Меню
Поиск



рефераты скачать Инфляция и методы ее регулирования в РБ

p> Постоянные валютные интервенции привели, в свою очередь, к заметному снижению размера чистых иностранных активов органов финансового регулирования. Эти активы удалось пополнить только благодаря продаже пакета акций «Славнефти».

С целью финансирования бюджетных расходов правительство не только увеличило свой рублевый долг перед центральным банком на 21,8 млрд. руб., но и снизило собственный валютный депозит в нем более чем на 60 млн.
USD.[17, с. 14] Оно также активно заимствовало денежные средства у банков, превратившись из кредитора банковской системы в дебитора. На 1 апреля 2003 года общая задолженность правительства банкам страны достигла примерно 340 млрд. руб. Причем около 90% этой задолженности выражено в иностранной валюте.

Очевидно, что нынешняя экономическая политика не позволяет белорусскому правительству найти общий язык с международными финансовыми организациями и привлечь кредитные ресурсы для выхода из кризиса. Поэтому перспективы таковы: либо правительство отказывается от поддержки рубля, либо в ближайшие 1-2 года будет спровоцирован системный кризис банковской системы, в результате чего все обязательства банков перед домашними хозяйствами и предприятиями будут фактически аннулированы.

У этого сценария есть одна альтернатива — продажа наиболее ликвидной госсобственности. Это позволит сохранить нынешнюю денежную политику еще на
3-4 года.

В стране отсутствуют мотивы для бизнеса, лишь единицы предприятий, прошедшие этап формальной приватизации, смогли приступить к реструктуризации, большинство акционированных предприятий не являются бизнесами, потому что не ставят перед собой цель зарабатывать прибыль.
Экономическая система не позволяет частным предприятиям иметь прозрачные результаты, они не могут привлечь деньги на фондовом рынке. В Беларуси не только не возникает новых фирм, но, более того, наблюдается эмиграция частных предприятий в Украину, Польшу, Россию.

За 10 месяцев 2003 г. наметилась положительная тенденция оздоровления экономики. Среди основных успехов фигурирует рост ВВП в рамках прогноза —
106,3%. Производство продукции промышленности составило 106,5%, инвестиции в основной капитал достигли отметки 118,2%. А вот ситуация в сельском хозяйстве упорно не желает подстраиваться под прогнозные показатели —
105,8%.

Важнейшей проблемой макроэкономической стабильности для правительства остается сдерживание инфляции. В 2003 г. индекс потребительских цен может составить 124%, или 1,8% в среднем за месяц. Мы только приблизились к верхней границе прогноза — 1,4-1,8% в среднем за месяц. За январь — октябрь инфляция составила 1,9% в месяц при прогнозируемом показателе в 1,8%.
Нынешний уровень инфляции достиг своего минимального значения с 1991 г.

Ситуация в реальном секторе экономики вообще удручает. Количество убыточных предприятий достигло 35% (при 31% в 2002 г.), рентабельность составила 9% (в 2002 г. — 9,2%). Запасы готовой продукции по состоянию на 1 ноября 2003 года достигли 64,4% от месячного производства продукции, хотя норматив на конец года составляет 60%.

Серьезные проблемы у Совета министров возникли с прогнозными показателями по росту денежных доходов населения. Хотя за нынешний год средняя зарплата по Беларуси увеличилась на треть и составила 246 тыс. руб., но это «достижение» съедает высокий уровень инфляции, из-за которого реальный рост зарплаты — 1,9% при прогнозе 7-8%.

По планам, с повышением ставки первого разряда реальные доходы населения к концу года вырастут до 7%. В 2005 г. средняя зарплата должна достичь планки в 250 USD. В 2004 г. средняя зарплата в промышленности прогнозируется на уровне 315-325 тыс. руб., а в целом по Беларуси средняя зарплата должна превысить 153 USD.

В новом проекте государственного бюджета на 2004 г. заложен рост ВВП
109-110%.

