Такие предприятия являются технологическими
лидерами в отраслях двух типов: в динамичных, с быстро меняющейся технологией,
и в эмбриональных, только зарождающихся (в остальных отраслях, как правило,
техническое развитие осуществляют крупные компании). Так, в сфере программного
обеспечения 98% фирм — малые; в отрасли фотоники и оптики — 97; в наукоемком
сервисе и сфере контроля и измерений — по 96%.
В России процесс создания МИП начался в конце
80-х годов и прошел несколько этапов со сменой организационно-правовых форм и
приоритетных видов деятельности. На этих этапах возникали: научно-технические
кооперативы (НТК); центры научно-технического творчества молодежи (ЦНТТМ);
совместные инновационные предприятия; фирмы-посредники между временными
творческими коллективами и заказчиками научно-технической продукции,
занимавшиеся внедрением нововведений; фирмы, обеспечивающие процесс
компьютеризации страны на базе импортной вычислительной техники, периферийного
оборудования и средств связи. До начала приватизации малые формы
научно-технического профиля являлись теми или иными структурными
подразделениями государственных предприятий или организаций. В ходе же
приватизационной кампании стали возникать частные инновационные предприятия: АО
(товарищества) на материально-технической и финансовой базе государственных
предприятий или предприятий арендного типа (создававшихся на основе НИИ, вузов
и госпредприятий). Начался процесс превращения государственных НИИ и КБ в
частные малые инновационные предприятия.
Ключевую роль в становлении малого
инновационного предпринимательства призвана сыграть система институтов его
поддержки, или инновационная инфраструктура.
В инновационную инфраструктуру
включаются организации, фирмы, объединения, охватывающие весь цикл
осуществления инновационной деятельности от генерации новых научно-технических
идей и их отработки до выпуска и реализации наукоемкой продукции,
представляющей собой совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих друг
друга систем и соответствующих им организационных элементов, необходимых и
достаточных для эффективного осуществления данных видов деятельности. Примерами
элементов такой инфраструктуры являются инновационные центры, инкубаторы,
технопарки, технополисы, консалтинговые и обучающие фирмы.
Инкубатор – это
структура, специализирующаяся на создании благоприятных условий для
возникновения и эффективной деятельности МИП, реализующих оригинальные
научно-технические идеи. Это достигается путем предоставления МИП материальных
(прежде всего научного оборудования и помещений), информационных,
консультационных и других необходимых услуг. Инкубатор – коммерческая
организация: самоокупаемость обеспечивается за счет его участия в той или иной
форме в будущих прибылях инновационных фирм. Развитие инкубаторов
инновационного бизнеса как основы и ядра будущих технопарков и технополисов
представляется оптимальной тактической мерой. Появление их рядом с оборонными
комплексами, академическими институтами и вузами (или непосредственно внутри
них) позволило бы обеспечить творческой и высокооплачиваемой работой
значительное число специалистов, не ставя их перед необходимостью увольнения и
(что особенно злободневно для малых городов) выезда в другие населенные пункты
или даже за пределы страны.
Технопарк – это компактно
расположенный комплекс, который в общем виде может включать в себя научные
учреждения, вузы и предприятия промышленности, а также информационные,
выставочные комплексы, службы сервиса и предполагает создание комфортных
жилищно-бытовых условий. Функционирование технопарка основано на
коммерциализации научно-технической деятельности и ускорении продвижения
инноваций в сферу материального производства.
Наивысшим проявлением
интеграционной тенденции является технополис (научный парк, технологический
парк). Он представляет собой конгломерат из нескольких сотен исследовательских
учреждений, промышленных фирм (преимущественно малых), внедренческих
организаций и других, которых связывает заинтересованность в появлении новых
идей и их скорейшей коммерциализации. Технополис – это структура, подобная
технопарку, но включающая в себя небольшие города (населенные пункты), так
называемые наукограды, развитие которых целенаправленно ориентировано на
расположенные в них научные и научно-производственные комплексы. Объединение
мелких фирм в совокупности создает сложную инфраструктуру, необходимую и
достаточную для крупных инноваций. Центром технополиса, его стержневым звеном,
обычно является крупный университет – генератор и носитель фундаментального
знания, лежащего в основе инноваций.
