|
*Основы инновационного менеджмента. М.:Экономика.2000 Следует остановиться на некоторых видах инноваций, различающихся по областям применения и этапам НТП: технические появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами; технологические возникают при применении улучшенных, более совершенных способов изготовления продукции; организационно-управленческие связаны прежде всего с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения; информационные решают задачи организации рациональных информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации; социальные направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры. Различные виды инноваций находятся в тесной взаимосвязи и предъявляют специфические требования к инновационному механизму. Так, технические и технологические инновации, влияя на содержание производственных процессов, одновременно создают условия для управленческих инноваций, поскольку вносят изменения в организацию производства. Другая классификация, предложенная чехословацким экономистом Ф.Валентой, позволяет последовательно проследить переходы от инноваций более низкого уровня к более высокому: инновации нулевого порядка — регенерирование первоначальных свойств системы, сохранение и обновление ее существующих функций; инновации первого порядка — изменение количественных свойств системы; инновации второго порядка — перегруппировка составных частей системы с целью улучшения ее функционирования; инновация третьего порядка — адаптивные изменения элементов производственной системы с целью приспособления друг к другу; инновации четвертого порядка —" новый вариант, простейшее качественное изменение, выходящее за рамки простых адаптивных изменений; первоначальные признаки системы не меняются — происходит некоторое улучшение их полезных свойств (оснащение существующего электровоза более мощным двигателем); инновации пятого порядка — новое поколение; меняются все или большинство свойств системы, но базовая структурная концепция сохраняется (например, переход от электродвигателей серии «А» к серии «АИ»); инновации шестого порядка — новый вид, качественное изменение первоначальных свойств системы, первоначальной концепции без изменения функционального принципа (возникновение бесчелночного ткацкого станка); инновации седьмого порядка — новый род, высшее изменение в функциональных свойствах системы и ее части, которое меняет ее функциональный принцип (переход к полупроводникам и транзисторам, замена классического воздушного транспорта транспортом на «воздушной подушке»). 1.4. Инновационный процесс и его этапы Инновационный процесс – это процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании. В отличие от НТП инновационный процесс не заканчивается внедрением, т.е. первым появлением на рынке нового продукта, услуги или доведением до проектной мощности новой технологии. Этот процесс не прерывается и после внедрения, ибо по мере распространения (диффузии) новшество совершенствуется, делается более эффективным, приобретает ранее не известные потребительские свойства. Это открывает для него новые области применения и рынки, а следовательно, и новых потребителей, которые воспринимают данный продукт, технологию или услугу как новые именно для себя. Таким образом, этот процесс направлен на создание требуемых рынком продуктов, технологий или услуг и осуществляется в тесном единстве со средой: его направленность, темпы, цели зависят от социально-экономической среды, в которой он функционирует и развивается. Основой инновационного процесса является процесс создания и освоения новой техники (технологий) (ПСНТ). ПСНТ начинается с фундаментальных исследований (ФИ), направленных на получение новых научных знаний и выявление наиболее существенных закономерностей. Цель ФИ – раскрыть новые связи между явлениями, познать закономерности развития природы и общества безотносительно к их конкретному использованию. На современном историческом этапе ускорение социально-экономического развития, подъем производительных сил, постоянный рост производительности труда и эффективности производства базируются на научно-техническом прогрессе. В свою очередь научно-технический прогресс должен питаться непрерывным потоком фундаментальных научных идей, приводящих к принципиально новым видам техники и технологии. Фундаментальные научные идеи должны широким потоком входить в технику и производство, через новейшие технологии и оригинальные инженерные решения воплощаться в новые машины, оборудование и приборы высшего технического уровня. В цепочке интенсивной экономики «наука - технология - производство» ведущим звеном является наука, порождающая и новейшие технологии, и новые принципы производства. Происходит качественное изменение роли фундаментальной науки в системе организации науки и техники. Если раньше фундаментальная наука развивалась в основном независимо от производства, то теперь она становится неотъемлемым звеном всей цепочки современного научно-технического