Меню
Поиск



рефераты скачать Инфляция в странах с переходной экономикой

Поскольку чрезмерный внешний и внутренний долг выступают факторами инфляции при отсутствии возможности для их погашения, то необходимо не только устанавливать, но и соблюдать его лимит.

После финансового кризиса 1998г. возникла необходимость к возврату к эмиссии денег в целях покрытия бюджетного дефицита. Поэтому встает необходимость соблюдения лимитов денежной эмиссии и установления возврата кредитов, выдаваемых государству ЦБ.

Неинфляционным источником покрытия бюджетного дефицита должна стать

разумная налоговая политика. Последняя должна ориентироваться не только на фискальные цели, но и на регулирование развития экономики. В российской же налоговой системе сочетаются карательные налоговые ставки и обилие лазеек, позволяющих уклониться от уплаты налогов.

Специфической для России мерой антиинфляционного регулирования является преодоление кризиса неплатежей в хозяйстве. В этой связи актуальной задачей является нормализация денежных расчетов путем ликвидации задолженности предприятий друг другу и бюджету. При помощи государства предстоит урегулировать задолженность путем клиринговых многосторонних зачетов.

Регулирование денежных факторов инфляции.

В условиях товарного производства все хозяйственные связи опосредуются деньгами, поэтому диспропорции в экономике приобретают денежную форму.

Поэтому одним из элементов антиинфляционной политики является регулирование эмиссии денег и скорости их обращения.

Однако в России резкое ограничение денежной эмиссии по рецептам монетаристов привело к сужению официальной денежной массы.. Для удовлетворения потребностей хозяйства в деньгах появились тысячи неофициальных эмиссионных центров, выпускающих денежные суррогаты.

Предстоит восстановить денежные отношения субъектов рыночной эмиссии, очистить денежный оборот от суррогатов сомнительного юридического происхождения и рассчитывать денежный оборот с учетом реальных потребностей хозяйственного оборота и прогноза экономического развития. Не менее важно совершенствование структуры официальной денежной массы в обращении. В стране велика доля наличных средств в обращении (30-40% против 5-10% на Западе). Снижению потребностей оборота в наличных деньгах может способствовать развитие различных платежных карточек, совершенствование безналичных расчетов, выплата заработной платы через банкоматы.

В антиинфляционных мерах большая роль принадлежит также регулированию скорости обращения денежной единицы, т.к. ее увеличение равносильно дополнительной денежной эмиссии при прочих равных условиях.

Оздоровление банковской системы.

Важным направлением  антиинфляционной политики является санация и реструктуризация банковской системы. С 1998г. деятельность крупных банков была парализована вследствие “замораживания” 1/3 банковских активов, вложенных в ГКО. Это в свою очередь привело к кризису неплатежей в банковской системе, вызвало натиск вкладчиков, изымавших свои рублевые и валютные средства. Все средства хлынули на валютный рынок.

Оставшиеся деньги многие банки перевели на Запад, создали новые финансовые структуры, В итоге многие банки стали оказались банкротами, количество их сократилось в 2 раза.

Для восстановления платежеспособности банков ЦБ принял меры. В их числе проведение многостороннего клиринга за счет средств фонда обязательных резервов, стабилизационные кредиты, создание Агентства по реструктуризации банковской системы с целью ее восстановления и стабилизации.

Требует особого внимания регулирование и контроль ЦБ РФ за деятельностью других звеньев банковской системы в целях ее ориентации на обслуживание реального сектора экономики.

Регулирование цен и заработной платы.

Эта мера – составная часть многофакторной политики по преодолению инфляции. Шоковая либерализация цен в 1992г. раскрутила инфляционную спираль заработной платы и цен. Предприятия- монополисты предпочитают увеличивать цены, а не расширять производство. Лишь с 1997г. наметился позитивный сдвиг в этом направлении. Под давлением государства произошло добровольно-принудительное снижение тарифов и ограничение роста естественных монополий.

Учитывая зарубежный опыт подобное регулирование необходимо распространять и на другие сферы хозяйственной деятельности в сочетании с

регулированием заработной платы в целях сдерживания инфляции издержек.

Практика же России еще раз показала, что в условиях несовершенной конкуренции рыночное регулирование цен недостаточно и должно дополняться их государственным лимитированием.

Состояние фондового рынка.

Оно также влияет на инфляционный процесс. На российском фондовом рынке особую опасность представляет пирамида ГКО, которая сравнялась с объемом денежной массы. Бесспорно, рынок государственных ценных бумаг необходим, в частности, для покрытия дефицита госбюджета. Но в 2001г. выплата высоких доходов по ним съедала 1/3 часть бюджетных расходов. Чрезмерный рост сектора государственных ценных бумаг на фондовом рынке ведет к инфляционным последствиям, подрывая инвестиции, истощая кредитный рынок.

Выход российских правительственных облигаций позволил привлечь инвалюту по более низким ставкам, но не было обеспечено применение этих денег для “латания” бюджета. И отсутствие реальных возможностей для погашения этих заимствований еще более усугубили кризис

Нейтрализация внешних факторов инфляции.

Поспешная отмена монополии внешней торговли и валютной монополии, интеграция России в мировую экономику – все это открыло шлюзы для внешних факторов инфляции.

