Иностранное инвестирование в РФ
смотреть на рефераты похожие на "Иностранное инвестирование в РФ" ВВЕДЕНИЕ Со времен Петра I Россия привлекала инвестиции для развития своей
экономики. Петр I "вкладывал капитал" - платил немалые деньги иностранным
офицерам и инженерам, которых он принимал на русскую государственную
службу. Екатерина II тысячами приглашала в Россию иностранных колонистов,
особенно немцев, предоставляя им в долгосрочную аренду пахотные земли в
Поволжье, откуда и пошли затем "советские немцы". Иностранные инвестиции
всегда нужны были России. Так что же такое «инвестиции»? Понятие
«инвестиции», «иностранные инвестиции» можно определить по-разному. Само
слово «инвестиции» английского происхождения (investments) и означает
«капиталовложения». С экономической точки зрения существует множество ее
определений, но, как мне кажется, наиболее точное и популярное определение
мы находим у П. Самуэльсона – «Инвестирование – отказ от использования
доходов на текущее потребление в пользу капиталообразования и ожидаемого
расширения потребления в будущем»[1]. Что же касается определения,
заложенного в действующее законодательство, то под инвестициями оно
понимает «денежные средства, банковские вклады, паи, акции, ценные бумаги,
технологии, машины, оборудование, лицензии, патенты, в том числе на
товарные знаки, кредиты, а также имущественные и неимущественные права,
включая интеллектуальную собственность»[2], то есть оно отражает только
возможные направления инвестиций и не дает представления об их
экономическом содержании. Сегодня российская экономика переживает глубочайший кризис, что
сказывается во всех сферах жизни россиян и, в первую очередь, на социальной
сфере, что в свою очередь вызывает социальную напряжённость в обществе.
Правительство всеми силами пытается преодолеть этот кризис, однако довольно
безуспешно. Дефицит бюджета не позволяет правительству справиться с
кризисом своими силами, поэтому оно вынуждено привлекать и другие средства,
помимо бюджета. Помочь государству в преодолении экономического кризиса
призваны инвестиции (Инвестиционные же потребности достаточно высоки и
оцениваются суммами до 20 млрд. долл. в год.[3]) Об инвестициях сказано уже немало: все российские политики давно уже
склоняют это слово на разные лады, понимая, что без инвестиций российскому
производству не выжить, однако до недавнего времени в нашей стране
политическая ситуация складывалась не лучшим образом, политическая
нестабильность сдерживала потоки инвестиций, готовых хлынуть на новый, а
значит прибыльный, рынок. Никто не хотел вкладывать деньги в стране,
которая через пару месяцев может снова стать коммунистической, а значит
деньги, вложенные в производство, попросту пропадут. Так по итогам опроса в
1996 г. согласно классификации рискованности новых рынков, разработанной
английской компанией «Мечент Интернэшнл груп» Российская Федерация занимает
первое место в мире по уровню политических рисков для инвесторов и
четвертое место по уровню бюрократизма и коррупции (после Индонезии,
Китая, Пакистана)[4]. Учитывая серьезное технологическое отставание
российской экономики по большинству позиций, России необходим иностранный
капитал, который мог бы принести новые (для России) технологии и
современные методы управления, а также способствовать развитию
отечественных инвестиций. Кроме того, привлечение иностранного капитала в
материальное производство намного выгоднее получения кредитов для закупок
необходимых товаров, которые лишь умножают общий государственный долг. Опыт многих развивающихся стран показывает, что инвестиционный бум в
экономике начинается с прихода иностранного капитала. Создание собственных
передовых технологий в ряде стран начиналось с освоения технологий,
принесенных иностранным капиталом. Проблема инвестиций в нашей стране настолько актуальна, что разговоры о
них не утихают. Эта проблема актуальна, прежде всего, тем, что на
инвестициях в России можно нажить огромное состояние, но в то же время
боязнь потерять вложенные средства останавливает инвесторов. Но все же, в
настоящее время в России перспективы для инвесторов слишком многообещающие,
чтобы их игнорировать. В суммарном ВВП всех новых рынков доля России
свыше 25%. Причем это естественный нарождающийся рынок, где есть своя
космическая программа, инфраструктура, и реальные возможности для ее
реализации. Отсутствие в настоящее время рыночной конкуренции со стороны
национальных предпринимателей, дешевая рабочая сила, емкий рынок дешевого
сырья и всепоглощающий рынок потребления, и, самое главное, высокий
