Инновационная политика энергопредприятий
смотреть на рефераты похожие на "Инновационная политика энергопредприятий" ВВЕДЕНИЕ. Сегодня большинство индустриально развитых стран связывает долгосрочный
устойчивый рост прежде всего с переходом на инновационный путь развития. Представляется, что уже в ближайшем будущем станет очевидна реальная
потребность в выработке и осуществлении единого подхода к проблемам
инновационного роста со стороны вновь образованного министерства и ряда
других федеральных министерств и ведомств, курирующих вопросы образования,
внешней торговли, защиты интеллектуальной собственности и определения общей
экономической стратегии государства. Мировая практика предлагает широкий спектр экономических инструментов
научно-технической, инновационной и промышленной политики, с помощью
которых можно управлять инновационным процессом на макро- и микроуровнях.
Однако их применение в полном объеме потребует значительных финансовых
ресурсов, что не всегда по силам даже самым богатым странам. Вместе с тем в столь прямолинейном подходе нет необходимости,
поскольку одни и те же инструменты работают неодинаково в различных
условиях. Поэтому основная проблема заключается в том, чтобы с учетом
накопленного мирового опыта выбрать и использовать наиболее эффективные в
конкретных условиях инструменты управления и сосредоточить на них имеющиеся
в распоряжении общества ресурсы. Иными словами, следует определить рычаги
экономического управления, которые позволят выйти на траекторию
инновационного роста с наименьшими затратами наиболее дефицитных ресурсов. Представляется, что в настоящий момент наиболее универсальными рычагами
для российской экономики являются следующие: > развитие венчурных механизмов освоения нововведений; > создание благоприятных условий для частных капиталовложений в сферу НИОКР и освоение новых технологий; > выравнивание (в сторону повышения) инновационного потенциала регионов и территорий путем активизации имеющихся у них научно-технических ресурсов; > более широкое использование возможностей технологических трансфертов в национальном и международном масштабах. В последние годы в индустриально развитых странах отмечается устойчивое
смещение мер поддержки наукоемкого производства с прямого финансирования на
косвенные методы стимулирования, которые к тому же нередко доказывают на
практике свою более высокую эффективность. Одна из наиболее распространенных форм — специальные налоговые льготы,
способствующие проведению НИОКР и осуществлению инновационной деятельности.
Несмотря на многообразие национальных подходов к данному вопросу, можно
говорить о том, что их стержнем является снижение налога на прибыль
промышленных компаний, тесно увязываемое с достигнутым предприятием уровнем
инновационной восприимчивости. Чем он выше, тем больше налоговых льгот
можно получить, но только при условии, что предприятие добьется в конечном
итоге успешной коммерциализации результатов НИОКР и начнет получать
достаточную прибыль К тому же предприятие, не заинтересованное в освоении новых наукоемких
видов продукции или технологий, при рациональном "рыночном" экономическом
поведении вряд ли станет вкладывать заработанные средства на проведение или
финансирование НИОКР, результаты которых не принесут в обозримой
перспективе заметной отдачи, а, следовательно, такая фирма не будет
претендовать на получение установленных налоговых льгот. На этом базируется идея косвенного налогового стимулирования, которая
приобретает в последние 20 лет все большую популярность. Государство
обозначает перед частным сектором определенную цель и выделяет финансовые
ресурсы на ее достижение. Однако данные ресурсы не распределяются напрямую
между конкретными фирмами, а предлагаются всем потенциальным претендентам в
форме льгот по уплате налога на прибыль. Воспользоваться налоговыми
льготами смогут только те из них, которые сами стремятся и способны
действовать в указанном государством направлении. К числу специальных налоговых льгот, широко используемых в развитых
странах с целью стимулирования инновационной деятельности, можно отнести:
возможность полного списания текущих некапитальных затрат на исследования и
