Способность экономики создавать и эффективно
использовать интеллектуальный капитал все в большей мере определяет
экономическую силу нации, ее благосостояние. Открытость общества для импорта
разнообразных знаний, идей и информации, способность экономики продуктивно их
перерабатывать - вот от чего зависит успешное социально-экономическое развитие
любой страны.
Современная фирма - это производитель не столько товаров, сколько знаний.
Во многих организациях все большая часть полученного эффекта становится
результатом применения специальных знаний, широкого обучения персонала и
взаимодействия с партнерами и контрагентами. Интеллектуальный капитал в большей
мере, чем физические активы или финансовый капитал становится устойчивым
конкурентным преимуществом.
Интеллектуальный капитал состоит из человеческого,
организационного и потребительского капитала.
Рисунок 3. Структура интеллектуального
капитала.
Человеческий, организационный и потребительский
капитал взаимодействуют друг с другом. Недостаточно инвестировать в каждый из
них по отдельности. Они должны поддерживать друг друга, создавая
синергетический эффект, и тогда происходит перекрестное влияние одних видов
нематериальных активов на другие.
Инвестирование - это важная предпосылка производства
интеллектуального продукта, но еще не само его производство, которое
осуществляется в процессе деятельности, где владелец этого капитала выступает
либо объектом, либо субъектом, либо результатом воздействия. Для формирования и
развития творческих способностей одних лишь инвестиций недостаточно. Содержание
этого процесса - это не просто вложение средств и ресурсов, а осознанная и
целенаправленная деятельность самого носителя этих качеств, домохозяйства и
всего общества. Интеллектуальный капитал создается как в общественном секторе
экономики посредством рыночного механизма, так и в личном, в том смысле, что
затраты труда и усилий по саморазвитию и самосовершенствованию играют решающую
роль в этом процессе. Но эти затраты неизбежно включаются затем в общественные
затраты, как движение всего воспроизводственного процесса, ибо накопленный
запас знаний, умений и иных производственных качеств человека может быть реализован
и может получить оценку только в обществе посредством активной деятельности их
обладателя.
По К. Макконнеллу и С. Брю: "Инвестиции в
человеческий капитал - это любое действие, которое повышает квалификацию и
способности и, тем самым, производительность труда рабочих. Затраты, которые
способствуют повышению чьей-либо производительности, можно рассматривать как
инвестиции, ибо текущие расходы или издержки осуществляются с тем расчетом, что
эти затраты будут многократно компенсированы возросшим потоком доходов в
будущем" [7, с. 171].
Инвестиции в интеллектуальный капитал имеют ряд особенностей, отличающих их от
других видов инвестиций:
1. Отдача от инвестиций в интеллектуальный капитал
непосредственно зависит от продолжительности трудоспособного периода его
носителя. Чем раньше делаются вложения в человека, тем быстрее они начинают
давать отдачу. Но нужно иметь в виду, что более качественные и длительные
инвестиции приносят более высокий и более долговременный эффект.
2. Интеллектуальный капитал подвержен не только
физическому и моральному износу, но и способен накапливаться и умножаться.
Износ интеллектуального капитала определяется, во-первых, степенью
естественного износа (старения) человеческого организма и присущих ему
психофизических функций, а во-вторых, степенью морального износа (устаревания)
знаний. Накопление интеллектуального капитала осуществляется в процессе
накопления работником
производственного опыта. Если данный процесс
осуществляется непрерывно, то по мере использования интеллектуального капитала
его качественные и количественные (качество, объем, ценность) характеристики
улучшаются и увеличиваются.
3. По мере накопления интеллектуального капитала его
доходность повышается до определенного предела, ограниченного верхней границей
активной трудовой деятельности (активного трудового возраста), а потом резко
снижается.
4. Не всякие инвестиции в человека могут быть признаны
вложениями в интеллектуальный капитал, а лишь те, которые общественно
целесообразны и экономически эффективны.
5. Характер и виды вложений в человека обусловлены
историческими, национальными, культурными особенностями и традициями.
6. По сравнению с инвестициями в иные различные
формы капитала инвестиции в интеллектуальный капитал являются наиболее
выгодными как с точки зрения одного человека, так и точки фения всего общества.
