|
Общие затраты для каждого объема выпуска (колонка 4) получаем, суммируя постоянные и переменные затраты фирмы (колонка 2 плюс колонка 3). Средние постоянные затраты определяем делением постоянных затрат (колонка 2) на выпуск (колонка 1). Средние переменные затраты определяем делением переменных затрат (колонка 3) на выпуск (колонка 1). Средние общие затраты определяются делением общих затрат (колонка 4) на выпуск (колонка 1). Предельные издержки, например 2-й единицы продукта, равны разности общих издержек производства одного изделия (колонка 4), и так для каждой последующей единицы изделия. Средние общие издержки сравнивают с ценой продукта. Если цена больше средних общих издержек, фирма получает экономическую прибыль; если цена меньше средних общих издержек, фирма терпит убытки. Если цена продукции равна средним общим издержкам, то фирма находится в состоянии равновесия, не получает ни прибыли, ни убытков, ее выручка равна общим издержкам. В экономическом анализе широко используется понятие предельных издержек (MC). Предельные издержки равны дополнительным, или добавочным, издержкам на производство еще одной единицы продукции. Например, фирма увеличивает производство со 100 до 101 единицы продукта. Известны общие затраты для производства обоих объемов производства. Предельные издержки на производство дополнительного 101-го продукта определяются разностью общих затрат фирмы на производство 101 изделия и общих затрат на производство 100 изделий. В приведенном определении предельных издержек объем выпускаемой продукции изменяется на еще одну единицу продукции. Если продукция делима и ее выпуск изменяется не на единицу, а на некоторый объем ∆Q, то определяют изменение общих затрат ∆TC. В данном случае предельные издержки измеряют отношением прироста общих издержек к вызвавшему его приросту выпуска: Изменение общих издержек можно определить по изменению общих переменных издержек. Так как постоянные издержки фирмы при производстве любого объема равны одной и той же величине, а общие издержки равны сумме постоянных и переменных, то изменение общих издержек равно изменению переменных. Используя понятие предельных издержек, можно всегда определить, какой объем дополнительных ресурсов придется израсходовать для последовательного расширения производства на одну, две и т.д. единицу изделий, сравнить предельные издержки с выручкой от реализации каждой дополнительной единицы изделия. Предельные издержки учитывают, принимая решения относительно того, какой объем продукции следует производить. На величину общих и средних издержек фирмы оказывают влияние два основных фактора: применяемая технология и цены ресурсов. Использование новой эффективной технологии позволяет снизить затраты.
Прибыль: сущность и ее формирование Прибыль образуется в результате реализации продукции. Ее величина определяется разницей между доходом, полученным от реализации продукции, и издержками (затратами) на ее производство и реализацию. Общая масса получаемой прибыли зависит, с одной стороны, от объема продаж и уровня цен, устанавливаемых на продукцию, а с другой — от того, насколько уровень издержек производства соответствует общественно необходимым затратам. Все эти факторы, влияющие на величину массы прибыли, являются функцией многих условий. Так, во-первых, объем продаж зависит от эффективности осуществления коммерческой работы: от умения создавать выгодные условия для реализации своей продукции, т.е. организовать рекламу, сбыт, сформировать ценовую и товарную политику и т.д.; во-вторых, уровень издержек производства зависит от рациональности организации производства и труда, выбранной технологии, технической оснащенности предприятия. Вместе с тем прибыль на предприятии зависит не только от реализации продукции, но и от других видов деятельности, которые ее либо увеличивают, либо уменьшают. Поэтому в теории и на практике выделяют так называемую «балансовую прибыль». Ее название говорит само за себя. Она состоит из прибыли от реализации продукции (выручка от реализации продукции без косвенных налогов минус затраты (расходы) на производство и реализацию продукции) плюс внереализационные доходы (доходы по ценным бумагам, от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду и т.п.) минус внереализационные расходы (затраты на производство, не давшее продукции, на содержание законсервированных производственных мощностей, убытки от списания долгов и т.д.). Кроме того, выделяется валовая прибыль, которая представляет собой балансовую прибыль за минусом финансового результата от операций с основными фондами (средствами), нематериальными активами и иным имуществом. Во всех странах с рыночной экономикой прибыль облагается налогом. Поэтому на практике принято выделять налогооблагаемую прибыль. Последняя представляет собой валовую прибыль за вычетом доходов по видам деятельности, освобожденной от налогообложения. В результате на предприятии, как это принято называть в теории и на практике, остается так называемая чистая прибыль. По своей величине она представляет налогооблагаемую прибыль за минусом налога на прибыль. Из чистой прибыли предприятие выплачивает дивиденды и различные социальные налоги и образует фонды. В результате остается нераспределенная прибыль. Она предназначена для капитализации, т.