Меню
Поиск



рефераты скачать Иностранное инвестирование в РФ

Иностранное инвестирование в РФ

смотреть на рефераты похожие на "Иностранное инвестирование в РФ"

ВВЕДЕНИЕ

Со времен Петра I Россия привлекала инвестиции для развития своей экономики. Петр I "вкладывал капитал" - платил немалые деньги иностранным офицерам и инженерам, которых он принимал на русскую государственную службу. Екатерина II тысячами приглашала в Россию иностранных колонистов, особенно немцев, предоставляя им в долгосрочную аренду пахотные земли в
Поволжье, откуда и пошли затем "советские немцы". Иностранные инвестиции всегда нужны были России. Так что же такое «инвестиции»? Понятие
«инвестиции», «иностранные инвестиции» можно определить по-разному. Само слово «инвестиции» английского происхождения (investments) и означает
«капиталовложения». С экономической точки зрения существует множество ее определений, но, как мне кажется, наиболее точное и популярное определение мы находим у П. Самуэльсона – «Инвестирование – отказ от использования доходов на текущее потребление в пользу капиталообразования и ожидаемого расширения потребления в будущем»[1]. Что же касается определения, заложенного в действующее законодательство, то под инвестициями оно понимает «денежные средства, банковские вклады, паи, акции, ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, патенты, в том числе на товарные знаки, кредиты, а также имущественные и неимущественные права, включая интеллектуальную собственность»[2], то есть оно отражает только возможные направления инвестиций и не дает представления об их экономическом содержании.

Сегодня российская экономика переживает глубочайший кризис, что сказывается во всех сферах жизни россиян и, в первую очередь, на социальной сфере, что в свою очередь вызывает социальную напряжённость в обществе.
Правительство всеми силами пытается преодолеть этот кризис, однако довольно безуспешно. Дефицит бюджета не позволяет правительству справиться с кризисом своими силами, поэтому оно вынуждено привлекать и другие средства, помимо бюджета. Помочь государству в преодолении экономического кризиса призваны инвестиции (Инвестиционные же потребности достаточно высоки и оцениваются суммами до 20 млрд. долл. в год.[3])

Об инвестициях сказано уже немало: все российские политики давно уже склоняют это слово на разные лады, понимая, что без инвестиций российскому производству не выжить, однако до недавнего времени в нашей стране политическая ситуация складывалась не лучшим образом, политическая нестабильность сдерживала потоки инвестиций, готовых хлынуть на новый, а значит прибыльный, рынок. Никто не хотел вкладывать деньги в стране, которая через пару месяцев может снова стать коммунистической, а значит деньги, вложенные в производство, попросту пропадут. Так по итогам опроса в
1996 г. согласно классификации рискованности новых рынков, разработанной английской компанией «Мечент Интернэшнл груп» Российская Федерация занимает первое место в мире по уровню политических рисков для инвесторов и четвертое место по уровню бюрократизма и коррупции (после Индонезии,
Китая, Пакистана)[4]. Учитывая серьезное технологическое отставание российской экономики по большинству позиций, России необходим иностранный капитал, который мог бы принести новые (для России) технологии и современные методы управления, а также способствовать развитию отечественных инвестиций. Кроме того, привлечение иностранного капитала в материальное производство намного выгоднее получения кредитов для закупок необходимых товаров, которые лишь умножают общий государственный долг.

Опыт многих развивающихся стран показывает, что инвестиционный бум в экономике начинается с прихода иностранного капитала. Создание собственных передовых технологий в ряде стран начиналось с освоения технологий, принесенных иностранным капиталом.