процент прибыли, во много раз превышающий среднюю прибыль в странах со
зрелой рыночной экономикой. По самым скромным расчетам, у России больше
природных ресурсов (10,2 трлн. долл.), чем у Бразилии (3,3 трлн. долл.),
Южной Африки (1,1 трлн.), Китая (0,6 трлн.) и Индии (0,4трлн.), вместе
взятых[5]. Российский рынок - один из самых привлекательных для иностранных
инвесторов, однако, он также и один из самых непредсказуемых, и иностранные
инвесторы мечутся из стороны в сторону, пытаясь не упустить свой кусок
российского рынка и, в то же время, не потерять свои деньги. При этом
иностранные инвесторы ориентируются, прежде всего, на инвестиционный климат
России, который определяется независимыми экспертами и служит для указания
на эффективность вложений в той или иной стране. Однако государственная инвестиционная политика сейчас направлена именно
на то, чтобы обеспечить инвесторов всеми необходимыми условиями для работы
на российском рынке, и потому в перспективе мы можем рассчитывать на
изменение ситуации в российской экономике в лучшую сторону. Так активизации
иностранных инвестиций в российскую экономику способствовал Указ Президента
РФ от 25 января 1995 г. №73 «О дополнительных мерах по привлечению
иностранных инвестиций в отрасли материального производства Российской
Федерации».[6] Также действуют организации, занимающиеся вопросами
содействия инвестициям в экономику: Госинкор, Российская финансовая
корпорация, Росзарубежцентр и др.[7] Огромное значение для России имеют не только иностранные, но и
внутрироссийские инвестиции, ведь множество людей во время становления
рыночной экономики “сколотили” себе огромные состояния, которые в данный
момент лежат в европейских и американских банках, иными словами
используются для инвестиций в зарубежных странах. Российские потенциальные
инвесторы давно уже не доверяют правительству, это недоверие обусловлено,
прежде всего, сложившимся стереотипом отношения к власти у россиян -
“правительство работает только на себя”. Государство всеми силами пытается
вернуть эти деньги из-за рубежа в российскую экономику, что даст ощутимый
толчок развитию российского производства. По данным правоохранительных
органов из России было вывезено, начиная с 1991 года, около 150 млрд.
дол. и не трудно представить себе как эти деньги проявили бы себя в
российской экономике. Конечно, такое положение обусловлено неблагоприятным инвестиционным
климатом в стране, как для отечественных, так и для иностранных
капиталовложений. Его улучшению не способствовало, как предполагалось,
повышение уровня открытости экономики за счет либерализации
внешнеэкономической деятельности. Не смогла исправить и улучшить положение
и государственная политика в области привлечения иностранных инвестиций. За
несколько лет реформ не удалось разработать и внедрить в практику
эффективный, стабильно действующий механизм, стимулирующий приток
зарубежного капитала в экономику России. Отсутствие стабильного законодательства, учитывающего современные
российские социально-экономические реалии, недоступная для понимания с
точки зрения цивилизованного бизнеса система налогообложения,
неконвертируемость рубля, нестабильность рублевого пространства, неясность
в определении прав собственности, отсутствие реальных льгот и привилегий
для иностранного капитала, криминальная обстановка вкупе с коррумпированным
государственным аппаратом - вот что отпугивает зарубежных инвесторов от
рынка России. Но это же препятствует активизации деятельности и
отечественных инвесторов, которые смогли бы достаточно весомо и эффективно
работать в рациональной экономике, а не бежать за рубеж в поисках
рентабельного применения, или обменивать средства на иностранную валюту. Так, например, российским руководителям вновь и вновь напоминают:
если налоги высоки, инвесторы быстро уходят из страны. На переговорах в
Лондоне представителю нашего Минфина прямо заявили: мы не против
того, чтобы вы меняли фискальное обложение. Но, пожалуйста, делайте
это до начала финансового года, а не в середине его. Иначе "летят"
все составленные бюджеты, производственные планы. Доходит до абсурда:
нередко зарубежным вкладчикам капитала в российский ТЭК выгодней
оставлять нефть в недрах, чем выкачивать, - настолько тяжелым
оказывается налоговое бремя. А как относятся к инвестициям простые россияне? Нужны ли россиянам
иностранные инвестиции? Из двух противоположных утверждений, предложенных респондентам в
недавнем опросе, большинство согласилось с таким: «Для защиты российской
экономики следует ограничить приток западного капитала в Россию» (44%).
