Инфляция нескольких последних
десятилетий стала подлинным подарком судьбы для тех, кто купил дом раньше,
воспользовавшись ипотечным кредитом с фиксированной процентной ставкой. С одной
стороны, инфляция значительно облегчила этим людям реальное бремя
задолженности по закладным. С другой — до самого недавнего времени номинальная
стоимость домов возрастала быстрее, чем общий уровень цен.
Федеральное правительство,
накопившее за эти десятилетия 5,4 трлн. дол. государственного долга, также
выиграло от инфляции. На протяжении всей истории федеральное правительство
регулярно оплачивало свои долги за счет новых займов. Инфляция дала
Министерству финансов возможность возвращать долги деньгами, имеющими меньшую
покупательную способность, чем те, которые оно изначально брало в долг.
Номинальный национальный доход, а следовательно, и налоговые сборы при
инфляции растут; размеры же имеющегося государственного долга не
увеличиваются. Это значит, что инфляция облегчает федеральному правительству
реальное бремя государственного долга. При том что инфляция приносит такую
выгоду федеральному правительству, некоторые экономисты открыто задают вопрос:
может ли общество рассчитывать на то, что правительство проявит рвение в своих
усилиях приостановить инфляцию?
Действительно, некоторые страны,
например Бразилия, когда-то настолько широко использовали инфляцию, чтобы
снизить реальную стоимость своих долгов, что теперь кредиторы вынуждают их
брать займы не в своей валюте, а в американских долларах или какой-нибудь
другой относительно устойчивой валюте. Это не позволяет правительствам таких
стран использовать внутреннюю инфляцию в качестве тайного средства уменьшения
своего долга. Любая инфляция внутри страны приводит к снижению реальной
стоимости ее собственной валюты, но не стоимости долга, который необходимо
выплатить.
Ожидаемая
инфляция
Последствия инфляции в сфере
распределения были бы не столь тяжелы и даже устранимы, если бы люди:
1) могли предвидеть инфляцию;
2) имели возможность привести
свои номинальные доходы в соответствие с ожидаемыми изменениями уровня цен.
Например, продолжительная инфляция, начавшаяся в конце 60-х годов, побудила многие
профсоюзы в 70-х годах настаивать на том, чтобы трудовые договоры содержали
условие об индексации по уровню жизни, в соответствии с которым номинальные
доходы рабочих должны автоматически корректироваться с учетом инфляции.
Кроме того, при ожидаемой инфляции
распределение дохода между кредитором и дебитором также могло бы быть иным.
Предположим, что кредитор (например, коммерческий банк или ссудо-сберегательная
ассоциация) и заемщик (домохозяйство) договариваются о том, что 5% — это
справедливая процентная ставка по займу сроком на 1 год в том случае, если
уровень цен останется неизменным. Но допустим, что инфляция все-таки есть и в
будущем году она ожидается на уровне 6%. Если банк дает заемщику ссуду в
размере 100 дол. под 5% годовых, то в конце года он получит обратно 105 дол. Но
если инфляция действительно достигнет 6% в течение этого года, то
покупательная способность этих 105 дол. упадет примерно до 99 дол. Фактически
кредитор платит заемщику 1 дол. за то, что последний в течение года пользовался
его деньгами.
Кредитор может избежать выплаты
такой странной субсидии, назначив инфляционную премию, то есть повысив
процентную ставку в соответствии с ожидаемым темпом инфляции, равным 6%. Например,
назначив ставку 11%, кредитор в конце года получит 111 дол., реальная
стоимость, или покупательная способность, которых с учетом 6%-ной инфляции
составляет примерно 105 дол. В этом случае происходит взаимоприемлемое
перераспределение 5 дол. (или 5% от 100 дол. от дебитора кредитору) в качестве
платы за пользование этой суммой в течение одного года. Отметим, что финансовые
институты ввели в практику закладные с изменяемой процентной ставкой, чтобы
защитить себя от негативного воздействия инфляции. (Между прочим, эти примеры
показывают, что высокие номинальные процентные ставки являются скорее следствием
инфляции, а не ее причиной.)