Проблема инвестиций в нашей стране настолько актуальна, что разговоры о них не утихают. Эта проблема актуальна, прежде всего, тем, что на инвестициях в России можно нажить огромное состояние, но в то же время боязнь потерять вложенные средства останавливает инвесторов. Но все же, в настоящее время в России перспективы для инвесторов слишком многообещающие, чтобы их игнорировать. В суммарном ВВП всех новых рынков доля России свыше 25%. Причем это естественный нарождающийся рынок, где есть своя космическая программа, инфраструктура, и реальные возможности для ее реализации. Отсутствие в настоящее время рыночной конкуренции со стороны национальных предпринимателей, дешевая рабочая сила, емкий рынок дешевого сырья и всепоглощающий рынок потребления, и, самое главное, высокий процент прибыли, во много раз превышающий среднюю прибыль в странах со зрелой рыночной экономикой. По самым скромным расчетам, у России больше природных ресурсов (10,2 трлн. долл.), чем у Бразилии (3,3 трлн. долл.),
Южной Африки (1,1 трлн.), Китая (0,6 трлн.) и Индии (0,4трлн.), вместе взятых[5]. Российский рынок - один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, однако, он также и один из самых непредсказуемых, и иностранные инвесторы мечутся из стороны в сторону, пытаясь не упустить свой кусок российского рынка и, в то же время, не потерять свои деньги. При этом иностранные инвесторы ориентируются, прежде всего, на инвестиционный климат
России, который определяется независимыми экспертами и служит для указания на эффективность вложений в той или иной стране.

Однако государственная инвестиционная политика сейчас направлена именно на то, чтобы обеспечить инвесторов всеми необходимыми условиями для работы на российском рынке, и потому в перспективе мы можем рассчитывать на изменение ситуации в российской экономике в лучшую сторону. Так активизации иностранных инвестиций в российскую экономику способствовал Указ Президента
РФ от 25 января 1995 г. №73 «О дополнительных мерах по привлечению иностранных инвестиций в отрасли материального производства Российской
Федерации».[6] Также действуют организации, занимающиеся вопросами содействия инвестициям в экономику: Госинкор, Российская финансовая корпорация, Росзарубежцентр и др.[7]

Огромное значение для России имеют не только иностранные, но и внутрироссийские инвестиции, ведь множество людей во время становления рыночной экономики “сколотили” себе огромные состояния, которые в данный момент лежат в европейских и американских банках, иными словами используются для инвестиций в зарубежных странах. Российские потенциальные инвесторы давно уже не доверяют правительству, это недоверие обусловлено, прежде всего, сложившимся стереотипом отношения к власти у россиян -
“правительство работает только на себя”. Государство всеми силами пытается вернуть эти деньги из-за рубежа в российскую экономику, что даст ощутимый толчок развитию российского производства. По данным правоохранительных органов из России было вывезено, начиная с 1991 года, около 150 млрд. дол. и не трудно представить себе как эти деньги проявили бы себя в российской экономике.

Конечно, такое положение обусловлено неблагоприятным инвестиционным климатом в стране, как для отечественных, так и для иностранных капиталовложений. Его улучшению не способствовало, как предполагалось, повышение уровня открытости экономики за счет либерализации внешнеэкономической деятельности. Не смогла исправить и улучшить положение и государственная политика в области привлечения иностранных инвестиций. За несколько лет реформ не удалось разработать и внедрить в практику эффективный, стабильно действующий механизм, стимулирующий приток зарубежного капитала в экономику России.

Отсутствие стабильного законодательства, учитывающего современные российские социально-экономические реалии, недоступная для понимания с точки зрения цивилизованного бизнеса система налогообложения, неконвертируемость рубля, нестабильность рублевого пространства, неясность в определении прав собственности, отсутствие реальных льгот и привилегий для иностранного капитала, криминальная обстановка вкупе с коррумпированным государственным аппаратом - вот что отпугивает зарубежных инвесторов от рынка России. Но это же препятствует активизации деятельности и отечественных инвесторов, которые смогли бы достаточно весомо и эффективно работать в рациональной экономике, а не бежать за рубеж в поисках рентабельного применения, или обменивать средства на иностранную валюту.

