Меню
Поиск



рефераты скачать Интернациональные экономические отношения

Международные кредитно-финансовые отношения охваты­вают систему отношений, связанных с движением ссудного капитала на мировом кредитном и финансовом рынках.

На международном кредитном рынке происходит движение денежного капитала между странами на условиях возвратности, срочности, уплаты процента.

Мировой кредитный рынок — это часть рынка ссудного ка­питала, которая включает в себя: 1) мировой денежный рынок (краткосрочные депозитно-ссудные операции от одного дня до года, а также рынок евровалют); 2) мировой рынок капиталовдве составляющие: средне- и долгосрочные иностранные креди­ты и рынок еврокредитов (от одного года до 15 лет).

Мировой рынок ссудных капиталов приобрел в последние десятилетия стремительное развитие. Оно обусловлено дол­госрочными тенденциями движения ссудного капитала, общей либерализацией государственно-правовых норм, регулирующих это движение на национальном уровне, расширением действия ценных бумаг, интеграционными процессами. Мировой рынок ссудных капиталов охватывает совокупность различных компа­ний, банков, валютно-кредитных учреждений, обеспечивающих движение ссудного капитала в мировом хозяйстве. Важной тен­денцией в развитии мирового хозяйства и международных эко­номических отношений конца нынешнего столетия является то, что международные кредитно-финансовые отношения по темпам роста значительно опережают темпы роста как промышленного производства, так и международной торговли.


Международная экономическая интеграция.

Интернационализация хозяйственной жизни во второй по­ловине XX века стала ведущей тенденцией развития совре­менного мирового хозяйства. Одна из основных тенденций гло­бальной интернационализации мирового хозяйства проявляется в образовании обширных зон влияния той или иной державы или группы наиболее развитых стран. Эти страны и группа го­сударств становятся своеобразными интеграционными центра­ми, вокруг которых группируются другие государства, образуя своеобразные материки в океане мирохозяйственных связей.

Экономическая интеграция, в свою очередь, создает условия для ускорения интернационализации производства и капитала между странами — участницами этого процесса. Схематично процессы, ведущие к экономической интеграции, можно выра­зить следующей взаимосвязанной (с обратной связью) цепочкой: развитие производительных сил — международное разделение труда — интернационализация производства и капитала — эко­номическая интеграция. На экономическую интеграцию суще­ственным образом влияют два фактора: научно-техническая ре­волюция и транснациональные корпорации.

Региональная интеграция проходит на двух уровнях. На уров­не отдельных компаний, которые в своей хозяйственной деятель­ности вступают в интеграционные процессы. И на межгосудар­ственном уровне, когда целенаправленная деятельность государ­ства (коллективная или односторонняя) способствует интегра­ционным процессам переплетения труда и капитала в пределах той или иной группы стран, обеспечивает функционирование особых интеграционных инструментов.

Свое наиболее полное развитие экономическая интеграция по­лучила в Западной Европе. Помимо объективных экономических процессов западноевропейская интеграция подпитывалась идея­ми единой Европы, выдвигаемыми многими европейскими по­литическими, общественными деятелями и мыслителями.

Современная история образования и развития Европейского союза (ЕС) начинается с 1951 г. В апреле этого года был под­писан договор о Европейском объединении угля и стали (ЕОУС), в который вошли 6 стран — Франция, ФРГ, Италия Бель­гия, Нидерланды, Люксембург. Это была своего рода предыстория западноевропейской интеграции. Реальный отсчет ее возникновения и развития начинается с 1957 г., когда те же стороны подписали договоры о создании Европейского экономическо­го сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). В состав сообщества вошли страны с вы­соким уровнем развития, что во многом определило высокие темпы его экономического роста.

Конкретными целями создания ЕЭС или, как часто называли его, «Общего рынка» были:

— постепенное устранение всех ограничений в торговле меж­ду странами-участницами;

— установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами;

— ликвидация ограничений для свободного передвижения «людей, капиталов, услуг»;

— разработка и проведение общей политики в области транс­порта и сельского хозяйства;

— создание валютного союза;

— унификация налоговой системы;

— сближение законодательства;

— разработка принципов согласования экономической поли­тики.

