Меню
Поиск



рефераты скачать Инновационно-инвестиционный процесс в переходной экономике России

Австрийский ученый И.Шумпетер выделял пять типичных изменений:

использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля – продажа);

внедрение продукции с новыми свойствами;

использование нового сырья;

изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;

появление новых рынков сбыта.

Эти положения И.Шумпетер сформулировал еще в 1911 г. Позднее, в 30-е годы, он уже ввел понятие инновации, трактуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.

По определению, данному в «Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы», инновация – конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Инновация возникает в результате использования результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса производственной деятельности, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования, в других сферах деятельности общества.

Комплексный характер инноваций, их многосторонность и разнообразие областей и способов использования требуют разработки их классификации. В Таблице 2 предложен классификатор инноваций, использование которого позволяет оценивать их конкретнее, полнее, объективнее, комплексно определять их результативность, а также выявлять неоднородность инноваций и подбирать методы управления каждой из них.

Таблица 2.

Классификация инноваций*


№ п/п

Классификационный признак

Классификационные группировки инноваций

1

Области применения инноваций

Управленческие, организационные, социальные, промышленные и т.д.

2

Этапы НТП, результатом которых стали инновации

Научные, технические, технологические, конструкторские, производственные, информационные

3

Степень интенсивности инноваций

"Бум", равномерная, слабая, массовая

4

Темпы осуществления инноваций

Быстрые, замедленные, затухающие, нарастающие, равномерные, скачкообразные

5

Масштабы инноваций

Трансконтинентальные, транснациональные, региональные, крупные, средние, мелкие

6

Результативность инноваций

Высокая, низкая, стабильная

7

Эффективность инноваций

Экономическая, социальная, экологическая, интегральная


*Основы инновационного менеджмента. М.:Экономика.2000

Следует остановиться на некоторых видах инноваций, различающихся по областям применения и этапам НТП:

технические появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами;

технологические возникают при применении улучшенных, более совершенных способов изготовления продукции;

организационно-управленческие связаны прежде всего с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения;

информационные решают задачи организации рациональных информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации;

социальные направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры.

Различные виды инноваций находятся в тесной взаимосвязи и предъявляют специфические требования к инновационному механизму. Так, технические и технологические инновации, влияя на содержание производственных процессов, одновременно создают условия для управленческих инноваций, поскольку вносят изменения в организацию производства.

Другая классификация, предложенная чехословацким экономистом Ф.Валентой, позволяет последовательно проследить переходы от инноваций более низкого уровня к более высокому:

инновации нулевого порядка — регенерирование первоначальных свойств системы, сохранение и обновление ее существующих функций;

инновации первого порядка — изменение количественных свойств системы;

инновации второго порядка — перегруппировка составных частей системы с целью улучшения ее функционирования;

инновация третьего порядка — адаптивные изменения элементов производственной системы с целью приспособления друг к другу;

инновации четвертого порядка —" новый вариант, простейшее качественное изменение, выходящее за рамки простых адаптивных изменений; первоначальные признаки системы не меняются — происходит некоторое улучшение их полезных свойств (оснащение существующего электровоза более мощным двигателем);

инновации пятого порядка — новое поколение; меняются все или большинство свойств системы, но базовая структурная концепция сохраняется (например, переход от электродвигателей серии «А» к серии «АИ»);

инновации шестого порядка — новый вид, качественное изменение первоначальных свойств системы, первоначальной концепции без изменения функционального принципа (возникновение бесчелночного ткацкого станка);

инновации седьмого порядка — новый род, высшее изменение в функциональных свойствах системы и ее части, которое меняет ее функциональный принцип (переход к полупроводникам и транзисторам, замена классического воздушного транспорта транспортом на «воздушной подушке»).


1.4. Инновационный процесс и его этапы

Инновационный процесс – это процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании. В отличие от НТП инновационный процесс не заканчивается внедрением, т.е. первым появлением на рынке нового продукта, услуги или доведением до проектной мощности новой технологии. Этот процесс не прерывается и после внедрения, ибо по мере распространения (диффузии) новшество совершенствуется, делается более эффективным, приобретает ранее не известные потребительские свойства. Это открывает для него новые области применения и рынки, а следовательно, и новых потребителей, которые воспринимают данный продукт, технологию или услугу как новые именно для себя. Таким образом, этот процесс направлен на создание требуемых рынком продуктов, технологий или услуг и осуществляется в тесном единстве со средой: его направленность, темпы, цели зависят от социально-экономической среды, в которой он функционирует и развивается.

Основой инновационного процесса является процесс создания и освоения новой техники (технологий) (ПСНТ). ПСНТ начинается с фундаментальных исследований (ФИ), направленных на получение новых научных знаний и выявление наиболее существенных закономерностей. Цель ФИ – раскрыть новые связи между явлениями, познать закономерности развития природы и общества безотносительно к их конкретному использованию.

На современном историческом этапе ускорение социально-экономического развития, подъем производительных сил, постоянный рост производительности труда и эффективности производства базируются на научно-техническом прогрессе. В свою очередь научно-технический прогресс должен питаться непрерывным потоком фундаментальных научных идей, приводящих к принципиально новым видам техники и технологии.