Наш пример иллюстрирует различие
между реальной процентной ставкой, с одной стороны, и денежной, или
номинальной, процентной ставкой — с другой. Реальная процентная ставка — это
выраженный в процентах прирост покупательной способности, который кредитор
получает от заемщика. В нашем примере реальная процентная ставка составляет
5%. Номинальная процентная ставка- это выраженный в процентах прирост денежной
суммы, которую получает кредитор. В нашем примере номинальная процентная
ставка равна 11%. Разница между ними состоит в том, что в отличие от номинальной
процентной ставки реальная процентная ставка корректируется в соответствии с
уровнем инфляции. Номинальная процентная ставка равна сумме реальной процентной
ставки и премии, выплачиваемой в качестве компенсации за ожидаемую инфляцию.
Рисунок 4 иллюстрирует эту разницу.
Рис. 4. Инфляционная премия, номинальная и реальная процентные ставки
Инфляционная
премия, соответствующая ожидаемым темпам инфляции, «встроена» в номинальную процентную
ставку. Реальная процентная ставка (в данном случае 5%] плюс инфляционная
премия (6%) составляют номинальную процентную ставку, равную 11 %.
До сих пор мы исходили из
предположения, что реальный объем производства в экономике — постоянная
величина, сложившаяся при полной занятости ресурсов. Поэтому влияние инфляции
на перераспределение мы анализировали в этой ситуации с точки зрения отдельных
групп, выигрывающих целиком за счет других. Если размер пирога остается
неизменным, а в результате инфляции некоторые группы получают более крупные
куски, то другие группы обязательно получают куски поменьше. Но в действительности
объем внутреннего продукта — размер пирога — может изменяться параллельно с
изменением уровня цен.
Существует много разногласий и
неясностей по поводу того, сопровождается ли инфляция увеличением или
уменьшением реального объема производства. Давайте рассмотрим три концепции, в
первой из которых инфляция сопровождается увеличением объема производства, а
в двух других — уменьшением.
Некоторые экономисты считают, что
полная занятость ресурсов достижима лишь при некотором умеренном уровне
инфляции. Их аргументы основаны на данных, представленных на рис. 3.
Мы знаем, что уровни реального
производства и занятости зависят от совокупных расходов. При низких расходах
экономика функционирует на отрезке 1. На этом отрезке цены устойчивы, но реальный
объем производства гораздо ниже потенциального, а уровень безработицы высок.
Если совокупные расходы возрастут настолько, что экономика переместится на
отрезок 2, то ради соответствующего увеличения реального объема производства и
одновременного снижения уровня безработицы обществу придется смириться с не
которым повышением уровня цен, то есть с определенной инфляцией.
Если же дальнейшее увеличение
совокупных расходов продвинет экономику на отрезок 3, то эти расходы приобретут
чисто инфляционный характер, поскольку здесь уже достигнут предельный при существующих
возможностях уровень реального производства.
Очень важно заметить, что на
отрезке 2 установилось равновесие между производством (и занятостью), с одной
стороны, и инфляцией - с другой. Следует примириться с некоторой умеренной инфляцией,
если мы хотим добиться высокого уровня производства и занятости. Значительные
расходы, которые позволяют достичь более высокого уровня производства и снизить
уровень безработицы, также вызывают инфляцию. Иными словами, существует
обратная зависимость между инфляцией и безработицей.
В последние годы эта концепция
вызывала критические замечания. Многие экономисты полагают, что любое
равновесие между инфляцией и безработицей является преходящим и кратковременным
и не может держаться долго.
С равной вероятностью могут
возникнуть обстоятельства, при которых инфляция может вызвать сокращение как
производства, так и занятости. Предположим, что с самого начала объем совокупных
расходов таков, что в экономике установились полная занятость и стабильный
уровень цен. Если начинается инфляция издержек, то при существующем уровне
совокупных расходов будет куплено меньше реального продукта из-за высокого
уровня цен. Следовательно, реальный объем производства сократится, а
безработица возрастет.
