Сегодня
стали высказываться скептические оценки «инвестиционного чуда» НО как со
стороны региональной элиты, так и представителями федеральных структур.
Основания
для таких оценок есть. НО является дотационной регионом. По-прежнему
отсутствуют явные «точки роста», сохраняется и такой хронических недуг
региональной экономики, как неравномерность развития территорий.
Очевидный
изъян политики по привлечению иностранных инвесторов состоит в том, что многие
реализуемые в НО проекты (за исключением деревоперерабатывающей промышленности)
конъюнктурны и никак не связаны с развитием традиционных для региона отраслей
экономики. Инвесторов не привлекают высокотехнологичные предприятия радиоэлектроники
и приборостроения, некоторые из которых сейчас начинают подавать «признаки
жизни» (в лучшем случае они интересуют их в качестве собственников дешевых
производственных площадок). Предприятия с западным капиталом, естественно, не
способны изменить структуру региональной экономики. Более того, иностранные
акционеры и менеджеры не чувствуют себя цивилизаторами, несущими в массы
современные ценности, они избегают не только вмешательства в политику, но и
участия в каких-либо общественных акциях.[38]
Произошел
даже своеобразный «перекос» в сторону иностранных инвестиций в ущерб
отечественному бизнесу.
Сложнейшие
социальные проблемы в регионе администрации НО решить не удалось. В целом иностранные
инвестиции не принесли в регион ожидаемого финансового благополучия.
Приоритетом
ближайшего времени, с нашей точки зрения, должны стать меры по привлечению
инвестиций в реальный сектор новгородской экономики, а также стимулирование
инвесторов на предмет повышения заработных плат работникам предприятий.
Следует
всемерно поощрять иностранные инвестиции в развитие малого и среднего бизнеса,
который не отличился в последние годы впечатляющими результатами. Иначе говоря,
создавать благоприятные условия не для каких-то определенных компаний по признаку
«страна принадлежности», а для всех субъектов предпринимательства, чья деятельность
обеспечивает социально-экономическую стабильность и развитие региона и его жителей.
Давая
оценку процессу привлечения иностранных инвестиций в экономику Новгородской
области, можно констатировать следующее.
1. В 90-х
годах ХХ века администрация НО сделала ставку на крупных иностранных
инвесторов. Зарубежный бизнес, заинтересованный в создании новых производств,
должно было привлечь удобное географическое положение НО, наличие дешевой, но
квалифицированной рабочей силы, огромный выбор площадок с инфраструктурой
(прежде всего на простаивающих госпредприятиях). Стратегия сработала. НО
добилась впечатляющих успехов в привлечении инвестиций и развитии
внешнеэкономических связей со многими странами. Опыт НО стал активно изучаться
в России и за рубежом.
2.
Вместе с тем, администрация НО не уделяла достаточного внимания развитию отечественного
бизнеса, не оказывала существенной поддержки традиционным производствам региона,
которые пришли в полный упадок. В результате проводимой губернатором
инвестиционной политики наилучшие показатели в области демонстрировали
предприятия лесопереработки, компании по производству жевательной резинки,
упаковки для сигарет и т.п., которые не способствовали решению системных
проблем региона: развитию собственной промышленности, увеличению жизненного
уровня населения.
3. «Инвестиционное
чудо» НО в начале ХХI века себя исчерпало. Но опыт привлечения инвестиций в НО
несомненно полезен для других регионов России и для федерального Центра в том
числе. Он также показывает, насколько важно, разрабатывая региональную инвестиционную
стратегию, учитывать интересы собственных предпринимателей и жителей региона.
4.
Следует особо подчеркнуть, что региональные власти не могут решить проблемы
инвестиционного законодательства на федеральном уровне. Это законодательство до
сих пор фрагментарно и консервативно. Поэтому проблему улучшения
инвестиционного климата в России необходимо решать комплексно: Центру совместно
с регионами.
1.
Федеральный закон от 30.12.95 N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе
про-дукции // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. - N 1. -
Ст.18. – 1999. - N 2. - Ст.246.
2.
Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных
об-ществах» //Собрание законодательства Российской Федерации: 1996, N 1, ст. 1;
N 25, ст. 2956; 1999, N 22, ст. 2672; 2001, N 33, ст. 3423; 2002, N 12, ст.
1093, N 45, ст. 4436; 2003, N 9, ст. 805.
3.
Федеральный закон от 26 ноября 1998 г. N 181-ФЗ «О Бюджете
развития Российской Федерации» //Собрание законодательства Российской Федерации.
– 1998. - N 48. - Ст. 5856.
4.
Федеральный закон от 29 октября 1998 года N 164-ФЗ «О лизинге».
//Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. - N 44. - Ст. 5394.
5.
Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной
деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных
вложений» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1 марта 1999 г.
- №9. - Ст. 1096.
6.
Федеральный закон «О защите прав и законных интересов инвесторов
на рынке ценных бумаг». //Собрание законодательства Российской Федерации. –
1999. - № 10. - Ст. 1163.
