экологическая
пластичность, то есть способность даже при плохих условиях (засуха,
переувлажнение) обеспечивать высокий урожай;
приспособленность к
высокомеханизированной обработке почвы, посеву и посадке, уборке урожая;
устойчивость к
болезням и вредителям, полеганию, засухе и низким температурам;
укороченный период
вегетации.
Семена сорта до их
реализации представляют материальную собственность работодателя (государства
через научно-исследовательские организации или предпринимательскую фирму), а
их использование — исключительное право селекционеров, то есть их
интеллектуальная собственность.
Допуск селекционного
достижения к использованию в практике осуществляется на основании оценки
хозяйственной полезности и конкурентных испытаний или экспертной оценки. К
новым сортам предъявляются жесткие требования. Проводятся экспертиза новизны и
испытания на отличимость, одинаковость и стабильность. Они характеризуются
множеством признаков.
Научные организации
(НИИ) финансируются государством на 20—25%. Для того, чтобы функционировать,
они вынуждены «зарабатывать» различными способами (получение средств от
спонсоров и гранты, выполнение заказов, сдача в аренду другим организациям
помещений и т. д.)
В соответствии с
постановлением Правительства Российской Федерации «Об использовании
результатов научно-технической деятельности» права на объекты интеллектуальной
собственности в сфере науки и технологии принадлежат государству, если научные
достижения получены федеральными научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими
организациями. В то же время доля государства в результатах
научно-исследовательской деятельности составляет лишь 20—25%. Следовательно,
государство выступает лишь как участник (даже не основной) научно-исследовательского
процесса. Видимо, большая часть интеллектуальной собственности должна
принадлежать творческим коллективам научных организаций.
В соответствии с
Федеральным законом «О селекционных достижениях» в 1994 г. была создана
Государственная комиссия по испытанию и охране селекционных достижений при
Минсельхозе России. Государственная комиссия осуществляет единую политику в
области правовой охраны селекционных достижений в Российской Федерации,
принимает к рассмотрению заявки на них, проводит экспертизу и испытания, ведет
Государственный реестр охраняемых селекционных достижений, допущенных к
использованию, выдает патенты и авторские свидетельства, публикует официальные
сведения, касающиеся охраны этого вида интеллектуальной собственности, издает
правила и разъяснения по применению законодательства, выполняет другие
функции. Указанный орган выполняет ту же роль, что Патентное ведомство
Российской Федерации в сфере охраны объектов промышленной собственности.
Автор имеет право на
получение от патентообладателя (селекционного центра) вознаграждения (оплаты),
за использование созданного им селекционного достижения в течение срока
действия патента. Получаемый доход от использования объекта (сорта)
определяется потенциальным производственным эффектом.
Важной формой
коммерческой реализации исключительных прав авторов на объекты
интеллектуальной собственности служит использование их в качестве
нематериальных объектов. К нематериальным объектам относятся права, вытекающие
из патентов и свидетельств на селекционные достижения, промышленные образцы,
открытия, полезные модели, проекты, программы ЭВМ, лицензионные и другие
договоры. То есть нематериальными объектами являются не сами новые сорта
растений и породы животных, программы ЭВМ и т. д., а права на данные объекты.
В бухгалтерском учете
нет форм для учета движения нематериальных активов. Необходима разработка
методики их оценки, учета и инвентаризации.
Требуется углубить
теоретические и методологические основы экономических отношений, возникающих в
связи с интеллектуальной собственностью, установить взаимосвязь с другими
формами собственности, разработать организационно-экономический механизм
ускоренного вовлечения в хозяйственный оборот результатов научно-технической
деятельности, в том числе селекционных достижений, агро- и биотехнологий; под
готовить методические рекомендации по оценке объектов интеллектуальной
собственности, организации государственного учета и инвентаризации прав на
результаты научно-технических достижений, восстановить статистическую
отчетность по сортовым посевам, эффективные формы стимулирования творческой
активности ученых-селекционеров.