При этом, как всякая стоимость, основа стоимости
интеллектуального капитала определяется необходимостью воспроизводства
интеллектуальной собственности, с одной стороны, а с другой - необходимостью получить
соответствующую отдачу от использования ее в воспроизводственном процессе.
Здесь налицо совпадение интересов наемного работника и
предпринимателя, ибо и тот, и другой заинтересованы в максимально выгодном
использовании интеллектуального капитала: для одного это проявляется в виде
дохода, а для другого - в виде прибыли.
Но здесь же рождаются и противоречия, в основе которых
распределение строго ограниченного дохода. Как, в какой доле? Это одно из
серьезных противоречий современного НТП. Его успех во многом зависит от
характера использования указанного противоречия, его эффективности. В России
есть данный потенциал. Именно он, а не только невосполнимые природные ресурсы
должны стать основой грядущих экономических решений.
В оценке интеллектуального потенциала как особой формы
капитала имеется одна серьезная проблема, которую пока не удается
удовлетворительно разрешить. Дело в том, что у интеллектуального потенциала
процесс износа и обесценивания протекает иначе, чем у материально-вещественных
факторов. В первые годы функционирования интеллектуального капитала за счет
физического взросления работника, а также за счет накопления им
производственного опыта, экономическая ценность запаса его знаний и
способностей не уменьшается, как это происходит с физическим капиталом, а,
напротив, возрастает. Наблюдается процесс повышения ценности интеллектуального
капитала.
Обычно темпы физического и морального износа запаса
знаний и квалификации начинают перекрывать значение непрерывно продолжающегося
роста другого актива — производственного опыта, где-то к концу второго
десятилетия трудового стажа. Лишь с этого момента начинается процесс
обесценивания интеллектуального капитала. Причем темпы его, как правило,
намного ниже темпов амортизации основного капитала.
Наконец, у вещественных средств производства
амортизационный процесс строится обычно таким образом, чтобы к концу срока
службы полностью списать их стоимость. С интеллектуальным капиталом дело
обстоит иначе. В большинстве случаев окончание трудовой деятельности работника
вовсе не означает, что накопленный им запас знаний и навыков подвергся полному
износу и обесцениванию. Дело еще больше осложняется, если учитывать
периодически все более ускоряющийся процесс устаревания знаний в течение жизни
одного поколения и необходимость их постоянного обновления в ходе непрерывного
образования и обучения.
Сущность любой экономической категории всегда
проявляется через функции. Функции являются производными от сущности, которую
они выражают, и показывают, как, каким образом реализуется общественное
назначение этой экономической категории. Поэтому основными функциями
интеллектуального капитала являются: накопительная, производственная,
воспроизводственная, стимулирующая, обеспечения производительности труда,
конкурентоспособности, воздействия на экономический рост.
При характеристике понятия "интеллектуальный
капитал" необходимо выделить следующие особенности данной
категории:
• В современных условиях интеллектуальный капитал
определяет главные тенденции экономического роста.
• Формирование интеллектуального капитала требует от
самого человека и всего общества значительных и все возрастающих затрат.
• Интеллектуальный капитал в виде знаний, навыков,
опыта может быть накапливаемым.
• По мере накопления интеллектуального капитала его
доходность повышается до определенного предела, ограниченного верхней границей
активной трудовой деятельности (активного трудового возраста), а потом резко
снижается.
• Характер и виды инвестиций в интеллектуальный
капитал обусловлены историческими, национальными, культурными особенностями и
традициями.
• Инвестиции в интеллектуальный капитал должны
обеспечивать его обладателю получение более высокого дохода.
• Вложения в интеллектуальный капитал дают довольно
значительный по объему, длительный по времени и интегральный по характеру
экономический и социальный эффект. Чем раньше делаются вложения в человека, тем
быстрее они начинают давать отдачу. Но нужно иметь в виду, что более
качественные и длительные инвестиции приносят более высокий и более долговременный
эффект. Инвестиционный период у интеллектуального капитала значительно длиннее,
чем у физического. У последнего он составляет в среднем от одного года до пяти
лет, а у такой формы вложения в интеллект, как образование, инвестиционный
период может достигать 12-20 лет, продолжаясь в дальнейшем всю трудовую жизнь.