Развитие западноевропейской интеграции с конца 50-х годов до настоящего времени протекало неравномерно и относительно противоречиво. Вместе с тем цели и задачи, поставленные при образовании Европейского экономического сообщества, на про­тяжении всего его существования реализовывались достаточно последовательно и успешно.

Успехи развития экономической интеграции в Западной Европе привлекли внимание в развивающихся регионах мира. В Латинской Америке, Африке и Азии возникло более трех де­сятков зон свободной торговли, таможенных или экономических союзов. Однако наиболее заметным, развивающимся интеграци­онным процессом стал процесс организации и функционирова­ния североамериканской зоны свободной торговли — НАФТА. Существующая экономическая интеграция США с Канадой и их сотрудничество с западноевропейскими партнерами перестала удовлетворять США. В результате интеграционные процессы в Северной Америке вышли за пределы двух государств, был за­ключен договор о североамериканской зоне свободной торговли, вступивший в силу 1 января 1994 г. НАФТА, кроме США и Кана­ды, включила Мексику. Территория блока составляет обширную территорию с населением 370 млн. человек и мощным экономи­ческим потенциалом. Ежегодное производство товаров и услуг этими странами составляет 7 трлн. долл. На их долю приходит­ся около 20% всего объема мировой торговли.

Стремление к интеграции, тесному взаимовыгодному сотруд­ничеству отмечается и среди арабских государств Персидского залива. С 1981 г. создан и функционирует Совет по сотрудниче­ству ряда арабских государств, включающий Саудовскую Ара­вию, Кувейт, Катар, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмира­ты и Оман («нефтяная шестерка»). В 1992 г. было объявлено о создании Организации экономического сотрудничества центрально-азиатских государств (ОЭС—ЭКО). Инициаторами ее создания стали Иран, Пакистан и Турция. ОЭС—ЭКО, по замы­слу учредителей, должна стать прообразом будущего Центрально-азиатского общего рынка, который должен включать в себя и мусульманские республики СНГ — среднеазиатские, Казахстан, Азербайджан.


Россия и интернациональные экономические отношения.

На фоне устойчивого роста мирового производства в России наблюдается его падение, в результате происходит углубление отставания нашей страны от мирового хозяйственного развития, особенно по отношения к промышленно развитым странам. Это ведёт к снижению роли России в мировой торговле и производстве, снижается также значение внешней торговли в решении задач экономической стабилизации.

Так, ВВП в странах ЕС в последние годы растёт на 2,5%, в США – на 2,5-3% в среднем за год. В России в 1997 году прирост ВВП составил 0,8% , а в 1998 году – по предварительной оценке – спад на5 %.

Аналогичные тенденции прослеживаются в динамике экспорта: при росте объёма мирового экспорта в 1998 году по сравнению с 1997 годом примерно на 7%, произошло существенное его сокращение в нашей стране.

В результате сокращения товарооборота России ухудшается её положение в мировой торговле. По данным, опубликованным ООН, мы занимаем по товарообороту 18-е место в мире. Удельный вес России в международной торговле сократился с 2,5% в начале 90-х годов да 1,3% в настоящее время.

По данным таможенной статистики, в 1998 году внешнеторговый оборот России составил 115,0 млрд. долл. США и по сравнению с 1997 годом сократился на 16,7%, в том числе экспорт – 71,3 млрд. долл. (на 16,2%), импорт 43,7 (на 17,6%). В 1998 году существенных изменений в товарной структуре экспорта и импорта не произошло. При этом объёмы торговли сократились как в экспорте, так и в импорте по всем товарным группам. В экспорте основное место по-прежнему занимали топливно-энергитические товары - 41,4% от общего объёма экспорта. В импорте основное место занимали машины и оборудование – 35,8% от всего объёма российского импорта.

Последствия финансового кризиса более сильно проявились в сентябре 1998 года. При общем снижении импорта из стран дальнего зарубежья по сравнению с августом на 41%, поставки продовольственных товаров сократились в 2,2 раза, товаров химической промышленности – в 1,8, текстиля и обуви – в 2,1 раза. В десятку основных торговых партнёров России в 1998 году вошли: Германия, товарооборот с которой составил 41,2 млрд. долл. США, США – 9,2, Белоруссия – 9,1, Украина – 8,0, Италия – 5,1, Нидерланды – 4,9, Китай – 4,3, Великобритания – 4,2, Казахстан – 3,8, Финляндия – 3,5 млрд. долл.