Заслуживает внимания
проблема формирования рынка интеллектуальных продуктов, широкого внедрения
современных методов маркетинга при их коммерческой реализации. Возникает
необходимость формирования оптовых рынков оригинальных и элитных семян,
саженцев, племенного материала, создания рыночной информационной инфраструктуры
для обеспечения участников рынка информацией о наличии товаров интеллектуальной
собственности, ценах на них и качественных характеристиках.
Отсутствует методика
учета и статистическая отчетность по затратам на создание новых сортов растений
и пород животных, определения себестоимости и рентабельности элитных семян по
культурам и репродукциям. В результате нельзя рассчитать эти показатели прямым
способом. Исследовать затраты труда на создание элитных семян и себестоимость
работы следует по этапам выращивания (все виды размножения, включая первичные
затраты семеноводства). Затраты труда и средств по первичному семеноводству
можно определить путем составления технологических карт с привлечением затрат
по научным темам НИИ. Таким образом можно получить фактические затраты на
продукцию питомников — первичных звеньев семеноводства, которые включают в
себестоимость производства семян предварительного размножения, элитных и семян
первой репродукции.
4. Создание
инновационной экономики в АПК Краснодарского края
Производство
конкурентоспособной продукции возможно только при использовании достижений
научно-технического прогресса, в основе которого лежат инновационные процессы,
позволяющие вести непрерывное обновление сельскохозяйственного производства.
Необходимость
активизации инновационного процесса во всех сферах народного хозяйства подтверждается
многочисленными законами, постановлениями, концепциями, соглашениями.
Инновационная
политика — это тот мощный рычаг, с помощью которого предстоит преодолеть спад в
экономике, обеспечить ее структурную перестройку, насытить рынок
разнообразной конкурентоспособной продукцией. Переход к инновационной модели
экономики означает не только стабилизацию, но и постепенное повышение
технического и технологического уровня отечественного производства,
приближение его к группе высокоразвитых стран мира.
Инновационная
аграрная экономика формируется, когда агропромышленное производство базируется
преимущественно на основе инновационной деятельности, которая невозможна без
новых (в первую очередь компьютерных) технологий для формирования единого финансово-информационного
пространства. Однако универсального сценария развития инноваций, применимого
для всех стран, не существует. Построение инновационной аграрной экономики —
тяжелое и достаточно дорогое дело, поэтому каждая развитая страна ищет здесь
свой подход.
По данным Института
социально-политических исследований РАН, по 25 важнейшим показателям
жизненного уровня Россия дошла до критических значений, которые в мировой
практике считаются катастрофическими. Доходы более 35% населения страны
оказались ниже прожиточного минимума. Поэтому сейчас приходится ставить
вопрос не об экономическом росте, а о выживании и возрождении страны.
Ориентироваться следует не на показатели развитых стран, а на элементарное
улучшение жизни большинства граждан, обеспечение их всем необходимым, прежде
всего доступным по цене продовольствием.
Отсюда очевидны
приоритеты в инновационной сфере:
энерго- и
ресурсосберегающие технологии производства, хранения и переработки
сельскохозяйственной продукции;
инновации,
способствующие заполнению внутреннего рынка дешевыми и качественными продуктами
питания, лекарствами отечественного производства;
нововведения,
позволяющие повысить надежность, эффективность, ремонтопригодность сельскохозяйственных
машин и механизмов, продлить срок их службы, повысить производительность;
меры, позволяющие
улучшить экологическую обстановку.
В создании
инновационной экономики решающая роль должна принадлежать государству. Финансирование
может осуществляться либо самим государством, либо посредством венчурных
компаний, альянсов или объединений предприятий. При этом именно государство
обеспечивает:
выбор приоритетов в
инновационной сфере;
стратегическое
планирование, определение перечня товаров и услуг, которые могут стать предметом
государственного заказа;
создание механизмов
самоорганизации в инновационной сфере, поощрение за участие крупного капитала
в инновационных проектах; экспертизу и анализ инновационных проектов.