Параметры бюджета определены программой социально-экономического развития и, в первую очередь, уровнем роста заработной платы, заложенным в программе.[13]

Уровень инфляции в Беларуси остается самым высоким среди стран СНГ. По мнению экспертов ЕБРР, это следствие нежесткой денежно-кредитной политики и резкого повышения зарплаты, а также решения о повышении тарифов на коммунальные услуги. Хотя последнее и позволило повысить окупаемость издержек, а также несколько сократить масштабы перекрестного субсидирования в энерго- и газоснабжении.

В первой половине 2003 г. инфляция в Беларуси по-прежнему превышала установленный правительством на весь год уровень 18-24%, хотя Нацбанк
Беларуси и продолжал понижать ставку рефинансирования. По предварительной оценке ЕБРР, среднегодовой рост потребительских цен в 2003 г. составит 29%.

По реформированию инфраструктуры (связь, электроэнергетика, водоснабжение и водоотведение, автомобильные и железные дороги) в Беларуси ничего не сделано.

Рекомендации на будущее достаточно просты. Во-первых, необходимо активнее привлекать частный капитал к участию в экономике страны путем ускорения темпов приватизации с приданием ей более последовательного характера вместе с устранением барьеров для частной предпринимательской деятельности.

Во-вторых, конкурентоспособность белорусских предприятий должна быть повышена с помощью стимулов к структурной реорганизации. Более активному притоку прямых иностранных инвестиций будет также способствовать отмена положения о «золотой акции», которое пока напрочь отбивает всякий интерес у инвесторов.

Таким образом, инфляция, неуправляемая сама, делает плохо управляемым все народное хозяйство. Инфляция автоматически снижает эффективность экономических регуляторов, порой даже делает нецелесообразным их применение.

2.3. Основные направления и методы антиинфляционного регулирования в Республике Беларусь.

Инфляцию, развивающуюся в масштабах, подрывающих законы товарно- денежного обращения, можно считать одной из закономерностей переходного периода. Очевидно, что стержнем любой антиинфляционной политики является подавление причин инфляции и нейтрализация условий ее возникновения и развития.

Системной причиной инфляции стала попытка форсированно внедрить форму свободного рынка в условиях неадекватной социально-экономической среды.
Либерализация цен в отсутствие инфраструктуры рынка, когда ценовые и иные рыночные сигналы слабо, а то и не адекватно, воспринимаются субъектами хозяйствования и домашними хозяйствами, привела к разрыву формально свободных цен и реального движения воспроизводственных процессов.

Подходы и инструменты регулирования инфляционных процессов в прогнозном периоде 2001-2005 гг. необходимо подчинить обеспечению целевых установок Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 гг. В рамках этого программного документа предполагается закрепление положительных тенденций макроэкономической стабилизации в стране, создание условий для устойчивого социально-экономичес-кого развития на основе роста эффективности функционирования реального сектора экономики.

В настоящее время резервы увеличения производства за счет организационных факторов и загрузки неиспользуемых мощностей, которые сыграли существенную роль в 1996-2000 гг., в основном исчерпаны. Поэтому необходимо улучшение качественных параметров функционирования национальной экономики и повышение конкурентоспособности отечественной продукции, что требует направления дополнительных финансовых ресурсов в капитальные вложения. В условиях дефицита внешнего финансирования основными источниками инвестиций должны стать внутренние сбережения секторов экономики, а также и кредитные централизованные бюджетные ресурсы. Решение задачи снижения инфляции, которое будет достигаться применением комплекса мер денежно- кредитной, валютной и налогово-бюджетной политики, предусматривает плавную траекторию ее снижения до 10-14% за год в 2005 г. При их определении учитывались необходимость устранения сложившихся ценовых диспропорций и сокращения накопленного инфляционного потенциала, поэтапного выравнивания цен и доходов населения в Республике Беларусь по отношению к их уровню в сопредельных странах. Такой подход исходит из того, что снижение инфляции не является самоцелью и скорость ее снижения должна сообразовываться с сохранением позитивной динамики социально-экономического развития. Он позволит минимизировать издержки и негативные эффекты стабилизационной политики, которые возможны при чрезмерно жестком использовании монетарных и фискальных инструментов, чреватых массовыми банкротствами предприятий, ростом безработицы и социальной напряженности.

