Все ее сторонники
рассматривают экономику как систему, где отношения между хозяйствующими
субъектами складываются под влиянием экономических и внеэкономических факторов,
среди которых исключительную роль играют технико-экономические факторы. В этом
направлении экономической теории отмечаются недостатки капитализма: засилье
монополий, недостатки свободной рыночной стихии, растущая милитаризация
экономики, отдельные пороки «общества потребления» (такие, как бездуховность и
т.д.). Ученые склонны рассматривать обычные проблемы экономической науки, но с
более широкой позиции, принимая во внимание те или иные аспекты общественной
жизни, а также культурные и исторические предпосылки, не входящие в круг
экономических явлений, но (как они считают) влияющие на эти явления. Несмотря
на значительный круг проблем, охватываемый в работах указанных экономистов, им
не удалось образовать собственную единую исследовательскую программу. Как
отмечал Коуз, работы американских институционалистов ни к чему не привели,
поскольку в них не было теории для организации массы описательного материала.
Также работы старых институционалистов отличаются значительной
междисциплинарностью, являясь, по сути, продолжениями социологических,
правовых, статистических исследований в их приложении к экономическим
проблемам.
1.3 институционализм и другие
школы
Институционализм и
традиционная теория представляют собой, по существу, два совершенно различных
способа отражения экономической реальности, первый— с позиций её эволюции, а
другой — с позиции статики и структуры.
Отношение институционалистов
к кейнсианству иное. Между ними больше точек соприкосновения, общих подходов,
сказывается общность социально-классовых позиций. Наиболее близок
институционализм к посткейнсианству в Англии. Концепцию неоклассиков сторонники
социально-институционального направления отвергают и подвергают суровой
критике. Они критикуют их прежде всего за узость толкования экономических
проблем в рамках саморегулирующейся рыночной экономики, за отрыв от социальных
вопросов, от политики. Отвергается методологическая концепция неоклассиков
—маржинализм. Ориентируясь на систему, базирующуюся на социальных отношениях,
институционалисты не приемлют механического равновесия,
определяющего сущность
традиционной экономической концепции. Споры между институционалистами и
неоклассиками не прекращаются на протяжении многих десятилетий. В последнее
время они вновь разгорелись в связи с очередным неоклассическим возрождением.
Институционалисты резко критикуют монетаристов, сторонников теории экономики
предложения, новой классики. Как отметил американский экономист В. Брейт, эти
существенным образом влияют на официальную экономическую доктрину США и других
стран. По его словам, институционалисты обоснованно полагают, что кейнсианская
политика стимулирования агрегативного спроса лучше, чем рынок, способна решать
задачи эффективного использования ресурсов, если она сопровождается мерами по
контролю над ценами и доходами. Институционалисты не разделяют положения о
кризисе кейнсианства. По их мнению, можно говорить лишь о трудностях,
переживаемых в настоящее время этой концепцией. Вину за провалы экономической
политики администрации США в 80-е годы они возлагают на монетаристов и
сторонников экономики предложения. Коренной порок неоклассической концепции
институционалисты видят в том, что она неизменно исходит из идеи незыблемости
приоритета рыночной структуры, рынка в экономике. Институционалисты отвергают
её, как и неоклассический тезис о суверенности потребителя. Они критикуют
сторонников неоклассических школ за игнорирование глубинных и долговременных
изменений в развитии общества. И в этом вопросе позиция представителей
социально-институционального направления явно предпочтительнее. Социализм
институционалисты не приемлют. Они характеризуют капитализм как строй,
претерпевающий процесс постоянных преобразований. Основу этого, по их мнению,
составляет эволюционное обновление общества, его спонтанная трансформация.
Институционалисты концентрируют внимание на широком спектре
социально-экономических изменений, проявляющихся в обществе в процессе его
эволюционного обновления. Они стремятся раскрыть механизмы изменений, объяснить
их динамику и выявить рычаги эффективного воздействия.