В США, например,
насчитывается около 300 таких парков, а в Германии – около 300 инновационных
центров. Япония приступила к созданию 19 технополисов с мощным потенциалом для
разработки совершенных технологий в наиболее приоритетных областях. В России –
около 60 технопарков и несколько технополисов: Обнинск, Дубна, Пущино,
Арзамас-16, Томск.
Рыночная ориентация
инновационной инфраструктуры определяет ее способность обеспечивать выполнение
всех своих функций в условиях современной рыночной экономики и возможности
быстрой адаптации к постоянным динамическим изменениям. Конечной целью
формирования инфраструктуры должно быть не просто создание конкретных
хозяйствующих субъектов для более эффективного ведения ими научно-технической и
инновационной деятельности, а обеспечение осуществления их совокупной
деятельности в интересах общества, включая преодоление спада производства, его
структурную перестройку и изменение номенклатуры выпускаемой продукции,
усиление ее конкурентоспособности и привлекательности для внутреннего и
внешнего рынков, создание новых рабочих мест и сохранение научно-технического
потенциала.
2.4. Венчурный бизнес и его формы
Становление инновационного предпринимательства
тесно сопряжено с развитием практики венчурного (рискового) финансирования. В
широком смысле под ним подразумеваются все вложения в рискованные с точки
зрения финансовых результатов проекты, прежде всего в области высоких
технологий. В узком смысле оно означает долго- или среднесрочные инвестиции в
виде кредитов или вложений в акции, осуществляемые венчурными фондами с целью
создания малых быстрорастущих компаний. Чаще всего малые рисковые (или
венчурные) предприятия связаны со сферой НИОКР, поэтому для их обозначения
используется фигурировавший выше термин «малые инновационные предприятия».
Название «венчурный» происходит от английского
<venture> — «рискованное предприятие или начинание». Сам термин
«рисковый» подразумевает, что во взаимоотношениях капиталиста-инвестора и
предпринимателя, претендующего на получение от него денег, присутствует элемент
авантюризма.
Венчурные предприятия могут быть двух видов:
собственно рисковый бизнес;
внутренние рисковые проекты крупных корпораций.
В свою очередь собственно рисковый бизнес
представлен двумя основными видами хозяйствующих субъектов:
независимые малые инновационные предприятия
(МИП);
предоставляющие им капитал финансовые
учреждения.
Малые инновационные предприятия основывают
ученые, инженеры, изобретатели, стремящиеся с расчетом на материальную выгоду
воплотить в жизнь новейшие достижения науки и техники. Первоначальным капиталом
таких предприятий могут служить личные сбережения основателя, но их обычно
недостаточно для реализации имеющихся идей. В таких ситуациях приходится
обращаться в одну или несколько специализированных финансовых компаний, готовых
предоставить рисковый капитал. Подобных компаний в середине 80-х годов,
например, в США существовало более 500.
Специфика рискового предпринимательства
заключается прежде всего в том, что средства предоставляются на безвозвратной,
беспроцентной основе, не требуется и обычного при кредитовании обеспечения.
Переданные в распоряжение венчурной фирмы ресурсы не подлежат изъятию в течение
всего срока договора.
Успехи рискового предпринимательства в
разработке научно-технических новшеств заставили отдельные крупные промышленные
предприятия Военно-промышленного комплекса (ВПК) Российской Федерации, как и за
рубежом, пойти на внутренние рисковые проекты, или внутренние венчуры. Они
представляют собой небольшие подразделения, организуемые для разработки и
производства новых типов наукоемкой продукции и наделяемые значительной
автономией в рамках крупных корпораций. Отбор и финансирование предложений,
поступающих от сотрудников корпорации или независимых изобретателей, ведутся
специализированными службами. В случае одобрения проекта автор идеи возглавляет
внутренний венчур. Такое подразделение функционирует при минимальном
административно-хозяйственном вмешательстве со стороны руководства.