7.
Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных
инвестициях в Российской Федерации» //Собрание законодательства Российской
Федерации. – 1999. - N 28. - Ст. 3493; 2002, N 12, ст. 1093.
8.
Постановление Правительства Российской Федерации от 19 декабря
1997 г. N 1605 «О дополнительных мерах по стимулированию деловой активности и
привлечению инвестиций в экономику Российской Федерации». // Собрание
законодательства Российской Федерации, 1998, N 1, ст. 123.
9.
Указ Президента Российской Федерации от 27 сентября 1993 г. N 1466
«О совершенствовании работы с иностранными инвестициями» // Собрание актов
Президента и Правительства Российской Федерации. – 1993. - N 40. - Ст. 3740.
10. Конвенция о
порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными
лицами: подписана в Вашингтоне 18.03.1965 // Советский журнал международного
права. 1991. № 2.
11. Конвенция об
учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций: подписана в Сеуле
11.10.1985 // Международно-правовые основы иностранных инвестиций в России. -
М.:1995.
12. Архипов И. В
ожидании чуда. // Эксперт Северо-Запад #43 (152) от 17 ноября 2003 года.
13. Бандурин В. В.,
Рацич Б. Г., Чатич М. Глобализация мировой экономики и Россия: Монография. -
М.: Буквица, 1999. - 279 с.
14. Белов Е.
Российские регионы на мировой арене. // Экономика России: ХХI век. – 2002 . -
№ 1(6).
15. Вардомский А.
Региональные процессы в контексте федерализации России. М., 2000.
16. Васильев С.В.,
Жуковский А.И., Цуркер К. Эффективность работы организаций государственного и
муниципального управления и их служащих. Великий Новгород: 2002. – 70 с.
17. Вечканов Г.С.,
Вечканова Г.Р. Макроэкономика. – СПБ.: Питер, 2002.
18. Елизаветин М.
География иностранных инвестиций в России. // Финансовый контроль. – 2005. - №
2(39).
19. Жуковский А.И.
Особенности политического процесса на территории Новгородской области в
1996-2000 г.г. // Московский Центр Карнеги. Выборы и проблемы гражданского
общества на Северо-Западе России №5, 2001.
20. Жуковский А.И.
Основные тенденции формирования системы подготовки, переподготовки
государственных и муниципальных служащих в Новгородской области.// Проект Тасис
«Муниципальный менеджмент». Дополнительное образование муниципальных служащих.
Учебно-методическое пособие. Муниципальное управление. Вып. 6. - 2000 г.
21. Зубаревич Н.,
Трайваш А. Социально-экономическое положение регионов / Ежегодное приложение к
«Политическому альманаху России». М., Карнеги-центр, изд. 2000 и 2001 гг.
22. Иностранные
инвестиции в экономику России в I полугодии 2004 г. // Вестник Русского
экономического общества. – 2004. - №137.
23. Комплексный
подход к созданию благоприятных условий для инвесторов: опыт Новгородской
области / Авторский коллектив: С. Жаворонков, В. Мау (руководитель проекта), С.
Хорошухин, М. Лазарович, Д. Войсиечовский - М., 2002.
24. Кром Е. В поисках
своего лица. // Эксперт Северо-Запад #46 (155) от 8 декабря 2003 года.
25. Круглова Н.Ю.
Хозяйственное право.- М.: Русская деловая литература, 1997.
26. Кузнецова О.
Экономическое развитие регионов: теоретические и практические аспекты
государственного регулирования. М., 2001.
27. Международная
инвестиционная позиция РФ. // Вестник Российского Экономического Общества. –
2004. - № 146.
28. Присвоение России
инвестиционного рейтинга агентством «Fitch».// Вестник Российского
Экономического Общества. – 2004. - № 146.
29. Прямые
иностранные инвестиции в российской экономике//
#"#">www.iet.ru
37. #"_Toc103684767">Приложение 1
[1] Вардомский А. Региональные процессы в контексте федерализации России.
М., 2000.
[2] Зубаревич Н., Трайваш А. Социально-экономическое положение регионов /
Ежегодное приложение к «Политическому альманаху России». М., Карнеги-центр,
изд. 2000 и 2001 гг.
[3] Кузнецова О. Экономическое развитие регионов: теоретические и
практические аспекты государственного регулирования. М., 2001.
[4] www.iet.ru
[5] Типология российских регионов. М., CEPRA, 2002.
[6] Круглова Н.Ю. Хозяйственное право.- М.: Русская
деловая литература, 1997, С.3.
[7] Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика. –
СПБ.: Питер, 2002, С.70.
[8] Шумилов В.М. Международное экономическое право. -
М.: «НИМП». 2001. С. 224.
[9] Собрание законодательства Российской Федерации. –
1999. - № 9. - Ст. 1096.
[10] Собрание законодательства Российской Федерации. –
1999. - N 28. - Ст. 3493; 2002, N 12, Ст. 1093.