В области методологии
институционализм, по мнению многих исследователей, имеет много общего с
исторической школой Германии. Например, В. Леонтьев пишет, что выдающиеся
представители американской экономической мысли, имея в виду Т. Веблена и У.К.
Митчелла, «в своей критике количественных аналитических методов в экономической
науке продолжили общую линию немецкой исторической школы. Частично это можно
объяснить тем обстоятельством, что на рубеже веков влияние немецкой школы в США
было столь же велико, а возможно, и более значительно, чем влияние
английской». Но историзм и учет факторов социальной среды для обоснования путей
экономического роста хотя и символизируют схожесть методологических принципов
институционализма и исторической школы Германии, но отнюдь не означают полной и
безоговорочной преемственности традиций последней. И причин здесь несколько:
Во-первых, находясь под
теоретическим влиянием А. Смита, немецкие авторы второй половины XIX в. всецело
поддерживали юнкерские круги
Пруссии в их борьбе за утверждение в Германии свободы торговли и других
принципов экономического либерализма, включая необходимость неограниченной
свободной конкуренции предпринимателей.
Во-вторых, историзм в
исследованиях немецкой школы проявлялся преимущественно в утверждении
естественного характера рыночных экономических отношений и поддержке положения
об автоматическом установлении равновесия в экономике на всем протяжении
развития человеческого общества.
В-третьих, в трудах авторов
исторической школы Германии не допускались даже какие-либо намеки на возможность
реформирования экономической жизни общества на принципах, ограничивающих
«свободное предпринимательство».
Институционализм, таким
образом, являет собой качественно новое направление экономической мысли. Он
вобрал в себя лучшие теоретико-методологические достижения предшествовавших
школ экономической теории, и прежде всего основанные на математике и
математическом аппарате маржинальные принципы экономического анализа
неоклассиков (в части выявления тенденций в развитии экономики и изменений
конъюнктуры рынка), также методологический инструментарий исторической школы
Германии (для исследования проблем «социальной психологии» общества). Во многом
похожее суждение высказывает М. Блауг, по мнению которого, «пытаясь определить
суть «институционализма», мы обнаруживаем три черты, относящиеся к области
методологии:
1) неудовлетворенность
высоким уровнем абстракции, присущим неоклассике, и в особенности статическим
характером ортодоксальной теории цен;
2) стремление к интеграции
экономической теории с другими общественными науками, или «вера в преимущества
междисциплинарного подхода»;
3) недовольство недостаточной
эмпиричностью классической и неоклассической теорий, призыв к детальным
количественным исследованиям».
2. Институционально-социологическое
направления Гелбрейта
2.1. Джон Кеннет Гелбрейт
После Второй мировой войны
чистый институционализм пошел на спад. Хотя скорее изменилось его место в
науке. Из отдельного течения институционализм превратился в метод общего
анализа процессов и сдвигов в реальной экономической системе, с одной стороны,
или в элемент экономической теории – с другой. Но в несколько иной форме
возродился в сочинениях Джона Кеннета Гелбрейта.
Джон Гелбрейт.— один из
видных представителей институционализма. Родился он 15 октября 1908 г. в
Канаде. Окончил университет в Торонто, получил степень доктора философии в
Калифорнийском университете. Преподавал в ряде университетов США. В 1941 – 1943
гг. – сотрудник Управления по контролю над ценами, в 1961 –1963 гг. – посол США
в Индии. Джон Кеннет Гелбрейт – один из наиболее крупных и влиятельных
американских экономистов, социальный мыслитель, дипломат, литератор,
общественный деятель, профессор экономики Гарвардского университета.
Существенное влияние на
формирование взглядов Гелбрейта оказали А. Маршалл, Дж. М. Кейнс, Веблен,
Зомбарт. Гелбрейт, продолжая традицию американской институционной школы
экономики и был одним из видных представителей институционализма. Стремился
создать экономическую теорию, учитывающую воздействие на экономику политики,
государства и других социальных институтов.
