
отвергают способность капиталистической системы к регулированию экономики
отвергают способность капиталистической системы к саморегулированию. Данное
направление акцентирует внима-ние не только на экономических, но и на
социологических и социально-психологических факторах. Упор делается на
расширение социальных программ, сохранении экологии, обеспечение
гарантированного дохода каждому члену общества независимо от трудового вклада.
Главное место в моей курсовой
работе занимает один из видных представителей этого направления, человек
внесший огромный вклад в возрождение и последующие развитие институциолизма --
это один из наиболее крупных и влиятельных американских экономистов, социальный
мыслитель, дипломат, литератор, общественный деятель, профессор экономики
Гарвардского университета -- Джон Кеннет Гелбрейт. И поэтому я сочла нужным не
только посветить ему целую главу но и рассказать о нем подробнее.
Джон Гелбрейт Родился он 15
октября 1908г. в Канаде. Окончил университет в Торонто, получил степень доктора
философии в Калифорнийском университете. Преподавал в ряде университетов США. В
1941 – 1943 гг. – сотрудник Управления по контролю над ценами, в 1961 –1963 гг.
– посол США в Индии. Джон Кеннет Гэлбрейт – один из наиболее крупных и
влиятельных американских экономистов, социальный мыслитель, дипломат,
литератор, общественный деятель, профессор экономики Гарвардского университета.
Главным в теории Гэлбрейта
является понятие "индустриальной системы" - та часть экономики,
которая характеризуется наличием крупных корпораций.
Гэлбрейт стремится соединить
политэкономию и экономическую политику с социологией. Политэкономия, как доказывают
сторонники институционально-социологического направления, не должна сводить
цели общества к увеличению валового национального продукта, структуру которого
определяет рыночный спрос. Необходимо, подчеркивают они, учитывать и
потребности людей, определяемые системой моральных ценностей и требующие
реформы системы образования, здравоохранения, социального обеспечения,
реконструкции городов, охраны окружающей среды. Гэлбрейт считает, что эти цели
могут быть достигнуты без социальной революции при решающей роли крупных
корпораций. Крупная корпорация, по Гэлбрейту, усиливает планирующее начало и
способствует постепенному выравниванию доходов. В условиях научно-технической
революции, все более широкого использования мощных
информационно-кибернетических систем произошли изменения в механизме принятия
экономических решений крупных корпораций. Эти решения принимаются уже не
собственниками средств производства в узкой группе близких к ним менеджеров, а
так же не акционерами, численность которых слишком велика, а новым слоем —
техноструктурой (специалистами по торговле и рекламе, экспертами в области
общественных связей, юристами). Техноструктура становится командной силой
корпорации.Крупные корпорации, по Гэлбрейту, образуя «планирующую систему»
внутри государства, переступают затем границы национального государства, чтобы
создать «Международное планирующее сообщество». Многонациональные корпорации
являются «островами сознательной силы в океане стихийного соперничества».
Вместо теории «невидимой руки» Гэлбрейт проповедовал теорию сознательного
регулирования экономики.
Теория Гэлбрейта и его
сторонников в большей степени нацелена на будущее, отличается социальной
ответственностью за сохранение окружающей среды, за социальную гармонию и мир.
Результатом последних разработок
неоинституционалистов стали: "теория трансакционных издержек",
"экономическая теория прав собственности","теория общественного
выбора" и др. Такая неоднородность породила множество течений и школ
внутри этого направления. Но в институционализме выделяются три основные
направления, обозначившиеся еще в конце XIX в.: институционализм
социально-психологический, социально-правовой и эмпирический (конъюнктурно
статистический). Все они, несмотря на общность фундаментальных
положений,значительно отличаются друг от друга в подходах, методике анализа и
трактовке причин и следствий экономических явлений, роли и значения отдельных
институтов в жизни общества.
Список используемой
литературы.
1. А. С. Булатов Экономика. Учебник 3-е
издания. Москва 1999, ЮРИСТЬ.
2. А.П. Казаков, Н.В. Минаев
Экономика ( макро, микро, прикладная). Учебный курс Москва 1996
3. Агапова И.И. История экономической
мысли. Курс лекций. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство
ЭКМОС, 1998.
4. Ядгаров Я.С. История экономических
учений. Учебник для вузов. 2-е издание. – М.: ИНФРА-М, 1998.
5. Сурин А.И. История экономики и
экономических учений. – М.: Финансы и статистика, 1998.
6. Маркова А.Н. Современные
экономические теории Запада. – М.: Финстатинформ, 1996.
7. Российская экономическая Акадения
имени Г.В. Плеханова. Общая экономическая теория. – М.: Промо-медиа, 1995.
8. Титова Н.Е. История экономических
учений. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДО, 1997.
9. Костюк В.Н. История экономических
учений Курс лекций. – М.: Издательский центр, 1997.
10. Бартенев С.А. История
экономических учений. Москва, 2001
11. История экономических учений:
Учебное пособие / Под ред. В. Автономова, О. Ананьина,
Н. Макашевой. М., 2003.
12. Майбурд Е.М. Введение в историю
экономической мысли. От пророков до профессоров. М., 1996 (2000).
13. Сорвина Г.И. История
экономической мысли двадцатого столетия. М., 2001.
14. История экономических учений /
Под общ. ред. Г.А. Шмарловской. 2-е изд., испр. Минск, 2001.
Страницы: 1, 2, 3
|