Снижение курса рубля стало активным фактором роста цен, т.к. импортные

товары составляют половину потребительского рынка России. “Импортируемая” инфляция проявляется также в повышенном спросе на доллары и другие инвалюты. С расширение валютных прав граждане и юридические лица активно обменивают рубли на доллары. Практически это означает кредитование экономики США, которые регулярно экспортируют доллары для наших банков.

Долларизация экономики – объективный процесс в условиях, когда национальная валюта поло выполняет свои функции. Поэтому отменить хождение доллара невозможно. Но возможно и целесообразно ограничить его функции, оставив за ним функцию сбережения и накопления. Что касается функций меры стоимости, средства обращения и средства платежа, то их должна выполнять национальная валюта. Поэтому, вместо фиксирования цен в условных единицах необходимо применять цивилизованные методы страхования инфляционного и валютного рисков.

Для сдерживания “импортируемой” инфляции необходимо регулирование валютного рынка и относительная стабилизация курса рубля. Безусловно предложения ввести фиксированный курс рубля противоречат устоям рыночной экономики. Но в мировой практике преобладает регулируемое плавание валютного курса. Поэтому целесообразно восстановить валютный коридор с большей амплитудой колебаний курса рубля.

Для сдерживания внешних факторов инфляции необходимо более эффективное регулирование внешнеэкономической деятельности, совершенствование экспортного и валютного контроля, принятие мер против долларизации экономики.

В ряду мер антиинфляционной политики особое место занимает проблема урегулирования ситуации вокруг кредитов международных финансовых институтов. Установленные этими организациями высокие ограничения и условия для заимствования средств Россией снижает возможность использования этих заимствований для оздоровления денежного обращения. К тому же международные кредиты используются в основном для “латания” бюджетных дыр.

Разработка эффективного законодательства.

Принятые в нашей стране законы обеспечивают лишь половину потребностей экономики в них. Для нормализации предпринимательской деятельности необходим механизм реализации законов, контроль за их исполнением. Законодательство должно быть рационально, устойчиво, не противоречиво, вызывать доверие у предпринимателей и населения.

2.4 Основные макроэкономические показатели России


 

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Валовой внутренний продукт

95,9

96,4

101,4

94,7

106,4

110,0

105,1

104,7

107,3

107,2

106,4

106,7

Продукция промышленности

95

92

101

95

109

109

103

103

109

108

104

104

Продукция сельского хозяйства

92

95

102

87

104

108

108

102

101

103

102

103

Инвестиции в основной капитал

90

82

95

88

105

117

110

103

112,5

112

111

114

Перевозки грузов

88

77

86

87

104

106

102

98

104

104

109

107

Розничный товарооборот1)

94

100,3

105

97

94

109

111

109

109

113

113

114

Индексы цен производителей промышленной продукции2)

275

126

107

119

171

132

108

118

113

129

113

110

Индексы потребительских цен

2312)

1222)

1112)

1842)

1372)

1202)

122

116

114

111

113

110

Экспорт в страны Содружества

103

109

105

82

78

129

106

107

 130  

144

111

130

Экспорт в другие страны

129

109

99

84

108

144

96

107

 124  

134

137

124

Импорт из стран Содружества

133

106

98

79

74

139

97

91

129

135

107

118

Импорт из других стран

117

95

123

83

68

102

138

117

123

131

138

145


Таблица 1:Основные макроэкономические показатели (в % к предыдущему году).

1)Без оборота предприятий питания.

2)Декабрь к декабрю.


Рост ВВП России по итогам 2007 года ожидается на уровне 7,2%, прогнозирует Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) в ежегодном докладе о развитии переходной экономики (EBRD transition report).

"Темпы роста экономики России, согласно прогнозам, повысятся до 7,2% по итогам 2007 года (по сравнению с 6,7% в 2006 году) и затем вновь упадут до 6,5% в 2008 году", - говорится в документе.

При этом прогноз ЕБРР по инфляции в России - 8,5% - звучит гораздо оптимистичнее того, что делают российские власти.

В начале ноября Минэкономразвития РФ признало, что инфляция в РФ в этом году может достичь 11% вместо запланированных в начале года 8%. Ранее глава Минфина Кудрин заявил, что уровень инфляции в 2007 году может превысить 10%.

В России инфляция по-прежнему остается одной из основных проблем в сфере макроэкономики, отмечается в докладе ЕБРР.

Главным фактором позитивной динамики роста российского ВВП стабильный внутренний спрос на товары и услуги, а также значительное увеличение иностранных инвестиций в Россию. Однако основным тормозом роста экономики России аналитики ЕБРР по-прежнему видят недостаточное развитие инфраструктуры.

При этом банк предостерегает российские власти от административного регулирования внутренних цен. "Любая попытка применить административные меры для сдерживания цен может обернуться дальнейшими перекосами в экономике и повредить слабым банкам", - говорится в докладе.

В то же время ЕБРР отмечает прочность российской банковской системы, которая смогла выдержать отток капитала и резкий рост процентных ставок на внутреннем финансовом рынке в условиях нестабильности на мировых кредитных рынках.

Специалисты банка предупреждают, что хотя темпы экономического развития во всех странах региона с трансформируемой экономикой должны по итогам текущего года установить новый рекорд в 7% (в 2006 году - 6,9%), разразившийся в мире летом текущего года "кредитный голод" может в долгосрочной перспективе привести к замедлению темпов роста.


    

Январь-март

Январь-июнь

Январь-сентябрь

Валовой внутренний продукт

107,9

109,12)

108,62)

Продукция промышленности

108,4

107,7

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.