В течение обусловленного срока внутренний
венчур должен провести разработку новшества и подготовить новый продукт или
изделие к запуску в массовое производство. Как правило, это производство
нетрадиционного для данного предприятия изделия.
Своеобразной промежуточной формой между чисто
рисковым бизнесом и внутренними рисковыми проектами является организация
совместных предприятий нового типа, представляющих собой объединение мелкой
наукоемкой фирмы и крупной компании. В рамках такого объединения мелкая фирма
ведет разработку нового изделия, а крупная компания оказывает финансовую
поддержку, предоставляет исследовательское оборудование, обеспечивает каналы
сбыта, организует сервис и послепродажное обслуживание клиентов.
Венчурные фирмы работают на этапах роста и
насыщения изобретательской активности и еще сохраняющейся, но уже падающей
активности научных изысканий.
Главным стимулом для венчурных вложений
является их высокая доходность в случае удачи. Средний уровень доходности
американских венчурных фирм составляет около 20% в год, что примерно в 3 раза
выше, чем в целом по экономике США. Но как правило, венчурные фирмы
неприбыльны, так как не занимаются организацией производства продукции, а
передают свои разработки другим предприятиям – эксплерентам, патиентам,
коммутантам.
Фирмы, специализирующиеся на создании новых или
радикальных преобразований старых сегментов рынка, называются эксплерентами.
Они занимаются продвижением новшеств на рынок.
Для уменьшения риска разрабатываются типовые
схемы финансирования на определенный срок. За этот срок фирма-эксплерент должна
добиться успеха, если ему суждено быть. Фирмы-эксплеренты получили название
«пионерских». Они работают в «окрестностях» этапа максимума цикла
изобретательской активности и с самого начала выпуска продукции.
Перед фирмой-эксплерентом возникает проблема
объема производства, когда привлекательная новинка для рынка уже создана. Для
этого эксплерент заключает альянс с крупной фирмой, так как не может
самостоятельно тиражировать зарекомендовавшие себя новшества. Промедление же с
тиражированием грозит появлением копий или аналогов. Союз с мощной фирмой (даже
при условии поглощения и подчинения) позволяет добиться выгодных условий и даже
сохранения известной автономии.
Фирмы-патиенты работают на узкий сегмент рынка
и удовлетворяют потребности, сформированные под действием моды, рекламы и
других средств. Они действуют на этапах роста выпуска продукции и одновременно
на стадии падения изобретательской активности. Требования к качеству и объемам
продукции у этих фирм связаны с проблемами завоевания рынков. Возникает
необходимость принимать решения о проведении или прекращении разработок, о
целесообразности продажи и покупки лицензий и т.п. Эти фирмы прибыльны. В то же
время существует вероятность принятия неверного решения, ведущего к кризису.
В сфере крупного стандартного бизнеса действуют
фирмы-виоленты – предприятия с «силовой» стратегией. Они обладают крупным
капиталом, высоким уровнем освоения технологии. Виоленты занимаются
крупносерийным и массовым выпуском продукции для широкого круга потребителей,
предъявляющих «средние запросы» к качеству и удовлетворяющихся средним уровнем
цен. Виоленты работают в «окрестностях» максимума выпуска продукции. Их
научно-техническая политика требует принятия решений о сроках постановки
продукции на производство (в том числе о приобретении лицензий); о снятии
продукции с производства; об инвестициях и расширении производства; о замене
парка машин и оборудования.
Средним и мелким бизнесом, ориентированным на
удовлетворение местно-национальных потребностей, занимаются фирмы-коммутанты.