Необходимые условия
построения инновационной экономики — мониторинг, развитая инновационная
инфраструктура, способствующие оперативному доведению до товаропроизводителей
информации о результатах научно-технической деятельности, конкретных рекомендаций
науки по различным аспектам агропромышленного производства. В перспективе
большие надежды возлагаются на информационно-консультационные службы АПК. Уже
нынче резко возросла их значимость из-за сокращения численности
высококвалифицированных специалистов, работающих непосредственно в сельскохозяйственных
предприятиях, крестьянских (фермерских) хозяйствах.
Опыт стран с развитой
экономикой свидетельствует, что важнейшей функцией государства является
экономическое регулирование инновационных процессов при помощи разработанной
региональной инновационной политики.
Исходя из
вышеизложенного инновационная политика в АПК должна осуществляться на основе:
инновационных
прогнозов основных направлений производственного освоения научно-технических
достижений в отраслях АПК на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу;
выбора и реализации
базисных инноваций, оказывающих решающее влияние на повышение эффективности
производства и конкурентоспособности продукции;
создания системы
комплексной поддержки инновационной деятельности;
развития инфраструктуры
инновационного процесса, включая систему информационно-консультационного
обеспечения товаропроизводителей, а также подготовки кадров;
поддержания и
развития научно-технического потенциала;
содействия развитию
малого инновационного предпринимательства;
обеспечения
формирования источников финансирования инновационной деятельности за счет
бюджета, средств предприятий, коммерческих банков, страховых организаций,
зарубежных фондов, внебюджетных фондов финансирования НИОКР;
активизации сотрудничества
на федеральном и международном уровнях всех заинтересованных сторон;
создания
экономических и правовых условий инновационной политики, совершенствования налогового
законодательства.
Перечисленные
направления инновационной политики должны реализовывать органы управления АПК
федерального и регионального уровней.
Поддерживая
конкуренцию, можно достичь наивысших показателей развития экономики за счет
продуманного внедрения наиболее эффективных инновационных процессов, которые
способны сократить издержки на производство продукции, снизить цены и, в
конечном итоге, привести к росту благосостояния граждан и общества в целом.
Ограниченность
финансовых возможностей государства вынуждает его вкладывать средства в наиболее
важные сферы, поэтому возникает предпосылка создания альтернативных
регулирующих органов. Так, в целях активизации инновационной деятельности в
Краснодарском крае в 2001 г. был учрежден инновационно-технологический центр
«Кубань-Юг» в виде некоммерческого партнерства (далее Партнерство).
Его деятельность,
регламентированная уставом, направлена на создание условий для привлечения
финансовых ресурсов в инновационную сферу и концентрации усилий по решению
задач коммерциализации наукоемких технологий. Партнерство функционирует в соответствии
с нормами международного права, Конституцией Российской Федерации,
Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами «О некоммерческих
организациях», «О науке и государственной научно-технической политике», законом
Краснодарского края «О науке (научной деятельности) и региональной
научно-технической политике». Его учредителями стали департаменты,
научно-исследовательские и учебные учреждения края.
Создание Партнерства
позволит отрегулировать отношения между субъектами инновационной деятельности,
создать условия нормального финансирования инновационных процессов в крае.
Анализ показывает,
что рыночные структуры края, к сожалению, не готовы еще к восприятию и освоению
инноваций, ориентируются только на простейшие и коммерчески беспроигрышные
технологии. По этой причине сельскохозяйственное производство подвергается
«технологической инфляции», сопровождающейся снижением
технико-технологического уровня. В условиях рыночных отношений освоить
какое-либо новшество в целом по АПК оказывается нынче практически невозможно.
