Подчеркивалась и опасность
инфляции для процесса перехода к рыночной экономике. Оценивая деятельность
правительства Е.Гайдара, Дж.Сакс и Д.Липтон отмечали, что в России было начато
осуществление радикальной программы приватизации, либерализированы цены и
предприняты фундаментальные правовые реформы. Одновременно отмечалось, что
гиперинфляция, которая, по их мнению, имела исключительно монетарные корни и
могла “превратить этот переход из упорядоченного процесса в опасный хаос”,
поставила все это под угрозу. Для ликвидации угрозы гиперинфляции предлагались
меры монетаристского характера, прежде всего прекращение субсидирования
неэффективных предприятий, сокращение бюджетных расходов. Несмотря на
постоянный “рукопашный бой” с противниками, отмечает Дж.Сакс, реформаторы
чрезвычайно многого добились. Положительными результатами он считает
конвертируемость рубля, ослабление системы государственного регулирования и
контроля. Приватизация (имелся в виду ее первый этап) создала основу для
формирования нового среднего класса и класса предпринимателей, а также для
реальной структурной перестройки многих предприятий. Рынок начал работать, хотя
и находится в зачаточном состоянии. Дефициты в большей мере устранены. Удалось
предотвратить гиперинфляцию. В целом, общее направление реформ было выбрано
правильно и при поддержке Запада у России были хорошие перспективы развития
капитализма и демократии.
Первый заместитель
исполнительного директора МВФ С.Фишер и сотрудник исследовательского отдела МВФ
Р.Сахай, проводя сравнения переходных процессов в различных странах, приходят к
выводу, что главные факторы успешности реформ – быстрота и последовательность в
их осуществлении. По их мнению, резкое сокращение доходов госбюджета и
вынужденное урезание расходов “подорвали способность властей проводить
реформы”. Причем именно пример России показывает, что сочетание стойкого
бюджетного дефицита и медленных структурных реформ делает невозможной
устойчивую стабилизацию. Зато отмечаются успехи в снижении инфляции. При этом
специалисты МВФ утверждают, что в первоначальном плане реформ присутствовал ряд
важных элементов, в том числе правовая реформа, которые не были реализованы.
Также предполагалось, что процессы институциональных реформ и реструктуризации
предприятий займут значительно больший период времени.
Другая группа экономистов
оценивают идею и методы, а также и результаты “шоковой терапии” весьма
негативно, многие реформаторские меры, считавшиеся успешно реализованными,
рассматриваются ими как ошибки и просчеты, вызвавшие отрицательные последствия
и замедление реформ. Прежде всего это относится к спонтанной либерализации цен
и мерам монетарной политики, направленной на подавление инфляции. Характерным
является высказывание лауреата Нобелевской премии Дж.Тобина, который прямо
указывает, что “профессиональные западные советники по вопросам управления
переходом посткоммунистических государств к рыночному капитализму – экономисты,
финансисты, руководители бизнеса, политики – способствовали появлению ложных
ожиданий. ...Советы давались в одном направлении: демонтируйте инструменты
коммунистического контроля и регулирования, приватизируйте предприятия,
стабилизируйте финансы, уберите с дороги правительства и наблюдайте, как
рыночная экономика вырастет из пепла. Оказалось, что все не так просто”.
Дж.Тобин отмечал, что
финансовая стабилизация, на которой настаивали иностранные советники, на
практике означает балансирование государственных бюджетов, ограничение кредитов
государственного банка и денежной эмиссии, дерегулирование финансовых сделок и
стабилизацию валюты. “Все это, конечно, необходимо для предотвращения или
прекращения гиперинфляции. Однако опасной ошибкой является вера в то, что
монетарная стабильность представляет собой достаточное условие для оживления производства,
перестройки промышленности и достижения необходимой реаллокации ресурсов”.
По мнению ряда американских
специалистов, политика переходного периода, проводившаяся в жизнь в странах
бывшего СССР и Восточной Европы, в каждой из них имеет свои особенности, но в
целом она не соответствовала уже достигнутому ими достаточно высокому уровню
индустриального развития и, в то же время, олигополистической структуре
мирового рынка 90-х годов. Конкретно это выразилось в том, что “шоковая
терапия” была чрезмерно инфляционной, вызвала стагнацию или коллапс
производства, деиндустриализацию значительной части региона.
