Меню
Поиск



рефераты скачать Иностранное инвестирование в РФ

p> В настоящее время международный рынок ссудных капиталов разделяется на денежный рынок и рынок собственно капиталов.
1. Денежный рынок — рынок краткосрочных кредитов (до одного года). С их помощью корпорации и банки пополняют временную нехватку оборотных средств.
1. Рынок капиталов — рынок среднесрочных (от 2 до 5 лет) банковских кредитов и долгосрочных (свыше 10 лет) займов, которые предоставляются в основном при выпуске и приобретении ценных бумаг.

С помощью средств зарубежных портфельных инвесторов возможно решение следующих экономических задач:

. пополнение собственного капитала российских предприятий в целях долгосрочного развития путем размещения акций российских акционерных обществ среди зарубежных портфельных инвесторов;

. аккумулирование заемных средств российскими предприятиями для реализации конкретных проектов путем размещения среди портфельных инвесторов долговых ценных бумаг российских эмитентов;

. пополнение федерального и местных бюджетов субъектов Российской

Федерации путем размещения среди иностранных инвесторов долговых ценных бумаг, эмитированных соответствующими органами власти;

. эффективная реструктуризация внешнего долга Российской Федерации путем его конвертации в государственные облигации с последующим размещением их среди зарубежных инвесторов.

В 1997 г. портфельные инвестиции составили 3,3% к общему числу инвестиций[13], а в 1998 г. – 1, 6%[14].

На этом фоне возросли прочие инвестиции (торговые кредиты, кредиты международных финансовых организаций, кредиты правительств зарубежных стран под гарантии Правительства РФ и др.) – 69,8% инвестиций, увеличилось на 31% от соответствующего показателя прошлого года.

В последние годы на международном рынке используются нетрадиционные формы долгосрочного финансирования, например проектное финансирование, заключающееся в предоставлении крупных кредитов под конкретные промышленные проекты предприятий. Таким образом, указанная форма долгосрочного кредитования сближается с прямыми инвестициями.

Производя инвестиции в России, иностранные компании и банки могут преследовать следующие цели:

1) Получение высокой нормы прибыли при создании производств по выпуску продукции, которая дефицитна в России, или цены на которую в России значительно выше мировых;

2) Использование факторов производства, цена которых в России ниже мировой: сравнительно дешевая (но квалифицированная) рабочая сила, низкая цена некоторых видов сырья;

3) Использование сравнительно богатых месторождений полезных ископаемых и других природных ресурсов, разработка которых в России дешевле, чем в других странах, или доступ к которым в других странах затруднен;

4) Встраивание российских предприятий в технологические цепочки иностранных финансово-промышленных групп, что обычно достигается покупкой российских поставщиков сырьевых ресурсов и полуфабрикатов;

5) Покупка потенциально эффективных российских предприятий (обычно экспортно-ориентированных) по низкой цене с целью получения высокой прибыли после ограниченных инвестиций в создание системы сбыта, проведение маркетинга и реструктуризации номенклатуры производимой продукции;

6) Продвижение на российский рынок своей продукции: создание торгово- сбытовой сети, сборочных производств, сервисных предприятий, внедрение своих стандартов на российском рынке. К инвестициям такого типа подталкивают и высокие таможенные сборы;

7) Использование морально устаревшего или экологически вредного оборудования, которое невозможно эффективно использовать в развитых странах. Выпуск устаревшей продукции, технология производства которой хорошо отработана;

8) Инвестирование средств российского происхождения под видом иностранных, чтобы иметь больше возможностей для защиты капитала от действий властей.

Анализируя вышеизложенное можно сделать вывод, что в данное время снизились прямые и портфельные инвестиции (инвестиции компаний, банков и др.), самые распространенные инвестиции среди развитых стран, что говорит о
«непопулярности» инвестирования в Россию среди простых инвесторов, и, соответственно, возросла доля прочих (помощи, государственные кредиты).
Думаю, что иностранные компании бояться вкладывать деньги в современную
Россию, хотя целей иностранных компаний в России много.

