Меню
Поиск



рефераты скачать Иностранные инвестиции в экономике России

Позитивными фактора­ми, способствующими при­влечению иностранных ин­вестиций в экономику Рос­сии, являются:

• масштабы рынка, насчи­тывающего почти 150 млн. потенциальных потребите­лей;  наличие относительно высококвалифицированной и дешевой рабочей силы;

• начавшийся экономичес­кий рост;

• сокращение бюджетно­го дефицита и снижение ин­фляции;

• осуществление налого­вой реформы, предусматри­вающей снижение налогов с юридических и физических лиц;

• дальнейшая либерали­зация экономики в связи с вступлением в международ­ные экономические и финан­совые организации.

Сложившаяся к настоя­щему времени макроэконо­мическая ситуация способ­ствует улучшению инвести­ционного климата. Сформи­ровалась позитивная дина­мика ВВП и промышленно­го производства, укрепля­ется «реальная» платежес­пособность предприятий, снижается убыточность производства, улучшается внешнеэкономическая конъюнктура для ряда от­раслей экономики, развива­ются процессы импорто-замещения. Кроме того, Рос­сия осуществила ряд шагов, направленных на формиро­вание благоприятного инве­стиционного климата.

Так, налоговая система Российской Федерации со­держит меры, направленные на обеспечение стабильнос­ти условий инвестиционной деятельности. В частности, налоговым законодатель­ством установлены сроки вступления в силу феде­ральных законов, актов за­конодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и актов представительных органов местной власти, что исклю­чило их вступление в силу задним числом.

Кроме того, Налоговым кодексом (часть первая), оп­ределено, что акты законо­дательства о налогах и сбо­рах, устанавливающие но­вые налоги или сборы, повы­шающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавли­вающие или отягчающие от­ветственность за наруше­ние законодательства о на­логах и сборах, устанавли­вающие новые обязанности или иным образом ухудша­ющие положение налого­плательщиков, не имеют обратной силы, а акты зако­нодательства, смягчающие его, обратную силу имеют.

С целью повышения уровня стабильности инве­стиционного процесса так­же установлено: ставки ввозных таможенных по­шлин на одни и те же това­ры не могут изменяться чаще, чем один раз в шесть месяцев; единовременное изменение ставок ввозимых таможенных пошлин не мо­жет превышать 10 процен­тных пунктов или эквива­лентного абсолютного зна­чения; национальная систе­ма преференций пересмат­ривается не чаще, чем один раз в год, а изменения всту­пают в силу не ранее, чем через 90 дней после их офи­циального опубликования.      Несмотря на некоторые позитивные шаги, в целом инвестиционный климат остается неблагоприятным, что предопределяется следующими факторами. Прежде всего, имеет мес­то значительный внешний и внутренний долг, который ограничивает участие госу­дарства в инвестиционном процессе.

Недостаточное участие государства в инвестицион­ном процессе в итоге не сти­мулирует иностранного ин­вестора в финансировании развития реального сектора экономики.

Низкий кредитный рей­тинг, высокие инвестицион­ные риски также негативно влияют на инвестиционный климат и сдерживают осу­ществление заимствований кредитных ресурсов на ми­ровых рынках капиталов и привлечение иностранных инвестиций.

Кроме того, неблагопри­ятное состояние инвестици­онного климата предопреде­ляется: значительными, раз­мерами неплатежей, высо­ким удельным весом креди­торской задолженности предприятий по отношению к объему произведенной продукции; значительным по объемам вывозом отече­ственного капитала, суще­ственно превышающим при­ток прямых иностранных ин­вестиций; низким уровнем реальных доходов и накопле­ний населения; несовершен­ством российского законода­тельства, регулирующего инвестиционную сферу.

Высокие инвестиционные риски и низкая норма рента­бельности большинства предприятий реального сек­тора экономики делают его недостаточно привлека­тельным для иностранных инвесторов. Ставка рефинансирования (25%) несопо­ставима с уровнем рента­бельности большинства предприятий реального сек­тора экономики.

Состояние инвестицион­ного климата усугубляется низкими темпами реструк­туризации банковской сис­темы, недостаточным объе­мом собственных капиталов для кредитования даже среднесрочных инвестиций у большинства выживших после финансового кризиса банков.