Так, например, российским руководителям вновь и вновь напоминают: если налоги высоки, инвесторы быстро уходят из страны. На переговорах в
Лондоне представителю нашего Минфина прямо заявили: мы не против того, чтобы вы меняли фискальное обложение. Но, пожалуйста, делайте это до начала финансового года, а не в середине его. Иначе "летят" все составленные бюджеты, производственные планы. Доходит до абсурда: нередко зарубежным вкладчикам капитала в российский ТЭК выгодней оставлять нефть в недрах, чем выкачивать, - настолько тяжелым оказывается налоговое бремя.

А как относятся к инвестициям простые россияне? Нужны ли россиянам иностранные инвестиции?

Из двух противоположных утверждений, предложенных респондентам в недавнем опросе, большинство согласилось с таким: «Для защиты российской экономики следует ограничить приток западного капитала в Россию» (44%).
Заметно меньше тех, по мнению которых «Вложение в Россию западного капитала способствует подъему российской экономики» (36%). Респондентов также спрашивали: «Как бы вы отнеслись к тому, чтобы американцы стали вкладывать свой капитал в развитие той местности (области, края, республики), где вы живете?». Этот же вопрос задавался и три года назад. Сравним полученные данные (в % от числа опрошенных): Июнь-95: Хорошо – 43, Плохо – 32,
Безразлично – 25. Май – 98: Хорошо – 43, Плохо – 40, Безразлично – 17.

Обращает на себя внимание тот факт, что доля безразличных к возможности получения иностранных инвестиций за прошедшие три года заметно сократилась, а определившиеся в этом вопросе пополнили группу противников вложения иностранных капиталов в экономику России. [8]

Данная курсовая работа создана в момент инвестиционного кризиса в
России, в момент, когда иностранные инвестиции сокращаются с каждым месяцем, я не случайно привел сноску опроса проведенного недавно в России, идея расширения иностранных инвестиций становится все менее популярной в российском обществе, в то время как она актуальнейшая и сложнейшая задача российской экономики.

Так как эта тема довольно обширная для изучения, и написать все
(история, структура, динамика, методы регулирования, проблемы, решения и т.д.) об инвестициях в пределах курсовой невозможно, будут даны самые основные и последние цифры и факты на сегодняшний день, а также наиболее главные и актуальные главы. Так, в первом пункте моей курсовой работы рассмотрены основные формы и цели иноинвестиций в РФ, их структура. Во втором пункте показана динамика инвестиций, современное состояние и их перспективы. Совместные предприятия, как одни из самых распространенных форм инвестирования в российскую экономику в наши дни будет рассмотрены в третьем пункте работы. Четвертый пункт включает самые главные проблемы иностранных инвесторов за 1998 г. В последнем пункте приведены пути и меры по привлечению иностранных инвестиций.

Хотелось бы еще заметить, что я намеренно подробно не рассмотрел международные кредиты и помощь, так как именно прямые и портфельные инвестиции показывают реальное положение инвестиций в любой стране, в то время как международные кредиты и помощь сильно зависят от политических установок. Так последний кредит МВФ, который, как ни странно, довольно легко достался нам, имел какую-то зависимость от косовской ситуации (18% общего фонда МВФ принадлежит США, а «Большой семерке» – 44,8%).

В работе приводится фактический материал по данным российских средств массовой информации, использовано много новейших российских и иностранных материалов из ресурсов интернета, а также сделаны попытки анализа на основе этого материала. Также широко использована литература российских и зарубежных авторов по данной теме.

1. ФОРМЫ И ЦЕЛИ ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ В РОССИЮ

Рассмотрим инвестирование как многосторонний процесс. По определению инвестициями являются долгосрочные вложения капитала в различные отрасли хозяйства с целью получения прибыли. Однако необходимо учитывать, что осуществление инвестиций, в том числе иностранных, должно быть взаимовыгодным процессом, то есть приносить прибыль как объекту, на которого последнее направлено, так и субъекту (инвестору).

