Меню
Поиск



рефераты скачать Инфляция и методы ее регулирования в РБ

p> Поддержание низкоэффективных производств (хотя отдельные предприятия необходимо сохранять) приводит, в конечном счете, к консервации неэффективной системы производства, ее высокой материало- и энергоемкости.
Поэтому необходимо сокращать государственную поддержку материало- и ресурсоемких убыточных и низкорентабельных производств, более широко применяя рыночные методы по повышению эффективности их функционирования
(реструктуризацию, смену форм собственности, санацию, банкротство и др.).

Характерной особенностью работ по экономии и рациональному использованию топливно-энергетических ресурсов, сырья и материалов в ближайшей перспективе должен стать комплексный и предметный подход к их осуществлению, реальное обеспечение ресурсо- и энергосберегающих мероприятий финансовыми и другими видами ресурсов. При этом значительная активизация работ предусматривается по следующим направлениям:

• совершенствование отраслевой, технологической и территориальной структуры народного хозяйства в направлении сокращения доли ресурсо- и энергоемких производств;

• увеличение масштабов внедрения ресурсо- и энергосберегающих мероприятий на основе внедрения прогрессивных технологических процессов и оборудования во всех сферах народного хозяйства;

• расширение спектра организационно-экономических мер, направленных на сокращение потерь при добыче, производстве, хранении, транспортировке, использовании топлива и энергии, сырья и материалов;

• оптимизация топливно-энергетического баланса страны на основе повышения уровня использования вторичных энергетических ресурсов, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, замещения высококачественных органических топлив менее дефицитными и дешевыми энергоресурсами;

• приоритетное использование отечественного сырья и материалов, местных видов топлива при производстве продукции.

Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на
2001-2005 гг. предусматривается обеспечить снижение материалоемкости валового выпуска на 6-7% и энергоемкости ВВП на 20-25%. Принятый курс на опережающий рост результатов производства по сравнению с затратами материально-технических ресурсов базируется на проведении комплекса мер законодательного, организационного, технического, финансово-экономического характера.

Трансакционные издержки в переходной экономике связаны, с одной стороны, с трансформационными процессами и формированием рыночной экономики, созданием и функционированием соответствующих институтов и рыночной инфраструктуры, с другой стороны, представляют затраты непосредственно в сфере обращения при движении товаров от производителя к потребителю.

В конечном счете, трансакционные издержки влияют на увеличение цен и являются хотя и не главным, но системным фактором инфляции. Поэтому меры, позволяющие снизить или хотя бы не допустить резкого возрастания трансакционных издержек на этапе системного реформирования экономики страны, являются важной частью экономических преобразований и оказывают серьезное влияние на снижение инфляции.

Величина трансакционных издержек становится не только показателем степени несовершенства рынков, но и количественным выражением издержек отсутствия его институтов. Например, отсутствие институтов арбитража ведет к издержкам неисполнения контрактов пли требует от контрагентов дополнительных расходов на страхование и гарантии. Таким образом, трансакционные издержки формируют общественный спрос на институты.

Важнейшим позитивным моментом перехода от экономики планового типа к рынку является реальная возможность перенести значительную часть издержек трансакции непосредственно с государственного аппарата на самих участников рыночного обмена и повысить тем самым эффективность работы экономической системы. В частности, такие важнейшие элементы трансакционных издержек, как поиск информации о товаре, поиск партнера в сделке и сбор информации о нем, процедуры торга, подготовка к подписанию контракта, оплата и оформление контракта в процессе его реализации не являются (или являются лишь в особых случаях) в рыночной экономике составляющими государственных затрат. В то же время необходимость уменьшения значения такой характеристики функционирования экономики, как общие трансакционные издержки (в отличие от внутригосударственных) вынуждают государство сохранять за собой определенную долю этих издержек. В любой экономической системе рыночного типа государство несет подавляющую часть трансакционных издержек - затраты по спецификации и защите прав собственности, созданию информационной инфраструктуры рынка, разработке стандартов мер и весов, созданию транспортных сетей, организованных площадок и иных каналов и механизмов физического обмена товарами и услугами, затраты, связанные с правоохранительной деятельностью (обеспечение, условий и механизма выполнения контрактов) и ряд других.

