Многие аналитики обращают
внимание на тот факт, что “шоковая терапия” фактически была осуществлена за
счет основной массы общества, в ущерб его благосостоянию. Об этом
свидетельствуют такие явления, не укрывшиеся от внимания западных
исследователей, как падение реальной заработной платы и уровня жизни,
сокращение средней продолжительности жизни и др. М.Интрилигейтор, например,
отмечает, что снижения уровня инфляции в России удалось добиться большей частью
за счет невыплаты заработной платы. По его мнению, экономический упадок в
России может привести к социальной и политической нестабильности и даже
возвращению своего рода авторитарного управления.
Все это в конечном итоге
отразилось и на самих реформах. Как отмечают американские эксперты, важнейшая
черта экономики переходного периода состояла в снижении реальной заработной
платы, одним из последствий которого стало резкое и длительное падение
экономической активности. Оно оказалось намного серьезнее, чем предсказывали
экономисты, и не могло быть объяснено лишь крушением командной системы. За счет
массированного перераспределения доходов, вызванного либерализацией цен и
инфляцией, возникли динамичные изменения совокупного спроса, которых не
предвидели реформаторы. Вместе с сокращением реальных доходов внутренний спрос
упал до неожиданно низкого уровня. “Ирония судьбы заключалась в том, что в
результате падения реальных доходов предприятия лишились рынков для своей продукции.
Соответственно, совокупный внутренний продукт упал значительно ниже
потенциального предложения... Полученное в итоге сочетание инфляции (вызванной
как ростом издержек, так и ростом заработной платы) и падения производства
означает, что стагнация в ее крайней форме, очевидно, сохранится, тогда как
комплексные производственные связи, созданные на протяжении десятилетий
планового хозяйства, продолжают разрушаться”.
Профессор Университета
штата Мичиган Т.Вайскопф, осуждая “шоковую терапию”, подчеркивал, что
экономическая стратегия должна включать такой процесс либерализации и
стабилизации, который не допускает падения спроса на отечественную продукцию и
ограничивает усиление неравенства в покупательных способностях различных слоев
населения.
От западных наблюдателей с
самого начала не укрылся упрощенный подход к проблемам и условиям становления,
функцио- нирования и регулирования рыночной экономики. Некоторые из них
предупреждали, что проведение такого подхода в жизнь может навсегда свести
постсоциалистические страны, переживающие переходный период, к положению
слаборазвитой периферии мирового хозяйства и вызвать острые социальные
конфликты. “Предпринимательство может принять форму вымогательства с
использованием угрозы насилия. Увы, кажется, именно такой тип капитализма
процветает в России”, – отмечает Дж.Тобин. Даже умеренные оппоненты проводимой
стратегии и тактики реформ отмечают, что “в Россию пришел грубый, необузданный”
вариант капитализма, который “без введения какого-либо контроля и сдерживания в
виде конкуренции и государственного регулирования отнюдь не лучше старой
централизованной плановой системы”.
В соответствующих оценках и
определениях нет недостатка. Американские специалисты Э.Эмсден,
М.Интрилигейтор, Р.Макинтайр и Л.Тэйлор подчеркивают, что “рыночный
фундаментализм”, взятый на вооружение архитекторами трансформации, однозначно
рассматривавшими наследие социализма как чистый пассив и отвергавшими его
целиком по идеологическим соображениям, имел результатом примитивный
капиталистический эксперимент из времен XVIII в. Но в современных условиях
конкуренции и технического прогресса эта модель свободного рынка просто не
соответствует подобным задачам. “По историческим меркам то, что они пытались
сконструировать, уже устарело. Выбор в качестве модели крайней, примитивной
формы рыночной экономики так и не заложил фундамент для перехода к современной
капиталистической экономике”.