Касаясь проблемы инфляции и
ее влияния на экономический рост, бывший вице-президент и до января 2000 г.
главный экономист Всемирного банка Дж.Стиглиц и сотрудник Института
экономического развития при Всемирном банке Д.Эллерман отмечают, что ее
сокращение до уровня ниже 20% если и дает, то очень незначительный выигрыш в
производительности и экономическом росте, в то время как издержки таких
действий весьма велики. Так, чрезмерное ужесточение кредитно- денежной политики
послужило одной из причин увеличения неплатежей и бартерного обмена, который
может оказаться еще более разрушительным для ценовой системы, чем инфляция.
Специалисты Всемирного банка обращают внимание на тот факт, что в странах
Центральной и Восточной Европы с наиболее высокими темпами роста были отнюдь не
самые низкие показатели инфляции. Таким образом, спад частично связывается с
антиинфляционной, а в России и с валютной политикой. Завышенный валютный курс
поддерживался ростовщическими процентными ставками, которые заблокировали
инвестиции и предпринимательскую активность. Как и многие другие авторы,
Дж.Стиг-лиц и Д.Эллерман связывают подъем последнего времени (в частности, в
импортозамещающих отраслях) с девальвацией 1998 г.
В целом ряде работ
“монетаристская догма”, согласно которой увеличение денежной массы всегда ведет
к инфляции, и рекомендации МВФ были подвергнуты критике. Профессор
Массачусетского университета (США) Д.Котц положительно оценил наметившиеся в
1998 г. тенденции к погашению задолженности по заработной плате и пенсиям, а
также по платежам поставщикам, и возможность финансирования этих расходов за
счет увеличения денежной массы, что, по его мнению, должно привести к росту выпуска
товаров. Он отмечал, что основа антикризисной программы состоит, по существу, в
отказе от российского неолиберального эксперимента, результатом которого
явились многолетнее падение государственных расходов и такое значительное
ограничение денежной массы и кредита, что половина всех сделок осуществляется с
помощью бартера.
Многие специалисты
предупреждали, что стратегия “шоковой терапии” чревата массовой безработицей и
депрессией совокупного спроса, что будет оказывать дестимулирующее воздействие
на потенциальных предпринимателей и инвесторов. При этом, в условиях, когда
отсутствуют позитивные программы обеспечения занятости высвобождаемых
работников, они продолжают использоваться и оплачиваться в устаревших и
непроизводительных видах деятельности.
По мнению профессора
экономики и политологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (США)
М.Интрилигейтора, “шоковая терапия” как попытка России совершить переход к
рыночной экономике потерпела “шокирующий провал”. Анализируя ее отдельные
элементы – стабилизацию, либерализацию, приватизацию (подход СЛП), он отмечает,
что они дали результаты, сильно отличающиеся от тех, на которые рассчитывали
инициаторы этой политики.
Макроэкономическая
стабилизация не только не стабилизировала экономику, но привела к сочетанию
спада промышленного производства и инфляции, обесценения рубля и долларизации
экономики. Инфляция уничтожила сбережения и не дала возможности подняться
среднему классу. Среди других последствий – истощение инвестиций с вытекающей
отсюда эрозией основного капитала и “бегством” накоплений, намного превышающим
по своим объемам помощь, полученную Россией от Запада. Либерализация цен
привела к тому, что в российской действительности цены вопреки теории
устанавливаются не столько рынками, сколько монополиями, мафиозными
группировками и коррумпированными чиновниками. Такая либерализация при
отсутствии эффективной приватизации и конкуренции ведет не к эффективному
производству, а к созданию условий для обогащения лиц, находящихся у власти.
Приватизация, в результате которой новыми собственниками оказались бывшие
менеджеры госпредприятий, обусловила появление частных монополий с
соответствующим монополистическим поведением и стремлением новых собственников
к получению личных краткосрочных выгод даже за счет ликвидации активов. Урок,
который следует извлечь из российской приватизации: проведение последней без
должного правового регулирования и действенной юридической системы создает
стимулы не к росту эффективности, а к криминализации экономики. К этому мнению
в той или иной степени присоединяются большое число аналитиков.