Основными условиями сокращения трансакционных издержек со стороны государства и частичного перенесения их на специфически рыночные, саморегулируемые организации являются:

- деятельность в направлении создания системы спецификации прав собственности;

- значительное улучшение состояния рыночной инфраструктуры
(юридического и аудиторского сопровождения, информационных услуг, профессиональной подготовки и т.д.). В настоящее время слабый уровень этих услуг обусловлен не только отсутствием свободных средств, но и даже непониманием необходимости этих услуг;

- повышение уровня соблюдения деловых контрактов, снижение степени неопределенности в хозяйственных отношениях, что обеспечивается функционированием так называемых «третьих лиц» (арбитражных судов, разного рода общественных объединений), а также существованием
«горизонтальных» форм контроля за выработкой соглашений и добросовестным выполнением правовых обязательств непосредственными участниками хозяйственных операций;

- постепенное формирование принципов деловой этики, чему может способствовать поощрение организации профессиональных деловых сообществ, которые объединяют предпринимателей, занимающихся сходными видами деятельности, а также создание различных деловых союзов, аналогичных, действующим в странах с развитым рынком. Структуры такого рода призваны содействовать обмену необходимой информацией и оказанию самых разнообразных взаимных услуг;

- сокращение количества бюрократических разрешений, связанных с регистрацией и аккредитацией предприятий, лицензированием деятельности, уменьшением числа видов деятельности, подлежащей регламентации;

- совершенствование законодательной и нормативной базы, особенно механизма реализации принятых законов;

- реструктуризация предприятий и формирование па этой основе института эффективных собственников, активно влияющих на принятие корпоративных решений;

- всемерное стимулирование и поддержка функционирования малого предпринимательства, создание конкурентной среды.

Ввиду ограниченности государственных средств, которые могут быть направлены на прямые субсидии, представляется, что первоочередным направлением их использования должно стать развитие именно рыночной инфраструктуры. Опыт ряда бывших социалистических стран показывает, что организации, занимающиеся информационным обеспечением, консалтингом, профессиональной переподготовкой людей, редко выживают в переходной экономике, функционируя на принципах чисто коммерческой окупаемости.

В сегодняшних условиях неразвитости или отсутствия рыночных механизмов государство может:

- прибегать к аукционам как при закупках товаров и услуг, так и при распределении общественных ресурсов;

- заключать контракты на осуществление значительной части функции, ранее выполнявшихся государством;

- использовать методы оплаты выполненной работы только в зависимости от полученных результатов;

- ориентироваться на рыночную информацию (например, на рыночные оценки при осуществлении закупок).

Реформирование экономики Беларуси сопровождалось появлением множества самостоятельных предприятий, предпринимателей, обеспечивающих товародвижение: посреднических организаций, складских хозяйств, транспортных систем, информационно-маркетинговых служб, банковских и страховых учреждений. Однако сеть этих предприятий и организаций, их материально-техническая база оказались недостаточными для обеспечения эффективного функционирования товарных рынков. В этом заключается одна из главных причин высокого уровня издержек обращения, медленной оборачиваемости капиталов, несовершенства финансово-кредитных отношений.

Ключевыми проблемами для обеспечения снижения издержек обращения являются:

• сокращение посреднических организаций;

• формирование эффективной информационной базы о рыночной конъюнктуре;

• совершенствование нормативно-правовой базы функционирования товарных рынков.

Основными факторами снижения трансакционных издержек являются совершенствование системы товародвижения, обновление материально- технической базы этой отрасли, рациональное размещение торговых и снабженческо-сбытовых предприятий и организаций, а также товарных запасов в оптовой и розничной сети, применение прогрессивных форм торговли, рациональная организация перевозки товаров, улучшение использования торговых и складских помещений.

Основными направлениями в развитии оптовых организаций и складского хозяйства являются:

• развитие крупных предприятий оптовой торговли, обеспечивающих потребности крупных товаропроизводителей, предоставляющих розничным предприятиям услуги по хранению, развесу, разукрупнению крупных партий товаров, их доставке, организации помощи в коммерческой деятельности и др.;

• совершенствование работы мелкооптового звена, расширение поставок товаров в розничную сеть небольшими партиями;

• создание ярмарочных центров с сетью постоянно действующих оптовых и мелкооптовых рынков в областях, а также товарных бирж.