Подобную оценку разделяет и
даже еще более обостряет другой американский экономист, профессор Колумбийского
университета Р.Эриксон, который определяет постсоветскую экономическую систему
как “индустриальный феодализм”, напоминающий экономические отношения в
средневековой Западной Европе на новой технологической базе (дезинтеграция
государства, обособленность хозяйств и регионов, фрагментарная структура
рынков, неопределенность прав собственности, роль личностных связей и др.). Она
унаследовала многие политические, социальные и экономические характеристики
советской системы и представляется как ее своеобразный мутант, результат ее
естественной реакции на радикальную реформу, направленную на создание основ
современной рыночной экономики. Такая система неэффективна с точки зрения
экономического роста и может потребоваться значительно больше времени, чем
ожидалось, для создания институтов современной рыночной экономики.
В особенно резкой форме
сходную точку зрения выразил бельгийский экономист Ж.Нажельс, который еще в
1991 г. употребил термин “дикий капитализм” применительно к той экономической
ситуации, которую наблюдал в транзитивных странах. “Дикий капитализм”
характеризуется абсолютным доверием к законам рыночной экономики в ее чистом
виде, когда любое государственное вмешательство рассматривается как нарушение
саморегулирующихся рыночных механизмов. Негативные социальные последствия
рыночного регулирования считаются той ценой, которую, якобы, следует платить за
повышение эффективности экономики. Если отмена государственных субсидий вызовет
рост цен, то, по мнению сторонников “чистого” рынка, это уменьшит объем спроса
и приведет к восстановлению равновесия, а крах слабых предприятий только
оздоровит экономику. Такова в общих чертах, по мнению Ж.Нажельса, экономическая
доктрина “дикого капитализма”, который ведет к усилению различий в доходах,
порождает серьезные социальные и региональные диспропорции.
Л.Клейн отмечает, что в
самой теоретической постановке вопроса архитекторами рыночных реформ,
отвергавшей в переходный период все элементы социализма, “понятиям социального
равенства, справедливости при распределении богатства отводится второстепенная
роль”. Эту же мысль развивает П.Реддавей. Крупномасштабная приватизация, пишет
он, была осуществлена методами, которые, если не в теории, то на практике,
игнорировали социальную справедливость. В результате значительная часть активов
по дешевке была приобретена директорами бывших государственных предприятий, а
также предпринимателями, вышедшими из теневой экономики и имевшими тесные связи
с коррумпированной верхушкой. Особенно важными оказались события 1995 г., когда
с помощью схемы кредитов под залог акций финансовым олигархам была дана
возможность присвоить важнейшие государственные активы при минимальных или
нулевых затратах.
Между тем Л.Клейн обращает
внимание на важность социального аспекта для конечного результата. Быстрое
возникновение крайне неравномерного распределения доходов и имущества,
сопряженное с ускоренной приватизацией и введением рыночного механизма,
“нежелательно, поскольку для нормального функционирования системы как в период
перехода, так и после него необходимо сотрудничество совместно работающих
людей. Примечательной чертой успешно развивающихся стран Азии является
достижение ими показателей относительно справедливого распределения доходов и
имущества”.
Добавим, что такая ситуация
чревата и другими весьма далеко идущими последствиями, а именно подрывом
человеческого капитала, его бегством из наукоемких отраслей, составляющих
потенциал будущего развития экономики страны, и даже из нее самой, о чем
убедительно говорят М.Интрилигейтор и его соавторы. Неизбежно возникает вопрос,
каковы же результаты десятилетнего реформирования. Фактически единственным
положительным моментом “шоковой терапии” признается то, что она обеспечила
невозможность возврата к старой экономической системе. В то же время успешная
реализация тех инструментальных задач, которые составляли сущность
трансформации согласно концепции “Вашингтонского консенсуса” и радикальных
реформаторов (снижение инфляции, ликвидация бюджетного дефицита, полная
либерализация внутренней и внешней торговли, осуществление массовой
приватизации, даже с учетом наметившегося в 2000 г. экономического роста),
является лучшим доказательством их ограниченности. Согласно Дж.Стиглицу, набор
необходимых инструментов и целей развития значительно шире того, что
предлагалось “Вашингтонским консенсусом”. Целями развития являются повышение
уровня жизни, в том числе улучшение систем здравоохранения и образования,
сохранение природных ресурсов и окружающей среды, развитие демократии и участия
в процессе принятия решений. Если выразить сущность реформы другой триадой:
“рыночная экономика – эффективность – экономический рост”, то оценки,
естественно, будут другими.
