Позитивными факторами, способствующими привлечению иностранных инвестиций в экономику России, являются:
• масштабы рынка, насчитывающего почти 150 млн. потенциальных потребителей; наличие относительно высококвалифицированной
и дешевой рабочей силы;
• начавшийся экономический
рост;
• сокращение бюджетного
дефицита и снижение инфляции;
• осуществление налоговой
реформы, предусматривающей снижение налогов с юридических
и физических лиц;
• дальнейшая либерализация
экономики в связи с вступлением в международные экономические и финансовые организации.
Сложившаяся к настоящему времени макроэкономическая ситуация способствует улучшению инвестиционного климата. Сформировалась
позитивная динамика ВВП и промышленного
производства, укрепляется «реальная» платежеспособность предприятий, снижается убыточность производства,
улучшается внешнеэкономическая конъюнктура
для ряда отраслей экономики, развиваются процессы импорто-замещения. Кроме того, Россия осуществила ряд шагов, направленных на формирование благоприятного инвестиционного климата.
Так, налоговая система Российской Федерации содержит
меры, направленные на обеспечение стабильности условий инвестиционной деятельности.
В частности, налоговым законодательством
установлены сроки вступления в силу федеральных
законов, актов законодательства о
налогах и сборах субъектов Российской
Федерации и актов представительных
органов местной власти, что исключило их вступление в силу задним числом.
Кроме того, Налоговым кодексом (часть первая), определено, что акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги или сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, не имеют обратной силы, а акты законодательства, смягчающие его, обратную силу имеют.
С целью повышения уровня стабильности инвестиционного процесса также
установлено: ставки ввозных таможенных пошлин на одни и те же товары не могут изменяться чаще, чем один раз в шесть месяцев; единовременное изменение ставок ввозимых таможенных пошлин не может превышать 10 процентных пунктов или эквивалентного абсолютного значения; национальная система преференций пересматривается не чаще, чем один раз в год, а изменения вступают в силу не ранее, чем через 90 дней после их официального опубликования. Несмотря на
некоторые позитивные шаги, в целом инвестиционный климат остается
неблагоприятным, что предопределяется следующими факторами. Прежде
всего, имеет место значительный внешний
и внутренний долг, который ограничивает участие государства в инвестиционном процессе.
Недостаточное участие государства в инвестиционном
процессе в итоге не стимулирует иностранного
инвестора в финансировании развития реального сектора экономики.
Низкий кредитный рейтинг, высокие инвестиционные риски также негативно влияют на инвестиционный климат и сдерживают осуществление заимствований кредитных ресурсов на мировых рынках капиталов и привлечение иностранных инвестиций.
Кроме того, неблагоприятное состояние инвестиционного климата предопределяется: значительными, размерами неплатежей, высоким удельным весом кредиторской задолженности предприятий по отношению к объему произведенной продукции; значительным по объемам вывозом отечественного капитала, существенно превышающим приток прямых иностранных инвестиций; низким уровнем реальных доходов и накоплений населения; несовершенством российского законодательства, регулирующего инвестиционную сферу.
Высокие инвестиционные риски и низкая норма рентабельности большинства предприятий реального сектора экономики делают его недостаточно привлекательным для иностранных
инвесторов. Ставка рефинансирования (25%) несопоставима с уровнем рентабельности большинства предприятий реального сектора экономики.
Состояние инвестиционного климата усугубляется низкими темпами реструктуризации банковской системы, недостаточным объемом
собственных капиталов для кредитования даже среднесрочных инвестиций у большинства выживших после финансового кризиса банков.
В инвестиционном процессе практически не задействована банковская система. Удельный вес кредитов банков в источниках финансирования составил по итогам первого полугодия 2000 года
4%. Банки не решаются идти на
высокие инвестиционные риски, в том
числе при покупке имущества лизинговыми компаниями. Затраты на его покупку лизингодателями в
январе-июне составили 396 млн. руб., а их доля в объеме инвестиций - всего 0,1%.