Развитие крупных предприятий оптовой и мелкооптовой торговли позволит сохранить посреднические звенья при продаже и закупке продукции и уменьшить за счет этого трансакционные издержки.

Одним из важных факторов существенного ускорения процесса реализации товаров и обслуживания покупателей является автоматизация контрольно- кассовых операций на основе современных высокопроизводительных электронных кассовых аппаратов. Для оснащения магазинов должны использоваться кассовые аппараты, позволяющие вести не только расчеты с покупателями, изучать покупательский спрос, учитывать число покупателей, но и обрабатывать магнитные и микропроцессорные карты, а также собственные предоплатно- дисконтные карты магазина.

Важное значение имеет внедрение и более активное применение прогрессивных технологий торгового обслуживания, которые должны быть основаны на широком применении современных, удобных для покупателей методов продажи товаров. Это в первую очередь относится к продаже товаров методом самообслуживания, по образцам, каталогам, по заказам и на дому у покупателей, с помощью банковских пластиковых карточек, в кредит, а также к применению системы бонификации, стимулирующей покупку большего количества товаров одним покупателем. Перспективным является сбыт товаров через
Интернет, внедрение системы торговли с использованием телевидения (теле- маркет). Увеличению объемов продаж способствует проведение не реже двух раз в год расширенных сезонных распродаж по сниженным ценам.

Для увеличения торговой площади целесообразно сокращение складских помещений в магазине за счет создания в розничной и оптовой торговле специально оборудованных склад-центров. В таких центрах осуществляется хранение, переработка и подсортировка товаров.

Во всех странах государство тем или иным образом воздействует на процесс формирования цен. В этом процессе, однако, необходимо не перейти грань допустимого вмешательства, за которой наступает эффект негативного воздействия на экономику, приводящего к кризису и стагнации производства. С этих позиций концептуальной основой выбора основных подходов и механизмов ценообразования является принцип, согласно которому государственное регулирование ценообразования должно осуществляться тогда и там, когда и где без его участия процесс формирования цен приводит к деформациям в экономике и экономически неоправданному ухудшению положения отдельных субъектов и секторов экономики.

Общей целью совершенствования системы ценообразования является создание экономического порядка, обеспечивающего формирование системы цен, создающей условия для эффективного использования ресурсов, повышения конкурентоспособности экономики, реализации приоритетов государственной экономической политики при одновременном сохранении равновесия на рынке и повышении на этой основе жизненного уровня населения.

Заниженные цены ведут к дефициту товаров, нерентабельности предприятий, перетоку излишних денег с товарного на валютный рынок и тем самым к падению курса национальной валюты, что в свою очередь создает дополнительное инфляционное давление со стороны импортируемых издержек.

С другой стороны, завышение цен обусловливает неэффективное использование ресурсов, раскручивание инфляционных процессов, снижение уровня жизни населения.

Для достижения целей ценовой политики необходимо решить ряд задач, включающих:

• постепенное расширение сфер рыночного ценообразования по мере создания соответствующих экономических условий для его реализации;

• совершенствование принципов и методов ценообразования;

• упорядочение организации учета элементов цены, направленное на экономию и противодействие необоснованному отнесению затрат на себестоимость продукции;

• прекращение дотационного и перекрестного субсидирования в системе ценообразования в целях минимизации нагрузок промышленности и бюджета, гармонизации цен в Республике Беларусь и сопредельных странах;

• совершенствование ценообразования во внешнеэкономической сфере;

• ценовое стимулирование развития приоритетных отраслей экономики;

• определение сопряженных мер косвенного регулирования цен, связанных с кредитно-денежной, валютной, налогово-бюджетной, амортизационной политикой и политикой доходов,

Главной целью государственной ценовой политики на 2003-2005 гг. должно стать достижение и поддержание сбалансированной внутренней и внешнеторговой ценовой структуры. Наиболее существенными дисбалансами сегодня являются перекрестное субсидирование услуг ЖКХ (окупаемость затрат тарифами для населения в 2001 г. составила 20%); значительная дотационность городского и пригородного транспорта (возмещение затрат по перевозкам городским автотранспортом составляет около 28%, пригородными поездами - 25%, пригородным автотранспортом - 42%); низкие закупочные цены на продукцию животноводства и растениеводства. Высвобождение накопленных ценовых диспропорций в ходе достижения сбалансированной ценовой структуры может привести к усилению инфляции, однако в дальнейшем равновесная структура цен будет способствовать сдерживанию роста цен.