Профессор Гарвардского
университета М.Голдман, стоящий на более умеренных позициях и признающий, что
радикальные реформаторы сделали достаточно много для перестройки правовой
системы, адаптировав ее к рыночным условиям, отмечает, что они не вняли
“предупреждениям бывших советологов относительно того, что шоковая терапия
срабатывает должным образом лишь в том случае, когда страна располагает
эффективной инфраструктурой и рыночными институтами, включая конкуренцию,
механизм банкротства, гражданский кодекс и суды, антимонопольное
законодательство”. Они, по его мнению, не совсем ясно представляли, что
принятие новых законов отнюдь не означало их обязательного исполнения. На это,
как и на освоение новых правил бизнеса, новых норм поведения, изменение
культуры предпринимательства требовалось время. Поэтому “шоковая терапия”,
введенная сразу после падения существовавшего строя, обрекалась на неудачу, по
крайней мере, отмечает профессор Университета Джорджа Вашингтона (США)
П.Реддавей, она была преждевременной. Однако последователи философии “шоковой
терапии” и лежащей в ее основе теории рационального выбора, которая игнорирует
культурные и исторические факторы как не относящиеся к делу, этого не учли. Критики
указывали, что либерализация, проводимая до демонополизации и приватизации,
неизбежно ведет к опасному перераспределению доходов, что отрицательно
сказывается на объеме и структуре совокупного потребительского спроса, вызывает
снижение спроса на отечественную продукцию, а также отрицательно влияет на
объем сбережений. Все это усиливает депрессию и затрудняет рыночные реформы.
Проблема заключается в том,
что “шокотерапия” разрушила институты социалистической экономики, но не создала
институтов экономики рыночной. Возникший вакуум заполнили институты, являющиеся
в значительной степени криминальными. М.Интрилигейтор видит выход в
альтернативном “подходе ИКП”: институты, конкуренция, правительство. Его
эффективность подтверждается опытом Китая, который пошел не столько по пути
приватизации госпредприятий, сколько поощрения создания новых частных
предприятий.
Американский, в прошлом
советский, экономист И.Бирман считает, что при анализе экономических реформ
наибольшую трудность представляет оценка степени их результативности, поскольку
не выработаны ее критерии, наиболее важным из которых он считает формирование
основ капиталистической экономики. Однако российские реформаторы, по его
мнению, придают большее значение финансовой стабилизации, темпам инфляции и т.п.
Эти критерии важны, но не могут служить главными индикаторами успеха реформ.
Более существенны результаты приватизации, скорость проведения реформ, динамика
жизненного уровня основной массы населения, а также такие дополнительные
показатели, как увеличение численности среднего класса, рост внутреннего
производства, масштабы монополизации, внешняя задолженность и т.д.
И.Бирман выделяет следующие
“драматические ошибки” монетарной и финансовой политики правительства
Е.Гайдара:
- сокращение бюджетных
расходов, которое привело к уменьшению количества денег в обращении, кризису
неплатежей, ухудшению положения населения, росту доходов мафиозной экономики;
- ограничение сферы
государственного управления предприятиями, которые продолжали оставаться в
собственности государства;
- “ликвидация” сбережений
населения, которая вызвала резкий скачок цен и от которой пострадали миллионы
людей. Профессор Новой школы социальных исследований (США)
Л.Тэйлор, рассматривая
итоги первых лет переходного периода, критикует “господствующую ортодоксию”,
отмечая, что лежащий в ее основе принцип, отвергающий вмешательство государства
в рыночные процессы и провозглашающий энергичное осуществление внутренней и
внешнеторговой либерализации, не находит исторического подтверждения. Ни одной
экономике не удалось достичь в таком режиме устойчивого роста производства. По
его мнению, разумное государственное вмешательство в рыночные процессы –
начиная с проблем макроэкономического управления и кончая политикой роста – в
переходный период абсолютно необходимо. “Максимум, достижимый на основе
ортодоксальной политики, – подготовка почвы для лучшего функционирования
экономики путем избавления от крайне деформированной системы цен и
подталкивания правительства к фискальной честности. Но этого недостаточно для
подавления инфляции или обеспечения роста производства при справедливом
распределении доходов”.
Развернутый анализ “шоковой
терапии” содержится в докладе группы американских экономистов, а также в
работах Дж.Стиглица и многих других.