В инвестиционном про­цессе практически не задей­ствована банковская систе­ма. Удельный вес кредитов банков в источниках финан­сирования составил по ито­гам первого полугодия 2000 года 4%. Банки не реша­ются идти на высокие инвес­тиционные риски, в том чис­ле при покупке имущества лизинговыми компаниями. Затраты на его покупку лизингодателями в январе-июне составили 396 млн. руб., а их доля в объеме инвести­ций - всего 0,1%.

Улучшению инвестици­онного климата будет спо­собствовать создание бан­ковской структуры, которая аккумулировала бы финан­совое обеспечение государ­ственных гарантий. Такое структурное подразделение может быть создано в соста­ве Российского банка разви­тия. Банк развития, конт­рольный пакет акций кото­рого будет принадлежать го­сударству, является специ­ализированной финансовой структурой, предназначен­ный аккумулировать сред­ства внутренних и внешних источников для развития ре­ального сектора экономики.

В целях создания благо­приятного инвестиционного климата целесообразно осу­ществить меры по стимули­рованию иностранных инве­сторов. Первоочередными среди них являются:

- отмена действующего ограничения (50%) по налого­обложению реинвестируе­мой прибыли. Реализацию этой льготы следовало бы осуществлять путем предо­ставления инвестиционного налогового кредита на плат­ной, возвратной и конкурсной основе части прибыли, осво­бождаемой от налогообло­жения;

- введение «налоговых каникул» на срок 3-5 лет в отношении предприятий, внедряющих принципиаль­но новые технологии, маши­ны и оборудование для их технического оснащения;

- освобождение от НДС, уплаты таможенных плате­жей импортируемого не кон­курирующего технологичес­кого оборудования для вне­дрения новых технологий;

- введение для целей налогообложения предприя­тий, осуществляющих тех­нологическую модерниза­цию производства, повы­шенного коэффициента ус­коренной амортизации ма­шин и технологического обо­рудования, вводимых и ис­пользуемых в рамках новых технологий.

Улучшению инвестици­онного климата способство­вало бы также обеспечение доступа иностранных инве­сторов к информации об ин­вестиционных возможностях российской экономики и экономики регионов путем совершенствования систе­мы информационного и кон­сультативного обеспечения, маркетинга инвестицион­ных программ и проектов.

В этой связи актуальной является задача создания федеральной информацион­ной системы, представляю­щей иностранным инвесто­рам широкий доступ к ин­формации об инвестицион­ных проектах. Цель такой информационной системы приблизить инвестицион­ный проект к инвестору. При этом информационная сис­тема должна соответство­вать международным стан­дартам подачи информации, обеспечивающей прозрач­ность предприятия и инвес­тиционного проекта, анали­тические обзоры (общеэко­номические, отраслевые и региональные), бизнес-план, финансовое положение ини­циатора проекта. Информа­ционная система должна об­ладать способностью довес­ти информацию об инвести­ционных проектах до широ­кой аудитории инвесторов, работающих на рынке инве­стиционных ресурсов.

Большое значение имеет создание благоприятного инвестиционного климата на уровне регионов. На состоя­нии инвестиционного клима­та в значительной степени сегодня сказывается регионолизация рынка инвести­ций. Органами исполнитель­ной власти субъектов Феде­рации вводятся запреты и ограничения на ввоз и вывоз товаров, устанавливаются региональные пошлины на поставку товаров из других регионов России, вводятся особые торговые режимы, создаются региональные торговые структуры, кото­рым предоставляется моно­польное право на торговлю отдельными товарами.

Совершенствование инве­стиционного климата пре­допределяет необходимость:

1) улучшения макроэко­номической конъюнктуры (снижение инфляции, про­цента за долгосрочный бан­ковский кредит, укрепление финансового положения предприятий);

2) развития системы га­рантий, обеспечения прав инвесторов, защиту их соб­ственности;

3) развития организаци­онно-правовых условий, включающих целевое ис­пользование амортизации, налоговые стимулы для ка­питализации прибыли, раз­витие вторичного рынка ценных бумаг, страхование инвестиций, залоговое пра­во, ипотеку (земли, жилья), использование накоплений населения;

4) проведения реформы налоговой системы в направ­лении снижения налогового бремени на инвесторов и стимулирования инвести­ционной деятельности;

5) введения мер для пре­дотвращения утечки капи­тала за рубеж и стимулиро­вание возврата отечествен­ного капитала в страну.