Несбалансированность ценовой структуры проявляется в заниженном уровне потребительских цен по отношению к ценам производителей промышленной продукции, что создает угрозу накопления инфляционного потенциала.
Отставание цен на продовольственные, непродовольственные потребительские товары и услуги имело своим следствием ухудшение среднего качества товаров, реализуемых на внутреннем рынке. (В 2001 г. впервые за последние пять лет тенденция изменилась - индекс цен промышленных производителей был ниже, чем индекс потребительских цен).

Основным фактором заниженного уровня потребительских цен по отношению к ценам производителей промышленной продукции является отставание роста доходов населения. В периоды значительного отставания доходов потребителей от выручки по народному хозяйству (вследствие различия в условиях сбыта на внутренний и внешний рынки) рост потребительских цен также отставал от роста цен производителей промышленной продукции. Уровень потребительских цен зависит от покупательной способности населения, причем в периоды относительного ее снижения наблюдается изменение структуры потребления населения и соответственно структуры цен. Таким образом, изменения в ценовой структуре отражают изменения в общеэкономических пропорциях республики, а проблема ее выравнивания сопряжена с необходимостью регулирования общеэкономических показателей системы, в частности, стоимости труда в нашей стране.

Новая цель государственной ценовой политики подразумевает также качественное изменение системы индикативных показателей. В методологическом аспекте необходимо смещение от преимущественного анализа инфляции к анализу изменения внутренней структуры цен, уровня внешнеторговых цен. Это позволит отслеживать и своевременно реагировать на качественные изменения, происходящие в экономике республики, соответствующим образом корректировать ценовую структуру, что в свою очередь будет способствовать снижению общего уровня цен.

Ориентация на новые стратегические цели в ближайшей перспективе требует выполнения ряда тактических задач и осуществления определенных мер.

1. Необходимо продолжить политику либерализации системы ценообразования, повысить ее прозрачность. Цены должны формироваться под воздействием спроса и предложения. Изменение относительных цен также должно происходить под воздействием изменений в спросе и/или предложении, а не вследствие пересмотра закупочных цен, потолков цен или других инструментов прямого регулирования.

Политику либерализации следует проводить в меру создания экономических предпосылок, роста доходов и повышения социальной защищенности населения.
Либерализация ценообразования должна создать условия повышения качества товаров и услуг, стимулировать развитие наиболее востребованных производств, обеспечить переток капиталов в соответствии с изменением спроса на товары и услуги, что, в конечном счете, должно способствовать росту благосостояния населения.

2. Следует ликвидировать в 2004 г. перекрестное субсидирование услуг
ЖКХ для населения в соответствии с постепенно вводимым графиком.

Такая динамика ликвидации перекрестного субсидирования может дать 10-
15 процентных пунктов прироста ИПЦ ежегодно в течение трех лет и возможность многократного превышения темпов роста индексов тарифов на услуги ЖКХ по сравнению с индексами роста их себестоимости. Вместе с тем специфика этого процесса такова, что он не требует адекватной девальвации национальной валюты с целью поддержания конкурентоспособности экспорта, наоборот, даже при нулевой эластичности обменного курса по отношению к этому росту цен, вызванному снятием перекрестного субсидирования, ценовая конкурентоспособность экспорта должна возрастать. Меры данного порядка потребуют соответствующего роста номинальной заработной платы и доходов населения, которые, однако, с учетом предыдущих замечаний повысят долларовое значение заработной платы и доходов населения. В целом указанные подвижки создадут условия для повышения эффективности работы служб ЖКХ.