Одним из условий полноценной интеграции России в международное сообщество является совершенствование товарной структуры экспорта и импорта во многом определяющей эффективность внешней торговли. Однако глубокая сырьевая зависимость российского экспорта в страны дальнего зарубежья от коньюктуры мирового рынка исключает возможность быстрого и безболезненного приспособления российской экономики к его меняющимся условиям.

В экспорте по-прежнему значительна доля топливно-энергитических, сырьевых товаров и материалов при незначительном удельном весе машин и оборудования. В то же время именно обмен продукцией машиностроения стран ЕС с другими промышленно развитыми странами выступает главным фактором динамизации торговли ЕС и роста производства. Таким образом, тенденции в структурных сдвигах российского экспорта диаметрально противоположны мировым тенденциям промышленно развитых стран и свидетельствуют об углублении отставания России от прогрессивных изменений в мировой торговле.     

Помимо отмеченных выше российская внешняя торговля сталкивается с рядом других серьезных проблем. И одна из глав­ных среди них — это необходимость стимулирования промыш­ленного экспорта.

Следует, однако, иметь в виду, что расширение экспорта мо­жет в значительной степени означать лишь отток ресурсов и капиталов за рубеж, если не будет сформирован эффективный механизм внешнеторгового контроля, а также благоприятный инвестиционный климат внутри страны.

Экономическая жизнь индустриальной России во многом определяется оборотом промышленного капитала, связанного с инвестиционным циклом. Помимо внутренних инвестиций, явля­ющихся основным мотором инвест-цикла, Россия с конца 80-х го­дов пытается активно использовать и иностранные инвестиции.

Как свидетельствует практика, мировое хозяйство не может эффективно функционировать без перелива капитала в мировом масштабе, без его постоянной миграции. Это объективная необ­ходимость и одна из важнейших отличительных черт современ­ного мирового хозяйства и международных экономических отно­шений. Поставив цель интегрироваться в мировое хозяйство, провозглашая принципы следования идеям открытой экономи­ки, нельзя не признать объективности процессов вывоза ка­питала из России и его импорта в Россию.

Как и другие страны, Россия рассматривает иностранные ин­вестиции как фактор:

1) ускорения экономического и технического прогресса;

2) обновления и модернизации производственного аппарата;

3) овладения передовыми методами организации производ­ства;

4) подготовка кадров, отвечающих требованиям рыночной экономики.

К тому же в условиях инвестиционного кризиса в России при­влечение иностранных инвестиций становится задачей, от эф­фективности решения которой зависят ход, темпы и во многом результаты проводимых реформ. В условиях перехода от одной хозяйственной системы к другой требуется огромное количество инвестиций для обеспечения такого перехода.

Имея множество альтернативных предложений на более бла­гоприятных, чем в России, условиях, иностранный капитал не спешит и не будет спешить инвестировать в российскую эко­номику. Ближайшие соседи России, будучи более расторопны, перехватывают потоки западных инвестиций. Так, например, Венгрия, Польша, Чехия, как отмечалось выше, получили зна­чительную часть иностранных инвестиций с начала 90-х годов. И хотя по абсолютной сумме иностранных инвестиций Россия занимает 2-е место после Венгрии, это не должно вводить в за­блуждение.

Иностранный капитал в России присутствует как в государ­ственной, так и в частной форме, в смешанном виде, а также как капитал международных организаций. Иностранные инве­стиции поступают в Российскую экономику как прямые частные инвестиции в форме портфельных инвестиций и в виде кредитов, как ссудный капитал.

Величина иностранного капитала, привлечённого в экономику РФ по итогам 1998 года, оценивается в 11,8 млрд. долл. Это составляет 96% от всех зарубежных инвестиций, пришедших в Россию в 1997 году.


                                                                                                     Таблица 1


Приток иностранного капитала в РФ

Инвестиций

всего,

в том числе:

прямые

портфельные

прочие

1997 г.

 млн. долл.

    %

1998 г.

млн. долл.

    %

1998 г.

к 1997 г. %

12295

5333

681

6281

100%

43,4

5,5

5,1

11773

3361

191

8221

100%

28,6

1,6

69,8

95,8

63,0

28,1

130,9


Исследования Института экономических проблем переходного периода свидетельствуют: влияние иностранного капитала в России незначительно. Так предприятия с иностранными инвестициями производят менее 5% российского ВВП.