В своих научных трудах Дж. Гелбрейт
исследовал тенденции укрупнения промышленного производства, которые привели к
образованию гигантских корпорации (акционерных обществ). Он показывал, что
корпорации достигают наивысших производственных успехов благодаря использованию
новейшей техники и технологии и приходу к руководству предприятиями так
называемой Техноструктура — технических специалистов-администраторов. С этим
связано усиление планирования хозяйственного развития, которое, по мнению Дж. Гелбрейта,
идет на смену рыночным отношениям. В итоге в обществе складываются две системы
— “рыночная система”, охватывающая преимущественно мелкие хозяйства, и
“планирующая система”, куда входят корпорации, взаимодействующие с
государством.
Исходя из качественно
изменившихся в XX в. объективных условий хозяйственного развития, Дж. Гелбрейт
решительно опровергает устаревшие исходные положения неоклассицизма: о
подчинении целей экономической системы интересам отдельного человека, о
свободной и совершенной конкуренции мелких товаропроизводителей, о рыночном
саморегулировании национальной экономики, о преимуществах хозяйственной деятельности
единоличных собственников, о соединении в лице предпринимателя собственника,
организатора производства и получателя дохода.
Гелбрейт исследовал тенденции укрупнения промышленного производства,
образования гигантских корпораций, которые используют новейшую технику.
Происходят крупные институциональные изменения в управлении такими гигантами: к
руководству приходит техноструктура. Так же он исследовав тенденции развития
современного производства, пришел к выводу, что в индустриальном обществе
существует две системы: рыночная и планирующая. Господство крупных корпораций
приводит к становлению планирующей системы с начала внутри государства, а
затем и в международном масштабе. Многонациональные корпорации являются
“островами сознательной силы в океане стихийного соперничества"
“Новый социализм”, по
Гелбрейту, означает сочетание планирующей экономической системы и сильной
социальной политики государства. Гелбрейт считает, что такой социализм, в
отличии от марксистского или вебленовского, уста- навливается без классовой
борьбы на основе здравого смысла предпринимателей
Эти взгляды на современную
экономическую действительность Дж. Гэлбрейт изложил в книгах “Новое
индустриальное общество” (1967) и “Экономические теории и цели общества”
(1973). Ниже приводятся основные положения этих произведений.
2.2. Институционализм мысли
Джона Гелбрейта
Институционализм представляет
собой качественное новое направле-ние экономической мысли. Они поддерживают
идею государственного регулирования экономики, отвергают способность
капиталистической системы к регулированию экономики отвергают способность
капиталис-тической системы к саморегулированию. Данное направление акценти-рует
внимание не только на экономических, но и на социологических и
социально-психологических факторах. Упор делается на расширение социальных
программ, сохранении экологии, обеспечение гарантирова-нного дохода каждому
члену общества независимо от трудового вклада.
Для институционализма с
самого начала его развития было характерно отстаивание идеи социального
контроля и вмешательства общества, глав-ным образом государства, в
экономические процессы. Оно использует ме-тодологию холизма, в которой исходным
пунктом в анализе становятся не индивиды, а институты. Институционалисты широко
используют социо-логию, соединяя её с политэкономией, дополняя экономическую
науку социологическими категориями. Идея синтеза социологического и эконо-мического
анализа лежит в основе их концепций.
Что касается собственной
методологической основы, то следовало бы выделить три принципа, которыми
руководствовались все институциона-листы:
Первый - междисциплинарный подход,
связанный с самим объектом исследования - институтами, структурными и
функциональными аспек-тами институциональной системы в сфере экономики как
части целост-ного общественного механизма. Такая проблематика предполагает
расши-рение рамок экономической теории и преодоление ее замкнутости; она
оказывается тесно связанной с другими обществоведческими дисципли-нами -
социологией, политологией, социальной психологией и др.