Макроэкономическая, монетарная и фискальная политика должны быть умеренно жесткими и достаточно гибкими. Для сдерживания инфляции необходимо использовать соответствующие меры, как монетарного характера, так и со стороны издержек производства.

Глубинной причиной инфляции в республике является низкий уровень эффективности функционирования реального сектора экономики, что подтверждается наличием большого удельного веса убыточных предприятий и планово-убыточных отраслей, функционирование которых поддерживается за счет перераспределительного финансирования из республиканского бюджета, а также эмиссионных ресурсов банковской системы. Неплатежи и дефицит оборотных средств у предприятий в реальном секторе экономики, обусловленные низкой эффективностью хозяйствования, создают постоянный спрос на финансовые ресурсы. С целью недопущения банкротств убыточных предприятий и сокращения рабочих мест государство за неимением других источников (иностранных кредитов и частных инвестиций) обеспечивает эти потребности преимущественно за счет эмиссионного кредитования. Национальный банк вынужден продолжать финансирование как текущих кассовых разрывов, так и дефицита республиканского бюджета в целом. Кроме того, с 1999 г. применяются методы внеэкономического принуждения в отношении коммерческих банков в части кредитования государственных программ в области АПК за счет собственных средств.

Поэтому решение задачи поэтапного снижения инфляции с применением комплекса мер денежно-кредитной политики требует создания соответствующих предпосылок за счет реформирования реального сектора экономики. Реализации стабилизационной программы должны предшествовать кардинальная инвентаризация и пересмотр (секвестирование) объемных ориентиров государственных программ с целью приведения их в соответствие с финансовыми возможностями государства. В первую очередь это касается программ в области жилищного строительства и сельского хозяйства. Политика финансовой стабилизации должна сопровождаться активной приватизацией и реструктуризацией реального сектора экономики, созданием стимулирующей институциональной среды для развития предпринимательства и привлечения иностранных инвестиций. Важнейшей предпосылкой финансового оздоровления экономики является кардинальное реформирование колхозно-совхозной системы ведения сельскохозяйственного производства, которая в силу своей неэффективности ложится тяжелым бременем на государственные финансы, предъявляя перманентный спрос на финансовые ресурсы. Без продвижения по этим направлениям ликвидация государственной финансовой подпитки чревата массовыми банкротствами предприятий, ростом безработицы и социальной напряженности и дискредитацией рыночных реформ в целом.

С целью минимизации издержек и негативных эффектов стабилизационной политики необходимо придерживаться плавной траектории снижения инфляции и ужесточения монетарных параметров, углубление которых должно быть синхронизировано с динамикой структурных реформ в реальном секторе. Иными словами, интенсивность применения макроэкономических финансовых инструментов должна усиливаться по мере адаптации предприятий к новым условиям самостоятельного полноценного функционирования.

Важнейшим условием и предпосылкой перехода к таргетированию инфляции является обеспечение независимости Национального банка и самостоятельности в выборе монетарных инструментов для достижения конечной цели. Решение этого вопроса предполагает устранение давления на Национальный банк со стороны правительства, которое заинтересовано в выполнении им активной экономической функции. Для этого необходимо пересмотреть Банковский кодекс с целью восстановления правовых основ его независимости. Достижение этой цели предполагает изменение отдельных законодательных положений, регламентирующих статус и взаимоотношения Национального банка с исполнительной властью.

В соответствии с проектом Основных направлений кредитно-денежной политики на 2004 г., одобренным правительством РБ 17 сентября 2003 года, в следующем году белорусский рубль в реальном выражении не девальвируется, а укрепится: на 2-3% по отношению к российскому рублю и примерно на 6% по отношению к доллару США.