[11] Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996.
- N 1, Ст.18; 1999. - N 2. - Ст.246.
[12] Собрание законодательства Российской
Федерации". – 1999. - № 10. - Ст. 1163.
[13] Собрание законодательства Российской Федерации. –
1998. - N 48. - Ст.5856.
[14] Собрание законодательства Российской Федерации:
1996, N 1, ст. 1; N 25, ст. 2956; 1999, N 22, ст. 2672; 2001, N 33, ст. 3423;
2002, N 12, ст. 1093, N 45, ст. 4436; 2003, N 9, ст. 805.
[15] Собрание законодательства Российской Федерации,
1998, N 44, ст. 5394.
[16] Постановление Правительства Российской Федерации
от 19 декабря 1997 г. N 1605 «О дополнительных мерах по стимулированию деловой
активности и привлечению инвестиций в экономику Российской Федерации». //
Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 1, ст. 123.
[17] Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ
«Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» //Собрание
законодательства Российской Федерации, 1999, N 28, ст. 3493; 2002, N 12, ст.
1093.
[18] Конвенция о порядке разрешения инвестиционных
споров между государствами и иностранными лицами: подписана в Вашингтоне
18.03.1965 // Советский журнал международного права. 1991. № 2.
[19] Конвенция об учреждении Многостороннего агентства
по гарантиям инвестиций: подписана в Сеуле 11.10.1985 // Международно-правовые
основы иностранных инвестиций в России. М.:1995;
#"#_ftnref20" name="_ftn20" title="">[20] Gloumont R. Investments in Russian economy. Analysis and
Recommendations // Price Waterhouse-Coopers. Corporate Report, 2000 (Add. Investment).
[21] Белов Е. Российские регионы на мировой арене. //
Экономика России: ХХI век. – 2002 . - № 1(6).
[22] Регионы против Центра. // Международная политика.
– 2000. - №5.
[23] Международная инвестиционная позиция РФ. //
Вестник Российского Экономического Общества. – 2004. - № 146.
[24] Там же.
[25] Присвоение России инвестиционного рейтинга
агентством «Fitch».// Вестник Российского Экономического Общества. – 2004. - №
146.
[26] Бандурин В. В., Рацич Б. Г., Чатич М. Глобализация
мировой экономики и Россия: Монография. - М.: Буквица, 1999. - 279 с.
[27] Прямые иностранные инвестиции в российской
экономике// #"#_ftnref28" name="_ftn28" title="">[28] Иностранные инвестиции в экономику России в I
полугодии 2004 г. // Вестник Русского экономического общества. – 2004. - №137.
[29] Елизаветин М. География иностранных инвестиций в
России. // Финансовый контроль. – 2005. - № 2(39).
[30] Комплексный подход к созданию благоприятных
условий для инвесторов: опыт Новгородской области / Авторский коллектив: С.
Жаворонков, В. Мау (руководитель проекта), С. Хорошухин, М. Лазарович, Д.
Войсиечовский - М., 2002.С.27.
[31] См.: Васильев С.В., Жуковский А.И., Цуркер К.
Эффективность работы организаций государственного и муниципального управления и
их служащих. Великий Новгород: 2002. – 70 с. // Проект Тасис «Региональное
экономическое развитие и антикризисные стратегии». Подпроект-2: Рекомендации по
повышению эффективности работы региональной Администрации и Думы через усиление
профессиональной подготовки персонала в области делового администрирования;
Жуковский А.И. Особенности политического процесса на территории Новгородской
области в 1996-2000 г.г. // Московский Центр Карнеги. Выборы и проблемы
гражданского общества на Северо-Западе России №5, 2001 г.; Он же: Основные
тенденции формирования системы подготовки, переподготовки государственных и
муниципальных служащих в Новгородской области.// Проект Тасис «Муниципальный
менеджмент». Дополнительное образование муниципальных служащих.
Учебно-методическое пособие. Муниципальное управление. Вып. 6. - 2000 г.
[32] Страхов В. Устойчивое развитие лесного сектора
Новгородской и Вологодской областей с точки зрения проекта Тасис // Управленческое
консультирование. - 2003. - N 2. - С. 38-51.
[33] Материалы сайта «Великий Новгород для делового
человека». //#"#_ftnref34"
name="_ftn34" title="">[34]
#"#_ftnref35" name="_ftn35" title="">[35] Комплексный подход к созданию благоприятных
условий для инвесторов: опыт Новгородской области / Авторский коллектив: С.
Жаворонков, В. Мау (руководитель проекта), С. Хорошухин, М. Лазарович, Д.
Войсиечовский - М., 2002.С.44.
[36] #"#_ftnref37"
name="_ftn37" title="">[37] Кром Е. В поисках своего лица. // Эксперт
Северо-Запад #46 (155) от 8 декабря 2003 года.
[38] Архипов И. В ожидании чуда. // Эксперт
Северо-Запад #43 (152) от 17 ноября 2003 года.
Страницы: 1, 2, 3
|