Положение, сложившееся в экономике
в 70-х годах, подтверждает эту концепцию. В конце 1973 г. Организация стран —
экспортеров нефти (ОПЕК) развернула активную деятельность и, пользуясь своим
влиянием на рынке, повысила цены на нефть в четыре раза. Под влиянием инфляции
издержек общий уровень цен в 1973—1975 гг. стремительно возрос. И в то же время
уровень безработицы в США повысился приблизительно с 5% в 1973 г. до 8,5% в
1975 г. Подобная же ситуация сложилась в 1979— 1980 гг., когда ОПЕК вторично
повысила цены на нефть, вызвав резкое сокращение предложения.
·Для экономики
промышленно развитых стран характерны колебания объема внутреннего продукта,
занятости и уровня цен. Хотя деловой экономический цикл всегда проходит одни и
те же фазы - пик, спад, низшая точка спада, подъем (оживление), — разные циклы
отличаются друг от друга по интенсивности и продолжительности.
·Экономисты различают
инфляцию спроса и инфляцию издержек (инфляцию предложения). Есть две
разновидности инфляции издержек: инфляция, вызванная ростом заработной платы,
и инфляция, возникающая в результате нарушения механизма предложения.
·Непредвиденная инфляция
произвольно перераспределяет доходы за счет получателей фиксированного
дохода, кредиторов и владельцев сбережений. В ожидании инфляции отдельные лица
и фирмы могут принять меры, чтобы уменьшить или полностью исключить ее
негативные последствия.
·Концепция инфляции
спроса предполагает, что если экономика стремится к высокому уровню производства
и занятости, то умеренная инфляция необходима. Однако согласно концепции
инфляции издержек инфляция может сопровождаться сокращением реального объема
производства и занятости. Гиперинфляция, которая обычно сопутствует неразумной
политике правительства, может подорвать финансовую систему и повергнуть
экономику в кризис.
Множество причин инфляции отмечается практически во
всех странах. Однако комбинация различных факторов этого процесса зависит от
конкретных экономический условий. Так, сразу после второй мировой войны в
Западной Европе инфляция была связана с острейшим дефицитом многих товаров.
В последующие годы главную роль в раскручивании
инфляционного процесса стали играть государственные расходы, соотношение
"цена - заработная плата", перенос инфляции из других стран и некоторые
другие факторы.
Для России, наряду с общими закономерностями,
важнейшей причиной инфляции в последние годы можно считать уникальную
диспропорциональность в экономике, возникшую как следствие
командно-административной системы. Советской экономике были присущи длительное
развитие в режиме военного времени (норма накопления, по некоторым оценкам,
достигла 1/2 национального дохода против 15-20% в странах Запада), высока
степень монополизации производства, распределения и денежно-кредитной системы,
низкий удельный вес заработной платы в национальном доходе и другие особенности.
Командная система, устанавливая твердые ставки
заработной платы, должна иметь и фиксированные цены на основные потребительские
товары. Цена подобной экономической политики - подавленная инфляция, которая
проявляется в виде низкого качества товаров, вечном дефиците и в виде очередей.
За несколько последних десятилетий уровень цен в
России неуклонно возрастал, тоже самое наблюдается и в наши дни.
Ценообразование на рынке товаров и услуг в командной
экономике можно графически проанализировать на рис. 5.
Равновесная цена, определяемая соотношением спроса (D) и
предложения (S) в точке С, равна уровню PC. Государство
устанавливает постоянные цены (PKL), при которых объем предложения
товарной массы QK, а объем спроса QL.
Рис.5.
В результате QKQL=KL - это
хронический дефицит товарной массы, запрограммированный низкими стабильными
ценами. Дефицит - неизбежное следствие так называемых стабильных цен.
Итак, внешне благополучное, сбалансированное и
стабильное социалистическое хозяйство (низкие цены, отсутствие безработных,
гарантированные заработки) скрывают за своим фасадом подавленную инфляцию и
подавленную безработицу. Рано или поздно, но эти процессы должны были выйти
наружу и принять открытую форму.
1990 год оказался рубежным, последним годом умеренных
темпов инфляции. В России, как и в большинстве бывших союзных республик годовые
темпы прироста цен составили от 3 до 5%. С 1991 года темпы инфляции стали
измеряться десятками, сотнями и тысячами даже десятками тысяч процентов в год.
Увеличение цен в России к 1996 году составит 4658 раз.