Активизации инвестици­онного процесса будет спо­собствовать предоставление государством гарантий по возврату части заемных средств с целью расширения источников финансирова­ния, участие государства в кредитовании инвестицион­ных проектов на основе раз­деления риска с инвестором и другими кредиторами, применение механизма сана­ций и банкротства предпри­ятий для наиболее эффек­тивного использования на­коплений.

Таким образом, в целом инвестиционной климат рос­сийской экономики остается неблагоприятным. В связи с высоким уровнем конкурен­ции на мировых рынках ка­питалов, дефицитом накоп­лений в российской экономи­ке нужны последующие меры, направленные на его улучшение.

Перечисленные меры, на­ряду с достижением в стра­не экономической и полити­ческой стабильности, позво­лят повысить рейтинг Рос­сии и доверие западных ин­весторов,   снизить   риски вложения инвестиций.


4.3.Перспективы импорта иностранного капитала



В новой среднесрочной программе экономического развития России на ближайшую перспективу, несмотря на приоритет использования внутренне­го экономического потенциала, важное значение придается созданию благо­приятных условий для привлечения иностранного капитала в различных формах. При этом особое значение придается привлечению прямых ино­странных инвестиций.   Оценивая перспективы импорта капитала в Россию, следует иметь в виду, что экспортные возможности мирового рынка прямых инвестиций в период с середины до конца 90-х годов возросли с 200 до 800 млрд. долл. Причем на рубеже третьего тысячелетия наметилась тенденция к появлению на мировом рынке избыточного капитала, главным образом за счет перелива капитала с фондовых рынков в предпринимательскую сферу.

Для преодоления кризисных явлений, поддержания наметившегося роста экономики, проведения структурных реформ, выхода на устойчивый экономический рост, по нашим оценкам, России необходимо ежегодно от 20 до 40 млрд. долл. новых капиталовложений. При этом около половины этих средств может приходиться на прямые иностранные инвестиции.

Чтобы получить эти средства, России придется конкурировать на дос­таточно узком сегменте рынка прямых капиталовложений со странами, кото­рые имеют значительно более благоприятный инвестиционный климат. Многие конкуренты России на мировом рынке капитала, особенно после мирового финансового и биржевого кризиса, уделяют большое внимание со­вершенствованию либерализации внутренних инвестиционных режимов, тем самым, привлекая предпринимательские капиталовложения, на которые могла бы претендовать Россия.

В российской экономике, где существует значительное число потенци­ально высокодоходных проектов, предприниматели сталкиваются с чрезмер­но высокими системными рисками. Благодаря этому обстоятельству Россия проигрывает конкурентам на рынке мирового капитала, что проявляется в незначительном притоке капитала и намного превосходящем его оттоке. По­этому возможность переориентации хотя бы части мирового потока прямых капиталовложений в направлении нашей страны без изменения имиджа России, ли­берализации инвестиционного законодательства и кардинального улучшения общего инвестиционного климата представляется маловероятной.

Для повышения эффективности вложений необходимо направлять пря­мые иностранные инвестиции в реальный сектор экономики, в том числе на реализацию инвестиционных проектов в обрабатывающей промышленно­сти, ориентированных на внешний рынок, наукоемкие отрасли, проекты на условиях соглашения о разделе продукции и концессионных договоров.

В начале 2000 г. наметилась достаточно устойчивая тенденция к росту иностранных портфельных вложений в акции «голубых фишек» и рос­сийских приватизированных предприятий.

Фондовый рынок – стратегически важная отрасль экономики, которая в России пока не в полной мере  выполняет  главное предназначение - мобилизацию инвестиций (в том числе и иностранных) и обеспечение трансформации накоплений в доступные для  производителей финансовые ресурсы. Непродуманная и несогласованная государственная политика привела не только к краху краткосрочных заимствований, но и  разобщенности ключевых участников фондового рынка, не имеющих стимулов к построению эффективной  фондовой индустрии.