В мировой практике выделяют три основные формы инвестирования:
1. Прямые, или реальные, инвестиции (помещение капитала в промышленность, торговлю, сферу услуг — непосредственно в предприятия).
1. Портфельные, или финансовые, инвестиции (инвестиции в иностранные акции, облигации и иные ценные бумаги).
2. Среднесрочные и долгосрочные международные кредиты и займы ссудного капитала промышленным и торговым корпорациям, банкам и другим финансовым учреждениям.

Прямые инвестиции могут обеспечивать инвестирующим корпорациям либо полное владение инвестируемой компанией, либо позволяют устанавливать над ней фактический контроль. Иногда для этого необходимо иметь не более 10% акционерного капитала.

Основными способами привлечения прямых иностранных вложений в экономику
России являются:
. привлечение иностранного капитала в предпринимательской форме путем создания совместных предприятий (в том числе - путем продажи зарубежным инвесторам крупных пакетов акций российских акционерных обществ);
. регистрация на территории России предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу;
. привлечение иностранного капитала на основе концессий или соглашений о разделе продукции;
. создание свободных экономических зон (СЭЗ), направленное на активное привлечение зарубежных инвесторов в определенные регионы страны

На заседании Консультативного совета по иностранным инвестициям в
России (проходившем в Москве 15-16 марта 1998 г.) было отмечено, что общий объем иностранных инвестиций к началу 1998 г. достиг 21, 8 млрд. долл., из них 10 млрд. в виде прямых инвестиций. Наиболее крупный прирост прямых инвестиций наблюдался в 1997 г. – 4 млрд. долл., 38,1% инвестиций (1993 г.
– 0,8 млрд., 1994 г. – 1 млрд., 1995 г. – 2 млрд., 1996 г. – 2, 8 млрд.)[9]. В 1998 г. – 1, 5 млрд., 28,6% инвестиций[10]. Следует отметить, что указанный уровень иностранных вложений является (учитывая масштабы российской экономики) крайне низким, особенно на фоне привлечения зарубежных инвестиций другими странами мира. Так, в последние годы ежегодный приток только прямых иностранных вложений в экономику Таиланда достигал 2,5 млрд долларов, Мексики и Малайзии - 10 млрд долларов, Китая -
25 млрд долларов, а в экономику США - 60-65 миллиардов долларов[11].

Ведущими инвесторами являются развитые экономически страны, в первую очередь США, но за последние 20 лет их доля в общей сумме зарубежных прямых инвестиций сократилась с 55% до 44%, доля же стран Западной Европы и Японии возросли (соответственно с 37% до 44% и с 1% до 10%)[12].

Значительны также изменения и в направлениях прямых инвестиций: до второй мировой войны основная часть капиталовложений приходилась на отсталые страны, тогда как в последнее время вкладчиков притягивают страны с уже развитой экономической системой. Объясняется данное поведение сдвигами в отраслевой структуре инвестирования, которое теперь преимущественно сосредотачивается в обрабатывающей промышленности, а внутри нее — в наукоемких и высокотехнологичных отраслях. Импортером капитала становится и США, причем последние годы здесь приток прямых инвестиций даже превышает их отток.

Портфельные инвестиции — основной источник средств для финансирования акций, выпускаемых предприятиями, крупными корпорациями и частными банками.
В послевоенный период объем таких инвестиций растет, что свидетельствует об увеличении количества частных инвесторов. Посредниками же при зарубежных портфельных инвестициях в основном выступают инвестиционные банки
(посреднические организации на рынке ценных бумаг, занимающиеся финансированием долгосрочных вложений).

На движение данного вида инвестиций оказывает влияние разница в норме процентных ставок, выплачиваемых по различным ценным бумагам. Так, высокая норма процентных ставок в США привлекла множество иностранных инвесторов, особенно японских.

В 70 — 80 гг. произошел взрыв роста международных кредитов, что привело к образованию мировой кредитно-финансовой сферы. Международный рынок ссудных капиталов растет особенно высокими темпами: его валовый объем увеличился с 10 млрд. долларов в 1960 году до 2395 в конце 80 гг. Основная доля этих сумм приходится на межбанковские операции.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.