• Интеллектуальный капитал отличается от физического
капитала по степени ликвидности. Интеллектуальный капитал не является оборотным
активом; только его услуги или отдельные элементы, пригодные для патентования
знания, могут быть куплены или проданы. Интеллектуальный капитал неотделим от
его носителя - живой человеческой личности, и вследствие этого в качестве
актива он почти полностью неликвиден.
• Использование интеллектуального капитала всегда
контролируется самим индивидом независимо от источника инвестиций на его
развитие.
• Функционирование интеллектуального капитала,
степень отдачи от его применения обусловлены свободным волеизъявлением
субъекта, его индивидуальными интересами и предпочтениями, его материальной и
моральной заинтересованностью, ответственностью, мировоззрением и общим уровнем
культуры, в том числе и экономической.
В общественном воспроизводственном процессе
предприятие выступает как организационная форма формирования интеллектуального
капитала.
Вместе с тем любое предприятие - часть органической
системы общества. Через предприятие осуществляется воспроизводство общества, но
одновременно общество - основа воспроизводства предприятия. Это двуединые
субъекты, все элементы которых взаимодействуют, причем данный процесс
противоречив и требует выявления равновесия, условий и срока его действия.
Особой организационной формой проявления результата
воспроизводства интеллектуального капитала является общество и характеристика
эффективности осуществления данного процесса - интеллектуальный потенциал
общества.
Интеллектуальный потенциал общества - это совокупная способность общества к
освоению и осмыслению мира, накопленный им объем научной и культурной
информации, системы производства, передачи знаний, а также соответствующая
совокупность рабочей силы, способная принимать, перерабатывать, использовать,
воспроизводить и передавать информацию [1].
Интеллектуальный потенциал конкретных людей и нации в
целом определяет место, занимаемое государством в мировых экономических
отношениях, его вес и конкурентоспособность.
В современных условиях интеллектуальный
капитал включает в свой
состав индивидуальный интеллектуальный капитал, формируемый в рамках отдельных
производственных единиц, единство которого на макро уровне представляет собой
совокупный интеллектуальный капитал [1].
С точки зрения технологической совокупности,
интеллектуальный капитал нации представляет собой создание обществом
определенных материально-технических условий для формирования и развития
производительных способностей людей. На развитие совокупного интеллектуального
капитала страны непосредственно влияют такие факторы, как затраты на
образование, науку, культуру, здравоохранение, охрану окружающей среды,
улучшение условий труда, инвестиции в производство и сферу сбыта.
Чтобы существовать, интеллектуальный капитал должен
осуществлять непрерывное движение, развитие.
В несколько ином ракурсе характеризует мыслительный
багаж общества понятие "интеллектуальная культура" [1]. Представляется,
что здесь на первый план выходит качество потенциала, способ получения знаний,
их связь с эстетическими и нравственными принципами. Говоря об интеллектуальной
культуре, нужно иметь в виду характер и стиль мышления, предполагая, что он связан
с духовным климатом общества.
В экономической социологии существует интегративное
понятие экономической культуры, под которой понимается совокупность
профессиональных знаний и навыков, хозяйственных нравов и обычаев, норм и
ценностей данного сообщества, необходимых для выполнения людьми своих
общественно значимых экономических ролей.
Проблемы нравственности особо остро стоят в нашем еще
не в полной мере структурированном обществе. Правовой вакуум, слабость
государственных институтов, призванных охранять законность, оставляют,
например, за любым экономическим субъектом свободу нравственного выбора.
Развитие экономической системы, то есть разрешение
противоречий, обусловленных вероятностной духовной природой интеллектуальной
деятельности человека, прямо зависит от движения интеллектуального капитала.
Интеллектуальный капитал выступает как управляющая система для экономической
системы.
Интеллектуальный капитал представляет собой
социально-экономическую систему, характеризуемую специфическими свойствами,
обусловленными духовной природой его факторов. Основой интеллектуального
капитала является способность к труду, на определенном этапе своего развития
позволяющая устойчиво создавать избыточную прибавочную стоимость.