прогресса, истоком этого единого процесса. В современных условиях наука выступает как непосредственная производительная сила общества. Она все активнее вторгается в сферу материального производства, оказывая на него постоянное и неослабевающее воздействие. В условиях перехода на интенсивный путь развития необходимо быстрое и систематическое воплощение новых научных идей в производстве. Именно поэтому фундаментальные исследования должны опережать потребности техники и производства. Приоритетное значение фундаментальной науки в развитии инновационных процессов определяется тем, что она выступает в качестве генератора идей, открывает пути в новые области знания. Но положительный выход ФИ в мировой науке составляет лишь 5%. В условиях рыночной экономики заниматься этими исследованиями не могут себе позволить отраслевая и тем более заводская наука. ФИ должны финансироваться за счет бюджета государства на конкурсной основе и частично могут использовать внебюджетные средства. Расходы бюджета на фундаментальную науку с момента распада СССР неуклонно снижались, что наглядно показывает нам Таблица 3. Таблица 3. Финансирование науки из средств федерального бюджета* | ||||||||||||||||||||||||||||||
|
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
|||||||||||||||||||||||
Ассигнования по разделу «Фундаментальные исследования и содействие НТП» федерального бюджета: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||
млрд. руб. (с 1998 г. – млн. руб.): |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||
В фактически действовавших ценах |
95,3 |
700 |
2366,3 |
4413,6 |
5699,6 |
8808,7 |
6239,4 |
11621,5 |
|||||||||||||||||||||||
В постоянных ценах 1991 г. |
5,99 |
4,45 |
3,69 |
2,44 |
2,85 |
3,01 |
1,94 |
2,21 |
|||||||||||||||||||||||
в процентах: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||
к валовому внутреннему продукту |
0,5 |
0,41 |
0,39 |
0,29 |
0,27 |
0,36 |
0,23 |
0,26 |
|||||||||||||||||||||||
к расходам федерального бюджета |
2,43 |
2,56 |
1,66 |
1,6 |
1,6 |
2,02 |
1,32 |
1,74 |
*По данным Российского статистического ежегодника.2000 г., с.486.
Анализируя данные показатели, можно придти к выводу, что сокращение объемов финансирования науки продолжалось вплоть до 1997 года, когда наша законодательная власть решила уделять больше внимания научным исследованиям и значительно повысила долю расходов на них в федеральном бюджете. Но в 1998 году происходит крупномасштабный обвал финансовой системы, и статьи бюджета приходится сокращать до минимума. С 1999 года – небольшая стабилизация и постепенный рост. Нельзя также не отметить высокие темпы инфляции, которые обнаруживаются при сопоставлении показателей в фактических и постоянных ценах.
Фундаментальные исследования являются основой инновационного процесса. Второй стадией ПСНТ являются прикладные исследования (ПИ). Они направлены на исследование путей практического применения открытых ранее явлений и процессов. Научно-исследовательская работа (НИР) прикладного характера ставит своей целью решение технической проблемы, уточнение неясных теоретических вопросов, получение конкретных научных результатов, которые в дальнейшем будут использованы в качестве научно-технического задела в опытно-конструкторских работах. Кроме того, ПИ могут быть самостоятельными научными работами.
Под опытно-конструкторскими работами (ОКР) понимается применение результатов ПИ для создания (или модернизации, усовершенствования) образцов новой техники, материала, технологии. ОКР – завершающая стадия научных исследований, это своеобразный переход от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному производству. К ОКР относятся: разработка определенной конструкции инженерного объекта или технической системы (конструкторские работы); разработка идей и вариантов нового объекта; разработка технологических процессов, т.е. способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми в целостную систему (технологические работы).
Вероятность получения желаемых результатов повышается от НИР к ОКР. Примерно 85-90% НИР дают результаты, пригодные для дальнейшего практического использования; на стадии ОКР 95-97% работ заканчиваются положительно. В условиях снижения ассигнований на науку соотношения (в %) между ФИ, ПИ и ОКР увеличиваются в сторону ОКР (см. Таблицу 4).
Проанализировав данные , получим следующие соотношения (в %) между ФИ, ПИ и ОКР:
1994 г. – 17:21:62;
1995 г. – 16:18:66;
1996 г. – 16:16:68;
1997 г. – 18:17:65;
1998 г. – 16:17:67;
1999 г. – 14:17:69.
Тенденция четко определяется, если взять за базис это же соотношение в 1990 году:
1990 г. – 11:34:55.
Это является следствием перехода к рыночной экономике, заставляя науку с целью «выживания» заниматься прикладными работами. Подобный научный потенциал ориентирован на восприятие и применение заимствованных научно-технических достижений и не может обеспечить значительное внедрение базисных и улучшающих инноваций.
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.