Профессор А.Ослунд (Фонд
Карнеги за международный мир), ставший одним из соавторов и защитников
программы радикальных реформ, придерживается точки зрения, что, учитывая
демократизацию государства, ликвидацию государственной собственности и
бюрократической координации, распределение ресурсов на основе рыночных
принципов, монетизацию экономики и ужесточение бюджетных ограничений,
российская экономика уже стала рыночной. Однако в этом вопросе мнения
экономистов коренным образом расходятся. Те аргументы и критерии, которые
используются одними экономистами для доказательства успешности реформы, другими
рассматриваются либо как по меньшей мере спорные, либо как не являющиеся
доказательством существования рыночной экономики. Большинство придерживается
точки зрения о явной прежде- временности подобного вывода, доказывая это с
помощью различных аргументов, прежде всего анализа сущности рыночной экономики.
Сам А.Ослунд, возвращаясь в работе, опубликованной в 1999 г., к этому вопросу,
вынужден признать, что основными пунктами повестки дня были дерегулирование,
стабилизация и приватизация, но окончательные выводы относительно этого
содержания реформ сделать невозможно, поскольку слишком мало было фактически
проведено в жизнь. По мнению Р.Эриксона, А.Ослунд показал лишь то, что
командная экономика действительно разрушена, но это вовсе не означает, что
структура и функционирование российской экономики соответствуют рыночной
системе.
“Шоковая терапия” открыла
путь иным способам регулирования макроэкономических процессов, отличным от
бюрократической координации, но вовсе не обязательно рыночным. Разрыв с прошлым
еще не означает, что распределение ресурсов осуществляется по рыночным законам
и ценам, стабилизация денежной системы не ликвидировала краткосрочных
спекуляций и утечку капиталов и не стимулировала инвестиции, рынки капиталов не
сложились и не способны привлекать инвесторов, дисциплинировать менеджеров, финансировать
домашние хозяйства и обеспечивать формирование новых предприятий и т.д.
Главный аргумент в пользу
таких оценок – отсутствие конкуренции. “Ни либерализация экономики, ни
стабилизация, ни приватизация... не смогли привести Россию к рыночной экономике”,
– отмечает профессор Университета Пьера Мендес-Франса (Гренобль, Франция)
И.Самсон. Он доказывает это, проводя различие между монетарной экономикой и
рыночной экономикой, сводя, однако, это различие в конечном счете опять-таки к
конкуренции. “Если “капитализм” характеризуется господством рентных отношений,
отсутствием конкуренции и взаимовлиянием власти и экономики, что тогда остается
от рыночной экономики?”, – спрашивает И.Самсон.[1]
Высокая инфляция и методы
противодействия ей: границы разногласий "монетаристов" и
"кейнсианцев". Итак, политика поощрения спроса (например,
кейнсианские методы) уместна при инфляции любого вида, если краткосрочные
критерии выбраны (по тем или иным основаниям) в качестве приоритетных.
Сокращение предложения денег (на российском политическом жаргоне именуемое
"монетаризм") в принципе также пригодно в обоих случаях, если
выбраны, наоборот, долгосрочные критерии.
Однако убедить общество в
необходимости сделать выбор в пользу долгосрочных критериев в условиях инфляции
издержек значительно труднее, чем в условиях инфляции спроса: период
дезинфляции, сопровождающийся спадом, в первом случае наверняка окажется более
продолжительным, чем во втором.
Впрочем, отличить один
источник инфляции от другого на практике не всегда легко. С одной стороны,
любое (по происхождению) повышение издержек в конечном счете упирается в
спросовые ограничители и для своего продолжения нуждается в увеличении денежной
массы, т.е. в повышении спроса.
С другой стороны,
неравномерность повышения цен в условиях уже раскручивающейся инфляции спроса
автоматически ставит одни предприятия в положение, при котором они
"генерируют" инфляцию издержек по отношению к другим. И такое
"разделение труда" между предприятиями и секторами вовсе не
обязательно закрепляется на сколько-нибудь продолжительное время.