Личность работника, уникальность его свойств становится
интегральным показателем качественного развития способности к труду как основы
интеллектуального капитала.
2. Знаковые факты.
К числу знаковых фактов, во многом определяющих
контекст сегодняшнего обсуждения и расстановку акцентов, следует отнести
перемены в судьбе фирм и людей, применявших теорию интеллектуального капитала
на практике и пожинающих сейчас плоды прежней эйфории. Так, шведская страховая
компания Скандия, раньше других начавшая публиковать отчеты об интеллектуальном
капитале, уже три года таких отчетов не публикует. Хотя в годовом отчете этой
компании есть раздел "человеческий капитал", куда-то ушли наиболее
яркие элементы, например, упоминания "Навигатора Скандии". Сам Лейф
Эдвинссон - автор "Навигатора" и едва ли не самой известной книги об
интеллектуальном капитале, написанной в соавторстве Майклом Мелони (Edvinsson,
L. and Malone, M.S. (1997)), судя по всему, уже не работает в компании
"Скандия". Автор другой очень известной книги об интеллектуальном
капитале (Brooking, A. (1996), русский перевод - Брукинг Э. (2001)) - Энн
Брукинг сейчас работает по найму в одной из крупных английских фирм, тогда как
ее собственная фирма "Технологический брокер", предлагавшая широкий
спектр услуг по аудиту интеллектуального капитала и управлению интеллектуальным
капиталом просто перестала существовать. Следует также напомнить, что Том
Стюарт, претендующий на авторство в отношении термина "интеллектуальный
капитал" и многих стоящих за этим термином идей, не пробовал применять эту
теорию на практике ни до, ни после написания своей знаменитой книги (Stewart,
T.A. (1997)). Он был и остается профессиональным журналистом. Поэтому его
книга, почти сразу же переведенная на русский язык (Стюарт Т.А. (1998)),
отличается не только яркостью изложения, но и огромным количеством неточностей
и недоговоренностей, за которыми легко обнаруживается незнание конкретных
правил и процедур. В известном смысле эта книга представляет собой
интеллектуальную провокацию, но ни в коем случае не фундаментальный научный
труд, на который может опираться практик или исследователь.
Анализируя опубликованные отчеты об интеллектуальном
капитале, методические материалы и журнальные публикации, можно сделать вывод,
что в большинстве случаев авторы отчетов об интеллектуальном капитале стараются
создать благоприятный образ компании. Иначе говоря, их цель - PR, а отнюдь не
точное определение стоимости компании. Если смотреть с этой точки зрения на
историю компании "Скандия", то все становится на свои места. В период
бума 1995 - 2000 гг. публикация отчетов об интеллектуальном капитале приносила
повышение стоимости акций, потом вся эта "добавленная" стоимость
улетучилась. Отсюда не следует, что теория интеллектуального капитала - чистый
PR без каких-либо элементов научности. Однако необходима трезвость в оценке
перспектив.
3. Методы измерения интеллектуального капитала.
Полный и очень трезвый обзор методов измерения ИК
представлен Карлом-Эриком Свейби на его персональном сайте (Sveiby K.E.
(2004)). Эрик Свейби выделяет 25 методов измерения интеллектуального капитала,
сгруппированных в 4 категории.
Методы прямого измерения интеллектуального
капитала - Direct
Intellectual Capital methods (DIC). К этой категории относятся все методы,
основанные на идентификации и оценке в деньгах отдельных активов или отдельных
компонентов интеллектуального капитала. После того, как оценены отдельные
компоненты интеллектуального капитала или даже отдельные активы, выводится
интегральная оценка интеллектуального капитала компании. При этом совсем не
обязательно оценки отдельных компонентов складываются. Могут применяться и
более сложные формулы.
Методы рыночной капитализации - Market Capitalization Methods (MCM).
Вычисляется разность между рыночной капитализацией компании и собственным
капиталом ее акционеров. Полученная величина рассматривается как стоимость ее
интеллектуального капитала или нематериальных активов.