Улучшению инвестиционного климата будет способствовать создание банковской структуры, которая аккумулировала бы финансовое обеспечение государственных гарантий. Такое структурное подразделение может
быть создано в составе Российского банка развития. Банк развития, контрольный
пакет акций которого будет
принадлежать государству, является
специализированной финансовой структурой, предназначенный аккумулировать средства внутренних и внешних источников для развития реального сектора экономики.
В целях создания благоприятного инвестиционного климата целесообразно осуществить
меры по стимулированию иностранных инвесторов. Первоочередными среди них являются:
- отмена действующего ограничения (50%) по налогообложению реинвестируемой прибыли. Реализацию этой льготы следовало бы осуществлять путем предоставления
инвестиционного налогового кредита
на платной, возвратной и конкурсной
основе части прибыли, освобождаемой от налогообложения;
- введение «налоговых каникул» на срок 3-5 лет в отношении предприятий, внедряющих принципиально новые технологии, машины и оборудование
для их технического оснащения;
- освобождение от НДС, уплаты таможенных платежей импортируемого не конкурирующего технологического оборудования для внедрения новых технологий;
- введение для целей налогообложения предприятий, осуществляющих технологическую модернизацию производства, повышенного коэффициента ускоренной амортизации машин и технологического оборудования, вводимых и используемых в рамках новых технологий.
Улучшению инвестиционного
климата способствовало бы также обеспечение доступа иностранных инвесторов к информации об инвестиционных возможностях российской экономики и экономики регионов путем совершенствования системы информационного и консультативного обеспечения, маркетинга инвестиционных программ и проектов.
В этой связи актуальной является задача
создания федеральной информационной системы, представляющей иностранным инвесторам широкий доступ к информации об инвестиционных проектах. Цель
такой информационной системы приблизить инвестиционный проект к инвестору. При этом информационная система должна соответствовать международным стандартам подачи информации, обеспечивающей прозрачность предприятия и инвестиционного проекта, аналитические обзоры (общеэкономические, отраслевые и региональные), бизнес-план, финансовое положение инициатора проекта. Информационная система должна обладать способностью довести информацию об инвестиционных проектах до широкой аудитории инвесторов, работающих на рынке инвестиционных ресурсов.
Большое значение имеет создание благоприятного инвестиционного климата на уровне регионов. На состоянии инвестиционного климата в значительной степени сегодня сказывается регионолизация рынка инвестиций. Органами исполнительной власти субъектов Федерации вводятся запреты и ограничения на ввоз и вывоз товаров, устанавливаются региональные пошлины на поставку товаров из других регионов России, вводятся особые торговые режимы, создаются региональные торговые структуры, которым предоставляется монопольное право на торговлю отдельными товарами.
Совершенствование инвестиционного климата предопределяет необходимость:
1) улучшения макроэкономической конъюнктуры (снижение инфляции, процента за долгосрочный банковский кредит, укрепление финансового положения предприятий);
2) развития системы гарантий,
обеспечения прав инвесторов, защиту их собственности;
3) развития организационно-правовых условий, включающих целевое использование амортизации, налоговые
стимулы для капитализации прибыли,
развитие вторичного рынка ценных бумаг, страхование инвестиций, залоговое право, ипотеку (земли, жилья), использование накоплений населения;
4) проведения реформы налоговой системы в направлении снижения налогового бремени на
инвесторов и стимулирования инвестиционной деятельности;
5) введения мер для предотвращения утечки капитала за рубеж и стимулирование возврата отечественного капитала в страну.
Активизации инвестиционного процесса будет способствовать предоставление государством гарантий по возврату части заемных средств
с целью расширения источников финансирования, участие
государства в кредитовании инвестиционных проектов на
основе разделения риска с инвестором и другими кредиторами, применение механизма санаций и банкротства предприятий для наиболее эффективного использования накоплений.
Таким образом, в целом инвестиционной климат российской экономики остается неблагоприятным. В связи с высоким уровнем конкуренции на мировых рынках капиталов, дефицитом накоплений
в российской экономике нужны последующие меры, направленные на его улучшение.
Перечисленные меры, наряду с достижением в стране экономической и политической стабильности, позволят повысить рейтинг России и доверие западных инвесторов, снизить риски вложения инвестиций.