Заметно меньше тех, по мнению которых «Вложение в Россию западного капитала
способствует подъему российской экономики» (36%). Респондентов также
спрашивали: «Как бы вы отнеслись к тому, чтобы американцы стали вкладывать
свой капитал в развитие той местности (области, края, республики), где вы
живете?». Этот же вопрос задавался и три года назад. Сравним полученные
данные (в % от числа опрошенных): Июнь-95: Хорошо – 43, Плохо – 32,
Безразлично – 25. Май – 98: Хорошо – 43, Плохо – 40, Безразлично – 17. Обращает на себя внимание тот факт, что доля безразличных к возможности
получения иностранных инвестиций за прошедшие три года заметно сократилась,
а определившиеся в этом вопросе пополнили группу противников вложения
иностранных капиталов в экономику России. [8] Данная курсовая работа создана в момент инвестиционного кризиса в
России, в момент, когда иностранные инвестиции сокращаются с каждым
месяцем, я не случайно привел сноску опроса проведенного недавно в России,
идея расширения иностранных инвестиций становится все менее популярной в
российском обществе, в то время как она актуальнейшая и сложнейшая задача
российской экономики. Так как эта тема довольно обширная для изучения, и написать все
(история, структура, динамика, методы регулирования, проблемы, решения и
т.д.) об инвестициях в пределах курсовой невозможно, будут даны самые
основные и последние цифры и факты на сегодняшний день, а также наиболее
главные и актуальные главы. Так, в первом пункте моей курсовой работы
рассмотрены основные формы и цели иноинвестиций в РФ, их структура. Во
втором пункте показана динамика инвестиций, современное состояние и их
перспективы. Совместные предприятия, как одни из самых распространенных
форм инвестирования в российскую экономику в наши дни будет рассмотрены в
третьем пункте работы. Четвертый пункт включает самые главные проблемы
иностранных инвесторов за 1998 г. В последнем пункте приведены пути и меры
по привлечению иностранных инвестиций. Хотелось бы еще заметить, что я намеренно подробно не рассмотрел
международные кредиты и помощь, так как именно прямые и портфельные
инвестиции показывают реальное положение инвестиций в любой стране, в то
время как международные кредиты и помощь сильно зависят от политических
установок. Так последний кредит МВФ, который, как ни странно, довольно
легко достался нам, имел какую-то зависимость от косовской ситуации (18%
общего фонда МВФ принадлежит США, а «Большой семерке» – 44,8%). В работе приводится фактический материал по данным российских средств
массовой информации, использовано много новейших российских и иностранных
материалов из ресурсов интернета, а также сделаны попытки анализа на основе
этого материала. Также широко использована литература российских и
зарубежных авторов по данной теме. 1. ФОРМЫ И ЦЕЛИ ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ В РОССИЮ Рассмотрим инвестирование как многосторонний процесс. По определению
инвестициями являются долгосрочные вложения капитала в различные отрасли
хозяйства с целью получения прибыли. Однако необходимо учитывать, что
осуществление инвестиций, в том числе иностранных, должно быть
взаимовыгодным процессом, то есть приносить прибыль как объекту, на
которого последнее направлено, так и субъекту (инвестору). В мировой практике выделяют три основные формы инвестирования:
1. Прямые, или реальные, инвестиции (помещение капитала в промышленность, торговлю, сферу услуг — непосредственно в предприятия).
