Меню
Поиск



рефераты скачать Анализ товарооборота и основных средств торгового предприятия

Применяются разные методы планирования и нормирования товарных запасов: статистический, технико-экономический, нормативный, экономико-математический, причем наиболее применимы первый и второй методы.

Сущность статистического метода планирования и нормирования товарных запасов - анализ товарооборачиваемости и фактических товарных запасов текущего хранения, сложившихся за последние 3-4 года. Величина товарных запасов берется в днях товарооборота. Анализ и выявление сложившихся тенденций проводится как по предприятию в целом, так и по товарным группам. Выявленные при анализе тенденции экстраполируют на плановый период с учетом возможного действия объективных и субъективных факторов.

Статистический метод планирования и нормирования товарных запасов, хотя и прост, но недостаточно совершенен. Основной его недостаток в том, что сложившиеся за ряд лет тенденции переносятся в будущее со всеми присущими им недостатками.

Наиболее часто в торговле применяют метод технико-экономических расчетов, также этот метод применяется и на предприятии ИП «Деревяшкина Т.А.». Суть метода технико-экономических расчетов состоит в следующем: вся масса товарных запасов разбивается на отдельные элементы, соответствующие стадиям пути товаров от момента поступления в торговое предприятие до их реализации конечным потребителем. Планируются и нормируются эти элементы отдельно. Затем определяется норматив товарных запасов как сумма отдельных элементов.

Данные таблицы свидетельствуют о преимущественном росте товарооборота над ростом объема товарных запасов (123,6198121% и 116,5626% соответственно). В результате правильного соотношения ресурсов и результатов произошло повышение скорости реализации. Товарооборачиваемость в числе оборотов увеличилась с 60,75528 тыс. руб. до 64,43367 тыс. руб., то есть на 3,678395 тыс. руб. оборота. Запасоотдача показывает величину товарооборота на средние запасы. Абсолютное увеличение этого показателя составило  3,678395 тыс. руб. Это означает, что товарооборот на каждый рубль запаса повысился на 3,678395 тыс. руб. Запасоемкость обратная величина запасоотдаче, и она показывает, сколько приходится запаса на рубль товарооборота. Запасоемкость уменьшилась на -0,00094%.

Таким образом, увеличение запасоотдачи и сокращение запасоемкости свидетельствует  об эффективном формировании запасов.

 

3.1 Анализ товарных запасов в разрезе товарных групп


Анализ товарных запасов проводят также в разрезе отдельных товарных групп. Динамика товарных запасов в разрезе товарных групп и товаров по торговому предприятию характеризуются данными таблицы 12

Таблица 12 – Анализ товарных запасов магазина «Колорит» за 2005-2006 г.г. по товарным группам

Товарные группы

2005год

Сумма, руб.

2006год

Сумма, руб.

отклонение

Темп отклонения

мягкая мебель

182,2

230,5

48,3

126,50933

мебель для кухни

122

158

36

129,5082

гостиные

312

365

53

116,9872

прихожие

159

173

14

108,805

спальни

214

249

35

116,3551

детские

257

280,5

23,5

109,144

офисная мебель

99

112

13

113,1313

итого

1345,2

1568

222,8

116,5626


Данные анализа показали, что более высокими темпами выросли запасы мебели для кухни (29,5082%) и мягкой мебели – на 26,50933%. Запасы мебели для гостиных увеличились на 53 тыс. руб., что составляет 16,9872% и спальных комнат (с 214 тыс. руб. до 249тыс. руб., что составляет 16,3551%). Увеличилась доля запасов мебели для прихожих, детских комнат и офисной мебели (на 8,805%, 9,144% и 13,1313% соответственно).

По всем группам товаров фактические товарные запасы в сумме за отчетный год значительно выросли на 116,5626%. На данное явление незначительно повлияло улучшение работы предприятия, это увеличение связано в основном с повышением розничных цен на товары.

Итак, рост розничного товарооборота обеспечил ускорение оборачиваемости по всем товарным группам. Увеличение средних запасов привело к замедлению товарооборачиваемости. В магазине «Колорит» произошло замедление товарооборачиваемости, что потребовало дополнительного вовлечения оборотных средств.

Анализ товарных запасов и товарооборачиваемости в торговой организации проводят по каждому предприятию, а внутри их – в разрезе структурных подразделений. Выясняют, как товарные запасы обеспечивают развитие торговли, удовлетворение спроса покупателей и какие имеются резервы их оптимизации, ускорения времени обращения товаров.

Для выявления резервов нормализации товарных запасов, ускорения товарооборачиваемости и прежде всего наличие залежалых и неходовых товаров. Для этого привлекают информацию об уценке и распродаже товаров, оптовой реализации излишествующих товаров, бартерных сделках и т. п. по данным актов переоценки товаров и информации об их распродаже можно изучить целесообразность и эффективность переоценки. Необходимо также проанализировать правильность размещения товарных запасов в магазине. Снизить товарные запасы до оптимальных размеров можно за счет равномерного и частого завоза товаров, совершенствования организации торговли, рекламы, проведения покупательских конференций и выставок-продаж.

 

3.2 Планирование товарных запасов


Планирование товарных запасов производится как в днях оборота, так и в денежном выражении. При этом между данными показателями существует прямая взаимосвязь:

;                    ,

Где Nтз.дн. – норма товарных запасов в днях оборота;

ТЗпл. – плановая сумма товарных запасов, руб.

Расчет нормы товарных запасов в днях представляет собой процесс нормирования товарных запасов, в то время как расчет плановой суммы товарных запасов получил название планирования товарных запасов.