4.3.Перспективы импорта иностранного капитала
В новой среднесрочной
программе экономического развития России на ближайшую перспективу, несмотря на
приоритет использования внутреннего экономического потенциала, важное значение
придается созданию благоприятных условий для
привлечения иностранного капитала в различных формах.
При этом особое значение придается привлечению прямых иностранных
инвестиций. Оценивая перспективы импорта капитала
в Россию, следует иметь в виду,
что экспортные возможности мирового рынка прямых инвестиций в период с середины до конца 90-х годов
возросли с 200 до 800 млрд. долл. Причем на рубеже третьего тысячелетия наметилась тенденция к появлению
на мировом рынке избыточного капитала, главным образом за счет перелива капитала с фондовых рынков в
предпринимательскую сферу.
Для преодоления кризисных
явлений, поддержания наметившегося роста экономики, проведения
структурных реформ, выхода на устойчивый экономический рост,
по нашим оценкам, России необходимо ежегодно от 20 до 40 млрд. долл. новых капиталовложений. При этом около половины этих средств может приходиться на прямые иностранные инвестиции.
Чтобы получить эти
средства, России придется конкурировать на достаточно
узком сегменте рынка прямых капиталовложений со странами, которые имеют значительно более благоприятный инвестиционный климат. Многие конкуренты России на мировом рынке капитала, особенно после мирового финансового и биржевого кризиса, уделяют большое внимание совершенствованию либерализации внутренних инвестиционных режимов, тем самым, привлекая предпринимательские капиталовложения, на которые могла бы претендовать Россия.
В российской экономике, где
существует значительное число потенциально высокодоходных
проектов, предприниматели сталкиваются с чрезмерно
высокими системными рисками. Благодаря этому обстоятельству Россия проигрывает конкурентам на рынке мирового капитала, что проявляется в незначительном притоке капитала и намного превосходящем его оттоке. Поэтому возможность переориентации хотя бы части мирового потока прямых капиталовложений в направлении нашей страны без изменения имиджа
России, либерализации инвестиционного законодательства и кардинального
улучшения общего инвестиционного климата представляется маловероятной.
Для повышения эффективности
вложений необходимо направлять прямые иностранные инвестиции
в реальный сектор экономики, в том числе на реализацию
инвестиционных проектов в обрабатывающей промышленности, ориентированных на
внешний рынок, наукоемкие отрасли, проекты на условиях
соглашения о разделе продукции и концессионных договоров.
В начале 2000 г. наметилась
достаточно устойчивая тенденция к росту иностранных портфельных вложений в
акции «голубых фишек» и российских приватизированных
предприятий.
Фондовый рынок –
стратегически важная отрасль экономики, которая в России пока не в полной мере
выполняет главное предназначение - мобилизацию инвестиций (в том числе и
иностранных) и обеспечение трансформации накоплений в доступные для
производителей финансовые ресурсы. Непродуманная и несогласованная
государственная политика привела не только к краху краткосрочных заимствований,
но и разобщенности ключевых участников фондового рынка, не имеющих стимулов к
построению эффективной фондовой индустрии.
По некоторым оценкам, в
ближайшие годы сохранится тенденция к росту стоимости акций «голубых фишек» и
акций значительного числа недооцененных российских предприятий. В долгосрочной
перспективе капитализация российского рынка корпоративных ценных бумаг может
возрасти в несколько раз и превысить 150-200 млрд. долл. Значительно увеличится
число российских компаний , чьи акции – в форме американских депозитарных
расписок различного уровня. Таким образом долгосрочные перспективы для роста
портфельных инвестиций можно определить как весьма благоприятные, учитывая
высокую прибыльность таких капиталовложений.
Несмотря на трудности,
возникшие у России при сотрудничестве с МВФ, сохраняются относительно
благоприятные перспективы в отношении привлечения займов и кредитов
международных кредитных организаций.