Другой провозглашаемый институционалистами
методологический принцип - принцип историзма - выражается в стремлении выявить
движу-щие силы и факторы развития, основные тенденции общественной эволю-ции, а
также обосновать целенаправленное воздействие на перспективы общественного
развития.
Большое внимание
институционалисты уделяют общественным проти-воречиям. Западное общество,
считают они, достигло такой стадии, которая характеризуется глубоким
несоответствием уровня развития науки и техно-логии общественным институтам. Обратившись
к изучению реальностей экономической жизни, институционалисты особое внимание
уделяли проблемам экономической власти, связанным, во-первых, с процессами
монополизации, перестройки рыночных структур и изменениями в ры-ночном
механизме и, во-вторых, с возрастанием вмешательства государ- ства в социально-экономические
процессы.
Институционалистов как экономистов-социологов
привлекали проб-лемы экономической власти в различных ее аспектах: источники,
формы, масштабы, способы реализации, последствия, методы ограничения; власть на
микроуровне и в экономической системе в целом, связь экономической и
политической власти. В орбиту экономических исследований попали во-просы,
связанные с воздействием политики государства на развитие эконо-мики, конфликты
интересов в сфере экономики.
Институционализм выступает как
эволюционное направление. Его представители акцентируют внимание на
социально-экономические изме-нения, "феномен развития", и стремятся к
динамическому анализу.
.Институционалисты констатируют
противоречия между постоянно изменяющейся средой и обладающей значительной
инерцией, консерва-тивной институциональной структурой общества,
сформированной в ре-зультате развития в условиях прошлого. В их трактовках
прогресс науки и техники вызывает через некоторый отрезок времени (лаг)
изменение хара-ктера социально-экономического поведения людей и обуславливает
адап-тационные процессы, приспособление общественных институтов.
В институционально-социологическом
направлении исключительное место занимает проблема преобразования, трансформации
современного общества. Сторонники институционализма полагают, что
научно-техничес-кий прогресс ведет к преодолению социальных противоречий, к
бесконф-ликтной общественной эволюции общества от индусриального к постин-дустриальному,
супериндустриальному или "неоиндустриальному" (т.е.
информационному) обществу. Абсолютизация роли технико-экономичес-ких факторов
позволила выдвинуть теорию конвергенции
Такого рода социализм уже
действительно существует в США и в ряде других развитых стран мира. Некоторые
его элементы присутствуют и в хозяйственном строе России. Россия сравнительно
недавно вновь вступила на путь капиталистического развития. Здесь еще имеют
место факты неста-бильности экономики. Тем не менее, даже сейчас видны
некоторые элеме-нты “нового социализма” - приход к власти молодых,
действительно знаю-щих специалистов в различных отраслях народного хозяйства,
промышлен-ности, торговли.
Веблен, а позже и Гелбрейт
предлагали комплексное изучение обществе-ного строя, где взаимодействуют экономические
и неэкономические фак-торы, причем рассмотренные в динамике, в процессе
исторической эволю-ции.
Институционально-социологическое
направление Гэлбрей Д. рассма-тривает экономику как систему, где отношения
между хозяйствующими объектами складываются под воздействием экономических и
внешнеэконо-мических факторов, особенно технико-экономических. В этом
направлении исключительное значение придается трансформации современного общес-тва
под воздействием научно-технического прогресса. Последний ведет к преодолению
социальных противоречий и бесконфликтной эволюции об-щества от индустриального
к пост и супериндустриальному (теория кон-вергенции).
Для представителей
институционализма характерен определенный критицизм по отношению к негативным
сторонам капиталистической эко-номики- кризисам, безработице и др. Они
рекомендовали осуществление "социального контроля", регулирующих мер
со стороны государства. Идея "социального контроля" над экономикой
служит лейтмотивом институцио-нализма на всех этапах его развития.
Страницы: 1, 2, 3
|