2. ДИНАМИКА И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИИ

Активная деятельность по привлечению иностранных инвестиций в отечественную экономику началась в СССР в годы перестройки - в 1987 году были приняты первые нормативные документы о создании и функционировании совместных предприятий российских организаций с зарубежными партнерами, которые положили начало регулированию прямых иностранных инвестиций в российскую экономику. Важнейшим законодательным актом, и по сей день регулирующим деятельность иностранных инвесторов в России, явился принятый в 1991 году закон “Об иностранных инвестициях в РСФСР”. Главным результатом принятия этого закона стало предоставление предприятиям с иностранными инвестициями национального режима, при котором такие предприятия пользуются на территории страны равными юридическими правами и несут равные обязанности с чисто российскими предприятиями (за исключением деятельности в некоторых стратегических отраслях экономики). Процесс массовой приватизации в России в 1992-94 годах, стремительное развитие российского рынка ценных бумаг и создание его нормативной базы впервые в отечественной истории создали предпосылки для развития зарубежных портфельных инвестиций в России. Вместе с тем, несмотря на определенный прогресс в последнее время, противоречивость, неполнота и нестабильность нормативно-правовой базы остаются одними из важнейший препятствий на пути привлечения иностранных инвестиций в Россию.

Статистика иностранных инвестиций в российскую экономику весьма противоречива. Министерство экономики, Центральный Банк РФ, Госкомстат
России и зарубежные экономические институты, ведущие такую статистику, дают существенно отличающиеся друг от друга данные. Если пользоваться данными
Госкомстата, накопленный объем вложений иностранного капитала в Россию к началу 1998 года составил около 12 млрд долларов, из которых около 10,7 млрд долларов пришлось на прямые инвестиции и около 1,5 млрд - на портфельные, а по данным Министерства экономики, было отмечено, что общий объем иностранных инвестиций к началу 1998 г. достиг 21,8 млрд. долл., из них 10 млрд. долларов в виде прямых инвестиций. При этом динамика иностранных вложений по годам крайне неравномерна - так, их средний ежегодный объем в 1992-98 годах составлял около 2 млрд. долларов: 1993 г. –
0,8 млрд., 1994 г. – 1 млрд., 1995 г. – 2 млрд., 1996 г. – 2,8 млрд., 1997 г. – 4 млрд., в 1998 г. – 1, 5 млрд. [15]

Нам же необходимо выйти на уровень ежегодного освоения иностранных инвестиций в размере 10-12 млрд. долларов как минимум. Для сравнения: иностранные инвестиции во всем мире составили в 1995 г. 325 млрд. долл., доля России в них – меньше 1%.[16]

Международный финансовый журнал «Евромани» периодически публикует экспертную оценку показателя риска зарубежного инвестирования, оцениваемого по 100-бальной шкале. Чем выше этот показатель, тем степень риска ниже, и наоборот. По данным этого журнала, по состоянию на 1993 г. показатель степени риска вложений в российскую экономику составляет 18,13. Для сравнения укажем, что в Японии, например, он составляет 99,44; в США – 99,
07; во Франции – 96,46; в Эстонии – 23,35. Более того, налицо не только низкий уровень привлекательности инвестиционного климата России, но и устойчивое ухудшение инвестиционного рейтинга в мировой иерархии. Так, по данным американской группы «Бизнес риск Интернэшнл» в списке из 132 государств, «опасных» для инвестирования, СССР накануне своего распада в
1991 г. занимал 58-е место. В рейтинг-листе стран, привлекательных для инвестирования, журнала «Евромани» в 1992 г. России отводилось уже 129-е место, а в 1993 г. – 149-е из 169 стран.[17] По другим оценкам, где наивысшее значение риска соответствует 100 баллам, Россия к началу 1995 г. имело 95 баллов[18].

Причиной такой ситуации является сохраняющийся неблагоприятный инвестиционный климат России, основными характеристиками которого являются:

высокая общая политическая нестабильность, в частности нестабильность законодательства; резкий спад производства начиная с 1991 года, следствием которого, в частности, является резкое сокращение внутреннего спроса на промышленную продукцию и услуги; несовершенство нормативно-правовой базы в экономике в целом и в области иностранных инвестиций в частности; высокий уровень налогообложения и внешнеторговых пошлин; фактическое отсутствие единой государственной политики в области привлечения иностранных инвестиций;

высокие темпы инфляции (Диаграмма 1).