Однако в ближайшие годы, до
урегулирования задолженности иностранным кредиторам по государственным ценным
бумагам, не стоит ожидать роста притока иностранных финансовых ресурсов в форме
облигационных займов (евробондов), которые могли бы размещаться в крупнейших мировых
финансовых центрах. Размещение новых выпусков облигаций возможно при
установлении положительной динамики основных макроэкономических показателей
развития России, договоренности с Лондонским и Парижским клубами кредиторов,
одобрения международными финансовыми организациями программы экономического
развития России и повышение ее общего кредитного рейтинга.
4.4.Формы и способы повышения активности иностранных инвесторов в
России
Привлечение
иностранных инвестиций в российскую экономику – жизненно важное направление
деятельности руководящих органов России. Одним из таких направлений является
страхование инвестиций от некоммерческих рисков. Важным шагом в этой области
стало присоединение России к Многостороннему агентству по страхованию
инвестиций (МИГА), осуществляющих их страхование от политических и других
некоммерческих рисков.
Другое направление – это улучшение правового обеспечения, позволяющего иностранным
инвесторам сохранить их вклады в российскую экономику и обеспечить приемлемые
формы получения прибыли на вложенные средства. В ближайшей перспективе законодательная
база функционирования иностранных инвестиций будет по-прежнему совершенствоваться.
Некоторые из намеченных мер приведены ниже.
Для создания благоприятного
инвестиционного климата в России следует:
·
законодательно
обеспечить одинаковый для всех инвесторов, а в отдельных случаях льготный,
правовой режим для иностранных вкладчиков; предоставить гарантии права
собственности иностранного инвестора, а также права беспрепятственного
распоряжения своей долей прибыли;
·
упростить
нормативную базу проведения денежной приватизации, чтобы обеспечить реальный
доступ иностранного капитала на рынок недвижимости;
·
создать
соответствующие экономические предпосылки, включая предоставление льгот по
налогообложению прибыли, земли, собственности и объектов инфраструктуры, для
повышения прибыльности инвестирования в российскую экономику в сравнении с
организациями других стран;
·
установить
приоритеты направления иностранных инвестиций в приватизируемые предприятия тех
отраслей, в которые страна-импортер обладает значительными преимуществами;
·
создать
понятную и работающую структуру фондового рынка, установить жесткие и
одинаковые правила для его участников;
·
наладить
стабильную и качественную работу банков;
·
ежегодно
выделять перечни приоритетных отраслей промышленности, требующих инвестиции на
правительственном и региональных уровнях;
·
обеспечить
прозрачность российских субъектов хозяйствования.
Низкая
инвестиционная активность в России – следствие известных объективных факторов.
Но есть и субъективные факторы, которые можно устранить без существенных затрат
сил и средств. Из них можно отметить следующие:
-
помощь организациям по приведению в соответствие
формата изложения инвестиционного предложения современным западным стандартам,
- совершенствование законодательной
базы в части гарантирования возвратности иностранных инвестиций,
- помощь организациям в продвижении их
инвестиционных проектов к потенциальным иностранным инвесторам,
- создание системы, обеспечивающей
информационную поддержку организаций реального сектора экономики при реализации
ими всех этапов инвестиционных проектов,
- организацию обучения разработчиков и
исполнителей инвестиционных программ и проектов.
Для решения
перечисленных выше проблем сформированы и начали работать следующие структуры в
Росси:
1. Институт фондового рынка и
управления совместно с Центром инвестиционного анализа Национального агентства
оценки наряду с другими организациями разрабатывают информационные банки
данных, способствующих привлечению реальных инвестиций.
2. Национальное агентство оценки
совместно с Институтом фондового рынка и управления и фирмой «Про-Инвест
Консалтинг» разрабатывают базу данных по инвестиционным проектам предприятий
регионов с подключением ее к международным информационным сетям.
3. Министерство экономики РФ
совместно с компанией «Про-Инвест Консалтинг» организовало постоянно
действующий семинар «Подготовка предприятий к привлечению прямых инвестиций».
4. Агентство деловых связей
совместно с журналом «Рынок ценных бумаг» инициировало проект «200 предприятий,
готовых к привлечению инвестиций».