разработки при определении размера налогооблагаемой базы; > возможность переноса сроков списания затрат на НИОКР из налогооблагаемой базы на наиболее благоприятный для предприятия период, что особенно выгодно вновь создаваемым инновационным фирмам и тем предприятиям, которые не имеют в данный момент достаточной прибыли, чтобы воспользоваться в полном объеме установленными налоговыми льготами; > ускоренная амортизация оборудования и зданий, используемых для проведения НИОКР; > предоставление налогового кредита, позволяющего промышленным фирмам уменьшать уже начисленный налог на прибыль на величину, равную определенному проценту от произведенных расходов на НИОКР и/или проценту от их прироста за определенный период. Заметное влияние на приток частных инвестиций в рассматриваемую сферу
играют и более универсальные меры макроэкономического регулирования —
ставка банковского процента, уровень налогообложения прибыли промышленных
компаний и доходов граждан, величина ставки налога на операции с ценными
бумагами и др. Существенным резервом для расширения возможностей инновационного роста в
масштабах государства является выравнивание (в сторону повышения)
инновационного потенциала регионов и территорий путем активизации имеющихся
у них и не используемых в полном объеме научно-технических ресурсов. Как показывает мировой опыт, даже более благополучные регионы обычно
нуждаются в повышении инновационного потенциала, так как это дает лучшие
шансы на поддержание или повышение конкурентоспособности расположенных в
них предприятий, создание дополнительных рабочих мест (за счет образования
и расширения масштабов деятельности новых фирм), привлечение филиалов
крупных компаний, в том числе зарубежных. Последнее обстоятельство имеет
немаловажное значение с точки зрения появления на фоне процессов
глобализации новых возможностей для изыскания дополнительных финансовых
ресурсов регионального развития. Наконец, пристальное внимание к
инновационным проблемам способствует диверсификации экономики регионов с
высоким уровнем специализации производства, подверженных большему риску при
изменении конъюнктуры рынка или наступлении кризисов. Таким образом, можно говорить о том, что обеспечение регионального
инновационного развития — не только экономическая, но и социально-
политическая задача, требующая серьезного отношения со стороны федерального
правительства и региональных (муниципальных) органов власти. Эта проблема особенно актуальна для России с ее федеральным
устройством, существенной децентрализацией системы государственного
управления и повышением экономической самостоятельности регионов. Новые
условия меняют прежние стереотипы хозяйственного поведения и заставляют
искать дополнительные ресурсы для регионального развития не только и даже
не столько в Москве, сколько на местах с расчетом в первую очередь на
собственные силы и еще не раскрытые возможности. В мировой практике апробирован ряд организационно-экономических мер,
способствующих региональному инновационному развитию: > осуществление специальных целевых программ на общегосударственном, региональном и местном уровнях; > прямые государственные субсидии и целевые ассигнования региональных (местных) органов власти; > налоговые льготы, направленные на стимулирование регионального инновационного развития; > формирование научных (технологических, инновационных) парков; > создание инкубаторов малого инновационного бизнеса; > образование под эгидой государства и местных органов исполнительной власти центров по передаче технологий из госсектора в промышленность; > организация управленческого консультирования предпринимателей и другие меры. Вместе с тем очевидно, что конкретная политика в рассматриваемой
области есть "искусство возможного" и определяется складывающимися
экономическими условиями. Поэтому не существует единого рецепта применения
различных мер по ее реализации. Каждое государство и каждый регион подходят
к решению задач регионального инновационного развития с учетом своих
особенностей, традиций, ресурсов и потребностей. Итак, современная теория и практика управления предлагают государству
мощные и проверенные рычаги, которые могут способствовать выводу
национальной экономики на траекторию инновационного роста. Вместе с тем для
их успешного применения необходима адекватная поставленным целям
государственная экономическая политика. В первом ряду приоритетов должны
находиться поддержка фундаментальных исследований, развитие образования,