Фундаментальные научные идеи должны широким потоком входить в технику и производство, через новейшие технологии и оригинальные инженерные решения воплощаться в новые машины, оборудование и приборы высшего технического уровня. В цепочке интенсивной экономики «наука - технология - производство» ведущим звеном является наука, порождающая и новейшие технологии, и новые принципы производства.

Происходит качественное изменение роли фундаментальной науки в системе организации науки и техники. Если раньше фундаментальная наука развивалась в основном независимо от производства, то теперь она становится неотъемлемым звеном всей цепочки современного научно-технического прогресса, истоком этого единого процесса. В современных условиях наука выступает как непосредственная производительная сила общества. Она все активнее вторгается в сферу материального производства, оказывая на него постоянное и неослабевающее воздействие. В условиях перехода на интенсивный путь развития необходимо быстрое и систематическое воплощение новых научных идей в производстве. Именно поэтому фундаментальные исследования должны опережать потребности техники и производства.

Приоритетное значение фундаментальной науки в развитии инновационных процессов определяется тем, что она выступает в качестве генератора идей, открывает пути в новые области знания. Но положительный выход ФИ в мировой науке составляет лишь 5%. В условиях рыночной экономики заниматься этими исследованиями не могут себе позволить отраслевая и тем более заводская наука. ФИ должны финансироваться за счет бюджета государства на конкурсной основе и частично могут использовать внебюджетные средства.

Расходы бюджета на фундаментальную науку с момента распада СССР неуклонно снижались, что наглядно показывает нам Таблица 3.


Таблица 3.

Финансирование науки из средств федерального бюджета*



1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

Ассигнования по разделу «Фундаментальные исследования и содействие НТП» федерального бюджета:









млрд. руб. (с 1998 г. – млн. руб.):









В фактически действовавших ценах

95,3

700

2366,3

4413,6

5699,6

8808,7

6239,4

11621,5

В постоянных ценах 1991 г.

5,99

4,45

3,69

2,44

2,85

3,01

1,94

2,21

в процентах:









к валовому внутреннему продукту

0,5

0,41

0,39

0,29

0,27

0,36

0,23

0,26

к расходам федерального бюджета

2,43

2,56

1,66

1,6

1,6

2,02

1,32

1,74


*По данным Российского статистического ежегодника.2000 г., с.486.

Анализируя данные показатели, можно придти к выводу, что сокращение объемов финансирования науки продолжалось вплоть до 1997 года, когда наша законодательная власть решила уделять больше внимания научным исследованиям и значительно повысила долю расходов на них в федеральном бюджете. Но в 1998 году происходит крупномасштабный обвал финансовой системы, и статьи бюджета приходится сокращать до минимума. С 1999 года – небольшая стабилизация и постепенный рост. Нельзя также не отметить высокие темпы инфляции, которые обнаруживаются при сопоставлении показателей в фактических и постоянных ценах.

Фундаментальные исследования являются основой инновационного процесса. Второй стадией ПСНТ являются прикладные исследования (ПИ). Они направлены на исследование путей практического применения открытых ранее явлений и процессов. Научно-исследовательская работа (НИР) прикладного характера ставит своей целью решение технической проблемы, уточнение неясных теоретических вопросов, получение конкретных научных результатов, которые в дальнейшем будут использованы в качестве научно-технического задела в опытно-конструкторских работах. Кроме того, ПИ могут быть самостоятельными научными работами.

Под опытно-конструкторскими работами (ОКР) понимается применение результатов ПИ для создания (или модернизации, усовершенствования) образцов новой техники, материала, технологии. ОКР – завершающая стадия научных исследований, это своеобразный переход от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному производству. К ОКР относятся: разработка определенной конструкции инженерного объекта или технической системы (конструкторские работы); разработка идей и вариантов нового объекта; разработка технологических процессов, т.е. способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми в целостную систему (технологические работы).

Вероятность получения желаемых результатов повышается от НИР к ОКР. Примерно 85-90% НИР дают результаты, пригодные для дальнейшего практического использования; на стадии ОКР 95-97% работ заканчиваются положительно. В условиях снижения ассигнований на науку соотношения (в %) между ФИ, ПИ и ОКР увеличиваются в сторону ОКР (см. Таблицу 4).

Проанализировав данные , получим следующие соотношения (в %) между ФИ, ПИ и ОКР:

1994 г. – 17:21:62;

1995 г. – 16:18:66;

1996 г. – 16:16:68;

1997 г. – 18:17:65;

1998 г. – 16:17:67;

1999 г. – 14:17:69.

Тенденция четко определяется, если взять за базис это же соотношение в 1990 году:

1990 г. – 11:34:55.

Это является следствием перехода к рыночной экономике, заставляя науку с целью «выживания» заниматься прикладными работами. Подобный научный потенциал ориентирован на восприятие и применение заимствованных научно-технических достижений и не может обеспечить значительное внедрение базисных и улучшающих инноваций.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.