5. Институт фондового рынка и
управления по инициативе ФКЦБ России разрабатывает и реализует обучающую
программу по развитию инвестиционного проектирования.
6. Институт фондового рынка и
управления разрабатывает итеративную информационно-обучающую систему (на
компакт дисках).
Правительство РФ для привлечения иностранных
инвестиций планирует:
-специальные меры по мобилизации
государственных инвестиционных ресурсов. Создан Бюджет развития РФ в качестве
специального раздела федерального бюджета РФ на 1999г.
-создание специального Банка
развития;
-стимулирование прямых иностранных
инвестиций;
-принятие нового закона об
иностранных инвестициях;
-упростить процедуры оформления
договорных отношений в сфере зарубежного инвестирования;
-повысить эффективность хозяйственной
деятельности предприятий; внедрить международные стандарты бухгалтерского
учета, усилить работу по информационному обеспечению иностранных инвесторов;
-решить проблему гарантирования
рисков иностранных инвесторов. Намечается создать государственное Агентство
гарантирования инвестиций.
-проведение переговоров с
правительствами развитых стран и крупнейшими прямыми инвесторами о создании на
многосторонней или двусторонней основе международного фонда поддержки
инвестиций в России;
-расширить и углубить работу
Консультативного совета по иностранным инвестициям в России с целью помощи по
самоорганизации иностранных инвесторов.
При осуществлении
вышеперечисленных мер можно будет привлечь в реальный сектор экономики России
до 4 млрд. долл. прямых иностранных инвестиций.
Заключение
В настоящее время в России происходит увеличение притока
иностранных инвестиций. Тем не менее, в абсолютных цифрах иностранное инвестирование
остается очень не большим и явно не удовлетворяющим потребности российской
экономики.
Рассмотрев основные аспекты, связанные с иностранными инвестициями в России, я
пришла к выводу, что привлечение иностранных инвестиций должно идти рука об
руку с реформированием всей экономической системы. Очевидно, что для
стимулирования притока иностранных инвестиций в нашу страну необходимо
предпринимать действенные меры по улучшению инвестиционного климата. Основными
направлениями государственной политики в качестве первоочередных
представляются следующие: достижение национального согласия между различными
властными структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими
общественными организациями по поводу приоритетности решения общенациональной
проблемы выхода России из экономического кризиса; ускорение работы
Государственной думы над общехозяйственным и уголовным законодательством,
нацеленном на создание в стране цивилизованного рынка, снижение уровня инфляции,
доработка налогового законодательства; мобилизация свободных средств предприятия
и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам
и вкладам; предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным
инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции. Все это должно способствовать
созданию в России благоприятного инвестиционного климата
и притоку иностранного капитала.
Сегодня становится очевидным, что иностранные инвестиции могут способствовать
осуществлению долговременных стратегических целей формирования в России
сильной цивилизованной экономики.
Список
использованной литературы
Федеральный закон об «Иностранных инвестициях в Российской Федерации»
от 9 июля 1999г. №160 – ФЗ
Абрамов С.И. Инвестирование. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2000.
Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. – М.:
Юристь, 2001.
Коссов В.В. Бизнес-план: обоснование решений: Учебник. – М.: Высшая
школа экономики, – 2000.
Красавина Л.Н. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения:
Учебник. – М.: Финансы и статистика, 1994
Рыбалкин В.Е. международные экономические отношения: Учебник. – М.:
Юнити-Дана, 2000.
Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Организация и финансирование
инвестиций: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2000.
Андрианов В.В., «Объем и структура иностранных инвестиций», Общество и
экономика, №1 – 2001, стр.63.
Дейнеко В.А., «Привлечение иностранных
инвестиций в экономику России» Аудитор , №1 – 2001,стр.21
Исаева П.И. «Альтернативы инвестиционной политики в России»,
Обзор экономики России,№1 – 2001, стр.90
Кудина М.В,
«Иностранные инвестиции в российскую экономику: за и против», Финансы , №6 –
2001, стр.15
Лебедев В.М., «Иностранный капитал как источник инвестиций в
российской экономике», Аудитор , №10 – 2001, стр.38
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|