Все эти причины приводят к тому, что в рейтингах инвестиционной привлекательности Россия находиться на до обидного низком для ранее великой державы уровне.

По итогам 1998 г. объем иностранных инвестиций в российском ВВП составляет около 3%. Общий объем иностранных инвестиций на конец года оценивается в размере 11,773 млрд.долл., что ниже уровня 1997 года на
4,2%.[19] (оценка иностранных экспертов).

Структура иностранных инвестиций в 1998 году претерпела изменения за счет значительного сокращения доли прямых и портфельных иностранных инвестиций. (Диаграмма 2).

Прямые инвестиции сократились за этот период в 1,6 раза (что составляет
3,36 млрд.долл.), портфельные инвестиции - в 3,6 раза и снизились до уровня в 1,91 млн.долл. Прочие инвестиции (торговые кредиты; кредиты, полученные от международных финансовых организаций, кредиты Правительств иностранных государств под гарантии Правительства Российской Федерации; банковские вклады и т.д.) оцениваются в 1998 году в размере 8,22 млрд.долл., что выше соответствующего периода 1997 года на 31%. Общий объем накопленных иностранных инвестиций (включая все инвестиции) на 1 января 1999 года составляет 35,338 млрд.долл[20].

Анализ ретроспективных тенденций привлечения прямых иностранных инвестиций свидетельствует о постоянном снижении темпов роста и показывает, что при сохранении внутренней нестабильности в 1997 - 1998 гг. наблюдались тенденции к сокращению масштабов инвестиционных вложений в российскую экономику. Так, по итогам 1 квартала и 1 полугодия прямые иностранные инвестиции составляли, соответственно, 86% и 54% к аналогичному периоду
1997 года (Диаграмма 3). В целом за 1998 год объем привлеченных прямых иностранных инвестиций составил 63% от аналогичного показателя 1997 года
[21].

Падение мировых цен на энергоносители (осенью 1997 г.) привело к резкому сокращению доходов российских нефтегазовых компаний (почти на 1 млрд. долл. ежемесячно). В этих условиях перед западными инвесторами возникла проблема либо переориентировать свои краткосрочные портфельные вклады в долгосрочные инвестиции, либо начать массовую переброску таких мобильных средств в другие страны. Многие пошли по второму пути. Кстати, во время правительственного кризиса в августе-сентябре 1998 г. иностранные вложения в российские ценные бумаги также стали сокращаться, вызвав резкое обострение на фондовой бирже страны.

В общем, как сообщил А. Шаповальянц, вследствие кризиса 98 г. объем инвестиций в основной капитал сократился за счет всех источников финансирования на 6,7% по сравнению с 97 г., а ВВП снизился на 40%.[22]

В целом, за последние годы заметно увеличились портфельные инвестиции в экономику России, на сегодня в России обосновалось более 20 крупных инвестиционных институтов.

Объем накопленных к началу текущего года иностранных вложений в реальный сектор экономики (около 13 млрд. долл.) уступает аналогичным притокам зарубежного капитала в экономику многих стран Восточной Европы
(Венгрия, Польша, Чехия). Так, например, соответствующий показатель в
Польше превышает уровень 27 млрд. долл. В целом, доля России как принимающей страны в мировом экспорте капитала в 1998 г. составляла около 2-
3%.[23]

Невысокими являются значения иностранных инвестиций на душу населения.
Так, в 1996 году общий объем иностранных инвестиций на душу населения составил 44 долл. (прямых - 14,3 долл.), в 1997 - 83, 79 долл. (36,34 долл.), в 1998 – 80,47 долл. (22,97 долл.). Для сравнения: соответствующий показатель в Польше находится на уровне 140 долл., в Эстонии - 160 долл., а в Венгрии - 1300 долл.[24]

Лидером по объему вложений в российскую экономику в 1998 г. стали
Германия (млрд. долл.) – 2,8, США – 2,2, Великобритания – 1,6, Франция –
1,5, Кипр – 0,9, Нидерланды – 0,9, Швейцария – 0,4.[25] Из стран-участниц
СНГ наибольшие рублевые инвестиции произвели Узбекистан (47,2% общего объема инвестиций стран-участниц СНГ), Казахстан (28,9%) и Украина
(15,4%).[26]