стимулирование инновационной деятельности и поощрение усилий, направленных
на повышение конкурентоспособности отечественных производителей. РАЗДЕЛ 1. Современное состояние производственного аппарата ТЭК России и значение инновационной политики в современных условиях. В настоящее время производственная база промышленности в целом
характеризуется: > высоким уровнем износа активной части основных; > низкой инновационной активностью, что препятствует технологическому обновлению промышленности, росту производительности машин и оборудования. В развитых странах производительность техники с применением систем
интеллектуализации производства, CALS-технологий выше, чем обычного
универсального оборудования, в 20-25 раз и более. Вопреки таким
закономерностям экономические преобразования в России сопровождаются резким
снижением инновационной деятельности. Если в конце 80-х гг. инновационно-
активных предприятий по промышленности в целом было 60-70% (т.е. на уровне
развитых стран), то в последние годы их численность снизилась до 1,5-2,5%. Экономическое положение пока не позволяет оживить эту деятельность из-
за недостатка собственных денежных средств (их доля у инновационно-активных
предприятий в общих затратах на инновации составляет 77%), низкого
платежеспособного спроса на новую продукцию и услуги и из-за высокой
стоимости нововведений. Высокая инновационная активность характерна для
депрессивных отраслей с большой долей импортной продукции на внутреннем
рынке. Это свидетельствует об их стремлении выжить в конкурентной борьбе. В
то же время в экспортоориентированных отраслях инновационная активность
ниже, что соответствует общемировым тенденциям рыночной экономики. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) – сложная межотраслевая система
добычи и производства топлива и энергии (электроэнергии и тепла), их
транспортировки, распределения и использования. В его состав входят
топливная промышленность (нефтяная, газовая, угольная, сланцевая, торфяная)
и электроэнергетика, тесно связанные со всеми отраслями народного
хозяйства. Характерно наличие развитой производственной инфраструктуры в
виде магистральных высоковольтных линий и трубопроводов (для
транспортировки сырой нефти, нефтепродуктов и природного газа), образующих
единые сети. От развития ТЭК во многом зависят динамика, масштабы и технико-
экономические показатели общественного производства, в первую очередь
промышленности. Массовые и эффективные топливно-энергетические ресурсы
служат основой формирования многих территориально-производственных, в том
числе промышленных комплексов, определяя их специализацию на энергоемких
производствах. Восприятие России во всем ассоциируется, прежде всего, с ее громадными
территориями, адекватной широтой национальной русской натуры и огромным
природным топливно-энергетическим потенциалом российских недр. Какие бы
политические, административные, экономические перемены не происходили в
России, эти ее признаки являются неизменной отличительной особенностью
страны. Россия – единственная среди крупных промышленно развитых стран мира,
которая не только полностью обеспечена топливно-энергетическими ресурсами,
но и в значительных размерах экспортирует топливо и электроэнергию. В то же время современное состояние и перспективы развития и
функционирования отечественного топливно-энергетического комплекса (ТЭК), в
силу его значимости для всей экономики страны, требуют пристального
внимания и анализа, тем более что сложившиеся в последние годы тенденции в
ТЭК вызывают серьезную тревогу. Доля комплекса в объеме промышленного производства страны достигает
почти 30%, в объеме ВВП - 15 %, в налоговых поступлениях федерального
бюджета в последние годы она достигает 55-68 % и в экспортном балансе
страны - 45-50%. Топливно-энергетическая сфера в условиях России является
важнейшим фактором обеспечения жизнедеятельности общества, его социально-
экономического благополучия. Энергетический комплекс России является неотъемлемой частью мирового
энергетического рынка. Россия является одним из крупных производителей и
экспортером топливно-энергетических ресурсов. Хотя доля нашей страны в
структуре спроса на энергоресурсы за последние 10 лет существенно
снизилась, прежде всего из-за сокращения внутреннего рынка энергоресурсов.