Дж.Стиглиц видит главные
недостатки подхода, воплощенного в “Вашингтонском консенсусе”, в использовании
ограниченного набора инструментов (включающего макроэкономическую стабилизацию,
либерализацию торговли и приватизацию) для достижения относительно узкой цели –
экономического роста, в его недостаточности и отсутствии комплексности,
игнорировании таких факторов, как наличие надежных финансовых рынков и
действенное финансовое регулирование; политика, направленная на поддержание
конкуренции; меры по стимулированию передачи технологии и усилению
“прозрачности” рынков и многие другие. Если экономика не конкурентоспособна,
отмечает Дж.Стиглиц, выигрыш от либерализации и приватизации будет растрачен
из-за рентоориентированного поведения, а не направлен на создание общественного
богатства. Если государственные инвестиции в человеческий капитал и передачу
технологий окажутся недостаточными, рынок не сможет восполнить их нехватку.
Дж.Стиглиц отстаивает позицию, согласно которой макроэкономическая политика не
должна сводиться к одностороннему упору на ограничение инфляции и бюджетного
дефицита. По его мнению, “нельзя путать средства и цели; главное – формирование
соответствующей системы регулирования, а не финансовая либерализация”. Более
того, экономические результаты обусловлены не столько проводимой экономической
политикой, сколько качеством институциональной системы. “Именно институты
определяют ту среду, в которой функционируют рынки”.
Исследование, проведенное
Всемирным банком, также показало, что успехи экономического роста связаны не
только с макроэкономической стабилизацией или приватизацией. Необходимы, в
частности, надежная финансовая система, в создании и поддержании которой велика
роль государства, эффективное распределение финансовых ресурсов, эффективная
инвестиционная и конкурентная политика и многое другое.
Оценивая итоги политики
макроэкономической стабилизации, специалисты сходятся в том, что нельзя сводить
ее исключительно к поддержанию относительного финансового равновесия с помощью
контроля над денежным предложением, балансирования государственного бюджета
преимущественно за счет сокращения его расходов, сдерживания инфляции. Лауреат
Нобелевской премии Л.Клейн считает обязательными критериями стабилизации также
высокий уровень занятости, стабильно высокие темпы роста на уровне не менее 5%
в год, справедливое распределение доходов и собственности, обеспечение
населения основными видами социальных услуг. Что касается борьбы с инфляцией,
то, по мнению Л.Тэйлора, ее нельзя отрывать от мер по обеспечению роста производства.
Это мнение, отличное от шаблонного, по его выражению, подхода, разделяется
большинством авторов. При этом стратегия роста должна основываться на развитии
внутреннего рынка, использовании национальных ресурсов и национального спроса.
Исторический опыт свидетельствует о том, что даже страны с открытой экономикой,
где были созданы условия для сбережений, инвестиций, освоения новых технологий
и роста в частном секторе, не отдали эти процессы на откуп нерегулируемому
рыночному режиму.
Профессор Гарвардского
университета (США) и Коллегиум Будапешт (Венгрия) Я.Корнаи, подвергший
определенной переоценке свои первоначальные взгляды на проблемы
макроэкономической стабилизации, признает, что слишком много внимания уделялось
тому, чего можно достичь быстро, реализуя “пакет” радикальных мер, и слишком
мало – тому, как укрепить достигнутое и обеспечить долговременное улучшение.
Говоря о неустойчивости макроэкономической ситуации в России и других странах с
переходной экономикой, он подчеркивает: чтобы рост был устойчивым, необходима
глубокая, всеобъемлющая программа институциональных реформ. Легко улучшить
состояние бюджета, повысив ставки налогов, но для длительного улучшения
ситуации требуются радикальная налоговая реформа, расширение базы
налогообложения, работоспособная система сбора налогов, а также реформа
государственных расходов. Относительно легко объявить национальную валюту
конвертируемой, но намного труднее организовать эффективную систему
международных расчетов, наладить тесные связи между отечественной и
международной банковскими системами и гарантировать соблюдение международных
платежных соглашений. Проблема заключается не в темпах и не в степени
радикальности реформ и даже не в выборе главного направления. В России,
отмечает Я.Корнаи, не было создано институциональной системы для поддержания и
укрепления макроэкономического равновесия. “Институциональные реформы можно
проводить лишь шаг за шагом, сериями больших и малых блоков”. Эти аспекты
анализа получили развитие в работах экономистов применительно ко всему
комплексу проблем переходной экономики в концепциях “градуализма” и
“инкрементализма”.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|