По некоторым оценкам, в ближайшие годы сохранится тенденция к росту стоимости акций «голубых фишек» и акций  значительного числа недооцененных российских предприятий. В долгосрочной перспективе капитализация российского рынка корпоративных ценных бумаг может возрасти в несколько раз и превысить 150-200 млрд. долл. Значительно увеличится число российских компаний , чьи акции – в форме американских депозитарных расписок различного уровня. Таким образом долгосрочные перспективы для роста портфельных инвестиций можно определить как весьма  благоприятные, учитывая высокую прибыльность таких капиталовложений.

Несмотря на трудности, возникшие  у России при сотрудничестве с МВФ, сохраняются относительно благоприятные перспективы в отношении привлечения займов и кредитов международных  кредитных организаций.

Однако в ближайшие годы, до урегулирования задолженности иностранным кредиторам по государственным ценным бумагам, не стоит ожидать роста притока иностранных финансовых ресурсов в форме облигационных займов (евробондов), которые могли бы размещаться в крупнейших мировых финансовых центрах. Размещение новых выпусков облигаций возможно при установлении положительной динамики основных макроэкономических показателей развития России, договоренности с Лондонским и Парижским клубами кредиторов, одобрения международными финансовыми организациями  программы экономического развития России и  повышение ее общего кредитного рейтинга.

 

4.4.Формы и способы повышения активности иностранных инвесторов в России

 

 Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику – жизненно важное направление деятельности руководящих органов России. Одним из таких направлений является страхование инвестиций от некоммерческих рисков. Важным шагом в этой области стало присоединение России к Многостороннему агентству по страхованию инвестиций (МИГА), осуществляющих их страхование от политических и других некоммерческих рисков.

    Другое направление – это улучшение правового обеспечения, позволяющего иностранным инвесторам сохранить их вклады в российскую экономику и обеспечить приемлемые формы получения прибыли на вложенные средства. В ближайшей перспективе законодательная база функционирования иностранных инвестиций будет по-прежнему совершенствоваться. Некоторые из намеченных мер приведены ниже.

    Для создания благоприятного инвестиционного климата в России следует:

·        законодательно обеспечить одинаковый для всех инвесторов, а в отдельных случаях льготный, правовой режим для иностранных вкладчиков; предоставить гарантии права собственности иностранного инвестора, а также  права беспрепятственного распоряжения своей долей прибыли;

·        упростить нормативную базу проведения денежной приватизации, чтобы обеспечить реальный доступ иностранного капитала на рынок недвижимости;

·        создать соответствующие экономические предпосылки, включая предоставление льгот по налогообложению прибыли, земли, собственности и объектов инфраструктуры, для повышения прибыльности инвестирования в российскую экономику в сравнении с организациями других стран;

·        установить приоритеты направления иностранных инвестиций в приватизируемые предприятия тех отраслей, в которые страна-импортер обладает значительными преимуществами;

·        создать понятную и работающую структуру фондового рынка, установить жесткие и одинаковые правила для его участников;

·        наладить стабильную и качественную работу банков;

·        ежегодно выделять перечни приоритетных отраслей промышленности, требующих инвестиции на правительственном и региональных уровнях;

·        обеспечить прозрачность российских субъектов хозяйствования.

Низкая инвестиционная активность в России – следствие известных объективных факторов. Но есть и субъективные факторы, которые можно устранить без существенных затрат сил и средств. Из них можно отметить следующие:

-   помощь организациям по приведению в соответствие формата изложения инвестиционного предложения современным западным стандартам,

-   совершенствование законодательной базы в части гарантирования возвратности иностранных инвестиций,

-   помощь организациям в продвижении их инвестиционных проектов к потенциальным иностранным инвесторам,

-   создание системы, обеспечивающей информационную поддержку организаций реального сектора экономики при реализации ими всех этапов инвестиционных проектов,

-   организацию обучения разработчиков и исполнителей инвестиционных программ и проектов.

Для решения перечисленных выше проблем сформированы и начали работать следующие структуры в Росси:

1.     Институт фондового рынка и управления совместно с Центром инвестиционного анализа Национального агентства оценки наряду с другими организациями разрабатывают информационные банки данных, способствующих привлечению реальных инвестиций.

2.     Национальное агентство оценки совместно с Институтом фондового рынка и управления и фирмой «Про-Инвест Консалтинг» разрабатывают базу данных по инвестиционным проектам предприятий регионов с подключением ее к международным информационным сетям.

