Меню
Поиск



рефераты скачать АПК: риски, инновации, инвестиции

экологическая пластичность, то есть способность даже при плохих условиях (засуха, переувлажнение) обеспечивать высокий урожай;

приспособленность к высокомеханизированной обработке почвы, посеву и посадке, уборке урожая;

устойчивость к болезням и вредителям, полеганию, засухе и низким температурам;

укороченный период вегетации.

Семена сорта до их реализации представляют материальную собствен­ность работодателя (государства через научно-исследовательские орга­низации или предпринимательскую фирму), а их использование — ис­ключительное право селекционеров, то есть их интеллектуальная соб­ственность.

Допуск селекционного достижения к использованию в практике осу­ществляется на основании оценки хозяйственной полезности и конку­рентных испытаний или экспертной оценки. К новым сортам предъяв­ляются жесткие требования. Проводятся экспертиза новизны и испыта­ния на отличимость, одинаковость и стабильность. Они характеризуют­ся множеством признаков.

Научные организации (НИИ) финансируются государством на 20—25%. Для того, чтобы функционировать, они вынуждены «зарабатывать» различ­ными способами (получение средств от спонсоров и гранты, выполнение заказов, сдача в аренду другим организациям помещений и т. д.)

В соответствии с постановлением Правительства Российской Феде­рации «Об использовании результатов научно-технической деятельнос­ти» права на объекты интеллектуальной собственности в сфере науки и технологии принадлежат государству, если научные достижения полу­чены федеральными научно-исследовательскими и опытно-конструк­торскими организациями. В то же время доля государства в результатах научно-исследовательской деятельности составляет лишь 20—25%. Сле­довательно, государство выступает лишь как участник (даже не основ­ной) научно-исследовательского процесса. Видимо, большая часть ин­теллектуальной собственности должна принадлежать творческим кол­лективам научных организаций.

В соответствии с Федеральным законом «О селекционных достижени­ях» в 1994 г. была создана Государственная комиссия по испытанию и ох­ране селекционных достижений при Минсельхозе России. Государствен­ная комиссия осуществляет единую политику в области правовой охраны селекционных достижений в Российской Федерации, принимает к рас­смотрению заявки на них, проводит экспертизу и испытания, ведет Госу­дарственный реестр охраняемых селекционных достижений, допущенных к использованию, выдает патенты и авторские свидетельства, публикует официальные сведения, касающиеся охраны этого вида интеллектуальной собственности, издает правила и разъяснения по применению законода­тельства, выполняет другие функции. Указанный орган выполняет ту же роль, что Патентное ведомство Российской Федерации в сфере охраны объектов промышленной собственности.

Автор имеет право на получение от патентообладателя (селекцион­ного центра) вознаграждения (оплаты), за использование созданного им селекционного достижения в течение срока действия патента. Полу­чаемый доход от использования объекта (сорта) определяется потен­циальным производственным эффектом.

Важной формой коммерческой реализации исключительных прав ав­торов на объекты интеллектуальной собственности служит использова­ние их в качестве нематериальных объектов. К нематериальным объектам относятся права, вытекающие из патентов и свидетельств на селекцион­ные достижения, промышленные образцы, открытия, полезные модели, проекты, программы ЭВМ, лицензионные и другие договоры. То есть нематериальными объектами являются не сами новые сорта растений и породы животных, программы ЭВМ и т. д., а права на данные объекты.

В бухгалтерском учете нет форм для учета движения нематериальных активов. Необходима разработка методики их оценки, учета и инвента­ризации.

Требуется углубить теоретические и методологические основы эконо­мических отношений, возникающих в связи с интеллектуальной собствен­ностью, установить взаимосвязь с другими формами собственности, раз­работать организационно-экономический механизм ускоренного вовлече­ния в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельнос­ти, в том числе селекционных достижений, агро- и биотехнологий; под готовить методические рекомендации по оценке объектов интеллектуаль­ной собственности, организации государственного учета и инвентариза­ции прав на результаты научно-технических достижений, восстановить ста­тистическую отчетность по сортовым посевам, эффективные формы сти­мулирования творческой активности ученых-селекционеров.