3. Доведение тарифов на услуги пассажирского транспорта в течение 2004 гг. до уровня, обеспечивающего его самоокупаемость, (вклад около 2-3 процентных пунктов в ИПЦ в течение двух лет) должно поднять уровень самофинансирования транспорта и повысить эффективность его работы.
Замечания, сделанные в отношении ЖКХ, во многом справедливы и для пассажирского транспорта – подобное повышение цен не стимулирует девальвацию (через необходимость повышения ценовой конкурентоспособности экспорта) и требует повышения заработной платы и доходов населения.

4. Выравнивание потребительских цен на продовольствие и закупочных сельскохозяйственных цен с западными областями России в основном должно быть осуществлено в 2004 г.

Это позволит, учитывая стратегическое партнерство с Россией и наличие бестаможенных с ней границ, нормализовать продовольственный рынок и целенаправленно ориентировать отечественных производителей на норму эффективности, адекватную российскому рынку (поскольку его размеры превосходят белорусский рынок).

Структурные изменения в системе цен до 2005 г. должны обеспечить постепенное приближение отечественных цен к мировым. Этот процесс будет осуществляться как в результате приближения внутренних цен к ценам на российском рынке, который достаточно либерализован по отношению к внешнему миру, так и в результате все большей открытости национальной экономики в
«западном» направлении, а также действий по вступлению Беларуси в ВТО.
Вместе с тем этот процесс не столь однозначен и должен учитывать интересы отечественных производителей и потребителей.

Таким образом, это означает применение в рассматриваемом периоде мер защиты национальных производителей (в первую очередь через таможенное и нетаможенное регулирование) и потребителей, прежде всего населения (через субсидии и дотации к цене), которые с ростом эффективности производства и доходов населения будут постепенно сниматься.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С проблемой высокой инфляции сталкивались практически все страны мира, и каждая из них в решении этой проблемы шла своим путем, хотя в действиях, направленных на снижение инфляции, имелось и много общего.

Проведенный анализ позволил обобщить методы и подходы по стабилизации уровня покупательной способности денег, показать их достоинства, недостатки и определить комплекс условий возможного применения.

Анализ белорусского опыта антиинфляционной политики в контексте международных сопоставлений позволяет сформулировать принципиальные требования к проведению антиинфляционного регулирования в Беларуси, которые в самом общем виде сводятся к следующим.

1. С учетом финансовой и экономической ситуации в стране, размеров золотовалютных резервов банковской системы наиболее приемлемым методом антиинфляционной политики для Беларуси является прямое инфляционное таргетирование, при котором все денежно-кредитные и другие инструменты направлены на реализацию целевых показателей инфляции.

2. При осуществлении таргетирования инфляции главенствующее значение имеет обоснование целевого значения уровня инфляции на прогнозный период.
Поскольку снижение инфляции не является самоцелью, то целевое значение инфляции должно согласовываться с другими целями социально-экономического развития. Чрезмерно быстрое снижение темпов роста цен может создать трудности в снятии инфляционных навесов и ценовых перекосов, через ужесточение бюджетных ограничений может привести к закрытию предприятий, увеличению безработицы, уменьшению доходов бюджета и др. С другой стороны, излишне высокая инфляция это: постепенная стагнация реального сектора экономики; низкая инвестиционная активность; постоянная неуверенность субъектов хозяйствования и т.д. Поэтому в качестве целевого должен быть выбран наиболее оптимальный уровень (динамика) инфляции в контексте необходимости достижения целей прогнозов и программ социально- экономического развития страны.

3. Для обоснования целевого значения инфляции необходимо применение комплекса взаимодополняющих моделей и методов прогнозирования инфляции, включающих: эконометрические модели; модели, основанные на уравнении обмена; методы, рекомендуемые МВФ; модели цены на основе межотраслевого баланса; методы, базирующиеся на укрупненных макроэкономических расчетах.
При осуществлении расчетов на прогнозный период должно быть достигнуто сопряжение прогнозного значения инфляции с другими прогнозными показателями социально-экономического развития, для чего расчеты по названным моделям и методам должны быть включены в общую схему многоитерационных расчетов и согласований (сопряжения) всей системы социально-экономических показателей.