Зарубежные инвесторы не верят в стабильный доход по акциям российских предприятий: доля портфельных инвестиций в 1998 году составила менее 2%.

Но интересен тот факт, что производительность труда в 2 раза выше на предприятиях с иностранным капиталом, чем в среднем по России.

Иностранные инвесторы по-прежнему вкладывают средства в крупные центры с развитой инфраструктурой рынка, со сравнительно высокой платёжеспособностью населения, а также в сырьевые районы.

В настоящее время инвестиционный климат в России, в основном, является неблагоприятным для широкого привлече­ния иностранных инвестиций.

Вхождение России как равноправного рыночного партнера в мировое сообщество неизбежно связано, помимо других факто­ров, с таким многогранным процессом, как международная ми­грация населения.

Россия с запозданием включилась в международные процессы миграции населения. Импортируя рабочую силу (в 1995 г. число легально работающих в России превысило 200 тыс. человек), Россия лишь несколько лет назад открыла вопрос об экспорте своей рабочей силы.

С принятием «Закона о занятости» (1991 г.) всем гражданам России предоставлено юридическое право выезжать за рубеж на работу.

По прогнозам некоторых специалистов, потенциально из Рос­сии могут выехать 50 млн. человек. Фактически же значительно меньше (1,5 млн. человек), а 4-5 млн. человек могут в принципе рассматривать такую же возможность.

                                                                                                                            Таблица 2

       

 Динамика внешней миграции в России в 90-е годы (тыс. чел.)

Направления миграци­онных потоков

Годы

1990

1991

1992

1993

1994

Прибыло — всего

914,3

725,3

895,4

925,3

1149,7

В т. ч. из стран:

—      Ближнего зарубежья

—      Дальнего зарубежья

913,1 1,2

724,0 1,3

893,7 1,7

922,9 2,4

1146,4

3,3

Выбыло — всего

729,5

675,5

675,4

495,2

339,7

В т. ч. в страны:

—      Ближнего зарубежья

—       Дальнего зарубежья

625,9 103,6

587,2 88,3

570,1 105,3

379,3 115,9

231,8

107,9

Сальдо миграции

184,8

49,8

220,0

430,1

810,0

В т. ч. со странами:

—      Ближнего зарубежья

—       Дальнего зарубежья

287,2 -102,4

136,8

-87,0

324,6

-103,6

543.6

-113,5

914,6

-104,6


Несмотря на определенные сложности в освое­нии нового международного рынка труда, Россия должна при­ложить максимум усилий для его освоения. Такой вывод опре­деляется расчетами российских экономистов, которые показыва­ют, что валютная эффективность экспорта рабочей силы в 5 раз больше, чем валютная эффективность товарного экспорта.

Для планомерного и эффективного освоения международного рынка рабочей силы нужна единая государственная концепция экспорта рабочей силы. По расчетам экономистов, для охвата 10% основных мировых рынков рабочей силы России потребу­ется около 10 лет. В перспективе Россия могла бы держать за рубежом 1-1,5 млн. человек, получая ежегодно 10-20 млрд. долл. Сумеет ли Россия занять достойное место на этом рынке — по­кажет ближайшее будущее.

Стремление России к интеграции в мировое хозяйство пред­полагает ее активное участие в международных валютно-финансовых и кредитных отношениях. Чтобы стать полноправным участником этих отношений, России предстоит решать немало проблем. При этом стратегической задачей ее валютной поли­тики является введение свободного обмена рубля на конверти­руемые валюты. Курс рубля к конвертируемым валютам обеспечивает связь экономики России с мировым рынком.

В России фактически имеется внутренняя конвертируемость рубля при наличии ряда валютных ограничений. Для перехода к полной конвертируемости рубля потребуются политико-эконо­мическая и финансовая стабилизация, накопление золотовалют­ных резервов, отработка валютного механизма сотрудничества со странами СНГ.