е. для реинвестирования в производство. По своему экономическому содержанию она является одной из форм резерва собственных ресурсов предприятия, обеспечивающих его производственное развитие. В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая практика, имеется два основных источника получения прибыли. Первый — это монопольное положение предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает проведение постоянной новации продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольную политику государства и растущую конкуренцию со стороны других предприятий. Второй источник связан с производственной и предпринимательской деятельностью, поэтому касается практически всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения постоянно адаптировать под него развитие производства. Величина прибыли в данном случае зависит: во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом); во-вторых, от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставок, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживание и т.д.); в-третьих, от объемов производства (чем больше объем продаж, тем больше масса прибыли); в-четвертых, от ассортимента продукции и снижения издержек производства. Получение прибыли в условиях рынка всегда связано с риском — над предприятием постоянно висит угроза потерять вложенный капитал целиком или частично. Именно поэтому в теории и на практике используется понятие «предпринимательская прибыль», которая по своей величине должна быть больше, чем процент, получаемый по вкладам в банк. Величина предпринимательской прибыли определяется с учетом стратегии развития предприятия, которую принимает его руководство и собрание акционеров. При расчете нормальной предпринимательской прибыли учитываются: • затраты, обеспечивающие нормальное расширенное воспроизводство (сложившиеся в отрасли), — капитальные вложения в основные фонды и прирост оборотных средств; • затраты из прибыли, направленные на развитие НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), обеспечивающие НТП; • текущие затраты на социальные нужды, финансируемые из прибыли; • отчисления в различные ассоциации, объединения; • выплата дивидендов по акциям; • отчисления налогов, уплачиваемых за счет прибыли; • затраты на жилищное и другое социальное строительство. В предпринимательских издержках (цене товара) также учитывается налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, которые, по существу, являются для предприятия издержками, поскольку оно вносит их сумму в бюджет. В предпринимательские издержки также входят таможенные пошлины, тарифы и сборы в размерах, установленных законодательными актами и постановлениями правительства. И наконец, в них включаются альтернативные или вмененные издержки, под которыми понимаются потери или упущение возможности в результате отказа от каких-то других альтернативных решений. Приведем условный пример неявных издержек. Допустим, предприятие располагает суммой 10 млн руб. (А), которое оно хочет вложить в расширение производства. Проведение расчета показало, что предприятие при затратах 10 млн руб. получит дополнительно продукции на 11 млн руб., т.е. прибыль (М) составит 1 млн руб., или 10% к вложенному капиталу: (1) Между тем если бы предприятие положило эти деньги на депозитный счет в банке при 12% годовых, то оно получило бы 1,2 млн руб. за счет начисленных процентов. Следовательно, при расчете вмененных, альтернативных издержек предприятию необходимо учесть 0,2 млн руб. упущенной выгоды. Существует целый ряд эпизодических затрат, которые уменьшают прибыль в момент своего возникновения. Примером таких затрат могут быть маркетинговые и административные расходы. К сожалению, действующие правила не всегда признают эти расходы. Например, расходы на рекламу учитываются в затратах предприятия согласно определенным нормативам. Если же норматив превышен, величина этого превышения возмещается за счет оставшейся после уплаты налогов прибыли. Анализ прибыли и ее формированияПоскольку получение прибыли является необходимым условием стабильного развития предприятия, то каждый хозяйствующий субъект стремится получить как можно большую ее величину. Успешная реализация этой задачи предполагает необходимость управления процессом формирования прибыли, включающим в себя как выявления резервов ее роста, так и ее использования. Исходным положением в его осуществлении является проведение аналитических расчетов по определению желаемой величины прибыли. Эти расчеты следует вести в рамках принимаемого плана производства и реализации продукции и финансового плана. В этом случае схема работ может быть представлена так, как показано на рис. 1. Из схемы следует, что прибыль исчисляется как разность между плановой суммой выручки от продаж (без налога на добавленную стоимость и акцизов) и плановой величиной себестоимости товарной продукции, управленческих и коммерческих расходов: (2) где Мр — прибыль от реализации, руб.; Вр — выручка от реализации, руб.; Ст — себестоимость товарной продукции, руб.; Pv — общая сумма управленческих расходов, руб.; Рк — общая сумма коммерческих расходов, руб. Вместе с тем при планировании прибыли важно стремиться к ее максимизации. Это сложный процесс, поскольку ее величина зависит от объема продаж и ассортимента продукции, уровня издержек производства и цены за единицу продукции, устанавливаемой предприятием, и каждый из них в свою очередь в своем формировании зависит от многих факторов. На практике и в теории применяются различные методы расчета прибыли и ее максимизации. Основными из них являются: 1) использование предельных величин: предельной прибыли, предельного дохода и предельных издержек; 2) проведение расчетов на основе маржинального дохода и производных от него величин; 3) формирование прибыли на основе условий безубыточности; 4) использование параметрических уравнений. |
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.