Произведем планирование товарных запасов методом удельных приращений, в основе которого лежит соотношение в темпах прироста товарных запасов и розничного товарооборота. Это соотношение можно назвать коэффициентом эластичности, показывающим, как изменится товарный запас при условии изменения розничного товарооборота на 1%.

,

где L – коэффициент соотношений товарного запаса и розничного товарооборота.

Преобразовав эту формулу, получим:

Таблица 13 – Расчет норматива товарного запаса на конец 2007 года

Год

Товарооборот

Тов. запас

Коэф. Lэ

2004

67353

1456,2

31,49

2005

81728

1345,2

22,14

2006

101032

1568

24,34

Базисный темп изменения коэффициента L, %                                   77,29

Среднегодовой темп изменения коэффициента L, %                         87,92

2007 год

123739,954

1627,1

21,39


На основе таблицы 13 коэффициент L на планируемый год составит:

Lпл. = 24,34 * 87,92 / 100 = 21,39

ТЗпл. =  = 1627,1 тыс. руб.

Таким образом, в планируемом году по сравнению с отчетным годом товарные запасы торгового предприятия должны увеличиться на 59,1 тыс. руб., что составляет 3,8 % от суммы товарных запасов 2006 года.


 

4 Анализ валового дохода


Основным источниками прибыли от реализации является валовой доход от реализации товаров.

Валовой доход равен сумме торговых надбавок.

Валовой доход – это выручка от реализации товаров и услуг (товарооборот) за вычетом затрат на оплату стоимости полученных от поставщиков товаров.

Валовой доход состоит из суммы денежных средств, полученных от реализации товаров, за счет разности между ценой продажи товаров (товарооборотом) и ценой их приобретения. Эта часть валового дохода представляет собой торговую надбавку.

К важнейшим факторам, формирующим объем и уровень валового дохода, относятся :

-    объем, состав и ассортиментная структура товарооборота;

-    условия поставки товаров;

-    экономическая обоснованность торговой надбавки;

-    количество и качество дополнительных услуг.

Увеличение объема товарооборота означает рост массы валового дохода : чем больше продано товаров, тем больше совокупная масса средств, полученных от торговой надбавки.

  Рыночная модель экономики позволяет торговым предприятиям самостоятельно устанавливать надбавки по большинству товарных групп. Важно только найти определенную грань, чтобы, с одной стороны, не допустить потерь в объеме дохода, а с другой – сохранить конкурентоспособные цены.

Торговая надбавка является источником получения прибыли, покрытием издержек предприятия и базой для уплаты налогов.

По ряду социально значимых товаров государство регулирует размеры этих надбавок (хлеб, хлебобулочные изделия, молочные продукты, детские товары и др.)

Качественным показателем валового дохода от реализации является уровень валового дохода:

Сумма валового дохода = сумме торговых надбавок

Увд = (Сумма ВД / То ) * 100 %

Уровень валового дохода показывает размер доходов на один рубль товарооборота.

В таблице 14 приведен расчет валового дохода  магазина «Колорит».

Таблица 14 - Динамика показателей по валовому доходу магазина

Показатель

2005 год

2006 год

Отклонение (-), (+)

Темп отклонения (%)

Товарооборот

81728

101032

19304

123,61981

∑ валового дохода

19589

24635

5046

125,75935

Уровень валового дохода (%)

23,96852976

24,383364

0,4148339

101,73074

Товарооборот на 1 рубль валового дохода

4,172137424

4,1011569

-0,0709805

98,298701

∑ валового дохода на 1 рубль т/та

0,239685298

0,2438336

0,0041483

101,73074


Уровень валового дохода  рассчитывается по формуле:

 =  

 =

Т/от на 1 рубль ВД =  = 81728 / 19589 = 4,1721

Т/от на 1 рубль ВД =  = 101032 / 24635 = 4,1012

∑ВД на 1 рубль Т/та =  = 19589 / 81728 = 0,2397

∑ВД на 1 рубль Т/та =  = 24635 / 101032 = 0,2438

В связи с увеличением товарооборота на 23,62% сумма валового дохода возросла на 5046 тыс. руб. Данные таблицы свидетельствуют о росте суммы валового дохода над товарооборотом: 125,75935% и 123,61981% соответственно. В результате такого соотношения увеличился уровень валового дохода, который показывает долю валового дохода в товарообороте. Его доля повысилась с 23,96852976% до 24,383364%. Относительное увеличение этого показателя составило 0,4148339%, а темп повышения составил 101,73074%. Показателем эффективности формирования валового дохода является величина товарооборота на 1 рубль валового дохода. Этот показатель увеличился с 3,78563 тыс. руб. до 4,2735925 тыс. руб. Абсолютный рост этого показателя составил 0,4879609 тыс. руб., т.е на каждый рубль валового дохода объем товарооборота увеличился на 0,4879609 тыс. руб.. Сумма валового дохода на 1 рубль товарооборота также увеличилась, так как это обратный показатель предшествующему.

Расчеты показали, что на каждый рубль товарооборота сумма валового повысилась на 1,73074%. Таким образом, повысилась ресурсоотдача, что говорит об эффективном формировании валового дохода.

 

4.1 Факторный анализ валового дохода


На валовой доход влияют следующие факторы:

·                   Изменение цен;

·                   Изменение объема товарооборота;

·                   Средний уровень валового дохода.

Для изучения влияния факторов на сумму валового дохода составляют следующие расчеты (таблица 15).

Таблица 15 - Расчет влияния факторов на сумму валового дохода

Фактор

Расчет

Влияние на динамику товарооборота

Влияние товарооборота

(Тф - Тпл)*УВДпл/100

(101032-81728)* 23,96852976/100

4626,884984

за счет изменения цен

(Тф - Тс)*УВДпл/100

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.