Все сказанное справедливо
при умеренной инфляции. Высокая и длительная инфляция делает определение
удельного веса собственно инфляции издержек еще более проблематичным, ибо
последняя становится мощным фактором, провоцирующим инфляцию спроса и наоборот.
Высокая инфляция именно потому "сама себя кормит", что постоянно
воспроизводит обусловленность двух источников инфляции друг другом, а
преобладающий в этих условиях механизм ценообразования по принципу
"издержки плюс надбавки" (markup pricing) делает их просто
неразличимыми.
Иначе говоря, высокая
инфляция выдвигает на передний план совершенно другие проблемы. В этих условиях
и "кейнсианцы" и "монетаристы", отложив концептуальные
споры на "умеренно-инфляционное" будущее, будут вести себя одинаково
- требовать сокращения денежной массы в обращении, чтобы это будущее
приблизить.[2]
Кейнсианская политика (как
и любая иная политика поощрения спроса) альтернативна монетаризму (или любой
иной политике, поощряющей предложение) вовсе не как метод борьбы с инфляцией,
но как метод стимулирования экономического роста (и высокой занятости) в
условиях умеренной - еще не выросшей или уже сниженной - инфляции.
В первом случае
экономическая политика рассчитывает добиться решения названной задачи в
краткосрочном периоде с помощью повышения инфляции (но не может гарантировать
продолжение роста в долгосрочном), тогда как во втором - решение задачи в
долгосрочном периоде и с помощью подавления инфляции (но гарантирует спад в
краткосрочном).
По отношению к инфляции
кейнсианская политика начинается со слов: "позволим инфляции вырасти до 6%
в год". И уместна она ровно в той мере, в какой уместны эти первые слова.
Поэтому даже если считать спорным вопросом успешность монетаристской политики в
достижении экономической стабилизации там, где исходным пунктом была инфляция в
сотни, тысячи и десятки тысяч процентов в год, то успешность кейнсианской политики
при таких исходных условиях споров вызывать не может, ибо таких случаев просто
не было. Никогда и нигде.
В условиях России, когда
уровень инфляции в 6% в год никак нельзя достичь путем ее повышения, вспоминать
Кейнса просто нелепо! Поэтому "антимонетаристское" предложение
некоторых российских экономистов, которое даже самый непримиримый враг
монетаризма из западных кейнсианцев счел бы недопустимо проинфляционным, а
именно, предложение "удерживать инфляцию в России на уровне 5-6% в месяц"
выглядит - по сравнению с ее средним уровнем 1992-95 гг. - до неприличия
"монетаристским".
Отсюда можно сделать вывод:
после того, как будет достигнут устойчивый уровень инфляции в 3-4% в год, можно
будет вернуться к дискуссии на тему: "терпеть ли и дальше спад (или,
скажем, слишком медленный рост) производства, жестко удерживая инфляцию на
достигнутом уровне и ожидая надежного подъема несколько позже, или, обратившись
к кейнсианским методам, допустить ее повышение до 6% в год?".
Следовательно, вопрос о
применимости монетарных методов в сегодняшней России можно сформулировать так:
"Пригодны ли монетарные методы для создания в России условий, необходимых
для того, чтобы у почитателей политики поощрения спроса (кейнсианской или иной)
появились, наконец, реальные шансы ее реализовать?"
Соответственно, возникает и
новый вопрос: что же сегодня может рассматриваться как альтернатива монетаризму
(денежным методам) в деле борьбы с инфляцией, если кейнсианство (и другие
методы поощрения спроса) на эту роль не годится?
Инфляция издержек: факторы
несовершенства рынка.
Предположим, что общая
структура цен "отдельно взятой" страны более или менее соответствует
структуре цен мирового рынка. Другими словами - в экономике отсутствуют
глубокие структурные диспропорции. Исходным пунктом инфляции издержек может
быть рост цен на любые промежуточные товары, однако чаще всего в качестве
таковых оказываются сырьевые ресурсы и энергоносители. Другим источником
инфляции издержек может быть рост заработной платы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|