Методы отдачи на активы - Return on Assets methods (ROA). Отношение
среднего доход компании до вычета налогов за некоторый период к материальным
активам компании - ROA компании - сравнивается с аналогичным показателем для
отрасли в целом. Чтобы вычислить средний дополнительный доход от
интеллектуального капитала, полученная разность умножается на материальные
активы компании. Далее путем прямой капитализации или дисконтирования
получаемого денежного потока можно получить стоимость интеллектуального
капитала компании.
Методы подсчета очков - Scorecard Methods (SC). Идентифицируются
различные компоненты нематериальных активов или интеллектуального капитала, генерируются
и докладываются индикаторы и индексы в виде подсчета очков или как графы.
Применение SC методов не предполагает получение денежной оценки
интеллектуального капитала. Эти методы подобны методам диагностической
информационной системы
Все известные методики оценки ИК легко распределяются
по четырем перечисленным категориям. При этом следует отметить относительную
близость DIC и SC методов, а также MCM и методов ROA. В первых двух случаях
движение идет от идентификации отдельных компонентов ИК, во втором - от
интегрального эффекта.
Методы типа ROA и MCM методов, предлагающие денежные
оценки, полезны при слиянии компаний, в ситуациях купли-продажи бизнеса. Они
могут использоваться для сравнения компаний в пределах одной отрасли. Они очень
хороши также для иллюстрации финансовой стоимости нематериальных активов.
Наконец, они основываются на установившихся правилах учета, их легко сообщать
профессиональным бухгалтерам. Их недостатки в том, что они бесполезны для
некоммерческих организаций, внутренних отделов и организаций общественного
сектора. Это особенно верно для MCM методов, которые могут применяться только к
публичным компаниям.
Преимущества диагностической информационной системы и
SC методов в том, что они применены на любом уровне организации. Они работают
ближе к событию, поэтому получаемое сообщение может быть более точным, чем
чисто финансовые измерения. Они очень полезны для некоммерческих организаций,
внутренних отделов и организаций общественного сектора и для экологических и
социальных целей. Их недостатки в том, что индикаторы являются контекстными и
должны быть настроены для каждой организации и каждой цели, которая делает
сравнения очень трудными. Кроме того, эти методы новы и не легко принимаются
обществом и менеджерами, которые привыкли рассматривать все с чистой финансовой
точки зрения. А комплексные подходы порождают большие массивы данных, которые
трудно анализировать и связывать.
Следует также отметить, что в Дании сделана попытка
унификации подходов к отчетам об интеллектуальном капитале на государственном
уровне. Издано соответствующее руководство (Mouritzen, Bukh & al (2003)),
которое в 2003 году было обновлено. [3, с. 126-138]
4. Комплексная оценка интеллектуального
капитала компании.
Интеллектуальный капитал компании, во-первых, имеет
несколько составных элементов и, во-вторых, на его формирование и величину
влияет достаточно многочисленная группа разнородных факторов. Поэтому
интегральная оценка интеллектуального капитала компании должна отражать
многогранную деятельность компании в целом. Важно отметить, что для компаний
различной специализации типовым может быть только подход к оценке ее
интеллектуального капитала, набор же показателей строго индивидуален. Поэтому
Т. Стюарт предлагает всего три прагматичных принципа, руководствуясь которыми
можно сделать правильный выбор инструментария оценки:
1. Не переусложнять задачу. Для более-менее
качественной и объективной оценки интеллектуального капитала компании
требуется, как правило, не более трех измеряемых параметров каждого его вида —
человеческого, структурного, потребительского — плюс один интегральный
показатель, характеризующий эту сторону потенциала компании в целом.
2. Измерять нужно только то, что имеет важное
стратегическое значение для деятельности компании.
3. Измерять нужно только те виды деятельности, которые
создают интеллектуальное богатство.
Для большей наглядности можно провести классификацию
интеллектуального капитала компании применительно к специфике ее специализации:
- высокий уровень интеллектуального достояния;
- средний уровень;
- уровень ниже среднего;
- неинтеллектуальная компания.
Пусть Ki (i = 1, ..., m) — система показателей,
характеризующих интеллектуальный капитал компании; ki — барьерное
нормализованное значение показателя, соответствующего среднему уровню
интеллектуальности компании.