4. Использование изложенного выше подхода позволяет говорить о целесообразности постепенного снижения уровня инфляции в Республике
Беларусь с тем, чтобы в 2005 г. выйти на уровень 10-14% за год, что позволит осуществить необходимые структурные изменения в производстве, ценообразовании, финансовой сфере и т.д. При этом для достижения целевых показателей инфляции следует использовать факторы как со стороны спроса, так и со стороны издержек. В целом главными составляющими антиинфляционной политики в Беларуси являются: монетарная политика; политика ресурсосбережения и снижения трансакционных издержек; политика цен.

Таким образом, реализация предлагаемого подхода к снижению уровня инфляции в Беларуси предполагает активное участие государства в регулировании экономики, согласованное действие различных государственных структур как в рамках Правительства, так и в сфере его взаимодействия с
Национальным банком. Недопустимы межведомственная разобщенность и стремление реализовать ведомственные интересы в ущерб общегосударственным.
Сбалансированность и скоординированность отдельных целей, которые реализуют отдельные ведомства, должны обеспечиваться в процессе подготовки прогнозно- программных документов и, в первую очередь, при разработке прогноза социально-экономического развития, государственного бюджета, основных направлений кредитно-денежной политики на очередной год. Между этими документами должна быть обеспечена полная сопряженность. В дальнейшем, при реализации указанных документов, необходимо обеспечить их максимально возможное выполнение каждым органом государственного регулирования в соответствии с их законодательно определенной компетенцией.

Список использованных источников

1. Закон Республики Беларусь от 29 декабря 2003 г. № 259-З «О бюджете
Республики Беларусь на 2004 год».// Национальная экономическая газета.
2004. 18 янв.

2. Антиинфляционная политика: пути реализации / В.В. Пинигин, Г.Л.
Вардеванян, В.Г. Василега и др. Под ред. В.В. Пинигина. – Мн.: НИЭИ
Минэкономики, 2002.

3. Базылев Н.И., Гурко С.П., Базылева М.Н. Макроэкономика. -М.: Инфра-
М, 2003.

4. Бирюкова О. Дневник успеваемости белорусской экономики //
Белорусский рынок. 2003. №48. С. 12-13.

5. Борисова Г.Б. Высокая инфляция: современный опыт борьбы с ней, успехи и провалы // Вестник МГУ. Сер. 6. Экономика. 2003. №3. С. 71-81.

6. Дашкевич В. Видения светлого будущего // Белорусский рынок. 2003. №
44. С. 9.

7. Ивашковский С.Н. Макроэкономика. -М.: Дело, 2002.

8. Инфляция должна быть подавлена // Белорусский рынок. 2003. №16.
С.19.

9. Корбут Н. Финансовая система жива, специалисты реально оценивают проблемы и имеют программы последовательных действий. // Финансы. Учет.
Аудит. 2002. № 2. С. 4-6.

10. Кухтик Л. 2003 год: платежи в целевые бюджетные фонды. //
Национальная экономическая газета. 2003. №8. С. 5-7.

11. Масинкевич Н. Бремя станет легче? // Национальная экономическая газета. 2002. 06 сент. С. 13.

12. Образкова Т.В. Особенности прогнозирования бюджетно-налоговой сферы. // Белорусский экономический журнал. 2001. № 2. С. 26-29.

13. Основные направления социально-экономического развития Республики
Беларусь на период до 2010 г. / Сост. М.И. Плотницкий. - Мн.: Мисанта,
2002.

14. Ракова Е.Ю. Анализ факторов роста потребительских цен в Республике
Беларусь // Проблемы экономико-математического моделирования. 2000. С. 103-
115.

15. Республика Беларусь в цифрах: краткий статистический сборник. /
В.И. Зиновский и др.; Под общ. ред. Л.Л. Рыбчик. -Мн.: Министерство статистики и анализа, 2002.

16. Скуратович К. Цена продбезопасности // Белорусский рынок. 2003.
№47. С. 8.

17. Тарасов В. Ожидается усиление рубля // Белорусский рынок. 2003.
№37. С. 14.

18. Экономическая теория: Учебник. 2-е изд. перераб. и доп. / Н.И.
Базылев, А.В. Бондарь, С.П. Гурко и др.; Под ред. Н.И. Базылева, С.П.
Гурко. – Мн.: БГЭУ, 1997.


Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.