3.     Министерство экономики РФ совместно с компанией «Про-Инвест Консалтинг» организовало постоянно действующий семинар «Подготовка предприятий к привлечению прямых инвестиций».

4.     Агентство деловых связей совместно с журналом «Рынок ценных бумаг» инициировало проект «200 предприятий, готовых к привлечению инвестиций».

5.     Институт фондового рынка и управления по инициативе ФКЦБ России разрабатывает и реализует обучающую программу по развитию инвестиционного проектирования.

6.     Институт фондового рынка и управления разрабатывает итеративную информационно-обучающую систему (на компакт дисках).

Правительство РФ для привлечения иностранных инвестиций планирует:

-специальные меры по мобилизации государственных инвестиционных ресурсов. Создан Бюджет развития РФ в качестве специального раздела федерального бюджета РФ на 1999г.

-создание специального Банка развития;

-стимулирование прямых иностранных инвестиций;

-принятие нового закона об иностранных инвестициях;

-упростить процедуры оформления договорных отношений в сфере зарубежного инвестирования;

-повысить эффективность хозяйственной деятельности предприятий; внедрить международные стандарты бухгалтерского учета, усилить работу по информационному обеспечению иностранных инвесторов;

-решить проблему гарантирования рисков иностранных инвесторов. Намечается создать государственное Агентство гарантирования инвестиций.

-проведение переговоров с правительствами развитых стран  и крупнейшими прямыми инвесторами о создании на многосторонней или двусторонней основе международного фонда поддержки инвестиций в России;

-расширить и углубить работу Консультативного совета по иностранным инвестициям в России с целью помощи по самоорганизации иностранных инвесторов.

При осуществлении вышеперечисленных мер можно будет привлечь в реальный сектор экономики России до 4 млрд. долл. прямых иностранных инвестиций.






 

Заключение

В настоящее время в России происходит увеличение притока иностранных инвестиций. Тем не менее, в абсолютных цифрах иностранное инвестирование остается очень не большим и явно не удовлетворяющим потребности российской экономики. 

      Рассмотрев основные аспекты, связанные с иностранными инвестициями в России, я пришла к выводу, что привлечение иностранных инвестиций должно идти рука об руку с реформированием всей экономической системы. Очевидно, что для стимулирования притока иностранных инвестиций в нашу страну необходимо предпринимать действенные меры по улучшению инвестиционного климата. Основными направлениями  государственной политики в качестве первоочередных представляются следующие: достижение национального согласия между различными властными структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими общественными организациями по поводу приоритетности решения общенациональной проблемы выхода России из экономического кризиса; ускорение работы Государственной думы над общехозяйственным и уголовным законодательством, нацеленном на создание в стране цивилизованного рынка, снижение уровня инфляции, доработка налогового законодательства; мобилизация свободных средств предприятия и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам; предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции. Все это должно способствовать созданию в России благоприятного инвестиционного климата

и притоку иностранного капитала. Сегодня становится очевидным, что иностранные инвестиции  могут способствовать осуществлению долговременных  стратегических целей формирования в России сильной цивилизованной экономики.


 

Список использованной литературы


Федеральный закон об «Иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999г. №160 – ФЗ


Абрамов С.И. Инвестирование. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2000.

Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. – М.: Юристь, 2001.

Коссов В.В. Бизнес-план: обоснование решений: Учебник. – М.: Высшая школа экономики, – 2000.

Красавина Л.Н. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 1994

Рыбалкин В.Е. международные экономические отношения: Учебник. – М.: Юнити-Дана, 2000.

Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Организация и финансирование инвестиций: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2000.


Андрианов В.В., «Объем и структура иностранных инвестиций», Общество и экономика, №1 – 2001, стр.63.

Дейнеко В.А., «Привлечение иностранных инвестиций в экономику России» Аудитор , №1 – 2001,стр.21

Исаева П.И. «Альтернативы инвестиционной политики в России», Обзор экономики России,№1 – 2001, стр.90

 Кудина М.В, «Иностранные инвестиции в российскую экономику: за и против», Финансы , №6 – 2001, стр.15

Лебедев В.М., «Иностранный капитал как источник инвестиций в российской экономике», Аудитор , №10 – 2001, стр.38 


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.