В целом денежно-кредитная политика в будущем году будет более жесткой, чем в текущем. Номинальная девальвация национальной валюты по отношению к российскому рублю в 2004 г. должна составить 4-5%, а по отношению к доллару
— 8-12%. Инфляция превысит девальвацию и составит 14-18%. Следовательно,
Национальный банк ожидает реального укрепления курса белорусского рубля
(превышение инфляции над девальвацией) по отношению к доллару США примерно на 6%.

В проекте Основных направлений денежно-кредитной политики Российской
Федерации на 2004 г. инфляция запланирована на уровне 8-10%, что на 2-3% ниже инфляции в РБ даже с учетом запланированного в РБ уменьшения номинального курса белорусского рубля по отношению к российскому, т.е.
Нацбанк планирует укрепление белорусского рубля и по отношению к российскому, хотя и всего на 2-3%. Это практически не скажется на состоянии взаимной торговли наших стран (сейчас по паритету покупательной способности белорусский рубль недооценен по отношению к российскому примерно на 15%).

Следует ожидать, что планы девальвации по отношению к доллару в 2004 г. будут выдержаны, тогда как по отношению к российскому рублю это вовсе не обязательно. Дело в том, что, несмотря на формальные заявления о привязке к российскому рублю, фактически белорусский рубль привязан к доллару США посредством установления Нацбанком фиксированных темпов девальвации. Эти темпы в последние годы выдерживаются, тогда как изменение курса BYR/RUB в устанавливаемые Нацбанком ежеквартально границы укладывается далеко не всегда. Курс российской валюты по отношению к доллару на торгах Московской межбанковской валютной биржи в последнее время испытывает довольно резкие колебания, которым белорусская валюта не следует.

Национальный банк своим постановлением от 28 июля 2000 г. «настойчиво» рекомендовал банкам достичь того, чтобы к декабрю 2003 года процентные ставки по вновь выдаваемым валютным кредитам на срок менее одного года составляли не более 11% годовых и на срок свыше года — не более 9,5%.

Новые ограничения по ставкам введены и в части рублевых кредитов. В ноябре-декабре 2003 г. они должны быть не выше ставки рефинансирования
Национального банка плюс 3%. Если же учесть, что ставка рефинансирования должна, по его планам, понизиться до 28% годовых, то это означает, что предельная величина ставок по рублевым кредитам не должна будет превышать
31% годовых.

Очевидно, что стремление правительства и Национального банка удешевить кредиты для реального сектора экономики ставит ряд трудновыполнимых вопросов перед банковской системой. В первую очередь с точки зрения цены привлекаемых ресурсов. По состоянию на середину года основными донорами белорусских банков были физические лица, которые хранили на своих банковских счетах 1,03 трлн. руб. и 434,4 млн. USD. Величина процентных ставок по срочным вкладам физических лиц в этот же период колебалась в пределах 28-32% годовых и 6-9% в инвалюте.

Одним из основных инструментов, позволяющих эффективно воздействовать на снижение темпов инфляции, является ресурсосбережение. Достаточно отметить, что материальные затраты в общих затратах на производство продукции (работ, услуг) в целом по народному хозяйству составляют более 60%, затраты на энергоресурсы (топливо, электроэнергию и теплоэнергию) - соответственно около 20%.

Сокращение ресурсопотребления достигается, с одной стороны, на основе снижения затрат материальных ресурсов непосредственно на предприятиях, с другой - посредством осуществления структурных сдвигов на уровне народного хозяйства и отдельных отраслей. Первый путь в большей мере связан с модернизацией производства и заменой устаревших технологий (хотя, безусловно, определенный эффект могут дать и организационные меры, усиление режима экономии, всемерное стимулирование ресурсосбережения), что требует соответствующих финансовых и инвестиционных вложений при определенном временном лаге.

Второй путь позволяет получить более быстрый эффект, поскольку способствует развитию эффективных и менее ресурсоемких отраслей и производств, предоставляет возможность в какой-то мере маневрировать материальными ресурсами на существующих производственных мощностях и ускоренно развивать перспективные направления, получая тем самым дополнительный кумулятивный эффект.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.