Заслуживает внимания проблема формирования рынка интеллекту­альных продуктов, широкого внедрения современных методов марке­тинга при их коммерческой реализации. Возникает необходимость фор­мирования оптовых рынков оригинальных и элитных семян, саженцев, племенного материала, создания рыночной информационной инфра­структуры для обеспечения участников рынка информацией о наличии товаров интеллектуальной собственности, ценах на них и качественных характеристиках.

Отсутствует методика учета и статистическая отчетность по затратам на создание новых сортов растений и пород животных, определения себестоимости и рентабельности элитных семян по культурам и репро­дукциям. В результате нельзя рассчитать эти показатели прямым спосо­бом. Исследовать затраты труда на создание элитных семян и себестои­мость работы следует по этапам выращивания (все виды размножения, включая первичные затраты семеноводства). Затраты труда и средств по первичному семеноводству можно определить путем составления тех­нологических карт с привлечением затрат по научным темам НИИ. Та­ким образом можно получить фактические затраты на продукцию пи­томников — первичных звеньев семеноводства, которые включают в себестоимость производства семян предварительного размножения, элит­ных и семян первой репродукции.


4. Создание инновационной экономики в АПК Краснодарского края


Производство конкурентоспо­собной продукции возможно толь­ко при использовании достижений научно-технического прогресса, в основе которого лежат инноваци­онные процессы, позволяющие ве­сти непрерывное обновление сель­скохозяйственного производства.

Необходимость активизации инновационного процесса во всех сферах народного хозяйства под­тверждается многочисленными за­конами, постановлениями, кон­цепциями, соглашениями.

Инновационная политика — это тот мощный рычаг, с помощью которого предстоит преодолеть спад в экономике, обеспечить ее струк­турную перестройку, насытить ры­нок разнообразной конкурентоспо­собной продукцией. Переход к ин­новационной модели экономики означает не только стабилизацию, но и постепенное повышение технического и технологического уровня отечественного производ­ства, приближение его к группе вы­сокоразвитых стран мира.

Инновационная аграрная эконо­мика формируется, когда агропро­мышленное производство базирует­ся преимущественно на основе ин­новационной деятельности, которая невозможна без новых (в первую очередь компьютерных) технологий для формирования единого финан­сово-информационного простран­ства. Однако универсального сцена­рия развития инноваций, примени­мого для всех стран, не существует. Построение инновационной аграрной экономики — тяжелое и дос­таточно дорогое дело, поэтому каждая развитая страна ищет здесь свой подход.

По данным Института социаль­но-политических исследований РАН, по 25 важнейшим показателям жизненного уровня Россия дошла до критических значений, которые в мировой практике счи­таются катастрофическими. Дохо­ды более 35% населения страны оказались ниже прожиточного ми­нимума. Поэтому сейчас приходит­ся ставить вопрос не об экономи­ческом росте, а о выживании и возрождении страны. Ориентиро­ваться следует не на показатели развитых стран, а на элементар­ное улучшение жизни большинства граждан, обеспечение их всем не­обходимым, прежде всего доступ­ным по цене продовольствием.

Отсюда очевидны приоритеты в инновационной сфере:

энерго- и ресурсосберегающие технологии производства, хране­ния и переработки сельскохозяй­ственной продукции;

инновации, способствующие заполнению внутреннего рынка дешевыми и качественными про­дуктами питания, лекарствами отечественного производства;

нововведения, позволяющие повысить надежность, эффектив­ность, ремонтопригодность сель­скохозяйственных машин и меха­низмов, продлить срок их службы, повысить производительность;

меры, позволяющие улучшить экологическую обстановку.

В создании инновационной эко­номики решающая роль должна принадлежать государству. Финан­сирование может осуществляться либо самим государством, либо посредством венчурных компаний, альянсов или объединений пред­приятий. При этом именно госу­дарство обеспечивает:

выбор приоритетов в иннова­ционной сфере;

стратегическое планирование, определение перечня товаров и услуг, которые могут стать пред­метом государственного заказа;

создание механизмов самоорга­низации в инновационной сфере, поощрение за участие крупного ка­питала в инновационных проектах; экспертизу и анализ инноваци­онных проектов.