Изменение значений xi индикатора интеллектуальности Ki
происходит в диапазоне 0 ≤ xi ≤ 1 и эти значения определяются
соотношениями:
Здесь уровень интеллектуальности компании по каждой
составляющей его интеллектуального капитала (человеческого, структурного,
потребительского) обозначен следующим образом: b — высокий уровень, s —
средний, ns — ниже среднего, 0 — отсутствует.
Существуют различные методы (корреляционных связей,
весовых коэффициентов и др.) и подходы к интегральной оценке какой-либо сферы
деятельности компании по совокупности действия разнородных факторов на эту
сферу.
Графическая интерпретация результатов анализа
экономических обоснований, оценок, расчетов на практике способствует лучшему
восприятию и ускорению получения не только количественных, но и качественных
значений показателей, что играет важную роль в визуальной, оперативной,
комплексной оценке согласованности разнородных факторов, определяющих состояние
и тенденции развития компании. График содержит массу информации, но главное его
достоинство в том, что она дает достаточно полную картину. График не только
характеризует текущее состояние компании, но и направленность стратегии ее
развития. Имея аналогичные данные по конкурирующим или смежным компаниям,
появляется возможность сравнивать себя с другими компаниями и оценивать свои
относительные достоинства и недостатки, сравнивать и сопрягать свои возможности
и возможности смежников. Или сравнивать состояние компании в динамике разных
лет и достоверно анализировать прогрессирует или деградирует предприятие,
выявлять и парировать опасные отклонения от нормального состояния.
В качестве примера оценки интеллектуального уровня
рассмотрим компанию, деятельность которой характеризуется следующей системой
показателей (таблица 1).
Показатели k2, k3, k4 и k5 являются мерами
человеческого капитала; показатели k6, k7 и k8 — мерами структурного капитала;
показатели k9, k10 и k11 — мерами потребительского капитала.
Для интегральной оценки интеллектуального капитала
значения отдельных показателей пронормированы: значения показателей,
соответствующие высокому уровню интеллектуальности компании приняты за единицу,
средние же значения индикаторов интеллектуальности и значения показателей
фактического состояния дел исчисляются долями относительно этой единицы.
Таблица 1. Система показателей для
оценки интеллектуального капитала компании (условный пример на основе
экспертных оценок).
Тогда, например, норматив стабильности
интеллектуальных кадров высокоэффективной компании (с учетом естественной
миграции, убыли, личных обстоятельств и т.п.) равен, например, 94%, что
соответствует высшей оценке интеллектуальности компании, то есть «1» по шкале
от 0 до 1. Среднему уровню интеллектуального капитала компании соответствует
значение стабильности кадров по этой шкале — 0,85 (стабильность кадров компании
составляет 94% х 0,85 = 79,9%), ниже среднего — 0,7 (65,8%), а фактическая
стабильность кадров соответствует значению по принятой шкале — 0,95 (89,3%).
Каждая конкретная компания в силу специфики своей
деятельности и индивидуальности организационного кадрового построения может
самостоятельно определить свою систему показателей для расчета
интеллектуального потенциала и определения стратегии развития.
В собственных интересах компании, в целях ее
устойчивого развития, а иногда и в целях выживания необходимо уметь давать
самооценку собственному потенциалу и, в первую очередь, интеллектуальному
потенциалу, соизмерять его возможности с потребностями рынка. [5]
ЛІТЕРАТУРА:
1.
Иванюк И. А. «Воспроизводство интеллектуального
капитала в современных маркетинг-системах». #"#">http://dis.ru
6.
Леонтьев Б. Б. Цена интеллекта. Интеллектуальный
капитал в российском бизнесе. - М.: Издательский центр "Акционер",
2002 - 200 с.
7.
Макконнелл К. Р., Брю С. А. Экономикс: В 2 т. /
Пер. с англ.- Баку: Изд. "Азербайджан", 1992.-Т. 1.-399с.
8.
Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. - М.:
Владос, 1499 176 с.
9.
Эскиндаров М. А. Развитие корпоративных отношении и
современной российской экономике. - М.: Республика, 1999.-368 с.
Страницы: 1, 2
|