Целесообразна так называемая точечная технология инновационной деятельности:
на конкретных территориях концентрировать новшества, создавать «точки экономического
роста» базы апробации новых технологий. В качестве таких полигонов могут
выступать агро-технопарки, агротехнополисы, агрофирмы, где в полной мере можно
использовать идеи и результаты научных исследований.
Успешно проводится
эта работа в хозяйствах Новокубанского района края, прежде всего в АО
«Хуторок». Общая площадь его сельхозугодий составляет 12622 га. Благодаря
внедрению в производство новых сортов, ресурсосберегающих технологий и
хозрасчетных отношений в 2000 г. урожайность озимой пшеницы достигла 61 ц/га,
ячменя — 70, зерна кукурузы — 64, подсолнечника — 30, сахарной свеклы — 287
ц/га.
В хозяйстве действуют
17 хозрасчетных производственных участков, в том числе 6 растениеводческих
отделений, 4 молочнотоварные фермы, 4 фермы по выращиванию и откорму скота. В
акционерном предприятии осуществлен переход к финансовому хозрасчетному
управлению производством на основе хозяйственной самостоятельности всех
производственных подразделений, их материальной ответственности за результаты
деятельности, жесткой увязки денежной и натуральной оплаты труда в зависимости
от конечных результатов. В племзаводе «Гулькевичский» также успешно действует
отраслевая структура управления — цехи крупного рогатого скота и свиноводческие.
Совместно с работниками ферм здесь установлены хозрасчетные задания, лимиты
материальных затрат и кормов, определены механизмы материального поощрения за
наращивание продуктивности поголовья. В целях экономии и снижения затрат на
фермах племзавода перешли на использование гужевого транспорта. В свиноводстве
применяется двухсменная, в молочном животноводстве — двухцикличная
организация труда.
Разработанная в
хозяйстве система материального стимулирования способствовала тому, что в
2000т. здесь было надоено по 5649 кг молока от коровы, на производство 1 ц его
израсходовано 150 руб., менее 1 ц корм, ед., затраты труда составили 3 чел.-ч.
В свиноводстве получено 19 тыс. поросят, или по 22 поросенка отъемной массой
19,4 кг на каждую среднегодовую свиноматку. Прирост живой массы 1 головы на
откорме составил 402 г. Каждый килограмм свинины обошелся хозяйству 13 руб. 90
коп. Интересным опытом владеют также многие другие хозяйства края.
Реализацией
нововведений в агропромышленном комплексе занимались и раньше. Обобщение
научных разработок и передового производственного опыта по выращиванию
зерновых и других сельскохозяйственных культур в зонах недостаточного
увлажнения, выполненное научными учреждениями и высшими учебными заведениями
Северного Кавказа, стало основой инновационного проекта «Технологии и технические
средства для повышения эффективности возделывания, уборки, послеуборочной
обработки и хранения зерновых культур в зоне Северного Кавказа». Проект был
утвержден в 1994 г. Минсельхозпродом России, Миннауки России, Роскоммашем,
Россельхозакаде-мией, Администрацией Ейского района Краснодарского края. В условиях
Ейского района были проверены, а затем доработаны новая влаго- и
энергосберегающая технология возделывания зерновых культур, а также 25 видов
специальных технических средств для ее реализации.
Из-за нехватки
средств завершить инновационный проект в полном объеме не удалось, однако
содержание и результаты работ оказались привлекательными для инвесторов. Уже в
1998 г. на основе вложений коммерческих структур по новой технологии были выращены
зерновые на площади около 6 тыс. га. В жесточайших погодных условиях была
достигнута урожайность 38 ц/га, тогда как при использовании обычной
технологии — только 27 ц/га. Весь полученный по новой технологии урожай зерна
составили сильные и ценные пшеницы, тогда как с обычных участков
реализовывалось только рядовое зерно. Себестоимость производства 1 ц зерна
даже без пересчета на его качество снизилась на 9%.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|