Они действуют на этапе падения цикла выпуска продукции. Их научно-техническая
политика требует принятия решений о своевременной постановке продукции на
производство, о степени технологической особенности изделий, выпускаемых
виолентами, о целесообразных изменениях в них согласно требованиям
специфических потребителей.
Глава 3. Механизм инвестирования в условиях инноваций
3.1. Соотношение источников инновационного финансирования
Главной проблемой поддержки и развития
научно-технического потенциала остается проблема инвестирования средств в
НИОКР. Система финансирования научно-технического развития представляет собой
весьма сложный и постоянно развивающийся механизм. До 1991 г. он в основном
базировался на бюджетных ассигнованиях, а также децентрализованных источниках
целевого назначения, которые образовывались в структурах управления по
соответствующим жестким нормативам. В 1990-1991 гг. в нашей стране начались
реорганизационные мероприятия, связанные с финансированием НТП. Было отменено
регламентированное распределение прибыли по фондам экономического
стимулирования, ликвидировано большинство отраслевых централизованных фондов,
заметно упрощена система контроля за оплатой труда, либерализованы цены.
Естественно, что все эти перемены имели весьма важное значение. В настоящее
время в качестве основных источников средств, используемых для финансирования
инновационной деятельности выступают:
бюджетные ассигнования, выделяемые на
федеральном и региональном уровнях;
средства специальных внебюджетных фондов
финансирования НИОКР, которые образуются ИП, региональными органами управления;
собственные средства предприятий (промышленные
инвестиции из прибыли и в составе издержек производства);
финансовые ресурсы различных типов коммерческих
структур (инвестиционных компаний, коммерческих банков, страховых обществ, ФПГ
и т.п.);
кредитные ресурсы специально уполномоченных
правительством инвестиционных банков;
конверсионные кредиты для ИП оборонного
комплекса;
иностранные инвестиции промышленных и
коммерческих фирм и компаний;
средства национальных и зарубежных научных
фондов;
частные накопления физических лиц.
В последние годы наметилась тенденция
уменьшения доли бюджетных ассигнований в структуре источников инновационного
финансирования при одновременном увеличении нагрузки на собственные средства
предприятий, что показывает Диаграмма 1.
Диаграмма 1.
Структура внутренних затрат на исследования и
разработки по источникам финансирования*
*Составлено по данным Российского статистического
ежегодника.2000 г., с.487.
Как видно из графиков, положительным
направлением является также увеличение доли внешних источников инновационного
инвестирования в российскую инновационную сферу. Таким образом прямое бюджетное
финансирование научно-технического потенциала теряет свое первостепенное
значение в связи с организацией в стране достаточного числа крупных
внебюджетных фондов и привлечением новых источников инвестиций. Чтобы осмыслить
значение этого важного процесса, рассмотрим подробнее некоторые формы
финансирования.
3.2. Бюджетные ассигнования
Важнейшим финансовым источником, обеспечивающим
решение крупномасштабных научно-технических проблем, являются средства
государственного бюджета. За счет бюджетных средств выполняются целевые
комплексные программы, финансируется деятельность ГНЦ, формируется Российский
фонд фундаментальных исследований (РФФИ), а также Фонд содействия развитию
малых форм предприятий в научно-технической сфере.
Первый из указанных фондов предоставляет
средства на безвозвратной основе и ставит своей главной задачей содействие
развитию фундаментальных научных исследований и повышение научной квалификации
ученых. Для этого фонд организует экспертизу и конкурсный отбор проектов
научных исследований, предлагаемых научными учреждениями и отдельными
творческими коллективами, осуществляет финансирование отобранных проектов и
контроль за использованием выделенных для них средств. Фонд является
некоммерческой организацией и не преследует цели извлечения прибыли. Средства
фонда формируются в рублях и в иностранной валюте за счет государственных ассигнований,
добровольных взносов предприятий, учреждений, организаций и граждан (в том
числе иностранных юридических и физических лиц), иных источников денежных
средств.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|