Необходимые условия построе­ния инновационной экономики — мониторинг, развитая инновацион­ная инфраструктура, способствую­щие оперативному доведению до товаропроизводителей информации о результатах научно-технической деятельности, конкретных реко­мендаций науки по различным ас­пектам агропромышленного произ­водства. В перспективе большие на­дежды возлагаются на информаци­онно-консультационные службы АПК. Уже нынче резко возросла их значимость из-за сокращения чис­ленности высококвалифицирован­ных специалистов, работающих не­посредственно в сельскохозяй­ственных предприятиях, крестьян­ских (фермерских) хозяйствах.

Опыт стран с развитой эконо­микой свидетельствует, что важ­нейшей функцией государства яв­ляется экономическое регулирова­ние инновационных процессов при помощи разработанной региональ­ной инновационной политики.

Исходя из вышеизложенного инновационная политика в АПК должна осуществляться на основе:

инновационных прогнозов ос­новных направлений производ­ственного освоения научно-техни­ческих достижений в отраслях АПК на кратко-, средне- и долго­срочную перспективу;

выбора и реализации базисных инноваций, оказывающих решаю­щее влияние на повышение эф­фективности производства и кон­курентоспособности продукции;

создания системы комплексной поддержки инновационной дея­тельности;

развития инфраструктуры ин­новационного процесса, включая систему информационно-консуль­тационного обеспечения товаро­производителей, а также подготов­ки кадров;

поддержания и развития науч­но-технического потенциала;

содействия развитию малого инновационного предпринима­тельства;

обеспечения формирования источников финансирования ин­новационной деятельности за счет бюджета, средств предприятий, коммерческих банков, страховых организаций, зарубежных фондов, внебюджетных фондов финансиро­вания НИОКР;

активизации сотрудничества на федеральном и международном уров­нях всех заинтересованных сторон;

создания экономических и пра­вовых условий инновационной политики, совершенствования на­логового законодательства.

Перечисленные направления инновационной политики должны реализовывать органы управления АПК федерального и регионально­го уровней.

Поддерживая конкуренцию, мож­но достичь наивысших показателей развития экономики за счет проду­манного внедрения наиболее эф­фективных инновационных про­цессов, которые способны сократить издержки на производство продукции, снизить цены и, в конечном итоге, привести к росту благосос­тояния граждан и общества в целом.

Ограниченность финансовых возможностей государства вынуж­дает его вкладывать средства в наи­более важные сферы, поэтому воз­никает предпосылка создания аль­тернативных регулирующих орга­нов. Так, в целях активизации ин­новационной деятельности в Крас­нодарском крае в 2001 г. был уч­режден инновационно-технологи­ческий центр «Кубань-Юг» в виде некоммерческого партнерства (да­лее Партнерство).

Его деятельность, регламенти­рованная уставом, направлена на создание условий для привлечения финансовых ресурсов в инноваци­онную сферу и концентрации уси­лий по решению задач коммерци­ализации наукоемких технологий. Партнерство функционирует в со­ответствии с нормами междуна­родного права, Конституцией Рос­сийской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами «О не­коммерческих организациях», «О науке и государственной научно-технической политике», законом Краснодарского края «О науке (на­учной деятельности) и региональ­ной научно-технической полити­ке». Его учредителями стали депар­таменты, научно-исследовательс­кие и учебные учреждения края.

Создание Партнерства позво­лит отрегулировать отношения между субъектами инновационной деятельности, создать условия нор­мального финансирования инно­вационных процессов в крае.

Анализ показывает, что рыноч­ные структуры края, к сожалению, не готовы еще к восприятию и ос­воению инноваций, ориентируют­ся только на простейшие и ком­мерчески беспроигрышные техно­логии. По этой причине сельско­хозяйственное производство под­вергается «технологической инф­ляции», сопровождающейся сни­жением технико-технологического уровня. В условиях рыночных отно­шений освоить какое-либо новше­ство в целом по АПК оказывается нынче практически невозможно. Целесообразна так называемая то­чечная технология инновационной деятельности: на конкретных тер­риториях концентрировать новше­ства, создавать «точки экономи­ческого роста» базы апробации новых технологий. В качестве таких полигонов могут выступать агро-технопарки, агротехнополисы, аг­рофирмы, где в полной мере мож­но использовать идеи и результа­ты научных исследований.