В то же время Россия активно участвует в формировании международной
торговли энергетическими ресурсами. В 1998 г. Россия занимала второе место
в мире (после стран Ближнего Востока), как экспортер нефти и
нефтепродуктов, а также первое место по межгосударственной торговле сетевым
природным газом. Основным рынком для российских энергоресурсов выступают
страны Западной, Центральной и Восточной Европы, для которых доля России в
суммарном импорте составляет более 50% по сетевому газу и порядка 23% по
нефти и нефтепродуктам. Помимо этого, географическое положение России
предопределяет ее особую роль в транзите энергоресурсов в пределах
евразийского континента, обеспечивая наиболее эффективную конфигурацию
энергетической инфраструктуры не только по оси запад - восток, но и в
направлениях юг - север и юг - северо-запад континента. Таким образом, геополитическое значение энергетики России важно не
только для российской экономики, но и является важным элементом процесса
развития европейских энергетических рынков, и, следовательно, мировой
энергетики. Существует резкая диспропорция между долями разных видов топлива в
суммарных разведанных запасах и их долей в производстве энергоресурсов: на
нефть и газ приходится менее четверти общих запасов, но они обеспечивают
свыше 80 % производства, а уголь и природный уран при 76 % запасов дают
лишь 13 % поставок энергии. Газовая промышленности в переходный период проявила себя как наиболее
устойчивый и эффективный сектор ТЭК страны, обеспечив около 50% внутреннего
энергопотребления, более 40% валютной выручки от экспорта топливно-
энергетических ресурсов, около 25% налоговых поступлений в бюджет. Сохранение целостности ЕСГ с поэтапной реструктуризацией отрасли
(выделением непрофильных производственных структур) позволили обеспечить
устойчивое её функционирование в ходе экономических реформ. Добыча газа в
1990-1999 гг. снизилась на 8,5% в основном вследствие сокращения спроса на
газ в России и платежеспособного спроса странах СНГ. Устойчивая и
эффективная работа отрасли была обусловлена эксплуатацией уникальных по
мощности и эффективности месторождений и газотранспортных систем,
сооруженных в 70-80 годы. В 1999 г. добыча газа в России составила около 590 млрд.м3, из них
около 86% добывалось в Западной Сибири. Три месторождения (Ямбургское,
Уренгойское, Медвежье) обеспечивали 72% добычи газа в России. Газотранспортная система (Единой системы газоснабжения - ЕСГ) включает
148,8 тыс.км магистральных газопроводов (с учетом изолированных газовых
компаний протяженность газопроводов России более 150 тыс.км), 693
компрессорных цехов мощностью 41,7 млн.кВт, 22 объекта подземного хранения
газа. ОАО "Газпром" разрабатывает 68 месторождений с разведанными запасами
17,3 трлн.м3, из них 10 месторождений в Западной Сибири с запасами 13,5
трлн.м3 (78%). Как и любая отрасль, ТЭК имеет свои особенности, без учета которых
едва ли следует рассчитывать на принятие решений, адекватных последствиям и
учитывающих долгосрочную перспективу. К числу важнейшей особенности
топливно-энергетического комплекса является сверхдлинный цикл
капитализации, составляющий 5-15 лет, при среднем периоде от открытия
месторождения до начала его разработки в 10 лет. Эти цифры означают, что
первые 10 лет существования любого месторождения, посвященные его разведке
и обустройству, предельно затратны и требуют долгосрочных инвестиционных
средств, которых на отечественном рынке капитала сейчас просто нет. Также необходимо принимать во внимание ряд имеющихся в отечественной
нефтяной отрасли крупных проблем. Так, уже сейчас более 70% извлекаемых
запасов приходится на долю низкодебитных скважин; неработающий фонд близок
к 30%. Обеспеченность доказанными извлекаемыми запасами не превышает 20-25
лет (по отдельным компаниям - 15 лет). При этом общей эволюции нефе-
газового комплекса присуща негативная динамика. Так например, в 1990-е
годы на фоне некоторого падения объемов добычи и переработки нефти объемы
эксплуатационного бурения сократились почти в 4 раза, а переработка на
отечественных НПЗ - в 2,5 раза (сейчас загрузка нефтеперерабатывающих
мощностей составляет 57% при технологической норме 80-85%). Иными словами,
российский нефтяной комплекс, равно как и весь отечественный ТЭК,
использует тот потенциал, который был создан до начала 1990-х годов в СССР,
что объективно ведет к деградации его производственных мощностей.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|