В середине 90-х годов внутренняя конвертируемость рубля способствовала значительной долларизации сбережений россиян и, отчасти, наличного денежного оборота. В 1995 г. российские банки официально ввезли в Россию 20,16 млрд. долл. наличной валюты, т. е. примерно 135 долл. на каждого жителя. Вся де­нежная масса внутри России, по некоторым оценкам, составляет 50-60 млрд. долл. Эта цифра включает и до 20 млрд. наличных долларов, находящихся в обращении или в «чулках» россиян. Весь внутренний валовой продукт (ВВП) России для сравнения составляет немногим более 160 млрд. долл. (в пересчете по ком­мерческому курсу).

Интеграция России в мировое хозяйство дает возмож­ность участия в операциях мирового рынка ссудного капитала, портфельных и прямых инвестиций. Однако эта возможность не может быть реализована в полной мере из-за существующих ва­лютных ограничений, неблагоприятного инвестиционного кли­мата в стране, «бегства капиталов» за рубеж, устойчивого со­стояния недоверия к национальной валюте.

Многие из перечисленных факторов, препятствующих пол­ноценному участию России в международных валютно-финан­совых и кредитных отношениях, связаны между собой. Так, со­хранение ограничений в области движения капиталов в России обычно связывается с необходимостью борьбы с утечкой капита­ла. А утечка капитала, в свою очередь, связана с низкой степе­нью доверия к национальной валюте и т. д. В результате Россия остается пока вне мировых процессов интернационализации капитала и производства. Преодоление этого разрыва, актив­ное участие России на мировом рынке предполагают активное продвижение по пути экономических реформ с одновременной подстройкой существующего хозяйственного механизма.

Из-за неплатежеспособности Россия фактиче­ски лишилась доступа к рынку средне- и долгосрочного ссудно­го капитала. Основная масса представленных ей кредитов либо привязана к поставкам товаров, либо обусловлена определенны­ми нормами (уровень инфляции, бюджетного дефицита и др.), либо выделена на кредитование инвестиционных проектов. Та­кие кредиты быстро не реализуются, а некоторые из них могут быть и не востребованы.

Сбалансированная, гибкая политика России по управлению своими зарубежными займами и кредитами будет способство­вать ее выходу из нынешнего тяжелого финансового поло­жения.


Заключение


Несмотря на многие противоречия нынешней эпохи, ее основ­ной чертой все больше становится не противоборство, а тенден­ция к сотрудничеству и взаимопониманию. Общее движение к единому, взаимосвязанному, взаимозависимому и в каждой сво­ей части более развитому и социально-справедливому миру — вот основная тенденция мирового хозяйства. На основании это­го можно говорить о процессах конвергенции моделей нацио­нальных экономик, экономических и социальных ценностей и от­ношений. Происходит нивелирование, сближение экономических уровней развития различных стран. Конечно, это не беспроблем­ный поступательный процесс, а противоречивое, сложное движе­ние.

В целом можно констатировать, что современные междуна­родные экономические отношения характеризуются ускорением процессов их интенсификации, обогащением новыми чертами и характеристиками. Процессы развития междуна­родных экономических отношений 90-х годов еще больше свидетельствуют в пользу этого вывода.

Интеграция России в мировое хозяйство, ее активное уча­стие в интернациональных экономических отношениях только начинается. Несмотря на формаль­ное расширение в начале 90-х годов участия в международных экономических отношениях, доля России в мировой экономике и степень ее вовлечения в международное разделение труда пока не только не возрастает, а сокращается.

Переход в мировое рыночное хозяйство не будет легким. Промышленно развитым странам не нужен новый сильный конку­рент. За свое место на международном рынке России придется активно побороться.





Список использованной литературы:


1.     Линдерт П. X. Экономика мирохозяйственных связей.— М.: Прогресс-Универс, 1992.

2.     Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юристъ, 1997.

3.     Экономика и жизнь. 1995. № 50.

4.     Экономика и жизнь. 1999. № 4.

5.     Экономика и жизнь. 1999. № 9.

6.     Экономика и жизнь. 1999. № 11.

7.     Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: Учеб.пособие. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 1996.

8.     Пебро М. Международные экономические, валютные и финансовые отношения.— М.: Прогресс-Универс, 1994.

9.     Барр Р. Политическая экономия: В 2 т. М., 1995. Т. 2.

10.             Макконелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс. М., 1992. Т. 2.












7 Апреля 1999 г.                                                                         /Паршиков Д. П./

 


Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.