Успешно проводится эта рабо­та в хозяйствах Новокубанского района края, прежде всего в АО «Хуторок». Общая площадь его сель­хозугодий составляет 12622 га. Бла­годаря внедрению в производство новых сортов, ресурсосберегающих технологий и хозрасчетных отно­шений в 2000 г. урожайность ози­мой пшеницы достигла 61 ц/га, ячменя — 70, зерна кукурузы — 64, подсолнечника — 30, сахарной свеклы — 287 ц/га.

В хозяйстве действуют 17 хозрас­четных производственных участков, в том числе 6 растениеводческих отделений, 4 молочнотоварные фермы, 4 фермы по выращиванию и откорму скота. В акционерном предприятии осуществлен переход к финансовому хозрасчетному управлению производством на осно­ве хозяйственной самостоятельно­сти всех производственных подраз­делений, их материальной ответ­ственности за результаты деятель­ности, жесткой увязки денежной и натуральной оплаты труда в зави­симости от конечных результатов. В племзаводе «Гулькевичский» также успешно действует отрасле­вая структура управления — цехи крупного рогатого скота и свино­водческие. Совместно с работни­ками ферм здесь установлены хоз­расчетные задания, лимиты мате­риальных затрат и кормов, опре­делены механизмы материального поощрения за наращивание про­дуктивности поголовья. В целях эко­номии и снижения затрат на фер­мах племзавода перешли на ис­пользование гужевого транспорта. В свиноводстве применяется двух­сменная, в молочном животновод­стве — двухцикличная организация труда.

Разработанная в хозяйстве си­стема материального стимулирова­ния способствовала тому, что в 2000т. здесь было надоено по 5649 кг молока от коровы, на производство 1 ц его израсходовано 150 руб., менее 1 ц корм, ед., затраты труда составили 3 чел.-ч. В свиноводстве получено 19 тыс. поросят, или по 22 поросенка отъемной массой 19,4 кг на каждую среднегодовую свиноматку. Прирост живой мас­сы 1 головы на откорме составил 402 г. Каждый килограмм свинины обошелся хозяйству 13 руб. 90 коп. Интересным опытом владеют также многие другие хозяйства края.

Реализацией нововведений в агропромышленном комплексе занимались и раньше. Обобщение научных разработок и передового производственного опыта по вы­ращиванию зерновых и других сельскохозяйственных культур в зонах недостаточного увлажнения, выполненное научными учрежде­ниями и высшими учебными за­ведениями Северного Кавказа, стало основой инновационного проекта «Технологии и техничес­кие средства для повышения эф­фективности возделывания, убор­ки, послеуборочной обработки и хранения зерновых культур в зоне Северного Кавказа». Проект был утвержден в 1994 г. Минсельхозп­родом России, Миннауки России, Роскоммашем, Россельхозакаде-мией, Администрацией Ейского района Краснодарского края. В ус­ловиях Ейского района были про­верены, а затем доработаны новая влаго- и энергосберегающая тех­нология возделывания зерновых культур, а также 25 видов специ­альных технических средств для ее реализации.

Из-за нехватки средств завер­шить инновационный проект в полном объеме не удалось, одна­ко содержание и результаты работ оказались привлекательными для инвесторов. Уже в 1998 г. на основе вложений коммерческих структур по новой технологии были выра­щены зерновые на площади около 6 тыс. га. В жесточайших погодных условиях была достигнута урожай­ность 38 ц/га, тогда как при исполь­зовании обычной технологии — только 27 ц/га. Весь полученный по новой технологии урожай зерна составили сильные и ценные пше­ницы, тогда как с обычных участ­ков реализовывалось только рядовое зерно. Себестоимость производ­ства 1 ц зерна даже без пересчета на его качество снизилась на 9%.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.