Западные банки определили перечень привлекаткльных российских корпораций на 1998 г., к ценным бумагам которых иностранные инвесторы проявляют интерес в первую очередь. Помимо акций компаний ОАО “Газпром” и
“Лукойл” инвесторы проявляют интерес к ценным бумагам компаний РАО “ЕЭС
России”, “Мосэнерго”, “Ростелеком”, “Сургутнефтегаза”, “Иркутскэнерго” и
ОАО “Аэрофлот – Международные линии России”.

Прямые же иностранные инвестиции в основном направлялись в торговлю и общественное питание, пищевую, а также топливную промышленность.

В общем, наиболее привлекательные отрасли экономики России по объему поступивших иностранных валютных инвестиций в 1998 г. приведены в таблице
1[27].

Региональная структура иностранных инвестиций характеризуется сохранением ранее сложившихся тенденций. Более 60% иностранных инвестиций в
1998 г. поступило в Центральный экономический район (таблица 2), из них
57,4% - в Москву, в основном в виде международных кредитов. Остальная часть иностранных инвестиций распределяется между сырьевыми регионами, крупными машиностроительными центрами и приграничными районами, где инвестиционный климат благоприятен (таблица 3).

Во время телемоста с Гарвардом (США), где проходил американо-российский инвестиционный симпозиум «Финансовые и инвестиционные рынки Российской
Федерации» мэр Москвы, Юрий Лужков заявил, что Москва претендует на получение более высокого кредитного рейтинга, чем Российская Федерация в целом.

Столичный мэр выразил несогласие с тем, что рейтинг региона не может превышать рейтинг страны. Вместе с тем Ю. Лужков с удовлетворением отметил, что агентство "Moody's" присвоило Москве самый высокий среди российских регионов рейтинг.

Мэр объясняет это тем, что на следующий день после объявления правительством Сергея Кириенко моратория на выплаты по внешнему долгу
Москва заявила о готовности выполнять свои обязательства перед партнерами.
По словам Ю. Лужкова, в течение всего прошедшего с 17 августа времени московское правительство платит по своим долгам.

Ю. Лужков подчеркнул, что одной из важнейших задач власти Москвы считают стабилизацию банковской системы города. По мнению Ю. Лужкова, этого можно добиться благодаря мерам Центрального банка и правительства, созданием крупных банковских конгломератов, а также путем "мягких и демократичных" мер по сокращению числа кредитно-финансовых учреждений.

Отвечая на вопрос одного из участников симпозиума от Санкт-Петербурга, мэр сообщил, что Москва готова заключить соглашение с северной столицей о распространении гарантий правительства Москвы и надежных банков на инвестиции, направляемые в Санкт-Петербург. "Но мы, как деловые люди, будем брать свои проценты".

Ю. Лужков отметил также, что 1999 г. станет годом "мощного старта" в развитии системы ипотечного кредитования строительства жилья, и поблагодарил экспертов Гарвардского университета, которые оказали московскому правительству помощь в подготовке программы ипотечного кредитования.[28]

Как можно видеть Москва является и останется на 1999 г. главным центром иностранных финансовых поступлений.

В феврале 1999 г. активизировалось сотрудничество западных инвесторов с промышленными объединениями России. Так, международная компания «Licent
Tecknologies» создает СП с российской компанией «Связьстрой» по производству в Воронеже оптико-волоконного кабеля (стоимость проекта – 30 млн. долл.).

«ABN Amro-bank» (Нидерланды) примет участие в финансировании проекта
ОАО «Газпром» по строительству газопровода «Голубой поток» по дну Черного моря, который осуществляется совместно с компанией «Eni» (Италия). Он основывается на долгосрочном контракте по поставкам российского газа в
Турцию. Стоимость сооружения 400-километрового газопровода - около 2 млрд. долл. Еще 2 млрд. будет затрачено на строительство промышленной и транспортной инфраструктуры на российском и турецком берегах.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.