1. Портфельные, или финансовые, инвестиции (инвестиции в иностранные акции, облигации и иные ценные бумаги).
2. Среднесрочные и долгосрочные международные кредиты и займы ссудного капитала промышленным и торговым корпорациям, банкам и другим финансовым учреждениям. Прямые инвестиции могут обеспечивать инвестирующим корпорациям либо
полное владение инвестируемой компанией, либо позволяют устанавливать над
ней фактический контроль. Иногда для этого необходимо иметь не более 10%
акционерного капитала. Основными способами привлечения прямых иностранных вложений в экономику
России являются: . привлечение иностранного капитала в предпринимательской форме путем создания совместных предприятий (в том числе - путем продажи зарубежным инвесторам крупных пакетов акций российских акционерных обществ); . регистрация на территории России предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу; . привлечение иностранного капитала на основе концессий или соглашений о разделе продукции; . создание свободных экономических зон (СЭЗ), направленное на активное привлечение зарубежных инвесторов в определенные регионы страны На заседании Консультативного совета по иностранным инвестициям в
России (проходившем в Москве 15-16 марта 1998 г.) было отмечено, что общий
объем иностранных инвестиций к началу 1998 г. достиг 21, 8 млрд. долл., из
них 10 млрд. в виде прямых инвестиций. Наиболее крупный прирост прямых
инвестиций наблюдался в 1997 г. – 4 млрд. долл., 38,1% инвестиций (1993 г.
– 0,8 млрд., 1994 г. – 1 млрд., 1995 г. – 2 млрд., 1996 г. – 2, 8
млрд.)[9]. В 1998 г. – 1, 5 млрд., 28,6% инвестиций[10]. Следует отметить,
что указанный уровень иностранных вложений является (учитывая масштабы
российской экономики) крайне низким, особенно на фоне привлечения
зарубежных инвестиций другими странами мира. Так, в последние годы
ежегодный приток только прямых иностранных вложений в экономику Таиланда
достигал 2,5 млрд долларов, Мексики и Малайзии - 10 млрд долларов, Китая -
25 млрд долларов, а в экономику США - 60-65 миллиардов долларов[11]. Ведущими инвесторами являются развитые экономически страны, в первую
очередь США, но за последние 20 лет их доля в общей сумме зарубежных прямых
инвестиций сократилась с 55% до 44%, доля же стран Западной Европы и Японии
возросли (соответственно с 37% до 44% и с 1% до 10%)[12]. Значительны также изменения и в направлениях прямых инвестиций: до
второй мировой войны основная часть капиталовложений приходилась на
отсталые страны, тогда как в последнее время вкладчиков притягивают страны
с уже развитой экономической системой. Объясняется данное поведение
сдвигами в отраслевой структуре инвестирования, которое теперь
преимущественно сосредотачивается в обрабатывающей промышленности, а внутри
нее — в наукоемких и высокотехнологичных отраслях. Импортером капитала
становится и США, причем последние годы здесь приток прямых инвестиций даже превышает их отток. Портфельные инвестиции — основной источник средств для финансирования
акций, выпускаемых предприятиями, крупными корпорациями и частными банками.
В послевоенный период объем таких инвестиций растет, что свидетельствует об
увеличении количества частных инвесторов. Посредниками же при зарубежных
портфельных инвестициях в основном выступают инвестиционные банки
(посреднические организации на рынке ценных бумаг, занимающиеся
финансированием долгосрочных вложений). На движение данного вида инвестиций оказывает влияние разница в норме
процентных ставок, выплачиваемых по различным ценным бумагам. Так, высокая
норма процентных ставок в США привлекла множество иностранных инвесторов,
особенно японских. В 70 — 80 гг. произошел взрыв роста международных кредитов, что привело
к образованию мировой кредитно-финансовой сферы. Международный рынок
ссудных капиталов растет особенно высокими темпами: его валовый объем
увеличился с 10 млрд. долларов в 1960 году до 2395 в конце 80 гг. Основная
доля этих сумм приходится на межбанковские операции.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|