В 1992 году экономическая реформа в России стала
делать первые шаги. Правительство России начало проводить последовательную
финансовую политику, основанную на либерализации цен и внешнеэкономической
деятельности, внутренней конвертируемости и стабилизации обменного курса рубля
за счет валютных резервов. Однако под угрозой нарастания платежного кризиса
жесткая финансовая политика сменилась инфляционным кредитованием предприятий.
Спрос на валюту повысился, валютные резервы были исчерпаны за короткий срок и
курс рубля стремительно упал.
В 1993 году сохранялся высокий уровень инфляции (в
среднем 22% в месяц) из-за периодической денежной и кредитной эмиссии. Рост
курса доллара то ускорялся до 15-20% в месяц, то снижался почти до нуля.
Одной из самых доходных финансовых операций стала
спекуляция на валютном рынке. К осени покупательная способность доллара
снизилась до предела (его курс рос медленнее, чем цены), рентабельность
экспорта стала критически низкой, усилилось вытеснение отечественных товаров
импортными.
Весной 1994 года инфляция снизилась до 8-10% в месяц,
а учетная ставка осталась неизменной - в результате реальная ставка
(относительно уровня инфляции) поднялась од 90% годовых. Коммерческие банки
стали уменьшать свои ставки в ответ на снижение инфляции только спустя два-три
месяца, а вынудил их на эти действия рост невозвращенных кредитов.
Рост цен оказался ниже запланированного в 1994 году
(4-5% в месяц летом при запланированном 15%-ном среднемесячном росте цен), что
привело к снижению поступления в бюджет, уменьшению бюджетного финансирования,
хронической задержке выплаты зарплаты.
Инфляционная волна, поднятая летней кредитной эмиссией
(17 трлн. руб.), обесценила невозвращенные кредиты, а повысившаяся доходность
спекулятивных операции помогла компенсировать убытки.
В 1995 году правительство сделало еще несколько шагов
вперед в управлении финансами. Повышение норм обязательных резервов для банков
снизило объем денег в экономике. Требование обеспечения рублевых резервов для
валютных активов привело к увеличению продажи валюты, что стабилизировало рубль
и повысило предложение рублевых средств.
Введение валютного коридора снизило инфляционные
ожидания. Резко сократился рост внебиржевых оптовых цен. Сохранился
относительно высокий рост потребительских цен - 4-5% в месяц, но он
компенсировал более высокий рост оптовых цен по сравнению с розничными в первом
полугодии. Годовой рост потребительских цен снизился с 840% в 1993 году до 220%
- 1994 и 130% - в 1995 году.
Конечной целью стабилизационной политики в 1996 году
было замедление темпов инфляции до 1,9% в среднем за месяц, или около 25% в
целом за год. На протяжении девяти месяцев 1996 года в динамике цен в основных
секторах российской экономики сохранялась общая тенденция последовательного
снижения их темпов роста. Так, месячный сводный индекс потребительских цен
снизился со 104,1% в январе до 100,3% в сентябре. Индекс оптовых цен
предприятий сократился с 103,2% в январе до 101,8% в сентябре.
Либерализация цен в январе 1992 года создала условия
для реагирования на личный спрос повышением цен. Подавленная инфляция (которая
сопровождалась ростом цен, увеличением товарного дефицита, снижением качества
товаров и услуг) превратилась в открытую.
Перевод инфляции из подавленной форму в открытую путем
освобождения цен имел своим итогом рост цен на товары и услуги в десятки и
сотни раз. Общий индекс потребительских цен декабря 1992 года к декабрю 1993
года под данным Госкомстата РФ составил 2600%, а индекс доходов населения за
тот же период - 1200%. Темпы инфляции на уровне 27%, в январе 1993 года - уже
более 50 %, то есть экономика страны вошла в состояние гиперинфляции. В 1992,
1993, 1994 г.г. цены росли такими темпами, что за три года они увеличились
более чем в 1000 раз. За это же время предложение товаров и услуг в реальном
выражении сократилось более чем наполовину. Валовой внутренний продукт России
снизился в 1992 году на 19%, в 1993 году - на 12% и в 1994 году - на 15%.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|